Научная статья на тему 'ДОМИНАНТА КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ФИНЛЯНДИИ: КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА'

ДОМИНАНТА КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ФИНЛЯНДИИ: КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геоконфессиональное пространство / диоцез / Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии / епархии / церковный приход / dioceses / Evangelical Lutheran Church of Finland / geo-confessional space / parishes

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Балабейкина Ольга Александровна, Афанасьев Денис Александрович

Цель. Представить комплексную характеристику Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии (ЕЛЦФ), которая является доминантой конфессионального пространства страны. Один из смысловых акцентов – территориальная дифференциация показателей, отражающих структурные изменения в рассматриваемой религиозной организации на современном этапе. Процедура и методы. Эмпирические данные были собраны на официальном интернет-сайте ЕЛЦФ, которая, будучи государственной структурой, в обязательном порядке осуществляет их учёт и опубликование в открытом доступе. Полученные количественные сведения были обработаны с помощью расчётного инструментария, традиционного для регионально-конфессиональных исследований. Основными методами, используемыми в работе, выступили: картографический, описательный, математико-статистический. С целью выявления степени региональной дифференцированности изменений, которым подверглась доминанта конфессионального пространства Финляндии в последние десятилетия, применялся расчёт индекса Рябцева (он позволяет оценить отклонение соотношений фиксируемого фактического набора компонентов двух структур от максимально возможной величины расхождения). На основе полученных количественных данных сделаны выводы о характере существенных изменений внутри доминанты современного конфессионального пространства Финляндии. Обобщён статистический материал, который ранее в исследованиях по конфессиональной тематике не вовлекался. Результаты. Отражены показатели отрицательной динамики численности прихожан Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии в последние десятилетия. Подтверждается снижение степени активности их религиозно обусловленного поведения. Выявлена территориальная дифференциация в степени проявления активности мажоритарной религиозной организации. Теоретическая и/или практическая значимость. Впервые представлена апробация институционально-территориального подхода к конфессиональным исследованиям применительно к доминанте религиозного пространства Финляндии. Полученные результаты могут быть задействованы на практике при выработке стратегии религиозно-государственных отношений на национальном и региональном уровнях. Особенно с учётом фиксируемого снижения доверия к мажоритарной религиозной организации России – Русской православной церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Балабейкина Ольга Александровна, Афанасьев Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DOMINANT CONFESSIONAL SPACE IN FINLAND: A COMPREHENSIVE CHARACTERISTIC

Aim. Is to present a comprehensive characterisation of the Evangelical Lutheran Church of Finland (ELCF), which is the dominant confessional space of the country. One of the semantic emphases is the territorial differentiation of indicators reflecting structural changes in the religious organisation under consideration at the present stage. Procedure and methods. The empirical data were collected on the official website of the ELCF, which, being a state structure, obligatorily records and publishes them in the public domain. The obtained quantitative data were processed with the help of calculation tools, traditional for regional-confessional studies. The main methods used were cartographic, descriptive, and mathematical and statistical. In order to identify the degree of regional differentiation of the changes that the dominant of the confessional space of Finland has undergone in recent decades, the calculation of the Ryabtsev index was used (it allows us to estimate the deviation of the ratios of the fixed actual set of components of the two structures from the maximum possible amount of discrepancy). On the basis of the quantitative data obtained, conclusions have been drawn about the nature of significant changes within the dominant character of the contemporary confessional space in Finland. The statistical material, which has not been previously involved in research on confessional topics, is generalised. Results. The indicators of the negative dynamics of the number of parishioners of the Evangelical Lutheran Church of Finland in recent decades are reflected. A decrease in the degree of activity of their religiously conditioned behavior is confirmed. The territorial differentiation in the degree of manifestation of the activity of the majority religious organization is revealed. Research implications. For the first time, the approbation of the institutional-territorial approach to confessional research in relation to the dominant religious space of Finland was presented. The results obtained can be used in practice in the development of a strategy for religiousstate relations at the national and regional levels. Especially taking into account the recorded decrease in confidence in the majority religious organization of Russia the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «ДОМИНАНТА КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ФИНЛЯНДИИ: КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

география населения и социальная экология

Научная статья УДК 911

DOI: 10.18384/2712-7621-2024-1-120-136

доминанта конфессионального пространства финляндии: комплексная характеристика

Балабейкина О. А.1, Афанасьев Д. А.2

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

191123, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30/32, Российская Федерация; E-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-9520-8880

2 Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

191123, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30/32, Российская Федерация; E-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0003-4176-180X

Поступила в редакцию 15.11.2023 После доработки 28.11.2023 Принята к публикации 26.01.2024

Аннотация

Цель. Представить комплексную характеристику Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии (ЕЛЦФ), которая является доминантой конфессионального пространства страны. Один из смысловых акцентов - территориальная дифференциация показателей, отражающих структурные изменения в рассматриваемой религиозной организации на современном этапе.

Процедура и методы. Эмпирические данные были собраны на официальном интернет-сайте ЕЛЦФ, которая, будучи государственной структурой, в обязательном порядке осуществляет их учёт и опубликование в открытом доступе. Полученные количественные сведения были обработаны с помощью расчётного инструментария, традиционного для регионально-конфессиональных исследований.

Основными методами, используемыми в работе, выступили: картографический, описательный, математико-статистический. С целью выявления степени региональной диф-ференцированности изменений, которым подверглась доминанта конфессионального пространства Финляндии в последние десятилетия, применялся расчёт индекса Рябце-ва (он позволяет оценить отклонение соотношений фиксируемого фактического набора компонентов двух структур от максимально возможной величины расхождения). На основе полученных количественных данных сделаны выводы о характере существенных изменений внутри доминанты современного конфессионального пространства Финляндии.

© CC BY Балабейкина О . А. , Афанасьев Д . А. , 2024.

Обобщён статистический материал, который ранее в исследованиях по конфессиональной тематике не вовлекался.

Результаты. Отражены показатели отрицательной динамики численности прихожан Еван-гелическо-лютеранской церкви Финляндии в последние десятилетия. Подтверждается снижение степени активности их религиозно обусловленного поведения. Выявлена территориальная дифференциация в степени проявления активности мажоритарной религиозной организации.

Теоретическая и/или практическая значимость. Впервые представлена апробация институционально-территориального подхода к конфессиональным исследованиям применительно к доминанте религиозного пространства Финляндии. Полученные результаты могут быть задействованы на практике при выработке стратегии религиозно-государственных отношений на национальном и региональном уровнях. Особенно с учётом фиксируемого снижения доверия к мажоритарной религиозной организации России - Русской православной церкви.

Ключевые слова: геоконфессиональное пространство, диоцез, Евангелическо-Лютеран-ская Церковь Финляндии, епархии, церковный приход

Original Research Article

THE DOMINANT CONFESSIONAL SPACE iN FINLAND: A COMPREHENSIVE CHARACTERISTIC

O. Balabeykina1, D. Afanasyev2

1 Saint-Petersburg State University of Economics,

nab. kanala Griboyedova 30/32, St. Petersburg 191123, Russian Federation; E-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-9520-8880

2 Saint-Petersburg State University of Economics,

nab. kanala Griboyedova 30/32, St. Petersburg 191123, Russian Federation; E-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0003-4176-180X

Received 15.11.2023 Revised 28.11.2023 Accepted 26.01.2024

Abstract

Aim. Is to present a comprehensive characterisation of the Evangelical Lutheran Church of Finland (ELCF), which is the dominant confessional space of the country. One of the semantic emphases is the territorial differentiation of indicators reflecting structural changes in the religious organisation under consideration at the present stage.

Procedure and methods. The empirical data were collected on the official website of the ELCF, which, being a state structure, obligatorily records and publishes them in the public domain. The obtained quantitative data were processed with the help of calculation tools, traditional for regional-confessional studies.

The main methods used were cartographic, descriptive, and mathematical and statistical. In order to identify the degree of regional differentiation of the changes that the dominant of the confessional space of Finland has undergone in recent decades, the calculation of the Ryabtsev index was used (it allows us to estimate the deviation of the ratios of the fixed actual set of components of the two structures from the maximum possible amount of discrepancy).

On the basis of the quantitative data obtained, conclusions have been drawn about the nature of significant changes within the dominant character of the contemporary confessional space in Finland. The statistical material, which has not been previously involved in research on confessional topics, is generalised.

Results. The indicators of the negative dynamics of the number of parishioners of the Evangelical Lutheran Church of Finland in recent decades are reflected. A decrease in the degree of activity of their religiously conditioned behavior is confirmed. The territorial differentiation in the degree of manifestation of the activity of the majority religious organization is revealed. Research implications. For the first time, the approbation of the institutional-territorial approach to confessional research in relation to the dominant religious space of Finland was presented. The results obtained can be used in practice in the development of a strategy for religious-state relations at the national and regional levels. Especially taking into account the recorded decrease in confidence in the majority religious organization of Russia - the Russian Orthodox Church.

Keywords: dioceses, Evangelical Lutheran Church of Finland, geo-confessional space, parishes

Введение

Актуальность обращения к вопросам, связанным с изучением геоконфессионального пространства, остаётся высокой даже на фоне секулярных тенденций, особенно заметных среди населения европейских государств Религии, исповедания которых придерживается значительная доля населения стран или регионов, оказывают существенное влияние на культурную, социальную, экономическую составляющие их функционирования [9]. Таковое может осуществляться посредством вероучительной доктрины, формируя ментальные установки, во многом определяющие модель демографического поведения людей, структуру потребления продуктов питания, способы проведения досуга и т д

Значимая роль в формировании социально-экономической составляющей функционирования регионов отводится и религиозным организациям Современная практика зарубежных государств говорит об их весьма заметной просветительской, благотворительной, хозяйственной, культурной деятельности, ориентированной

не только на своих адептов, но и на самые разные группы населения, независимо от вероисповедания. В некоторых странах и регионах на официальном уровне за религиозными организациями сохраняется особый статус, наделяющий их полномочиями и обязанностями, дублирующими государственные функции

В перечне таковых, наряду с Великобританией, Данией, Эстонией и др ., значится Республика Финляндия . На фоне действующего закона, позволяющего гражданам страны сохранять религиозную индифферентность или иметь принадлежность к любой зарегистрированной религиозной организации, две из них - национальная Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦФ) и Финская православная церковь в силу исторических факторов наделены особым статусом, хотя представлены последователями вероучения в очень разных долях

Лютеранство в государстве лидирует по численности адептов и духовенства, количеству объектов культово-культурной инфраструктуры, степени выраженности проявлений деятель-

ISSN 2712-7613

ности в сфере социальной ответственности. При этом выступающая как доминанта конфессионального пространства страны ЕЛЦФ в динамике последних десятилетий утрачивает свои позиции . Происходящие в её структуре процессы, характерные в целом для всех стран Северной Европы и отражающие секулярные тенденции в обществе, требуют пристального рассмотрения и научного осмысления на основе актуальных данных

Цель данного исследования - представить комплексную характеристику мажоритарной религиозной организации Финляндии, в качестве которой выступает национальная Евангеличе-ско-лютеранская церковь .

Эмпирическую основу работы составили статистические сведения, широко представленные на официальном сайте ЕЛЦФ1 . Особый статус религиозной организации предопределяет их опубликование в открытом доступе Ценно то, что количественные данные, отражающие численность и долю адептов представлены в динамике более 30 последних лет. Приходы ЕЛЦФ, кроме расположенных в крупнейших городах, большей частью совпадают в границах с муниципалитетами, поэтому ещё одним источником исходной информации послужил официальный статистический портал Финляндской Республики2.

Полученные сведения были обработаны с помощью картографического метода, анализа и синтеза, а также научного инструментария, принятого

1 Evangelisk-Luterska kyrkan i Finland [Электронный ресурс]. URL: https://evl. fi/sv/ (дата обращения: 22.10.2023).

2 Statistikcentralen [Электронный ресурс]. URL: https://www2 . stat.fi/index_sv.html (дата обращения: 22 10 2023)

| >024 / № 1

в регионально-конфессиональных исследованиях. В частности, для выявления структурных сдвигов внутри ЕЛЦФ использовался расчёт индекса Рябцева .

Раскрытие заявленной темы требует обращения к работам узкотематической направленности и разного охвата объектно-предметного содержания. Во-первых, это труды, в которых уделяется внимание понятию «геоконфессиональное пространство» и рассматриваются проявления его функционирования на примере отдельных стран и регионов . К таковым относятся работы С . А . Горохова [4], В . С . Дементьева [6], А . Г. Манакова [10; 11], С . Г. Сафронова [13] и др .

Поскольку заявленная цель исследования - представление комплексной характеристики доминанты конфессионального пространства, что подразумевает разные аспекты, то обязательно обращение к содержанию трудов, где отражаются проявления религиозной принадлежности населения в экономике [5], в социальных и политических процессах [16; 19; 20].

В силу общности институционально-организационной и цивилизаци-онной основы геоконфессионального пространства теоретически значимыми являются результаты научных работ, где полигоном тематического исследования выбраны страны с христианской мажоритарной религиозной организацией [2; 15].

Не обойтись и без имеющегося эмпирического опыта, отражённого в трудах, посвящённых непосредственно религиям Финляндии . Объектно-предметная сосредоточенность на ЕЛЦФ как доминанте конфессионального пространства Финляндии была

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

ISSN 2712-7613^

объективирована в исследование отечественными специалистами несколько лет назад [1]. Но сведения относятся к периодам, ограниченным 2015 г. , а перечень методов исследования конфессионального геопространства, результативность которых позволяет объективно судить о процессах, происходящих в его пределах, в содержании весьма ограничен

Прочие исследования посвящены узким вопросам, связанным с деятельностью ЕЛЦФ [8; 12] или историей её становления [3; 7]. Трудов комплексного характера, основанных на институционально-территориальном подходе, среди них не обнаруживается.

Конфессиональное пространство страны - целостная система, поэтому, имея объектно-предметную сосредоточенность на его доминанте, важно обращаться к фактическим сведениям, отражённым в научных работах, тематика которых связана с прочими его компонентами, например, исламом [14; 18].

На основе анализа содержания тематических работ можно констатировать, что в отечественном научном обороте представлены труды, предметно и содержательно отражающие характеристики ЕЛЦФ . Но в силу динамичности процессов, отражающих изменения, происходящие в структуре конфессионального пространства Финляндии, сохраняется актуальность исследований, выполненных на основе новейших данных .

Лютеранство в Финляндии: краткая ретроспектива

Лютеранство как христианская конфессия, вероисповедания которой стало придерживаться население Фин-

| >024 / № 1

ляндии, укоренилось посредством об-щереформационных процессов начала XVI в ., активно проходивших в Северной Европе

На фоне политической окраски, приданной Реформации, например, в Англии, Королевство Швеция приняло новые церковно-реформационные идеи с высокой степенью доктриналь-но-идеологической осознанности [3, с . 17-18]. Финляндия на тот момент была частью Шведского королевства, и, имея прямую хозяйственную, политическую, культурную зависимость от него, воспринимала прямое влияние трансформаций и в церковной жизни Начало распространению реформаци-онной вероучительной доктрины христианства среди финнов было положено в 1520 г, а в 1527 г. Швеция первой в мире объявила лютеранство государственной религией

На заседании Уппсальского синода 1536 г. решением было принято обязательное распространение в Швеции и Финляндии лютеранских богослужебных книг Реформация на территории Суоми была в целом воспринята без особого сопротивления, что обусловлено рядом социокультурных и экономических причин . Исключение составляет недолгий период контре-формации конца XVI в . , но слабая попытка возродить латинскую религиозную традицию не увенчалась успехом Будучи в своей основе епископальной, лютеранская церковь сохранила структуру территориального деления, оставшуюся в наследство от католичества. Пределы Римско-католической епархии Финляндии с центром в Турку совпадали с границами её в составе Швеции . К началу XVI в . это были следующие территории: Финляндия (фин .

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

155Ы 2712-7613^

Уаптмв Биот1), Сатакунда, Нюланд, Тавастланд, Западные Карелия и Саво-лакс, Аландские острова [1, с . 151].

В 1554 г. последовали первые изменения и в церковно-административ-ном делении: ставшая лютеранской, но до этого времени единая епископия Финляндии была разделена на 2 с центрами в Турку и Выборге, но с подчинением их глав архиепископу Уппсалы и шведскому монарху Новая учреждённая епархия существенно уступала древней по площади и числу приходов (24 и 78 соответственно) .

В условиях клерикального государства, когда членство в национальной Евангелическо-лютеранской церкви было обязательным, принадлежность к приходам была (и остаётся) территориально детерминированной, а документация, подтверждающая акты гражданского состояния, осуществлялась низовыми структурами религиозной организации Соответственно, число приходов национальной ЕЛЦ постепенно возрастало вместе с заселением территории и увеличением численности населения Так, на начало XVIII в . в пределах Финляндии числилось 350 лютеранских приходов, а спустя почти 100 лет - уже 503 [1, с . 153].

Включение Великого княжества Финляндского в состав Российской империи не повлекло за собой коренных трансформаций в структуре конфессионального пространства его территории Лютеранство так и оставалось ведущей христианской конфессией для коренного населения Попыток директивного насаждения православия российскими императорами не предпринималось

Впервые в истории Финляндия стала суверенным государством в конце

| >024 / № 1

1917 г , и одним из способов манифестации нового статуса стали изменения в религиозной сфере . Этот период ознаменован фактами диверсификации культово-культурных объектов: православные храмы переоборудовались и передавались лютеранским приходам, либо закрывались для использования зданий по иному назначению

Наиболее существенные изменения в религиозной жизни Финляндии, закреплённые уже на правовом уровне, связаны с принятием в 1923 г. закона о свободе совести, действующим до сих пор Тогда граждане Финляндии получили легитимную возможность не только выхода из членства ЕЛЦФ, но и право не состоять ни в одной из религиозных организаций в принципе . Вопреки возможным ожиданиям, нововведения не повлияли на ослабление позиций лютеранства

В 1923 г. последовала и реорганизация территориально-административного деления ЕЛЦФ в пользу разукрупнения его региональных единиц К началу XX вв . лютеранские приходы Финляндии объединялись в 3 епархии с центрами в Турку, Порвоо (епископия была переведена туда в 1723 г. из Выборга, ставшего российским) и Куопио (епископия была учреждена в 1851 г )

В ходе преобразований из состава Порвоо была выделена епархия Тампере По сей день особенностью первой из названных епархий остаётся её экстерриториальность В подчинении епископу Порвоо пребывают не финноязычные лютеранские приходы страны Они распространены дисперсно, но имеют концентрацию вдоль побережий Финского и Ботнического заливов, а также на Аландских островах

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

ISSN 2712-7613

В 1923 г. получила основание самая северная и крупная по площади епархия ЕЛЦФ - Оулу, образованная путём перенесения епископской кафедры из Куопио. А самостоятельный диоцез Куопио был выделен в 1939 г. До советско-финляндской войны восстановили и историческую Выборгскую епархию ЕЛЦФ

Очередные изменения церковно-административного деления последовали после окончания Второй мировой войны . Из оказавшегося на территории СССР Выборга центр епархии перенесли в приграничный финский город Миккели . Уже во второй половине 1950-х гг. были выделены диоцезы Ла-пуа и Хельсинки, а в 2004 г. - Эспоо . На окончание 2023 г ЕЛЦФ в церковно-административном плане состоит из 9 епархий . При этом центральная ар-хиепископия с епископской кафедрой в Турку с 1998 г. в своём составе имеет викариатств о . Глав а архиепархии Турку осуществляет представительские, надзорные и руководящие функции в ЕЛЦФ

Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии: современное состояние

Республика Финляндия является одной из стран Северной Европы, где национальная лютеранская церковь сохранила особый правовой статус, хотя её связи с государством к рубежу I и II тысячелетий существенно ослабли Эти же процессы с некоторыми нюансами наблюдаются в Норвегии и Швеции применительно к их национальным лютеранским Церквям По сути, ЕЛЦФ является государственной организацией, которой делегированы функции регистрации брака, вменён в обязанность

| 2024 / № 1

уход за кладбищенскими территориями, предоставляются некоторые привилегии в сфере школьного образования Членство в национальной лютеранской церкви регистрируется на добровольной основе и влечёт за собой для её адепта выполнение обязательств по содержанию религиозной организации Таковые реализуются путём целевых налоговых отчислений с полученных доходов Ставка церковного налога варьируется в пределах 1-2% в зависимости от прихода Лица, переехавшие на проживание за границу, как правило, не перечисляют денежные средства в пользу ЕЛЦФ, за исключением случаев, когда они продолжают получать доходы в Финляндии . В первый год членства в религиозной организации церковный налог не взимается С дохода среднего уровня годовая сумма отчисления в пользу ЕЛЦФ составляет 356 евро, а с одного адепта в среднем она составляет 247 евро (по данным на 2021 г )1

В начале 2023 г. 3,6 млн граждан Финляндии были зарегистрированы в качестве членов ЕЛЦФ, что составляет 65,1% от численности населения страны и позволяет религиозной организации оставаться доминирующей2 Для сравнения приводятся данные, отражающие положение конфессиональной доминанты Финляндии в ретроспективе: в 1950 г. в ней состояло 97,5% населения; в 1980 г. - 90,3%; в 1990 г. -87,9%; в 2000 г. - 85,0; в 2010 г. - 78,2% .

1 Evangelisk-Luterska kyrkan i Finland [Электронный ресурс]. URL: https://evl.fi/sv/fakta-om-kyrkan/kyrkan-i-siffror/kyrkans-ekonomi/ kyrkoskatt/ (дата обращения: 22.10.2023).

2 Evangelisk-Luterska kyrkan i Finland [Электронный ресурс]. URL: https://evl.fi/sv/fakta-om-kyrkan/kyrkan-i-siffror/kyrkans-statistik/ (дата обращения: 22 10 2023)

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

ISSN 2712-7613^

В динамике последних десятилетий значение этого показателя в абсолютном и относительном выражении снижается особенно существенно (табл . 1, рис . 1) .

Помимо абсолютного числа адептов ЕЛЦФ в целом по стране и на уровне отдельных диоцезов, в приведённой ниже таблице по результатам авторских расчётов зафиксирована также доля членов рассматриваемой религиозной организации в структуре населения на 2000 г. и 2022 г. , полученная для всех диоцезов, кроме Порвоо, в силу его специфики

На основании полученных данных в относительных величинах были выяв-

Таблица 1 / Table 1

2024 / № 1

лены объёмы потерь членов ЕЛЦФ, составившие за 22 года XXI в . почти 20% .

При том, что на региональном уровне численные сокращения последователей ЕЛЦФ касаются всех епи-скопий, фиксируется некоторая дифференциация . Епархия Хельсинки, как и приграничная Эспоо, отличались наименьшей, хоть в целом высокой долей лютеран в структуре населения, ещё по данным на самое начало XXI в . Этих же церковных структур коснулись и максимальные потери адептов ЕЛЦФ, выраженные в относительном значении Столичный диоцез единственный, где доля лютеран менее половины в структуре населения

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

Численность прихожан по ЕЛЦФ и ее отдельным епископиям, тыс. чел. (2000-2023 гг.) / Number of parishioners in the ELCF and its individual bishoprics, thousand pers. (2000-2023)

Епископия 2000 г. / доля членов ЕЛЦФ в общей численности населения, % 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2022 г. / доля членов ЕЛЦФ от общей численности населения, % 2023 г. Изменения, доля членов ЕЛЦФ от общей численности населения, % (2000-2022)

Порвоо 267,9/нет данных 263,0 255,6 242,8 227,2 221,0/нет данных 219,3 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эспоо 410,6/78,8 429,3 426,8 413,7 392,3 382,1/56,9 380,2 -21,8

Хельсинки 555,5/68,3 546,5 520,2 499,2 474,9 455,0/45,6 452,2 -22,7

Куопио 449,6/86,2 432,7 407,0 381,2 350,8 338,1/70,1 334,6 -16,1

Лапуа 468,4/87,7 465,3 451,4 431,8 404,6 392,1/71,6 389,1 -16,2

Миккели 596,2/87,7 577,7 539,8 498,2 448,9 428,6/69,1 423,7 -18,6

Оулу 562,6/89,0 560,5 545,2 525,8 498,6 485,3/73,5 482,2 -15,4

Тампере 525,2/85,0 529,9 518,6 497,6 473,2 461,4/65,8 460,1 -19,2

тУРкУ 568,8/84,9 560,9 535,8 508,7 472,8 456,9/66,2 453,8 -18,7

Всего 4405/85,0 4366 4200 3999 3743 3620/65,1 3595 -19,9

Источник: составлено авторами на основе данных Ev. Luth . Kyrkan i Finland / Kyrkans statistik [Электронный ресурс]. URL: https://www.kirkontilastot.fi/viz.php?id=186 (дата обращения: 22.10.2023); Statistikcentralen [Электронный ресурс]. URL: https://

statfin . stat. fi/PxWeb/pxweb/sv/StatFin/StatFin_vaerak/statfin_vaerak_pxt_11ra. px/table/

tableViewLayoutl/ (дата обращения: 22.10. 2023)

Рис. 1 / Fig. 1. Диоцезы Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии в 2022 г. / Dioceses of the Evangelical Lutheran Church of Finland in 2022

Источник: составлено авторами на основе таблицы 1

Объяснение находится в высокой доле мигрантов - носителей нетрадиционных для коренного населения Финляндии религиозных культур, характерной для столичного региона и крупных городов

Сокращение числа прихожан и снижение степени отражается на цер-ковно-административном делении В ЕЛЦФ, как и во всех епископальных религиозных организациях, оно ие-

рархично. Помимо региональных -епископий (епархий, диоцезов), оно представлено пробствами (пресвитериями) и церковными приходами (таксоны районного и локального уровней соответственно)

Приходы, где и сосредоточена культовая, богослужебная и социальная деятельность религиозной организации, могут быть автономными или при определённых условиях образовывать

союзы . В зависимости от количества зарегистрированных прихожан они подразделяются на малые (до 5 тыс . ), средние (5-15 тыс . ) и крупные (более 15 тыс . ) . Более всего прихожан сосредотачивают в себе последние (табл . 2) .

Имеющиеся за последние 5 лет данные позволяют проследить слабую

тенденцию уменьшения количества крупных и малых приходов в пользу средних (табл . 3) . Общее число приходов ЕЛЦФ по данным на начало 2023 г. составляет 3541.

1 Evangelisk-Luterska kyrkan i Finland [Электронный ресурс]. URL: https://evl.fi/sv/ (дата обращения 22.10.2023).

Таблица 2 / Table 2

Совокупность прихожан в разных типах приходов ЕЛЦФ, чел. / Aggregate parishioners in different types of ELCF parishes, pers.

Год Малые (<5000 чел.) Средние (5001-15000 чел.) Крупные (>15000 чел.)

2018 397374 1286527 2126449

2019 388394 1295342 2108568

2020 371841 1286275 2085667

2021 387670 1340204 1962124

2022 373021 1301310 1946308

Источник: Ev. Luth . Kyrkan i Finland / Kyrkans statistik [Электронный ресурс].

URL: https://www.kirkontilastot.fi/ (дата обращения: 22.10. 2023)

Таблица 3 / Table 3

Число приходов ЕЛЦФ (2002-2022 гг.) / Number of ELCF parishes (2002-2022)

Диоцез 2002 2007 2012 2016 2022 Изменения за 2002-2022 гг., число / доля, %

Порвоо 81 75 64 56 45 36/44

Эспоо 24 24 24 19 19 5/20

Хельсинки 39 39 33 33 29 10/25

Куопио 68 59 54 52 44 24/35

Лупуа 64 56 47 45 36 28/43

Миккели 63 54 50 39 36 27/42

Оулу 79 63 60 60 62 17/21

Тампере 74 61 55 48 37 37/50

тУРкУ 94 83 61 56 46 48/51

Всего в стране 586 514 448 408 354 232/39

Источник: составлено авторами на основе данных Statistikcentralen [Электронный ресурс]. URL: https://www. kirkontilastot . fi/viz . php?id=27 (дата обращения: 22.10.2023)

В цел ом, з ап оследние 20 лет ЕЛЦФ утратипл 232 пеихода.что лолтавляет 39%отихобщего количества по дан-нымна 2002г.Низовыеединицы щес-сматриваемой религиозной органи-гсции оиквидирквалирь как итковые, лиОс к програничныши

приходами . Расположенные на терри-

ТОрОИ ПциХ0Д09 ХрОМЫВ ПОЛЛеДИеМ

елешагпгрдолжтмт Вбсы-иои-федтые по назначению, но подчиняются дру-гойместной с^ерковпей рдмиыисгцк-ции . Этим отчасти объясняется асимметрия данных, поскольку на первый взгиид щедооквлгктле, чтгтемпы1 зс-крытия приходов в 2 раза опережают динамику сокращения прихожан

Факт ок-образтыарио о ЕИЦФ в последние годы очевиден . Но понять, насколько существенно их проявление в телриториальнок ризреко.отмогоыт применение научного инструментария Для определения степени проявления стро-ту-ныи оеменений внутри ЕЛЦФ за 22 года XXI в . был выполнен расчёт индекса Рябцева, числовое зна-чениекотерого огрожамо, насовлеео сильно произошедшие преобразования различаются между сопоставляемыми лтр^Фтурами-в данном случае -диоцезах ЕЛЦФ) за период:

!Р =

где:

Ё(dp "do)2

i=h

(1)

Ё (d p + do)2

i=h

(1 и (2 - значения признаков (удельных весов признаков) в двух сопоставляемых структурах;

11,2,3...п - число градаций в структурах

Чаще всего этот индекс применяется в исследованиях, требующих выявления степени структурных изменений в какой-либо отрасли экономики . Но и в сфере изучения функционирования социальных институтов тоже был апробирован. Область допустимых значений индекса Рябцева колеблется от0 до1 и очень просто интерпретируется (максимальное результативное значение говорит о самых крупных структурныхсдвигах) (табл . 4) .

Выраженные в абсолютных и относительных данных количественные потери адептов ЕЛЦД за начало XXI в . представляются довольно существенными Но следует отметить, что они проявляются равномерно, территориальная дифференциация невысокая Это подтверждается результативным значениеминдекса Рябцева - 0,038. Но общую и для прочих стран Северной Европы отрицательную динамику чис-лаприхожан ЕЛЦФ в XXI в . отрицать не приходится [17].

Помимо количественных показателей, отражающих в динамике количество адептов и приходов ЕЛЦФ, об изменениях, происходящих в ней, свидетельствуют и проявления религиозно обусловленного поведения прихожан В первую очередь, речь идёт об участии в религиозных обрядах, сакраменталиях и таинствах, сопровождающих рождение, брак, смерть, т е о крещении, венчании, церковном отпевании Сведения о числе таковых, совершаемых за год, представлены на официальном сайте ЕЛЦФ за период 2012-2022 гг. (табл . 5) .

В рассматриваемый 10-летний период фиксируется резкое, более чем в 2 раза, сокращение количества крещений и церковных браков, хотя послед-

Таблица 4 / Table 4

Структурные изменения в ЕЛЦФ (2000 - начало 2023 г.) по результатам расчёта индекса Рябцева / Structural changes in the ELCF (2000 - early 2023) based on the results of the Ryabtsev index calculation

Епархия Число прихожан в епархиях, % от общего количества по стране (d2-d,)A2 Индекс Рябцева

2000 2023 1 2

Порвоо 6,08 6,10 0,00 148,39 0,038

Эспоо 9,32 10,58 1,57 395,88

Хельсинки 12,61 12,58 0,00 634,45

Куопио 10,21 9,31 0,81 380,77

Лапуа 10,63 10,82 0,04 460,43

Миккели 13,54 11,79 3,06 641,14

Оулу 12,77 13,41 0,41 685,67

Тампере 11,92 12,80 0,76 611,11

тУРкУ 12,91 12,62 0,08 652,06

Всего 100 100 6,74 4609,91

Источник: составлено авторами на основе данных Ev. Luth. Kyrkan i Finland / Kyrkans statistik [Электронный ресурс]. URL: https://www.kirkontilastot.fi/viz. php?id=239

(дата обращения: 22.10.2023)

Таблица 5 / Table 5

Религиозные обряды, сакраменталии и таинства в ЕЛЦФ, 2012-2022 гг. / Religious rites, sacramentals and ordinances in the ELCF, 2012-2022

Религиозный обряд, кол-во 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Крещение 44024 42629 40758 39007 36691 25558 23159 22588 20986 23197 21893

Отпевание 47707 47954 48713 49040 47416 39927 41066 43751 44831 46052 51746

Венчание 14425 12160 11632 11412 10895 7700 7417 6714 6151 5574 6615

Источник: Ev. Luth . Kyrkan i Finland / Kyrkans statistik [Электронный ресурс]. URL: https://www. kirkontilastot. fi/viz. php?id=27 (дата обращения: 22.10. 2023)

ние в Финляндии легитимны . К тому же для членов ЕЛЦФ все обряды и таинства совершаются безвозмездно. Очевидно проявление секуляризации в современном обществе

Возросшее число церковных отпеваний отражает половозрастную структуру населения Финляндии, в которой высока доля пожилых людей,

а они в большей степени склонны придерживаться религиозных традиций К тому же ЕЛЦФ несёт ответственность за кладбищенские территории, содержание которым обеспечивается за счёт целевых налоговых средств, поэтому ею предоставляются участки под захоронения своих адептов

ISSN 2712-7613^

Отдельный интерес представляет анализ данных, отражающих число конфирмаций . Участниками этого об-рядово-культового действия могут быть лица, достигшие подросткового возраста, т. к . его суть - подтверждение осознанного исповедания вероучения Конфирмации предшествует подго-

| 2024 / № 1

товка в виде краткого курса обучения доктринальным основам лютеранства Данные по количеству конфирмационных групп имеются в открытом доступе за ограниченный период (до 2016 г. ), а затем на официальном сайте ЕЛЦФ декларируется количество конфирмантов (табл 6)

Географическая среда и живые системы / Geographica! Environment and Living Systems

Таблица 6 / Table 6

Конфирмации в ЕЛЦФ, 2002-2022 гг. / Confirmations to the ELCF, 2002-2022

Диоцез Группы для конфирмации, шт. Конфирманты, чел.

2002 2007 2012 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Порвоо 164 172 168 156 2939 2745 2920 2728 2708 2837

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эспоо 220 272 259 260 6161 6147 6341 5994 6354 6230

Хельсинки 234 280 252 237 5281 5326 5514 5116 5672 5286

Куопио 254 252 221 218 4381 4323 4402 4057 4101 3979

Лупуа 242 261 244 246 5175 4948 5409 4865 5754 5347

Миккели 217 220 217 208 4012 3981 5578 5084 5406 5333

Оулу 300 309 287 277 6907 7017 7375 7150 7356 7442

Тампере 317 357 348 337 7529 7504 6357 6159 6367 6361

тУРкУ 303 317 300 287 6021 5890 5994 5730 5866 5683

Всего 2251 2440 2296 2226 48406 47881 49890 46883 49584 48498

Источник: Ev. Luth . Kyrkan i Finland / Kyrkans statistik [Электронный ресурс]. URL: https://www. kirkontilastot. fi/viz. php?id=27 (дата обращения: 22.10. 2023)

В целом, количество конфирмуемых стабильно, что подтверждает сохранение культурообразующей роли ЕЛЦФ для населения

Ведение религиозной организацией статистического учёта демографических событий имеет и утилитарную сторону Лица, у которых члены семьи имели или сохраняют регистрацию в любой из двух государственных Церквей, имеют право заказать выдачу подтверждающих документов с целью создания семейной родословной, предоставления по наследственному делу и т д Осуществляется эта услуга на приходах

Помимо общих сведений о конкретном человеке, по запросу собирается и указывается информация о его перемещениях между приходами, выездами за пределы Финляндии на длительные сроки, супругах, детях и родителях

На возмездной основе ЕЛЦФ обладает правом выдавать членам приходов документы о регистрации по адресу проживания (10 евро); выписки из регистра крещений, свидетельства о рождении на нескольких языках и свидетельства о браке (по 20 евро)1 .

1 Evangelisk-Luterska kyrkan i Finland [Электронный ресурс]. URL: https://evl.fi/sv/ onlinetjanster/bestall-ambetsbevis/avgifter-for-ambetsbevis/ (дата обращения: 22.10.2023).

¡$$N2712-7613 ^

На фоне общего возросшего интереса к составлению семейной родословной возможности, предоставляемые церковной статистикой Финляндии, где, в отличие от России, она имеет высокую степень сохранности, очень ценны

Заключение

На сегодняшний день Евангелическая церковь Финляндии, несмотря на фиксируемую отрицательную динамику численности её адептов, количества церковно-административных единиц низового уровня и проявлений религиозно-обусловленного поведения, сохраняет статус мажоритарной религиозной организации Но, если наметившиеся тенденции сохранятся и ЕЛЦФ утратит свои позиции доминанты, в обозримой перспективе изменения в конфессиональном пространстве можно будет назвать трансформационными . Первыми их проявлениями фиксируются низкие значения доли членов рассматриваемой религиозной организации в столичном диоцезе Хельсинки (менее половины) и примыкающем к нему пристоличном Эспоо (чуть более половины) .

| 2024 / № 1

Очевидно, что наибольшую роль как причины структурных изменений конфессионального пространства страны играют миграционные и секу-ляризационные процессы, поскольку в удалённых от центра регионах приверженность ЕЛЦФ сохраняется высокой Столица и наиболее крупные города традиционно, в первую очередь, притягивают мигрантов - носителей ислама и отличных от лютеранства христианских конфессий

На данный момент ещё не идёт речь об утрате культурообразующей роли национальной лютеранской Церкви Финляндии . Уровень её поддержки государством и населением высок, как и социальная значимость, определяемая, помимо прочего, делегированными официальной властью функциями

Но результаты анализа актуальных статистических данных, отражающих функционирование ЕЛЦФ, не дают оснований для позитивных прогнозов относительно дальнейших изменений, ожидающих доминанту конфессионального пространства Финляндии

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

ЛИТЕРАТУРА

1. Балабейкина О . А. , Мартынов В. Л. Лютеранство в Финляндии: историческая география и современность // Балтийский регион. 2015 . № 4. С. 150-161. БОЕ 10.5922/20749848-2015-4-9

2. Балабейкина О . А. , Баранов Д . В. , Янковская А. А. Римско-католическая церковь Чили: комплексная характеристика мажоритарной религиозной организации // Латинская Америка. 2023. № 2. С. 72-82. БОЕ 10.31857/80044748X0022951-5

3. Белокоз Е. Р. , Павлова О. К. Реформация в Финляндии. Некоторые аспекты истории // Россия в глобальном мире 2020 № 16-17 С 16-30

4 . Горохов С. А ., Дмитриев Р. В . , Захаров И . А. Роль религиозной конверсии в трансформа-

ции глобального геопространства христианства // География в школе . 2020. № 4. С. 3-11.

5 . Гравчикова А . А . Влияние религиозного разнообразия населения на социально-эко-

номические показатели регионов Российской Федерации // Регионология. 2022. Т. 30 . № 1. С. 55-75. БОЕ 10.15507/2413-1407.118.030.202201.055-075

6 . Дементьев В. С. , Кроток Р. Н . Территориальное устройство Русской Православной

Церкви в России в постсоветский период // Псковский регионологический журнал . 2022. Т. 18 . № 3. С. 56-70. БОЕ 10. 37490/8221979310021062-1

7. Исаев С. А. Реформация в Европе: разновидности реформационных движений // Петербургский исторический журнал . 2018 . № 2. С. 97-122. Б01: 10. 51255/2311-603X-

8 . Калинина Т. М. Финское религиозное образование: становление и развитие // Еже-

годная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2022. № 32. С. 105-108.

9 . Максимцев И . А . , Межевич И . А . , Разумовский В . М . Зарубежное регионоведение: во-

просы теории и информационного обеспечения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019 . № 5-1. С. 7-14.

10 . Манаков А. Г. , Суворков П . Э . Сдвиги в конфессиональном пространстве России в

XVIII-начале XX в . : историко-географический анализ // Известия Русского географического общества. 2018 . Т. 150 . № 2. С. 3-15 .

11 Манаков А Г Трансформация территориальной структуры конфессионального пространства России в ХХ-начале XXI в. // Географический вестник. 2019 . № 2. С. 13-24. DOI: 10.17072/2079-7877-2019-2-13-24

12. Пихкала Ю . Евангелическо-лютеранская Церковь Финляндии и ее экуменические отношения // Религия. Церковь. Общество . Исследования и публикации по теологии и религии . 2014 . № 3. С . 374-382. 13 Сафронов С Г Территориальная структура и динамика современного конфессионального пространства России // Региональные исследования. 2013. № 4. С. 87-100. 14. Соколова Ф . X. , Шаврина М . С. Исламские диаспоры в Финляндии: динамика развития, процессы этнической самоорганизации и интеграции // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2018 . Т. 14. № 2 . С. 111-126 .

15 . Степанова Е . А. Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании //

Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2019 . Т. 35 . Вып. 1. С. 209-221. DOI: 10.21638/spbu17. 2019 .117

16 Талалаева Е Ю , Пронина Т С Этноконфессиональные иммигрантские гетто как проблема национальной безопасности в современном общественно-политическом дискурсе Дании // Балтийский регион. 2020. Т. 12. № 3. С. 55-71. DOI: 10.5922/20798555-2020-3-4

17 Трофимов С В Светское общество: мажоритарная религия в меньшинстве // Социология религии в обществе позднего модерна. 2019 . Т. 8 . С. 69-76.

18 Шкваров А Г Евреи и мусульмане в русской армии и флоте в Великом Княжестве Финляндском в XIX в . // Санкт-Петербург и страны Северной Европы . 2016 . № 17 . С . 23-29.

19 . Kettell S. Social Capital and Religion in the United Kingdom // Faith-Based Organizations

and Social Welfare. 2019 . P. 185-203.

20 . Peri R . N . Religion and fertility in Western Europe: trends across cohorts in Britain, France

and the Netherlands // European Journal of population. 2016 . № 2. P. 231-265.

1. Balabeykina O . A . , Martynov V. L. [Lutheranism in Finland: historical geography and modernity], In: Baltiyskiy region [Baltic region], 2015, no. 4, pp. 150-161. DOI: 10.5922/20749848-2015-4-9

2 . Balabeykina O . A . , Baranov D. V. , Yankovskaya A . A . [The Roman Catholic Church of Chile: a comprehensive description of the majority religious organization]. In: Latinskaya Amerika [Latin America], 2023, no. 2, pp. 72-82. DOI: 10. 31857/S0044748X0022951-5 3. Belokoz E . R . , Pavlova O. K. [Reformation in Finland . Some aspects of history]. In: Rossiya v globalnom mire [Russia in the global world], 2020, no . 16-17, pp . 16-30 .

2018-00029

REFERENCES

4 . Gorokhov S . A . , Dmitriev R. V. , Zakharov I . A . [The role of religious conversion in the

transformation of the global geospace of Christianity], In: Geografiya v shkole [Geography at school], 2020, no. 4, pp. 3-11.

5 . Gravchikova A. A . [The influence of the religious diversity of the population on the socio-

economic indicators of the regions of the Russian Federation], In: Regionologiya [Regionol-ogy], 2022, vol. 30, no. 1, pp. 55-75. DOI: 10.15507/2413-1407.118.030. 202201.055-075

6 . Dementyev V. S . , Krotok R. N . [Territorial structure of the Russian Orthodox Church in

Russia in the post-Soviet period]. In: Pskovskiy regionologicheskiy zhurnal [Pskov Region-alological Journal], 2022, vol. 18, no. 3, pp. 56-70. DOI: 10. 37490/8221979310021062-1 7. Isaev S . A. [Reformation in Europe: varieties of reform movements]. In: Peterburgs-kiy istoricheskiy zhurnal [St. Petersburg Historical Journal], 2018, no. 2, pp. 97-122. DOI: 10.51255/2311-603X-2018-00029

8 . Kalinina T. M . [Finnish religious education: formation and development]. In: Yezhegodnaya

bogoslovskaya konferentsiya Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universite-ta [Annual theological conference of the Orthodox St . Tikhon's Humanitarian University], 2022, no. 32, pp. 105-108.

9 . Maksimtsev I . A . , Mezhevich I . A. , Razumovsky V. M . [Foreign regional studies: questions

of theory and information support] In: Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [News of the St . Petersburg State Economic University], 2019, no . 5-1, pp . 7-14 .

10 . Manakov A . G . , Suvorkov P. E . [Shifts in the confessional space of Russia in the 18th - early

20th centuries: historical and geographical analysis]. In: Izvestiya Russkogo geograficheskogo obshchestva [News of the Russian Geographical Society], 2018, vol. 150, no. 2, pp. 3-15 .

11. Manakov A . G . [Transformation of the territorial structure of the confessional space of Russia in the 20th - early 21st centuries]. In: Geograficheskiy vestnik [Geographical Bulletin], 2019, no. 2, pp. 13-24. DOI: 10.17072/2079-7877-2019-2-13-24

12. Pihkala J. [Evangelical Lutheran Church of Finland and its ecumenical relations]. In: Religiya. Tserkov'. Obshchestvo. Issledovaniya ipublikatsiipo teologii i religii [Religion. Church . Society. Research and publications on theology and religion], 2014, no. 3, pp. 374-382.

13 Safronov S G [Territorial structure and dynamics of the modern confessional space of Russia], In: Regionalnyye issledovaniya [Regional studies], 2013, no . 4, pp. 87-100.

14 Sokolova F Kh , Shavrina M S [Islamic diasporas in Finland: dynamics of development, processes of ethnic self-organization and integration]. In: Islam v sovremennom mire: vnutrigosudarstvennyy i mezhdunarodno-politicheskiy aspekty [Islam in the modern world: domestic and international political aspects], 2018, vol. 14, no. 2, pp. 111-126 .

15 Stepanova E A [Secularity in the socio-cultural context: the example of Denmark] In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Filosofiya i konfliktologiya [Bulletin of St. Petersburg University. Philosophy and conflictology], 2019, vol. 35, iss. 1, pp. 209-221. DOI: 10. 21638/spbu17. 2019.117

16 . Talalaeva E . Yu. , Pronina T. S . [Ethno-confessional immigrant ghettos as a problem of

national security in the modern socio-political discourse of Denmark], In: Baltiyskiy region [Baltic region], 2020, vol. 12, no. 3, pp. 55-71. 17. Trofimov S . V. [Secular society: majoritarian religion in the minority]. In: Sotsiologiya religii v obshchestve pozdnego moderna [Sociology of religion in late modern society], 2019, vol. 8, pp. 69-76. DOI: 10. 5922/2079-8555-2020-3-4 18 Shkvarov A G [Jews and Muslims in the Russian army and navy in the Grand Duchy of Finland in the 19th century]. In: Sankt-Peterburg i strany Severnoy Yevropy [St . Petersburg and Northern European countries], 2016, no. 17, pp. 23-29.

19 . Kettell S. Social Capital and Religion in the United Kingdom. In: Faith-Based Organizations

and Social Welfare, 2019, pp. 185-203.

20 . Peri R . N . Religion and fertility in Western Europe: trends across cohorts in Britain, France

and the Netherlands. In: European Journal of population, 2016, no. 2, pp. 231-265.

Балабейкина Ольга Александровна - кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и природопользования гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета; e-mail: olga8011@yandex. ru

Афанасьев Денис Александрович - студент бакалавриата кафедры региональной экономики и природопользования гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета; e-mail: de ,ph@yandex. ru

Olga A. Balabeykina - PhD (Geography), Assoc . Prof. , Department of Regional Economics and Nature Management, Faculty of Humanities, St. Petersburg State University of Economics; e-mail: olga8011@yandex. ru

Denis A. Afanasyev - Bachelor's degree student, Department of Regional Economics and Nature Management, Faculty of Humanities, St . Petersburg State University of Economics; e-mail: de ,ph@yandex. ru

Балабейкина О . А. , Афанасьев Д . А. Доминанта конфессионального пространства Финляндии: комплексная характеристика // Географическая среда и живые системы . 2024. № 1. С. 120-136.

Б01: 10.18384/2712-7621-2024-1-120-136

Balabeikina O. A . , Afanasyev D. A . The dominant confessional space in Finland: a comprehensive characteristic . In; Geographical Environment and Living Systems, 2024, no . 1, pp. 120-136. DOI: 10.18384/2712-7621-2024-1-120-136

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.