С.Р. Головко
ДОМ НА СИВЦЕВОМ ВРАЖКЕ: МУЗЕЙ А.И. ГЕРЦЕНА
Головко Светлана Романовна - научный сотрудник
дома-музея А.И. Герцена.
В историческом районе старой Москвы, в арбатских переулках притаился двухэтажный ампирный особнячок с мезонином с девятью окнами на первом этаже. Дом этот славен тем, что в нем (с 1843 по 1846 г.) жил Александр Иванович Герцен, уже известный к этому моменту как автор романа «Кто виноват?» Дом Герцена, где «прошла самая возмужалая и деятельная полоса» его жизни в Москве, ставший местом рождения большого писателя, свидетелем его славы и читательского успеха, оставался самым притягательным культурным оазисом Москвы, куда, по мнению современника, «скрывалась русская мысль», где спорили о судьбах России, слышался «неугасающий фейерверк» речей хозяина, его единомышленников и друзей. «Такого круга людей талантливых, развитых, многосторонних и чистых», он, по собственному его признанию, не встретит потом нигде. Это - историк Тимофей Грановский, Виссарион Белинский, Михаил Щепкин, Николай Огарев, Иван Тургенев, Петр Чаадаев... - всё славные имена в российской культурной традиции. Их пребывание в доме по-прежнему овеяно легендой.
Лишенный российского гражданства, Герцен стал вечным странником, вечным скитальцем. В 1851 г. он нашел пристанище в Швейцарском кантоне Монтрё. Затем были Париж, Рим, Женева, Лондон... И лишь в XX в., в 1976 г., спустя 100 с лишним лет со дня смерти писателя, когда открылся музей Герцена, яркая наглядная память о его судьбе, трудах и делах воплотилась наконец в доме на Сивцевом Вражке, позволив, выражаясь его словами, «изобразить человека в его соотношении со временем».
Дом Герцена на Сивцевом Вражке чудом уцелел после революции. В 1917-1968 гг. в нем, как и во многих других особняках старой Москвы, размещались коммунальные квартиры; дом постепенно ветшал и приходил в упадок. В апреле 1957 г. произошло важное событие в его истории - на фаса-
де особняка была установлена мемориальная доска с горельефным портретом Герцена работы скульптора П.В. Данилова. 30 августа 1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР дом был внесен в Список памятников культуры государственного значения, охраняемых государством. В октябре 1968 г. Исполкомом Моссовета было принято решение об организации в доме на Сивцевом Вражке Музея А.И. Герцена на правах филиала Государственного литературного музея, директором которого в течение нескольких десятилетий была Наталья Владимировна Шахалова. Подлинным создателем Музея А.И. Герцена стала Ирена Александровна Желвакова, бессменный его руководитель на протяжении почти 40 лет.
В декабре 1973 г. была начата реставрация дома Герцена. Подготовка его будущей экспозиции поставила перед сотрудниками музея непростой вопрос: как сохранить в полном объеме память о жизни великого человека во всем ее разнообразии и воспроизвести подлинную картину времени не располагая достаточным количеством материалов эпохи и личных вещей Герцена. Ведь практически весь архив писателя оставался у его потомков за рубежом. Необходимо было получить доступ к этим ценнейшим семейным собраниям. Первым человеком, установившим связь между Москвой и Западом, верным другом и дарителем музея, активно участвующим в его создании, стала Наталья Петровна Герцен (1917-1983), дочь знаменитого врача-онколога Петра Александровича Герцена1 (внука писателя). За 1974-1983 гг. вместе со своим французским кузеном (также правнуком Герцена) Леонардом Ристом (19051982), хранителем целого домашнего музея в своем доме в Версале, она передала в дар московскому музею более 300 уникальных фамильных реликвий.
С 1987 г., на заре «перестройки», у дома-музея появилась возможность возобновить утраченные контакты с потомками А.И. Герцена. Железный занавес постепенно приподнимался. За последнюю четверть века верными друзьями и помощниками музея стали потомки А.И. Герцена, живущие в США, Швейцарии, Франции. В 1992-2004 гг. музей получил в дар от них 38 неизвестных автографов Герцена (письма и личная тетрадь), четыре новых портрета писателя, 21 фотографию и литографию, личные вещи, книги с его дарственными надписями. Памятные вещи членов семьи и их переписка составляют сегодня свыше 380 единиц хранения. Всего за 1974-2005 гг. в музей поступило более 1 тыс. редких экспонатов, связанных с именем Герцена. 70 из них, например, составляют только новые автографы писем писателя.
Непосредственное участие И.А. Желваковой в этих акциях, ее дружба с хранителями наследия знаменитого предка позволило значительно обогатить
1. П.А. Герцен — единственный из почти 350 потомков Герцена, кто вернулся в Россию. Сегодня его имя носит Онкологический научно-исследовательский институт, который находится в Москве.
уже существующий в Гослитмузее с 1934 г. Герценовский мемориальный фонд, расширить музейную экспозицию и обнаружить раритеты, исчезнувшие казалось бы навсегда.
Торжественное открытие дома-музея Герцена состоялось 6 апреля 1976 г., в 164-ю годовщину со дня рождения писателя. С этого момента отсчитывается время существования Дома Герцена не только как отдела Государственного литературного музея, но и как культурного и интеллектуального центра. В музее есть: конференц-зал, вмещающий около 100 человек. Его торец венчает стеклянная витрина, за которой установлены тома собрания сочинений А.И. Герцена, а на стекле изображен крупный силуэт колокола. В конференц-зале музея проводятся научные заседания и конференции, литературные и музыкальные вечера. На них выступали видные литературоведы, историки, философы, писатели, артисты и музыканты. В числе именитых гостей: Булат Окуджава, Давид Самойлов, Анатолий Рыбаков, Алла Демидова, Сергей Юрский, Сергей Макашин, Сарра Житомирская, Владимир Лакшин, Станислав Рассадин. Приезжал и замечательный дирижер Евгений Колобов с солистами своего театра. В музее побывали также выдающиеся ученые, такие как Исайя Берлин, Натан Эйдельман, А. Володин, академики Л. Гаспаров, С. Шмидт. Выступали Ю. Пивоваров, И. Андроников, сэр Том Стоппард и многие-многие другие.
В апреле 1996 г. Музей Герцена праздновал свое 20-летие. На юбилей музея в Москву съехались потомки писателя: Наташа Юзер-Герцен из Швейцарии, Робер Мабий и Франклен Рист из Франции, Майкл Герцен из США. Это был первый столь масштабный приезд потомков Герцена из-за рубежа; многие из них впервые посетили родину предка.
90-е годы - непростой период в жизни страны. Пережить их музею помогло активное сотрудничество с Посольством Швейцарии. За 1997-2001 гг. в Доме Герцена прошло 15 «Швейцарских вечеров на Сивцевом Вражке».
В 2007 г. на реставрацию были закрыты два зала: «зарубежный» зал, посвященный годам жизни А.И. Герцена за рубежом, и конференц-зал. Однако в музее по-прежнему устраивались вечера. Некоторые встречи проходили на других площадках - в филиале ГЛМ в Трубниковском переулке, в Малом зале ЦДЛ. Прошел вечер и в стенах Музея Герцена в феврале 2008 г. - перед самым закрытием Старого дома на реставрацию. В феврале 2008 г. была полностью демонтирована экспозиция Музея Герцена. Рукописи, книги, изобразительные материалы, мебель - были возвращены в фонды для дальнейшей реставрации.
За 2008-2012 гг. была осуществлена полная историческая реставрация музея, бережно сохранившая стены, впитавшие дух герценовской эпохи. Особняк при этом остался нетронутым, были заново обшиты досками стены,
заменены некоторые бревна и несущие конструкции, но в целом Дом Герцена удивительно хорошо сохранился за свою почти двухвековую жизнь.
К 200-летию А.И. Герцена 6 апреля 2012 г. в доме писателя была открыта выставка «Вещи, которые были для нас святыней...», собравшая воедино уникальные сокровища, личные вещи, книги Герцена и его семьи, в большинстве своем подаренные потомками писателя. Девизом этой выставки стали слова Натальи Александровны Герцен, жены писателя. В одном из ее писем Герцену есть такие строки: «...Мне захотелось перешагнуть вперед лет за сто и посмотреть... Останется ли в них сила их, их душа? разбудят ли, согреют ли они чье сердце? расскажут ли дивную повесть нашу, наше страдание, блаженство, любовь?.. будет ли в награду ... хоть одна слеза восторга от потомства?..» Эти памятные им вещи, ставшие ныне драгоценными реликвиями, вошли в новую экспозицию музея, рассказывая свою «дивную повесть» жизни и творчества Герцена каждому, кто захочет ее услышать.
Сквозь окна, выходящие в переулок, видны кабинет Герцена и гостиная, где уютно расположились старинные вещи: мебель, подсвечники, предметы быта; на стенах - редкие фамильные портреты, окружавшие А.И. Герцена с детства; на секретере - книги, колокольчик, печатка - личные вещи хозяина дома. К этим, уже ставшим классическими интерьерам, теперь добавился еще один - посвященный студенческим годам писателя. Портреты юного Герцена и его лучшего друга Николая Огарёва, виды памятных для них обоих мест Москвы - Воробьевых гор, университета. Галерея портретов университетских выпускников дополнилась мебелью, светильниками, разложенными на столе любимыми книгами Герцена, разнообразными бытовыми мелочами, непринужденно воссоздающими атмосферу «говорильни» - политических, литературных споров студенческой молодежи, чередовавшихся с бесшабашными пирушками.
В залах музея можно увидеть также портрет А.И. Герцена периода Вятской ссылки, работы художника А. Л. Витберга (1836), подаренный Герценым своей невесте Наташе Захарьиной ко дню рождения 22 ноября 1836 г.; уникальный портрет А.И. Герцена работы его жены, выполненный незадолго до ее смерти; портреты писателя работы его дочери Натальи; альбом с ее рисунками; неизвестные ранее автографы Герцена, в том числе его предсмертная записка к сыну Александру; книги из библиотеки Герцена и его семьи и мн. др. Фотографии потомков писателя, поддерживающих многолетнюю связь с музеем, объединены в художественный коллаж, а на подробном генеалогическом древе можно проследить все родословные ветви, от предков Герцена Яковлевых, до современных семей, живущих ныне по всему миру.
Уезжая в 1847 г. с семьей в заграничное путешествие, Герцен и не предполагал, что превратится в политического изгнанника. В Европе он проведет 23 года. Этот огромный и очень насыщенный период его жизни отражен в 224
экспозиции зарубежного зала музея. Его современная концепция реализована с помощью новейших технических средств. Сенсорные киоски, видеопроекции и звуковое оформление позволяют создать объемную панораму ушедшей эпохи. Трудами художника А.Г. Рейнера, предложившего новый, необычный подход к оформлению этого зала, была воссоздана атмосфера европейского города 1840-х - конца 1860-х годов - времени бурных потрясений, быстро меняющихся событий, очевидцем и участником которых был Герцен. Это, действительно, город, с домами, фасады которых решены в разном стиле, с окнами-витринами, фонарями и почтовыми ящиками. Почувствовать неразрывную связь былого и настоящего помогают редкие экземпляры изданий Вольной русской типографии - «Полярной звезды», «Колокола», «Голосов из России» - портреты современников Герцена, людей, близких ему по жизни в Европе, мемориальные предметы, виды городов Западной Европы. В зале воссоздан фрагмент интерьера книготорговой лавки издателя А.И. Герцена -Николая Трюбнера в Лондоне, с многочисленными изданиями Герцена того времени, мебелью эпохи и предметами быта. Внутри интерьера стоит прижизненный бюст А.И. Герцена (1858-1859) работы А. Грасса, созданный по заказу Н. Трюбнера.
Для Герцена, пережившего в Европе ряд трагических потрясений - от крушения его социальных идеалов до смерти любимой жены, - делом жизни станет основание Вольной русской типографии и написание уникального романа воспоминаний «Былое и думы». Создатель Вольной русской печати за рубежом, издатель «Полярной звезды» и «Колокола», Герцен утверждал: «Без вольного слова - нет вольного человека». Литератор, политик, философ, издатель... У Герцена счастливая судьба - его не нужно осовременивать. В идеях, мыслях, высказанных им полтора столетия назад, и сегодня слышатся предостережение и напутствие.
К знаменательной дате герценовского юбилея в 2012 г. была подготовлена выставка, воссозданы интерьеры кабинета и гостиной и открыт обновленный конференц-зал, оснащенный новейшим мультимедийным оборудованием. Но работы предстояло еще много, и второе открытие музея, уже его полной экспозиции, произошло полгода спустя, в день не менее знаменательный -14 декабря.
После реставрации в музее снова начались циклы вечеров: «История в человеке» (в 2013 г. уже прошли вечера Н. Клеймана и С. Бархина); начат новый цикл - «Семейный портрет в интерьере Музея Герцена» (Д. Быков и И. Лукьянова). Подобные вечера всегда привлекали в музей большое количество постоянных гостей.
Тематика работы Музея Герцена включает широкий спектр проблем литературного творчества, истории, москвоведения, истории культуры и музейного дела. Это позволяет проводить самые разнообразные по содержанию
экскурсии - их более 20 вариантов - для посетителей самого разного возраста. Волна интереса к Герцену сейчас, после 200-летнего юбилея писателя, после ряда статей о нем наших выдающихся современников, например статьи Дмитрия Быкова в журнале «Дилетант», после аншлаговой театральной трилогии «Берег Утопии» в РАМТе по пьесе сэра Тома Стоппарда, заметно выросла.
Сейчас трудно назвать точное количество посетителей музея. Вероятнее всего, к концу года эта цифра составит около 8-9 тыс. человек. Создание виртуального музея, работа с сенсорными киосками, проведение в Доме Герцена ретроспектив фильмов по его произведениям значительно расширит границы музейной работы. Одной из постоянных задач музея остается эффективное взаимодействие со школами и вузами, развитие контактов с учителями-историками и филологами, что позволит Дому Герцена выйти на новый уровень работы.
Штат музея составляет всего 15 человек, в их числе три научных сотрудника. Музей Герцена - это один из филиалов Государственного литературного музея. Все финансовые вопросы решаются централизованно в ГЛМ, откуда средства распределяются по филиалам в соответствии с заявками отделов. Совсем недавно руководство ГЛМ принял на себя Дмитрий Петрович Бак. Поставленные им перед музеем новые задачи требуют от сотрудников мобилизации всех творческих и организаторских способностей.
К 200-летнему юбилею Н.П. Огарёва в декабре 2013 г. проведены исследовательские работы, будет организована небольшая выставка и юбилейный вечер. В 2014 г. запланировано издание цветного иллюстрированного буклета на русском и английском языках. В перспективных планах остается издание большого альбома: «Герцен. Всегда в движении». Большой научной работой занята сейчас заведующая домом-музеем Герцена И.А. Желвакова - исследованием жизни и творчества ближайшего друга Герцена в последние годы его жизни - немецкой переводчицы и мемуаристки Мальвиды фон Мейзенбуг. Кроме того, планируются большие циклы вечеров - задуман проект «Русские в Швейцарии» (в случае участия в нем посольства Швейцарской Конфедерации в Москве).
На протяжении всей 37-летней истории существования музея Герцена, его научные сотрудники вели активную научную деятельность. Обширный список статей, написанных старшим научным сотрудником музея Е.Г. Нар-ской, содержит ценнейший материал о герценовском окружении, о взаимоотношениях писателя с современниками, об истории его семьи. В работах Головко - автора статьи - освещается тема жизни и наследия известного врача и ученого-физиолога Александра Александровича Герцена - сына писателя. Музеем осуществлено несколько крупных изданий, таких как большой иллюстрированный альбом «Герцен и Россия» (М., 1986); каталог 226
«А.И. Герцен, Н.П. Огарёв и их окружение. Книги. Рукописи. Изобразительные материалы. Памятные вещи. Материалы из собрания Государственного литературного музея» (М., 1992). Второй каталог вышел в 2011 г. И.А. Жел-ваковой на материалах герценовского фонда было написано несколько уникальных научно-популярных книг: «Дом в Сивцевом Вражке» (М., 1982); книга «Тогда. в Сивцевом» (прогулки по Сивцеву Вражку и воображаемые путешествия в прошлое старого московского переулка) выдержала пять переизданий (последнее - в сентябре 2013); «От Девичьего Поля до Елисейских Полей. Поиски и находки. Встречи и впечатления» (М., 2005); «Кружение сердец» (М., 2008) и издание этой же книги, посвященной сложным взаимоотношениям в семьях Герцена и Огарёва в переводе на французский язык; и, конечно, самое главное произведение - новая, непредвзятая биография Александра Герцена - «Герцен. ЖЗЛ» (М., «Молодая гвардия», 2010).
Открытие новой экспозиции в доме Герцена знаменует собой новый этап существования музея, давая возможность взглянуть на него объективным взглядом, свободным от прошлых хрестоматийных толкований. Заполнить некоторые белые пятна в его биографии, оставленные многими десятилетиями. Прочесть заново тексты Герцена, выверив их камертоном современности. Рассказать о жизни удивительного, не похожего ни на кого, Человека на все времена, поставившего идеал свободы личности во главу угла всей своей жизни.