Научная статья на тему 'ДОНАЛЬД ТРАМП, НОВЫЙ АВТОРИТАРИЗМ И ДИЛЕММЫ АМЕРИКАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДОНАЛЬД ТРАМП, НОВЫЙ АВТОРИТАРИЗМ И ДИЛЕММЫ АМЕРИКАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИКА / АВТОРИТАРИЗМ / ТОТАЛИТАРИЗМ / ФАШИЗМ / ДЕМОКРАТИЯ / СОПРОТИВЛЕНИЕ / КРИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / EDUCATION / POLITICS / AUTHORITARIANISM / TOTALITARIANISM / FASCISM / DEMOCRACY / RESISTANCE / CRITICAL THOUGHT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гуторов Владимир Александрович

В рецензии на две монографии видного американского ученого, одного из наиболее известных современных представителей западной «критической теории», Анри А. Жиру раскрываются основные аспекты критики авторитарных тенденций в политике США в последнее десятилетие XXI в. В этих работах весьма рельефно обрисовываются образы надвигающегося кошмара и фашистской угрозы. Будучи крупным специалистом в области образования, образовательной политики и технологий, А. Жиру уделяет наибольшее внимание тем угрозам, которые, как ему представляется, могут окончательно уничтожить традиции либерального школьного и университетского образования, формировавшиеся на протяжении нескольких веков и представленные в ХХ в. такими блестящими теоретиками, как Джон Дьюи и Мортимер Адлер. Характеризуя причины кризиса американского общества и государственных институтов, А. Жиру, подобно многим радикальным представителям критического направления социально-политического анализа, постоянно использует понятие «неолиберальный фашизм», в том числе для характеристики процессов в сфере образования и педагогики. Размышления А. Жиру о формировании неолиберального фашизма в США можно рассматривать как некий авторский комментарий к анализу тех многообразных террористических угроз, источником которых являются не столько атаки исламских экстремистов, сколько стремление американских правящих кругов закрепить практики террора в структурах политических и социальных институтов. Подчеркивается, что в западной политической науке со второй половины ХХ в. и вплоть до наших дней анализ образовательной политики отмечен чертами глубокого скепсиса в отношении возможностей политических лидеров и общественных институтов осуществлять реформы в образовательной сфере. Основная надежда возлагается на сопротивление снизу и связана с уверенностью в том, что школам и университетам в конечном счете удастся сохранить свой потенциал в качестве последних бастионов критической мысли в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Donald Trump, New Authoritarianism and the Dilemmas of American Education

A review on two monographs by Henri A. Giroux, a prominent American scientist, one of the most famous contemporary representatives of the western “critical theory”, reveals the main aspects of the criticism of authoritarian trends in US policy in the last decade of the 21st century. They very clearly outline the images of the approaching nightmare and the fascist threat. Being a profound specialist in the field of education, educational policy and technology, he pays the most attention to the threats that he believes can eventually destroy the traditions of liberal school and university education that were formed over several centuries and were represented in the 20th century by such brilliant theorists as John Dewey and Mortimer Adler. Describing the causes of the crisis of American society and state institutions, H. A. Giroux, like many radical representatives of the critical direction of socio-political analysis, constantly uses the concept of “neoliberal fascism”, which has many dimensions, including education and pedagogy. A. Giroud’s reflections on the formation of “neoliberal fascism” in the United States can be fully regarded as a kind of author’s comment on the analysis of the diverse terrorist threats the main source of which are not so much the attacks of Islamic extremists as the desire of the American ruling circles to perpetuate political institutions. It is emphasized that in Western political science from the second half of the twentieth century to the present day, the analysis of educational policy is marked by deep skepticism regarding the ability of political leaders and public institutions to implement educational reforms. The main hope rests on “resistance from below” and is linked to the belief that schools and universities will eventually be able to maintain their potential as the “last bastions of critical thought” in the United States.

Текст научной работы на тему «ДОНАЛЬД ТРАМП, НОВЫЙ АВТОРИТАРИЗМ И ДИЛЕММЫ АМЕРИКАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Рецензии

УДК 32

ДОНАЛЬД ТРАМП, НОВЫЙ АВТОРИТАРИЗМ И ДИЛЕММЫ АМЕРИКАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

В. А. Гуторов

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

В рецензии на две монографии видного американского ученого, одного из наиболее известных современных представителей западной «критической теории», Анри А. Жиру раскрываются основные аспекты критики авторитарных тенденций в политике США в последнее десятилетие XXI в. В этих работах весьма рельефно обрисовываются образы надвигающегося кошмара и фашистской угрозы. Будучи крупным специалистом в области образования, образовательной политики и технологий, А. Жиру уделяет наибольшее внимание тем угрозам, которые, как ему представляется, могут окончательно уничтожить традиции либерального школьного и университетского образования, формировавшиеся на протяжении нескольких веков и представленные в ХХ в. такими блестящими теоретиками, как Джон Дьюи и Мортимер Адлер. Характеризуя причины кризиса американского общества и государственных институтов, А. Жиру, подобно многим радикальным представителям критического направления социально-политического анализа, постоянно использует понятие «неолиберальный фашизм», в том числе для характеристики процессов в сфере образования и педагогики. Размышления А. Жиру о формировании неолиберального фашизма в США можно рассматривать как некий авторский комментарий к анализу тех многообразных террористических угроз, источником которых являются не столько атаки исламских экстремистов, сколько стремление американских правящих кругов закрепить практики террора в структурах политических и социальных институтов. Подчеркивается, что в западной политической науке со второй половины ХХ в. и вплоть до наших дней анализ образовательной политики отмечен чертами глубокого скепсиса в отношении возможностей политических лидеров и общественных институтов осуществлять реформы в образовательной сфере. Основная надежда возлагается на сопротивление снизу и связана с уверенностью в том, что школам и университетам в конечном счете удастся сохранить свой потенциал в качестве последних бастионов критической мысли в США.

Ключевые слова: образование, политика, авторитаризм, тоталитаризм, фашизм, демократия, сопротивление, критическая мысль.

Анри А. Жиру (род. 1943) — американский и канадский ученый, соредактор престижного журнала Review of Education, Pedagogy and Cultural Studies, на сегодняшний день является одним из наиболее известных представителей «кри-

* Рецензия на книги: Giroux H.A. The Public in Peril: Trump and the Menace of American Authoritarianism. New York; London: Routledge, 2018. 312 p.; Giroux H.A. American Nightmare: Facing the Challenge of Fascism. San Francisco: City Lights Books, 2018. 384 p.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018 https://doi.org/10.21638/11701/spbu23.2018.409

тической теории». В академическом сообществе его пионерские исследования в области публичной педагогики, аналитики культуры, проблем молодежи и современных массмедиа уже давно пользуются заслуженным признанием. А. Жиру опубликовал более 60 монографий, 400 статей и 200 глав в международных сборниках и учебных изданиях. Но особенное внимание ученых всегда привлекали его труды, посвященные проблемам критической педагогики и высшего образования (см., напр.: Aronowitz, Giroux, 1991; Giroux, 1991; 1996; 1997; 1999; 2000a; 2000b; 2000c; 2003; 2005; 2009a; 2009b; 2011a; 2011b). Написанные с литературным блеском, они охватывают практически все теоретические и практические проблемы образовательной политики в США и других западных странах. В 2002 г крупнейшее издательство Routledge совершенно заслуженно включило А. Жиру в число пятидесяти наиболее выдающихся современных теоретиков образования.

Две новые работы ученого, рецензируемые в настоящей статье, — «Публика в опасности. Трамп и угроза американского авторитаризма» и «Американский кошмар. Встречаем вызов фашизма» — вряд ли могут считаться сенсацией или даже неожиданным поворотом, связанным с резким изменением вектора в его исследовательской деятельности, а также характере аргументации. Об этом свидетельствует не только совпадение названий его книг с аналогичными характерными заголовками работ его коллег по академическому цеху, вполне разделяющих критический пафос и радикальные оценки основных тенденций американской политики в последнее десятилетие, включая сферу образования (Shane, 2009; Kellner, 2016; Walt, 2018; Lissovoy, 2015; Hunt, 2018). На своем чрезвычайно популярном сайте (https://truthout.org) А. Жиру регулярно публикует статьи, в которых политика Дональда Трампа подвергается резкой и бескомпромиссной критике. В них весьма рельефно обрисовываются образы надвигающегося кошмара и фашистской угрозы. Например, в статье «Трамп, Кава-нах и путь к неолиберальному фашизму», опубликованной 11 октября 2018 г., он отмечает: «Нити всеобщего политического и идеологического кризиса глубоко переплелись в американской истории. С каждым своим посланием в "Твитте-ре" и политическим решением Дональд Трамп все ближе подталкивает США к полностью оперившемуся фашистскому государству. Его слова жалят, а его политика может убивать людей. Бесконечные расистские "шпильки" Трампа, его наполненные женоненавистничеством дегуманизирующие выражения, безоглядные атаки на все пункты социального государства и постоянное презрение к правовому государству служат тому, чтобы нормализовать ползучую фашистскую политику. Более того, его криминогенное презрение к любому жизнеспособному чувству гражданской и моральной ответственности придает новое значение этосу эгоизма и культуре жестокости, если не страха, который доводит до неистовства. И все же для ведущих массмедиа и ученых мужей становится все труднее рассуждать о фашизме как отдаленной угрозе для США, несмотря на тот факт, что, как отмечает Мишель Гольдберг, для некоторых групп, таких как "эмигранты без документов", он уже здесь. При этой администрации запах смерти разносится повсюду. Эрозия публичных ценностей и правового государства теперь дополняется перспективой чрезвычайного положения,

учитывая грозящую экологическую катастрофу. Экологическое бедствие, причиной которого являются климатические изменения, происходящие по вине людей, при администрации Трампа ускоряются и представляются неминуемыми» (Giroux, 2018d).

Характеризуя причины кризиса американского общества и государственных институтов, А. Жиру, как и многие радикальные представители критического направления социально-политического анализа, постоянно использует понятие «неолиберальный фашизм», в том числе для характеристики процессов в сферах образования и педагогики. «С середины 1970-х гг., — отмечает он, — американское общество живет с проклятьем неолиберализма, или того, что может быть названо самой поздней и самой крайней стадией грабительского капитализма. Доминирующая цель неолиберализма, являющаяся составной частью всеобъемлющего плана, — консолидация власти в руках финансовой элиты. Рационально выстраивая свои планы, он функционирует и на педагогическом уровне в многообразных культурных сферах с целью исключить любые воображаемые или конструируемые альтернативы собственному способу управления. Центральную роль в его философии играет утверждение, согласно которому рынок является движущей силой не только экономики, но и всей социальной жизни. Погоню за прибылью он истолковывает как сущность демократии, а потребительство — как единственную действенную форму [человеческой] активности. Все виды идентичности, желаний и ценностей он переосмысливает в духе логики рынка, которая отдает предпочтение эгоистическому интересу, этосу — "выживает наиболее приспособленный", — а также безудержному индивидуализму» (Giroux, 2018b; ср.: Reich, 2013, p. 9).

Весьма характерно, что и процитированные пассажи, и заголовки самих статей воспроизводят содержание и названия книг, написанных несколькими годами ранее (Giroux, 2009a; 2014a; 2014b; 2016; Steal This University..., 2003; Chomsky, Giroux, 2015; ср.: Barrow, 2018; Hunt, 2018). В известном смысле эти книги образуют своеобразный переходный мостик к другим метафорам ученого, ярко обозначенным в книге «Зомби-политика и культура в эпоху казино-капитализма» (Giroux, 2011b).

Размышления А. Жиру о формировании неолиберального фашизма в США можно вполне рассматривать как некий авторский комментарий к анализу тех многообразных террористических угроз, источником которых являются не столько атаки исламских экстремистов, сколько стремление американских правящих кругов закрепить практики террора в структурах политических и социальных институтов. Данная тенденция крайне резко обрисована в работе А. Жиру «Пагубная приверженность Америки к терроризму» (Giroux, 2016). В ней ясно обозначена попытка ученого подвести некоторые итоги многочисленным дискуссиям, развернувшимся в США и других западных странах, о природе современного терроризма (см. подробнее: Гуторов, Ширинянц 2017a; 2017b; 2018).

Структура рецензируемых работ наглядно отражает обозначенные выше идеи. Достаточно просто взглянуть на заголовки отдельных глав рецензируемых работ — «Господство белых и расовые чистки при режиме Дональда Трампа», «Терроризируем школьников в американском полицейском государстве»,

«Домашний террор, молодежь и политика одноразового пользования», «Американский кошмар: вспоминая романы Оруэлла "1984" и Хаксли "О дивный новый мир"», «Авторитаризм и наследие фашистского коллаборационизма», «Культура жестокости в Америке Трампа», «Государственное насилие и бич белого национализма» (в1гоих, 2018с, р. VIII; 2018а, р. III).

Вполне понятно, что А. Жиру, будучи крупным специалистом в области образования, образовательной политики и технологий, уделяет наибольшее внимание тем угрозам, которые, как ему представляется, могут в перспективе окончательно уничтожить традиции либерального школьного и университетского образования, формировавшиеся на протяжении нескольких веков и представленные в ХХ в. такими блестящими теоретиками, как Джон Дьюи и Мортимер Адлер. «Институты и публичные пространства, которые создают информированных граждан, — отмечает А. Жиру, — пришли в беспорядочное состояние, поскольку образование терпит крах, превращаясь во многих государственных школах просто в дрессировку, а производство знаний в высшем образовании инструментализируется и поддается диктату бизнес-культуры. Другие образовательные структуры, такие как различные элементы основных средств массовой информации, сведены до уровня болельщиков за своих корпоративных владельцев. В условиях, когда демократические публичные сферы просто отсутствуют, все более настоятельной становится потребность защитить образование как общественное благо и сделать его центральным приоритетом для самой политики. Это будет нелегко, особенно в то время, когда администрация Трампа намерена и дальше проводить образовательную политику, которая отдает предпочтение более привилегированным и более доходным школам. Обстоятельства складываются так, что публичное и высшее образование лишится фондов и подвергнется сегрегации по классовым и расовым признакам. Это еще более усугубит ситуацию в системе государственных школ, в которых 51 % учащихся составляют выходцы из малообеспеченных семей. Именно такие школы и дальше будут подвергаться дискриминации по расовым признакам, формироваться по образцу тюрем, классные комнаты в них будут переполнены при отсутствии основных ресуров» (в1гоих, 2018с, р. 166).

Традиция подобной радикальной критики современной западной образовательной политики восходит к дискуссиям начала XXI в. Невозможно также отрицать и то, что большинство размышлений на данную тему, по крайней мере уже со второй половины ХХ в. и вплоть до наших дней, отмечены чертами глубокого скепсиса в отношении возможностей политических лидеров и общественных институтов осуществлять реформы в образовательной сфере. Причины скепсиса ученых и политических аналитиков многообразны и постоянно варьируются в зависимости от их философских, этических и культурологических предпочтений. В начале XXI в. скептицизм поднялся на новую, гораздо более фундаментальную ступень, принимая подчас поистине глобальные размеры. Ученые постоянно констатируют следующую весьма опасную тенденцию: современное состояние образовательных систем и практик в большинстве развитых и развивающихся государств нередко вступает в противоречие с тысячелетней традицией, создавая серьезные препятствия и угрозы для поддержания их жизне-

способности. Например, примечательным моментом общественного сознания в США стали, как утверждают Анри и Сьюзан Жиру, «утрата интереса к главным направлениям американской политики и цинизм в их отношении» (в^оих Н. А., в1гоих Э. Э., 2004, р. 1). «Сегодня, — отмечают американские ученые, — для многих людей гражданство — это скорее что-то вроде акта покупки и продажи предметов потребления (включая политических кандидатов), чем расширения пространства их свобод и прав... Рыночные ценности, вкупе с возрождающимся слепым фанатизмом, подрывают возможности языка, пользуясь которым можно защищать важные социальные институты во имя общественного блага» (в1гоих Н. А., в1гоих Э. Э., 2004, р. 1). Результатом этих негативных процессов является «растущий скептицизм (даже откровенная враждебность) к системе образования на всех уровнях. Недоверие к политикам становится чем-то вроде приятного национального развлечения, но откуда же взялось надменное презрение к работникам образования?» (в1гоих Н. А., в1гоих Э. Э., 2004, р. 2). Перечислив различные гипотезы, объясняющие причины кризиса образовательной системы в США (в том числе активную стратегию неолибералов, неоконсерваторов и фундаменталистов, развязавших успешную информационную войну против публичных школ и государственных университетов), ученые завершают анализ следующим примечательным суждением: «Хотя нет ничего нового в том, чтобы выявить эти два трагических типа развития — отход народа от политики и презрение к образованию, — нас всегда поражает то, что они редко соотносятся друг с другом в качестве взаимно усиливающих тенденций» (в1г-оих Н. А., в1гоих Э. Э., 2004, р. 4).

На общем фоне критического пафоса и негативной критики представленные в обеих книгах перспективы выхода из тупика и возрождения демократических традиций в политике и образовании выглядят довольно неясными и обрисованы А. Жиру крайне сдержанно, в общих чертах. Основная надежда возлагается на сопротивление снизу и связана с уверенностью ученого в том, что школам и университетам удастся сохранить свой потенциал в качестве «последних бастионов критической мысли» в США (в1гоих, 2018с, р. 172-174), хотя бы по той причине, что «в конечном счете демократия не может существовать без информированных граждан, справедливость невозможна без ясно выраженной в языке критики несправедливости и не будет никакого изменения без коллективного сопротивления, опирающегося на широкомасштабное движение» (в1-гоих, 2018а, р. 346).

Литература

Гуторов В. А., Ширинянц А. А. (2017а) Терроризм как теоретическая и историческая проблема: некоторые аспекты интерпретации // Полис. Политические исследования. 2017. № 3. С. 30-54.

Гуторов В. А., Ширинянц А. А. (2017Ь) Современный терроризм как политический и психологический феномен: актуальные аспекты интерпретации // Рггед1^ Э1га1едю2пу. 2017. Яок VII, по. 10. Р. 277-293.

Гуторов В. А., Ширинянц А. А. Терроризм и революция // Ргеед!^ Э1га1ед1сгпу. 2018. Ыо. 11. Р. 243-255.

AronowitzS., GirouxH.A. Postmodern Education. Politics, Culture, and Social Criticism. Minneapolis; London: University of Minnesota Press, 1991. 205 p.

Barrow C. W. The Entrepreneurial Intellectual in the Corporate University. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2018. 104 p.

Chomsky N., Giroux H.A. Because We Say So. San Francisco: City Lights Books, 2015. 200 p. Giroux H.A. Postmodernism, Feminism, and Cultural Politics: Redrawing Educational Boundaries. Albany: State University of New York Press, 1991. 308 p.

GirouxH.A. Fugitive Cultures: Race, Violence, and Youth. New York; London: Routledge, 1996. 247 p.

GirouxH.A. Pedagogy and the Politics of Hope: Theory, Culture, and Schooling: A Critical Reader. Boulder; Oxford: Westview Press, 1997. 290 p.

Giroux H.A. The Mouse That Roared: Disney and the End of Innocence. Lanham; Boulder; New York; Oxford: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1999. 186 p.

Giroux H.A. (2000a) Counter-Public Spheres and the Role of Educators as Public Intellectuals: Paulo Freire's Cultural Politics // Masses, Classes and the Public Sphere / eds M. Hill, W. Montag. London; New York: Verso, 2000. P. 251-268.

Giroux H.A. (2000b) Impure Acts: The Practical Politics of Cultural Studies. New York; London: Routledge, 2000. 166 p.

Giroux H.A. (2000c) Stealing Innocence: Youth, Corporate Power, and the Politics of Culture. New York: Palgrave Macmillan, 2000. 197 p.

Giroux H. A. The Abandoned Generation: Democracy Beyond the Culture of Fear. New York: Palgrave Macmillan, 2003. 234 p.

GirouxH.A. Border Crossings: Cultural Workers and the Politics of Education. 2nd ed. New York; London: Routledge, 2005. 263 p.

Giroux H.A. (2009a) Democracy's Nemesis. The Rise of the Corporate University // Cultural Studies „ Critical Methodologies. 2009. October. P. 669-695.

Giroux H.A. (2009b) Youth in a Suspect Society: Democracy or Disposability? New York: Palgrave Macmillan, 2009. 237 p.

GirouxH.A. (2011a) On Critical Pedagogy. New York; London: Continuum, 2011. 186 p. Giroux H.A. (2011b) Zombie Politics and Culture in the Age of Casino Capitalism. New York: Peter Lang, 2011. 167 p.

Giroux H.A. (2014a) Neoliberalism's War on Higher Education. Chicago, Illinois: Haymarket Books, 2014. 256 p.

Giroux H.A. (2014b) The Violence of Organized Forgetting: Thinking Beyond America's Disimagination Machine. San Francisco: City Lights Books, 2014. 280 p.

GirouxH.A. America's Addiction to Terrorism. New York: Monthly Review Press, 2016. 192 p. GirouxH.A. (2018a) American Nightmare: Facing the Challenge of Fascism. San Francisco: City Lights Books, 2018. 384 p.

Giroux H.A. (2018b) Neoliberal Fascism and the Echoes of History. URL: https://truthout.org/ articles/neoliberal-fascism-and-the-echoes-of-history (дата обращения: 08.08.2018).

Giroux H.A. (2018c) The Public in Peril: Trump and the Menace of American Authoritarianism. New York; London: Routledge, 2018. 312 p

Giroux H.A. (2018d) Trump, Kavanaugh and the Path to Neoliberal Fascism. URL: https:// truthout.org/articles/trump-kavanaugh-and-the-path-to-neoliberal-fascism/ (дата обращения: 11.10.2018).

Giroux H.A., Giroux S. S. Take Back Higher Education. Race, Youth, and the Crisis of Democracy in the Post-Civil Rights Era. New York: Palgrave Macmillan, 2004. 324 p.

Hunt J. University of Nike: How Corporate Cash Bought American Higher Education. New York: Melville House, 2018. 301 p.

Kellner D. American Nightmare: Donald Trump, Media Spectacle, and Authoritarian Populism. Rotterdam; Boston; Taipei: Sense Publishers, 2016. 109 p.

Lissovoy N. D. Education and Emancipation in the Neoliberal Era. Being, Teaching, and Power. New York: Palgrave Macmillan, 2015. 212 p.

Reich W. The Mass Psychology of Fascism. Third Edition. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2013. 494 p.

Shane P. M. Madison's Nightmare: How Executive Power Threatens American Democracy. Chicago; London: University of Chicago Press, 2009. 245 p.

Steal This University: The Rise of the Corporate University and the Academic Labor Movement / eds B. Johnson, P. Kavanagh, K. Mattson. New York; London: Routledge, 2003. 265 p.

Walt S. M. The Hell of Good Intentions: America's Foreign Policy Elite and the Decline of U. S. Primacy. New York: Farrar Straus and Giroux, 2018. 400 p.

Гуторов Владимир Александрович — д-р филос. наук, проф.; gut-50@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 1 декабря 2018 г.;

рекомендована в печать: 14 декабря 2018 г

Для цитирования: Гуторов В. А. Дональд Трамп, новый авторитаризм и дилеммы американского образования // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2018. Т. 14, № 4. С. 589597. https://doi.org/10.21638/11701/spbu23.2018.409

DONALD TRUMP, NEW AUTHORITARIANISM AND THE DILEMMAS OF AMERICAN EDUCATION*

Vladimir A. Gutorov

St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russia; gut-50@mail.ru

A review on two monographs by Henri A. Giroux, a prominent American scientist, one of the most famous contemporary representatives of the western "critical theory", reveals the main aspects of the criticism of authoritarian trends in US policy in the last decade of the 21st century. They very clearly outline the images of the approaching nightmare and the fascist threat. Being a profound specialist in the field of education, educational policy and technology, he pays the most attention to the threats that he believes can eventually destroy the traditions of liberal school and university education that were formed over several centuries and were represented in the 20th century by such brilliant theorists as John Dewey and Mortimer Adler. Describing the causes of the crisis of American society and state institutions, H. A. Giroux, like many radical representatives of the critical direction of socio-political analysis, constantly uses the concept of "neoliberal fascism", which has many dimensions, including education and pedagogy. A. Giroud's reflections on the formation of "neoliberal fascism" in the United States can be fully regarded as a kind of author's comment on the analysis of the diverse terrorist threats the main source of which are not so much the attacks of Islamic extremists as the desire of the American ruling circles to perpetuate political institutions. It is emphasized that in Western political science from the second half of the twentieth century to the present day, the analysis of educational policy is marked by deep skepticism regarding the ability of political leaders and public institutions to implement educational reforms. The main hope rests on "resistance from below" and is linked to the belief that schools and universities will eventually be able to maintain their potential as the "last bastions of critical thought" in the United States. Keywords: education, politics, authoritarianism, totalitarianism, fascism, democracy, resistance, critical thought.

* Review on Giroux H. A. The Public in Peril: Trump and the Menace of American Authoritarianism. New York; London: Routledge, 2018. 312 p.; Giroux H. A. American Nightmare: Facing the Challenge of Fascism. San Francisco: City Lights Books, 2018. 384 p.

References

Aronowitz S., Giroux H. A. Postmodern Education. Politics, Culture, and Social Criticism. Minneapolis, London, University of Minnesota Press, 1991. 205 p.

Barrow C. W. The Entrepreneurial Intellectual in the Corporate University. Cham, Switzerland, Palgrave Macmillan, 2018. 104 p.

Chomsky N., Giroux H. A. Because We Say So. San Francisco, City Lights Books, 2015. 200 p.

Giroux H. A. (2000a) Counter-Public Spheres and the Role of Educators as Public Intellectuals: Paulo Freire's Cultural Politics. Masses, Classes and the Public Sphere. Eds M. Hill, W. Montag. London, New York, Verso, 2000, pp. 251-268.

Giroux H. A. (2000b) Impure Acts: The Practical Politics of Cultural Studies. New York, London, Routledge, 2000. 166 p.

Giroux H. A. (2000c) Stealing Innocence: Youth, Corporate Power, and the Politics of Culture. New York, Palgrave Macmillan, 2000. 197 p.

Giroux H. A. (2009a) Democracy's Nemesis. The Rise of the Corporate University. Cultural Studies ^ Critical Methodologies. October, 2009, pp. 669-695.

Giroux H. A. (2009b) Youth in a Suspect Society: Democracy or Disposability? New York, Palgrave Macmillan, 2009. 237 p.

Giroux H. A. (2011a) On Critical Pedagogy. New York; London, Continuum, 2011. 186 p.

Giroux H. A. (2011b) Zombie Politics and Culture in the Age of Casino Capitalism. New York, Peter Lang, 2011. 167 p.

Giroux H. A. (2014a) Neoliberalism's War on Higher Education. Chicago, Illinois, Haymarket Books, 2014. 256 p.

Giroux H. A. (2014b) The Violence of Organized Forgetting: Thinking Beyond America's Disimagination Machine. San Francisco: City Lights Books, 2014. 280 p.

Giroux H. A. (2018a) American Nightmare: Facing the Challenge of Fascism. San Francisco, City Lights Books, 2018. 384 p.

Giroux H. A. (2018b) Neoliberal Fascism and the Echoes of History. Available at: https://truth-out.org/articles/neoliberal-fascism-and-the-echoes-of-history (accessed: 08.08.2018).

Giroux H. A. (2018c) The Public in Peril: Trump and the Menace of American Authoritarianism. New York, London, Routledge, 2018. 312 p.

Giroux H. A. (2018d) Trump, Kavanaugh and the Path to Neoliberal Fascism. Available at: https://truthout.org/articles/trump-kavanaugh-and-the-path-to-neoliberal-fascism (accessed: 11.10.2018).

Giroux H. A. America's Addiction to Terrorism. New York: Monthly Review Press, 2016. 192 p.

Giroux H. A. Border Crossings: Cultural Workers and the Politics of Education. 2nd ed. New York, London, Routledge, 2005. 263 p.

Giroux H. A. Fugitive Cultures: Race, Violence, and Youth. New York; London, Routledge, 1996. 247 p.

Giroux H. A. Pedagogy and the Politics of Hope: Theory, Culture, and Schooling: A Critical Reader. Boulder, Oxford, Westview Press, 1997. 290 p.

Giroux H. A. Postmodernism, Feminism, and Cultural Politics: Redrawing Educational Boundaries. Albany, State University of New York Press, 1991. 308 p.

Giroux H.A. The Abandoned Generation: Democracy Beyond the Culture of Fear. New York, Palgrave Macmillan, 2003. 234 p.

GirouxH. A. The Mouse That Roared: Disney and the End of Innocence. Lanham; Boulder; New York; Oxford, Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1999. 186 p.

Giroux H. A., Giroux S. S. Take Back Higher Education. Race, Youth, and the Crisis of Democracy in the Post-Civil Rights Era. New York, Palgrave Macmillan, 2004. 324 p.

Gutorov V. A., Shirinyants A. A. Terrorizm i revolutsiia [Terrorism and revolution]. Przeglqd Stra-tegiczny [Strategic Review], 2018, no. 11, pp. 243-255. (In Russian)

Gutorov V. A., Shirinyants A. A. (2017a) Terrorizm kak teoreticheskaia i istoricheskaia problema: nekotorye aspekty interpretatsii [Terrorism as a Theoretical and Historical Problem: Some Aspects

of Interpretations]. Polis. Politicheskie issledovaniia [POLIS: Political Studies], 2017, no. 3, pp. 3054. (In Russian)

Gutorov V. A., Shirinyants A. A. (2017b) Sovremennyi terrorizm kak politicheskii i psikhologich-eskii fenomen: aktual'nye aspekty interpretatsii [Modern terrorism as political and psychological phenomenon]. Przeglqd Strategiczny [Strategic Review], 2017, vol. VII, no. 10, pp. 277-293. (In Russian)

Hunt J. University of Nike: How Corporate Cash Bought American Higher Education. New York, Melville House, 2018. 301 p.

Kellner D. American Nightmare: Donald Trump, Media Spectacle, and Authoritarian Populism. Rotterdam, Boston, Taipei, Sense Publishers, 2016. 109 p.

Lissovoy N. D. Education and Emancipation in the Neoliberal Era. Being, Teaching, and Power. New York, Palgrave Macmillan, 2015. 212 p.

Reich W. The Mass Psychology of Fascism. 3rd ed. New York, Farrar, Straus and Giroux, 2013. 494 p.

Shane P. M. Madison's Nightmare: How Executive Power Threatens American Democracy. Chicago, London, University of Chicago Press, 2009. 245 p.

Steal This University: The Rise of the Corporate University and the Academic Labor Movement. Eds B. Johnson, P. Kavanagh, K. Mattson. New York, London, Routledge, 2003. 265 p.

Walt S. M. The Hell of Good Intentions: America's Foreign Policy Elite and the Decline of U. S. Primacy. New York, Farrar Straus and Giroux, 2018. 400 p.

Received: December 1, 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Accepted: December 14, 2018

For citation: Gutorov A. V. Donald Trump, New Authoritarianism and the Dilemmas of American Education. Political Expertise: POLITEX, 2018, vol. 14, no. 4, pp. 589-597. https://doi.org/ 10.21638/11701/spbu23.2018.409 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.