Научная статья на тему 'Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное посо бие. Москва; Ростов н/Д 2008'

Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное посо бие. Москва; Ростов н/Д 2008 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное посо бие. Москва; Ростов н/Д 2008»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2008. № 6

Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Москва; Ростов н/Д, 2008. 272 с.

Г.П. Долженко - заведующий кафедрой общей географии, краеведения и туризма Южного федерального университета уже не один десяток лет занимается проблемами экскурсоведения. Он не только крупный ученый, но и практикующий экскурсовод. Под его руководством и при непосредственном участии разработаны и внедрены экскурсии по Ростову-на-Дону как обзорного, так и тематического характера. В качестве исследователя он известен многочисленными статьями, методическими разработками, пособиями по экскурсоведению для студентов вузов.

В последние 3-4 года в связи с активным возвращением экскурсий в туристский бизнес появился ряд серьезных крупных работ, посвященных проблемам экскурсоведения. В этом ряду стоит и рецензируемое пособие, обладающее целым комплексом положительных черт. Во-первых, оно написано прекрасным литературным языком. Это необычайно важно именно для учебного процесса. Студенты не только опираются на лекции, практические занятия и семинары при освоении курса, они обязаны пользоваться для подготовки к экзаменам различными учебными пособиями. В отличие, например, от работ Б.В. Емельянова, которые, конечно, заслуженно пользуются высокой репутацией, пособие Г.П. Долженко легче усваивается. Оно написано эмоционально, подчас напоминая художественную прозу, понятно, без излишних включений наукообразных терминов. Вместе с тем может быть следует на с. 69, в первом абзаце исключить слово «клондайк» и заменить его на иное, более понятное и соответствующее литературному стилю работы.

Во-вторых, автор, опираясь на свой опыт и преподавателя, и практикующего экскурсовода, дал понятную для студентов схему подготовки экскурсии. Он абсолютно верно расставил акценты, выделил самое главное и подчеркнул второстепенное в этом непростом процессе разработки новой экскурсии.

Более того, он, как никто другой среди педагогов, проиллюстрировал теоретическую схему практическими предложениями конкретных экскурсий. Это прекрасная методическая находка, которая ставит учебное пособие Г.П. Долженко в список одних из самых необходимых и важных пособий для учебного процесса по экскурсоведению.

Структура работы достаточно ясна и в ней четко расставлены акценты. Это история складывания экскурсионной школы в Российской Империи, Советском Союзе и Российской Федерации; далее - методика экскурсионной работы и, наконец, третья составляющая учебного пособия - практическая часть, в которой даны конкретные рекомендации по подготовке и проведению основных типов экскурсий.

Вместе с тем хотелось бы пожелать при последующих переизданиях учебного пособия обратить внимание на недостаточное освещение роли таких исследователей, как И.М. Гревс и его петербургской экскурсионной школы начала XX в. Вероятно, стоило бы рассказать подробнее и о достижениях советского периода при создании грандиозного экскурсионного маршрута «Золотое кольцо России». О нем практически ничего не сказано.

Не совсем видится аргументированным выделение в отдельный раздел 6.1. постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС о ту-ристско-экскурсионном деле. С одной стороны, это было не только КПСС, но и ВКП (б), с другой - может уместнее озаглавить раздел следующим образом: «Роль советского государства в становлении туристско-экскурсионного дела».

Касаясь современного состояния экскурсионной жизни, автор учебного пособия абсолютно прав, подчеркивая ее противоречивую картину. Но вместе с тем ему необходимо четче сформулировать свою точку зрения. С одной стороны, по мнению Г.П. Долженко, «...экскурсионное дело ... начало чахнуть, что несомненно представляет закономерное явление», а с другой - «...экскурсионному делу не дано быть похороненным». Надо определиться: или экскурсионное дело не погибнет, или его кризис закономерен.

Повторимся, подобные замечания свойственны любой работе, они направлены не на критику всего исследования Г.П. Долженко, а на отдельные досадные пробелы в нем. В целом рецензируемое учебное пособие заслуживает самой высокой оценки. Оно будет с благодарностью воспринято педагогами различных регионов нашей страны, так как в нем найден верный методический подход подачи материала на лекции.

Учебное пособие в значительной степени носит новаторский характер. Автор, опираясь на значительный опыт предшествующих работ по экс-курсоведению, основное внимание уделил практическим вопросам непосредственной деятельности экскурсоводов. Как положительную сторону пособия необходимо отметить наличие в нем большого раздела, раскрывающего на конкретных примерах такие основные понятия в экскурсоведе-нии, как тематическая экскурсия, обзорная экскурсия, контрольный и индивидуальный тексты и т.д.

Развивая в первую очередь учебное наследие в области экскурсоведения Б.В. Емельянова, работа Г.П. Долженко удачно сочетает преемственность и новации, традиции и перспективу дальнейшего совершенствования практики ведения экскурсий.

Рецензируемое пособие написано на высоком научном уровне. Оно удачно сочетает теоретические воззрения автора и его практические разработки. Опираясь на исследования в области становления и развития отечественной экскурсионной школы, оно связывает современное состояние экскурсоведения с прошедшими эпохами, подчеркивает то положительное, что было накоплено за минувшие полтора столетия. Вместе с тем оно удачно обобщает нынешний практический опыт и дает рекомендации для его развития.

В учебном пособии подавляющая часть текста относится к практике разработки, организации и ведения экскурсий. Именно практичность составляет особую ценность исследования.

Из наиболее актуальных проблем современного экскурсоведения особое место в пособии нашли вопросы организации и проведения экскурсий на религиозную тематику для светских групп в действующих храмах. Автор осветил данную тематику в отдельном разделе. Он, опираясь не только на личный практический опыт, но и на рекомендации Русской Православной Церкви, местных духовных властей, составил подробный перечень методических приемов и методов показа при проведении экскурсий на религиозную тематику.

Рецензируемое пособие полностью опирается на примерную учебную программу по экскурсоведению. Автор подробно разбирает основополагающие элементы экскурсионной теории и практики.

Пособие всецело отвечает квалификационным характеристикам выпускника по направлению подготовки 100200 (специальности 100201) «Туризм». Учебный материал ориентирован на формирование у выпускника компетенций, необходимых для занятий сервисной, производственно-технологической, организационной, управленческой деятельностью и выполнения должностных обязанностей.

С.А. Малышкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.