Научная статья на тему 'Домашнее чтение на уроках английского языка'

Домашнее чтение на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1940
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ / ВНЕАУДИТОРНОЕ ЧТЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Айше Эдемовна

В статье раскрывается значение домашнего чтения в учебном процессе и в процессе воспитания учащихся и студентов. Анализируются такие функции, как культуросозидательная, развивающая и обучающая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Айше Эдемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Домашнее чтение на уроках английского языка»

• формирование инновационного мышления для дальнейшей модернизации учебно-воспитательного процесса;

• формирование передового опыта в использовании инновационных технологий, методов и приемов в преподавании;

• формирование умения прогнозировать результаты предстоящей инновационной педагогической деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что структура личности учителя способствует максимальному развитию тех способностей, которые создают доминирующую направленность личности педагога, придают смысл всей его жизни и деятельности. Такая гармония обеспечивается педагогической направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, доминирующему и на сознательном, и на бессознательном уровне.

Литература

1. Каримов И. А. Наследие наших великих предков - достояние всего человечества: Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции «Историческое наследие учёных и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации» // Народное слово. Т., 2014. С. 2.

2. Андриянова В. И., Аннамуратова С. К и др. Самовыражение и самореализация обучающихся как базовые личностные качества в современных условиях: Научно-методическое пособие / Под общ. ред. д.п.н., проф. Р.Х. Джураева. - Т.: Изд-во «Fan va texnologiya», 2014. С. 165.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. С. 536.

4. Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый, 2015. № 7. С. 881 - 885.

Домашнее чтение на уроках английского языка Алиева А. Э.

Алиева Айше Эдемовна / АЬеуа Луякв ЕЛетсупа — преподаватель, кафедра английской филологии, филологический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается значение домашнего чтения в учебном процессе и в процессе воспитания учащихся и студентов. Анализируются такие функции, как культуросозидательная, развивающая и обучающая.

Ключевые слова: иностранный язык, домашнее чтение, внеаудиторное чтение, информация, функции.

Домашнее чтение является видом внеаудиторного чтения. Целью внеаудиторного чтения является ознакомление студентов с художественной литературой, с образцами устного народного творчества народов страны изучаемого языка, повышение у них культуры книгочитания. Поэтому чтение является важным средством нравственно-эстетического воспитания студентов. Обычно внеаудиторное чтение по содержанию программы делится на два основных этапа. На первом этапе студенты знакомятся со списком книг, которые они должны прочесть, с порядком их прочтения. На втором этапе на основе этого материала (то есть материала из прочитанных книг) студенты выполняют различные задания, у них формируются знания, умения и навыки по работе с книгой и с текстом. Кроме этого, у студентов расширяется кругозор, обогащаются знания, чтение благотворно влияет и на грамотность, и на пополнение словарного запаса [1].

Уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе, так как чтение художественной, научно-популярной литературы, газет и журналов на английском языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Однако, более всего рекомендуется использовать для домашнего чтения художественную литературу, так как использование научно-популярной и другой нехудожественной литературы для «углубленного» домашнего чтения не представляется эффективным. Восприятие такого рода литературы требует наличия определенного уровня фоновых знаний, в таких текстах преобладает отвлеченная и терминированная лексика.

На уроках домашнего чтения учащиеся и студенты соприкасаются с современным живым языком, у них появляется возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и

ситуациям. Для того чтобы чтение было и увлекательным, и развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом.

Как следует из методической литературы, под домашним чтением понимается обязательное для всех учащихся и студентов, дополнительное по отношению к учебнику, постоянное и обильное чтение с целью извлечения содержательной информации. Тексты для домашнего чтения должны быть посильными, легкими (адаптированными) из художественной, общественной, политической и научно-популярной литературы, содержащие преимущественно знакомый лексико-грамматический материал.

Целями уроков домашнего чтения являются: знакомство с культурой, искусством и жизнью других народов; приобщение к научным и культурным достижениям человечества; обогащение активного и пассивного словарного запаса слов; овладение навыками ознакомительного чтения; развитие навыков устной речи.

Как подчеркивают М. Е. Раюшкина и И. Е. Белогорцева, в работе над текстом учащиеся «сталкиваются с задачей извлечения как эксплицитной, так и имплицитной информации. Эксплицитная информация определяется как нечто сказанное, написанное, то есть то, о чем непосредственно говорится в тексте. Имплицитная информация представляет собой авторскую идею, концепцию, она формирует смысл текста. Эта информация часто завуалированная, для ее извлечения требуются специальные умения» [2, с. 62].

Важное значение имеет отбор преподавателем текстов для домашнего чтения, которые он рекомендует учащимся и студентам. При отборе текстов для чтения необходимо учитывать содержательную сторону учебных материалов, принцип аутентичности и доступности, а также делать акцент на литературно-страноведческий подход [3].

Выделяют несколько образовательных функций домашнего чтения. Культуросозидательная функция обеспечивает сохранение, передачу и развитие общеобразовательной культуры учащихся и студентов средствами литературно-художественного компонента, предполагающего доступ к иной национальной культуре и тем самым к культуре мировой. Это дает возможность внести существенный вклад в повышение уровня их гуманитарного образования. К развивающей функции домашнего чтения относятся формирование самостоятельного эстетического отношения к окружающему миру, критического, творческого мышления, гуманистических ценностных ориентаций в процессе знакомства с лучшими литературными произведениями зарубежной литературы. Обучающая функция домашнего чтения заключается в соотнесении содержания произведения со своим личным опытом и умение аргументировано изложить свое понимание проблем, затронутых в художественном произведении [4].

Домашнее чтение - важная часть самостоятельного образования. В процессе домашнего чтения и обсуждения прочитанного учащиеся и студенты знакомятся с содержанием книги, развивают навыки чтения и аудирования, знакомятся с биографией автора и особенностями описываемой эпохи, выполняют разнообразные задания на проверку понимания, анализируют прочитанное, обсуждают ситуации и поступки героев, учатся пересказывать текст подробно и кратко, расширяют свой словарный запас и овладевают новыми грамматическими структурами, выполняют творческие задания разных типов, овладевают навыками творческого письма, учатся сотрудничать, так как многие виды учебной деятельности предполагают работу в парах и группах.

Литература

1. Алиева А. Э. Способы мотивации к чтению в обучении английскому языку // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 736-738. // URL: http://www.moluch.ru/archive/108/26255/.

2. Раюшкина М. Е., Белогорцева И. Е. Особенности обучения пониманию эксплицитной и имплицитной информации при работе с аутентичным текстом в старших классах филологического профиля (на примере новеллы О.Генри «Дары волхвов». // Наука и образование сегодня. № 1 (1). Декабрь. 2015. С. 62-65 [Электронный ресурс] URL: http://scienceproblems.ru/images/PDF/Science-and-education-today-1-2015.pdf [Дата ознакомления 12.04.2016].

3. Лагунов В. А. К вопросу об организации домашнего чтения на уроке иностранного языка. // [Электронный ресурс]: URL: http://www.scienceforum.ru/2013/10/2833.

4. Селиванова Н. А. Домашнее чтение - важный компонент содержания обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. 2004. № 4. С. 21-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.