Научная статья на тему 'Домашнее имущество у бедных и богатых: попытка определения показателей'

Домашнее имущество у бедных и богатых: попытка определения показателей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
151
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Красильникова М. Д.

The article describes an attempt of define the index of household property filling which reflects the degree of differentiation of families' financial condition, in the first place from the point of view of their consumer behaviour.' Basing on the analysis of availability of a. complex of durables in families' of Russia's residents, the author, makes an attempt to design a structure of property differentiation in the country.-■.-'■ It is shown in" the article that more often than'not the wealthiest respondents do not answer the question about the amount of their families' money income. In the author's estimates, it leads to understating of the index of average per capita* income by 5-8 per cent. The regional analysis of property differentiation shows that the population of Moscow and StPetersburg is the best of all provided Just a little better provided than the average are the households of residents of Russia's south, Siberia and' the Far East. In. the country's north and in the Urals, the poorest families are dwelling. The analysis of the connection between people's property condition' and their position in the' social hierarchy shows that at present the poor, as a rule, do riot expect sufficient changes for the better in their social situation in the near-future, whereas rich people aire in rather optirriistic spirits.' r " The author comes to the conclusion that application of the index of household property filling may become ari effective tool for analysis of the influence of people's material condition on various sides of their social and political life

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Household Property of the Poor and the Rich: An Attempt of Defining; Indices"

The article describes an attempt of define the index of household property filling which reflects the degree of differentiation of families' financial condition, in the first place from the point of view of their consumer behaviour.' Basing on the analysis of availability of a. complex of durables in families' of Russia's residents, the author, makes an attempt to design a structure of property differentiation in the country.-■.-'■ It is shown in" the article that more often than'not the wealthiest respondents do not answer the question about the amount of their families' money income. In the author's estimates, it leads to understating of the index of average per capita* income by 5-8 per cent. The regional analysis of property differentiation shows that the population of Moscow and StPetersburg is the best of all provided Just a little better provided than the average are the households of residents of Russia's south, Siberia and' the Far East. In. the country's north and in the Urals, the poorest families are dwelling. The analysis of the connection between people's property condition' and their position in the' social hierarchy shows that at present the poor, as a rule, do riot expect sufficient changes for the better in their social situation in the near-future, whereas rich people aire in rather optirriistic spirits.' r " The author comes to the conclusion that application of the index of household property filling may become ari effective tool for analysis of the influence of people's material condition on various sides of their social and political life

Текст научной работы на тему «Домашнее имущество у бедных и богатых: попытка определения показателей»

"•М.Д:Красилъникова -'; :ьг-. |]

8; Домашнее имущество! у -бедных богатых: попытка1 определения показателей'

!.-г . ¡л1 .и л.' -.Л1'-'- " ч.

о Обеспеченность домашним. имуществом порой'лучше характеризует, благосостояние семьи,, нежели данные о денежном, доходе. Для анализа потребительского поведения важно, в ¡первую очередь; сколько'денег расходуют люди,, а не ч сколько. они Зарабатывают или получают. Представление, об этом- дает описание уже приобретенного,имущества, характерги типы которого определяют г сегодняшнее и завтрашнее потребление. \ 4

• -.Показатель-наполненности-домашним имуществом, т.е. ^ набор ^товаров,;, длительного, пользования, описывающий, уровень материальной обеспеченности семьи, должен адекватно отражать характер дифференциации материального положения людей. Семьи,;в которых есть всего несколько предметов из списка, назовем бедными, а те, у кого есть почти все .—-- богатыми. Товары, входящие в данный набор должны отвечать, ряду требований, а именно:

£• вероятность наличия этого товара в домашнем хозяйстве должна возрастать по ¡мере улучшения материального- положения семьи; ,, ... ;и-. I * .

1! "должен существовать определенный, более или менее, строгий порядок появления товаров в семье по мере улучшения ее материального положения (например, видеокамера .может'появиться в-семье; скорее'всего, уже после того, как приобретен видеомагнитофон), т.ёлэти-товары должны как бы отражать, развитие; и усложнение .потребностей : семьи по мере роста её материального благополучия;: ---■ ~-формулировка показателя (наполненности домашнего ' имущества) должна быть простой; т ,.•»

-II. необходимо избежать, ссылок на качественные (марка, страна производитель) и временные (когда ,был куплен?) характеристики включаемых в набор предметов; . -,, ;

^.в набор нет смысла:включать товары, которые имеются практически уже во всех семьях, поскольку в этих случаях различия будут носить в основном качественный характер;

, ^список, товаров, должен состоять, из предметов, имеющих разную степень, распространенности, т.е: там должны присутствовать как: весьма .часто. встречающиеся в семьях предметы,, так ^ относительно редкие* для того чтобы обеспечить возможность явно выраженной .дифт ференциации семей;-,,; -с . м.г . ■ . .4

: . для того чтобы.такой набор. был актуален в течение достаточно продолжительного, времени, в нем должны присутствовать товары, ».быстро;; распространяющиеся . в обществе, и относительно редкие,-темпы насыщения домашних ХОЗЯЙСТВ которыми еще невелики, г- , ч

Для построения такого набора;, товаров автором-были использованы,; данные . "Мониторинга", проведенного в марте 1995, г. Респондентам. задавались вопросы о нали7 чие в их семье различных товаров длительного пользования; предметов, домашнего обихода.; В общей сложности была получена информация^ наличие в семьях жителей России :35 различных предметов, в том числе: холодильник, стиральная машина, пылесос, швейная/вязальная машина, цветной телевизору черно-белый телевизор;,отдельная морозильная камера, микроволновая, печь,, стерео-радиосистема или, проигрыватель, аудиомагнито7 фон/аудиоплейер, видеомагнитофон/видеоплейер,^ мег бёльный гарнитур, - автомобиль, •, два , автомобиля ..или более; автомобильная страховка,. гараж* мотоцикл . или мотороллер, посудомоечная,машина, миксер, электрожаровня/электрогриль, -газовая/электрическая колонка ■для нагрева воды, телефон, автоответчик, радиобудиль-,ник, проигрыватель компакт-дисков,,, электродрель,- фог тоаппарат, видеокамера, спутниковая (дисковая) антенна, :.-декрдер/подписка на. кабельное.-телевидение; ,персо-

нальный компьютер, CD-ROM к персональному компьютеру, пианино или фортепиано, загородташ дом или котг тедж,'да’ча'(д6м Há садовом участке или в дерёвнё).- fufi ;* Хотягсписок предметов весьма-широк, но не все они '-подходят.' для построения имущественного набора.^ Сво!-бодный "доступ" к владению некоторыми из них может быть затруднен- отсутствием их повсеместного распространения и напрямую не зависит от материального положения семей. К таким предметам относятся телефон и автоответчик, а также ’ колонка для нагрева воды. Кроме того,' kák показал’ анс1лиз,’'лтакЬй товар, как' чёрно-белый v телевизор, также не удовлетворяет необходимым услови-ч -.ям, поскольку вероятность наличия его'в семьях снижается 'то мере улучшения .материального положения. ."

*• Не имеет смысла- включать в ^ набор холодильник1 и стиральную машину, поскольку; они есть практически во всех семьях (в среднем — 97’ и 87% соответственно)^ а значит, они мало зависят от материального положения .семей.- В этих’ случаях важно качество (марка товара, отечественное' или. зарубежное производство). В бедных и в богатых семьях доля имеющих холодильник, и стиральную машину примерно одинакова: холодильник — 94 и 97%, стиральная машина —’88 и 86%. Очевидно,’ "автоматическая стиральная машина" могла бы быть хорошим кандидатом на включение в набор, поскольку уровень ее распространения существенно ниже и ее налйчиё действительно ' ^сильно' коррелирует с уровнем материального положения.

Казалось бьгсамым целесообразным было бы включе-ние традиционных предметов из "джентльменского набо-

■ —ра"- признаков состоятельности; богатства прошлых- лет г . — автомобиля (второго: автомобиля, гаража)-и дачи (саг

■ дового'домика, дома в -деревне)..В прежние -годы обладание ими было в большей степени связано со "статусными", а не. с.. "доходными" ¡характеристиками^семей. Произошедший в результате перестройки слом старой иерархической структуры, общества, появление новых богатых-И обеднение прежних состоятельных семей привет; ло к тому, что сохранение автомобиля или дачи в семье уже часто, никак не „связано с нынешним уровнем ее материального положения: Как показывает анализ дан-

, ных, 80% парка автомобилей было приобретено более трех лет назад. Почти в каждой шестой семье респондента с низким уровнем дохода есть автомобиль (разница лишь в том, что в высокодоходных семьях каждый третий автомобиль был-куплен в последние' три года; ’а в .'низкодоходных т=- один.из пятнадцати). Каждый пятый имеет дачу, дом на садовом участке, .или в деревне. . i •'

Стремясь построить простой по, формулировке,-, не громоздкий и достаточно эффективно работающий вопрос; автор решил ограничиться Há6opÓM из десяти предметов, в котором были бы.представлены>широко распространенные (цветной телевизор, пылесос) и довольно , редко встречающиеся-товары (видеокамера,, СВН-печь) — предметы домашнего обихода, давно (десятилетия) присутствующие на потребительском рынке и относительно новые (табл. 44).

Есть товары, уровень насыщенности домашних хозяйств которыми быстро возрастает (видеомагнитофон).

На рис., 7 показано, как изменяется вероятность наличия отдельных предметов в домашнем хозяйстве по мере увеличения его наполненности Имуществом,' т.е.' какая доля ,семей имеет, например,.-фотоаппарат среди тех, у кого есть только один,, дв_а и так далее, вплоть до налиг чия„всех десяти, предметов, в домашнем хозяйстве. : . . ¡

У В вредней-российской семье есть всего-2,8 предметов из этого списка (однако при этом более чем, у 1/2 респондентов в семье — менее, двух товаров , из ¿этого списка или вообще

НИ ОДНОГО; ПОСЛеДНИХ— .11% ОПРОШЕННЫХ). 7 нм.-- • J ir

-. Анализ, позволяет; разделить , все семьи .на четыре группы, существенно различающиеся ■ по.] составу своего

Доля семей, ■ ) ’ л одна (!) семья: Вместе с:тем"в

___-.у ' у,- - наиболее-обеспеченных с*

100 г"'".” “ ■ ^ . мьях (более семи предметов):

49% имеют морозильник, 54 — микроволновую печь, 93 — видеомагнитофон, : 41 — проигрыватель компакт-дисков, 24% — видеокамеру..

■ Эта группировка хорошо отражает уровень' и дифференциацию материального положения семей: В' табл. "45 приведены данные о распределении ответов, респондентов на различные вопросы, характеризующие благосостояние людей в зависимости от сконструированного нами показателя наполненности домашним имуществом. I • Таким образом,- наиболее бедные семьи чаще всего оценивают свое материальное положение как "плохое", т.е. .они "едва сводят, концы с концам ми",'дома-у них "все вещи старые, их давно пора обновлять"1. Среднедушевой доход в таких семьях - составлял в . марте 1995. г. 141 тыс. руб. в месяц.

Наличие отдельных предметов домашнего обихода в-семьях с разной степенью напал- • Респонденты - ' из наиболее

Пылесос [

Цветной телевизор Морозильная камера' Микроволновая печь'

Видеомагнитофон

Миксер

СО-проигрыватель

Ь

9 10

Общее число имеющихся в семье предметов из набора десяти предметов

~ .— Электродрель

— Фотоаппарат

• ■ -о • • Видеокамера

Рис. 7.

ненности домашним имуществом (в% к числу опрошенных в группе; март, 1995 г.) , ■ ' Таблица 44

Наличие товаров длительного пользования (в % к числу опрошенных)

Есть ли у Вас в доме... 1993 г., май 1995 г., март |

Пылесос . . _ ' 75 I

Цветной телевизор . 68 ■; 7і

Миксер . 23 27

Электродрель < 1 27 29 ,

I Фотоаппарат 30 -32

1 Морозильная камера 8' '6

| Микроволновая печь ‘ 2 3 '

1 Видеомагнитофон 5 17

■ Видеокамера , • і : 1 -

1 Проигрыватель компакт-дисков > —

1 Нет ничего из перечисленного И - - 1

домашнего имущества, т.е. по уровню-своего'нынешнего материального положения: г

Число предметов

Менее двух Три—четыре Пять—шесть Более семи

Доля в числе ; опрошенных, %

52 31 .'

13

, л

Среднее число предметов

1,5 " 3,4 "

5,3. ‘і,-

. 7,4 '

В самых "бедных" семьях чаще всего есть только пылесос и цветной телевизор. В семьях, имеющих три— четыре предмета из набора, с наибольшей вероятностью появляются фотоаппарат, электродрель или миксер. К набору из пяти—шести чаще всего добавляются видеомагнитофон, проигрыватель компакт-дисков или морозильная камера. Домашнее хозяйство, в котором есть одновременно все эти десять предметов, :— крайне редкое явление: в выборке мониторинга оказалась только

обеспеченных семей говорят, что их материальное положение "среднее" или "хорошее", они чаще всего "живут более или менее прилично"; в их доме "есть все необходимое, всё вещи в хорошем Состоянии". Среднедушевой доход в этой группе, составляющей лишь около 4% населения России, — 506 тыс. руб. в месяц.

• Использование показателя наполненности домашнего хозяйства для анализа материального положения семей позволяет сделать' несколько интересных. наблюдений. Во-первых, оказалось, что больше всего респондентов, не отвечающих на вопрос о денежных доходах семьи, среди наиболее обеспеченных. В этой группе почти каждый шестой не ответил на этот вопрос, тогда "как в остальных группах их доля не превышает 5%. На рис. 8 хорошо видно, что структура наполненности домашнего хозяйств ва тех-респондентов, которые не ответили на вопрос о денежных доходах, более всего похожа на соответствующие характеристики наиболее обеспеченных семей.

Несложные подсчёты показывают, что при доле неот.-ветивших на вопрос о доходах, равной 3,6% в мартовском 1995 г. мониторинге; й нынешнем очень высоком уровне дифференциации денежных доходов в Российском обществе, учет этого фактора может привести к увеличению уровня среднедушевого - денежного-дохода по всей выборке на 5—8%.' •

Во-вторых, оказалось, что те, кто вообще не отвечают на вопрос о наличие дома различных предметов домашнего обихода, — это как раз самые, бедные люди, среднедушевой доход которых составлял в марте 1995 г. 133 тыс. руб. на члена- семьи в месяц (в среднем1— 187 тыс. руб.). Самооценки- материального положения респондентов этой группы наиболее низки (см табл. 45). Кроме того, на вопрос о составе домашнего -имущества, в отличие от вопроса о денежных доходах, отвечают почти всё респонденты (доля не ответившюс в мартовском опросе'— 0,5%, т.е.'9 человек).

Таким -образом,’мнение самых богатых респондёнтов можно более эффективно' учитывать, если использовать

• її

Характеристики благосостояния людей (в 1

> к числу опрошенных по столбцу);

Таблица 45

‘ ‘ 1 Г

' Показатель | г -.i-’i ’щ~;i Менее двух предметов Три—четыре ■ предмета »‘Пять—шесть " предметов Более семи предметов Нет ответа

Уровень наполненности домашним имуществом ■ j Среднедушевой'доход ' ! J ' t: i - : 1, ;

низкий ..... 'i 1 ! . 26 15 / 10 , 3- ' ' 4 ■

...средний . .... ■■ . .. I 62 1: 58 . . i 47 : 31 ••• ,. -1

_ ... , , и.| -'высокии • ¡с1 ' ' . л ■ ■ ч:, ; .- •- ■ I : 11 1 ; 23 >'• 39 ' . 52 ; : ;

нет ответа .г.-i 1 .. i , i ' 2 Г • : 5 , ' ■ 4 - , Г14 1 - '

Нормальный доход*' ''’' “ГС *> ' ■! : •'! !! г. •.! 1 ; • ' '

высокии . . , . ; 1 , ■ > ' 14' 1 ..! ;г 21 . 34 45 ; -

средний ; 1, ; j , ■ : ! 60 ; s 1' 62 • . ' .! : 54 • ; 33 : ■ - 1

. НИЗКИЙ, .1-’ ! ! ----- ¡.; 25, \ ■ ■ 14-: 11 .-. , 16 1 :

нет ответа ' ,! ' 1 : Г^. ' ; '.- з'г ; ■ ; ' 1 6

Как бы Вы оценили в настоящее врем материальное положение i 1 Вашей семьи? „ . . '' '• - ■ Г ^ ^ С» „ . , Л очень хорошее,-'. Ч. • **• ; : ! 1 -г:С ; о 0 : о-'-; ' j'L 1 -4 1 6 i ’ 1 < г» ■ IJ 0

игхорошее \ С’- :i 2 ' 5 ' A ■ 5 17° ‘ " ' - -’о .

И среднее ' : . ■>' ■/' ’■ (| ,3' " ' л-; ■' 47 55-.V 'г> -56 23

'"плохое ■';;■] Г- '' 1 > ^42'г ' '■ ! . 38 О CO -' ,14 24

очень плохое ' ’ "• 'ТГ "10 ‘ ‘ 5 . 4 - - - 36

. среднее по шкале . . . ... 3,77 3,53 3,36 “ • 2,9 Г ;■ 4,н '

Что бы Вы могли сказать о материальном, положении Вашей семьи? ;¡живем хорошо, без^особых забот . У'тг.: , ■> г : ' г.- ч''. .< i.--. 1 ч -.“О O-'i '.-'1 г . --ч:7''.2 г, t г. , , 19 т : : 0

- живем более ИЛИ менеё ПРИЛИЧНО! - " !?5 СГ-‘-. 1 - ' ■ г 22 . . • . 42. : 55 - - 48^jfi . 2 . .-I

едва сводим конца с концами- 1- 59 - - r,v 49 • ' • •37 24 97

живем за гранью бедности 1 !1' “ ! .... . •' , ,14 i .5: .1, ... 5 ! 0

Как бы Вы оценили домашнее имущество Вашей семьи? . •.-. -1 у нас есть практически все, все^ещи новые и современные ’ .‘С, it,-. . • 2 ' ■ ' ■ •.'-V.r'T.l . !. . 3 ' ‘ ' . 7 1 ; L. . -- 20, 0.

у нас есть все, необходимое, все вещи в хорошем'состоянии! '! " '22 -45 L- 66 - — 64'- 22 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. старые вещи, их давно пора обновлять -- - - - • 54 ■ - - 44 - > - - 22 14 ' 67' ’

| у .нас мало вещей и всё они в плохом состоянии 18 .. - V. 3. 2 2 . 0

•'Ответы на вопрос: "Сколько денег нужно Вашей семье, чтобы жить, по Вашим представлениям, нормально?"

в '.качестве, критерия материальной обеспеченности, «ё‘. данные о. среднедушевом.денежном доходе, а показатель;, наполненности домашним имуществом.

I [ Менее двух предметов [ЇЇП Три—четыре предмета

- Нет ответа

Пять—шесть предметов' Более’- семи предметов -‘ -

Рис. 8. Структура наполненности домашним имуществом в -зависимости от уровня денежных доходов (в % к числу опрошенных в группе; март, Х995 г.) '*

г..; ;При существующей сейчас-в России'значительной дифференциации денежных доходов, и потребительских цен по *“ районам страны показатель наполненности домашним иму-; ществом становится крайне полезным для региональных сопоставлений уровня материальной обеспеченности. -Как видно, жители Москвы и С.-Петербурга живут гораздо богаче, чем остальное население России (рис.-9).

ЧуТЬ Лучше, Чем В Среднем, Обеспечены ДОМаШНИе ХОг зяйства жителей юга России, Сибири и Дальнего Востока. На Севере страны и на Урале проживают самые бедные.

: Этот.же'показательгпозволяет.-проследить связь имущественного-положения‘‘людей и их представлений о ¡своем месте в ¡¡общественной иерархии в..прошлом, в настоящем и в будущем. " “ .'

! В этом анализе особенно интересным представляется не столько констатация того очевидного факта, что. чем " "лучше материально обеспечены люди, тем увереннее они ощущают себя в обществе, сколько динамика самооценок: Из данных табл. 46 видно, что бедные, -как правило, не ждут в будущем для себя существенных улучшений, . .в то время как .более обеспеченные настроены весьма оптимистично. Вместе с тем вызывает тревогу факт, что за последние два' года даже богатые люди считают, что их общественное положение снизилось, а что уж ГОВО-: ~ рйть о бедных! Привлекают внимание и те, кто не отве^ чает- на вопрос об имуществе — это как бы: "бедные оптимисты":- оценивая сегодня свое положение как вёсь-_.ма скромное, .они, рассчитывают в ближайшем' будущем существенно повысить свой общественный статус.

О Москва N и С.-Петербург

Сибирь и Дальний Восток

Пред^ралье

П Менее двух предметов ІЇЇІ1 Три—четыре предмета

рал

Пять--шесть предметов Более семи предметов

В среднем

Рис. 9. Наполненность домашним имуществом по регионам России (в % к числу опрошенных;

- 1 март, 1995 г.) . ..*• ._ . .......... _ __ _

. ; • ' ' •> Таблица 46

. Самооценка собственного, общественного положения в зависимости от наполнен-ности домашнего хозяйства (по десятибалльной шкале, 1 — самое высокое, 10 —

"самое низкое; март, 1995 г.)

— - Год-4—- -Менее двух предметов Три—четыре предмета -Пять—шесть -предметов -Более, семи-предметов -Затруднились-ответить г .В среднем

-1993' •- - ¿--7,14 6,4 ■ — -6,0 - . : 5,8- - - -7,6 - • 6,7

Март, 1995 - 7,6 / 6,7; . - ; 6/2 - ч 6,1 • .... -78 ' 7,1 '

2000 , '7,5 , ¿,5г 5,9 і " Г- 5,5 ' 1 - 6,4 -6-9

•ч--

-Отношение респондентов к ,рыночным реформам-: ■. (в.% к числу опрошенных.по столбцу)f >i

Таблица 41

‘IF’'

I.,'1 Как Вы'считаете, , |" сейчас рыночные реформы... . Менее двух предметов 1 Три—четыре ' предмета Пять—шесть .предметов Более семи-предметов

| Нужно продолжать Л -' Y ,11-18. • : -. 32 \\ 41.... .. 45.

|''Следует прекратить ' ' ' "37 24 - 20 • 22

¡ Затруднились-, ответить . - . - : .45.,.. .. ■ 44;. ч,; ;; 39 ■ ■ ■ ' : 33

- . .1:;г : , И - - II

Социально-политические ориентации населения, их оценки сегодняшнего“ поло-жжения страны и перспектив >ее,развития — все это является в значительной мере

■ проекцией’материальных условий повседневной жизни; степени, устроенности -или неустроенности . .быта.; Так, среди "богатых" „людей- в 2 раза больше сторонников продолжения рыночных реформ в России, а среди "бедных"-— в 2 раза больше сторонников их прекращения .(табл..47). . ’Л"'". '.'

■ Однако собственно ' партийно-политические- ’" при-. страстия людей -.-с разным уровнем материального положения гораздо менее дифференцированы, чём можно было бы ожидать, исходя из предвыборных политических - выступлений лидеров партий в' России (табл. 48). '

1 Как видно, доля сторонник ков партий коммунистическо-патриотического • блока примерно одинакова - как 4 Среди бедных, так и Среди богатых. Точно также поклонники Жириновского в -равной" мере • представлены " среди людей с разным уров-. нем материальной обеспеченности. А вот партии демократического толка часто имеют ‘больше сторонников среди высокообеспеченной > ¡части жителей; России: в ¡первую очередь это относится к партиям Явлинского и Гайдара. "Женщины России" теряют свой электорат среди высокообеспеченной части общества. " . "

Таблица. 48

' г-.- Как Вы считаете, какая изгперечисленных ниже, партий и организаций

V-в наибольшей степени:отражает интересы таких злодей, как Вы?

(В. зависимости от материального положения; в % к числу опрошенных по столбцу; март, 1995 г.)

Партия, блок -1 ! 1! Мёнёе двух J -'^редмётов -і Три—четыре ■ предмета ."'Пять—шесть предметов ;-- Более семи предметов . В среднем I

'АПР ' '* ІЧ-..Г-Л, і '3 2 i. 3 1 0 ' 2 і :

•ЯБЛоко* " ’ 0 " : J- . .5-v ■ 10'. 11 ■ i 11 8 '

[двр.;.;: / ■ ;.r 4" ;■ :i 4 - =: . г. 2. ; ■ .Jilil ’ ; , 4 ;

.дпр.,. -..; ;, " , '.1; ■ 0 ' ; - i: J ' ' ' "j : >•'“ і r ’ 4

кпрф, . -11. '• 6! ’ ■ 5 i' .9 : ! ■ " ! 9

-ЛДПР:ас;. . 1 . ■.>,: ;■ --> >;■• 5 rv- 8 " :■ . ,! 7" ' ' - .. -5 • - ' . 7 - • ' 7 :-

' ПРЕС - ■ д . , jU\ ^ ; 2 4 2 . ' —‘•'2 •

"ЖенщИйы России" ' "6 " ■’ 8 . . . - ,4, ¿¿r -,,..3„-„ . r , ./6

“Держава" -V 'Л'' - * • “ - ^ •' ‘ 2 ‘ is 3 3 . - ..... 2 : 2

пне . . г. . ,. ■', , / , „'4. .4. -. . -. , 6^ ■ ■' -. -..4-. ;.- 4 ---. .-

Не знаю'такой /такой-нет , ;. .26 ■ 24 -. ;29 , ., - ,. .23 .. • , . „. 26 .!.

| Затруднились ответить-у : , ;•;< 26,:. . - 'v -1 25 ' ? 23 23-- ,r' •' 25 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.