Научная статья на тему 'ДОМИНАНТНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ САРАТОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX В.'

ДОМИНАНТНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ САРАТОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX В. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индустриальные образы / промышленная архитектура / индустриальное наследие / городское пространство / industrial images / industrial architecture / industrial heritage / urban space

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Инна Викторовна Архангельская

В статье рассмотрены архитектурные постройки ведущих производств Саратова второй половины XIX начала XX в., которые определены как основные константы, формирующие доминантные образы. Константы рассмотрены с позиции образного содержания, каждая из которых имеет неизменяемое ядро и активный изменяемый слой. Данное исследование предлагает новые пути осмысления, благодаря которым формируется целостное восприятие уникальных образов архитектуры индустриального наследия в пространстве современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMINANT IMAGES OF INDUSTRIAL ARCHITECTURE OF SARATOV IN THE SECOND HALF OF THE XIX -EARLY XX CENTURIES

The architecture of the industrial heritage occupies a special place in the space of the modern city, filling the urban landscape with unique images. At the time of the formation of industrial architecture, each region developed unique, unique industrial images, the appearance of which was determined, first of all, by the function of production. The time of the birth of industrial architecture as a material form was also a period of spiritual understanding of this new phenomenon in architecture. The two main constants of the industrial architecture of Saratov in the middle of the XIX -early XX centuries, broadcasting dominant images, are the constant “mill” and the constant “oil mill”. constants are opposite in their figurative content, but at the same time they reveal their significance in interaction more fully. Mills are spatial dominants, large scale, stand out for their architectural solutions and participate in the formation of urban panoramas. oil mills, in turn, are woven into the residential fabric of the city, they adapt to the scale of city streets, and their architectural solution is always based on traditional, familiar architectural solutions for citizens. At first glance, we see as if the opposition of two fundamental approaches in the figurative solution of industrial architecture, laid down by two clans of industrialists, the image of the original memorable building is opposed to traditional architecture. but such architectural solutions do not create a sense of fragmentation at the level of perception of the urban landscape, but, on the contrary, balance the figurative composition of space. Dominant images of the industrial architecture of Saratov in the second half of the XIX-early XX centuries are defined as the interaction of basic constants, each of which has an unchangeable core and an active changeable layer. The core of the constant “Mill” is the semantic initial, which is expressed in the image of “fortress”. The active layer of the constant “Mill”, a layer that is subject to changes in time, we can define as “imagery”, the desire to create memorable images that stand out from the environment. The immutable core of the constant “Creamery” is defined as “city manor”, the active layer of the constant this is “tradition”, the desire to adhere to traditions in architectural solutions. The identified constants interact with each other both on the material and spiritual level, and, representing opposite approaches in architectural solutions, balance the composition of urban space at the level of imaginative perception. The core of each constant retains its meanings in the modern space, which form the basis for understanding the images of industrial architecture of Saratov in the second half of the XIX early XX centuries.

Текст научной работы на тему «ДОМИНАНТНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ САРАТОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX В.»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2023. № 52. С. 5-13.

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2023. 52. pp. 5-13.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Научная статья УДК 7.072.2

doi: 10.17223/22220836/52/1

ДОМИНАНТНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ САРАТОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В.

Инна Викторовна Архангельская

Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина, Саратов, Россия, anp-inna@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены архитектурные постройки ведущих производств Саратова второй половины XIX - начала XX в., которые определены как основные константы, формирующие доминантные образы. Константы рассмотрены с позиции образного содержания, каждая из которых имеет неизменяемое ядро и активный изменяемый слой. Данное исследование предлагает новые пути осмысления, благодаря которым формируется целостное восприятие уникальных образов архитектуры индустриального наследия в пространстве современности.

Ключевые слова: индустриальные образы, промышленная архитектура, индустриальное наследие, городское пространство

Для цитирования: Архангельская И.В. Доминантные образы промышленной архитектуры Саратова второй половины XIX - начала XX в. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 52. С. 5-13. doi: 10.17223/22220836/52/1

CULTUROLOGY, THE THEORY AND CULTURAL HISTORY

Original article

DOMINANT IMAGES OF INDUSTRIAL ARCHITECTURE OF SARATOV IN THE SECOND HALF OF THE XIX -EARLY XX CENTURIES

Inna V. Arkhangelskaya

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Saratov, Russian Federation, anp-inna@yandex.ru

Abstract. The architecture of the industrial heritage occupies a special place in the space of the modern city, filling the urban landscape with unique images.

At the time of the formation of industrial architecture, each region developed unique, unique industrial images, the appearance of which was determined, first of all, by the function of production. The time of the birth of industrial architecture as a material form was also a period of spiritual understanding of this new phenomenon in architecture.

© И.В. Архангельская, 2023

The two main constants of the industrial architecture of Saratov in the middle of the XIX -early XX centuries, broadcasting dominant images, are the constant "mill" and the constant "oil mill". constants are opposite in their figurative content, but at the same time they reveal their significance in interaction more fully. Mills are spatial dominants, large - scale, stand out for their architectural solutions and participate in the formation of urban panoramas. oil mills, in turn, are woven into the residential fabric of the city, they adapt to the scale of city streets, and their architectural solution is always based on traditional, familiar architectural solutions for citizens. At first glance, we see as if the opposition of two fundamental approaches in the figurative solution of industrial architecture, laid down by two clans of industrialists, the image of the original memorable building is opposed to traditional architecture. but such architectural solutions do not create a sense of fragmentation at the level of perception of the urban landscape, but, on the contrary, balance the figurative composition of space.

Dominant images of the industrial architecture of Saratov in the second half of the XIX-early XX centuries are defined as the interaction of basic constants, each of which has an unchangeable core and an active changeable layer. The core of the constant "Mill" is the semantic initial, which is expressed in the image of "fortress". The active layer of the constant "Mill", a layer that is subject to changes in time, we can define as "imagery", the desire to create memorable images that stand out from the environment. The immutable core of the constant "Creamery" is defined as "city manor", the active layer of the constant - this is "tradition", the desire to adhere to traditions in architectural solutions. The identified constants interact with each other both on the material and spiritual level, and, representing opposite approaches in architectural solutions, balance the composition of urban space at the level of imaginative perception. The core of each constant retains its meanings in the modern space, which form the basis for understanding the images of industrial architecture of Saratov in the second half of the XIX - early XX centuries.

Keywords: industrial images, industrial architecture, industrial heritage, urban space

For citation: Arkhangelskaya, I.V. (2023) Dominant images of industrial architecture of Saratov in the second half of the XIX - early XX centuries. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 52. pp. 5-13. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/52/1

Архитектура индустриального наследия занимает особое место в пространстве современности, наполняя городской ландшафт уникальными образами. Ю.С. Асеев утверждает, что со временем каждое промышленное строение утрачивает свою функциональную актуальность и «...переходит в разряд ценности познавательного порядка, а художественная сторона остается действенным участником современности, продолжая оказывать влияние на последующие поколения» [1. С. 75]. Вопросы истории и охраны архитектуры индустриального наследия получили широкое освещение в трудах М.С. Штиглиц, В.В. Запария, Ю.Г. Тютюнника, Н.М. Арсеньева, Н.С. Алфёрова, К.С. Костова, Ю.С. Асеева, В.В. Алексеева, Е.Т. Артемьева. Сегодня активно развивается новая научная дисциплина под названием «Индустриальная археология», главной целью которой является изучение производственных ландшафтов, зданий и механизмов. М.С. Штиглиц отмечает, что главная задача этого направления заключается в том, чтобы «...удержать в исторической памяти исчезающие следы промышленной эпохи, так ярко проявившиеся в облике городов и так слабо отраженные в сознании современников» [2. С. 187].

В пору становления промышленной архитектуры для каждого региона сложились уникальные, присущие только ему индустриальные образы, внешний облик которых определялся, прежде всего, функцией производства. Так, образы металлургических заводов Южного Урала с возвышающимися силуэтами доменных печей среди степных просторов решительно отличают-

ся от архитектурного ансамбля «Новая Голландия», построенного в Санкт-Петербурге для нужд судостроения [3]. Появление промышленной архитектуры в городах формировало особую, невиданную прежде среду, которая создавала новый уровень образного восприятия пространства. Исследователи промышленной архитектуры рассматриваемого периода Е.А. Борисова, Е.И. Кириченко, Д.П. Шульгина, Е.Б. Морозова, Д.В. Сарабьянов отмечали важную роль промышленной архитектуры в формировании новых пространственных образов. Время рождения промышленной архитектуры как материальной формы было также и периодом духовного осмысления этого нового явления в зодчестве. Современникам предстояло осмыслить архитектуру нового функционального содержания, причем функции сложнейшей, под которую, как правило, полностью подстраивалось объемно-пространственное решение зданий.

При исследовании доминантных образов промышленной архитектуры Саратова середины XIX - начала XX в. представляется целесообразным использовать теорию констант. По словам М.М. Звягинцевой, «...фундамент региональной культуры, ее цементирующее ядро составляет комплекс культурных констант» [4. С. 19]. А.Л. Жебраускас выделяет «основные» константы, «...отражающие сущностные основы данной культуры и общества» [5. С. 18]. Ю.С. Степанов определяет в каждой константе активный слой, наиболее употребляемый и понятный всем, и дополнительные слои - пассивные, внутренняя форма которых представляет собой неосознанное смысловое первоначало [6]. Таким образом, в одной константе содержатся как изменяемые, так и постоянные компоненты, что является доказательством способности константы к динамическим трансформациям при сохранении постоянных смысловых первооснов. Опираясь на данные исследования, мы можем выявить основные константы промышленной архитектуры Саратова середины XIX - начала XX в.

Вторая половина XIX - начала XX в. для Саратова определяется как время создания значимых образов архитектуры индустриального наследия. Именно в этот период был сформирован необходимый производственный потенциал края, что послужило главным импульсом для появления ярких образных решений промышленной архитектуры, занявших достойное место в городском пространстве. При исследовании вопросов становления промышленной архитектуры Саратова были использованы труды М.В. Булычёва, Е.К. Максимова, А.С. Майорова, Е.Н. Ардабацкого, В.Н. Семёнова, Л.Г. Тарасовой, Б.И. Казакова, В.Х. Валеева, Г.А. Мишина, С.О. Терёхина, В.П. Бердицкого.

В Саратове середины XIX - начала XX в. основой для формирования доминантных констант промышленной архитектуры стало мукомольное и маслобойное производство. Мукомольное дело получило небывалый размах начиная со второй половины XIX в., а мука саратовского помола стала известна далеко за пределами губернии [7]. Производство представляло собой особый процесс, в который вкладывались не только материальные средства, но и душевные силы промышленников. Паровые мельницы Саратова, суровый облик которых впечатлял горожан своей таинственной красотой, стали настоящими символами города.

В основном мельницы располагались вдоль набережной Волги и создавали эффектную панораму, которая прекрасно читалась как с реки, так и с городских улиц. Силуэты мельниц, каждая из которых имела свой неповто-

римый образ, делали облик Саратова узнаваемым, а фотографии с изображением мельничных панорам были любимой темой поздравительных открыток и предметом гордости саратовцев. Лаконичные и объемные формы мельниц на фоне живописного рельефа саратовского берега как бы собирают воедино пространство волжских просторов и упорядочивают его. Выраженные силуэты дымовых труб и тяжеловесный массив мельничных форм вплетаются в единую композицию, дополняя друг друга и образуя единый архитектурный ансамбль. Расположение мельниц вдоль Волги было обусловлено прежде всего тем, что река изначально была главной транспортной магистралью региона, уступив позже первенство железнодорожным перевозкам. При общей схожести архитектурных решений мельниц, проявляющихся в первую очередь в виде масштабных и монументальных форм, обусловленных функцией, каждая мельница представляла собой неповторимый облик, который таил в себе зашифрованные послания и неразгаданные тайны, запечатленные в камне. Владельцы мельниц были уверены, что мельничное дело создается на века и, передаваясь из поколения в поколение, будет жить, развиваться, принося не только материальную прибыль, но и создавая неповторимый образ города [8]. Так, большая мельница Шмидтов напоминает белокаменные палаты, монументальная композиция которых достигнута сугубо рациональными средствами с включением элементов, заимствованных из классической архитектуры (рис. 1). Узкие просветы окон на фоне белых массивных стен подчеркивают монументальность объема, который производит впечатление жизнеутверждающей мощи, что соответствует образу одной из самых больших мельниц России.

Рис. 1. Большая паровая мельница Шмидтов в Саратове. Архитектор А.М. Салько, год постройки

1883. Фото 1900 г.

Fig. 1. Big steam mill of Schmidts in Saratov. Architect A.M. Salko, year of construction 1883.

Photo of 1900

Расположившаяся неподалеку малая мельница Шмидтов представляется в образе средневекового замка, фасады которого изобилуют элементами романской архитектуры (рис. 2).

Рис. 2. Малая паровая мельница Шмидтов в Саратове. Архитектор А.М.Салько, год постройки 1860, перестроена в 1900 г. Фото 1902 г.

Fig. 2. Small steam mill of Schmidts in Saratov. Architect A.M. Salko, built in 1860, rebuilt in 1900.

Photo from 1902

Обе мельницы имеют совершенно разные образы, несмотря на то, что построены архитектором А.М. Салько и принадлежат одним и тем же промышленникам. Мы можем предположить, что причина столь радикальных различий в эстетических предпочтениях заключалась в стремлении придать каждой мельнице индивидуальный облик. Так, паровая мельница Борелей отличалась легкостью пропорций и особо изящной проработкой деталей (рис. 3). Большие окна с арочными завершениями, ажурные решетки на башнях создают образ торжественной, парадной архитектуры. Особенно необычно выглядит декор, созданный из объемных металлических цветов, венчающих кровлю.

Р

Рис. 3. Паровая мельница Борелей в Саратове. Архитектор А.М.Салько, год постройки 1888, перестроена в 1903 г. Фото 1909 г. Fig. 3. Borelei steam mill in Saratov. Architect A. M. Salko, year of construction 1888, rebuilt in 1903.

Photo from 1909

Образ мельницы Рейнеке основан на осмыслении эстетических возможностей новых конструкций, который по своей суровой экспрессии и эмоциональной силе можно отнести к самым впечатляющим объектам промышленной архитектуры Саратова (рис. 4). Дуга огромного свода в сочетании с масштабной лапидарностью форм основного объема создает яркий, неординарный образ.

¡¡■¡Шзйкг ' га н ......ш' р?теявдм

Рис. 4. Паровая мельница Рейнеке в Саратове. Архитектор неизвестен, год постройки 1880, перестроена в 1905 г. Фото 1909 г.

Fig. 4. Reinecke steam mill in Saratov. Architect unknown, year of construction 1880, rebuilt in 1905.

Photo from 1909

Объединяющей основой разнообразия архитектурных решений паровых мельниц была функция этих зданий. Мукомольное производство требовало возведения крупномасштабных и особо прочных сооружений, стены которых должны были выдерживать вибрации, исходящие от работы мукомольного оборудования. Паровые мельницы схожи по своим конструктивным особенностям с оборонительными сооружениями. Здесь мы видим, как функция производства может не только влиять на форму, но и определять образное восприятие объекта. Кроме того, месторасположение мельниц вдоль берега Волги также способствовало закреплению за ними образа крепостей, своего рода стражей города, охраняющих его берега. Для Саратова, который был образован как город-крепость, тема оборонительных сооружений очень близка, именно поэтому образ мельниц-крепостей так органично вписался и в городской ландшафт.

Маслобойное производство - это второе по значимости и масштабу производство Саратова после мукомольного дела [9]. Архитектура маслобойных

заводов в городском пространстве проявила себя совершенно иначе по сравнению с мельницами. Если мельницы являлись композиционными доминантами городских панорам, маслобойные заводы зачастую ничем не отличались от рядовой городской застройки. Они идеально вписывались в пространство улицы, представляя собой своего рода дома-заводы, соседствующие с жильем самих хозяев. В своем облике маслобойные заводы повторяли мотивы традиционной жилой архитектуры Саратова. Полукруглые наличники на окнах в виде кокошников, пояски, зубчики, декорированные пилястры, а также традиционные приемы решения объема и планировки - все эти элементы отсылают нас к образу городской усадьбы. Маслобойное производство в основном принадлежало клану купцов-старообрядцев, которые по своему жизненному укладу и мировоззрениям стремились прежде всего к укреплению и сохранению традиций как в повседневной жизни, так и в производственной деятельности [10]. Внедряя на своих маслобойных заводах прогрессивное по своим техническим характеристикам оборудование, старообрядцы стремились свои маслобойные заводы облечь в традиционные архитектурные формы, ничем не выделяясь из окружающей застройки. Исключение составлял лишь построенный Шумилиным крупный маслобойный завод, но выглядел он вполне масштабно окружающей застройке (рис. 5).

Рис. 5. Маслобойный завод Шумилина в Саратове. Архитектор неизвестен, год постройки 1897.

Фото 1902 г.

Fig. 5. Shumilin oil mill in Saratov. Architect unknown, year of construction 1897. Photo from 1902

Подобное впечатление достигалось благодаря особой композиции фасада, вертикальные членения которого разбивают его протяженный объем на меньшие части таким образом, что здание воспринимается как близко пристроенные друг к другу постройки небольшого масштаба.

Таким образом, можно определить две основные константы промышленной архитектуры Саратова середины XIX - начала XX в., транслирующие доминантные образы: это константа «Мельница» и константа «Маслобойный завод». Константы противоположны по образному содержанию, но в то же время более полно раскрывают свою значимость во взаимодействии. Маслобойные заводы и мельницы представляют образы, которые дополняют друг друга как на материальном уровне, так и на духовном. Мельницы - это пространственные доминанты, масштабные, выделяющиеся своими архитектурными решениями и участвующие в формировании городских панорам. Мас-

лобойные заводы, в свою очередь, вплетаются в жилую ткань города, они подстраиваются под масштаб городских улиц, а их архитектурное решение всегда строится на традиционных, привычных для горожан архитектурных решениях. На первый взгляд, мы видим как бы противостояние двух принципиальных подходов в образном решении промышленной архитектуры, заложенное двумя кланами промышленников, образ оригинального запоминающегося здания противопоставляется традиционной архитектуре. Но подобные архитектурные решения вовсе не создают ощущение дробности на уровне восприятия городского ландшафта, а, наоборот, уравновешивают образную композицию пространства. Многоликость образов мельниц проявляется максимально ярко и выразительно на фоне городской застройки, привычной для восприятия. Своеобразным фоном, поддерживающим архитектурную выразительность мельниц, и были как раз маслобойные заводы, что отнюдь не умаляло их композиционной значимости.

Доминантные образы промышленной архитектуры Саратова второй половины XIX - начала XX в. можно определить как взаимодействие основных констант, каждая из которых имеет неизменяемое ядро и активный изменяемый слой. Ядром константы «Мельница» служит смысловое первоначало, которое выражается в образе «крепость». Активный слой константы «Мельница», слой, который подвержен изменениям во времени, мы можем определить как «образность», стремление создать запоминающиеся, выделяющиеся из окружения образы. Неизменяемое ядро константы «Маслобойный завод» определяется как «городская усадьба», активный слой константы - это «традиционность», желание придерживаться традиций в архитектурных решениях. Выявленные константы взаимодействуют между собой как на материальном, так и на духовном уровне и, представляя собой противоположные подходы в архитектурных решениях, уравновешивают композицию городского пространства на уровне образного восприятия. Ядро каждой константы сохраняет свои смыслы и в современном пространстве, формируя основу для осмысления образов промышленной архитектуры Саратова второй половины XIX - начала XX в.

Список источников

1. Асеев Ю.С., Морозова Е.Б. Смена формообразующих факторов как условие эволюционного развития промышленной архитектуры // Изв. вузов. Строительство. 2005. № 6. С. 289.

2. Штиглиц М.С. Промышленная архитектура Петербурга в сфере «Индустриальной археологии». СПб. : Белое и черное, 2003. 256 с.

3. Андреева Е.Д., Веденин Ю.А., Ведерникова Н.М. Культурный ландшафт как объект наследия. СПб. : Институт Наследия : Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.

4. Звягинцева М.М. Константы региональной культуры // Ученые записки. Науч. журнал Курского государственного университета. 2007. № 2.

5. Жебраускас А.Л. Понятие культурных констант и поиски ориентиров современности // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. 2006. № 20.

6. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М. : Академический проспект, 2001. 824 с.

7. Максимов Е.К. Саратовские мукомолы Шмидты, Рейнике, Борели // Краеведческие чтения: доклады и сообщения 4-5 чтений в XVIII - первой половине XIX века. 1994. С. 136.

8. СеменовВ.Н. Саратов купеческий. Саратов : Волга, 1995. 352 с.

9. Казаков Б.И., Казакова Г.Д., Любомирова Л.Н. Страницы летописи Саратова. Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1987. 136 с.

10. Ардабацкий Е.Н. Саратовские маслобойщики конца Х1Х - начала ХХ в. // Энциклопедия промышленности, строительства и бизнеса Саратовской области. Саратов : Приволж. кн. изд-во. 2005. С. 56.

References

1. Aseev Yu.S. & Morozova, E.B. (2005) Smena formoobrazuyushchikh faktorov kak uslovie evolyutsionnogo razvitiya promyshlennoy arkhitektury [Change of formative factors as a condition for the evolutionary development of industrial architecture]. Izv. vuzov. Stroitel'stvo. 6. p. 289.

2. Shtiglits, M.S. (2003) Promyshlennaya arkhitektura Peterburga v sfere "Industrial'noy arkheologii" [Industrial architecture of St. Petersburg in the field of "Industrial archeology"]. St. Petersburg: Beloe i chernoe.

3. Andreeva, E.D., Vedenin, Yu.A. & Vedernikova, N.M. (2004) Kul'turnyy landshaft kak ob"ekt naslediya [A Cultural Landscape as a Heritage Object]. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin.

4. Zvyagintseva, M.M. (2007) Konstanty regional'noy kul'tury [Constants of regional culture]. Uchenye zapiski. Nauchn. zhurnal kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2. p. 19.

5. Zhebrauskas, A.L. (2006) Ponyatie kul'turnykh konstant i poiski orientirov sovremennosti [The concept of cultural constants and the search for landmarks of modernity]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 20. p. 18.

6. Stepanov, Yu.S. (2001) Konstanty. Slovar' russkoy kul'tury. Opyt issledovaniya [Constants. A Dictionary of Russian Culture. An Attempt of Research]. Moscow: Akademicheskiy prospekt.

7. Maksimov, E.K. (1994) Saratovskie mukomoly Shmidty, Reynike, Boreli [The Saratov flour millers Schmidt, Reinike, Borel]. In: Maksimov, E.K. (ed.) Kraevedcheskie chteniya: doklady i soobshcheniya 4-5 chteniy [Local lore readings: Reports of Readings 4-6]. Saratov: Saratov State University. 136.

8. Semenov, V.N. (1995) Saratov kupecheskiy [Saratov of the Merchants]. Saratov: Volga.

9. Kazakov, B.I., Kazakova, G.D. & Lyubomirova, L.N. (1987) Stranitsy letopisi Saratova [Pages of the Saratov Chronicle]. Saratov: Privolzh. kn. izd-vo.

10. Ardabatskiy, E.N. (2005) Saratovskie masloboyshchiki kontsa XIX - nachala XX vv. [The Saratov butter press workers in the late 19th - early 20th century]. In: Entsiklopediya promyshlennosti, stroitel'stva i biznesa Saratovskoy oblasti [The Encyclopedia of Industry, Construction and Business of Saratov Region]. Saratov: Privolzh. kn. izd-vo. p. 56.

Сведения об авторе:

Архангельская И.В. - доцент кафедры «Архитектура» Института урбанистики, архитектуры и строительства Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина (Саратов, Россия). E-mail: anp-inna@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Arkhangelskaya IV. - Yuri Gagarin State Technical University of Saratov (Saratov, Russian Federation). E-mail: anp-inna@yandex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 05.01.2021; одобрена после рецензирования 30.04.2021; принята к публикации 15.11.2023.

The article was submitted 05.01.2021; approved after reviewing 30.04.2021; accepted for publication 15.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.