Научная статья на тему 'Доменное имя как объект интеллектуальной собственности'

Доменное имя как объект интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1432
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОМЕННОЕ ИМЯ / ИНТЕРНЕТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КИБЕРСКВОТТИНГ / DOMAIN NAME / INTERNET / LEGISLATION / LEGAL REGULATION / CYBERSQUATTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лысенко Андрей Андреевич

В данной статье автор исследует правовое регулирование доменного имени в сфере интеллектуальной собственности, проводит анализ законодательства Российской Федерации по регулированию доменного имени. Анализируется проблематика защиты прав на товарные знаки и фирменные наименования в связи с использованием их в виде доменных имен (киберсквоттинг).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMAIN NAME AS AN OBJECT OF INTELLECTUAL PROPERTY

In this article the author examines the legal regulation of the domain name in the field of intellectual property, analyzes the legislation of the Russian Federation on the regulation of the domain name. The problems of protection of rights to trademarks and brand names in connection with their use in the form of domain names (cybersquatting) are analyzed.

Текст научной работы на тему «Доменное имя как объект интеллектуальной собственности»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

УДК 347.77

Лысенко Андрей Андреевич Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Донбасская юридическая академия

ДНР, г. Донецк toxic2305 @ gmail .com Andrey Lysenko Donbass Law Academy DNR, Donetsk

ДОМЕННОЕ ИМЯ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ Аннотация: в данной статье автор исследует правовое регулирование доменного имени в сфере интеллектуальной собственности, проводит анализ законодательства Российской Федерации по регулированию доменного имени. Анализируется проблематика защиты прав на товарные знаки и фирменные наименования в связи с использованием их в виде доменных имен (киберсквоттинг).

Ключевые слова: доменное имя, интернет, законодательство, правовое регулирование, киберсквоттинг.

DOMAIN NAME AS AN OBJECT OF INTELLECTUAL PROPERTY Annotation: in this article the author examines the legal regulation of the domain name in the field of intellectual property, analyzes the legislation of the Russian Federation on the regulation of the domain name. The problems of protection of rights to trademarks and brand names in connection with their use in the form of domain names (cybersquatting) are analyzed.

Key words: domain name, Internet, legislation, legal regulation, cybersquatting.

В то время, когда интернет находился в зачаточном состоянии, доменные имена создавались как полезное мнемоническое средство поиска компьютеров в Интернете. С глобализацией и коммерциализацией Интернета доменные имена приобрели существенно новое значение. Они начали появляться в телевизионной рекламе, на рекламных щитах, в журнальной рекламе и даже в автобусах.

Доменное имя является довольно удобной формой адреса интернет-протокола (IP); технический IP-адрес этого невидим для зрителей. Адрес веб -сервера в Интернете назначается и управляется через систему доменных имен (DNS), глобально распределенную базу данных Интернета, администрируемую ICANN. Примером доменного имени является «wikipedia.org». Часть имени доменного имени [здесь, wikipedia] называется именем второго уровня, и это уникальное имя должно быть создано или выбрано заявителем имени домена. Конечная часть доменного имени [здесь, .org] называется доменом верхнего уровня; и далее классифицируется по категориям родовых доменов верхнего уровня и национальных доменов верхнего уровня. Некоторые из наиболее распространенных и популярных категорий доменов верхнего уровня: .com; .org; .gov; .net; .in; и т.п.

Как таковые, они теперь вступают в конфликт с бизнес-идентификаторами, такими как торговые марки. Два фактора усугубляют этот конфликт. Во-первых, доменные имена должны быть уникальными - одна строка слов может ссылаться только на один сайт - в то время как торговые марки могут перекрываться в разных отраслях или разных географических точках. Во-вторых, многим пользователям интернета свойственно угадывать при поиске нужные им домены (к примеру, по названию известной торговой марки, либо географической точке). Таким образом, доменные имена, основанные на интуиции, становятся ценными корпоративными активами.

Необходимость охраны интеллектуальной собственности на доменные имена обусловлена, в первую очередь, стремлением создать баланс между

ОПРОСЫКГ

правами на доменное имя и правами на иные средства индивидуализации, защита которых предусмотрена законодательством об интеллектуальной собственности. Основными точками соприкосновения интересов собственников доменных имен и других лиц являются именно права интеллектуальной собственности [1].

Ст. 1225 ГК РФ не предоставляет доменному имени правовой охраны, поскольку не относит к результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товарам, работам, услугам и предприятиям [2, с. 125].

Но, косвенно, ст.1225 всё-таки защищает доменные имена, но при этом доменное имя должно быть хотя бы частью товарного знака. Любое уникальное доменное имя в Интернете, которое способно идентифицировать и отличать товары или услуги компании от других компаний, а также может служить надежным идентификатором источника для соответствующих товаров или услуг в Интернете, может быть зарегистрировано и таким образом защищено как товарный знак, если оно удовлетворяет всем другим правилам и требованиям для регистрации, которые обычно применяются к товарным знакам и знакам обслуживания.

По мнению Филатова Р.Е. и Миннехановой С.Х., важной особенностью интеллектуальной деятельности является все же наличие автора. Согласно ч. 1 ст. 1228 ГК РФ автором является лицо, которое внесло творческий вклад в произведение. Авторами результата интеллектуальной деятельности не признаются физические лица, которые не внесли личный творческий вклад, а способствовали достижению результата посредством только технической, консультационной, организационной или иной помощи, либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или использованию его, а также лишь осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ [3, ^ 131].

Обращаясь к подп.5 п.2 ст.1484 и подп. 4 п.2 ст.1519 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что законодатель признает доменное имя одним из

ЮОПРОСЫЯГ_

способов адресации в сети Интернет. Как способ адресации доменное имя является технической возможностью, обеспечивающей соединение компьютера пользователя с информационным ресурсом, расположенным в сети Интернет. Адресация - это и есть способ предоставления информации.

Исходя из положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» способ предоставления информации является информационной технологией, последняя, в свою очередь, неразрывно связана с информационным ресурсом, право на администрирование которого принадлежит лицу, на имя которого зарегистрировано доменное имя (администратор), на основании договора о регистрации домена и оказании сопутствующих услуг, заключаемого последним с лицом, оказывающим услуги по регистрации доменных имен и осуществляющих поддержку домена (регистратором). Таким образом, доменное имя (правильнее с технической точки зрения - право на администрирование доменного имени) приобретается после заключения соответствующего договора [2, с. 127].

Стоит обратить внимание на Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 марта 2013 г. № ВАС-14483/12, в котором суд фактически подтверждает не только самостоятельную правовую природу доменного имени как объекта охраны по законодательству РФ, но и наличие у его владельца определенных прав на эти охраняемые объекты, которые могут быть защищены в судебном порядке [4, ^ 248].

В настоящее время актуальной является проблема защиты прав на торговые марки и коммерческие наименования из-за их использования в виде доменных имен так называемыми киберсквоттерами. Киберсквоттинг или киберпиратство (cybersquatmg или cyberpiracy) - это регистрация доменных имен, совпадающих или сходных со средствами индивидуализации юридических и физических лиц, цель таких действий - дальнейшая перепродажа законным владельцам данных средств индивидуализации или использование для иных целей [5, ^ 190].

ЮОПРОСЫЯГ_

Огромное значение имеет то, что в российском законодательстве товарный знак имеет приоритет перед доменным именем, поэтому возникает вероятность так называемого обратного захвата домена, т.е. осуществление операции отбора домена через регистрацию соответствующего товарного знака [6, c. 166].

Итак, киберсквоттер: 1) подбирает в сети потенциально прибыльную торговую марку, домен которой пока еще не создавался; 2) внимательно знакомится с историей компании, отдельное внимание уделено скандалам, возможным судебным процессам; 3) при положительных результатах начинает процедуру регистрации домена; 4) определяет цену домена, исходя из собранных аналитических данных, а также продумывает тактику общения с компанией, владеющей торговой маркой; 5) ожидает реакции компании, владеющей торговой маркой, либо инициативно идет на контакт самостоятельно; 6) проводит переговоры с владельцем торговой марки, объявляет цену доменного имени и продает его [7, c. 166].

Таким образом, важность доменных имен в Интернете возросла во много раз, как в связи с интернет-общением, так и с переходом бизнеса и коммерческой деятельности в виртуальное пространство. Поскольку Интернет быстро становится чрезвычайно популярной и чрезвычайно предпочтительной платформой для ускоренного обмена деловой информацией всех типов, людьми и организациями во всех областях экономики, существует настоятельная необходимость в обеспечении надлежащей защиты уникальных доменных имен, таких как торговые марки и знаки обслуживания. Подобная желательная защита доменных имен в Интернете в качестве товарных знаков в настоящее время вполне достижима под эгидой ICANN и ВОИС. Однако для наилучшей возможной, эффективной и строгой охраны доменных имен на глобальном уровне важным является согласованность законодательных актов о товарных знаках отдельных стран во всем мире.

Считаем, что необходимо закрепить следующее понятие «доменного имени» в ГК РФ и обозначить его «законодательную привязанность» к

ОПРОСЫКГ

торговому знаку. Доменное имя - это идентифицирующая единица сети Интернет (имя сайта), которая имеет свою длину (символов) и структуру. Требует регистрации в «Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами» (ICANN).

Список литературы:

1. Березовская Н. Ю. Доменное имя как объект интеллектуальной собственности // Молодой ученый. 2015. №9. С. 543-544.

2. Нагорный Р.С. Доменное имя как объект гражданского права // Журнал российского права. 2008. №2. С. 122-131.

3. Филатов Р.Е., Миннеханова С.Х. Доменное имя как объект интеллектуальной собственности // Университет Управления «ТИСБИ». 2016. С. 128-135.

4. Федяков В.А. Проблема признания доменного имени как объекта интеллектуальной собственности // Актуальные проблемы юриспруденции в современном мире. 2017. С. 246-249.

5. Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности // Московская финансово-промышленная академия. М., 2004. 308 с.

6. Шириков А. Захват доменных имен [Электронный Ресурс] // IntroWeb. URL: http://www.introweb.ru/ inews/law/news 1486.php.

7. Будагова М.М. Киберсквоттинг как вид недобросовестного использования доменного имени // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2013. С. 162-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.