13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 37.091.322 ОСМОЛОВСКАЯ И.М.
доктор педагогических наук, заведующий лабораторией дидактики и философии образования, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва E-mail: [email protected]
UDC 37.091.322
OSMOLOVSKAYA I.M.
Doctor of Pedagogical Science, Head of Laboratory for Didactics and Philosophy of Education of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education E-mail: [email protected]
ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ* ** HOMES CHOOL WORK: EMPIRICAL RESEARCH
В статье приводятся результаты анкетирования учителей, учащихся и их родителей, проведенного в рамках научного исследования «Научно-педагогическое обеспечение домашней учебной работы школьников», а также первичный их анализ. Выявляется отношение субъектов учебного процесса к домашней работе, характеристики домашней работы, сложности в проектировании и организации домашней работы учителями и трудности ее выполнения учениками.
Ключевые слова: домашняя учебная работа, домашнее задание, проектирование, сложности, трудности, анкетирование.
The article presents results of a survey of teachers, students and their parents, conducted in the framework of the scientific study «Scientific and pedagogical support of home schoolwork of students», as well as their initial analysis. The author reveals the attitude of subjects of the educational process to homework, characteristics of homework, difficulties in designing, and organizing homework by teachers and difficulties in performing it by students.
Keywords: home schoolwork, home task, designing, difficulties, questioning.
Домашняя учебная работа школьников является важным компонентом процесса обучения. Процесс усвоения содержания образования - не одномоментный. Он включает ряд этапов, разворачивающихся в определенном временном промежутке. Усвоение предполагает восприятие нового материала, его осмысление, повторение, систематизацию и обобщение, применение. В ходе усвоения происходит принятие учебного материала, встраивание его в уже имеющуюся у обучающегося систему знаний, умений, отношений. Психологические исследования показывают, для более прочного усвоения к учебному материалу необходимо неоднократно возвращаться, рассматривая его в различных ракурсах, с разных позиций. Домашняя учебная работа предоставляет возможности для этого.
Однако в последнее время появляются высказывания о неудовлетворенности учащихся и их родителей, а также представителей педагогического сообщества качеством домашней работы. Говорится о перегрузке обучающихся, широком привлечении репетиторов к выполнению домашних заданий, чрезмерной помощи родителей учащимся (что снижает развитие их умений самостоятельно выполнять учебное задание), а также списывании ответов из сборников «готовых домашних заданий», размещенных на сайтах в интернете.
Исследования проблем домашней работы за рубежом
показывают, что от домашних заданий в ряде стран отказываются (Норвегия, Финляндия, Нидерланды) или резко сокращают объем (Япония, Израиль, Южная Корея). В качестве негативного влияния домашней учебной работы на развитие школьников зарубежные ученые называют появление стресса у учащихся, рост социального неравенства, сокращение времени на занятия спортом, развитие талантов, отдых [1].
В рамках выполнения исследования «Научно-педагогическое обеспечение домашней учебной работы школьников» было проведено эмпирическое изучение домашней учебной работы, в ходе которого ставилась цель описать состояние домашней работы школьников в нашей стране.
Под домашней учебной работой в исследовании понимается «самостоятельная внеклассная учебная деятельность школьника, спроектированная учителем с целью обеспечения достижения планируемых результатов обучения» [3, с. 38]. А домашние задания - это специально отобранные или сконструированные учителем учебные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения обучающимися во внеурочное время.
В ходе исследования выявлялись:
- отношение субъектов учебного процесса к домашней работе (считают ли педагоги, учащиеся и родители ее необходимой, позволяет ли выполнение до-
* Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» № 073-00007-20-01 на 2020 год «Научно-педагогическое обеспечение домашней учебной работы школьников»
** Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы современной дидактики", Орел, 24 - 25 сентября 2020 г
© Осмоловская И.М. © Osmolovskaya 1.М.
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020
машних заданий ученикам чувствовать себя более уверенно на уроках);
- характеристики домашней учебной работы (какие домашние задания используют учителя, как отбирают их из учебников, какие задания нравится выполнять ученикам, какие интернет-ресурсы используются при выполнении домашних заданий);
- сложности в проектировании домашней работы учителями (какие функции реализует домашняя работа, разрабатывают ли сами педагоги домашние задания, что хотели бы изменить в домашней работе);
- трудности выполнения домашней работой учениками (сколько времени занимает выполнение домашней работы, что предпринимают ученики, если затрудняются выполнить домашнее задание).
Анкетированием были охвачены 21563 педагога, 66871 школьников 5 - 9-х классов, 12567 школьников 10 - 11-х классов, 63808 родителей обучающихся 1 - 4-х классов, 52511 родителей обучающихся 5 - 11-х классов. Регионы, участвовавшие в анкетировании - Москва и Московская область, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Кемеровская, Тамбовская, Тульская, Ростовская области, республики Калмыкия, Бурятия, Башкортостан, Дагестан, Татарстан, Чувашская, Краснодарский край и другие.
Мы исходили из следующих положений:
1) с теоретических позиций домашняя учебная работа необходима как неотъемлемая часть процесса обучения, позволяющая обеспечить полноценное усвоение содержания образования;
2) организация домашней работы должна соответствовать санитарным нормам, давать возможность учащимся отдохнуть, заняться любимыми делами, пообщаться с друзьями;
3) в домашних заданиях целесообразно сочетание репродуктивных заданий и творческих, индивидуальных и групповых, рассчитанных на всех учащихся и дифференцированных;
4) в настоящее время домашняя работа должна быть перестроена в соответствии с современными требованиями к образованию, в частности, переориентирована на формирование учебной деятельности обучающихся, учитывать тенденции обучения в информационно-образовательной среде, способствовать формированию функциональной грамотности и т.д.
Анкетирование показало, что подавляющее большинство учителей - 96% - считают, что домашние задания в школе нужны. Аналогично отвечают 86,6 % родителей учеников 5 - 11-х классов. Сами учащиеся в меньшей степени выступают за домашние задания: необходимость их признают 70% школьников 5 - 9-х классов и 59,9 % старшеклассников.
Соответственно, не полностью осознавая ценность домашней работы, не все старшеклассники выполняют домашние задания: 56,3 % выполняют всегда полностью, 21,6 % - не всегда, 17,9 % выполняют только письменные. Однако подавляющее большинство старшеклассников (79,8 %), выполняя домашнюю работу, чувствуют себя увереннее на уроках.
Результаты анкетирования позволяют охарактеризовать организацию домашней учебной работы.
Домашние задания задают после каждого урока 30,8% учителей, после каждого, за исключением уро-
ков, на которых проводились контрольные работы, 62,3% учителей. В качестве домашних заданий чаще всего используются задания из учебника, рекомендованные автором или отобранные учителем самостоятельно, реже учителя сами разрабатывают задания, задействуют интернет, предлагают творческие работы. Однако на прямой вопрос, разрабатывают ли они самостоятельно домашние задания для учеников, 83,7% учителей ответили положительно.
На вопрос, задаете ли вы домашние задания на каникулы и выходные дни, положительно ответили 42,6 % учителей, что не соответствует ответам учащихся. Домашние задания задаются и на каникулы, и на выходные дни - так ответили приблизительно 70 % старшеклассников и 80 % учащихся 5 - 9-х классов. Учащиеся 5 - 9-х классов пояснили, что вынуждены в выходные дни выполнять домашние задания не только по причине их задавания на эти дни, но и из-за того, что много заданий было задано на дом в будни и они не успели их сделать.
Выполнение домашних заданий, по мнению самих учащихся 5 - 9-х классов, у 29,6 % занимает от 1-го до 2-х часов, у 25,7 % - от 2-х до 3-х часов, у 13,7 % - от 3-х до 4-х часов, и у 10,6 % - более 4-х часов. Больше всего времени занимает домашняя работа по математике, далее выполнение заданий по иностранному и русскому языкам, на третьем месте - история.
Родители учащихся 5 - 11-х классов так оценивают время выполнения: 29,6 % - от 2-х до 3-х часов, 25,3 % -от 1-го до 2-х часов, 19,5 % - от 3-х до 4-х часов, 9,6 % -от 4-х до 5-ти часов. Как видим, и учащиеся, и родители приблизительно одинаково оценивают время, затрачиваемое на выполнение домашней работы.
Если соотнести указанное время с санитарными правилами и нормами, наблюдаем превышение. В соответствии с нормами выполнение домашних заданий предполагается от 1,5 часов во 2-3-х классах, до 3,5 часов в 9-11-х классах [2]. Таким образом, превышение нормативов наблюдается приблизительно у 10% учащихся.
С позиции учителей, домашняя работа грамотно ими организуется: 59,7 % учителей дают развернутые инструкции по выполнению домашних заданий, 33,5 % поясняют только новые для учащихся домашние задания, 74,4 % всегда проверяют домашнюю работу. Если все организуется грамотно, то логично, что 56,7 % учителей не видят необходимости в изменении практики домашней работы. Многие пишут, что не нужно менять ничего. Те учителя, которые допускают изменения в домашней работе, предлагают дифференцировать домашние задания (обращено к авторам УМК), больше задавать творческих, нестандартных заданий; высказывают пожелания сократить объем домашних заданий (неясно, кому обращено пожелание, так как учитель вправе это сделать по своему предмету сам). Поднимается проблема списывания, предлагается убрать из открытого доступа готовые домашние задания.
В качестве целей домашней работы учителя на первое место выдвигают «знаниевую» составляющую - закрепление знаний, умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний, на второе - формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, хотя в соответствии с современными образовательными стандартами должно было быть наоборот. Стандарты декларируют переход от «знаниевого» подхода к деятельностному,
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
следовательно, для учащихся главным становится освоить учебную деятельность, приобрести способность самостоятельно организовывать процесс своего познания, решать познавательные проблемы.
Называя типичные домашние задания, учителя писали: «прочитать текст, ответить на вопросы»; «прочитать параграф, выполнить задания в контурных картах»; «решить задачу и примеры»; «выучить параграф, сделать конспект с терминами»; «выучить лексику наизусть, прочитать и перевести текст» и т.д. Интересно, что и нетипичные домашние задания в большинстве своем также направлены на «знаниевую» составляющую: «составить свой вариант задания ОГЭ/ЕГЭ», «придумать задачу по теме», «подготовить сообщение, презентацию об ученых-математиках», «подготовить сообщения на тему «Города России» и др.
Мы еще раз видим подтверждение, что «знание-вая» составляющая процесса обучения остается главной, не происходит перестройки процесса обучения на системно-деятельностной основе. Соответственно, и характер, и направленность домашней работы, по мнению учителей, нет необходимости менять.
42,5 % учителей допускают помощь родителей детям при выполнении домашних заданий. Способность детей самостоятельно выполнять домашние задания отмечают 75 % родителей учащихся 5 - 11-х классов и 32 % родителей учащихся 1-4-х классов. Вместе с тем, 45,5 % родителей учащихся 1 - 4-х классов не всегда могут помочь ребенку в выполнении домашних заданий. 39,7 % родителей не всегда понятны формулировки домашних заданий.
Если бы у родителей была возможность нанять репетитора для помощи в выполнении домашних заданий детям, сделали бы это 54,3 % родителей учащихся 5 - 11-х классов, следовательно, утверждение, что три четверти учащихся могут сами выполнить домашнее задание несколько неточно. Кроме того, более половины родителей не уверены в качестве объяснения нового материала, если рассчитывают на репетиторов.
Примерно половина (49,8 %) опрошенных родителей обучающихся 5 - 11-х классов считают, что ребенок перегружен домашними заданиями, остальные 50,2 % перегрузки не замечают.
Интересными представляются ответы учащихся на вопросы о заданиях, которые им нравится выполнять. Ученики 5 - 9-х классов пишут: нравится выращивать растения и наблюдать за ними (биология), составлять бизнес-план (обществоведение), рисовать сказочный город, заполнять контурные карты, фотографировать различные растения, придумывать вопросы для одноклассников, определять, как поступить в той или иной ситуации, просматривать научно-популярные фильмы с дальнейшим ответом на вопросы. Мы видим, что это - практические задания, требующие от учеников организации и выполнения определенной деятельности, нацеленной на вполне конкретный результат.
Неожиданным оказался ответ на вопрос, какие задания (в электронном виде на компьютере или письменном в тетради) больше нравится выполнять: 67,8 % учащихся 5 - 9-х классов, 62,9 % - 10 - 11-х классов предпочитают выполнять домашние задания письменно в тетради.
По мнению учеников, на дом задаются домашние задания по сложности такие же, как выполнялись в классе (63,1 %), сложнее (28,3 %), более легкие (8,6 %), т.е. подавляющее большинство заданий нацелены на отработку приобретенных на уроке знаний и умений.
Если у учащихся 10 - 11-х классов при выполнении домашних заданий возникают трудности, большинство (73,8 %) обращаются к интернету, 41,4 % пытаются разобраться самостоятельно. К учителю обращаются 28,6 % учащихся, к родителям 17,7 %, к репетитору 11 %. Откажутся от выполнения задания 12,4 %.
Электронный дневник использует меньшинство учащихся 1 - 4-х классов - 4,1 %, и электронный, и бумажный - 21,1 %, большинство пользуются обычным бумажным дневником - 74,8 %. Задания чаще всего полностью записаны в дневнике (61,1 %), но есть отдельные случаи, когда записей нет - 29,1%.
По мнению родителей учащихся 1 - 4-х классов наибольшие затруднения у школьников вызывают домашние задания по иностранному языку, далее следует русский язык, на третьем месте - математика.
В ответах учащихся 10 - 11-х классов на вопрос, как бы они изменили домашнюю учебную работу, явно прослеживается ориентация на ЕГЭ, большинство предлагает увеличить количество заданий по предметам, по которым они планируют сдавать ЕГЭ, по остальным отменить домашние задания или резко сократить. И ответ на вопрос о том, на что ученики потратили бы время, если бы отменили домашние задания, подтвердил нацеленность на ЕГЭ: «чтобы готовиться к экзаменам, читать книги, саморазвиваться» «уделяла бы больше времени подготовке к ЕГЭ». Кроме того, отмечаются хобби: «занималась бы скульптурой, рисунком», «записалась бы в театральный кружок», «занималась бы танцами».
Более разнообразные занятия выбрали бы для себя учащиеся 5 - 9-х классов, если отменить домашние задания - занятия спортом, общение с друзьями, посещение кружков и секций, чтение книг, прогулки, компьютерные игры.
Первичный анализ результатов анкетирования учителей, учащихся и их родителей показал:
1. Домашняя работа преимущественно ориентирована на усвоение знаний, формирование предметных умений и навыков учащихся. Переориентации домашней работы в русле деятельностного подхода, предполагающего формирование учебной деятельности и универсальных учебных умений, не произошло.
2. Большинство учителей удовлетворены построением процесса обучения в части проектирования и организации домашней учебной работы и не видят необходимости что-то менять.
3. Объем домашней работы вызывает при ее выполнении превышение санитарно-эпидемиологических норм для части учащихся.
4. Наблюдается предпочтение учащимися домашних заданий традиционного типа, выполненных в тетради, домашним заданиям, связанным с выполнением их при работе с компьютером. Интерес вызывают задания практические, ориентированные на выполнение определенной деятельности и обеспечивающие конкретный результат.
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020
Библиографический список
1. Долгая О.И., ТагуноваИ.А. Домашняя работа в школе: опыт разных стран// Школьные технологии. 2020. № 2. С. 125 - 132.
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" Электронный ресурс] http://ivo.garant.ru/#/document/12183577/ paragraph/8499:0 Дата обращения 12.06.2020 г.
3. Ускова И.В. Дидактические основания домашней учебной работы в основной школе в условиях современной информационно-образовательной среды//Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, № 2 (59). С. 35 - 49.
References
1. Dolgaya O.I., TagunovaI.A. Homework at school: experience of different countries// The school of technology. 2020. no. 2. Pp. 125 - 132.
2. Sanitary and epidemiological rules and regulations SanPiN 2.4.2.2821-10 "Sanitary and epidemiological requirements for the conditions and organization of training in General education organizations" Electronic resource] http://ivo.garant.ru/#/document/12183577/paragraph/8499:0 accessed 12.06.2020
3. UskovaI.V. Didactic bases of home educational work in the main school in the conditions of modern information and educational environment/Domestic and foreign pedagogy. 2019. Vol. 1, No. 2 (59). Pp. 35 - 49.