Научная статья на тему 'Дом и сад как важнейшие хронотопы в творчестве А. П. Чехова'

Дом и сад как важнейшие хронотопы в творчестве А. П. Чехова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2535
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.П. Чехов / дом / сад / творчество Чехова / A.P. Chekhov / home / garden / creativity Chekhov

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петракова Л.Г.

Аннотация: в статье автором проанализированы образы дома и сада в творчестве А.П. Чехова, выделены взаимосвязи, черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: In this article the author analyzes the images of the house and garden in the works of A.P. Chekhov highlighted interconnection lines.

Текст научной работы на тему «Дом и сад как важнейшие хронотопы в творчестве А. П. Чехова»

Петракова Л.Г.

ДОМ И САД КАК ВАЖНЕЙШИЕ ХРОНОТОПЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: А.П. Чехов, дом, сад, творчество Чехова.

Аннотация: в статье автором проанализированы образы дома и сада в творчестве А.П. Чехова, выделены взаимосвязи, черты.

Keywords: A.P. Chekhov, home, garden, creativity Chekhov.

Abstract: In this article the author analyzes the images of the house and garden in the works of A.P. Chekhov highlighted interconnection lines.

Жизнь героев в системе повторяющихся мотивов, в системе отражений, которые определяют стандартность их мышления, проявляется и в своеобразии хронотопических образов. Чеховские герои боятся открытого пространства, существование чеховских персонажей, как правило, ограничено стенами дома, служебного кабинета, присутственного места, номера гостиницы. Отсюда и своеобразие чеховского хронотопа. Поскольку для Чехова важным является не время события, а время переживания, то организация времени и пространства в его произведениях подчинена задаче процессуального воплощения чувств, эмоций в их сложнейших внутренних потенциях.

Независимо от того, происходит ли что-либо со временем и пространством, герой остается неизменным. Даже в кратком временном отрезке и локальном пространстве герой не успевает за временем. Нельзя говорить о возможности прозрения персонажей. Истина открывается, когда изменить уже ничего невозможно. Крик души: «Пропала жизнь!» - означает только, что герой не успел за временем, не догнал его. В «Скрипке Ротшильда» Яков вспоминает, как он сидел на берегу реки. Статика, неподвижность - один из вариантов существования героя и принцип организации чеховского хронотопа, в котором жизнь движется мимо человека.

Чеховский хронотоп носит парадоксальный характер: движение без движения, время без времени, когда что-то должно меняться, а ничего не меняется.

Дом - важнейший хронотоп в прозе и в драматургии Чехова. В доме не просто живут, дом становится предметом размышлений и писателя, и его персонажей. Представляя личное пространство человека, дом является свидетелем человеческих судеб, может

напоминать о детстве, о людях, живущих в нем, рассказать об их характерах. По утверждению М.О. Горячевой, мысль о существовании непосредственной связи между обстановкой, окружающей человека, и его образом жизни и мыслей - устойчивая тема в творчестве Чехова . Чехов находит взаимосвязь между внешним обликом дома и характером его обитателей. Речь идет не столько о помещениях как таковых, сколько о неком психологическом комплексе, связанном у человека с детством, с теплотой семейного очага или с отсутствием греющих душу воспоминаний. При том, что поэзия дома, домашнего уюта прямо не отрицается и признается одной из ценностей жизни, у Чехова, как правило, отсутствуют сюжетные ситуации, где человек и его дом изображались бы в гармоническом соответствии. Многим чеховским героям не живется в их уютных домах, а другим вообще не дано их обрести.

В рассказе «Приданое» (1883) намечаются некоторые смысловые начала, которые впоследствии получат развитие в чеховском мире: с ограниченностью и замкнутостью пространства связана примитивность человеческого существования. Этот микромир можно сопоставить с описанием степного хутора в рассказе «Печенег» (1897), где также есть ограничивающие, замыкающие элементы: «невысокий дом и двор, обнесены забором из темного плитняка», «окна маленькие, узенькие, точно прищуренные глаза», «комнаты душные, с низкими потолками» . Жизнь в этом пространстве такая же уединенная.

Чрезмерное стремление чеховских героев к уюту, удобствам жизни оборачивается для них невосполнимыми духовными потерями. Уютный дом для чеховских героев не становится местом, где они могут быть счастливы. В их сознании даже родное гнездо становится чем-то узким, противостоящим большому миру.

В повести «Моя жизнь» (1896) при описании домов, какими застроил город архитектор Полознев, выделяются черты, ограничивающие пространство. Осуждение Мисаилом отца выражается в отношении к домам, выстроенным по его проекту. Он убежден, что его отец - бездарный человек, который, будучи единственным архитектором в городе, за последние пятнадцать-двадцать лет не построил «ни одного порядочного дома». Высмеивая «неясную, крайне спутанную, куцую» архитекторскую идею отца, Полознев-младший не желает мириться с его жизненными устоями. Мучительные поиски своей жизненной дороги сопровождаются разрывом семейных связей. Самоопределение героев в личном пространстве зависит от стремления к личной свободе и способности ее обрести.

Традиционная семантика «дома» как пространства личного, защищающего, оберегающего у Чехова переосмысливается. Оппозиция «дом - мир» служит противопоставлению малого и большого пространства, микро- и макромира.

Но при том, что поэзия дома, домашнего уюта прямо не отрицается и признается одной из ценностей жизни, у Чехова, как правило, отсутствуют сюжетные ситуации, где человек и его дом изображались бы как гармоничное проявление бытия. Многим чеховским героям не живется в их уютных домах. Из своего дома с цветами три сестры хотят уехать в далекую, но желанную Москву. Родной дом покидает Нина Заречная. Аркадина дому на берегу прекрасного озера предпочитает душный номер гостиницы, где она будет готовить новую роль. Мотив потери дома - один из господствующих в поэтике Чехова.

В чеховских произведениях существуют две разнонаправленные тенденции - сильное стремление героев на родину, когда они оказываются на чужбине, и не менее сильное желание покинуть родной дом ради «большого мира».

Возвращаясь в родные места, герои часто чувствуют разочарование от встречи с ними. В повести «Три года» (1895) Юлия Лаптева, приехав в родной город, увидела «дома маленькими, точно кто приплюснул их» , и ей «при воспоминании о прежних подругах и о девичьей жизни не становилось грустно и не было жаль прошлого» . Герой повести «Мужики» (1897), вернувшись на родину, стремится обратно: «хоть бы одним глазом на Москву взглянуть! Хоть бы она приснилась мне, матушка!». Возвращение на родину только усиливает желание героев переместиться в другое пространство, воспринимаемое не как «чужбина», а как «большой» мир.

Те же негативные характеристики повторяются в рассказе «Ионыч» (1898): приобретение домов не приносит счастья Старцеву, не имея главного - уюта и тепла семейного очага, - он остается бездомным. Традиционно считается, что дом Туркиных - воплощение обывательской пошлости, однако Б.С. Дыханова доказывает обратное, считая, что «репутация "самой образованной и талантливой семьи" вовсе не столь беспочвенна у Чехова, как это принято считать» . Старцев влюбляется в Екатерину Ивановну потому, что она открыта, обладает "сердечной простотой", излучает теплое доверие к людям. Атмосфера семейного очага Туркиных с его культом семейных увлечений и наивной салонностью свободна от какого бы то ни было прагматизма. Самые счастливые мгновения в жизни Старцева связаны именно с домом и садом Туркиных, а его окончательный разрыв с их миром завершает историю Дмитрия Ионыча Старцева.

Образы дома и сада в этом произведении аккумулируют все, что наполняет жизнь радостью. Именно с ними связаны красота природы, доносящаяся из городского сада музыка, пение соловьев и тепло семейного очага. Все это утверждает самодостаточность и полноту жизни Туркиных-старших, в которой нет социальных притязаний и которая приемлет только то, что сохраняет дом как семейное прибежище, надежно защищающее от равнодушия и холода внешнего мира.

Отношение к дому как имуществу, объекту вложения капитала - в чеховском мире свидетельство духовной ущербности человека. Ионыч, владеющий имением и двумя домами и присматривающий себе третий, не имеет главного - уюта, тепла домашнего очага, в бытовом и в духовном смысле он фактически бездомен, его существование бессмысленно. В отличие от Старцева, у Туркиных есть главное - равновесие между духовным и бытовым, семейная гармония, которая помогает им достойно переживать трудности и не утратить «сердечную простоту» в отношениях с окружающими.

Хронотоп сада - один из основополагающих в творчестве А.П. Чехова. Сад является на символическом уровне неявной проекцией утраченного рая. В семантике сада у Чехова важен мотив исчезновения, гибели. В повести «Чёрный монах» сопрягаются быт и бытие, дом земной и небесный. Порывая с житейским или духовным, человек в равной мере отторгается от совокупного целого, гармонии духовного и бытового. Такова и жизнь Коврина, пожертвовавшего земным во имя духовного, и существование Песоцких (чья «жизнь ушла в сад»), посвятивших себя возделыванию сада земного, подчас издевающихся над природной красотой ради прибыли или декоративного эффекта, закончившееся смертью Егора Семеныча и гибелью сада.

В «Черном монахе» судьба сада становится метафорой жизни персонажей: вслед за прекрасным цветением, молодостью и радостью наступает неминуемая смерть. Пожалуй, единственное, на что способен человек, - своевременно ценить те мгновения счастья, которые ему даны. К сожалению, Коврин понимает это тогда, когда для него все потеряно.

Образы дома и сада в творчестве Чехова многолики. Они предстают перед читателями и как топосы, связанные с жизнью находящихся в них людей, определяющие их мироощущение, и как мифологическое пространство, сопряженное не только с бытом, но и с бытием, обращенное в вечность.

Мотивы «дома» и «сада» в образных повторах высвечивают деформацию некогда устойчивых и сословно регламентированных законов человеческой жизни. Обрушившиеся сословные перегородки, как оказалось, вовсе не способствовали общественному объединению, согласию, дом перестал быть «крепостью», потому что все, что наполняло его теплом и уютом, исчезло. Чехов так же, как его великие современники - Толстой, Лесков, Достоевский, - осознает остроту сложившейся общественной ситуации, которую невозможно разрешить ни реставрацией старого быта, ни искусственно насаждаемой идеологией.

Список литературы

1. Горячева М.О. Проблема пространства в художественном мире А.П. Чехова: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / М.О. Горячева. - М., 1992. - 232 c.

2. Дыханова Б.С. Утрата без обретений (эстетическая информативность рассказа А.П. Чехова «Ионыч») / Б.С. Дыханова // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2004. - № 2. - С. 1922.

Гура Г. М.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: универсальная электронная карта, государственные и муниципальные услуги, функции УЭК, электронные приложения, электронный паспорт.

Аннотация: Универсальная электронная карта - новый формат носителя информации. В статье проанализированы основные возможности универсальной электронной карты, порядок ее предоставления гражданам, порядок использования, а также преимущества этого уникального средства.

Keywords: universal electronic card, state and municipal services, UEC function, e-applications, e-passport.

Abstract: The universal electronic card - a new media format. The article analyzes the main features of the universal electronic card, the procedure for providing citizens how to use and the benefits of this unique tool.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.