Научная статья на тему 'Дональд Трамп и европейская безопасность'

Дональд Трамп и европейская безопасность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
128
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / НАТО / PESCO / ЕС / ОПБО / Европа / европейская безопасность / оборона / военное сотрудничество / Европейский фонд обороны / Мюнхенская конференция по безопасности / расходы на оборону / финансовый вклад в НАТО / Д. Трамп / Э. Макрон / Й. Столтенберг / Б. Обама / М. Пенс / USA / NATO / PESCO / EU / CSDP / Europe / European security / defense / military cooperation / European Defense Fund / Munich Security Conference / defense spending / financial contribution to NATO / D. Trump / E. Macron / J. Stoltenberg / B. Obama / M. Pence

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Готин Максим Борисович

В статье анализируется позиция администрации Д. Трампа (2017–2021 гг.) в отношении развития Общей политики безопасности и обороны (ОПБО) Евросоюза и проекта Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO) как её составной части, а также обеспечения европейской безопасности в рамках НАТО. Развитие института ОПБО ЕС, со времён его создания выступало камнем преткновения в трансатлантическом диалоге с Вашингтоном. Избрание Д.Трампа президентом США актуализировало вопрос создания автономных европейских вооруженных сил. Сам президент Трамп сосредоточился не на критике европейских институтов в области обороны, а на вопросе распределения финансового бремени в рамках НАТО как гаранта общей трансатлантической безопасности для Северной Америки и Европы. Анализ изученных материалов позволяет сделать вывод о том, что своего апогея раскол между США и европейскими союзниками достиг в 2018 г. на Брюссельском саммите Североатлантического альянса. В условиях торговой войны с Евросоюзом Д. Трамп в нетипичном для международной политики стиле пытался всячески простимулировать европейские страны увеличить взносы в НАТО, чтобы представить это как своё личное достижение в преддверии «промежуточных выборов» 2018 г. в США. Действительно, количество стран–членов альянса, предусмотревших в бюджете оборонные расходы на сумму свыше 2% от ВВП к 2021 г. увеличилось с пяти до десяти. Однако нет оснований для того, чтобы считать это заслугой президента Трампа и его нестандартного подхода к союзникам. Как неоднократно отмечали европейские лидеры, в том числе президент Франции Э. Макрон, все страны никогда не отказывались от своего обязательства по поэтапному увеличению оборонных расходов к 2024 году. В статье использованы материалы Белого дома, Конгресса США, НАТО, а также совместные декларации ЕС и НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Donald Trump and European Security

The article analyzes the position of the Trump administration (2017–2021) regarding the development of the Common Security and Defense Policy (CSDP) of the European Union and the project of Permanent Structured Cooperation (PESCO) as an integral part of it, as well as ensuring European security within the framework of NATO. The development of the EU CSDP institute, since its creation, has been a stumbling block in the transatlantic dialogue with Washington. The election of D. Trump as President of the United States actualized the issue of creating autonomous European armed forces. President Trump focused not on criticizing European institutions in the field of defense, but on the issue of sharing the financial burden within NATO as a guarantor of common transatlantic security for North America and Europe. The analysis of the studied materials allows us to conclude that the split between the United States and European allies reached its apogee in 2018 at the Brussels summit of the North Atlantic Alliance. In the context of a trade war with the European Union, D. Trump, in an atypical style for international politics, tried in every possible way to stimulate European countries to increase contributions to NATO in order to present this as his personal achievement on the eve of the 2018 United States midterm elections. Indeed, the number of alliance member countries that have budgeted defense spending in excess of 2% of GDP by 2021 has increased from five to ten. However, there is no reason to consider this a merit of President Trump and his non-standard approach to allies. As European leaders have repeatedly noted, including French President E. Macron, all countries have never reneged on their commitment to gradually increase defense spending by 2024. The article uses materials from the White House, the US Congress, NATO, as well as joint declarations of the EU and NATO.

Текст научной работы на тему «Дональд Трамп и европейская безопасность»

Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 1. С. 12-12. Nauka. Obsestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 1. P. 12-12.

УДК: 93/94:329(430) + 929 Трамп DOI: 10.24412/2311-1763-2023-1-12-12

Поступила в редакцию: 21.11.2022 г. Опубликована: 08.02.2023 г. Submitted: November 21, 2022 Published online: February 8, 2023

Для цитирования: Готин М.Б. Дональд Трамп и европейская безопасность // Наука. Общество. Оборона. 2023. №1(34). С. 12-12. https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-1-12-12.

For citation: Gotin M.B. Donald Trump and European Security. - Nauka. Obsestvo. Oborona = Science. Sc Defense. Moscow. 2023;11(1):12-12 (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-1-12-12.

Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось. Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

© 2023 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/Ncenses/by/40/ © 2023 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)

РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Обзорная статья

ДОНАЛЬД ТРАМП И ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Максим Борисович Готин 1

1 Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1580-633з , e-mail: maxim_leto96@mail.ru

Аннотация:

В статье анализируется позиция администрации Д. Трампа (2017-2021 гг.) в отношении развития Общей пол1 безопасности и обороны (ОПБО) Евросоюза и проекта Постоянного структурированного сотрудничества (РЕ: как её составной части, а также обеспечения европейской безопасности в рамках НАТО. Развитие института С ЕС, со времён его создания выступало камнем преткновения в трансатлантическом диалоге с Вашингт Избрание Д.Трампа президентом США актуализировало вопрос создания автономных европейских вооруже сил. Сам президент Трамп сосредоточился не на критике европейских институтов в области обороны, а на воп распределения финансового бремени в рамках НАТО как гаранта общей трансатлантической безопасности Северной Америки и Европы. Анализ изученных материалов позволяет сделать вывод о том, что своего ап раскол между США и европейскими союзниками достиг в 2018 г. на Брюссельском саммите Североатлантиче альянса. В условиях торговой войны с Евросоюзом Д. Трамп в нетипичном для международной политики с пытался всячески простимулировать европейские страны увеличить взносы в НАТО, чтобы представить это как личное достижение в преддверии «промежуточных выборов» 2018 г. в США. Действительно, количество ст членов альянса, предусмотревших в бюджете оборонные расходы на сумму свыше 2% от ВВП к 2021 г. увеличи с пяти до десяти. Однако нет оснований для того, чтобы считать это заслугой президента Трампа и нестандартного подхода к союзникам. Как неоднократно отмечали европейские лидеры, в том числе прези Франции Э. Макрон, все страны никогда не отказывались от своего обязательства по поэтапному увелич оборонных расходов к 2024 году. В статье использованы материалы Белого дома, Конгресса США, НАТО, а т совместные декларации ЕС и НАТО.

Ключевые слова: США, НАТО, PESCO, ЕС, ОПБО, Европа, европейская безопасность, оборона, вое сотрудничество, Европейский фонд обороны, Мюнхенская конференция по безопасности, расходы на обо финансовый вклад в НАТО, Д. Трамп, Э. Макрон, Й. Столтенберг, Б. Обама, М. Пенс

ВВЕДЕНИЕ

Итогом европейского направления политики администрации Б. Обамы (2009-2017 гг.) в области безопасности с нормализация отношений с Европейским союзом и закрепление вектора поддержки со стороны Вашин развития института Общей политики безопасности и обороны (ОПБО) ЕС. В условиях разворота в Азию делали ставку на усиление «европейской опоры» НАТО с целью повысить готовность союзников действо самостоятельно в своей зоне ответственности, простимулировать решимость европейских союзников брать на равную долю (2% от ВВП) финансового бремени в деле обеспечения безопасности в Европе. Одним из пр следствий подобной политики стала возможность усиления взаимодополняемости двух организаций в с развития координации и военного потенциала. Так, в июле 2016 г. на Варшавском саммите Североатлантиче альянса была подписана совместная декларация, расширяющая сотрудничество между Евросоюзом и Н

Документ, в том числе, отмечал, что «Сильная НАТО и сильный ЕС усиливают друг друга. Вместе они могут л обеспечить безопасность в Европе и за ее пределами» (1). Декларация предусматривала работу в нескол направлениях, касающихся улучшения оперативного сотрудничества и кооперации, а также взаимодополн оборонных потенциалов стран-членов ЕС и союзников по НАТО.

Победа Дональда Трампа с его изоляционистскими взглядами на президентских выборах 2016 г. в США стала одним (наравне с миграционным и финансовым кризисами, Brexit, ростом праворадикальных и популистских вызовом для ЕС. Лозунг «Вернём Америке былое величие» (Make America Great Again), до этого использовавш Р. Рейганом и У. Клинтоном, приобрёл новое звучание и, в том числе, стал сигналом для европейских эл нарушении баланса в трансатлантических отношениях, достигнутого при администрации Б. Обамы. Взгля Трампа на широкий спектр вопросов, от торговли до обороны, по отношению к ближайшим союзникам выз откровенное беспокойство в европейских столицах и, прежде всего, в Брюсселе.

Феномен Трампа и «трампизма» в трансатлантических отношениях привлёк внимание не только шир общественности, но и научного сообщества. Отечественная историография вопроса весьма обширна [2, 5, 6, 7 многие другие], каждый год публикуются новые работы, позволяющие рассмотреть указанные процессы в дина1 связанной с изменением курса Вашингтона в связи с избранием президентом США Дж. Байдена [например, 4] исследования по данной проблематике сходятся в одном: позиция США при Д. Трампе в отношении европе1 союзников по НАТО имеет прямым следствием развитие европейских проектов в сфере обороны. Воп активизации ЕС в направлении создания автономных вооруженных сил при этом неразрывно связаны с процес< происходящими в НАТО во второй половине 2010-х годов. Зарубежные авторы также в большинстве своем скл считать политику Трампа контрпродуктивной в отношении Североатлантического альянса [10, 11, 15, 17, Вопросы взаимодополняемости ЕС и НАТО в рамках исследуемого периода, в частности поднимались в ра британского исследователя Дж. Хоуорта [14].

Исследование процесса развития трансатлантического диалога в 2017-2020 гг. остаётся актуальным, так к< оказал значительное влияние на европоцентричное понимание НАТО, создал предпосылки для постепе! движения Евросоюза к реализации всего спектра задач, стоящих перед ОПБО, а также продемонстрировал Ее необходимость обладания автономным военным потенциалом на случай кризисных ситуаций не только во вне мире, но и внутри блока НАТО.

Основная цель работы заключается в том, чтобы определить влияние и реакцию Вашингтона на активиз дискуссий в Единой Европе относительно создания автономного военного потенциала. На основе ана материалов Белого дома, Конгресса США, НАТО, а также совместных деклараций ЕС и НАТО автор рассматр1 основные моменты трансатлантического диалога 2017-2020 гг., акцентируя внимание на 2018 г., в рамках кот< наблюдался пик противоречий между Вашингтоном и странами Европы в сфере видения и обеспечения буду европейской безопасности.

«ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ» ТРАМПА

В ходе избирательной кампании Трамп неоднократно критически высказывался о НАТО, в частности, наз данную организацию «устаревшей» и «неактуальной». Основная претензия к союзникам - недостато финансовый вклад в альянс. То, о чем многие американские лидеры говорили в течение десятилетий, при Тр стало доминантой в диалоге с европейскими странами по вопросам обороны и безопасности. Не смотря на то после инаугурации тон заявлений нового президента стал мягче, лидеры европейских стран всерьез зада вопросом о том, могут ли они положиться на Вашингтон в вопросах обороны.

После вступления президента Трампа в должность европейские лидеры с особой тревогой ожидали заявлен Белого дома, так как четкого понимания дальнейшего пути развития двухсторонних и многосторонних отнош сформировано не было. Поэтому особого внимания удостоилась делегация США на 53-ей Мюнхе! конференции по безопасности, которую возглавил вице-президент Майкл Пенс. Конференция проходила 1 февраля 2017 г., то есть всего спустя 27 дней, после инаугурации Д. Трампа. От вице-президента ж комментариев по поводу будущей политики США в отношении НАТО и ЕС и сделанные заявления смогли на в снять видимое напряжение в трансатлантическом пространстве. В частности, М. Пенс передал завер президента Д. Трампа: «Соединенные Штаты Америки решительно поддерживают НАТО и будут непоколеби нашей приверженности этому трансатлантическому альянсу. Мы были верны на протяжении многих поколени пока вы сохраняете веру в нас, при президенте Трампе мы всегда будем хранить веру в вас». В завершении с речи, которая была достаточно тепло встречена аудиторией, вице-президент отметил: «Поэтому сегодня, зав" каждый день будьте уверены, что Соединенные Штаты сейчас и всегда будут вашим величайшим союзник Будьте уверены, президент Трамп и американский народ полностью преданы нашему трансатлантическому сою Соединенные Штаты выбирают дружбу с Европой и сильным Североатлантическим альянсом» (2). А уж февраля, выступая в Совете ЕС Пенс, отметил, что «приверженность Соединенных Штатов Европейскому с непоколебима и долговечна» (3). Однако заявления, сделанные М. Пенсом, хоть и разрядили обстановку отмечает В. Белов, возможно, только усилили недоверие к новой администрации Белого дома [1]. Измен риторики и теплые слова вице-президента в стиле предыдущих администраций, по всей видимости, были связа незавершенным процессом разработки новой стратегии взаимоотношений с Европой в начале президентст Трампа. Поездка М. Пенса в Мюнхен и Брюссель позволила заполнить образовавшийся вакуум.

Однако уже 12 апреля на встрече с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом в Белом доме Дон Трамп, приветствуя «очень твердую приверженность Соединенных Штатов безопасности Европы», обозначил его «главным приоритетом» на посту президента США является «справедливое распределение бремени» в ра альянса. Президент Трамп также отметил, что «союзники должны удвоить свои усилия», чтобы выпол обещания, взятые на себя на саммите НАТО в Ньюпорте 2014 г., то есть довести свой финансовый вкл организацию до 2% от ВВП. Подобные заявления получили поддержку со стороны Столтенб охарактеризовавшего послание Трампа как «очень сильное и четкое» (4). Разумеется, подобного оптимизм разделяли другие представители альянса. Так, по итогу 2016 г. только четыре страны помимо самих Соединё Штатов достигли целевого показателя по взносам: Великобритания, Польша, Греция и Эстония. Другими стра подобные ультимативные заявления были восприняты негативно. Опасения европейцев относительно измен подхода Вашингтона к НАТО частично подтвердились. Настойчивое требование о 2%, в последующем ста лейтмотивом всей внешней политики Трампа в отношении союзников, многими политическими силами в Ев рассматривалось как попытка вмешательства во внутренние дела суверенных государств в вопросе формиров бюджета, навязывание своей воли со стороны «старшего брата».

РЕАКЦИЯ ЕВРОПЫ

Подход Д. Трампа к НАТО и выход Великобритании из ЕС, долгое время сдерживавшей развитие европей оборонных проектов, создали для Брюсселя возможность актуализировать вопрос развития автономного воен потенциала. Призывы к созданию «европейской армии» все громче звучали как из отдельных государств, так Брюсселя. В частности, по поводу создания полностью автономных европейских вооруженных сил во вт половине 2010-х гг. заявляли Ф. Могерини, У. фон дер Ляйен, В. Орбан, Б. Соботка и Э. Макрон.

Лидером в части подобных инициатив стал президент Франции Э. Макрон, который, по мнению К. К. Гусей придерживается доктрины «гибкого голлизма», сохраняющей «черты ортодоксального голлизма» [3, с.208]. Пол1 президента Макрона направлена на отстаивание независимости Франции во всех ее союзах и достиж лидирующих позиций в деле европейской интеграции. Всего через четыре месяца после своей инаугурац сентябре 2017 г. Эммануэль Макрон выступил с европейской интервенционной инициативой, а в 2018 г. заяЕ

необходимости создания «европейской армии». Делая подобные заявления, Франция ориентировалась на те кооперацию с первой экономикой ЕС - Германией. В конечном счете, итогом сближения Парижа с Берлином с подписание в 2019 г. Ахенского договора, который стал логическим продолжением Елисейского дого подписанного Ш. де Голлем и К. Аденауэром в 1962 году. Договор предполагал расширение сотрудничеств многих областях, в том числе и в сфере безопасности. Как справедливо заметили Ю. И. Рубинский и А. А. Син, «Ныне, когда Д. Трамп обставляет исполнение этого обязательства (готовность США исполнить предписание Североатлантического договора. - М.Г.) различными, в том числе экономическими условиями, Берлин и Пари прочь дополнить Североатлантический пакт новыми гарантиями безопасности» [9, с. 23]. Комментируя подо действия и заявления президента Франции, в духе «смерти мозга НАТО», вызванные как раз отдалением США ближайших союзников, Д. Трамп после встречи с генеральным секретарем НАТО в Лондоне в 2019 г. в свойстве ему манере сделал критическое замечание: «Я бы сказал, что НИКТО не нуждается в НАТО больше, чем Франц Я думаю, что когда Франция делает заявление, подобное тому, которое они сделали о НАТО, это очень опг заявление для них» (5).

ПОЗИЦИЯ США В ОТНОШЕНИИ ПРОЕКТА PESCO

Конечно, самым масштабным проектом в 2017-2020 гг. стал запуск программы Постоянного структурирова! сотрудничества (Permanent Structured Cooperation / PESCO), «дремавшей» в Европейском союзе с мом принятия Лиссабонского договора в 2009 году. PESCO выступает составной частью ОПБО ЕС и направлен углубление оборонного сотрудничества между государствами-членами. К реализации проекта присоединилис страны Европейского союза кроме Мальты и Дании (6). Кроме того, «PESCO дополняет два других про Европейский фонд обороны, призванный оказать финансовую поддержку совместным проектам Скоординированный ежегодный обзор обороны, который направлен на поддержку усилий стран-члено выявлению возможностей для новых совместных инициатив» (7). Запуск программы PESCO стал насто? прорывом в оборонном измерении ЕС, и приковал к себе внимание всего мира, и, прежде всего, Вашинг возмущённого нежеланием европейцев ускорить увеличение финансового вклада в НАТО.

29 ноября 2017 г. на сайте Американского института современных германских исследований была разме заметка Н. Хельвига под заголовком «Как объяснить PESCO Трампу?». Автор делает акцент на «компромисс характере проекта и справедливо отмечает, что он направлен исключительно на развитие оборонного потенц то есть фактически на усиление «европейской опоры» в рамках НАТО и не дублирует ее функции. Хельвиг ирон заметил: «Что, если Трамп спросит о PESCO в то же время? Скажите ему, что PESCO является своего европейским девелопером недвижимости. Вместо гостиниц PESCO занимается сложным бизнесом по разв национального военного потенциала» [13]. При этом одной из важнейших причин возрождения идеи PESCO с стремление европейских стран ослабить свою зависимость от военной поддержки США.

Сама идея углубления сотрудничества европейских стран в области обороны была встречена в США неоднозн Однако на 54-ой Мюнхенской конференции по безопасности, проходившей 16-18 февраля 2018 г. министр обо США Джеймс Мэттис в своей речи отметил: «Соединенные Штаты приветствуют улучшения в оборо сотрудничестве в Европе, те, которые увеличивают возможности и делают европейскую оборону б эффективной без снижения оперативной совместимости НАТО. Совместная декларация НАТО и ЕС, подписан Варшаве, отражает реальность того, что американская безопасность постоянно связана с безопасностью Евр Если все сделано правильно, европейские инициативы и единство НАТО взаимно усиливают друг друга».

После первого года реализации программы PESCO Вашингтон смог определить ключевые риски и на этот р отличие от большинства предыдущих европейских инициатив в сфере обороны, они не так явно касались вог дублирования НАТО. В условиях торговой войны с ЕС, Белый дом больше заботили перспективы финанс потерь американских военных компаний, которые до запуска проекта PESCO и связанных с ним иници занимали значительную часть европейского рынка. 1 мая 2019 г. госдепартамент направил в Брюссель пись

котором обвинил ЕС «в препятствовании доступу США на оборонный рынок Европы через правила, которь планировал установить для участия третьих государств в Европейском фонде обороны и в Постоя структурированном сотрудничестве» [12]. В свою очередь, ответное письмо опровергало эти обвинения и стоял том, что PESCO фактически помогает усилить «европейскую опору» НАТО, а также соответствует тем требова! которые США предъявляли своим союзникам в течение многих лет.

Возвращаясь к политическому и оборонному аспекту реакции, важно отметить, что на слушаниях в Комитет международным отношениям Сената США один из ведущих экспертов по трансатлантической безопасности, вет разведки, ранее руководивший исследовательскими работами в ЦРУ и Конгрессе, Стэнли Р. Слоан сделал наиб взвешенное заявление: «Наши союзники добиваются прогресса в улучшении своего сотрудничества. Европей политика безопасности и обороны, Постоянное структурированное сотрудничество и новый Европейский I обороны уже помогают улучшить военное сотрудничество между союзниками. Вопрос нашего президент американских обязательствах перед Североатлантическим союзом заставил европейцев обоснованно зада вопросом, могут ли они полагаться на Соединенные Штаты в будущем. Если они решат, что не могу сотрудничество может перейти к большей автономии от Соединенных Штатов, за пределами НАТО и неэффект координироваться с альянсом» (8).

Конечно, опасения по поводу вопросов дублирования полностью из повестки не исчезли. Например, в ра обсуждения закона «О национальной обороне на 2020 финансовый год» конгрессвумен В. Фокс внесла попр которая по её словам «посылает четкий сигнал Европейскому союзу о важности примата НАТО над нашими общ оборонными интересами», а также, что «инвестиции, осуществляемые в форме пакта PESCO и Европейского ф обороны, могут поставить под угрозу совместимость систем и привести к расхождению приоритетов расход рамках нашего альянса». По мнению В. Фокс, инвестиции ЕС в оборону «должны осуществляться под эгидой Н чтобы обеспечить подотчетность и гарантию влияния США (на эти процессы. - М.Г.)» (9).

Проект PESCO был официально запущен 11 декабря 2017 г., а 18 декабря в Вашингтоне была обнародована н Стратегия национальной безопасности США, которая возлагала ответственность за ухудшение трансатлантиче солидарности на Россию, игнорируя позицию самих США по отношению к союзникам. При этом Стратегия закре вектор, заданный президентом Трампом на достижение 2% показателя по финансовому вкладу в НАТО для ка страны блока: «Мы ожидаем, что наши европейские союзники увеличат расходы на оборону до 2% ВВП к 2024 г этом 20% этих расходов будут направляться на наращивание военного потенциала» (10).

БРЮССЕЛЬСКИЙ САММИТ НАТО

На фоне запуска Евросоюзом программы PESCO и обнародования новой Стратегии национальной безопас США особое внимание привлек саммит НАТО в Брюсселе. 11-12 июля 2018 г. в новой штаб-квартире организ состоялась встреча на высшем уровне, на которой обсуждался достаточно широкий круг вопросов. Однако наиб значимыми из них стали подписание новой декларации ЕС-НАТО и тяжелое обсуждение на встречах и в кулу ультимативного требования президента Трампа об увеличении финансирования альянса.

Накануне саммита, 10 июля была подписана совместная декларация о сотрудничестве между ЕС и НАТО. Сто подтвердили «важность и необходимость сотрудничества», а также отметили, что «инициативы в обл безопасности и обороны отвечают интересам обеих сторон». Лидеры также приветствовали «усилия Е укреплению европейской безопасности и обороны с целью обеспечения более надежной защиты Союза и граждан и содействия миру и стабильности в регионе соседства и в других странах». При этом деклар намеренно подчёркивала: «Постоянное структурированное сотрудничество и Европейский фонд обо

способствуют достижению этих целей» (11). Тем самым было подтверждено мнение относительно того, что НАТ рассматривает проект PESCO с точки зрения угрозы дублирования, а наоборот поощряет данную инициал надеется на то, что этот проект дополнит альянс.

Но, конечно, наибольшее внимание мировой общественности было приковано к Д. Трампу. В СМИ появи информация о том, что президент Трамп угрожает союзникам по НАТО вывести США из альянса, если существенно не увеличат свои расходы на оборону. Президент США требовал достичь 2% показателей по взно 2019 г. и в последующем увеличить этот показатель до 4% от ВВП. На пресс-конференции по итогам самми Трамп заявил: «Был достигнут огромный прогресс; все согласились существенно увеличить свои обязательства собираются поднять его на уровни, о которых никогда раньше не думали» (12). В то время, как Дональд Т пытался представить это как свое личное достижение, президент Франции Э. Макрон опроверг эти заявлен отметил, что все предыдущие договорённости остаются в силе (то есть достижение уровня взносов в 2% от В 2024 году).

На пресс-конференции Д. Трампа 12 июля значительное внимание было уделено вопросу возможного выхода из НАТО. Журналисты задали три вопроса напрямую касающиеся этой темы. Президент старался максима уклониться от прямого ответа, а отвечая на вопрос представителя Bloomberg, о том верит ли сам Д. Трамп сможет вывести США из альянса без явной поддержки и одобрения Конгресса глава Белого дома ответил: «Ду я, вероятно, смогу, но в этом нет необходимости. И люди (лидеры стран - членов НАТО. - М.Г.) сегодня проя себя так, как никогда раньше. И запомните это — они платят еще 33 млрд долларов (дополнительные сред собранные европейскими странами НАТО. - М.Г.)» (12). Таким образом, жесткая риторика Трампа и прямые угр< адрес союзников, по мнению самого американского президента, дали результат, о чем он неоднократно ( говорить в последующем, и ставить в заслугу своей администрации.

Было бы ошибочно полагать, что подобная риторика связана исключительно с личными убеждениями Д. Трамп, отмечает американский обозреватель The Guardian Касс Мадде: «Республиканцы уже давно рассматривают НА гораздо менее благоприятных условиях, чем демократы. Фактически, в прошлом году меньшинство республика (47%) положительно относились к организации». Журналист также отметил, что «Трамп, безусловно, д| политический лидер и президент США. Его стиль уникален, но он в основном говорит вслух и более вульгарн что многие американцы, в том числе политические элиты, думают в частном порядке... Чем скорее европ поймут это и начнут планировать своё будущее без доминирования США, тем лучше» [16].

В тоже время газета The Washington Post, оппозиционно настроенная к политике Д. Трампа, приводит мн специалиста по национальной безопасности и внешней политике Д. Роткопфа: «Трамп сейчас покидает этот са НАТО со всеми остальными лидерами, убежденными, что он представляет угрозу для НАТО и явля нестабильным игроком. Он подорвал авторитет института президентства и подорвал международный порядок г Второй мировой войны» [18].

ДИСКУРС ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ФИНАНСОВОГО ВКЛАДА В НАТО

2018-й год изменил многое в трансатлантических отношениях, наглядно продемонстрировав, что времена, безопасность Европы во многом определялась твердой приверженностью Вашингтона своим союзникам по др сторону Атлантики прошли. Страны Европы окончательно осознали, что более не могут рассчиты исключительно на поддержку Соединенных Штатов в вопросах обороны и безопасности в условиях, когда их л прибегает к односторонним и во многом оскорбительным действиям в отношении ближайших союзников. Са НАТО 2018 г. не привел к каким-либо значительным последствиям, во многом из-за результатов промежуто

выборов в США, в ходе которых контроль над Палатой представителей получила Демократическая па инициировавшая многочисленные расследования в отношении действий и финансов Трампа. Вынужде отбиваться от постоянных атак на президента США Белый дом ослабил натиск на Европу, что в целом положите сказалось на нивелировании последствий Брюссельского саммита НАТО.

В тоже время увеличение финансирования НАТО со стороны европейских стран администрация 45-ого презид США продолжала ставить ему в заслугу, принципиально упуская из виду тот факт, что договоренность о поэтапн постепенном увеличении вклада была достигнута еще при Б. Обаме. Во многом благодаря этой договоренно увеличивались оборонные бюджеты стран-членов альянса. Выступая в Вашингтоне на праздновании в чест летия НАТО, вице-президент М. Пенс заявил: «Хорошей новостью является то, что по настоянию президента Тр наши союзники по НАТО активизировались, уже пообещали дополнительные расходы на оборону на млрд долларов, и все больше наших союзников по НАТО выполняют 2% обязательство... Как сказал генерал секретарь всего несколько часов назад перед Конгрессом, лидерство президента Трампа в распределении бре "оказывает реальное влияние" на благо НАТО и свободного мира» (13). Сам президент Трамп в ходе п конференции после встречи с генеральным секретарем НАТО Й. Столтенбергом в Лондоне 3 декабря 20 отвечая на один из вопросов, заявил: «Вы не поверите. Посмотрите на этого джентльмена (Столтенберга. -Когда я пришел, я был зол на НАТО. И теперь я собрал 130 млрд долларов» (5).

Согласно данным, распространенным НАТО в июне 2021 г. о расходах стран-членов на оборону (2014-2021 моменту публикации информации уже 10 стран альянса, как минимум на бумаге, преодолели 2% рубеж (14). Ес в этом заслуга президента Трампа? Безусловно, есть. Но интерпретировать политику Д. Трампа как решаю фактор в этом процессе не представляется возможным. Как неоднократно заявляли европейские лидер частности Президент Франции Э. Макрон и канцлер Германии А. Меркель, члены альянса никогда не отказывг от взятых на себя обязательств по достижению 2% отметки к 2024 г., о чем в том числе свидетельствуют коммю по итогам саммитов НАТО. Кроме того запуск и планомерное развитие проекта PESCO потребовало от европе1 стран больших затрат на оборону, чем они выделяли до 2017-2018 годов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении стоит отметить, что, несмотря на всю неоднозначность политики Д. Трампа, касающейся вопр европейской безопасности, на практике Вашингтон остался в русле всей трансатлантической парадигмы вне политики прежних администраций. При этом Трамп сделал акцент не на критику проектов углубления европей оборонного сотрудничества, а на жестком требовании соблюдения европейцами обязательств по финансиров НАТО. Конечно, неоднократно эта тема поднималась и в прошлом, но все прежние призывы Вашин существенно отличались от действий президента Д. Трампа.

В тоже время позиция США по вопросу их участия в обеспечении европейской безопасности, при презид Трампе, послужила дополнительным стимулом для Евросоюза в деле активизации дискуссий в поддержку на движения к созданию автономной «европейской армии». Признавая примат НАТО в вопросе поддержания о обороны, в рассматриваемый период со стороны ЕС стали предприниматься реальные шаги на пути к достиж автономии. С точки зрения самого Европейского союза это можно рассматривать как большой прорыв, та практически все предыдущие инициативы в полном объеме так и не были реализованы, а проект PESCO уж старте продемонстрировал единство в союзе относительно развития качества и совместимости вое потенциалов. Конечно, в обозримом будущем ОПБО не способна к дублированию, тем более вытеснению НАТО ОПБО способна в ближайшее время приблизиться к тому, что бы стать реально существующей «европей опорой» Североатлантического альянса.

Вопросы существования и развития Европейской политики безопасности и обороны / Общей политики безопас и обороны неоднократно в прошлом вызывали серьезные кризисы в трансатлантических отношениях, крупне из которых пришлись на 1998-2002 годы. Однако масштабной критики со стороны Вашингтона в адрес Брюссе рамках нового витка напряженности (2017-2020 гг.) в отношениях США и ЕС по поводу развития механизмов С не последовало. Определённую роль в этом сыграл генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг, кот приветствовал инициативы подобные PESCO, выдержанные в духе совместных деклараций ЕС-Н направленные на улучшение оперативной и тактической совместимости. Администрация Трампа в свою оче сосредоточила все свои усилия на «справедливом распределении финансового бремени» в НАТО и повышени боеспособности в рамках европейского направления внешней политики в области безопасности, продол впрочем, и не так открыто, беспокоиться о возможном дублировании НАТО со стороны новых европейских прое Попытки представить результативность подобного подхода к своим ближайшим союзникам со сто администрации Трампа встретили волну критики, как в самих США, так и среди европейцев, а также закре европоцентричный характер НАТО.

Примечания

1. Joint declaration by the President of the European Council, the President of the European Commission, an Secretary General of the North Atlantic Treaty Organization. 2016 [электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133163.htm (Дата обращения: 23.09.2022).

2. US Vice-President Mike Pence's speech at the 53rd Munich Security Conference delivered 18 February [электронный ресурс].

URL: https://www.americanrhetoric.com/speeches/mikepencemunichsecurityconference2017.htm (Дата обращ 14.10.2022).

3. Remarks by the Vice President and European Council President Tusk. 20 February 2017 [электронный ресурс URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/remarks-vice-president-european-council-pr... i обращения: 15.10. 2022).

4. Joint Press Conference of President Trump and NATO Secretary General Stoltenberg. Washington, 12 April [электронный ресурс]. — URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/joint-press-confer president-trump-nat... (Дата обращения: 14.10.2022).

5. Remarks by President Trump and NATO Secretary General Stoltenberg After 1:1 Meeting. London, 3 December [on-line]. [электронный ресурс]. — URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/rem president-trump-nato-secretary-gen... (Дата обращения: 16.10.2022).

6. 1 июня 2022 г. в Дании прошёл референдум об отмене исключения, распространявшегося на неё в с общей политики безопасности и обороны ЕС с 1993 г., на котором 43,38% от общего числа избират проголосовали за отмену исключения. Инициирование подобного референдума было связано, в том чи< желанием Дании присоединиться к проекту PESCO с целью оптимизации своего оборонного потенциа увеличения вклада в евроатлантическую безопасность.

7. Постоянное структурированное сотрудничество ЕС [Офиц. сайт]. URL: https://www.pesco.europa.eu/about/ (Дата обращения: 27.10.2022).

8. S.Hrg. 115-780 — ASSESSING THE VALUE OF THE NATO ALLIANCE [электронный ресурс]. URL: https://www.congress.gov/event/115th-congress/senate-event/LC65124/text (Дата обращения: 13.10.2022).

9. NATIONAL DEFENSE AUTHORIZATION ACT FOR FISCAL YEAR 2020; Congressional Record Vol. 165, No (House - July 11, 2019) [электронный ресурс]. — URL: https://www.congress.gov/congressional-record/vo 165/issue-116/house-section/article/H5594-7 (Дата обращения: 14.10.2022).

10. National Security Strategy of the United States of America. December 2017 [электронный ресурс] URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905-2.pdf i обращения: 18.09.2022).

11. Joint Declaration on EU-NATO Cooperation. Brussels, 10 July 2018 [электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_156626.htn (Дата обращения: 18.10.2022).

12. Remarks by President Trump at Press Conference After NATO Summit. Brussels 12 July 2018 [электронный ре< — URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-press-confer n... (Дата обращения: 01.11.2022).

13. Remarks by Vice President Pence at NATO Engages: The Alliance at 70. Washington, 3 April 2019 [электро ресурс]. — URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/remarks-vice-president-pence-engages-... (Дата обращения: 04.11.2022).

14. Defence Expenditure of NATO Countries (2014-2021) [электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_184844.htm (Дата обращения: 08.11.2022).

Список литературы

1. Белов В. Б. О некоторых итогах Мюнхенской конференции по безопасности — 2017 [электронный ресур URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/o-nekotorykh-itogakh-myunkhenskoy-konfere... i обращения: 18.10.2022).

2. Бубнова Н. И. Новая администрация США: военно-политические вызовы // Россия и современный мир. 2017 (94). С. 135-152.

3. Гусейнов К. К. Французские инициативы в области обороны и безопасности ЕС // Современная Европа. : №2. С. 205-211. DOI: 10.15211/soveurope22020205211

4. Данилов Д. А. Глобальные горизонты атлантического альянса: «вакцина» Байдена // Современная Европа. : №5. С. 19-31. DOI: 10.15211/soveurope520211931

5. Журкин В. В., Носов М. Г. 20-летие военного измерения ЕС // Современная Европа. 2019. №1 (86). С. 5-13. 10.15211/soveurope120190513

6. Журкин В.В., Носов М. Г. Дональд Трамп и Европа // Современная Европа. 2018. №4 (83). С. 17-33. 10.15211/soveurope420181733

7. Золотарёв В. А., Трунов Ф. О. Вопросы обеспечения атлантической солидарности европейских партнеров на современном этапе // Актуальные проблемы Европы. 2019. №1. С. 36-55. DOI: 10.31249/ape/2019.01.02

8. Михалева А. А. Политика США в отношении НАТО и ЕС при Трампе // Контентус. 2019. №6 (83). С. 206-213.

9. Рубинский Ю. И., Синдеев А. А. От Елисейского к Ахенскому договору // Современная Европа. 2019. №2 (8 18-26. DOI: 10.15211/soveurope220191826

10. Benitez J. U.S. NATO Policy in the Age of Trump: Controversy and Consistency // The Fletcher Forum of World A Global Transformations: A Century Since The Great War. 2019. Vol. 43, No. 1. P. 179-200.

11. Eran O., Rosner Y., Oreg R. EU-US Relations in the Trump Era // The European Union in Turbulent Times: Challe Trends, and Significance for Israel. 2018. P.61-70.

12. Fiott D. The poison pill: EU defence on US terms? // European Union Institute for Security Studies. 2019 [электро ресурс]. —URL: https://www.iss.europa.eu/content/poison-pill-eu-defence-us-terms (Дата обращения: 03.11.2022

13. Helwig N. How to Explain PESCO to Trump? // American Institute for Contemporary German Studies. [электронный ресурс]. — URL: https://www.aicgs.org/2017/11/how-to-explain-pesco-to-trump/ (Дата обращу 02.11.2022).

14. Howorth J. EU-NATO cooperation: the key to Europe's security future // European Security. 2017. Vol. 26. P. 454-DOI:10.1080/09662839.2017.1352584

15. Jakobsen P., Ringsmose J. Burden-sharing in NATO: The Trump effect won't last // Norwegian Institute of Interna Affairs (NUPI). 2017. 4 p.

16. Mudde C. The Nato summit proves Europe doesn't get Trump - or the US // The Guardian, 16.07.2018 [электро ресурс]. — URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/jul/16/trump-nato-summit-us-foreign-p europe (Дата обращения: 29.10.2022).

17. Pothier F., VershbowA. NATO and Trump: the case for a new transatlantic bargain // The Atlantic Council, 2017. 15

18. Sargent G. Trump's latest lie at NATO blows up his idea of «winning» // The Washington Post, 12.07 [электронный ресурс]. — URL: https://www.washingtonpost.com/blogs/plum-line/wp/2018/07/12/trumps-latest-nato-blows-up-his-... (Дата обращения: 04.11.2022).

19. Schreer B. Trump, NATO and the Future of Europe's Defence // The RUSI Journal. 2019. Vol. 164, 201. P. 10-17.

Информация об авторе

Готин Максим Борисович, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отнош Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Российская Федерация.

Автор-корреспондент

Готин Максим Борисович, e-mail: maxim_leto96@mail.ru

WORKS OF YOUNG SCIENTISTS

Review

Donald Trump and European Security

Maxim B. Gotin 1

1 Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1580-633. , e-mail: maxim_leto96@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract:

The article analyzes the position of the Trump administration (2017-2021) regarding the development of the Cor Security and Defense Policy (CSDP) of the European Union and the project of Permanent Structured Cooperation (PE: as an integral part of it, as well as ensuring European security within the framework of NATO. The development of th CSDP institute, since its creation, has been a stumbling block in the transatlantic dialogue with Washington. The elect D. Trump as President of the United States actualized the issue of creating autonomous European armed forces. Pres Trump focused not on criticizing European institutions in the field of defense, but on the issue of sharing the financial bi within NATO as a guarantor of common transatlantic security for North America and Europe. The analysis of the st materials allows us to conclude that the split between the United States and European allies reached its apogee in 20 the Brussels summit of the North Atlantic Alliance. In the context of a trade war with the European Union, D. Trump, atypical style for international politics, tried in every possible way to stimulate European countries to increase contribi to NATO in order to present this as his personal achievement on the eve of the 2018 United States midterm elec Indeed, the number of alliance member countries that have budgeted defense spending in excess of 2% of GDP by has increased from five to ten. However, there is no reason to consider this a merit of President Trump and his non-stai approach to allies. As European leaders have repeatedly noted, including French President E. Macron, all countries never reneged on their commitment to gradually increase defense spending by 2024. The article uses materials fror White House, the US Congress, NATO, as well as joint declarations of the EU and NATO.

Keywords: USA, NATO, PESCO, EU, CSDP, Europe, European security, defense, military cooperation, European De' Fund, Munich Security Conference, defense spending, financial contribution to NATO, D. Trump, E. Macron, J. Stolten B. Obama, M. Pence

References

1. Belov V. B. (2017) O nekotorykh itogakh Myunkhenskoi konferentsii po bezopasnosti — 2017 [About some results < Munich Security Conference — 2017], 2017 [on-line]. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics comments/analytics/o-nekotorykh-itogakh-myunkhenskoy-konfere... (accessed 18.10.2022). (In Russ.).

2. Bubnova N. I. (2017) Novaya administratsiya SShA: voenno-politicheskie vyzovy [The new US Administration: m and political challenges]. - Rossiya i sovremennyi mir. 2017. №1 (94). P. 135-152. (In Russ.).

3. Guseinov K. K. (2020) Frantsuzskie initsiativy v oblasti oborony i bezopasnosti ES [French initiatives in the fie defense and security of the EU]. - Sovremennaya Evropa. 2020. №2. P. 205-211. (In Russ.).

4. Danilov D. A. (2021) Global'nye gorizonty atlanticheskogo al'yansa: «vaktsina» Baidena [Global Horizons of the At Alliance: Biden's "vaccine"]. - Sovremennaya Evropa. 2021. №5. P 19-31. (In Russ.).

5. Zhurkin V. V., Nosov M. G. (2019) 20-letie voennogo izmereniya ES [20th anniversary of the EU military dimensii Sovremennaya Evropa. 2019. №1 (86). P. 5-13. (In Russ.).

6. Zhurkin V.V., Nosov M. G. (2018) Donal'd Tramp i Evropa [Donald Trump and Europe]. - Sovremennaya Evropa. : №4 (83). P. 17-33. (In Russ.).

7. Zolotarev V. A., Trunov F. O. (2019) Voprosy obespecheniya atlanticheskoi solidarnosti evropeiskikh partnerov SSh sovremennom etape [Issues of ensuring Atlantic solidarity of the European partners of the United States at the pr stage]. - Aktual'nye problemy Evropy. 2019. №1. P. 36-55. (In Russ.).

8. Mikhaleva A. A. (2019) Politika SShA v otnoshenii NATO i ES pri Trampe [US policy towards NATO and the EU i Trump]. - Kontentus. 2019. №6 (83). P. 206-213. (In Russ.).

9. Rubinskii Yu. I., Sindeev A. A. (2019) Ot Eliseiskogo k Akhenskomu dogovoru [From the Elysee to the Aachen Trea Sovremennaya Evropa. 2019. №2 (87). P. 18-26. (In Russ.).

10. Benitez J. (2019) U.S. NATO Policy in the Age of Trump: Controversy and Consistency. - The Fletcher Forum of I Affairs. Global Transformations: A Century Since The Great War. 2019. Vol. 43, No. 1. P. 179-200.

11. Eran O., Rosner Y., Oreg R. (2018) EU-US Relations in the Trump Era. - In: The European Union in Turbulent T Challenges, Trends, and Significance for Israel. 2018. P. 61-70.

12. Fiott D. (2019) The poison pill: EU defence on US terms? - In: European Union Institute for Security Studies. 2019 line]. Available at: https://www.iss.europa.eu/content/poison-pill-eu-defence-us-terms (accessed 03.11.2022).

13. Helwig N. (2017) How to Explain PESCO to Trump? - In: American Institute for Contemporary German Studies. [on-line]. Available at: https://www.aicgs.org/2017/11/how-to-explain-pesco-to-trump/ (accessed 02.11.2022).

14. Howorth J. (2017) EU-NATO cooperation: the key to Europe's security future. - European Security. 2017. Vol. 2 454-459.

15. Jakobsen P., Ringsmose J. (2017) Burden-sharing in NATO: The Trump effect won't last. - Norwegian Institi International Affairs (NUPI). 2017. 4 p.

16. Mudde C. (2018) The Nato summit proves Europe doesn't get Trump - or the US. - The Guardian, 16.07.2018 [on Available at: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/jul/16/trump-nato-summit-us-foreign-p europe (accessed 29.10.2022).

17. Pothier F., Vershbow A. (2017) NATO and Trump: the case for a new transatlantic bargain. - The Atlantic Council, 201' p.

18. Sargent G. (2018) Trump's latest lie at NATO blows up his idea of «winning». - The Washington Post, 2018 [on Available at: https://www.washingtonpost.com/blogs/plum-line/wp/2018/07/12/trumps-latest-lie-at-nato-blow his-... (accessed 04.11.2022).

19. Schreer B. (2019) Trump, NATO and the Future of Europe's Defence. - The RUSI Journal. 2019. Vol. 164, 201. F 17.

Information about the author

Maxim B. Gotin, Postgraduate Student of the Chair of General History and International Relations of Kuban State Univ< Krasnodar, Russian Federation.

Corresponding author

Maxim B. Gotin, e-mail: maxim_leto96@mail.ru

Nauka. Obsestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 1. P. 12-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.