2. Frankl V.D. Man in search of meaning. - M .: Progress, 2010 .-- 367 p.
3. Mikheeva E.V. The Formation of Spiritual Culture as the Dominant of the Professional Excellence of the Educator // Students' Scientific Community: Interdisciplinary Studies. - Sat Art. by mat. II international Stud. scientific-practical conf. - No. 3. http: // URL: sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud (accessed 04.12.2018).
4. Kinitaeva D.N. Spiritual and moral formation of students in technical universities of Kazakhstan: Diss. Cand. ped sciences. - M., 2005.
5. Yakusheva S. D. Fundamentals of pedagogical skill: a textbook for students. Wednesday prof. textbook. institutions. 4th ed., Rev. and add. M.: Publishing Center "Academy" .- 2011. - 256 p.
6. Artamonova E.I. The spiritual culture of the teacher and the features of its formation in modern society / E. I. Artamonova // Educational Work at the university: state, problems, development prospects: Intern. scientific Conf .: materials dokl. (April 2 - 3, 2009, Moscow). - M .: IANPO; Yaroslavl: Remder, 2009 .-- S. 377-386.)
7. E.P. Belozertsev. Education. Historical and cultural phenomenon. Publisher: Legal Center Press, - 2004
ДОМИНИРУЮЩАЯ ПЕРЦЕПТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ 15 - 16 ЛЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НВМУ
Тарасов Денис Павлович
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» Никифорова Светлана Николаевна кандидат психологических наук Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации»
Аннотация. В статье представлены результаты исследования доминирующей перцептивной модальности у подростков 15-16 лет, обучающихся в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны. Выявлено что что более успешными в освоении программного материала являются воспитанники с преобладанием зрительного канала восприятия, у воспитанников, обучающихся удовлетворительно, доминирует аудиальный канал восприятия. У исследуемых преподавателей в качестве доминирующего канала восприятия представлен аудиальный канал.
Annotation. The article presents the results of a study of the dominant perceptual modality in adolescents 15-16 years of age studying in pre-university educational institutions of the Ministry of Defense. It was revealed that pupils with a predominance of the visual channel of perception are more successful in mastering the program material; among pupils studying satisfactorily, the audio channel of perception dominates. In the studied teachers, the audio channel is presented as the dominant channel of perception.
Ключевые слова: перцептивная модальность, академическая успеваемость, восприятие
Keywords: perceptual modality, academic performance, perception
Проблема учебной успешности неоднократно рассматривалась многими специалистами, изучающими учебную деятельность с позиции разных наук. Изучение влияния индивидуального стиля учебной деятельности на достижение высоких результатов в обучении, является актуальным в настоящее время.
Восприятие может быть определено как процесс получения из окружения и обработки информации. Сам по себе этот процесс един для всех. На входе - получение информации из внешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный "порядок" и, наконец, на выходе -систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде и ложащаяся в основу его действий, т.е. информация, выступающая исходным материалом для поведения человека. Несмотря на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человеком действительности различно [1,3]. Оно всегда носит субъективный характер. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления, на выходе каждый индивид имеет собственную информацию о них, которая может существенно различаться у различных индивидов. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному.
Человек извлекает информацию из окружающей среды через несколько каналов восприятия. Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации [2,3].
Под модальностью понимается преимущественное использование одного из каналов восприятия для хранения и переработки информации. Говоря о модальности, следует иметь ввиду именно предпочитаемый канал приема информации: визуальный, аудиальный или кинестетический. Исследования психофизиологов показали, что, несмотря на невозможность в реальности встретить «чистого» аудиала, визуала или кинестетика, тем не менее, включение одного из каналов приема информации даже на доли секунды раньше других приводит к избирательной реакции на информационный сигнал извне, и, как следствие, влияет на осмысление и запоминание представляемого преподавателем учебного материала [3]. То есть на наш взгляд для успешного обучения в современном потоке информации, важным является способ и качество усвоения материала.
По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор [2, 3].
Исходя из этого, в нашей работе мы рассматриваем ведущую модальность как ресурс учебной успешности воспитанников.
Целью нашей работы является выявление взаимосвязи между ведущим каналом восприятия нахимовцев 9 класса и уровнем успеваемости.
Методы исследования. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика, ведущий канал восприятия)
Анализ успеваемости воспитанников за третью четверть.
Нами было обследовано 40 воспитанников 9 класса и 12 педагогов.
Все нахимовцы были разделены на группы по академической успеваемости - 1 группа обучающиеся на хорошо и отлично, - 2 группа, обучающиеся на хорошо и удовлетворительно (не более двух оценок удовлетворительно) и - 3 группа нахимовцев имеющих удовлетворительные результаты по основным предметам.
Нами были получены следующие результаты
Среди нахимовцев первой группы у 44% воспитанников преобладает зрительный канал восприятия, у 27,8% аудиальный канал восприятия, и у 27,8% кинеститический канал восприятия.
Среди нахимовцев второй группы нами обнаружено следующее распределение по ведущим канала восприятия у 37,5% воспитанников преобладает зрительный канал восприятия, у 25% аудиальный канал восприятия, и у 37,5% кинеститический канал восприятия.
В третьей группе нами выявлено следующее распределение у 35,7% воспитанников преобладает зрительный канал восприятия, у 50% аудиальный канал восприятия, и у 14,3% кинеститический канал восприятия.
Стоит обратить внимание на то, что в первой группе у нахимовцев преобладает зрительный канал восприятия, выраженность аудиального и визуального каналов восприятия представлена равномерно, тогда как у воспитанников успевающих с удовлетворительными оценками наиболее предпочитаемым каналом является аудиальный и в меньшей степени представлен кинестический канал восприятия.
Так же нами было проведено исследование ведущего канала восприятия у преподавателей, нами было обследовано 6 преподавателей гуманитарных дисциплин, и установлено что у преподавателей преобладает аудиальный канал восприятия.
Качественный анализ успеваемости воспитанников третьей группы, позволил установить, что в нее вошли нахимовцы имеющие удовлетворительные оценки только по физико - метематическим дисциплинам и дисциплинам естественно - научного цикла, например, химии, и нет воспитанников, имеющих удовлетворительные оценки по гуманитарным дисциплинам.
Выводы: нами установлено, что более успешными в освоении программного материала являются воспитанники с преобладанием зрительного канала восприятия, у воспитанников, обучающихся удовлетворительно, доминирует аудиальный канал восприятия. У исследуемых преподавателей в качестве доминирующего канала восприятия представлен аудиальный канал.
Список литературы
аклаков А.Г. Общая психология: Библиотека Гумер: URL: http://www.gumer.info Общая психология: URL:
сихология восприятия: Разделы психологии: Образовательный сайт: URL: http://siteprovse.com туденту Вуза: Психология: Образовательный сайт. URL: http://studentu-vuza.ru