Научная статья на тему 'Дом с Жар-птицами в г. Томске'

Дом с Жар-птицами в г. Томске Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
725
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИКА / АРХИТЕКТУРА ТОМСКА / ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / П.Ф. ФЕДОРОВСКИЙ / АРХИТЕКТУРНАЯ ЭКЛЕКТИКА

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Боровинских Надежда Петровна

Статья посвящена осмыслению символов, использованных при декорировании одного из памятников деревянного зодчества федерального значения в городе Томске «Дома с Жар-птицами». Особняк построен в начале ХХ века, предполагаемый автор Петр Федорович Федоровский (1864-1944). В здании привлекает внимание необычное сочетание оформления окон в стиле «сибирского барокко» и декора кровли с использованием элементов народного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tomsk House with Firebirds

The article speculates about symbols used in decoration of the House with Firebirds – a Tomsk monument of Russian wooden architecture. The mansion was constructed in the beginning of the XXth century. A presumed author of the building’s design project is Peter Fedorovich Fedorovskyi (1864 – 1944). There is an unusual combination of decorative elements in the building’s outlook: window casing moldings in the style of Siberian baroque, and a roof decoration with folk patterns.

Текст научной работы на тему «Дом с Жар-птицами в г. Томске»

П.П. Боровинских, г. Томск Дом с Жар-птицами в г. Томске

Пожалуй, один л і самых знаменитых в Томске деревянных ломов тго лом с Жар-птицами (рис* I). Томичи с удовольствием покашвают его гостям города и рассказывают о том, что этот флигель свадебный подарок, который сделал своей дочери купец Леонтий Кириллович Же-лябо.

Достоверно известно, что постройкой дома руководил архитектор I fе гр Федорович Федоровский, о котором следует сказать несколько слов. Петр Федорович родился в 1864 г. в Херсонской губернии в семье потомственного дворянина. І Іервоначальное образование получи і її реальном училище, затем продолжил обучение в Академии художеств (мастерская ІЇ.Н. Бенуа). ІЇ Томск был приглашен на должность младшего архитек шра стротельного управления.

В 1N95 г. был выбран городском думой на должность городского архитектора. Активно работа;! как пракіикующий архитектор, в Томске по его проектам построены дома it каменном и деревянном исполнен ии, которые до сих лор являются украшением города (корпус Мариинской женской гимназии, пер. Совпартшкольлый, 3; Гоголевский дом, наГ>, р. Ушанки, 20; Горный корпус Технологического института, пр. Кирова, 3; Загорное училище, Лермонтова, 60, и др.) С ИЛИ) по 1905 к преподавал в Технологическом институте рисование* черчение и архитектурное проектирование. Профессионально занимался акварельной и масляной живописью, принимал участие в многочислене^ых выставках. В

-110-

Томске был ОДНИМ [14 активных членов Томского общества любителем художеств. В 1920-х п. выехал из Томска, сначала но Владивосток, затем в Китай, где и скончался в Харбине в 1944 г. [и

Заметный слсд оставил П.Ф, Федоровский и я деревянной архитектуре городи. Мм спросктированы и построены многие доходные дома и особняки, С рели них доходным дом потомственного почетного [раж-лапина Томска ИЛ Родкжова (ул. К. Маркса, 31). Удачным образец постройки деревянного особняка в стиле «модерн>к

Однако вернемся к дому с Жар-птицами на улицу Красноармейскую, 67 I (бывшую Солдатскую). Флигель, пос троенный дгтя семейства Желябо, отличается простотой форм и небольшими размерами. Поч т квадратный в плане дом служит своеобразным постаментом для центральной башенки-бельведера, увенчанной высоким шатром красивою рисунка со шпилем. Компактное по объему здание устремлено вверх. Движение вверх придают и башенки с прекрасно прорисованными силуэтами н завершениями в виде шпилей.

Гладкие стены с редко поставленными окнами, в свою очередь, обрамлены изящными наличниками, к которым мы присмотримся внимательнее. Роскошная объемная резьба накладные волюты, свитки її розетки, прорезные стилизованные виноградные гроздья и листья всего очень много, но ощущения перегруженности не возникает, так всс логично орг анизовано (рис, 2). [ [ снова движение вверх, теперь его задают пилястры и шпильки наличников. Наличники удачно сочетаются с эркерами, которые пристроены с двух сторон. Эркеры, освещенные тройными окнами, завершаются фронтонами с очень интересными решетками со сложным растительным орнаментом и декоративными башенками со шпилями.

Окна эркеров также богато декорированы, обилие объемной высокохудожественной резьбы напоминает нам о стиле барокко (волюты, которые Присутствую! почти в каждом элементе накладной резьбы). Но особенно хороши завершения фрон тонов - это птицы, которые размещены по двое «лицом» друї ес другу. Размышление об образе Жар-ітши п будет темой данного сообщения.

Вообще птицы непременный элемент различных рели і иозных смаем, мифологических традиций и ритуалов, широко представлены в символике н >мблемаі ике. Чаще всего они рассмаїриваютея как благоприятный образ или знак.

-ии

Среди массы значеним можно выделить несколько основных «функций» птиц в символике. Л а наш взгляд, вполне допустимы некоторые сравнения применительно к нашему дому. Часто птицы играют важную роль в мифах о создании мира, выступают в роли помощника божественного творца. Во многих мифах и легендах они считаются разумными союзниками и советчиками люден. В конкретном случае строительство новою дома, предназначенного молодоженам тго создание маленькой «вселенной», поэтому мастер так щедро наделяет свое строение этими символами творения*

Самой известной «функцией» птицы является олицетворение ею человеческой души, поэтому уже в самых древних культурах встречается представление о душе в виде птицы. Душа человека бесемерт на, а среди птиц одним из символов бессмертий является птица Феникс. Легенда гласит, что когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо из благовонной древесины и смол, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит дотла в их пламени. Тогда из ее остатков и возникает новый феникс. «Смерть 11 воскрешение Феникса означают последовательные разрушения и восстановления мира, которые,,. совершались посредством огненного потопа» [2].

Жар-птица тот же феникс, только наш, русский. Огненное создание. птица похожая на орла, но только с огненными крыльями. Па голове ноет небольшой хохолок. Как и западный феникс, сказочная Жар-птица является одним из символов бессмертия. Вполне возможно, мастер или заказчик могли подчеркнуть, что род, семья в каком-то смысле гак же бессмертны, как и Жар-птица. Уход ні из жизни одно поколение, по на смену ему приходит новое, которое и продолжает семейные традиции.

В народном сознании постепенно образ Жар-птицы становится воплощением мечт ы о счастье; тот, кому удастся найти хотя бы одно перо Жар-птицы, обретет все, о чем мечтал. Перо Жар-птицы можно было вырвать из хвоста владелицы, а можно было просто найти в лесу. Ночью оно светится, будто огонь горит. В повседневной жизни человеку необходимы тепло и свет домашнего очага, которые, как сияние пера Жар-птицы, освещают ему путь.

Однако добыча пера иногда становилась непосильной задачей, выполнить которую удавалось лишь младшему сыну из і рех, самому без злобному. Приманить Жар-птицу можно было различными яствами,

-112-

самое любимое ее лакомство - молодильные яблоки. Может быть, они как pa:t if находятся у «клювиков» наших жар-птиц, но, вполне возможно, что наши Жар-птицы поют, и ні клювиков, согласно легенде, сыплются жемчуга.

Очень наломинаеі выбранный нами сюжет для рассуждения и изображение мирового древа или древа жшни, когда на вершине его размещены нгицы, Иногда это может 5ьпь царственный орел, иноіда некий обобщенный образ большой (їлавной) птицы с фантастическими чергами.

В различных источниках встречается образ двух птиц, сидящих на вершине или верхних ветвях мирового древа справа и слева от вертикали ствола* В утих случаях птицы соотносятся с солнцем и луной, и гго можно рассматривать как вид космологической модели. Вполне возможно, нот тезис косвенно поддерживает и бога гей міни декор растительною характера, который находится в поле треугольного фронтона, у подножия Жар-птиц.

Но есі г. м друї ое ритуальное толкование этой пары как воплощения плодородия, благополучия, бої агеї ка, и птицы выступают здесь как стражи этого богатства. Представляется весьма уместным такое появление замечательной пары птиц как своеобразное пожелание молодоженам. Понятен и далеко не случаен был выбор декора для дома, который служил свадебным подарком. По всяком случае, есть еще один повод обратиться к духовным истокам народной кулыуры, подивиться ее неиссякаемой фантазии.

Сочетание оригинальных декоративных форм, накладной 11 ітрорезн нон резьбы, в которой использованы народные мо тивы, делаю і дом с Жар-птицами подлинно уникальным и одним из первых по Значимости среди памятников деревянной архитектуры Томска. Он поражаем зрителя своей красотой и цельностью, четкой симметрией и выразительностью всех фасадов. Кроме всего прочего, постройка «свидетельствует о высокой зрелости таланта и мастерства как зодчего, гак и исполнителен» [3],

Построенный в 1903 ! лом с Жар-птицами нуждался в капитальном ремонте и поновлении декора. Судьба благосклонна к дому (а может быть, Жар-птицы помогают): в прошедшие годы были проведены масштабные реставрационные работы, и в настоящее время посвежевший и похорошевший дом радусі всех своим сказочным убором. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 ноября 1074 г. 624 здание включено в число памятников архитектуры Федерального значения.

-ИЗ-

Рис. I. Дом с Жар-птицами н г. Томске. Архитектор 11,Ф. Фелороиекпи

Рис» 2. Дом с Жарлтгшшш в t; Томске, Архитектурная деталь

-114-

Рис* 3. Дом с Жар-птицами в г, Томске. Архитектурная деталь

Задесов, В. Г Архитекторы Томска / В.Г. Залесов. Томск: Издательство Томского государственного архитекіурно-строительно-го университета, 2004. С. 129,

Блаеатская, Е.П. Тайная Доктрина / Е,ГТ, Блават екая Рига:

Угунс, 1991,-С 776.

Шепелев, ЮМ. Деревянная архитектура Томска. Альбом / fO.ll Шепелев, З.А. Зайцева, Е.И. Кириченко. М.: Советским художник, 1987.-С. 86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.