Научная статья на тему 'Дом-музей Вальтера Гропиуса в Линкольне (штат Массачусетс США)'

Дом-музей Вальтера Гропиуса в Линкольне (штат Массачусетс США) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
524
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЬТЕР ГРОПИУС / СЕМЕЙНЫЙ ДОМ / ЛИНКОЛЬН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клевакин Александр Николаевич

Статья посвящена дому, спроектированному и построенному Вальтером Гропиусом, основателем всемирно известной школы Баухауз, в 1938 г. Выбор Линкольна, расположенного в пригороде Бостона, в качестве места проживания определялся близостью Гарварда. В архитектуре дома, помимо инновационных, использованы и традиционные для Новой Англии материалы. По своему построению планам и фасадам семейный дом Гропиус в Линкольне является воплощением идей Баухауза. После смерти хозяина дом был превращен в музей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дом-музей Вальтера Гропиуса в Линкольне (штат Массачусетс США)»

1. Кимеев В.М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника и функции. — Томск, 2008. — 452 с.

УДК 728/8/03(73)

ББК 85.113(7^)

А.Н. Клевакин, г. Новосибирск Дом-музей Вальтера Гропиуса в Линкольне (штат Массачусетс США)

Аннотация

Статья посвящена дому, спроектированному и построенному Вальтером Гропиусом, основателем всемирно известной школы Баухауз, в 1938 г. Выбор Линкольна, расположенного в пригороде Бостона, в качестве места проживания определялся близостью Гарварда. В архитектуре дома, помимо инновационных, использованы и традиционные для Новой Англии материалы. По своему построению — планам и фасадам — семейный дом Гропиус в Линкольне является воплощением идей Баухауза. После смерти хозяина дом был превращен в музей.

Ключевые слова: Вальтер Гропиус, семейный дом, Линкольн.

Дом для своей семьи в Линкольне (штат Массачусетс, США) архитектор Вальтер Гропиус спроектировал собственноручно. В доме и сейчас сохранились подлинные вещи и обустройство комнат, а на придомовой территории — возделанный хозяином и его женой ландшафт. Посещение дома-музея дает представление о мастерстве хозяина, искусстве ведения домашнего хозяйства, вкусах и предпочтениях хозяев.

После закрытия высшей школы строительства и художественного конструирования Баухауз ее руководитель Вальтер Гропиус вынужден был покинуть Германию. Сначала ему разрешили выезд в Англию, а в 1938 г. Гропиус получил предложение о работе на архитектурном отделении Гарвардского университета в США. Америка открывалась для мастера как страна, где Гропиус смог бы продолжить свою деятельность в роли пионера нового стиля в архитектуре и дизайне.

Недолго пожив в арендуемом доме, семья Гропиус приняла решение построить свой собственный. Жилище традиционного колониального стиля не устраивало ни самого Гропиуса, ни его жену Ильзу. Благодаря помощи мецената и покровителя Елены Storrow Гропиус получает двадцать тысяч долларов и возможность выбора в личное пользование участка в пригороде Бостона для будущего домовладения. Выбор Линкольна определялся близостью Гарварда и Конкорда, в котором располагалась гимназия дочери Гропиус.

По своему построению — планам и фасадам — семейный дом в Линкольне является воплощением идей Баухауза. Дом был организован в два уровня: первый — для публичной, второй — для приватной жизни. В доме четыре ванные комнаты — две на первом этаже и две на втором. Обустройство дома свидетельствует как о рациональности и взвешенности проектного решения, так и об ограниченности возможностей переселенцев (рис. 1).

Нацистский режим не позволил вывезти денежные средства из Германии. Гропиус смог взять только личные вещи и мебель, которые и составили основу обустройства комнат нового дома. Образцы экспериментальной мебели из гнутых металлических трубок и прочной ткани, созданной в Германии (столы, стулья, кровати, диван), расположились в кабинете, гостиной, двух спальных комнатах.

В цехах Баухауза по техническим требованиям Гропиуса из фанеры, клена и грецкого ореха был выполнен единственный экземпляр большого стола на двух человек. Два единомышленника — Гро-пиус и Бройер — должны были работать рядом. Разработанный в Дессау «двойной» стол переехал вместе с остальной мебелью в Америку и занял место в кабинете хозяина. Расположенное над столом ленточное окно открывает вид на участок яблоневого сада.

На втором этаже для дочери оборудуется отдельная комната. По решению отца четырнадцатилетний подросток получает автономное пространство. К спальне примыкает открытая терраса. С уровнем земли комната также связана отдельной винтовой лестницей. Это главное украшение фасада Ати, дочери Гропиуса, разрешалось использовать в любое время суток. Не нарушая покоя родителей, можно было покинуть семейный дом и вернуться обратно незамеченной.

В архитектуре дома помимо инновационных по тем временам материалов — стеклянных блоков, акустической штукатурки из пористого материала, хромированных перил, новой технологии в освещении гостиной, использовались традиционные для Новой Англии материалы — вертикальная вагонка в отделке комнат, пробковое покрытие пола комнат, кирпич и валуны. Больших размеров холодильник на кухне был подарен владельцу дома фирмой General Electrics.

Ландшафт вокруг дома был преобразован руками хозяев. Были посажены белая сосна, вяз, дуб, бук, розы. С восточной и западной сторон дома на деревянных шпалерах расположена виноградная лоза. Вместе зеленые насаждения обеспечивают укрытие частной жизни со стороны дороги. Еще одна виноградная лоза, выходящая на террасу второго этажа, была посажена, чтобы связать дом с окружающим пейзажем. Каменные стены, выложенные владельцем собственноручно, сочетаются с натуральными валунами.

Гараж был выстроен по совету миссис Storrow у подножия холма слева от входа в дом. В настоящее время в этом строении расположен офис дома-музея.

Сложение усилий семьи, близких, которые помогали в строительстве, привели к блестящему результату: дом Вальтера Гропиуса в Линкольне — это «счастливая амальгама» новой народной Англии и духа Баухауза.

При жизни хозяина дом Гропиуса был Меккой для знаменитостей. Об этом свидетельствуют записи в гостевой книге и сохранившиеся фотографии. Единственный экземпляр этой книги сберегается по традиции выходцев из Германии.

Дом с яблоневым садом на холме потерял своего хозяина в 1969 г. В оставленном завещании сообщается, что Гропиус любит свою жену Ильзу и доверяет ей дом. Миссис Гропиус выполнила намерение мужа и создала архив Вальтера Гропиуса в Гарварде. Этот архив пополнился семейными материалами и произведениями искусств из музеев и архивов Берлина.

Превратить семейный дом Вальтера Гропиуса после его смерти в музей (Gropius House) помогло частное Историческое общество охраны Новой Англии (Historic New England). Передача дома и его имущества обществу была осуществлена в 1979 г.

Рис. 1. Дом-музей Вальтера Гропиуса в Линкольне. Август 2013 г.

1. Сайт общества «Historic New England» [Электронный ресурс]. — URL: http://www. historicnewengland.org/.

УДК 72.71+719

ББК 79.0

Н.И. Павлова, г. Куйбышев (Новосибирская область)

Концепция создания городского историко-архитектурного музея-заповедника «Каинск исторический»

Аннотация

В данной статье изложен проект создания историко-архитектурного музея заповедника в старинном сибирском городе Куйбышеве (Каинске) Новосибирской области. Представлены цель и основные этапы создания городского историко-архитектурного музея-заповедника, его структура и направления будущей деятельности.

Ключевые слова: историко-архитектурный музей-заповедник, Музейный комплекс г. Куйбышева.

На территории современной Новосибирской области есть единственный город, который был когда-то уездным в Томской губернии. Город Каинск (современное название — Куйбышев) входит в число исторических городов России, созданных и получивших городской статус во второй половине XVIII в. — в период Екатерининских реформ. Город расположен в 315 км от административного центра области Новосибирска.

В Музейном комплексе г. Куйбышева совместно с Научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области (далее НПЦ НСО) был подготовлен проект создания в городе историко-архитектурного музея-заповедника, который станет основой сохранения и эффективного использования памятников истории, архитектуры, археологии, монументального искусства, а также исторических мест. Для реализации этой цели были выдвинуты следующие глобальные задачи:

- возродить исторический центр города как место наибольшей концентрации объектов исторического наследия. В частности, восстановления требуют Спасский собор, заброшенное православное кладбище;

- обеспечить сохранность объектов культурного наследия и их эффективное использование;

- расширить диапазон возможной работы музея с памятниками истории, архитектуры и археологии;

- создать в Куйбышевском районе достаточную туристскую инфраструктуру.

Основные этапы создания музея-заповедника, по мнению авторов проекта, следующие:

1. Анализ и выявление потенциала культурного и природного наследия, ландшафтных особенностей территории с целью подготовки историко-культурного опорного плана. Эта работа была проведена специалистами НПЦ НСО.

2. Определение границ музея-заповедника и режимов его территории (предлагаемая нами граница — объекты историко-культурного наследия г. Куйбышева и Куйбышевского района). На основе созданных на первых двух этапах планов разрабатывается генеральный план организации музея-заповедника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.