Научная статья на тему 'ДОЛГОВЕЧНОСТЬ АСФАЛЬТОБЕТОНА В ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ'

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ АСФАЛЬТОБЕТОНА В ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожное покрытие / автомобильная дорога. / road surface / highway.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Бузиков Шамиль Викторович, Лодыгина Ксения Владимировна

в статье анализируется качество и состояние дорог, важность проектирования автомобильных дорог, причины возникновения неполадок и их устранение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DURABILITY OF ASPHALT CONCRETE IN ROAD SURFACES

the article analyzes the quality and condition of roads, the importance of road design, the causes of problems and their elimination.

Текст научной работы на тему «ДОЛГОВЕЧНОСТЬ АСФАЛЬТОБЕТОНА В ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ»

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ АСФАЛЬТОБЕТОНА В ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ

1 2 Бузиков Ш.В. , Лодыгина К.В.

1Бузиков Шамиль Викторович - кандидат технических наук, старший преподаватель;

2Лодыгина Ксения Владимировна - студент, ассистент, кафедра строительного производства, факультет строительства и архитектуры, Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация: в статье анализируется качество и состояние дорог, важность проектирования автомобильных дорог, причины возникновения неполадок и их устранение. Ключевые слова: дорожное покрытие, автомобильная дорога.

DURABILITY OF ASPHALT CONCRETE IN ROAD SURFACES Buzikov Sh.V.1, Lodygina K.V.2

1Buzikov Shamil Viktorovich - Candidate of Technical Sciences, Senior Lecturer;

2Lodygina Ksenia Vladimirovna - Student, Assistant, DEPARTMENT OF CONSTRUCTION PRODUCTION, FACULTY OF CONSTRUCTION AND ARCHITECTURE,

VYATKA STATE UNIVERSITY, KIROV

Abstract: the article analyzes the quality and condition of roads, the importance of road design, the causes of problems and their elimination. Keywords: road surface, highway.

УДК 625.75

Дороги — это «артерии» страны. Они снабжают города и сёла «кровью с кислородом», они связывают между собой населённые пункты.

В Федеральном законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дается следующее определение: «Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (Дорожное полотно дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью,— защитные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог».

Как мы уже выявили: асфальтовое покрытие - это дорога, а дорога играет достаточно значимую роль в нашей повседневной жизни, в жизни каждого человека. Хотя многие из нас, может, и не задумывались над этим даже, но вот простой пример, все мы используем транспорт для передвижения, будь он личный или общественный. Те же доставки и перевозки осуществляются в основном по дорогам.

Сейчас мы можем позволить себе приобрести в магазинах импортированную продукцию, продукцию, которую изготовили в соседних регионах. И снова, и снова мы будем приходить к одному - Дороги стали неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому очень важно уметь не только рассчитать, запроектировать дорогу, но и воплотить этот проект в реальность, учитывая все особенности рельефа и тонкости проектирования.

Таким образом, мы плавно перейдем к вопросу о долговечности асфальтобетона в дорожных покрытиях. Безусловно всех специалистов и ученых привлекают внимание вопросы долговечность асфальтобетонных покрытий. Из предоставленного мне материала для статьи следует: «На долговечность, структуру и свойства асфальтобетона в эксплуатационных условиях на дорогах действует следующие факторы:

— механические — статические и динамические нагрузки от транспортных средств, вызывающий вертикальный горизонтальный деформации покрытий (сдвиги, смятие, выкрашивание, истирание и растяжение);

— температурные — температура воздуха, колебания температуры в асфальтовом бетоне;

— атмосферные — водная и воздушная среда, солнечная радиация и ветер;

— одновременное действие нескольких внешних факторов».

В зависимости от величины и скорости приложения нагрузок механические факторы могут постепенно или резко изменять свойства асфальтобетона. При статическом воздействии транспорта возникают в основном нормальные напряжения, а на перегонах и, главным образом, в местах остановок и начала движения — касательные. В асфальтобетон оказывается противление напряжениям, возникающим под влиянием механических факторов. Если величина напряжений не превосходит прочность асфальтобетона, механические факторы не оказывают заметного влияния на снижение долговечности покрытия. При этом свойства материала могут улучшаться — уменьшаться водонасыщенность, повышаться теплостойкость.

Если же величина напряжений превосходит прочность асфальтобетона, то механические факторы приводят к развитию деформаций, снижающих прочность асфальтобетона.

При определении долговечности асфальтобетона учитывают влияние температурного фактора. Теплоустойчивость асфальтобетона зависит главным образом от теплоустойчивости органического вяжущего вещества. При недостаточной теплоустойчивости возникают остаточные деформации в виде наплывов, волн, сдвигов и колеи. При резком понижении температуры воздуха возникают разрывы и трещины в покрытии.

Роль водной среды в снижении долговечности асфальтобетона высока. Длительная или часто повторяющиеся воздействие воды на асфальтобетонное покрытие изменяют структурно-механические свойства его: прочность, вязкость, устойчивость.

Во многих городах, в том числе в городе Кирове мы можем наблюдать деформации покрытий. Например, перекресток улиц Карла Маркса и Труда — образование волн, Октябрьский проспект И Московская улица — образование волн, на многих тротуарных пешеходных дорожках — наплывы и трещины. Водители, которые путешествуют на более дальнее расстояние, обязательно сталкивались с колеёй на дорогах.

Все хотят, чтобы дороги были всегда «в форме». Для этого, конечно же, необходимо вовремя устранять разного рода неполадки.

Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию дорожных асфальтобетонных покрытий, обеспечивающему удобное и безопасное движение автотранспортных средств, регламентированы ГОСТ 50597 — 93. Эти требования основаны на том, что дорожное покрытие не должно иметь нарушений ровности, затрудняющих движение автотранспорта.

Необратимыми деформациями покрытия, нарушающими требуемые показатели ровности, являются деформации пластического характера (колеи, сдвиги, наплывы и пр.), А также образование выбоин, возникающих вследствие недостаточной водостойкости асфальтобетона под воздействием циклических динамических нагрузок тот движущегося автотранспорта.

В связи со всем вышесказанным остро встает вопрос повышение качества материалов для устройство дорожных покрытий. В настоящее время в нашей стране накоплен большой опыт в сфере модификации асфальтобетона.

Такие ученые, как М.И. Волков, И.В. Королев, Н.В. Горемышев, внесли значительный вклад в развитие теории структурообразования асфальтобетона. Следует особо отметить исследования ученых, таких как П.А. Ребиндер, И.М. Руденская, Н.Б. Урьев, А.С. Колбановская, которые занимались разработкой различных способов модификации битума.

В последние годы наиболее широкое применение в асфальтобетонных слоях покрытий и усиление для борьбы с образованием трещин получили нетканые материалы.

Таким образом, мы приходим к тому, что все движется вперед, осваиваются новые технологии, создаются новые более прочные материалы, и быть может в скором будущем нам удастся создать долговечные асфальтобетонные покрытия.

Ну а пока: «Только в России иногда приходится объезжать асфальт по обочине».

Список литературы /References

1. Новосельцев Ю.П. Долговечность асфальтобетона в дорожных покрытиях». Материалы научно-

практической конференции сотрудников Вятского государственного университета, 20-22 июня 1998 г.

Стр. 54-55.

2. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации, [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://docs.cntd.ru/document/902070582 (дата обращения: 28.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.