Научная статья на тему 'Долговечность железобетонных и металлических конструкций подземного сооружения'

Долговечность железобетонных и металлических конструкций подземного сооружения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
306
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОВЕЧНОСТЬ / БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ПОДЗЕМНОЕ СООРУЖЕНИЕ / ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ / ОБСЛЕДОВАНИЕ / КОРРОЗИОННОЕ ПОРАЖЕНИЕ / DURABILITY / CONCRETE AND REINFORCED CONCRETE STRUCTURES / UNDERGROUND CONSTRUCTION / WATERPROOFING / INSPECTION / CORROSION DAMAGE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сысоев А.К.

Долговечность железобетонных и металлических конструкций подземного сооружения зависит от принятого конструктивного решения дорожной одежды над сооружением и гидроизоляции сооружения как наиболее уязвимой части сооружения. В статье рассмотрены результаты обследования состояния несущих железобетонных и металлических конструкций, плит перекрытий и гидроизоляционного покрытия музыкального театра г. Ростова наДону. Несоблюдение технологических требований при изготовлении гидроизоляции покрытия в подземном гараже привело к коррозионному поражению металлоконструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сысоев А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Durability of reinforced concrete and metal structures underground structure

The durability of reinforced concrete and metal structures of the underground structure depends on the design decision of the pavement over the construction and waterproofing of the structure as the most vulnerable part of the structure. The article considers the results of the survey of the state of reinforced concrete and metal structures, slabs and waterproofing coating of the musical theater in Rostov on don.Non-compliance with technological requirements in the manufacture of waterproofing coating in the underground garage led to corrosion damage to metal structures

Текст научной работы на тему «Долговечность железобетонных и металлических конструкций подземного сооружения»

Долговечность железобетонных и металлических конструкций

подземного сооружения

А.К.Сысоев Донской государственный технический университет

Аннотация: Долговечность железобетонных и металлических конструкций подземного сооружения зависит от принятого конструктивного решения дорожной одежды над сооружением и гидроизоляции сооружения как наиболее уязвимой части сооружения. В статье рассмотрены результаты обследования состояния несущих железобетонных и металлических конструкций, плит перекрытий и гидроизоляционного покрытия музыкального театра в г. Ростова - на - Дону.

Несоблюдение технологических требований при изготовлении гидроизоляции покрытия в подземном гараже привело к коррозионному поражению металлоконструкций. Ключевые слова: долговечность, бетонные и железобетонные конструкции, подземное сооружение, гидроизоляция, обследование, коррозионное поражение.

При строительстве многих объектов в больших городах включается подземная парковка или подземный паркинг, которые размещают под землей различных зданий и сооружений. Несмотря на преимущества размещения гаражей в подземном помещении к ним предъявляют особые требования как к сложному многофункциональному сооружению. Самым сложным и ответственным этапом возведения подземного гаража является гидроизоляция сооружения [1-7].

Целью обследования явилась оценка фактического состояния железобетонных и металлических несущих конструкций (балок, оголовков и колонн) подземного гаража, расположенного под зданием музыкального театра в г. Ростове - на - Дону.

Обследование существующих конструкций выполнялось по существующим стандартам [СП 13-102-2003, СТО 02495307-006-2009, ГОСТ 31937-201, СНК РК1.04-04-2002] и включало:

- предварительный анализ условий эксплуатации конструкций;

- выявление дефектов и участков, подвергнутых значительному коррозионному поражению;

- оценку состояния гидроизоляции перекрытия;

- степень коррозионного повреждения металлических элементов и определение их остаточного ресурса;

- определение расположения арматуры и величины защитного слоя бетона в колоннах;

- определение глубины карбонизации бетона защитного слоя арматуры;

- определение фактической прочности бетона колонн, сборных пустотных плит перекрытия и монолитных участков перекрытия методом отрыва со скалыванием и ультразвуковым методом.

Краткая характеристика строительных конструкций Существующее перекрытие подземной автопарковки представляет собой систему продольных и поперечных балок с общими размерами в плане 36х163м.

Поверх перекрытия размещается разнообразная система газонов, тротуаров, бассейнов с фонтанами.

Основными несущими конструктивными элементами автопарковки являются пустотные плиты перекрытия ПК 60.12 -8АТУТ заводского изготовления, опирающиеся на металлические двутавровые балки и поддерживаемые сборными железобетонными колонами сечением 400*400 мм с металлическими оголовками. Металлические оголовки обмуровываются кирпичом и оштукатуриваются.

В ходе визуального обследования были выявлены многочисленные следы протечки дождевой воды через перекрытие, проявляющиеся, главным образом, в местах опирания пустотных плит и монолитных участков на металлические балки. Результатом этого явилось коррозионное поражение отдельных металлических оголовков и несущих металлических балок. В отдельных местах обнаружено сильное выщелачивание бетона в виде белых потеков и «сталактитов».

В 2006 году ЗАО «Триада - Холдинг» г. Москва проводил обследование состояния несущих строительных конструкций перекрытия автопарковки музыкального театра [9]. При этом были выявлены следующие основные недостатки:

-установлено, что существующая гидроизоляция не обеспечивает герметизацию и поступления воды во внутреннее помещение автопарковки; -имеется разрушение штукатурного покрытия оголовков;

- отсутствие местами антикоррозионных покрытий металлических конструкций;

- имеются на поверхности бетона плит и монолитных участков следы протечек воды, солей и отслоившейся побелки;

- глубина нейтрализации бетона многопустотных плит не превышает 12 мм, толщина защитного слоя 20 мм;

- глубина нейтрализации бетона монолитных участков в пролете Х-Ц не превышает 15 мм при толщине защитного слоя 25 мм;

- фактический класс бетона плит перекрытия составляет В22,5, что соответствует марке по прочности М300, монолитных участков - В15, что соответствует марке по прочности М200, а для колонн В25, что соответствует марке по прочности М350.

В целом состояние сооружения удовлетворительное, а для его надлежащей эксплуатации рекомендован ряд незначительных мероприятий.

Однако, по истечении 7 лет, значительно ухудшилось состояние гидроизоляции, что потребовало дополнительного обследования.

Состояние гидроизоляции

При визуальном обследовании было сделано предположение о том, что основной причиной обнаруженных дефектов является недостаточная гидроизоляция под подстилающим слоем тротуарных плит. В связи с этим из

тротуарного покрытия перед фасадом здания театра в пяти местах, под которыми находятся наиболее поврежденные участки металлических конструкций, было произведено изъятие тротуарных плит, удаление подстилающего песчаного слоя до гидроизоляции

Было установлено и подтверждено, что основным источником возникновения коррозии металлических балок является не герметичность существующей гидроизоляции. Практически на всех обследуемых участках имеются подтеки от просачивания воды через бетон и швы между плитами. Особенно это проявляется на деформационном шве.

Для проверки на герметичность гидроизоляции были произведены вскрытия участков с тротуарной плиткой (рис.1). Испытания на герметичность проводилось двумя способами: методом пролива и проверка герметичности с помощью прибора конструкции РНИИ АКХ им. К.Д. Памфилова.

Рис.1 - Испытание гидроизоляционного покрытия прибором РНИИ АКХ

Данный прибор позволяет проверить водонепроницаемость и адгезию между гидроизоляционным покрытием и основанием. Отобранные пробы из гидроизоляционного покрытия должны были бы проверены на гибкость. Но представленные образцы гидроизоляционного покрытия - хрупкие и негерметичные материалы и испытать их на гибкость не представляется возможным. По этой причине оценку состояния гидроизоляции оценивали только по нескольким параметрам (см. табл.1).

В табл.1 представленные результаты п.2-п.6 являются среднеарифметическими значениями трех результатов испытаний.

Проведенный визуальный осмотр состояния гидроизоляции показал, что состояние гидроизоляции можно оценить, как неудовлетворительное и аварийное. Признаком неудовлетворительного состояния гидроизоляции являются следы выщелачивания бетона, потеки и ржавчина на металле на конструкциях автопарковке. Отмечена также большая течь в деформационном шве.

Таблица №1

Герметичность гидроизоляции

№ Показатели Номер шурфа

п/п 1 2 3 4 5

1 Визуальный трещины Трещины, Трещины Трещины Трещины,

осмотр отслоения отслоения

2 Испытание на Не Не Не Не Не

пролив выдержал выдержал выдержал выдержал выдержал

3 Испытание на Не Не Не Не Не

приборе выдержал выдержал выдержал выдержал выдержал

РНИИ АКХ

4 Гибкость покрытия Не Не Не Не Не

выдержал выдержал выдержал выдержал выдержал

5 Толщина 3-4 мм 3-4 мм 3-4 мм 4,0 мм 3-4 мм

гидроизоляции

6 Адгезия с Нет Нет Менее Нет Нет

основанием, 0,05 МПа

МПа

Отбор проб для испытаний и сами испытания показали, что гидроизоляционное покрытие не обеспечивает необходимой герметичности.

Состояние гидроизоляции оценивается как непригодное [ГОСТ 27.002-89(2005)].

Состояние металлических конструкций автостоянки

Проведенный визуальный осмотр состояния оголовков до вскрытия показал их значительное ухудшение внешнего вида: значительно увеличился % оголовков с видимыми трещинами и разрушением штукатурного слоя, происходит постоянное замачивание оголовков и увеличивается поражение защитного покрытия.

В результате вскрытия 12 оголовков было установлено, что их состояние можно оценить, как удовлетворительное. Во многих оголовках сохранилось защитное покрытие, а наличие на некоторых начало коррозионного поражения не влияет на несущую способность конструкции.

Причина начала коррозионного поражения - отсутствие надежной гидроизоляции сооружения.

В результате выборочного обследования состояние металлоконструкции

металлических оголовков можно оценить как удовлетворительное (общий износ в % до 10%). Коэффициент условий работы К=0,85 и категория технического состояния 2. Требуется текущий ремонт.

Состояние антикоррозионной защиты на металлоконструкциях может оценено как неисправное [ГОСТ 27.002-89(2005)].

С целью сохранения металлоконструкций необходимо восстановить антикоррозионную защиту, а на не которых выполнить заново.

Состояние металлоконструкций балок

При проведении визуального обследования (Рис. 2,3) было установлено, что многие металлические конструкции подверглись воздействию осадков из-за ненадежной гидроизоляции. При этом на металлоконструкциях основным видов коррозии является сплошная и неравномерная.

Рис.2 -Внешний вид поражения металлоконструкции

Рис.3 - Измерение толщины корродированного слоя металлоконструкции

Основное коррозионное поражение получили конструкции, над которыми была повреждена гидроизоляция или таковая отсутствовала.

Степень коррозионного повреждения металлических конструкций представлено в табл.3.

Прогноз развития толщины коррозии в металлоконструкциях с течением времени при отсутствии гидроизоляции рассчитывали по следующим методикам [8-12]. Результаты расчетов представлены в табл.4.

Проведенные ультразвуковые испытания колонн, панелей и испытания на скалывания ребер колонн [СТО 36554501-009-2007, СТО 02495307-0052008] не показало значительных изменений прочности несущих конструкций.

Тем не менее, наблюдается значительный вынос Са(ОН)2 из тела железобетонных конструкций.

В настоящее время разработаны новые гидроизоляционные материалы [13], которые можно рекомендовать для гидроизоляции различных подземных сооружений.

Таблица №3

Степень коррозионного повреждения металлических конструкций

№ п/п Конструкция Расположение конструкции Толщина коррозионного слоя, мм Группа стойкости Баллы по шкале Категория состояние

Скорость коррозии, мм/год

1 Оголовок №1 Оси Ч-21 0,1мм 0,01 мм/год стойкие 4 2

2 Оголовок №9 Оси Ц-12 1,0 мм 0,1 мм/год Пониже но стойкие 6 3

3 Балка №4 ОсьЧ пролет 1314 0,11 мм 0,011 стойкие 4 2

4 Балка №5 Ось Ч пролет 1819 2,7 мм 0,27 мм/год Пониже но стойкие 6 3

• Примечание - Количество обследованных объектов на предмет коррозионного поражения- 62 объекта

Таблица №4

Расчет срока службы металлоконструкций

Объект обследования Толщина корродированного слоя, мм, в сроки Состояние объекта Прогнозируемый срок службы, годы

Начало Через 10 лет

замера

Балка №5 0,5 2,7 Группа 20

Ось Ч пролет 18-19 стойкости - понижено стойкие

Оголовок №9 Оси Ц-12 0,1 1,0 Группа стойкости - понижено стойкие 15

Выводы и предложения

1. Разработать проект гидроизоляции автопарковки с учетом всех необходимых требований, предъявляемых к гидроизоляции подземных сооружений.

2. Выполнить и обеспечить гидроизоляцию на всей поверхности автопарковки, обеспечивающей устранение поступление воды во внутренние помещения автопарковки.

3. Провести текущий ремонт всех оголовков с восстановлением их антикоррозионной защиты.

4. На всех металлических балках провести очистку от ржавчины. После очистки от ржавчины, провести дополнительное обследование и необходимые расчеты по несущей способности металлоконструкций и осуществить необходимый текущий и капитальный ремонт по спецпроекту.

5. Восстановить герметичность швов плит перекрытия современными ремонтными смесями.

Литература

1. Пастушков В.Н., Янковский Л.В. Проектирование дорожной одежды над подземным сооружением торгового центра. Интернет - журнал «Науковедение», 2013, №5. С.1-8.

2. Серенко, Н.А. Гидрозащита проезжей части автодорожных мостов / Н.А. Серенко: Юбилейный сб. МИИТ. М., 1997. С.164 -170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сахарова И. Д. Проблемы устройства гидроизоляции мостовых сооружений // Вестник мостостроения, 1993, №1. С.12-16.

4. Юркевич, П. Гидроизоляция подземных сооружений с использованием геосинтетиков. Три подхода к обеспечению надежности гидроизоляции. -М.: ТИМР, 2001. - 73 с.

5. Подземные сооружения городов: учебное пособие / Колоколов С.Б; Оренбургскийгос. ун-т -Оренбург: ООО ИПК «Университет».2013.—144с.

6. Henley S. The Architecture of Parking. -United Kingdom: Thames&Hudson, 2009. - 286 p.

7. Chang-Yu Ou. Deep Excavations. Theory and Practice. London: Taylor & Francis, 2006. -303 p.

8. Рекомендации по проектированию гидроизоляции подземных частей зданий и сооружений. Конструктивные детали гидроизоляции. - М., ОАО «ЦНИИпромзданий», 2009. -118 с.

9. Отчет о научно-исследовательской работе ЗАО «Триада - Холдинг» Исследование состояния несущих строительных конструкций перекрытия автопарковки музыкального театра со стороны ул. Большая Садовая в г. Ростове - на - Дону, М., 2006. -128 с.

10. Минас А.И., А Сысоев А.К. О стойкости крупнопористого фильтрационного бетона в сульфатных средах // Известия СевероКавказского научного центра высшей школы. Технические науки. 1984, №1. С. 9-11.

11. Смелик Г.Г., Сысоев А.К., Печикин О.Я. Числовые характеристики релаксации напряжений в пропитанном растворами песчаном бетоне // Инженерный вестник Дона, 2011, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2011/417.

12. Карлина И.Н., Новоженин В.П. Технологические процессы и их влияние на долговечность строительных конструкций // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2060.

13. Григорьев М.А. Гидроизоляционные материалы нового поколения. Строительство объектов: материалы, 2012, №4. С. 116-119.

References

1. Pastushkov V.N., YAnkovskij L.V. Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2013, №5. pp.1-8.

2. Serenko, N.A. Gidrozashchita proezzhej chasti avtodorozhnyh mostov. N.A. Serenko: YUbilejnyj sb. MIIT. M., 1997 pp.164 -170.

3. Saharova, I.D. Vestnik mostostroeniya, 1993, №1. pp.12-16.

4. YUrkevich, P. Gidroizolyaciya podzemnyh sooruzhenij s ispol'zovaniem geosintetikov. Tri podhoda k obespecheniyu nadezhnosti gidroizolyacii [Waterproofing of underground structures using geosynthetics. Three approaches to ensureThe reliability of waterproofing]. M.:TIMR, 2001, 73 p.

5. Podzemnye sooruzheniya gorodov: uchebnoe posobie [Underground structures of cities: a training manual]. Kolokolov S.B; Orenburgskijgos. un-t Orenburg: OOO IPK «Universitet».2013.144 p.

6. Henley S. The Architecture of Parking. United Kingdom: Thames&Hudson, 2009. 286 p.

7. Chang-Yu Ou. Deep Excavations. Theory and Practice. London: Taylor & Francis, 2006. 303 p.

8. Rekomendacii po proektirovaniyu gidroizolyacii podzemnyh chastej zdanij i sooruzhenij. Konstruktivnye detali gidroizolyacii. [Recommendations for the design of waterproofing of underground parts of buildings and structures. Design details of the waterproofing]. M, OAO CNIIpromzdanij, 2009. 118 p.

9. Otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote ZAO «Triada - Holding» Issledovanie sostoyaniya nesushchih stroitel'nyh konstrukcij perekrytiya avtoparkovki muzykal'nogo teatra so storony ul. Bol'shaya Sadovaya v g. Rostove - na - Donu, [Study of the state of the load-bearing building structures of the overlap of the Parking lot of the musical theater from Bolshaya Sadovaya street in Rostov-on-don] M., 2006. 128 p.

10. Minas A.I., A Sysoev A.K. Izvesti Severo-Kavkazskogo nauchnogo centra vysshej shkoly. Tekhnicheskie nauki. 1984, №1. pp. 9-11.

11. Smelik G.G., Sysoev A.K., Pechikin O.YA. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2011/417.

12. КагНпа 1.К., Novozhenin У.Р. 1пйепегпу| vestnik Бопа (ЯиБ), 2013, №4. иКЬ: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2060.

13. Grigor,evМ.А. Stroitel,stvo obмektov: materialy, 2012, №4. рр 116-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.