Научная статья на тему 'Доминанты исторической памяти жителей г. Элисты: знания, оценки и отношение к Великой Отечественной войне (по результатам социологического опроса)'

Доминанты исторической памяти жителей г. Элисты: знания, оценки и отношение к Великой Отечественной войне (по результатам социологического опроса) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ / ГЕРОИ ВОЙНЫ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / SOCIOLOGICAL RESEARCH / HISTORICAL MEMORY / HISTORICAL EVENTS / THE HEROES OF THE WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бадмаева Ногана Вячеславовна, Иджаева Баира Владимировна

В статье представлены результаты социологического исследования исторической памяти и современной оценки исторических событий Великой Отечественной войны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бадмаева Ногана Вячеславовна, Иджаева Баира Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доминанты исторической памяти жителей г. Элисты: знания, оценки и отношение к Великой Отечественной войне (по результатам социологического опроса)»

командованием 10-й дивизии Народно-освободительной армии Югославии к присвоению звания «Народный герой Югославии» [1, с. 522-527].

Монтыков Николай

Лейтенант Н. Монтыков до войны работал учителем в поселке Яшкуль. Войну встретил в составе 127-го кавалерийского полка. Участвовал в кровопролитных сражениях с немецкими войсками на территории Крыма. Во время одного из сражений был тяжело ранен и попал в плен. В 1942 г. был перемещен из концентрационного лагеря в Нойхамере на строительство оборонительных сооружений на севере Италии.

Находясь в плену, он вместе с другими военнопленными организовал подпольную группу, вынашивающую планы побега. В эту группу, кроме Н. Монтыкова, также входили и другие уроженцы Калмыкии — Санджи Авью-сов, Шаврта Бораев, Конча Гаврилов, Нарма Дакинов, Анатолий Картаев, Канур Лиджиев, Манджиев (также известен по прозвищу Черчилль), Бембя Мулаев, Бадма Очиров. Выждав удобный момент, группа бойцов во главе с лейтенантом Николаем Монтыковым перебила охрану лагеря и овладела оружием. Три десятка смельчаков, совершив переход из Италии в Югославию, присоединились к партизанам. Об этом дерзком побеге из фашистского лагеря сообщает в своей книге «Калмыки в Сербии. 1920 - 1944 гг» доктор Тома Миленкович. По его данным, бежавшие советские военнопленные, перевалив через горы, попали в Югославию и

влились в состав Истрийского партизанского отряда [3, с. 170-172]. Дальнейшая судьба Николая Монтыкова неизвестна.

Мулаев Бембя

Б. Мулаев в 1943 г. был в числе тех, кто совершил побег из плена. Воевал в составе партизанского отряда на территории Югославии. В 1944 г. был награжден югославской медалью «За храбрость».

Суктугинов Иван

И. Суктугинов до войны работал в милиции. В 1943 г. был в числе тех, кто совершил побег из плена. В партизанском отряде был пулеметчиком роты, состоявшей из советских военнопленных.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См.: Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.: документы и материалы. Элиста, 1966.

2. См.: Кичиков М. Л. Во имя победы над фашизмом. Очерки истории Калмыцкой АССР в годы Великой Отечественной войны. Элиста, 1970.

3. Миленкович Т. Калмиц у Србщи. 1920 - 1944. Београд, 1998 (на серб-хорват. яз).

4. Солдаты Победы. Поименный список участников войны, уроженцев Ростовской области / сост. П.Э. Алексеева. Элиста, 2005.

5. Архивная справка УВД Алтайского края от 22 марта 2000 г. № 711 хранится в семейном архиве дочери Э.Е. Алексеева - Валентины.

6. Васильев В. Совершив побег из ада, партизанил в Югославии. См.: Элистинские новости. 1999. 16 марта (№ 52).

ББК 60.7

ДОМИНАНТЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ЖИТЕЛЕЙ г. ЭЛИСТЫ:

ЗНАНИЯ, ОЦЕНКИ И ОТНОШЕНИЕ К ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (по результатам социологического опроса)

Н.В. Бадмаева, Б.В. Иджаева

В статье представлены результаты социологического исследования исторической памяти и современной оценки исторических событий Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, социологическое исследование, историческая память, исторические события, герои войны.

This article deals with the analysis of sociological research on historical memory, contemporary historical events and heroes of the Great Patriotic War.

Keywords: the Great Patriotic War, sociological research, historical memory, historical events, the heroes of the war.

Накануне празднования юбилея Победы Цен- половозрастной выборке среди жителей г. Элиста. тром этносоциальных исследований КИГИ РАН Всего было опрошено 100 человек, из них 52 жен-был проведен социологический опрос, посвящен- щины и 48 мужчин.

ный теме Великой Отечественной войны. Иссле- Цель исследования - изучить, как оценивают

дование было проведено по репрезентативной жители г. Элисты Великую Отечественную войну и

104

Победу в ней по истечении 65 лет, как сохраняется и воспроизводится историческая память.

Историческая память - это мир фактов, событий, образов, символов, действий людей, как позитивных, так и негативных. Особенно интересны с этой точки зрения экстремальные периоды истории - войны, революции, где события развиваются особенно динамично, стремительно. Люди, оказавшись в чрезвычайных условиях, совершают поступки, нередко изумляющие мир и остающиеся навсегда в памяти народной как эталоны мужества, героизма, нравственности, находчивости. Яркое тому доказательство - период Великой Отечественной войны. 11384 человека за эти годы были удостоены звания Героя Советского Союза. 13 городам присвоено почетное звание городов-героев.

Несмотря на происходящие радикальные изменения в российском обществе, драма прошедшей войны не вытеснена из памяти россиян, она по-прежнему сохраняет свой духовно консолидирующий потенциал.

Результаты социологического исследования свидетельствуют о том, что доминантой народного «военного» сознания является всеобщность гордости за Победу. Для основной части наших соотечественников это событие ценно в той или иной степени, а значит, и не ушло из активного пласта памяти, и не было вытеснено другими историческими событиями. Данный факт подтверждают итоги исследования, когда в качестве наиболее интересующих периодов истории были в первую очередь названы Великая Отечественная война (78 %) и эпоха Петра I (51 %). Даже исторически более близкие нам события, такие как перестройка (27 %) и распад СССР (30 %), мерк-

нут перед той великой трагедией и одновременно великой гордостью нашей страны, какой является Великая Отечественная война.

Историческая память народа являет собой социальную функцию, которая может как консолидировать общество, так и стать предметом раздора среди различных социальных групп. Сегодня, когда в России существует угроза межнациональной напряженности, при высоком уровне ксенофобии в обществе вопросы о нашем общем героическом прошлом, каким является Великая Отечественная война, являются одним из факторов, когда мы можем положительно повлиять на общество. Полагаем, что задача научного сообщества и СМИ - максимально использовать этот ресурс для достижения так необходимой российскому обществу толерантности.

Историческая память играет роль ценностных ориентиров для социального поведения и отношения друг к другу многих поколений. Для исторической памяти характерно образное, эмоциональное восприятие. Поэтому, несомненно, важна роль государства в плане выстраивания необходимого адекватного реагирования на попытки фальсификации исторических событий как со стороны некоторых государств, так и со стороны некоторых общественных деятелей.

Знание и оценка исторических событий Великой Отечественной войны могут стать базой для патриотического воспитания молодого поколения. Поэтому необходимо отметить роль исторического образования. По результатам проведенного социологического исследования среди жителей г. Элиста выяснилось, что основные знания о Великой Отечественной войне люди получают из школьной программы.

Диаграмма 1

Источники информации о Великой Отечественной войне

10%

1%

□ школа

□ художественная литература

□ рассказы ветеранов

□ фильмы

□ газеты, журналы

□ интернет

В этой связи возникает проблема интерпретации исторических событий в разных учебниках истории. Этот вопрос стал активно подниматься с начала 2000-х годов. Связан он, прежде всего. с появлением новых реалий современной жизни, которым должно отвечать современное образование. Учебники многих авторов во многом отражали субъективную точку зрения на причины, суть, последствия и значение того или иного исторического факта. Поэтому встает вопрос об унификации образовательного материала для школьников. Также существует проблема объема изучения Великой Отечественной войны. К сожалению, мы отмечаем, что в отечественной школьной программе постепенно сокращается время, уделяемое изучению Великой Отечественной войны, с другой стороны, оно значительно превышает количество часов, посвященных этой теме в европейских странах. «В России традиционно большее внимание уделяется изучению событий Второй мировой войны - около 10 - 11 % общего учебного времени, выделяемого для изучения истории ХХ в. Однако в последнее время интерес к истории событий 1939 - 1945 гг. довольно сильно снизился - в советских учебных книгах изучению событий Великой Отечественной и Второй мировой войны выделялось более 20 % учебного времени за курс истории ХХ в.» [1].

Герои войны, полководцы - это символы того легендарного времени. Через них, как правило, происходит восприятие эпохи, оценка Великой Отечественной войны. Вопрос о том, помнят ли современные россияне полководцев, героев войны, был оставлен в анкете открытым.

В ответах на этот вопрос главное место в памяти народа принадлежит легендарному полководцу Г.К. Жукову, его отметили 85 % жителей г. Элиста. В «тройку лидеров» вошли также К. К. Рокоссовский (51,7 %) и И.В. Сталин (27,6 %). Имена Н.С. Конева (11,5 %) и Б.Б. Городовикова (9,2 %) отметили меньшее количество респондентов. Мы полагаем, что, отметив Б.Б. Городовикова, жители г. Элиста

выделяют вклад калмыцкого народа в победу, поскольку Б.Б. Городовиков, этнический калмык, был видным военачальником и Героем СССР.

Среди героев - уроженцев Калмыкии - главное место в памяти народа принадлежит первому калмыку, получившему звание Героя Советского Союза Эрдни Деликову (63,4 %). Среди Героев Советского Союза также были названы имена Б.Б. Городовикова (52,7 %), О.И. Городовикова (11,8 %), М. А. Сельгикова (9,7 %), Л. И. Манджиева (8,6 %), В. В. Мергасова (8,6 %),Н. М. Санджирова (6,5 %),

Н. Т. Воробьева (2,2 %), К. М. Жигульского (2,2 %), Б. М. Хечиева (2,2 %), Г. М. Лазарева (1,1 %), А. А. Лопатина (1,1 %). Помнят Т. Хахлынову (26,9 %), М.В. Хонинова (5,4 %), В.А Хомутникова (2,2 %), М. Т. Бимбаева (1,1 %) и др.

При ответе на вопрос «Перечислите основные события Великой Отечественной войны на территории Калмыкии?» были получены следующие результаты: Хулхутинское сражение (75 %), освобождение Элисты (58,3 %), оккупация территории Калмыкии (12,5 %), партизанское движение (8,3 %). Достаточно прочно вошло в историческую память народа в связи с периодом войны и вызывает чувство горечи такое событие, как насильственная депортация калмыцкого народа (8,3 %).

По данным опроса можно сделать вывод, что при общественной актуальности темы Великой Отечественной войны истинные знания и память о войне уходят в прошлое, история становится все более безликой. Представления о Великой Отечественной войне формируются в молодом поколении в основном благодаря художественным фильмам, которые не претендуют на объективность отражения исторических событий, а не знанию истории.

Также респондентам был задан вопрос: «Были ли в Вашей семье родственники, погибшие на войне?»

Опрос показал, что у подавляющего большинства горожан (74 %) были родственники, погибшие на войне.

Диаграмма 2

Однако уже появились семьи, чьи связи с военным прошлым утеряны, поскольку 13 % опрошенных элистинцев не смогли ответить на этот вопрос. В основном это молодежь, которая объективно «не знала живыми» своих родных - участников военных действий 1941 - 1945 годов в связи с естественной сменой поколений. Таким образом, уже можно говорить о том, что семья постепенно начинает уходить из числа основных носителей «правды о войне».

В нашем исследовании мы решили коснуться и больного вопроса, связанного с проблемой ксенофобии в российском обществе. Проблема популяризации фашистской идеологии в стране, победившей

некогда фашизм, является одной из актуальнейших. Несмотря на то что, «население России и сегодня резко негативно относится к фашизму, 98,4 % россиян считают, что в 1941 - 1945 гг. советский народ воевал, прежде всего, против фашистской Германии», вопрос о распространении фашистской идеологии отягощается проблемой оценки победы. Можем ли мы считать себя победителями, если идеология, против которой положили свои жизни наши деды и прадеды, стала настолько популярной через 65 лет?

В исследовании мы задали респондентам вопрос об оценке распространения идей фашизма, деятельности фашистских организаций в России.

Диаграмма 3

Как вы оцениваете распространение идей фашизма, деятельность фашистских организации в России

8%

23%

66%

□ оскорбление памяти предков

□ эти организации финансируются западными странами для ослабления России

□ люди имеют право на свою идеологию

□ теория " низших' и "высших" рас подтверждается жизнью

Как мы видим из диаграммы, среди жителей г. Элиста превалируют ответы, согласно которым существование фашистских организаций является оскорблением памяти жертв войны либо существует «теория заговора» западных стран против России. Последнее не может не удручать, поскольку свидетельствует о достаточно примитивном уровне оценки политического процесса.

Анализ материалов проведенного исследования показывает, что реальная историческая память населения о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. является сложным, противоречивым, динамичным и достаточно подвижным духовным образованием. Это во многом обусловлено многообразием социально-экономических процессов, протекающих в стране, противоборством общественных сил и политических движений. В исторической памяти своеобразно переплетаются идеалы истинные и мнимые, правда

и вымысел, подлинно научные знания и мифы и легенды. Историческая память хранит как примеры о выдающихся подвигах людей на полях сражений и трудовом фронте, так и бесславные страницы, связанные с трусостью, дезертирством, предательством. В памяти народной живут как чувство гордости за поколение победителей, так и чувство горечи за унижения, принесенные народу фашистскими захватчиками, за миллионы погибших и замученных в фашистских концлагерях, за утраченные культурные ценности, за разоренные и сожженные города и села.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковригин В.В. Этноцентризм в содержании учебного материала о Второй мировой войне в отечественном и немецком школьном историческом образовании // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2007. Т. 47. № 3. С. 278-280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.