Научная статья на тему 'ДОМИНАНТНЫЕ ЦЕННОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ В РАЗВИТИИ НАРОДОВ СЕВЕРА: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В ЮГРЕ'

ДОМИНАНТНЫЕ ЦЕННОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ В РАЗВИТИИ НАРОДОВ СЕВЕРА: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В ЮГРЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ДОМИНАНТНЫЕ ЦЕННОСТИ / РИСКИ ДЛЯ БУДУЩЕГО / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мархинин Василий Васильевич, Удалова Ираида Викторовна

На основе данных массового социологического опроса 2014 г., взятых в контексте результатов опросов предшествующих лет, рассматриваются ценностные предпочтения в сфере межнациональных отношений и возможные риски для будущего коренных малочисленных народов Югры - ханты и манси. Делается вывод, что на современном этапе в сознании югорского сообщества коренных северных народов тесно сопрягаются ценности российской и этнической идентичности, местного югорского патриотизма. Происходит снижение уровня тревожности в плане исторической перспективы этнического существования этих народов. Подчеркивается необходимость развития ключевых сторон их образа жизни в рамках реализации программы, принятой в ХМАО - Югре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMINANT VALUES AND POSSIBLE RISKS IN THE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN PEOPLES: BASED ON THE SOCIOLOGICAL SURVEY IN YUGRA

On the basis of data of the mass sociological survey of 2014, treated in the context of previous years' survey findings, the author examines value preferences in the sphere of interethnic relations and possible risks for the future of small indigenous peoples of Yugra - Khanty and Mansi. The author comes to the conclusion that at the current stage the Russian and ethnic minority values and local patriotism blend in the minds of Yugra's small indigenous peoples' community. The level of anxiety about the historical perspective of ethnic existence of these peoples is decreasing. The author stresses the necessity to develop the key elements of their lifestyle under the program adopted in KhMAO-Yugra.

Текст научной работы на тему «ДОМИНАНТНЫЕ ЦЕННОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ В РАЗВИТИИ НАРОДОВ СЕВЕРА: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В ЮГРЕ»

7. Левада Ю. А. Заметки о «проблеме поколений»// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы. - 2002. - № 2.

В. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб: СПбГУП, 2000.

9. Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде // Теоретический журнал «Credo». - 2002.

10. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - М.: ЦСПиМ, 2013. - 376 с.

_ Сведения об авторах

Косинцева Тамара Дмитриевна, к. с. н., доцент, Тюменский государственный медицинский университет, тел. 89199449030, e-mail: tamarakosinceva@mail.ru

Шлык Константин Юрьевич, к. соц. н., доцент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет,г. Тюмень, тел. 89222739876, e-mail: Naive111@mail.ru

Kosintseva T. D., Candidate of Science in Sociology, Tyumen State Medical University, phone: 89199449030, e-mail: tamarakosinceva@mail.ru

Shlik K. Yu., Candidate of Science in sociology, associate professor of the chair «Marketing and municipal management», the Industrial University of Tyumen, phone: 89222739876, e-mail: Naive111@mail.ru

УДК 316.4

ДОМИНАНТНЫЕ ЦЕННОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ В РАЗВИТИИ НАРОДОВ СЕВЕРА: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В ЮГРЕ

DOMINANT VALUES AND POSSIBLE RISKS IN THE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN PEOPLES: BASED ON THE SOCIOLOGICAL SURVEY IN YUGRA

В. В. Мархинин, И. В. Удалова V. V. Markhinin, I. V. Udalova

Ключевые слова: этнос; доминантные ценности; риски для будущего; программа развития Key words: ethnos; dominant values; future risks; development program

На основе данных массового социологического опроса 2014 г., взятых в контексте результатов опросов предшествующих лет, рассматриваются ценностные предпочтения в сфере межнациональных отношений и возможные риски для будущего коренных малочисленных народов Югры - ханты и манси. Делается вывод, что на современном этапе в сознании югорского сообщества коренных северных народов тесно сопрягаются ценности российской и этнической идентичности, местного югорского патриотизма. Происходит снижение уровня тревожности в плане исторической перспективы этнического существования этих народов. Подчеркивается необходимость развития ключевых сторон их образа жизни в рамках реализации программы, принятой в ХМАО -Югре.

On the basis of data of the mass sociological survey of 2014, treated in the context of previous years' survey findings, the author examines value preferences in the sphere of interethnic relations and possible risks for the future of small indigenous peoples of Yugra - Khanty and Mansi. The author comes to the conclusion that at the current stage the Russian and ethnic minority values and local patriotism blend in the minds of Yugra's small indigenous peoples' community. The level of anxiety about the historical perspective of ethnic existence of these peoples is decreasing. The author stresses the necessity to develop the key elements of their lifestyle under the program adopted in KhMAO-Yugra.

На основе данных массового социологического опроса 2014 г., взятых в контексте результатов опросов предшествующих лет, рассматриваются ценностные предпочтения в сфере межнациональных отношений и возможные риски для будущего коренных малочисленных народов Югры - ханты и манси. Делается вывод, что на современном этапе в сознании югорского сообщества коренных северных народов тесно сопрягаются ценности российской и этнической идентичности, местного югорского патриотизма. Происходит снижение уровня тревожности в плане исторической перспективы этнического существования этих народов. Подчеркивается необходимость развития ключевых сторон их образа жизни в рамках

реализации программы социально-экономического развития народов Севера, принятой в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

Изучение доминирующих ценностей, связанных с тенденциями динамики образа жизни коренных малочисленных народов Севера и содержащихся в ней рисков для их будущего, на современном этапе развития остается актуальным. В данной статье эта тема рассматривается на материале недавнего (2014 г.) массового социологического опроса представителей народов Севера, ханты и манси, и населения других национальностей Югры с учетом социальных сдвигов предшествовавшего времени.

Как отмечается в государственной программе развития народов Севера автономного округа, изложенной в документе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2014-2020 годы», на сегодняшний день Ханты-Мансийский автономный округ — Югра является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития коренных малочисленных народов. Основной показатель, характеризующий социальное положение коренных малочисленных народов, заключается в положительной динамике демографических процессов. Общая численность коренного населения, проживающего на территории автономного округа, увеличилась за последние годы с 30 268 человек (2006 год) до 31 945 человек (2012 год). Положительный естественный прирост коренных малочисленных народов вырос с +12,1 человека на 1 000 человек населения в 2006 году до +20,8 человека на 1000 человек населения в 2012 году. Положительный естественный прирост по автономному округу в целом в 2012 году составил +11,4 человека на 1 000 человек населения. Это говорит о стойкой положительной тенденции демографических показателей и свидетельствует о правильно выбранной политике в отношении коренных малочисленных народов на территории автономного округа.

Важными положительными результатами реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов в автономном округе на протяжении последних 2 десятилетий являются также: создание комплексной правовой базы, гарантирующей их права; рост их численности, снижение уровня младенческой смертности; снижение уровня безработицы; повышение заинтересованности в ведении традиционного образа жизни и видов традиционной хозяйственной деятельности; рост количества их общин. Обеспечено представительство интересов коренных малочисленных народов в органах государственной власти автономного округа (Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера Думы автономного округа). В автономном округе учреждены общественные организации коренных малочисленных народов: «Спасение Югры», «Союз оленеводов», «Союз мастеров традиционных народных промыслов коренных малочисленных народов «СорниЕш», «Молодежная организация обско-угорских народов», «Союз общин коренных малочисленных народов», «Совет старейшин коренных малочисленных народов» [1].

Данные социологического исследования, проведенного в Югре в 2014 г., показали, что самой важной ценностью подавляющее большинство представителей народов Севера (91 %) (равно как и большинство опрошенных респондентов всех других национальностей, проживающих в Югре (88 %) считают ценность «ощущать себя россиянином», что, несомненно, свидетельствует о высоком чувстве патриотизма, любви к стране, в которой они проживают. При этом на второе место (с незначительным разрывом от первого) опять же и народы Севера, и подавляющее большинство представителей многонациональной Югры, поставили такую важную для сохранения и развития своего этноса ценность, как: «знать язык и культуру своей национальности» (соответственно 89 и 86 %). Это говорит о том, что жители многонациональной Югры гордятся тем, что, проживая в России, желают и могут сохранять язык и культуру своей национальности (табл. 1).

Характерной особенностью представителей народов Севера, выявившейся в опросе, является то, что многие из них совмещают в некотором роде несовместимое: они способны «ощущать себя гражданином мира» (65 %), сохраняя при этом почти в такой же мере желание «жить среди людей своей национальности» (64 %). В целом по всему массиву опрошенных данное соотношение составляет (59 и 48 %), то есть для основной массы опрошенных не из

84

числа представителей народов Севера, (главным образом русских), ощущать себя «гражданином мира» оказывается важнее, чем жить среди людей своей национальности. Данное обстоятельство, скорей всего, можно объяснить тем, что большинство нынешних русских жителей Югры, являясь в значительной мере приезжими, сохраняют память о своих родных местах и испытывают ностальгию по прежним местам проживания.

Таблица 1

Распределение ответов представителей народов Севера и в среднем всех респондентов, проживающих в городах Югры, на вопрос «Насколько для Вас важны названные ниже ценности ?»

2014 г. N = 453 чел. (% и рейтинг)

Насколько для Вас важно: Народы Севера Средний показатель по всему массиву респондентов

% Рейтинг % Рейтинг

Ощущать себя россиянином 91 1 88 1

Знать язык и культуру своей национальности 89 2 86 2

Ощущать себя жителем округа 89 2 68 9

Соблюдать традиции своего народа 87 3 82 4

Ощущать себя представителем своей национальной (этнической) общности 84 4 75 6

Ощущать себя сибиряком 84 4 65 10

Ощущать себя жителем своего города (поселка) 84 4 74 7

Чтобы Ваши дети знали язык и культуру своего народа 81 5 85 3

Соблюдать религиозные обычаи своего народа 81 5 70 8

Уважать традиции и обычаи других народов 80 6 77 5

Ощущать себя гражданином мира 65 7 59 11

Жить среди людей своей национальности 64 8 48 12

На второе место по важности народы Севера поставили такую ценность, как «ощущать себя жителем округа — Югры». Что касается мнений всех опрошенных, то для них данная ценность не является в совокупности столь актуальной (68 %), как для аборигенов (89 %). Народности Севера также чаще (87 %), чем в среднем по всему массиву опрошенных (82 %), считают, что необходимо «соблюдать традиции своего народа».

На третье место по значимости все жители Югры поставили такую важную для сохранения своего этноса ценность, как желание, «чтобы их дети знали язык и культуру своего народа» (85 %). У народов Севера этот показатель, к сожалению, несколько ниже и стоит по значимости на пятом месте (81 %). Такую же долю составляют представители народов Севера, отметившие значимость для них ценности «соблюдения религиозных обычаев своего народа» (81 %), что значительно выше среднего показателя по всему массиву (70 %). При этом для представителей народов Севера, почти в той же мере, что и значение ценности «соблюдения религиозных обычаев своего народа», значима ценность, выраженная в тезисе «уважать традиции и обычаи других народов» (80 %). Надо подчеркнуть, что доли представителей народов Севера, отметивших свою готовность «уважать традиции и обычаи других народов», и доли таковых в общем массиве опрошенных практически равны. Это является свидетельством традиционно высокой степени взаимного межнационального согласия в современной Югре [2].

Социологический опрос 2014 г. показал, что представители народов Севера ощущают себя людьми, проживающими в комфортном человеческом окружении и межнациональном общении. Как видно из таблицы 2, большинство аборигенов оценивает отношение к себе со стороны других людей или как хорошее, или как нормальное.

Таблица 2

Как оценивают представители народов Севера отношение к себе со стороны других людей? (2014 г., N = 453 чел., %)

Представители народов Севера: Хорошее Нормальное Недружелюбное Конфликтное

Коллеги по работе/учебе 61 35 0,0 2

Руководители по работе/учебе 45 42 6 0,0

Соседи по дому 51 39 3 3

Другие жители 37 51 4 0,0

Особенно хорошие отношения у представителей народов Севера складываются с коллегами по работе или учебе (61 %), хорошие отношения преобладают и в общении с соседями по дому (51 %), а также с руководителями на работе (45 %). Отношения с другими жителями оцениваются ими как нормальные (51 %), а в заметной части также как хорошие (37%). Бывают, с их точки зрения, и случаи недружелюбного отношения со стороны руководителей на работе (6 %), со стороны соседей по дому (3 %) и со стороны других жителей (4 %). Однако до конфликтов дело доходит крайне редко: с коллегами по работе (или учебе) - в двух процентах случаев, с соседями по дому - в трех процентах случаев.

Рассмотрим теперь, какие социокультурные факторы, по мнению респондентов из числа представителей народов Севера, составляют главные опасности для будущего их народов, сопоставив ситуацию настоящего времени, отразившуюся в опросе 2014 г., с ситуацией предшествующих периодов, отразившуюся в опросах 2011 и 1994 гг. [3] (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов представителей народов Севера на вопрос «В чем, на Ваш взгляд, могут заключаться в настоящее время главные опасности для будущего Вашего этноса?», данные в 1994 г. N = 760), в 2011 г. N = 49) и в 2014 г. N = 442 чел.), %

Опасность для будущего народов Севера Год

2014 2011 1994

Утрата многими аборигенами национального языка народов Севера 84 94 43

Разрушение природной среды обитания 76 59 29

Рост пьянства и алкоголизма 57 50 57

Снижение рождаемости 37 12 9

Утрата национальных традиций, обычаев, верований 33 50 40

Сравнение данных за разные годы показывает, что утрата многими людьми своего национального языка осознается большинством представителей народов Севера как главная угроза будущему их этноса. Доля ответов, в которых выражено это мнение, возросла с 43 % в 1994 г. до 84 % в 2014 г. Нарастание данной озабоченности связано с тем, что доля владеющих языком своего народа у северных этносов постоянно сокращается.

Как отмечает С. Х. Хакназаров на основе материалов социологического опроса коренных малочисленных народов Севера в Югре в 2008-2011 гг., «практически во всех обследованных регионах большинство опрошенных считают, что их родные языки находятся под угрозой исчезновения». В то же время «значительное большинство респондентов практически во всех обследованных населенных пунктах хотели бы, чтобы их дети и внуки умели говорить и понимать свой родной язык, также читать и писать на своем родном языке» [4].

Главное условие сохранения позиций родного языка — это необходимость и возможность его применения в быту и производственной деятельности. В конечном счете это означает необходимость сохранения традиционных отраслей производства и, соответственно, природной среды традиционного хозяйства. Поэтому разрушение природной среды обитания также является одной из самых главных опасностей для будущего народов Севера Югры (76 %) [5]. Утрата национального образа жизни, традиций, обычаев и верований является, пожалуй, главной причиной роста алкоголизма у аборигенов [6].

Данные социологического исследования 2014 г. показали, что в целом из числа представителей народов Севера вполне удовлетворены своей жизнью 52 % респондентов, что несколько ниже среднего показателя по Югре (55 %). Вообще удовлетворенность разными сторонами образа жизни у народов Севера, как показывают опросы их представителей, в сравнении с удовлетворенностью в целом населения округа, отраженной в средних показателях по всему массиву респондентов, имеет свою специфику (табл. 4).

Из таблицы 4 видно, что представители народов Севера менее других довольны уровнем своих доходов: довольных уровнем доходов оказалось 25 % респондентов из числа представителей народов Севера при среднем показателе таковых по всему массиву опрошенных 33 %. Меньше среди представителей народов Севера довольных жилищными условиями (соответственно 37 и 53 %). Меньшую долю представители народов Севера составляют и среди всех респондентов, довольных содержанием своей работы (соответственно 46 и 52 %). Но при всем том представители народов Севера в заметно большей степени, чем в среднем по массиву опрошенных, удовлетворены работой местных органов власти (соответственно 41 и 26 %) и медицинским обслуживанием (38 и 32 %). Заметно больше другого населения представители народов Севера довольны работой учреждений образования (61 против 41 %) и культуры (61 против 54 %).

Таблица 4

Распределение ответов представителей народов Севера и в среднем всех респондентов, проживающих в городах Югры, на вопрос «Можно ли оценить как вполне удовлетворительные следующие стороны образа жизни населения Югры?» (2014 г., N=453 чел., %)

Условия жизни Представители народов Севера Средний показатель по всему массиву респондентов

Уровень доходов 25 33

Жилищные условия 37 53

Содержание работы 46 52

Медицинское обслуживание 38 32

Работа учреждений образования 61 41

Работа учреждений культуры 61 54

Работа местных органов власти 41 26

Отмеченное обстоятельство свидетельствует о более умеренных запросах коренного национального населения на комфортные условия жизни, что объясняется, вероятно, сохранением большего влияния традиции выживания в суровых условиях Севера на современный образ жизни этого населения. Тем не менее меньший запрос на комфорт не отменяет необходимости в достижении представителями коренных малочисленных народов большей, чем существующая в настоящее время, степени удовлетворенности уровнем доходов, качеством жилищных условий, содержанием трудовой деятельности.

Сравнение результатов социологических опросов, проведенных в 2011 и 2014 гг., показывает, что проблема будущего народов Севера, несколько утратив остроту, по-прежнему остается актуальной. Так, если в 2011 г. подавляющее большинство экспертов из народов

87

Севера (88 %) ответили, что будущее северных этносов находится в опасности, то в 2014 г. доля таких мнений среди опрошенных представителей народов Севера снизилась, однако составила значительную величину — 61 % (при среднем показателе по всему массиву опрошенных — 46%) [7].

Анализ данных таблицы 5 показывает, что в 2014 г. в ответах на вопрос «Как Вы можете охарактеризовать отношение местных властей к представителям разных народов?», в целом по массиву опрошенных преобладали мнения, что отношение местных властей к представителям всех народов одинаково доброжелательное (33 %). Причем представители народов Севера указывали на это в полтора раза чаще других (47 %). Вдвое реже респонденты высказывали мнение, что местная власть безразлична к жизни представителей любых национальностей (17 %). То есть в целом по массиву доля положительных оценок деятельности местных властей в работе с местным населением и мигрантами выше отрицательных оценок. Тем не менее представители народов Севера в два раза чаще, чем в среднем по всему массиву, сетовали на то, что именно их этносу уделяется недостаточное внимание (соответственно 27 и 12 %).

Люди разных национальностей, проживающие в Югре, зачастую особенно пристрастно относятся к деятельности местных властей, поскольку она сказывается на решении жизненных проблем этнических сообществ региона и, прежде всего, проблем их собственного этноса. В целом по массиву 12 % респондентов считают, что местные власти уделяют недостаточное внимание именно их этносу, а приоритет отдается представителям других национальностей (12 %).

Таблица 5

Распределение ответов представителей народов Севера и в среднем всех респондентов, проживающих в городах Югры, на вопрос «Как Вы можете охарактеризовать отношение местных властей к представителям разных народов?» (2014 г. N = 453 чел., %).

Ответ Народы Севера Всего (по всему массиву)

Ко всем одинаковое доброжелательное отношение 47 33

Представителям моей национальности уделяется недостаточное 27 12

Приоритет отдается представителям других национальностей 5 12

Власть безразлична к жизни представителей любой 5 17

Трудно сказать 16 27

Всего 100 100

Представители народов Севера вдвое чаще (27 %), чем в среднем по массиву (12 %), сетуют на недостаток внимания со стороны местных властей к представителям своего этноса. Однако это обстоятельство они никак не связывают с тем, что местные власти отдают приоритет представителям других национальностей (последнее мнение высказали лишь 5 % респондентов из числа аборигенов). В целом представители народов Севера (имеющие льготы, как представители малочисленных этносов) в три раза реже (5 %), чем в среднем по всему массиву (17 %), высказывают мнение, что власть безразлична к нуждам этнических сообществ (и, естественно, их собственного этноса).

Социологический опрос 2014 г. показал, что большинство представителей народов Севера довольны работой местных органов власти (41 %), такая же доля не совсем довольных их работой, и только 17 % аборигенов сказали, что они недовольны работой местных органов власти (при среднем показателе по всему массиву опрошенных 29 %).

Тем не менее в качестве главного приоритета национальной политики в регионе с точки зрения представителей народов Севера должно выступать внимание к проблемам их народов. Так, отвечая на вопрос «Как Вы думаете, что нужно сделать местным властям для улучшения национальной политики?», большинство представителей народов Севера (более чем вдвое

чаще, чем в среднем по массиву: 64 % против 27 %) считают, что их этносам следует уделять больше внимания (таблица 6).

Таблица 6

Распределение ответов представителей различных национальных групп, проживающих в городах Югры, на вопрос «Как Вы думаете, что нужно сделать местным властям для улучшения национальной политики?» 2014 г. N = 453 чел. %

Ответ Народы Севера Всего (по всему массиву)

Следует больше внимания уделять мигрантам 4,3 14,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует больше внимания уделять русскому населению 17,1 32,8

Следует больше внимания уделять народам Севера 64,3 27,8

Другое 14,3 25,2

Всего 100,0 100,0

Впрочем, мнение представителей малочисленных коренных народов округа о том, что местные органы власти должны уделять больше внимания проблемам народов Севера, очевидно, нужно понимать не как упрек местным властям за недостаток внимания, а как пожелание, чтобы и впредь внимание к этим проблемам оставалось приоритетом национальной политики на местах. В этом свете понятно, почему представители коренных народов в своем подавляющем большинстве не связывают упомянутое пожелание с тем мнением, что местные власти главное внимание уделяют проблемам других национальностей (тем самым, как могли бы думать некоторые респонденты, отодвигая на задний план заботу о нуждах народов Севера); такое мнение высказали лишь 5 % респондентов из аборигенов. В целом народы Севера (имеющие льготы, как представители малочисленных этносов) в три раза реже (5 %), чем в среднем по всему массиву (17 %), высказывают мнение, что местная власть недостаточно заботится о решении проблем жизнедеятельности этнических сообществ региона.

Таким образом, в целом национальная политика в Югре соответствует ценностным доминантам образа жизни коренных малочисленных народов Севера и способствует преодолению рисков для их будущего [8]. В последнее время имеются, как было отмечено на основании данных социологических опросов, признаки снижения уровня тревожности по поводу возможных угроз этническому существованию этих народов. Поскольку проблема возможных рисков для будущего народов Севера полностью не разрешена, необходимо, на наш взгляд, дальнейшее последовательное решение задач развития условий жизнедеятельности и в целом образа жизни северных этнических общностей, поставленных в названной выше окружной программе. К задачам, которые предстоит решать в среднесрочной перспективе, относятся: создание условий для устойчивого функционирования традиционных отраслей хозяйствования; поддержка традиционного образа жизни и природопользования; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения коренных малочисленных народов с хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности; обеспечение повышения качества жизни, улучшения здоровья, создания системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, способствующих удовлетворению жизненно важных потребностей коренных малочисленных народов; создание условий для сохранения культурно-исторического наследия, развития и популяризации языков, культуры, фольклора, ремесел и искусств коренных малочисленных народов.

Список литературы_

1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа —

Югры на 2014-2020 годы». Раздел 1. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития коренных малочисленных народов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: doc. cntd. ru/document/468961118

2. Мархинин В. В., Удалова И. В. Межэтническое сообщество Югры // Россия - Тюмень. Векторы евразийского развития / Под редакцией В. И. Левашова, Н. Г. Хайруллиной. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ. - 2015. - С. 202-220.

3. Мархинин В. В., Удалова И. В. Этнос в ситуации выбора будущего. - Новосибирск: Наука, 1993. 208 с.

1. Хакназаров С.Х. Состояние родных языков коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2008-2011 годах. - Ханты-Мансийск: Новости Югры, 2012. - С. 134.

4. Мархинин В. В., Удалова И. В. Традиционное хозяйство народов Севера и нефтегазовый комплекс (социологическое исследование в Ханты-Мансийском автономном округе). - Новосибирск: Наука, 2002. - 254 с.

5. Мархинин В. В., Удалова И. В. Этнос и экология: социокультурные ориентиры народов Севера // Вестник НГУ. Серия: Философия. - 2011.-Т. 9.-Вып. 1.-С. 60-65.

6. Мархинин В. В., Удалова И. В. Коренные народы Югры в системе межэтнических отношений // Вестник НГУ. Серия: Философия. - 2012. - № 1.-Т. 10.-Вып. 1.-С. 56-63.

7. Мархинин В. В., Удалова И. В. Динамика тревог за этническое будущее (по материалам социологических опросов представителей народов Севера и русских Югры в 1991-2011 гг.) // Вестник угроведения. - 2013. - № 1 (12). -С. 91-100.

_ Сведения об авторах

Мархинин Василий Васильевич, д. ф. н., профессор, заведующий кафедрой «Философия и право», Сургутский государственный университет, г. Сургут, тел. 8(3462)244322, e-mail:Markhinin@yandex.ru

Удалова Ираида Викторовна, к. ф. н., старший научный сотрудник, Институт философии и права СО РАН, г. Новосибирск, тел. 8(383)3302240, e-mail: udalova.iraida@mail.ru

Markhinin V. V., PhD, professor, head of the chair of philosophy, Surgut State University, Surgut, phone: 8(3462)244322,e-mail: Markhinin@yandex.ru

Udalova I. V., Candidate of Sciences in Philosophy, Institute of Philosophy and Law, SB RAS, Novosibirsk, phone: 8(383)3302240, e-mail: udalova.iraida@mail.ru_

УДК 316.7

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ МОЛОДЕЖИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

SOCIAL DEVIATION OF YOUTH AND FORMATION OF LEGAL CULTURE

С. В. Толмачева, А. А. Колтунова, Ю. И. Колтунова

S. V. Tolmacheva, A. A. Koltunova, J. I. Koltunova

Ключевые слова: правовая культура личности; социально-культурные процессы; девиантное поведение Key words: legal culture of personality; social and cultural processes; deviant behavior

Проблемы формирования правовой культуры личности актуализируются в периоды социально-экономической нестабильности при усложнении социальной организации общества и активизации миграционных процессов. Важным показателем формирования правовой культуры в обществе является склонность к де-виантному поведению. В статье анализируются результаты социологического исследования социальной девиации в молодежной среде. Результаты социологического исследования молодежной аудитории позволили выделить значимость проблемы социальной девиации среди молодежи, проранжировать основные проблемы, выявить мнение молодых людей о причинах возникновения социальных девиаций и обозначить факторы, позволяющие добиться снижения социальной девиации молодежи при решении проблем формирования правовой культуры общества. Обоснован вывод о возрастании роли государственной молодежной политики при формировании правовой культуры личности для поддержания социальной стабильности общества.

The problems of formation of personality legal culture are actualized in the periods of social and economic instability at complication of the society social organization and increased migration. An important indicator of the legal culture formation in the society is disposition to deviant behavior. The article analyzes the results of the sociological study of social deviation in the youth environment. The results of the research of the youth audience permitted to identify the significance of the problem of social deviation among young people, to rank the main problems, to disclose the opinion of young people about the causes of social deviations and to indicate the factors allowing to reduce the youth social deviation in solving the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.