Научная статья на тему 'Домашнее насилие над детьми. Формы жестокого обращения с детьми'

Домашнее насилие над детьми. Формы жестокого обращения с детьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1503
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ВИДЫ НАСИЛИЯ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ / СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ПОСЛЕДСТВИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Домашнее насилие над детьми. Формы жестокого обращения с детьми»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ. ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО

ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ Валькова Н.В.

Валькова Наталья Владимировна - педагог-психолог, Служба сопровождения замещающих семей Кольского района, г. Кола, Мурманская область

Ключевые слова: насилие, виды насилия, жестокое обращение, пренебрежение, сексуальное насилие, физическое насилие, психологическое насилие, последствия.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Принцип 9. Декларация прав ребенка (20 ноября 1959 года)

Понятия «насилие» и «дом» кажутся несовместимыми. Дом даёт нам ощущение безопасности, тепла, любви и заботы но, тем не менее, домашнее насилие является проблемой, которая существует во многих странах мира. Распространенность случаев насилия над детьми, по результатам исследований разных авторов, составляет от 3% до 30% общего количества детского населения.

В мире ежегодно погибают тысячи детей и взрослых не от преступника на улице, не от незнакомого случайного агрессора, а от близкого, родного человека. А психологическое насилие как вид воспитания наносит еще большее количество травм.

Домашнее насилие - это повторяющиеся циклы физического, сексуального, психологического, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля.

Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно не является случайностью, оно имеет системный характер и проявляется в повторяющихся циклах разных видов насилия. Домашнее насилие не является случайным эпизодом или конфликтом, который можно разрешить при помощи переговоров, компромиссов и взаимных уступок. В ситуации насилия в семье поводом для агрессии является не проблема, а интересы только одной стороны -обидчика, целью которого является желание контролировать и управлять поведением и чувствами другого.

Вторым отличием домашнего насилия от других агрессивных актов является, что оно происходит в отношении к близким людям: родителям, детям, супругам, детям, другим родственникам, т.е. к тем, кто рассчитывает на безопасность и любовь.

Третьей важной особенностью домашнего насилия стоит отметить, то что чаще всего его жертвами становятся женщины. Свидетели насилия, дети также подвержены травматизации и переживают те же психологические последствия, что и жертва. Это

важно знать матерям, сохраняющим отношения с агрессором «ради детей», или по другим причинам.

Жестокое обращение с детьми - это любое действие или бездействие по отношению к ребёнку со стороны родителей, замещающих их лиц, а также государственных учреждений или общества в целом, в результате которого нарушается физическое или психическое здоровье, развитие или благополучие ребёнка, а также ущемляются его права и свобода.

Основные формы жестокого обращения с детьми

Физическое насилие.

Физическое насилие - это вид отношения к ребенку, когда ему умышленно причиняют боль, телесные повреждения или не предотвращают возможности их причинения.

К большому сожалению, физическое насилие это явление, распространенное в нашем обществе. Основными причинами, провоцирующими взрослых применять меры физического воздействия, по отношению к ребенку могут быть следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и т.п. Часто взрослые, использующие физическое насилие над ребенком, убеждены в пользе физических наказаний; у них отсутствует эмоциональный контакт с ребенком, они плохо осознают реальные возможности ребенка, демонстрируют нереалистичные ожидания от него; в отношениях с ребенком почти не используют похвалу, не проявляют положительные эмоции.

К признакам того, что ребенок стал жертвой физического насилия, относятся необъяснимо возникшие кровоподтеки и шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами, следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли) и т.п.

Особенности поведения ребенка - жертвы физического насилия: он пассивен или повышенно агрессивен, испытывает страх при приближении к нему родителя, у него появились необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный, активный и общительный ребёнок становится постоянно грустным, замкнутым и молчаливым); он чувствует страх перед возвращением домой; учащаются случаи причинения себе вреда — саморазрушающего поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение); побеги из дома; отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.

Пренебрежение основными нуждами ребенка

Эмоциональная близость, тепло и родительская забота создают в ребенке чувство безопасности и привязанности, которые являются основой развития личности ребенка, вселяя в него уверенность в том, что он достоин любви, и может рассчитывать на своих родителей как на заботливых учитывающих его желания и потребности людей.

Пренебрежение основными нуждами ребёнка негативно влияет на психоэмоциональное развитие, ведь ребенок, привязанный, к родителям использует их как источник безопасности и уверенности в условиях напряженности и стресса. Этот первый опыт привязанности к родителям является моделью последующих отношений с другими людьми.

Эмоциональное пренебрежение:

равнодушное отношение к потребностям ребенка и отказ в их удовлетворении («займись сам чем-нибудь, отстань, мне не до тебя»), отсутствие одобрения успехов ребенка, систематическая критика, игнорирование ребенка, т.е. невнимание к нему, неуважение его как личности, нежелание эмоциональной близости с ребенком.

Физическое пренебрежение:

ребенка оставляют без соответствующего его возрасту необходимого питания, или пищу готовят неприемлемым для него способом (например, шестимесячному ребенку дают кусками пищу, которую он не в состоянии жевать и глотать). Ребенку не меняют

53

пеленки, памперсы, на плач ребенка не реагируют соответствующим способом (забывают время кормления, не берут на руки, не утешают и не пытаются понять причину плача) или одевают не по погоде.

Пренебрежение здоровьем ребенка:

отсутствует регулярная проверка здоровья, родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур (вакцинация, лабораторное и диагностическое обследование и пр.), ребенку не покупают необходимые лекарства, ребенку дают заведомо неправильные либо некачественные лекарства или в неправильной дозировке, в случае серьезной травмы или заболевания не обращаются к врачу.

Пренебрежение образованием ребенка:

родители утром не будят ребенка в нужное время, и он часто опаздывает в школу, часто пропускает занятия, вместо занятий его оставляют ребенка дома для присмотра за младшими детьми или выполнения какой-либо работы, не заботятся о возможностях развития способностей ребенка или не интересуются школьными проблемами и успеваемостью ребенка.

Психологическое (эмоциональное) насилие

Психологическое насилие над детьми сопровождается всеми формами жестокого обращения. По мнению специалистов, психологическое насилие является более травмирующим и разрушительным для личности ребенка в сравнении с физическим или даже сексуальным насилием, и влияет на всю его жизнь в будущем.

К основным типам психологического насилия в отношении детей можно отнести:

Игнорирование - т.е. нежелание или неспособность выражать любовь и проявлять заботу в отношении ребенка, лишение его необходимой потребности в сочувствии и поддержке, а так же игнорирование его потребности в безопасном окружении.

Отвержение - предъявление чрезмерных требований к ребёнку, не соответствующих его возрасту или возможностям, открытое непринятие, постоянная критика, негативные сравнения или публичное унижение, а так же умышленная демонстрация его отрицательных качеств.

Изоляция - запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома, установление безосновательных ограничений на общение ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми.

Терроризирование или угрозы - угрозы и наказания, нанесения побоев, совершение любого другого насилия по отношению к ребенку или к тому, кого он любит, а так же оскорбления и унижение его достоинства.

Развращение - вовлечение в употребление алкоголя или наркотиков, побуждение к развитию антисоциального поведения (проституция, порнография, воровство) или поощрение саморазрушающего поведения.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие - это изнасилование, угроза его совершения или другие действия сексуального характера, совершаемые против воли человека. Сексуальным насилием является также акт, на который человек не смог дать своего согласия, например, в страхе, под действием наркотиков, в состоянии алкогольного опьянения или во сне. Психологическим сексуальным насилием могут быть сексистские комментарии, принуждение смотреть на порнографические материалы или на то, как другие люди совершают половой акт.

Половой акт с ребёнком в возрасте до 16 лет всегда является незаконным. Насилие может произойти один или несколько раз, и преступник часто использует своё положение власти. Нередко дети и подростки подвергаются насилию со стороны родителя, родственника, опекуна, учителя или соседа, которые используют недостаточную осведомлённость ребёнка.

Дети, пострадавшие от сексуального насилия, испытывают стыд, страх и чувство вины за то, что это с ними произошло, тщательно скрывая факт насилия, и не говоря о

54

случившемся никому. Но, как показывает практика, ни одно психотравмирующее потрясение не проходит бесследно, и заподозрить, что ребенок стал жертвой сексуального насилия можно в случае наличия характерных физических повреждений, а также особенностей его психоэмоционального состояния:

• повреждение областей половых органов;

• заболевания, передающиеся половым путем;

• беременность

• ночные кошмары, страхи;

• несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

• стремление полностью закрыть свое тело;

• депрессия, низкая самооценка;

• отчужденность;

• проституция, беспорядочные половые связи;

• эротизированное поведение.

Главными последствиями насилия являются:

• нарушены связи с взрослыми, могут отсутствовать навыки общения со сверстниками, в результате чего возникают трудности в социализации и построении отношений, пристраститься к алкоголю, наркотикам;

• замедляется эмоциональное развитие ребенка, он не может или не умеет общаться, а чаще - просто боится проявлять эмоции (например: радоваться, огорчаться, злиться), не способен рассказывать о собственных чувствах, и как следствие появляются трудности в понимании чувств других людей;

• -задержка физического и психического развития - такие дети позже начинают говорить, ходить, отстают от сверстников в росте и весе и развитии;

• тревожность и страхи (перед каким-то человеком, местом, темнотой);

• низкая самооценка - такие дети испытывают постоянное чувство вины, стыда, их мучают приступы беспокойства, панические атаки, развивается депрессия, сопровождающаяся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности;

• появляется чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;

• тотальное недоверие к людям.

Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной, тем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семьи, тем больше шансов у ребенка вырасти в нормальных условиях в кровной семье.

Оптимальной защитой детей от насилия является обращение в органы опеки и попечительства, подразделение ОМВД по делам несовершеннолетних, комиссию по делам несовершеннолетних. Инициатива обращения может исходить как от самого ребенка, страдающего от жестокого обращения, так и от любого другого лица, не равнодушного к его судьбе.

Список литературы

1. Психологические аспекты сексуального насилия. // Вестник Московского

университета. № 2, 1999.

2. Копорулина В.Н. Психологический словарь / Под ред. Неймера Ю.Л. Ростов-на-

Дону: Феникс, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.