Научная статья на тему 'Доминирование традиционных ценностей современного отечественного образования'

Доминирование традиционных ценностей современного отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ / ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КРИТЕРИИ ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глебова М. В.

Анализ преобразований, происходящих в российском обществе, показывает, что в основе этих преобразований лежит четкая система ценностей, вполне понятных и естественных для западной цивилизации, но исторически чуждых российской цивилизации. Сфера образования, как основа мировоззрения, национального самосознания и гражданского воспитания, является источником духовного, нравственного, интеллектуального, культурного и профессионального развития отдельной личности и народа в целом. В то время как в экономически развитом мире интеллектуальный потенциал признан основным, в отечественном образовании усиливается тенденция снижения качества образования и ослабление интеллектуального потенциала наших школьников. Таким образом, кризисное положение общества и школы, в частности, является следствием многосложных причин, важнейшие из которых: духовная ослабленность народа и обеднение его творческого потенциала. принцип целостности, гармоническое развитие, критерии ценностей, ценностные отношения, основа мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доминирование традиционных ценностей современного отечественного образования»

№ 1 - 2006 г. 13.00.00 Педагогические науки

УДК 37.017

ДОМИНИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.В. Глебова (г. Прокопьевск)

Анализ преобразований, происходящих в российском обществе, показывает, что в основе этих преобразований лежит четкая система ценностей, вполне понятных и естественных для западной цивилизации, но исторически чуждых российской цивилизации.

Сфера образования, как основа мировоззрения, национального самосознания и гражданского воспитания, является источником духовного, нравственного, интеллектуального, культурного и профессионального развития отдельной личности и народа в целом.

В то время как в экономически развитом мире интеллектуальный потенциал признан основным, в отечественном образовании усиливается тенденция снижения качества образования и ослабление интеллектуального потенциала наших школьников.

Таким образом, кризисное положение общества и школы, в частности, является следствием многосложных причин, важнейшие из которых: духовная ослабленность народа и обеднение его творческого потенциала.

принцип целостности, гармоническое развитие, критерии ценностей, ценностные отношения, основа мировоззрения.

Ключевые слова: принцип целостности, гармоническое развитие, критерии ценностей, ценностные отношения, основа мировоззрения

В современном отечественном образовании обращают на себя внимание две тенденции. Тенденция первая - идет абстрактная универсализация, во многом обусловленная приоритетом науки, определяющим не только естественно-математические, но и гуманитарные компоненты содержания образования, что ведет к сближению национальных систем образования и по содержанию, и по функциям, и по организации.

Тенденция вторая - движение в сторону сохранения и развития национальных основ реально существующей системы образования, возрождения традиций русского образования как средоточия духовных ценностей и национальных идеалов. Российские мыслители рано или поздно, но всегда обращали свое внимание на образование как на фактор укрепления России. Связывание педагогических проблем с темами современности, проблем школы и жизни, раскрытие в теории и живом творчестве пути целостной школы - есть задача нашего времени. И.А. Ильин писал: "Судьба будущей России лежит в руках русского учителя:Дух национального

воспитания необходим каждому русскому и каждому здоровому человеку: Учитель должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать". Называет он и средства воспитания, такие как язык, поэзия, история, песня, молитва, сказка, жития святых и героев [7].

Необходимой теоретической предпосылкой воспитательно-образовательного процесса является преодоление педагогического натурализма, вызванного глубоким влиянием общей тенденции секуляризации, то есть признание невозможности духовного становления личности вне религиозных установок культурного сознания. Основным процессом в жизни человека следует признать не физическую и не психическую сторону в нем, а духовную, которая глубже разделения физического и психического мира и которая носит залог целостности. Именно духовный процесс заключает в себе ключ к пониманию всего, что происходит в человеке. "К духовному росту, - писал В.В. Зеньковский, - нельзя прийти через развитие психических сил -интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии" [6]. Принцип целостности в воспитании, выдвинутый еще древними греками, предполагает всестороннее развитие человека, формирование и полноценное развитие всех сил, всех сторон в нем - интеллектуальных, нравственных, эстетических. Но не то "гармоническое" их развитие, которое не отвечает ни внутренней структуре человека, ни условиям его созревания, - а развитие, соблюдающее принцип внутренней иерархичности в человеке. "В человеке не только все личностно, но и личность живет "всем" - оттого нельзя развитие личности оторвать от физической, психической, социальной ее жизни. Нужно только помнить иерархическую взаимосвязанность всех этих сторон в личности, их инструментальное значение в развитии основного начала в личностно-духовной жизни" [6].

При всех различиях понимания духовности и духовного, связанных с традициями светской и религиозной мысли, общим для них является понимание духовности как высшего уровня развития и саморегуляции личности, на котором основными мотивационными регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Духовное становление личности, таким образом, предполагает выход за пределы эгоцентризма и подключение к созидательной энергии надындивидуальных общностей или высших сил, ориентацию личности на широкий спектр общечеловеческих и трансцендентных духовных ценностей, направленность на познание ценностей, универсальной связи вещей и всех явлений и целесообразную деятельность внутри этой связи.

Здесь возникает естественный вопрос о критериях ценностей подлинной духовности. Специфика основных, высших духовных ценностей необъяснима в рамках распространенной концепции субъектно-объектных отношений. Ценность имеет сложную многоуровневую структуру и выражает наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня от личности до общества в целом. Межсубъектные отношения взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Духовные ценности, таким образом, функционируют на уровне идеала, наиболее адекватно проявляясь в религии, искусстве, нравственности как видах собственно духовной культуры с ее высшими ценностями, таким, например, как вера, любовь и красота. Ценности идеала пронизывают, конечно, всю сферу человеческой деятельности, но их воздействие значительно ограничивается уже на уровне нормы и, тем более, значимости, где образуются социально-политические ценности, соответственно, морали, права, политики и экономики.

Главная особенность ценностных отношений, прежде всего в том, что они включают в себя не только должное (норму), но и желаемое, связанное с добровольным свободным выбором, душевным стремлением. Поэтому ценности выражают также отношения между людьми, которые не разъединяют людей, а, напротив, объединяют, собирают их в общность любого уровня: семью, коллектив, нацию, государство, общество в целом. Отсюда следуют и основные свойства ценностей, определяющие их роль и функции в обществе: внутренняя свобода человеческого самоопределения; социальная значимость материального носителя, имеющего ценностную основу; невозможность логического доказательства наличия или отсутствия отношений ценностного уровня [14]. Благодаря этим свойствам, общечеловеческие ценности, какими бы неосуществимыми они не казались, образуют в структуре социального субъекта (личности, народа) тот ценностный стержень, который духовно укрепляет человека и целый народ. Именно ценностные отношения определяют глубинные основы народной жизни. Ядром этих отношений являются собственно духовные ценности, которые, в свою очередь, по-особому преломляются в характере народа, образуя уникальный мир ценностей российской духовности.

Критериями подлинной духовности являются: бескорыстность, искренность, совесть. "Изо всех земных существ один человек может относиться к себе самокритически: в смысле сознательной отрицательной оценки самого способа своего бытия и основных путей своей жизни, как не соответствующих тому, что должно быть" [11]. С.С. Аверинцев считает: "для русских антиномии, заключенные во власти над людьми, в самом феномене власти, оставались из века в век - чуть ли не с тех пор, как Владимир усомнился в своем праве казнить, не столько задачей рассудка, сколько мучением для совести" [1]. Это означает, что все общечеловеческие ценности, в том числе, и западной цивилизации, в русском сознании преломляются по-своему. Для русского духа, в отличие от западного мировоззрения, нет полутонов, средних линий, для него вера и безверие одинаково безмерны, а душа открыта, отзывчива и чиста.

Современная попытка преобразовать жизнь в России базируется на идее прогресса, понимаемого как движение человечества по единому пути и в одном направлении; и этот путь есть путь европейской цивилизации. Идет абсолютизация пути, пройденного Европой, - пути формирования "естественного права" человека на эгоизм, "войны против всех" (Гоббс). Но этот путь при всей выразительности успехов в деле повышения материального благосостояния чреват громадными духовными потерями. Несет он и другую угрозу: "Идеологические воздействия иного этноса на неподготовленных неофитов действуют подобно вирусным инфекциям, наркотикам, массовому алкоголизму. То, что на родине рассматривается как обратимое и несущественное отклонение от нормы, губит целые этносы, неподготовленные к сопротивлению чужим завлекательным и опьяняющим идеям" [4].

<Можно попытаться войти в круг цивилизованных народов, в чужой суперэтнос, -справедливо отмечал Л.Н. Гумилев, - но ничего не дается даром. Надо осознавать, что ценой присоединения в любом случае будет отказ от отечественных традиций, нравственности, иерархии ценностей и последующая культурная ассимиляция> [5].

Анализ преобразований, происходящих в российском обществе, показывает, что в основе этих преобразований лежит четкая система ценностей, вполне понятных и естественных для западной цивилизации, но исторически чуждых российской цивилизации. Богатство как идеал западного образа жизни даже сейчас в России с большим трудом воспринимается как ценность для большинства населения. На русской почве произрастают идеи другого порядка - идеи гуманизма и сострадания, любви и милосердии, всечеловечности и соборности.

Исторически жизнь народов вариативна и обусловлена целой совокупностью факторов: природно-климатическим и географическим положением, социально-хозяйственными условиями, конфессиональной принадлежностью, возрастом этноса и др. В случае изменения системы ценностей в обществе объективно может происходить два процесса: потеря национальной самобытности, либо отторжение навязываемой системы ценностей.

Единой дороги, по которой идут все народы, нет. У каждого народа свой путь, своя история, свой духовный опыт. Установление общего миропорядка, попытка формирования единого образа жизни, стандартизированной системы нравственных ценностей, не может быть оценена позитивно. И потому думается, что России придется выбирать свой, российский путь, который, в том числе, не принесет разрушения души народа и в который естественно "впишутся" исторически создавшийся менталитет народа, его нравственные ориентации и установки.

Сфера образования, как основа мировоззрения, национального самосознания и гражданского воспитания, является источником духовного, нравственного, интеллектуального, культурного и профессионального развития отдельной личности и народа в целом. Сегодня образование в России, в результате превалирующего действия первой тенденции, равно как и других обстоятельств, стало безнациональным и духовно ослабленным. Системный кризис, охвативший все наше общество, усугубляется кризисом духа, кризисом воспитания, разложением духовных основ самого человека: его воли, мышления, веры, совести. Поиск конструктивных вариантов путей выхода из кризиса связан с ответом на вопрос: есть ли у нас идеи и принципы русского образования, могут ли быть они сформулированы сегодня или в ближайшее время. Ответ один, и он положительный. Можно выделить идеи, которые должны, наверное, стать основой - идея соборности и идея национального долга. Эти ключевые идеи, имеющие колоссальный образовательный и воспитательный потенциал, определяют приоритетные пути духовного становления личности.

Путь первый. Очевидна необходимость создания национальной системы воспитания. Обратимся к русским духовным подвижникам. Ф.М. Достоевский призывал к усиленному распространению образования, как первому шагу всякой деятельности. Рядом мудрое суждение Л.Н. Толстого: "Все яснее вижу, что ключ ко всему воспитание. Там развязка всему, это самый длинный, но верный путь" [12].

Наиболее известное у нас обоснование идеям национального воспитания принадлежит К.Д. Ушинскому. Основным фактом, из которого исходит великий педагог, является наличие у всех великих народов своей национальной системы воспитания. В основе каждой из этих систем лежит свой особый принцип, исходящий из особенностей нации как естественного стиля и формы культуры. Так, принципом английского воспитания является выработка характера, свободного самоуправления, идеала гражданина. Принципом германской системы воспитания является наука. Для Франции характерно стремление к внешнему приложению научного знания. Наконец, для американской системы образования характерно безудержное движение вперед, настойчивость, заставляющая всегда стремиться к новому, искать новейшие методы и формы образования.

Устанавливая факт различия воспитательных систем отдельных народов, К.Д. Ушинский отмечает в отечественной системе воспитания отвлеченное подражание иностранным образцам и ее беспомощность [13]. Поэтому воспитание и не могло принести своих плодов, и русский народ остается по-прежнему в массе своей недостаточно образованным.

Воспитание и образование в школе, прежде всего, должно стать народным, <проникнуться идеалом народной души>, основываться, прежде всего, на собственной культуре. Необходимо полное и цельное воспитание и образование, освоение всем молодым поколением важнейших компонентов отечественной культуры, сопряженной с культурой, накопленной человечеством. Без этого невозможно воспитание национального самосознания и, как следствие, полноценное вхождение в мировое культурное пространство.

Национальной культуре принадлежит огромная роль в воспитании и духовном становлении человека. Однако характерной чертой отечественного образования является именно культурная неосведомленность, отсутствие кругозора и масштабного знания. Знания о России, ее культуре скупы и неполны. Многим и многим школьникам просто неведомы важнейшие явления русского духа. Общественное сознание также мало уяснило ведущие идеи и особенности родной культуры. "Незнание России посреди России" (Н.В. Гоголь) и есть коренная причина ослабления национального самосознания и размытого национального самоуважения. Не удивительно, что большая часть нашей духовной культуры до сих пор не оценена по достоинству. А культурные ценности, известные нам, не стали достоянием выпускников образовательных учреждений.

Вместе с тем в любой развитой стране родная культура превыше всего. Значит, современной отечественной школе необходимо избрать путь усиленного изучения русской культуры в целях укрепления национального культурного самосознания как фундамента, на котором может быть построено духовное здание нашей современности.

В основу национальной системы воспитания должен быть положен принцип, составляющий отличительную особенность народа, и который, следовательно, должен стать целью нашего воспитания. К.Д. Ушинский в своих размышлениях обрисовал требование национального воспитания, определил его ключевую ценность, хотя целостного образа идеи не сконструировал, более уделяя внимание требованиям конкретного и близкого народу воспитания [2].

Свое суждение относительно цели русского образования с гениальной глубиной высказал И.А. Ильин: "Россия встанет во весь рост только через воспитание в народе духовного характера: Идея воспитания духовного характера должна стать и станет ведущей идеей, программой, мерой" [7]. Именно духовная сила характера способна обеспечить самобытное становление и расцвет русского духа.

Следующий путь. Нам предстоит утвердить и реализовать в общественной жизни и системе образования принцип совместного освоения русской религиозной и светской культуры для того, чтобы преобразовать наше общество на том духовном, интеллектуальном и нравственном уровне, который задан нам нашими великими национальными учителями. Духовно определяющее начало отечественной школы, ее почва, живой корень - это русское православие, которое должно быть внесено во все источники развития подрастающего поколения. Традиции подлинного образования в России изначально связаны с православием. Вспомним гоголевские слова о православии: "Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии:" [3]. Воинствующий богоборческий антропоцентризм и современное "обезбоженное" сознание с трудом воспринимают эту мысль. Однако ядром, стержнем отечественной новой школы, укрепленной национальными корнями, является русская культура в широком значении. Чтобы преобразовать наше общество - необразованное в глубине, необходимо реализовать принцип всестороннего освоения религиозной и светской культуры, единства и взаимодействия современной науки и русского православия.

Без признания равноправия религиозной и светской культур, совмещения, интеграции, синтеза, взаимопроникновения православной веры и светского знания не преодолеть духовного кризиса в нашем обществе.

Сегодня очевидно, что оздоровление государственного бытия немыслимо без консолидации общественного мировоззрения, что становится возможным лишь в рамках ясной и понятной национально-государственной идеологии, которая должна содержать в себе фундаментальные нравственные ценности и моральные ориентиры, идеалы народного бытия. Эти идеалы неизменно коренятся в религиозной сфере человеческого сознания, ибо именно религия претендует на то, что хранит в себе абсолютную Истину. Именно религия отвечает на вопросы о добре и зле, о добродетелях и пороках, о смысле жизни человека. Дух православия есть дух целомудрия, нестяжания, кротости, покаяния, смирения и любви. Лишая себя таких духовных опор, общество лишается человеческих качеств, веры и здравого смысла.

"Душа каждого человека - от рождения христианка", - говорили святые Отцы. Здоровые нравственные понятия каждого из нас неизбежно тяготеют к евангельскому идеалу. "Воцерковление" же дает точку опоры этому природному тяготению, сообщает нравственным понятиям стройность, полноту и определенность.

Другой жизненно важный путь духовного оздоровления общества связан с повышением умственной квалификации народа. Выдающийся знаток русского слова В.И. Даль рассматривал <духовность> как совокупность умственных и нравственных сил человека, его ум и волю. Прежде всего, необходимо осознать проблему преобразования умственного воспитания подрастающего поколения как насущную социально-педагогическую потребность.

В сегодняшней России налицо нехватка самобытных, дальновидных, оригинальных людей с достаточно высоким творческим потенциалом, развитым интеллектом и наделенных нравственными силами. И как следствие - снижение творческого потенциала общества, приближающегося к отметке, с которой начинается его интеллектуальная деградация. К важнейшим причинам этого негативного явления, на наш взгляд, относятся следующие.

Действие антиинтеллектуальных факторов в обществе, которые сегодня значительно усугублены и активизированы. Чуждое мировоззрение, единомыслие ежедневно насаждаются через систему ценностей, навязываемых молодежи всей совокупностью средств массовой информации. В условиях нынешней глобализации, в отличие от предыдущего периода развития цивилизации, объектом человеческой деятельности впервые становится формирование и изменение сознания человека. Информационные источники крайне отрицательно влияют на сознание, подсознание, чувства, воображение подрастающего поколения. Результаты подобного манипулирования сознанием известны - отключение здравого смысла, разума, подавление логического мышления, самостоятельности ума, повышение внушаемости.

Современное образование также не ведет ученика к самобытности, не готовит к творческому развитию, но, самое главное, не ориентирует его на всестороннее развитие личности. Общеобразовательная школа и сегодня не придает проблеме умственного воспитания должного значения. Между тем именно ум играет фундаментальную, созидательную роль: он является первоосновой духовного творчества, вызывает к жизни другие высокие человеческие качества.

Обучение в школе тоже идет недостаточно успешно, несмотря на усилия педагогов: усиливается существенное противоречие между постоянно возрастающим объемом знаний и ограниченным временем обучения. Более того, реальный педагогический процесс противоречит объективным законам процесса познания. Знания учащимися усваиваются в "готовом" виде, что не сообразуется с законами психического, в частности, умственного развития. Проблема умственного воспитания школьников все еще остается нерешенной.

В то время как в экономически развитом мире интеллектуальный потенциал признан основным, в отечественном образовании усиливается тенденция снижения качества образования и ослабление интеллектуального потенциала наших школьников.

Согласно международным исследованиям, Россия занимает 52-е место в мире по уровню естественнонаучных знаний школьников. Качественный анализ результатов исследования показывает неспособность детей самостоятельно мыслить [8, 9].

Таким образом, кризисное положение общества и школы, в частности, является следствием многосложных причин, важнейшие из которых: духовная ослабленность народа и обеднение его творческого потенциала. Возросшие требования к использованию интеллектуальных ресурсов обусловлены прогрессирующей в последнее время динамичностью ситуации в обществе. Время требует адекватной реакции на изменяющиеся условия и активизации необходимых для достижения продуктивных результатов потенциалов личности. В наибольшей степени этими способностями обладает творческая личность.

Наш народ богато одарен от природы художественно, интеллектуально, религиозно. Но за всю историю его существования у него не было школы полноценного умственного воспитания. Отсюда на одном полюсе - общепризнанная, величайшая мудрость, породившая не только великую гуманитарную культуру, но и культуру точных наук и технических свершений. На другом полюсе - много "умственно неквалифицированной массы" (И.П. Павлов), природный ум которой не усовершенствован культурой воспитания, строгим познавательным трудом [10]. Россия, блистая гениями во всех сферах духовной культуры, никогда не имела достойного качества жизни, не обладала совершенной технологией труда, обустроенностью быта. Разрыв между уровнем развития культуры и уровнем цивилизации накладывала свой отпечаток на интеллектуальный и духовный облик личности.

Итак, будущее отечественного образования неразрывно связано с направленностью на духовное, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся в свете национальных идеалов, на формирование национального самосознания, опирающегося на духовные традиции народа. Верховная, все определяющая цель нашей школы - воспитание человека более совершенной формации, отличного в положительном смысле от человека предыдущих культурных ступеней. Полноценное умственное воспитание, приоритет духовных ценностей, легитимность религиозного мировоззрения, опора на великую русскую культуру с ее ценностями и традициями -ведущие ориентиры современного отечественного образования, конечный обобщенный результат которого состоит в духовном становлении человека и народа в целом.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности / С.С. Аверинцев // Новый мир. - 1998 - N9.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен // М.: Школа Пресс, 1995.

3. Гоголь Н.В. Предсмертные записки. В кн.: Гоголь Н.В. Духовная проза / Н.В. Гоголь // М.: Русская книга, 1992.

4. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению / Л.Н. Гумилев // М.: Рольф, 2001.

5. Гумилев Л.Н От Руси до России / Л.Н. Гумилев // М.: "Сварог и К", 1998.

6. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский // М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1993.

7. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего / И.А. Ильин // Новосибирск: Русский архив, 1991.

8. Ковалева Л.С. Состояние российского образования / Л.С. Ковалева // Педагогика, 2001. - N 2.

9. Открытое образование - стратегия XXI века для России / Под. ред. В.М. Филипова, В.П. Тихомирова // М., 2000.

10. Павлов И.П. О русском уме. В кн. Рефлекс свободы / И.П. Павлов // СПб.: Питер, 2001.

11. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека / В.С. Соловьев // Соч.: в 2 т., т. 2. - М., 1998.

12. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой // М., 1953.

13. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Родное слово / К.Д. Ушинский // Собрание педагогических сочинений. - Т. 1.

14. Человек и духовно-культурные основы возрождения России / Под ред. Г.П. Выжлецова, В.Т. Пуляева, В.Н. Сагатовского // СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.