Научная статья на тему '"Дон Кихот" как культурный архетип испанского народа'

"Дон Кихот" как культурный архетип испанского народа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
988
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Дон Кихот" как культурный архетип испанского народа»

А. Ю. Агеев

«Дон Кихот» как культурный архетип испанского народа

Среди множества книг и научных трактатов, созданных в Испании ХУ-ХУ11 веков, особенно ярко выделяется одно литературное произведение - роман С. М. де Сервантеса «Дон Кихот». Он оказался настолько неординарным, разноплановым и разноуровневым произведением, что интерес к нему, появившейся сразу после его публикации не угасает до сих пор. Более того, актуальность романа оказалась неподвластна времени, к нему регулярно обращались и обращаются за ответами ученые и философы. Ортега-и-Гассет писал: «Уже сейчас ясно: книги Доде и Мопассана не доставляют нам ныне того наслаждения, как лет пятнадцать тому назад. И, наоборот, напряжение, которое несет в себе «Дон Кихот», обещает никогда не ослабнуть»1. Для того, чтобы прояснить популярность и актуальность Дон Кихота, я обращусь к двум известным испанским философам - Мигелю де Унамуно и упомянутому выше Хосе Орге-та-и-Гассету, которых Ignacio Sanchez Camara приводит в своем докладе «El Quijotismo en Unamuno y Ortega», как «particular y contrapuesta visión de estos dos grandes filósofos, que coincidieron en pensar que en El Quijote se encuentra la revelación del alma de España y la clave de sus problemas»2 («Специфическое и противоположное»: «Точка зрения этих двух великих философов, которые совпадают в мысли о том, что Дон Кихот представляет из себя душу Испании и ключ ко всем ее проблемам»). Основополагающими проблемами, затронутыми в бессмертном произведении были такие, как свобода, равенство, мир и справедливость. Несмотря на изменившуюся политическую обстановку, характер проблем остался практически неизменным. Сам же роман, при более тщательном анализе, раскрывает новые грани, отражая философские тенденции тех лет, и в некотором роде предвосхищая идеи, и задавая направление философским исследованиям на много лет вперед. Именно поэтому на упомянутой выше конференции звучали такие доклады как: «Дон Кихот и «Феноменология Гегеля»», «Дон Кихот и современная Испания», «Взгляд со стороны: Кихот, как испанский архетип», а также другие доклады о Дон Кихоте и влиянии произведения на труды Декарта и Фихте.

1 Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон-Кихоте». - СПб., 1997. - С. 168169.

2 Marta Noguerales Jove. Congreso internacional "El Quijote y el Pensamiento moderno".// Anales Del Seminario de la historia de la Filosofía. Vol. 22. 2005. Paj. 310

381

Чем же обусловлена такая многогранность и глубина произведения созданного в 1605 году? Это можно попытаться объяснить многими фактами, среди которых наиболее важным является личность автора. Сервантесу выпало жить с Испании, достигшей своего наивысшего могущества: не только полностью свободной от мусульманского владычества, но и спасительницей Европы от новой угрозы виде турок (победа при Ле-панто, одержанная испанцами, остановило новое нашествие) и еще больше укрепило позиции Испании как защитницы христианской веры. Кроме того, были открыты и захвачены большие территории в Новом Свете. Испания, пусть и не надолго, стала крупнейшей колониальной державой в мире, в которой «никогда не заходило солнце». Но при этом к XVII веку в Испании появляется множество проблем, которые требуют немедленного разрешения, но власть не хочет, или не может, их решать. Так борьба с мусульманами, превращается вначале в борьбу с иноверцами в целом (то есть с мусульманами и иудеями), затем в борьбу с нечистокровными испанцами (неважно какого они вероисповедания), и, наконец, с зажиточными людьми в целом. Таким образом, благодаря стараниям инквизиции, торговля была почти полностью уничтожена на территории Испании, что не позволило ей развиваться темпами, достаточными для удержания высокого статуса на европейской арене. Колонии, служившие источником богатства, служили не для развития Испании, а для удовлетворения потребностей в роскоши, что тоже отрицательно сказалось на стране. Образ Дон Кихота, идальго, «чье имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке»1, было собирательным образом многих семей благородной крови того времени, которые в силу неумения вести дела, влачили довольно жалкое существование.

Но есть еще один аспект испанской жизни, который в наибольшей степени повлиял на автора незабвенного романа. Это духовная жизнь страны. Именно в это время, происходит духовный и интеллектуальный подъем нации. Именно нации, потому как испанцы трудятся не только в самой Испании, но и во многих странах Европы. Можно выделить такие личности как Хуан Луис Вивес - профессор Оксфорда и Лувена, член клуба лондонских Реформаторов и соратник Томаса Мора, Эразма Роттердамского, и Мигель Сервет - наиболее известный антитринитарий Европы того времени, а также выдающийся врач. В самой же Испании наблюдается необычайный расцвет науки, искусства, образования и философии. Во многом это связано с деятельностью монашеских орденов, из которых наиболее важным для нас является орден иезуитов. И именно

1 Сервантес С. М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчаский. - М., 1955. - С. 33.

с основателем ордена иезуитов Игнасио Лойолой сравнивает Мигель де Унамуно в своей книге «Житие Дон Кихота и Санчо». «Дон Кихот и Игнатий Лойола взаимно дополняют и поясняют друг друга»1. Во многом это можно объяснить прогрессивными идеями, которыми воспользовался Лойола при создании своего ордена, чьей целью было «не спасение душ его членов, не «созерцание», но служба Церкви»2. Само же устройство ордена более напоминает не братство, но некий механизм, или устройство, где каждый вовлеченный имеет свое собственное предназначение. Именно эта всеобщая «подчиненность» и механицизм ордена позволили добиться небывалых результатов. Идея механистического устройства общности людей и взгляд на человека как на «шестеренку часов», как бы предвосхищают механистическую картину мира Лейбница, Декарта и Ньютона. Но стоит заметить, что монашеские ордены, помимо церковных функций, несли еще и научную и образовательную. Достаточно отметить, что в то время практически все профессора носили духовный сан, а наиболее крупные университеты, образовались на базе семинарий. Именно в испанских университетах происходит смена принципов обучения. Ранее господствовавший метод диктовки лекций по принципу «не спрашивай, как» (студентам предлагалась профессорская точка зрения, без доказательств и пояснений) сменяется свободным чтением лекций (профессор зачитывает материал, снабжая его необходимыми доказательствами и комментариями). В сам же принцип обучения и подготовки профессоров, нередко вводят гуманистические идеи. Доподлинно известно, что, несмотря на инквизицию с суровой цензурой, в Испании того периода переводится и издается большое количество гуманистической литературы. Наибольшей популярностью пользуются труды Эразма Роттердамского, который был преподавателем у испанского короля Карла V. Еще одним гуманистом, получившим распространение в Испании, был Хуан Уарте. Проводя параллели между романом Сервантеса и трактатом Хуана Уарте и анализируя «Дон Кихота», мы, вместе с Мигелем де Уна-муно, можем обнаружить множество совпадений, которые позволят открыть новый смысл давно известного произведения.

И в этом как раз и заключается основная разница между взглядом на роман у Мигеля де Унамуно и Хосе Ортеги-и-Гассета. Если для Унамуно особое место занимают именно Дон Кихот и Санчо, их духовный рост и стремление, взаимоотношения с реальностью и миром фантастическим, то для Ортеги-и-Гассета куда более важна общая структура романа. Дон Кихот у Унамуно личность более духовная, чем физическая. Сама фигура

1 Бицилли П. М. Игнатий Лойола и Дон Кихот // Место Ренессанса в истории культуры. - СПб.,1996. - С. 207.

2 Там же. - С. 206.

Дон Кихота представляет собой некое трансцендентальное правосудие, в то время как Санчо - некое олицетворение формального правосудия1. Как здесь не вспомнить о Новом Свете, где вели противоборство две точки зрения на туземцев, позднее вылившиеся в «Легенду Красную» и «Легенду Черную». Возможно, здесь нашли отражение как реально происходившие события, такие как покорение инков и ацтеков, уничтожение коренного населения и разрушение цивилизаций, так и утопические взгляды на мир Франсиско де Витториа и Васко де Кирога. Помимо этого, сам Дон Кихот является воплощением качеств испанского народа. Как Улисс был греком от начала и до конца, так Дон Кихот испанцем. «Испания -нация абсурдная и невозможная с точки зрения метафизики, абсурд - ее нерв и основная опора»2.

Несколько другой подход к анализу романа у Хосе Ортеги-и-Гассета. Его больше интересует роман, как произведение в целом. Главное в романе его направленность в современность. Герои романа типичны, они взяты как бы с улицы, из реального окружения автора и читателя. Но при этом в романе обязательно должно присутствовать воображение. Воображение создает приключение, как нечто не укладывающееся в реальность, столь нам привычную. В этом и заключается некая поэтичность романа. Приключения манят Дон Кихота в свой мир, мир поэтичности, полной противоположности мира реального. Санчо же напротив является образцом агрессии против поэтичности, он делает любое приключение невозможным. Сам же Дон Кихот находится на грани - между мирами. «Природа его погранична, как, согласно Платону, человеческая природа в целом»3. Поскольку роман является некоей противоположностью мифа (хотя и произошел от него), важную роль в понимании романа играет взаимоотношение античной философии и философии гуманизма. Ведя свое происхождение от античной, философия эпохи Возрождения в корне меняет приоритет: вместо «голой телесности без внутреннего пространства, без внутренних тайн, Возрождение открывает неисчерпаемое богатство интимного мира, то есть сознание, субъективное»4. Так и Сервантес в своем романе переносит место действия из реального мира (как это было у Гомера) в психологический. При этом реальность Дон Кихота оказывается такой же «существующей» как и у Санчо Пансы. Ведь любая вещь в мире имеет «смысл» и «материальность». И смысл подразумевает стремление вещи к максимальному воплощению в вещи. И этим можно объяснить, например, ветряные мельницы и «гигантов», так как по своей

1 УнамуноМ. Житие Дон Кихота и Санчо. - СПб., 2002. - С. 307.

2 Там же. - С. 309.

3 Ортега-и-ГассетХ. Размышления о «Дон-Кихоте». - СПб., 1997. - С. 139.

4 Там же. - С. 141.

сути мельницы тоже гиганты. Таким образом, Дон Кихот является некоей идеальной сущностью, отражением идей, надежд, а также усилий, направленных на становление славы страны.

Именно поэтому и Мигель де Унамуно, и Ортега-и-Гассет сходятся в одном: не существует более значимого для Испании, произведения, которое как никакое другое отражало бы испанскую культуру, нравы, обычаи и взгляды на мир, не ставило так много вопросов и не давало так много ответов. В этом произведении отразилось все: многовековая история испанского народа, проблема справедливости и равенства, философские учения гуманистов, взгляды христианских мыслителей на свободу, идея духовного совершенствования и традиционная религиозность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.