Научная статья на тему 'Доминирование партии справедливости и развития в турецком политическом процессе: идеологический аспект'

Доминирование партии справедливости и развития в турецком политическом процессе: идеологический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1635
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАЗВИТИЯ / ТУРЦИЯ / ДОМИНИРУЮЩАЯ ПАРТИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ / ПРАВОЦЕНТРИЗМ / JUSTICE AND DEVELOPMENT PARTY / TURKEY / DOMINANT PARTY / IDEOLOGY / POLITICAL ISLAM / CENTER-RIGHT ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матюхин Владимир Владимирович

Статья посвящена идеологическому аспекту доминирования Партии справедливости и развития в турецком политическом процессе. На основе анализа доктрины партии, заявлений партийных лидеров определены основные идеологемы, способствовавшие укреплению позиций ПСР в качестве доминирующей партии, демократические ценности, экономический либерализм, социальный консерватизм, модернизм, глобализм, неоосманизм. Показано, что аморфность и эклектичность правоцентристских идей позволили «демоисламистам» одновременно демонстрировать идеологическую жесткость и гибкость, необходимые для мобилизации широких масс турецких избирателей и длительного сохранения общественной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding Dominance of the Justice and Development Party in Turkey: the Ideological Dimension

The article examines the ideological dimension of dominance of the Justice and Development Party in the Turkish political process. Analysis of the party's doctrine and its leaders’ statements reveals the pivotal elements of the ideology that facilitated strengthening of the JDP's stance as a dominant party, i.e. liberal and democratic values, social conservatism, modernism, globalism and Neo-Ottomanism. These center-right orientations, being vague and eclectic, helped “democratic Islamists” to show both ideological rigidity and flexibility necessary to mobilize broad masses of Turkish voters and to keep long-term public support.

Текст научной работы на тему «Доминирование партии справедливости и развития в турецком политическом процессе: идеологический аспект»

ДОМИНИРОВАНИЕ ПАРТИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАЗВИТИЯ В ТУРЕЦКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В.В. Матюхин

Кафедра сравнительной политологии Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России просп. Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454

Статья посвящена идеологическому аспекту доминирования Партии справедливости и развития в турецком политическом процессе. На основе анализа доктрины партии, заявлений партийных лидеров определены основные идеологемы, способствовавшие укреплению позиций ПСР в качестве доминирующей партии, — демократические ценности, экономический либерализм, социальный консерватизм, модернизм, глобализм, неоосманизм. Показано, что аморфность и эклектичность правоцентристских идей позволили «демоисламистам» одновременно демонстрировать идеологическую жесткость и гибкость, необходимые для мобилизации широких масс турецких избирателей и длительного сохранения общественной поддержки.

Ключевые слова: Партия справедливости и развития, Турция, доминирующая партия, идеология, политический ислам, правоцентризм.

Партия справедливости и развития (ПСР) управляет Турцией с 2002 г. — на сегодняшний день более 13 лет. Столь продолжительное пребывание у власти одной политической силы в условиях функционирования демократической избирательной системы можно рассматривать как продвижение ПСР к обретению статуса доминирующей партии. В результате внушительного превосходства над оппозицией на нескольких подряд всеобщих (2002 г., 2007 г., 2011 г. и 2015 г. (1)) и муниципальных (2004 г., 2009 г., 2014 г.) выборах она смогла установить полный контроль над исполнительной ветвью власти и органами местного самоуправления в большинстве регионов страны.

Почему и каким образом партии Р.Т. Эрдогана удалось добиться такого успеха? При ответе на этот вопрос мы исходим из того, что партийное доминирование, как и любой другой политический феномен, представляет собой результат действия совокупности факторов. В рамках настоящей статьи предпринята попытка определить и проанализировать один из них — идеологический. Такой ракурс актуален в том числе потому, что ПСР часто называют в научной литературе и СМИ «умеренно исламистской» или «демоисламистской», как бы предопределяя ее религиозное мировоззрение и, соответственно, строгие параметры «идейного производства». Поэтому нас также интересует, в какой степени эта партия руководствуется исламскими принципами и ценностями и как это сопрягается с политическим доминированием в условиях быстро развивающейся Турции.

ИДЕОЛОГИЯ И ПАРТИЙНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ

При определении основных характеристик доминирующей партии многие исследователи обращают внимание на идеологическую составляющую. Так, М. Дю-верже, который одновременно с Г. Алмондом ввел в оборот сам этот термин, от-

мечает: «Доминирующая партия — это партия, которая отождествляется с какой-то определенной эпохой; ее доктрина, ее идеи, ее методы, в известном смысле сам ее стиль совпадают с соответствующими характеристиками эпохи» [2. С. 378].

Это замечание, фиксирующее важность соответствия партии публичным ожиданиям, относится к 1950-м гг., однако и в «постматериальных» 1990-х Б. О'Лири называет идеологическое доминирование одной из основных черт подобных партий (наряду с численностью парламентских мест, ключевой ролью в правительстве и длительностью пребывания во власти) [16. P. 4].

С другой стороны, доминирующая партия не может иметь привязки к одной социальной группе, поскольку вынуждена вести борьбу за широкую электоральную базу и позиционировать себя в качестве защитника разнообразных социальных интересов [5]. К. Шпис, сравнивая случаи Индии и ЮАР, пишет, что подобные партии «по своей природе почти всегда прагматические, а не идеологические», поскольку идеологическая жесткость уменьшает их способность к экспансии и аккомодации [21. P. 161].

По мнению Е. Мелешкиной, примеры из истории стран, где действовали доминирующие партии, говорят, что «партии власти» в основном обладают эклектичной и расплывчатой идеологией. С целью привлечения на свою сторону как можно большего количества избирателей они «обычно заявляют о себе как о партиях центра» [8. С. 143, 154].

Роль идеологии в современных «партиях власти», отмечает Я. Пляйс, выполняют ответы на наиболее актуальные ожидания избирателей, способные видоизменяться даже в пределах одной избирательной кампании [9. С. 159]. С. Воли-нец дополняет эту точку зрения, указывая, что партии, основной целью которых является получение максимального количества голосов на выборах (vote-seeking), уделяют больше внимания избирательным технологиям, чем своим программам. При этом они могут действовать непоследовательно и в зависимости от ситуации легко менять свои взгляды [1. С. 69—70].

В качестве одного из элементов «волшебного цикла доминирования» Т. Пем-пел называет способность партии одновременно проявлять идеологическую гибкость и жесткость. «Такое сочетание, — пишет исследователь, — в сущности, является вопросом возможностей, решений и лидерских качеств, и оно непрерывно связано с разрядкой напряжения между способностью доминирующей партии сохранять ядро поддержки длительный период времени и умением одновременно постепенно выходить за рамки ядра (которое почти неизбежно уменьшится со временем) и формировать новые блоки. Собственно говоря, партия должна проявлять достаточно жесткости для удержания своих основных сторонников, но также и достаточную гибкость для изменения этого лояльного ядра, хотя бы в содержательном плане, когда социально-экономические сдвиги снижают его общее значение в обществе» [17. P. 340].

Приведенные мнения, при всем их разнообразии, не представляются противоречивыми. Можно сделать вывод, что доминирующие партии осознают необходимость идеологической легитимации, но предпочитают не ограничивать себя строгими идеологическими рамками, поскольку действуют в режиме политиче-

ской конкуренции и вынуждены учитывать социально-экономическую и политическую конъюнктуру в борьбе за голоса избирателей. Как этот вывод преломляется в отношении «демоисламистской» ПСР?

СЛАГАЕМЫЕ ИДЕОЛОГИИ ПСР

С первых дней своего существования ПСР демонстрировала стремление стать партией большинства. Для достижения этой цели она взяла на вооружение идеологию, которую можно охарактеризовать как правоцентристскую.

Следует отметить, что в Турции партии исламистского происхождения (2) никогда ранее не выступали с позиций правоцентризма — традиционно эту нишу занимали партии, выражавшие интересы светских либерально-демократических сил. Но наличие конкурентов не испугало ПСР. «Умеренные исламисты» убеждали электорат в том, что их партия «способна успешно руководить сложным процессом трансформации в Турции через модернизацию, демократизацию и европеизацию, одновременно преодолевая трудности, вызванные политическими расколами, сопровождающими данные процессы» [14. P. 37]. По мнению турецких авторов М. Мюфтюлер-Бача и Ф. Кеймана, ставка на правоцентризм сработала. Такая стратегия уже на первоначальном этапе помогла расширить и укрепить общественную поддержку и международное признание ПСР [15. P. 90].

Как ПСР интерпретирует правоцентризм? В основу идеологической платформы партии легла концепция «консервативной демократии», разработанная одним из главных идеологов «демоисламистов» Ялчином Акдоганом. В книге «ПСР и консервативная демократия» («AK Parti ve Muhafazakar Demokrasi») [27] турецкий политик выделил следующие ключевые параметры этой концепции:

— опора на идею о постепенном, эволюционном, а не революционном изменении;

— культура консенсуса как основа сферы политики;

— признание значимости политической легитимности, основанной на принципе народного суверенитета, и правовой легитимности, основанной на конституционности и универсальных нормах;

— ограничение и четкое определение рамок политической власти;

— сосредоточенность государства на выполнении своих основных функций, его небольшой размер в сочетании с динамичностью и эффективностью; отказ государства от навязывания своих предпочтений и установок обществу и служение гражданам, призванным его формировать и контролировать;

— демократический политический фундамент, в который транслируются любые проблемы, где отражаются все социальные требования, тестируются и корректируются правильные и ошибочные решения;

— отвержение радикализма и социальной инженерии, выстраивание политики не на столкновениях, расколах и поляризации, а на компромиссах, интеграции и терпимости;

— баланс между идеализмом и реализмом [27. S. 15—17].

Со временем общие тезисы, сформулированные Я. Акдоганом, были подкреплены новыми идеями, которые либо развивали, либо дополняли концепцию

«консервативной демократии». Как следствие, идеология ПСР приобрела более четкие очертания, позволяющие распознать ее стержневые элементы.

Демократические ценности. В качестве приоритетного направления своей политической доктрины ПСР декларировала проведение демократических преобразований, т.е. демократизации, в различных сферах турецкого общества. Она сделала акцент на необходимости обеспечить фундаментальные права и свободы граждан в соответствии с универсальными нормами и в первую очередь проявить внимание к тем, чьи права игнорировались в предыдущие годы.

Основной принцип, который «умеренные исламисты» обещали претворить в жизнь, — это равноудаленная позиция правительства по отношению ко всем гражданам независимо от этнических, культурных и религиозных различий. Согласно их воззрениям, конечной целью демократизации должно было стать сокращение разрыва между государством и обществом и удовлетворение запроса общества на перемены.

ПСР определила себя как ведущую движущую силу демократических преобразований. Во всех предвыборных документах подробно описаны те меры, которые она предпринимала или планировала предпринять с целью укрепления демократии в Турции.

Одновременно подчеркивалось, что ПСР осуществляет свою власть, опираясь на «волю нации», которая превыше всего. В партийной программе представления о демократии были сформулированы следующим образом: «Демократия — это политический режим, использующий безопасность в качестве средства для свободы человека. ПСР категорически отвергает понимание [демократии], жертвующее свободой ради безопасности» [29. S. 7].

В трактовке партии либерализм и плюрализм означали необходимость формирования основ для всестороннего и свободного самовыражения индивидов и различных социальных групп, а также принятие демократической конституции, гарантирующей всем гражданам их права и свободы. Еще одним важным программным элементом была поддержка активного участия гражданского общества в процессе выработки решений, усиления местного самоуправления, децентрализации власти [29. S. 8].

Идеи консерватизма. В турецком политическом пространстве консерватизм как самостоятельное идеологическое направление никогда не существовал. ПСР, обозначив себя в качестве консервативной партии, давала понять, что ее задача — сформировать новый идеологический базис за счет переосмысления опыта партий прежних поколений, разделявших похожие взгляды. Она интерпретировала консерватизм как создание возможностей для воспроизводства и сохранения культурно-исторических ценностей, составляющих основу турецкой нации, и невмешательство государства в развитие институтов гражданского общества [28]. На международном симпозиуме «Консерватизм и демократия», организованном ПСР в 2004 г., заместитель генерального председателя партии Денгир Мир Мех-мет Фырат квалифицировал идеологию ПСР как «современный и реформистский консерватизм, который не тянет прошлое в настоящее, имеет корни в прошлом, но лицом обращен в будущее» [37].

Экономическое развитие и стабильность. Одним из важных элементов доктрины ПСР было обещание обеспечить экономические развитие и стабильность. Конечной целью преобразований в экономической сфере, как подчеркивалось в предвыборной программе 2002 г., должно было стать повышение качества жизни граждан. Предпринимательство объявлялось главным источником экономического развития.

Основную роль государства в экономике ПСР видела в обеспечении условий для свободной конкуренции на рынке и устранении препятствий для осуществления предпринимательской деятельности. В вопросе интеграции Турции в мировую экономическую систему ПСР продвигала либеральные ценности, выступая за использование рыночных механизмов, а не ограничительных мер в отношении движения капиталов [28. S. 43].

Государство и общество. ПСР подчеркивала, что необходимо поставить государство на службу народу. Ее лидер Р.Т. Эрдоган так изложил позицию партии по этому вопросу: «Государство существует для человека и для служения народу. Государство, которое не ценит свой народ, исключает и отчуждает его, дискриминирует собственных граждан и защищает себя от граждан, не может предоставлять услуги, не может гарантировать права и обеспечивать экономический рост и благосостояние. Государство — это не сообщество, которое позиционирует себя в противовес своим гражданам, но сообщество, которое должно сосуществовать со своим народом и быть ответственным за предоставление услуг своему народу» [11. P. 9].

Глобализм. Особенностью идеологии ПСР, отличающей ее от других партий центра в Турции, являлся также глобализм (т.е. вовлечение Турции в процессы политической и экономической глобализации) [15. P. 86].

ПСР полагала, что путем адаптации к современным процессам в мировой экономике и политике влияние Турции на них возрастет: «В рамках нового мирового порядка роль и ответственность Турции будет носить глобальный характер. В этот новый период, когда правительства, опирающиеся на волю народа, вынуждены отвечать на требования широких масс о развитии, опыт Турции станет более ценным» [29. S. 35].

В качестве ключевых задач своей внешней политики ПСР называла «реалистичное осмысление исторического наследия, геополитического положения Турции и новых тенденций глобализирующегося мира» [29. S. 148] С точки зрения «демоисламистов», за годы своего правления им удалось раскрыть потенциал глобализации, создав баланс между национальными и универсальными ценностями, а также выработать парадигму, направленную на превращение Турции в страну-лидера в XXI в. [29. S. 148].

Отказ от исламизма и уважение исламских ценностей. ПСР, несмотря на свои исламистские корни, всячески подчеркивала, что дистанцировалась от идей политического ислама, которые в прошлом активно продвигали ее предшественницы (Партия национального порядка, Партия национального спасения, Партия благоденствия, Партия добродетели). Я. Акдоган настаивал, что у концепции консервативной демократии «иная, чем у исламизма, природа» [37]. Действительно, в до-

кументах ПСР не встречались привычные для движения Н. Эрбакана (3) «Национальный взгляд» идеи о превосходстве исламских культурных ценностей над западными, приверженность религиозным принципам в общественно-политической и культурной жизни, завуалированная критика светскости, «беспроцентная экономика», призывы к джихаду и т.п. (См. [3. С. 46—47]).

В первые годы партийного строительства Р.Т. Эрдоган заявлял, что его партия выступает против использования религии в политике и привержена лаицизму. В 2005 г. в одном из интервью он попросил журналистов не навешивать на его партию религиозные ярлыки: «Мы не исламистская партия и мы не согласны с использованием таких ярлыков, как демократы-исламисты» [22]. Таким образом, ПСР пыталась парировать попытки светских элит закрыть партию и уличить ее в публичном распространении религиозных идей.

Однако, как показало правление ПСР, отрицание религиозной идентичности партии во многом носило лишь тактический характер. Ее руководство, стараясь сохранить связь с прежним электоратом исламистских партий — консервативно настроенными слоями общества, не отказалось от риторики в защиту исламских ценностей. Публичные высказывания членов ПСР на тему религии, собранные в виде обвинительного досье прокурором Высшего кассационного суда Турции А. Ялчинкая в 2008 г., чуть не обернулись для партии закрытием (4).

По мере укрепления политических позиций ПСР в ее идеологии стал чаще прослеживаться религиозный популизм. Р.Т. Эрдоган не раз примерял на себе роль лидера — борца за справедливость в исламском мире.

Возрождение османского наследия. В отличие от приверженцев идеологии кемализма, ПСР занималась активным внедрением в общественное сознание той мысли, что современное турецкое государство не является исключительно созданием основателя республики Мустафы Кемаля Ататюрка, а в равной степени выступает наследником Османской империи (правда, иногда в оценках этой роли некоторые депутаты от ПСР заходили слишком далеко, утверждая, что Турецкая Республика — это затянувшаяся на 90 лет рекламная пауза в истории османского государства [32]). С точки зрения демоисламистов, неверно принижать значение османского прошлого, наоборот, надо им гордиться и не забывать о великих достижениях предков.

Наиболее заметно османские мотивы проявились во внешнеполитической доктрине, продвигаемой А. Давутоглу (5) и неофициально именуемой «неоосма-низмом». Ее суть сводилась к необходимости активного продвижения турецких интересов и укреплению интеграционных процессов между странами, расположенными в «едином» географическом и культурно-историческом пространстве бывшей Османской империи. Турции предназначалась роль регионального лидера на Балканах, Ближнем Востоке, в Северной Африке, на Кавказе и в Центральной Азии [7. С. 127—129].

ПСР считала, что следует поощрять интерес к изучению османской культуры, рассматривая это как углубление знаний об истории собственной страны. В период ее правления стали массово производиться и транслироваться на государственном

канале «TRT1» сериалы, так или иначе акцентирующие исторический компонент («Фатих-завоеватель», «Филинта» и др.) (См. [4]). В 2014 г. Р.Т. Эрдоган заявил, что османский язык (6) должен преподаваться как обязательная дисциплина в средней школе [35]. Порой демонстрация любви ко всему османскому приобретала довольно комичный характер. К примеру, в период предвыборной кампании 2015 г. кандидаты от ПСР в одной из провинций Турции агитировали в свою поддержку, переодевшись в костюмы османского периода [31].

РОЛЬ ИДЕОЛОГИИ В ДОМИНИРОВАНИИ ПСР

Правоцентризм ПСР удачно совпал с предпочтениями большинства турецких избирателей, которые традиционно склонялись к правым убеждениям. Как показывают постоянно проводимые с 1990-х гг. социологические исследования, две трети турецких респондентов располагали себя в центре или справа от него по лево-правому идеологическому спектру [12. P. 235—237]. По мнению Ш. Гюмюш-чю, заслуга ПСР заключалась в том, что ей, в отличие от других партий правоцентристской направленности, удалось в значительной степени объединить вокруг себя правый фланг турецкого электората [12. P. 236].

Как отмечает исследователь, ПСР регулярно использовала «стратегию гибкости и жесткости», чтобы получить поддержку медианного избирателя и одновременно не оттолкнуть идеологически мотивированных сторонников. Партии с исламистскими корнями легче проявлять идеологическую жесткость, но первое время ПСР старалась убедить избирателей, придерживающихся правоцентристских ориентаций, в своем прагматизме. Для этого она подчеркивала приверженность демократическим реформам в соответствии с европейскими стандартами и верность делу крупнейших правоцентристских партий Турции — Демократической партии А. Мендереса и Партии отечества Т. Озала. Консервативный же электорат ее лидеры стремились удержать посредством символической политики. В частности, они демонстрировали, что являются правоверными мусульманами, посещая пятничные молитвы и соблюдая пост в священный месяц Рамадан. Одновременно партия выступала за отмену запрета на ношение мусульманского платка в государственных учреждениях и введение ограничений на продажу алкоголя [12].

Наиболее ярко ее исламистская компонента проявилась во внешней политике, когда Р.Т. Эрдоган стал прибегать к антиизраильским тезисам и продвигать имидж Турции в качестве главного защитника угнетенных мусульман. В 2009 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе он сравнил палестинские территории с «тюрьмой на открытом воздухе» и заявил, что антиисламизм является таким же преступлением против человечности, как и антисемитизм [18].

Гибкость идеологической платформы ПСР уже на ранней стадии партийного строительства способствовала привлечению политиков, представлявших различные идейные направления. Партия была создана 14 августа 2001 г. бывшими членами исламистской Партии благоденствия. Практически сразу (15 августа 2001 г.) к недавно сформированной фракции ПСР в парламенте примкнули несколько де-

путатов от правоцентристских Партии отечества и Партии верного пути, а также Партии националистического движения [33].

Декларируемые ПСР идеи консервативной демократии оказались привлекательными прежде всего для представителей руководства других правоцентристских сил. К примеру, влиятельный в то время политик Эркан Мумджу, получивший после выхода из Партии отечества предложения от нескольких партий, принял решение о поддержке ПСР исходя, как он подчеркивал, из своих правоцентристских убеждений, веры в демократию и уважения к воле нации [36].

Впрочем, в 2005 г. Мумджу покинул пост министра культуры и туризма и вышел из ПСР из-за отсутствия возможности воплощать свои идеи в жизнь и тем самым влиять на принимаемые правительством Р.Т. Эрдогана решения [38]. Вскоре примеру политика последовали его ближайшие соратники, объяснившие свой уход тем, что в ПСР перестала существовать внутрипартийная демократия [30].

Идеи ПСР о необходимости обеспечения экономического благополучия и эффективного управления в целом соответствовали ожиданиям значительной части населения Турции. Накануне досрочных парламентских выборов 2002 г. общее социально-экономическое положение турецких граждан было неудовлетворительным. В результате финансового кризиса 2001 г. резко возросла инфляция (88,6% на оптовые товары в конце 2001 г.) [34], а уровень безработицы достиг рекордных значений (в 2001 г. — 8,7%, в 2002 г. — 10,3%) [39].

Согласно проводившимся в апреле 2002 г. социологическим опросам наибольшее беспокойство турецких граждан вызывали именно инфляция (53,2% респондентов) и безработица (24%) [26]. Кроме того, неспособность коалиционного правительства образца 1999 г. справиться с наиболее острыми социально-экономическими проблемами привела к полной его дискредитации в глазах избирателей. Наглядным подтверждением этого стали всеобщие выборы 2002 г., по итогам которых ни одна из трех входивших в состав коалиционного правительства партий не смогла преодолеть 10% избирательный порог и тем самым пройти в меджлис.

Автор концепции консервативной демократии Я. Акдоган объяснял причины электорального успеха своей партии тем, что она смогла дистанцироваться от исламистских корней и создать новую консервативную политическую идентичность. С точки зрения турецкого политика, ПСР добилась победы на всеобщих и муниципальных выборах в 2002 г. и 2004 г., поскольку сделала акцент на умеренности своих взглядов, а также на идее «служения народу» [10].

Идеологические построения ПСР способствовали формированию новых подходов к изучению проблем развития исламского мира. В частности, они имели научную значимость для развернувшихся в 1990—2000-е гг. в мировом экспертном сообществе споров о совместимости ислама и либеральной демократии в мусульманских странах и об эффективности такой модели с точки зрения обеспечения социально-экономического благополучия и стабильности (См. [13; 19; 20; 24; 25]).

Новый импульс этой дискуссии, прежде всего на Западе, придали события начавшейся в 2011 г. в странах Ближнего Востока и Северной Африки «арабской

весны». Победа на первых же парламентских выборах после свержения светских авторитарных режимов в ряде арабских государств (Тунис, Египет) ранее запрещенных умеренных исламских сил (в первую очередь, движения «Братьев-мусульман») создала ситуацию, при которой опыт ПСР стал рассматриваться как наиболее подходящий для имплементации в арабских республиках. Само турецкое правительство также предпринимало активные усилия для укрепления влияния страны в регионе, используя культурную близость с этими политическими движениями. Дипломатия велась не только по линии министерства иностранных дел, но и по партийной линии.

По мнению многих турецких авторов, результаты деятельности исламистских партий в регионе после 2011 г., как и опыт ПСР после 2002 г., подтверждают предположение, что политический ислам не смог предложить четкой и согласованной программы, альтернативной капитализму и демократии [14. P. 6]. Правящая партия Турции функционировала внутри светско-демократических рамок прежнего режима, переопределив себя в качестве ориентированной на служение нации социально-консервативной партии с неолиберальной экономической повесткой дня. Она придерживалась исламской риторики, но не пыталась построить исламское государство. Это предполагает продвижение исламской культуры и принципов через демократические институты [14. P. 7].

Прежде чем давать итоговую оценку роли идеологии в достижении электорального превосходства ПСР, отметим высокую степень влияния идеологического фактора на турецкую политику. Исследования, проводившиеся турецкими политологами, показали, что определяющим фактором в поведении избирателей в Турции является как раз идеологическая позиция партий [12. P. 235].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ идеологии ПСР свидетельствует, что в целом она соответствует характеристикам, необходимым для обеспечения партийного доминирования. Ее «жесткая» часть заключается в признании демократической конкуренции и современных политических институтов, принципов экономической свободы и важности нравственных ценностей (исламская компонента), что позволяет сохранять традиционное ядро избирателей. При этом религиозная риторика может ослабевать или усиливаться в зависимости от политического момента. Таким образом, исламская идея подчинена национальной; «исламское государство» как проект никогда и нигде не озвучивалось.

Остальные слагаемые идеологии ПСР имеют «гибкий» характер, что обеспечивает ее способность к аккомодации и расширению электоральной поддержки. Они включают либерально-демократические ценности, консерватизм, модернизм, глобализм. Турецкий исследователь С. Тепе справедливо обращает внимание на отсутствие в идеологии партии четких формулировок и размытое описание концепции консервативной демократии, имеющей, по его мнению, очень привлекательный инклюзивный фасад, но не объясняющей ее основных свойств [23. P. 120].

Таким образом, идеология ПСР по существу представляет собой набор идео-логем, которые могут быть выстроены в различных сочетаниях и использованы с различной степенью интенсивности.

Эта идеология вполне отвечает нуждам доминирующей партии в конкретных условиях Турции. Как пишет И. Кудряшова, через национально-цивилизационный дискурс ПСР оказалось возможным не только восстановить историческую преемственность и создать образ новой «Великой Турции», но и стянуть расколы между различными сегментами населения [6. С. 225—229]. Расплывчатость и эклектичность идеологии правящей партии соответствуют логике развития переходного общества при отказе от авторитарных схем.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) В 2015 г. парламентские выборы проводились дважды - в июне и ноябре. По результатам июньских выборов ПСР утратила большинство в парламенте и была вынуждена начать переговоры о создании коалиционного правительства. Неудача переговоров привела к роспуску парламента и новым выборам, принесшим ей успех (317 мест из 550).

(2) ПСР имеет непосредственное отношение к исламистскому движению Турции. Лидеры партии Р.Т. Эрдоган и А. Гюль были видными политическими деятелями в составе исламистских Партии благоденствия и Партии добродетели.

(3) Н. Эрбакан (1926—2011) — основатель движения умеренного политического ислама в Турции, премьер-министр страны в 1996—1997 гг.

(4) 30 июля 2008 г. Конституционный суд Турции принял решение не запрещать ПСР, отклонив иск А. Ялчинкая. Для закрытия партии требовалось, чтобы за такое решение проголосовало семь из одиннадцати судей КС. Однако за запрет ПСР высказались лишь шесть судей, тогда как пятеро проголосовали против.

(5) 1 мая 2009 г. — 28 августа 2014 г. — министр иностранных дел Турции; 6 сентября 2014 г. — н. вр. — премьер-министр Турции.

(6) Османский язык — государственный язык Османской империи, предшественник современного турецкого языка. Принадлежит к огузской подгруппе тюркских языков. В лексике и грамматике имеются арабские и персидские заимствования. В основе османской письменности — адаптированный арабский алфавит.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Волинец С.Б. Вне партий «хватай всех»: подходы к изучению партий и партийных организаций в современных демократиях (Реферат) // Политическая наука: Политические партии и партийные системы в современном мире. 2006. № 1.

[2] Дюверже М. Политические партии. М.: Академический проект, 2000.

[3] Зиганшина Г.М. Ислам в общественно-политической жизни Турции. Москва — Бишкек: КРСУ, 2007.

[4] Зубкова А.И. Мягкая сила Турции: феномен "soap power" как инструмент культурной дипломатии // Вестник РУДН: серия «Политология». 2015. № 2.

[5] Иванов В.Г. Агентное моделирование эволюции партийной системы РФ на основе распределений Парето и Хотеллинга. Часть I // Вестник РУДН: серия «Политология». 2014. № 4.

[6] Кудряшова И. Стратегии национально-гражданской консолидации: опыт Турции // Россия и мир: анатомия современных процессов: Сборник статей / Под ред. Е.А. Нарочниц-кой. М.: Международные отношения, 2014.

[7] Кудряшова И.В., Матюхин В.В. Турция: Национальные интересы и имперскость // Политическая наука. 2013. № 3.

[8] Мелешкина Е.Ю. Доминирование по-русски или мировой феномен? // Политическая наука: Политические партии и партийные системы в современном мире. 2006. № 1.

[9] Пляйс Я.А. Партийное строительство в России. Анализ диссертационных исследований российских политологов // Полис. Политические исследования. 2007. № 5.

[10] Akdogan Y. The Meaning of Conservative Democratic Political Identity // The Emergence of a New Turkey: Democracy and the AK Parti / Ed. by Yavuz M.H. Salt Lake City: The University of Utah Press, 2006.

[11] Erdogan R.T. Foreword // The Silent Revolution. Turkey's Democratic Change and Transformation Inventory 2002—2012. — Ankara: Undersecretariat of Public Order and Security Publications, 2013.

[12] Gümü§gü §. The Emerging of Predominant Party System in Turkey // Government and Opposition. April 2013. Vol. 48. Issue 2.

[13] Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of the Modern World. N.Y.: Simon and Schuster, 1996.

[14] Keyman E.F., Gümü§gü §. Democracy, Identity, and Foreign Policy in Turkey. London: Palgrave Macmillan, 2014.

[15] Müftüler-Bag M., Keyman E.F. The Era of Dominant-Party Politics // Journal of Democracy. January 2012. Vol. 1.

[16] O'Leary B. Britain's Japanese Question: 'Is There a Dominant Party?' // Turning Japanese? Britain with a Permanent Party of Government / Ed. by Margetts H., Smyth G.L.: Lawrence & Wishart, 1994.

[17] Pempel T.J. Conclusion. One-Party Dominance and the Creation of Regimes // Uncommon Democracies: The One-Party Dominant Regimes / Ed. by Pempel T.J. London: Cornell University Press, 1990.

[18] Peres, Erdogan in 'Amicable Talks' after Davos Spat // CNN. 30.01.2009. URL: http://edition.cnn.com/2009/W0RLD/europe/01/30/davos.erdogan.peres/index.html?eref=time_ world.

[19] Ramadan T. Western Muslims and the Future of Islam. N.Y.: Oxford Univ. Press, 2004.

[20] Ramadan T. Radical Reform: Islamic Ethics and Liberation. N.Y.: Oxford Univ. Press, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[21] Spiess C. Democracy and Party Systems in Developing Countries: A Comparative Study of India and South Africa. N.Y.: Routledge, 2009.

[22] Ta§pinar Ö. Turkey: The New Model? // The Islamists Are Coming: Who They Really Are / Ed. by Wright R. Wash.: Woodrow Wilson Center Press, United States Institute of Peace Press, 2012.

[23] Tepe S. A Pro-Islamic Party? Promises and Limits of Turkey's Justice and Development Party // The Emergence of a New Turkey: Democracy and the AK Parti / Ed. by Yavuz M.H. Salt Lake City: The University of Utah Press, 2006.

[24] Tibi B. Political Islam, World Politics and Europe: Democratic Peace and Euro-Islam Versus Global Jihad. N.Y.: Routledge, 2008.

[25] Tibi B. Islam's Predicament with Modernity: Religious Reform and Cultural Change. N.Y.: Routledge, 2009.

[26] Anketlere göre segim sonrasi TBMM // NTV Kanali Sitesi. URL: http://arsiv.ntv.com.tr/ news/164671.asp.

[27] Akdogan Y. AK Parti ve Muhafazakar Demokrasi. istanbul, 2004.

[28] AKP Segim Beyannamesi 2002. Her§ey Türkiye igin. 2002.

[29] AKP Segim Beyannamesi 2011. Türkiye Hazir. Hedef 2023. 2011.

[30] AKP'de Erkan Mumcu ekibinden bir istifa daha // Vatan Gazetesi Sitesi. 08.03.2005. URL: http://www.gazetevatan.com/akp-de-erkan-mumcu-ekibinden-bir-istifa-daha-48718-gundem.

[31] AKP'li aday adayindan 'Osmanli borklu' afi§ // Sozcu Gazetesi. 25.02.2015. URL: http://www.sozcu.com.tr/2015/gundem/akpli-aday-adayindan-osmanli-borklu-afis-754901.

[32] AKP'li vekil: 90 yillik reklam arasi sona erdi // Cumhuriyet Gazetesi. 15 Ocak 2015. URL:

http://www.cumhuriyet.com.tr/haber/siyaset/185737/AKP_li_vekil_0smanli_nin_90_yillik_

reklam_arasi_sona_erdi.html.

[33] Ak Parti'nin milletvekili sayisi Saadet Partisi'ni gegti // Milliyet. 15 Agustos 2001. URL: http://www.milliyet.com.tr/ak-parti-nin-milletvekili-sayisi-saadet-partisi-ni-gecti---/turkiye/ sondakikaarsiv/15.08.2001/79344/default.htm.

[34] Enflasyon oranlari // Ekodialog.com. URL: http://www.ekodialog.com/istatistik/enflasyon.html.

[35] Erdogan: isteseler de istemeseler de Osmanlica ogrenilecek // Hurriyet. 8 Aralik 2014. URL: http://www.hurriyet.com.tr/gundem/27730441.asp.

[36] Erkan Mumcu AKP'de // Hurriyet Gazetesi Sitesi. 31.08.2002. URL: http://hurarsiv.hurriyet.com.tr/ goster/haber. aspx?id=94709.

[37] Muhafazakarlik ve Demokrasi Sempozyumu. 11.01.2004. URL: http://www.akparti.org.tr/ site/haberler/muhafazakarlik-ve-demokrasi-sempozyumu-genel-baskan-yardimcisi-firat-ak-par/ 4003#1.

[38] Turban istifasi // Vatan Gazetesi Sitesi. 16.02.2014. URL: http://www.gazetevatan.com/turban-istifasi-47095-gundem/) (http://www.gazetevatan.com/akp-de-erkan-mumcu-ekibinden-bir-istifa-daha-48718-gundem).

[39] Turkiye'de 2001 §ubat Krizinin Etkileri // Atilim Universitesi Sitesi. URL: http://seal.atilim.edu.tr/ turkiyede-2001 -subat-krizinin-etkileri.

UNDERSTANDING DOMINANCE OF THE JUSTICE AND DEVELOPMENT PARTY IN TURKEY: THE IDEOLOGICAL DIMENSION

V.V. Matiuhin

The Department of Comparative Politics Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University) under the Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation

Prospect Vernadskogo, 76, Moscow, Russia, 119454

The article examines the ideological dimension of dominance of the Justice and Development Party in the Turkish political process. Analysis of the party's doctrine and its leaders' statements reveals the pivotal elements of the ideology that facilitated strengthening of the JDP's stance as a dominant party, i.e. liberal and democratic values, social conservatism, modernism, globalism and Neo-Ottomanism. These center-right orientations, being vague and eclectic, helped "democratic Islamists" to show both ideological rigidity and flexibility necessary to mobilize broad masses of Turkish voters and to keep long-term public support.

Key words: Justice and Development Party, Turkey, dominant party, ideology, political Islam, center-right orientations.

REFERENCES

[1] Volinec S.B. Vne partij «hvataj vseh»: podhody k izucheniju partij i partijnyh organizacij v so-vremennyh demokratijah (Referat). Politicheskaja nauka: Politicheskie partii i partijnye sistemy v sovremennom mire. 2006. № 1.

[2] Djuverzhe M. Politicheskie partii. M.: Akademicheskij proekt, 2000.

[3] Ziganshina G.M. Islam v obshhestvenno-politicheskoj zhizni Turcii. Moskva — Bishkek: KRSU, 2007.

[4] Zubkova A.I. Mjagkaja sila Turcii: fenomen "soap power" kak instrument kul'turnoj diplo-matii. VestnikRUDN. Serija: Politologija. 2015. № 2.

[5] Ivanov V.G. Agentnoe modelirovanie jevoljucii partijnoj sistemy RF na osnove raspredelenij Pareto i Hotellinga. Chast' I. Vestnik RUDN: serija Politologija. 2014. № 4.

[6] Kudrjashova I. Strategii nacional'no-grazhdanskoj konsolidacii: opyt Turcii. Rossija i mir: anatomija sovremennyh processov: Sbornik statej. Ed. E.A. Narochnickoj. M.: Mezhduna-rodnye otnoshenija, 2014.

[7] Kudrjashova I.V., Matjuhin V.V. Turcija: Nacional'nye interesy i imperskost'. Politicheskaja nauka. 2013. № 3.

[8] Meleshkina E.Ju. Dominirovanie po-russki ili mirovoj fenomen. Politicheskaja nauka: Politicheskie partii ipartijnye sistemy v sovremennom mire. 2006. № 1.

[9] Pljajs Ja.A. Partijnoe stroitel'stvo v Rossii. Analiz dissertacionnyh issledovanij rossijskih po-litologov. Polis. Politicheskie issledovanija. 2007. № 5.

[10] Akdogan Y. The Meaning of Conservative Democratic Political Identity. The Emergence of a New Turkey: Democracy and the AK Parti. Ed. by Yavuz M.H. Salt Lake City: The University of Utah Press, 2006.

[11] Erdogan R.T. Foreword. The Silent Revolution. Turkey's Democratic Change and Transformation Inventory 2002—2012. Ankara: Undersecretariat of Public Order and Security Publications, 2013.

[12] Gümü§gü §. The Emerging of Predominant Party System in Turkey. Government and Opposition. April 2013. Vol. 48. Issue 2.

[13] Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of the Modern World. N.Y.: Simon and Schuster, 1996.

[14] Keyman E.F., Gümü§gü §. Democracy, Identity, and Foreign Policy in Turkey. London: Palgrave Macmillan, 2014.

[15] Müftüler-Bag M., Keyman E.F. The Era of Dominant-Party Politics. Journal of Democracy. January 2012. Vol. 1.

[16] O'Leary B. Britain's Japanese Question: 'Is There a Dominant Party?' Turning Japanese? Britain with a Permanent Party of Government. Ed. by Margetts H., Smyth G.L.: Lawrence & Wishart, 1994.

[17] Pempel T.J. Conclusion. One-Party Dominance and the Creation of Regimes. Uncommon Democracies: The One-Party Dominant Regimes. Ed. by Pempel T.J. London: Cornell University Press, 1990.

[18] Peres, Erdogan in 'Amicable Talks' after Davos Spat. CNN. 30.01.2009. URL: http://edition.cnn.com/2009/W0RLD/europe/01/30/davos.erdogan.peres/index.html?eref=time_ world.

[19] Ramadan T. Western Muslims and the Future of Islam. N.Y.: Oxford Univ. Press, 2004.

[20] Ramadan T. Radical Reform: Islamic Ethics and Liberation. N.Y.: Oxford Univ. Press, 2009.

[21] Spiess C. Democracy and Party Systems in Developing Countries: A Comparative Study of India and South Africa. N.Y.: Routledge, 2009.

[22] Ta§pmar Ö. Turkey: The New Model? The Islamists Are Coming: Who They Really Are. Ed. by Wright R. Wash.: Woodrow Wilson Center Press, United States Institute of Peace Press, 2012.

[23] Tepe S. A Pro-Islamic Party? Promises and Limits of Turkey's Justice and Development Party. The Emergence of a New Turkey: Democracy and the AK Parti. Ed. by Yavuz M.H. Salt Lake City: The University of Utah Press, 2006.

[24] Tibi B. Political Islam, World Politics and Europe: Democratic Peace and Euro-Islam Versus Global Jihad. N.Y.: Routledge, 2008.

[25] Tibi B. Islam's Predicament with Modernity: Religious Reform and Cultural Change. N.Y.: Routledge, 2009.

[26] Anketlere göre seçim sonrasi TBMM. NTVKanali Sitesi. URL: http://arsiv.ntv.com.tr/news/ 164671.asp.

[27] Akdogan Y. AK Parti ve Muhafazakar Demokrasi. istanbul, 2004.

[28] AKP Seçim Beyannamesi 2002. Herçey Türkiye için. 2002.

[29] AKP Seçim Beyannamesi 2011. Türkiye Hazir. Hedef 2023. 2011.

[30] AKP'de Erkan Mumcu ekibinden bir istifa daha // Vatan Gazetesi Sitesi. 08.03.2005. URL: http://www.gazetevatan.com/akp-de-erkan-mumcu-ekibinden-bir-istifa-daha-48718-gundem.

[31] AKP'li aday adayindan 'Osmanli börklü' afiç. Sözcü Gazetesi. 25.02.2015. URL: http://www.sozcu.com.tr/2015/gundem/akpli-aday-adayindan-osmanli-borklu-afis-754901.

[32] AKP'li vekil: 90 yillik reklam arasi sona erdi. Cumhuriyet Gazetesi. 15 Ocak 2015. URL:

http://www.cumhuriyet.com.tr/haber/siyaset/185737/AKP_li_vekil_0smanli_nin_90_yillik_

reklam_arasi_sona_erdi.html.

[33] Ak Parti'nin milletvekili sayisi Saadet Partisi'ni geçti. Milliyet. 15 Agustos 2001. URL: http://www.milliyet.com.tr/ak-parti-nin-milletvekili-sayisi-saadet-partisi-ni-gecti---/turkiye/ sondakikaarsiv/15.08.2001/79344/default.htm.

[34] Enflasyon oranlari. Ekodialog.com. URL: http://www.ekodialog.com/istatistik/enflasyon.html.

[35] Erdogan: isteseler de istemeseler de Osmanlica ögrenilecek. Hürriyet. 8 Aralik 2014. URL: http://www.hurriyet.com.tr/gundem/27730441.asp.

[36] Erkan Mumcu AKP'de. Hürriyet Gazetesi Sitesi. 31.08.2002. URL: http://hurarsiv.hurriyet.com.tr/ goster/haber.aspx?id=94709.

[37] Muhafazakarlik ve Demokrasi Sempozyumu. 11.01.2004. URL: http://www.akparti.org.tr/ site/haberler/muhafazakarlik-ve-demokrasi-sempozyumu-genel-baskan-yardimcisi-firat-ak-par/ 4003#1.

[38] Türban istifasi. Vatan Gazetesi Sitesi. 16.02.2014. URL: http://www.gazetevatan.com/turban-istifasi-47095-gundem/)(http://www.gazetevatan.com/akp-de-erkan-mumcu-ekibinden-bir-istifa-daha-48718-gundem/).

[39] Türkiye'de 2001 §ubat Krizinin Etkileri. Atilim Üniversitesi Sitesi. URL: http://seal.atilim.edu.tr/ turkiyede-2001-subat-krizinin-etkileri.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.