Научная статья на тему 'Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Москве'

Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Москве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
482
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ДОМА-МУЗЕЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА / МЕМОРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ МУЗЕЯ / HISTORY OF THE HOUSE-MUSEUM OF M.YU. LERMONTOV / THE MEMORIAL PART OF THE MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ленцова Валентина Брониславовна

В заметке изложена история сохранения и превращения в музей московского деревянного особняка, в котором прошла юность М.Ю. Лермонтова. Приведено краткое описание интерьера Дома-музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The House-Museum of M.Yu. Lermontov in Moscow

The article examines the history of the wooden mansion in Moscow where M.Yu. Lermontov lived in his younger years. Given is a brief description of the interior of the House-Museum.

Текст научной работы на тему «Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Москве»

В.Б. Ленцова

ДОМ-МУЗЕЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА В МОСКВЕ

Ленцова Валентина Брониславовна - заведующая Домом-музеем

М.Ю. Лермонтова в Москве.

...200 лет минуло с тех пор, как в Москве, в доме у Красных ворот, в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. по старому стилю родился Михаил Юрьевич Лермонтов, едва ли не самый юный среди гениев мировой литературы. Сам поэт всегда чувствовал свою духовную связь с первопрестольной столицей: «.Москва моя родина и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив».

В Москве сохранился лишь один дом на Малой Молчановке, в котором Лермонтов провел юность, стал поэтом. Этот деревянный одноэтажный ампирный особняк с мезонином является бесценным артефактом эпохи. Он построен после пожара 1812 г. московским купцом Петром Михайловичем Черновым для сдачи внаем. С августа 1829 по август 1832 г. его арендовала за 3 тыс. руб. бабушка поэта - Елизавета Алексеевна Арсеньева. Дом сдавался вместе с особым двором, колодцем, кухней и людской избой, конюшней, каретным сараем ледником, амбаром для хлеба. В числе обязанностей нанимателя, обычно оговариваемых в таких случаях, в п. 5 читаем: «О живущих при мне и приезжающих ко мне для жилья давать знать полиции».

Прошло более 100 лет, и вот единственный уцелевший лермонтовский дом в Москве по генеральному плану реконструкции города 1938 г. должен быть снесен. И тогда в борьбу вступил Андроников. С колоссальным трудом он смог убедить архитекторов, - авторов проекта, чуть-чуть сдвинуть красную линию - и особняк был спасен.

Ираклий Луарсабович Андроников прекрасно понимал значение этого дома для русской культуры. Блестящий ученый-историк, артист, великолепный знаток и популяризатор творчества М.Ю. Лермонтова, он мечтал, чтобы на Малой Молчановке открылся мемориальный музей поэта. 40 лет он бился

над тем, чтобы доказать подлинность дома, защитить его от сноса, по крохам собрать для музея все то, что прямо или косвенно относилось к Лермонтову.

Его усилиями 19 сентября 1954 г. на доме появилась мемориальная доска. В архивах Государственного литературного музея сохранились фотографии этого события. Открытие доски собрало много москвичей: пришли почитатели таланта Лермонтова, молодежь, видные деятели культуры. Это была важнейшая веха в мемориализации дома. До этого о жизни поэта в этих стенах знали только краеведы, архивисты, да еще старые жители арбатских переулков, которые хранили память о великом жильце особняка на Малой Молчановке. Мемориальная доска защитила дом от сноса, когда при строительстве Калининского проспекта рушились соседние дома, где когда-то жили друзья Лермонтова и где часто бывал он сам.

В 1977 г. в редакцию «Литературной газеты» пришло письмо за подписью Андроникова и других выдающихся деятелей культуры, таких как поэт П. Антокольский, литературовед Э.Г. Герштейн, народная артистка СССР Е.Н. Гоголева, литературовед Т.А. Иванова, заслуженный деятель искусств РСФСР Н.П. Пахомов, архитектор В.М. Смирнов. В нем содержалась просьба открыть в старинном доме музей Лермонтова: «Этот период в жизни Лермонтова, чрезвычайно важный для формирования его общественных и эстетических идеалов, совпадает с годами учения в Московском университете... Глубокий интерес к традициям освободительного движения, к отечественной и мировой литературе, к философии и истории отличает поэта. Открытие в Москве музея М.Ю. Лермонтова будет данью всенародной любви русскому поэту».

Возможно, подействовала риторика письма, а может, просто пришло время осознания необходимости такого шага, но только дом Лермонтова был наконец передан Государственному литературному музею, директором которого в ту пору была Наталья Владимировна Шахалова. С Андрониковым ее связывало многолетнее сотрудничество и истинная дружба. Началась методичная кропотливая работа по воссозданию первоначального облика дома, подбору экспонатов, по формированию концепции музея. 19 февраля 1981 г. состоялось долгожданное событие - Дом-музей Лермонтова на Малой Молчановке был открыт для посетителей. И первым почетным гостем музея стал, конечно, Ираклий Луарсабович Андроников.

Мемориальная часть дома представляет собой восстановленные интерьеры московского особняка 1830-х годов с подобранными по типологии предметами мебели, декоративно-прикладного искусства и материалами лермонтовской коллекции Государственного литературного музея, включающей в себя подлинные фамильные портреты, рисунки и картины Лермонтова, книги с его автографами. В вводной комнате, служившей в старину сенями, посетителю бросается в глаза мраморная мемориальная доска с дома у Крас-

ных ворот, где родился поэт. Надпись сделана по старой орфографии. Это все, что осталось от того дома. Здесь же вывешен лист газеты «Московские ведомости» от 3 октября 1814 г., который рассказывает о событиях того дня, внешне ничем не примечательного для жителей Москвы.

Традиционную анфиладу на первом этаже открывает комната, в которой когда-то жила бабушка поэта Е.А. Арсеньева. На ее письменном столе учебник математики, принадлежавший внуку Мише, в ту пору учащемуся Московского благородного пансиона. В экспозиции представлен акварельный портрет испанца с кинжалом. Его автор - Лермонтов, которого в московские годы увлекала легенда об испанском происхождении своего рода. Не зная еще про свои шотландские корни, он подписывал письма и стихи именем испанского герцога Лерма, о котором прочитал в романтических сочинениях Шиллера. Мебель отвечает функциональному назначению комнаты и соответствует эпохе - дамский письменный стол, туалет с зеркалом, ширма, кушетка рекамье, столик для рукоделия.

Малая гостиная, куда попадаем из комнаты бабушки, была местом собраний bande-joyeuse (веселая компания - фр.), о которой впоследствии вспомнит Лермонтов в письме к С.А. Бахметевой из Петербурга (1832). На стенах - портреты, многие из которых написаны самим Лермонтовым. В образе испанской монахини изображена, как принято думать, Варвара Александровна Лопухина - глубокое чувство к ней Лермонтов пронес через всю жизнь. Напротив - красавец Алексей Столыпин (Монго), в шутку нарисованный Лермонтовым в наряде курда, - друг, родственник, секундант Лермонтова на роковой дуэли с Мартыновым. Жемчужина музейной коллекции -автопортрет Лермонтова, который когда-то хранился у В. А. Лопухиной. Ревнивый муж потребовал у супруги избавиться от всего, что напоминало бы ей о Лермонтове. Автопортрет она чудом сберегла. Потом он хранился в Германии. На родину его вернул И.Л. Андроников. Гостиная обставлена мебелью стиля «жакоб», популярного в Москве 1830-х годов.

Самая просторная комната в доме - зала, или большая гостиная, здесь танцевали и пели, устраивали музыкальные вечера. Об этом напоминает изысканный инструмент - тафель-клавир. По воспоминаниям современников, Лермонтов играл на скрипке, фортепьяно, флейте, возможно, брал уроки игры на гитаре. На фамильных портретах, выполненных неизвестными художниками, изображены рано скончавшаяся от чахотки мать Лермонтова - Мария Михайловна; не простившая ее смерти зятю Елизавета Алексеевна Арсеньева, в красной шали по тогдашней моде, и Мишель Лермонтов в детском платье. Здесь же в экспозиции представлены четыре масляные картины Лермонтова с видами Кавказа: «Вид Тифлиса», «Вид Пятигорска», «Перестрелка в горах Дагестана» и «Нападение». Все творчество Лермонтова

неразрывно связано с Кавказом. В этом романтическом краю он впервые побывал в детстве и с тех пор полюбил его всем сердцем.

Кульминация рассказа о доме юности поэта - комната Лермонтова, которая находится в мезонине. Она задумана как кабинет студента, что и определяет ее убранство: бюро, книжные шкафы, мольберт для рисования, простая кушетка, шахматный столик с набором шахмат. Все это отражает увлечения Лермонтова московской поры - поэзия, чтение, математика, музыка, рисование, шахматы. В шкафах - библиотека подлинных книг первой трети XIX в. Лермонтов читал на трех иностранных языках - французском, немецком и английском. Его кумиром был Наполеон Бонапарт. Бюст великого полководца - на бюро.

Весной 2014 г., в канун 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова, музей на Малой Молчановке вновь открылся после реставрации. Снова, как и в прежние времена, к нему выстроилась очередь из посетителей, среди которых много школьников. Работе с ними музей уделяет особое внимание. Ведь Лермонтов жил на Малой Молчановке как раз в годы учебы - сначала в Московском благородном пансионе, затем - в Московском университете.

Лермонтов - творец не только поэтических шедевров, но и музыкант, и художник. Поэтому из года в год музей открывает двери перед одаренными детьми, которые читают стихи, рисуют, исполняют музыкальные произведения. Осенью 2014 г. в музее с успехом прошла выставка школьных рисунков. Ученики московской школы № 1955 рисовали дом на Малой Молчановке. Работы получились настолько яркими, что появилась идея издать альбом. В результате гости музея получили изысканный подарок - прекрасно изданную брошюру.

Выставки, проходящие в музее, всегда носят информационно-образовательный характер. В качестве примера можно привести выставку «Вчера я приехал в Пятигорск», посвященную Кавказу. Подлинные картины, рисунки и фотографии соседствовали там с современными экспонатами (буркой, шашкой, кинжалом). Все вместе взятое имело целью заинтересовать, пробудить желание читать книги о Кавказе. А значит, читать Лермонтова.

Уникальным явлением стала выставка, посвященная затонувшему круиз-ному лайнеру «Михаил Лермонтов». Это была невиданная доселе попытка на материалах частной коллекции провести параллель между судьбой Лермонтова и теплохода, названного его именем. У них действительно оказалось много общего: уникальность, слава, трагическая гибель. Посетители получали опыт эмоционального сопереживания не только через иллюстрированную историю корабля, но и через видеоряд - за десять минут, под аккомпанемент гениальной музыки Д.Д. Шостаковича (по стечению обстоятельств

он был пассажиром первого рейса теплохода «Михаил Лермонтов»), пронеслась короткая история жизни корабля1.

В заключение хотелось бы рассказать о том, как во дворе нашего Дома-музея «гостила» зимой 2015 г. скульптура А.С. Пушкина. Ее автор - знаменитый скульптор А.И. Рукавишников, чья мастерская находится по соседству, на Большой Молчановке. Как известно, Лермонтов ни разу не встретился со своим кумиром, и у нас появилась идея устроить их «встречу». С согласия Руковишникова, скульптура Пушкина перебралась в соседний двор. Появление Пушкина, запечатленного художником в задумчивой позе, лежащим на кушетке, вызвало огромный интерес у посетителей. Цель - привлечь внимание гостей музея - была достигнута.

Сегодня Дом-музей М.Ю. Лермонтова - один из самых посещаемых литературных музеев Москвы. Только в 2015 г. с лермонтовской экспозицией познакомились 21 820 человек, была проведена 721 экскурсия. 19 февраля 2016 г. музею на Малой Молчановке исполнилось 35 лет. Возраст небольшой. Многое сделано, но еще больше предстоит.

1. Восьмипалубный лайнер «М.Ю. Лермонтов» был построен в ГДР в 1972 г. по одному проекту с четырьмя другими теплоходами, также названными в честь поэтов — А. Пушкина, Т. Шевченко, И. Франко, Ш. Руставели. Длина судна достигала 155 м, ширина — 23 м. Теплоход затонул на глубине 33 м у берегов Новой Зеландии, напоровшись днищем о скалу. В течение трех часов были спасены 750 его пассажиров (один человек погиб). Катастрофа произошла в 1986 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.