УДК 620.9
DOI 10.46920/2409-5516_2022_5171_58
EDN: BVKWXT
Долгосрочный план Австралии по сокращению выбросов как политическая основа углеродной нейтральности
Australia's long-term emission reduction plan as a policy framework for the carbon neutrality
СЧ СЧ
<
о
СЦ <
Алексей МАСТЕПАНОВ Главный научный сотрудник ИПНГ РАН, член Совета директоров Института энергетической стратегии, д. э. н., профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, академик РАЕН е-1г^к [email protected]
Завод по производству СПГ Wheatstone в Эшбертон-Норт в Западной Австралии
Alexey MASTEPANOV
Chief Researcher of the Oil and Gas Research Institute of the Russian Academy of Sciences (OGRI RAS), a member of the Directorate Council of the Institute of Energy Strategy, Dr. of economic sci., professor of the National University of Oil and Gas («Gubkin University»), academician of the Russian Academy of Natural Sciences е-mail: [email protected]
Источник: Chevron
Аннотация. В статье рассмотрены принятый осенью 2021 г. Правительством Австралии план по сокращению выбросов и достижению Австралией их чистого нулевого уровня к 2050 г. и сущность «австралийского пути» достижения углеродной нейтральности, а также фор- 5д
мирование соответствующей нормативно-правовой и регулятивной базы в целях снижения эмиссии парниковых газов. Приведен перечень основных принятых государством мер и документов в этой области, показаны основные принципы реализации плана. Дан анализ основным направлениям, по которым будет осуществляться достижение страной углеродной нейтральности: развитие технологий, необходимых для достижения чистых нулевых выбросов, и снижение затрат на такие технологии; создание условий для их масштабного развертывания; использование возможностей новых и традиционных рынков и содействие глобальному сотрудничеству в деле достижения углеродной нейтральности. Сделаны выводы о том, что в Австралии созданы и необходимая нормативно-правовая база, и соответствующие условия, инструменты и механизмы для успешного продвижения её по пути углеродной нейтральности, и об актуальности для России изучения австралийского опыта сочетания максимально возможного сокращения выбросов парниковых газов, которые образуются при добыче и использовании ископаемого топлива, и так называемых «компенсационных» мер. Ключевые слова: Австралия, климатически ориентированные нормативно-правовые акты, парниковые газы, углеродная нейтральность, низкоуглеродные технологии, водород, возобновляемая энергетика, природный газ, уголь, инвестиции, энергетический переход.
Abstract. The article examines in detail the «Australia's long-term emissions reduction plan: A whole-of-economy Plan to achieve net zero emissions by 2050 «adopted by the Australian government in autumn 2021 and the essence of the «Australian way» to achieve carbon neutrality, as well as the formation of an appropriate regulatory and regulatory framework to reduce greenhouse gas emissions. A list of the main measures and documents taken by the state in this area is given, the main principles of the Plan's implementation are shown. An analysis is given of the main directions in which the country will achieve carbon neutrality: the development of technologies necessary to achieve net zero emissions, and the reduction of costs for such technologies; creating conditions for their large-scale deployment; seizing opportunities in new and traditional markets and promoting global cooperation to achieve carbon neutrality. It is concluded that Australia has created both the necessary regulatory and legal framework, and the appropriate conditions, tools and mechanisms for its successful advance towards carbon neutrality, and the relevance for Russia of studying the Australian experience of combining the maximum possible reduction of greenhouse gas emissions that are generated in the extraction and use of fossil fuels, and so-called «compensation» measures. Keywords: Australia, climate-oriented regulations, greenhouse gases, carbon neutrality, low-carbon technologies, hydrogen, renewable energy, natural gas, coal, investments, energy transition.
<N IN
Введение
В статье «Энергетический переход и достижение углеродной нейтральности в Австралии», опубликованной в первом номере этого журнала за 2022 г. [1], было отмечено, что в самый канун СОР-26 премьер-министр Австралии Скотт Мор-рисон объявил о принятии страной долгосрочного плана по сокращению выбросов и достижению Австралией их чистого нулевого уровня к 2050 г. Рассмотрим этот документ - Australia's long-term emissions
reduction plan: Awhole-of-economy Plan to achieve net zero emissions by 2050 - (далее -план) [2] подробнее.
Прежде всего, отметим, что Австралия не относится к числу мировых лидеров в деле снижения выбросов парниковых газов и перевода национальной экономики на климатически нейтральные энергоносители. В силу этого, страна в последнее время всё чаще и чаще подвергается критике со стороны международной общественности из-за инертности и недостаточной мотивации по отношению кдостижению
<
о
сх
<
_Q I
О
сч сч
<
о
СЦ <
климатических целей. И тем неожиданней для экологической общественности было обнародование этого плана, который Скотт Моррисон назвал «австралийским путём» к углеродной нейтральности.
Сущность «австралийского пути» достижения углеродной нейтральности («чистого ноля»), как это подчёркивается в самом плане, состоит в сочетании максимально возможного сокращения выбросов парниковых газов, которые образуются при добыче и использовании ископаемого топлива путём инвестиций в новые энергетические технологии, и «компенсационных» мер, таких как посадка деревьев и технологии улавливания углерода. Именно та-
Судно с углем заходит в порт Ньюкасла Источник: jeayesy / depositphotos.com
кое сочетание, как считают в руководстве страны, позволит снизить риск негативных последствий изменения климата без ущерба для экономики Австралии.
Отсюда вытекает основная особенность этого плана, которая состоит в том, что его реализация, по мнению Правительства Австралии, не повлечет за собой новых издержек для домашних хозяйств, предприятий и экономики в целом. Как в нём подчёркнуто, «наш подход не основан на взимании налогов. В результате политики Правительства Австралии, изложенной в этом плане, не будет потеряно ни одного рабочего места» [2, с. 11].
Создавая новые отрасли промышленности, такие как производство чистого водо-
рода, Австралия создаст новые экспортные рынки и рабочие места. Это поможет компенсировать долгосрочные последствия в таких секторах, как добыча и экспорт угля и природного газа, на которые повлияет падение мирового спроса и изменение выбора международных потребителей.
Эти изменения будут происходить в течение десятилетий, и эти секторы (включая уголь и газ) будут продолжать обеспечивать рабочие места и поддерживать региональные сообщества в течение многих последующих лет.
Изучение подобных особенностей плана по сокращению выбросов и достижению Австралией их чистого нулевого уровня к 2050 г. и анализ «австралийского пути» в целом представляют, на наш взгляд, большой интерес и для России.
Нормативно-правовая база, предшествующая принятию плана
Разработке плана предшествовали годы целеустремлённых действий по созданию соответствующей нормативно-правовой и регулятивной базы в целях снижения эмиссии парниковых газов. Ниже приведен далеко не полный перечень принятых государством мер и документов в этой области, который постепенно стал формироваться после ратификации Австралией (30 декабря 1992 г.) Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН), принятой на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, Бразилия 4 июня 1992 г.
В 1998 г. в стране был создан Австралийский офис парниковых газов (Australian Greenhouse Office) - первая государственная структура в этой области. В 2000 г. парламент страны принимает закон о возобновляемых источниках энергии (Renewable Energy (Electricity) Act 2000), которым устанавливаются «рамки» обязательного целевого показателя - доли ВИЭ на рынке каждого штата и каждой территории Австралии1.
Подготовка к конференции ООН по изменению климата COP-3 в Киото, а затем и принятие Киотского протокола к Рамоч-
1 Напомним, что Австралия имеет федеративное устройство и включает в себя 6 штатов - Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Тасмания, Западная Австралия - и 2 территории - Северную территорию, Австралийскую Столичную территорию.
ной конвенции ООН об изменении климата резко активизировали «климатическую» работу и в Австралии. В 2007 г. в стране принимается закон о национальной отчетности в области парниковых газов и энергетики (National Greenhouse and Energy Reporting Act 2007), который установил единую национальную систему отчётности и распространения информации компаний о выбросах парниковых газов, производстве и потреблении энергии и другой информации. А уже 12 декабря 2007 г., на следующий день после его принятия, Австралия в числе первых ратифицирует Киотский протокол. В 2009 г. принимается новая редакция целевой программы по ВИЗ 2009 г., которая заменила закон о ВИЗ 2000 г. в целях установления целевых показателей освоения возобновляемых источников энергии на 2020 г. и обеспечения поддержки, как малых, так и крупных ВИЗ (пересмотрена в 2015 г.).
Следующие года ознаменовались не только принятием закона о чистой энергии - Clean Energy Act 2011, который вводил налог на выбросы углерода (отменён в 2014 г. принятием новой редакции закона о чистой энергии) и закона об углеродных кредитах (Инициатива по углеродному земледелию) - Carbon Credits (Carbon Farming Initiative) Act 2011, ной созданием меха-
ВИЭ в Австралии Источник: gregbrave / depositphotos.com
Дорожная карта предполагает, что в развитие безуглеродных технологий до 2030 г. будет направлено 20 млрд долларов государственных инвестиций и более 80 млрд долларов частных инвестиций
низмов реализации принятых нормативно-правовых актов. Основные из них:
• образование Агентства по возобновляемым источникам энергии (ARENA) - 1 июля 2012 г.:
• образование Корпорации финансирования чистой энергии (Clean Energy Finance Corporation - CEFC) -3 августа 2012 г.:
• создание (в целях предоставления независимых экспертных консультаций правительству) Управления по изменению климата (Climate Change Authority) - 2012 г.:
• создание Фонда снижения выбросов (Emissions Réduction Fund -ERF), который стал краеугольным камнем политики, позволившей Австралии достичь и превзойти цель на 2020 г.
Однако в 2014 г., после принятия обязательств на второй период реализации Киотского протокола, Австралия сделала шаг назад принятием закона о чистой энергии (Clean Energy Législation Act), отменившим углеродные пошлины (Carbon Тах Repeal).
В 2015 г. правительства Австралии, штатов и территорий согласовали национальный план повышения энергоэффективности (National Energy Productivity Plan 2015-2030, сокр. - NEPP) [3], о котором мы уже писали в[1]. 9 ноября 2016 г. Австралия ратифицирует Парижское соглашение и принятую в Дохе поправку к Киотскому протоколу.
Новый пакет климатически ориентированных нормативно-правовых актов принимается в последние годы. Среди них:
• принятие Национальной водородной стратегии Австралии - National Hydrogen Strategy (2019 г.):
_û л
о
IN IN
<
с;
о
сх
<
_Q I
О
Австралия является 4-м экспортёром энергоносителей в мире. Страна занимает 1-е место в мире по экспорту коксующегося угля и урана и 2-е место - по экспорту энергетического угля и СПГ
сч сч
<
о
СЦ <
• принятие дорожной карты инвестиций в технологии - Technology Investment Roadmap, и первого заявления о технологиях с низким уровнем выбросов - First Low Emissions Technology Statement (2020);
• назначение специального советника Правительства Австралии по технологиям с низким уровнем выбросов - Special Adviser to the Australian Government on Low Emissions Technology (2020);
• принятие поправок к мандатам ARENA и CEFC для поддержки приоритетов дорожной карты технологий с низким уровнем выбросов -Low Emissions Technology Roadmap (2021);
• создание Фонда улавливания, использования и хранения углерода - Carbon Capture, Use and Storage Development Fund (2020);
• принятие долгосрочного плана сокращения выбросов в масштабах всей экономики Австралии -Australia's Whole-of-Economy Long-Term Emissions Reduction Plan (2021);
• второе заявление о технологии с низким уровнем выбросов -Second Low Emissions Technology Statement (2021).
Одновременно Правительство Австралии начинает прямое финансирование климат-ориентированных проектов. Так, в 2019 г. Правительством Австралии выделяется через Фонд климатических решений 2 млрд долларов2 для инвестирования в дополнительные низкозатратные меры по борьбе с загрязнением окружающей среды.
Основные принципы плана по сокращению выбросов и направления его реализации
В основу разработки плана по сокращению выбросов и достижению Австралией их чистого нулевого уровня к 2050 г. правительством страны были положены пять основных принципов, которые, вместе взятые, должны обеспечить, по его мнению, эффективный переход к справедливой чистой экономике, при котором ни один её сектор не будет нести непропорционально тяжелого бремени. Принципы, которые будут и впредь определять долгосрочный подход правительства к сокращению выбросов, таковы:
1. Технологии, а не налоги. Технологический подход позволит снизить стоимость новых и новейших технологий, а не облагать налогом существующие отрасли. Это облегчит бизнесу рост и конкуренцию. Сокращение и устранение разницы в ценах на продукцию, выпускаемую с применением современных технологий, и решениями с низким или нулевым уровнем выбросов, является ключом к широкому глобальному внедрению новых технологий.
2. Широкая возможность выбора, а не предписаний. Внедрение технологий должно по-прежнему возглавляться частным сектором, а правительство должно поддерживать эти начинания, расширяя и предоставляя потребителям возможность выбора. В соответствии с таким подходом
Добыча угля в Австралии Источник: fool.com
2 Здесь и далее, если особо не оговорено, речь идёт об австралийских долларах.
Электростанция «Хейзелвуд» Источник: mapcarta.com
правительство и бизнес сотрудничают в привлечении инвестиций и в ускорении масштабного внедрения технологий. Роль правительства заключается в устранении препятствий для технологического развития, в том числе путём инвестирования в создание благоприятной инфраструктуры, обеспечения прозрачности и обмена знаниями, и предоставление стимулов и финансовой поддержки фирмам, внедряющим новейшие технологии. Этот подход уважает выбор потребителей и позволяет домашним хозяйствам и предприятиям внедрять новые технологии по мере их удешевления. Правительство не будет регулировать внедрение технологий или налагать новые издержки на потребителей и предприятия посредством установленных целевых показателей для технологий, которые не способны конкурировать сами по себе.
3. Снижение стоимости новых энергетических технологий. «Серебряных пуль не существует - потребуется портфель технологий во всех секторах и внутри них», считают в правительстве страны. Подход Австралии к сокращению выбросов позволяет использовать все технологии. «Мы будем следить за новыми технологиями на ранних стадиях их разработки. Мы открыты для любых технологий с низким уровнем выбросов, которые способствуют достижению нулевого чистого будущего Австралии, в том числе для тех, которые снижают выбросы от традиционных видов топлива, таких как газ или уголь».
4.Снижение цен на электроэнергию на базе доступных и надежных источников её генерации. Значительные энергоресурсы - уголь, природный газ, уран и солнце - сделали Австралию глобальной энергетической сверхдержавой, а надёжная и доступная энергия является ключевой основой её процветания. Австралия сохранит это конкурентное преимущество по мере декарбонизации собственной экономики и перехода мира на технологии с низким уровнем выбросов. «Мы будем продолжать поставлять энергоносители на экспорт в том виде, в каком этого хотят наши клиенты». Подход Австралии заключается в разработке таких технологий, как улавливание и хранение водорода и углерода, для внедрения их у себя и за рубежом, чтобы быть готовым к изменению глобального спроса на уголь и газ.
5.Быть ответственным за прогресс. Амбиции важны, но результаты важнее. Австралия имеет большой опыт выполнения и невыполнения взятых обязательств по сокращению выбросов. «Мы достигли этого, поставив амбициозные цели и разработав планы по их достижению. Это будет продолжаться», - отмечается в документе.
Реализацию долгосрочного плана сокращения выбросов Правительство Австралии намечает осуществить по следующим четырём направлениям, охватывающим все отрасли и сектора национальной экономики: • развитие технологий, необходимых для достижения чистых нулевых выбросов, и снижение затрат на такие технологии. Основной инструмент действий по этому направлению -дорожная карта инвестиций втех-нологии, принятая Министерством промышленности, науки, энергетики и ресурсов 21 мая 2020 г.:
Спрос на аккумуляторные батареи может увеличить экспорт никеля из Австралии к 2050 г.с4 млрд до31 млрд долл. К 2050 г. спрос на австралийскую медь вырастет с 7 млрд до19 млрд долл.
2020
2025 2030 2035 2040 2045 2050
л
о
Чистый водород
Сверхнизкая стоимость солнечной энергии
Накопители энергии
Производство
стали с низким уровнем выбросов
Производство алюминия с низким уровнем выбросов
Улавливание и хранение углерода
Почвенный углерод
Производство чистого водорода стоимостью менее 2 долл./кг
Солнечная электрогенерация по цене 15 долл./МВт.ч
Электроэнергия из хранилищ стоимостью до 100 долларов США за МВт.ч
Производство стали по цене до 700 долл./т (исходя из предельных затрат)
Производство алюминия по цене до 2200 долл./т (исходя из предельных затрат)
Сжатие, транспортировка и хранение Ш2 в хабах по цене менее 20 долл. США/т
Обогащение почвы углеродом при затратах на эти процессы менее 3 долл. США/га в год
Паровойриформинг метана с CCS*
Электролиз воды на электроэнергии ВИЭ
Крупномасштабная солнечная электроэнергетика**
Литий-ионные аккумуляторы
Водород и прямое восстановление железа
Электроэнергия из ВИЭ и инертные аноды
Ожидаемое развитие проектов***
Прогресс в области технологий проксимального зондирования, моделирования и дистанционного зондирования
Рис. 1. Приоритетные технологии и цели их экономически эффективного развития
Источник: [2]
сч сч
<
г;
о
сц <
-20%
-15%
-10% -20%
2005
Достигнутые сокращения на сегодняшний день (2020)
За счёт технологий из дорожной карты инвестиций
Глобальные технологические тенденции
Международные и внутренние взаимозачеты
Дальнейшие технологические прорывы
-15%
Чистый нуль к 2050 г.
Рис. 2. Вклад приоритетных технологий в достижение Австралией к 2050 г. поставленной цели по чистому нулю
Источник: [2]
• создание условий для масштабного развертывания технологий, обеспечивающих сокращения выбросов. Правительство страны в партнерстве с бизнесом развивает необходимую для этого инфраструктуру, содействует развитию соответствующих рынков, предоставляет финансы и стимулы;
• использование возможностей новых и традиционных рынков. Австралия может и должна извлекать выгоду из глобального стремления кдекарбонизации,продолжая своё присутствие на рынках традиционных для страны товаров;
• содействие глобальному сотрудничеству в деле достижения углеродной нейтральности. Путём развития своих экспортных отраслей и участием в совместных инвестициях, Австралия поможет масштабировать низкоуглеродные технологии всем странам, стремящимся достичь глобальных целей Парижского соглашения.
Рассмотрим эти направления подробнее. Развитие технологий, обеспечивающих низкий уровень эмиссии парниковых газов, необходимый для достижения чистых нулевых выбросов, Правительство Австралии считает «ключом» к достижению страной чистого нулевого уровня выбросов к 2050 г. Соответственно, инвестициям на их развитие оно уделяет приоритетное внимание. Основной инструмент здесь - упомянутая выше дорожная карта инвестиций в технологии.
Исходя из специфики австралийской экономики в плане названо шесть групп таких приоритетных технологий, обеспечивающих:
• производство «чистого» водорода;
• сверхнизкую стоимость солнечной энергии;
• накопление/сохранение электроэнергии;
• производство стали и алюминия с низким уровнем выбросов;
• улавливаниеихранениеуглерода;
• почвенный углерод.
Кроме того, в отдельную группу выделены принципиально новые, пока ещё не существующие технологии, такие как приготовление специальных кормов для скота, обеспечивающих сокращение им выбросов метана.
Как считает Правительство Австралии, и в представленном плане, и в своей повседневной деятельности оно устанавливает амбициозные, но реалистичные цели экономически эффективного развития для каждой приоритетной технологии (рис. 1).
Достижение этих целей направлено на то, чтобы удешевить приоритетные технологии, обеспечить паритет стоимости произведенной с их применением продукции с существующими менее экологичными технологиями. Ближайшие задачи в этой области - выявление возможностей снижения затрат, которые помогут достичь поставленных экономических целей.
_а л
о
Солнечная энергия Австралии McT04HHK:jeayesy/depositphotos.com
Ожидается, что дорожная карта инвестиций в технологии позволит направить на развитие этих технологий уже в период до 2030 г. не менее 20 млрд долларов государственных инвестиций. Кроме того, правительство рассчитывает привлечь на эти цели более 80 млрд долларов инвестиций частного сектора [2, с. 56].
По оценкам Министерства промышленности, науки, энергетики и ресурсов Австралии (Department of Industry, Science, Energy and Resources - DISER) и McKinsey & Company (McKinsey), эти приоритетные технологии могут обеспечить примерно половину сокращения выбросов, необходимого для достижения чистого нулевого уровня выбросов (рис. 2).
сч сч
<
о
сх
<
_Q I
О
Для широкого использования в экономике страны таких приоритетных технологий создана и развивается широкая сеть национальных агентств, стимулирующих инвестиции в такие направления (рис. 3 и 4).
Создание условий для масштабного развертывания технологий, обеспечивающих сокращения выбросов. Создание таких условий, по мнению Правительства Австралии, это, прежде всего, устранение барьеров, которые могут замедлить внедрение необходимых технологий в каждом секторе экономики. Роль правительства в этом процессе - стимулировать привлечение необходимых инвестиций путём разработ-
ок сч
<
о
СЦ <
Автозаправочная станция 7 Eleven в Сиднее Источник: Daria_Nipot / depositphotos.com
ки и реализации как общих, «сквозных», мер, которые применимы во всех секторах экономики, так и мер, направленных на преодоление барьеров на пути внедрения технологий в отдельных секторах.
Эти меры включают:
• планирование и создание стратегической и стимулирующей инфраструктуры, необходимой для развития сети зарядных («заправочных») станций для электромобилей (EV);
• предоставление потребителям и рынкам «прозрачной» информации, необходимой им для снижения рисков при применении приоритетных технологий и принятия обосно-
ванных решений, включая разработку схемы сертификации гарантии происхождения водорода;
• поддержание высоконадёжных систем бухгалтерского учета и торговой инфраструктуры, необходимых для развития добровольных углеродных рынков Австралии;
• стимулирование и финансирование проектов через Фонд сокращения выбросов (ERF), новый механизм гарантированного кредитования (Safeguard Crediting Mechanism) и Корпорацию финансирования чистой энергии (CEFC), которые ускорят внедрение технологий заинтересованными компаниями.
В целях обеспечения масштабного развертывания технологий, в плане для основных секторов экономики (электроэнергетика, транспорт, здания и сооружения, сельское хозяйство и промышленность) сформулированы так называемые «критические пути», то есть основные направления достижения поставленных целей, приоритетные технологии и меры масштабного развертывания. Кроме того, здесь же сформулированы и так называемые «сквозные меры», относящиеся ко всей экономике Австралии.
Совокупность этих мер и усилий не только обеспечит возможности масштабного внедрения соответствующих технологий и сокращение выбросов парниковых газов во всех секторах экономики, но и выведет Австралию на траекторию чистого нулевого уровня выбросов к 2050 г. (рис. 5).
Использование возможностей новых и традиционных рынков
Австралия - один из крупнейших в мире экспортёров сырьевых товаров, в том числе топливно-энергетических ресурсов, и терять эти позиции в связи с переходом в углеродно-нейтральное состояние правительство страны не намерено. По его данным, Австралия является 4-м по величине экспортёром энергоносителей в мире (на внешние рынки в целом идёт 85 % произведенной в Австралии энергии), занимая по экспорту коксующегося угля и урана первое место, а энергетического угля и сжиженного
CSIRO
Организация научных и промышленных исследований Содружества
ARC
Австралийский исследовательский совет
GA
Геонаука Австралии Geoscience Australia -Агентство Правительства Австралии
CRCs
Программа Совместные исследовательские центры
_Û Л
С
NAIF
Инфраструктурный фонд Северной Австралии
RDCs
Корпорации по
сельским исследованиям и разработкам
ANSTO
Австралийская организация по ядерной науке и технологиям
Snowy Hydro Ltd
Электроэнергетическая компания, имеющая ГАЭС
Министерства федерального правительства Австралии
Department of Industry, Science, Energy and Resources
Department of Infrastructure, Transport, Regional Development and Communications
DepDepartment of Agriculture, Water and Environment artment of
УНИВЕРСИТЕТЫ АВСТРАЛИИ
Рис. 3. Национальные агентства и другие органы, стимулирующие инвестиции в технологии с низким уровнем выбросов
Источник: по данным [2]
Корпорация финансирования чистой энергии - CEFC
Инновационный Фонд чистой энергии Clean Energy Innovation Fund
Фонд продвижения водорода Advancing Hydrogen Fund
Австралийский инвестиционный фонд по переработке отходов Australian Recycling Investment Fund
Фонд устойчивых городов Sustainable Cities Fund
Рифовый фонд Reef Fund
Фонд сокращения выбросов Emissions Reduction Fund
Национальная схема отчетности по парниковым и энергии Australia's National Greenhouse and Energy Reporting scheme
Целевая программа по крупномасштабным ВИЭ Large-scale Renewable Energy Target
Схема маломасштабных ВИЭ Small-scale Renewable Energy Scheme
Австралийский национальный реестр единиц выбросов Australian National Registry of Emissions Units
Защитный механизм Safeguard Mechanism
Программа развития ВИЭ Advancing Renewables Program
Инновационная программа Innovation Program
Региональная пилотная программа Австралии по микросетям Regional Australia Microgrids Pilot Program
Программа исследований в области преобразования промышленной энергии Industrial Energy Transformation Studies Program
IN IN
<
о
cx
<
Рис. 4. Национальные агентства, стимулирующие инвестиции в технологии с низким уровнем выбросов, и управляемые ими финансовые фонды и программы
Источник: по данным [2]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ВЫБРОСОВ
_Û Л
О
Приоритетные технологии и благоприятная инфраструктура
Новые технологии
Чистая, дешёвая э/энергия
Сверхнизкая стоимость солнечной энергии
Накопитель энергии
Цифровые сети
Чистый водород
В
э аккумуля' эправки во
СО,* Е □
Зарядка аккумулятора и станции заправки водородом
CCS
LOW EMISSIONS LOW EMISSIONS STEEL ALUMINIUM
SOIL CARBON
|co2|
CCS
LOW EMISSIONS
CEMENT **
.fills;,
LIVESTOCK FEED SUPPLEMENTS
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ
Смоделированные сокращение выбросов (2005-2050)
ELECTRICITY
TRANSPORT
I
»
INDUSTRY MINING AND MANUFACTURING
AGRICULTURE
)
ÄOI
LAND, REGIONAL OFFSETS AND NEGATIVE EMISSIONS
СМОДЕЛИРОВАННОЕ СОКРАЩЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСТЫХ ВЫБРОСОВ * - улавливание и хранение углерода
*с, *а, *ц - сталь (с), алюминий (а) и цемент (ц) с низким уровнем выбросов ** - кормовые добавки для скота
53-71%
18-54%
29-36%
131-278%
85%
интенсивность выбросов (2020-2050)
-79%
-54%
-40%
Рис. 5. Технологические решения с низким уровнем выбросов
Источник: [2]
сч сч
<
с;
о
СЦ <
природного газа (СПГ) - второе место в мире3.
Являясь в целом нетто-импортёром нефти и нефтепродуктов, Австралия одновременно экспортирует и их. В натуральном выражении в 2020 г. экспорт составил 9,4 млн т нефти и 5,9 млн т нефтепродуктов (в 2019 г. -11,7 и 5,6 млн т, соответственно) [4].
В стоимостном выражении в 2020 г. суммарный экспорт топливно-энергетических ресурсов из Австралии, по данным государственной таможенной статистики, составил в условиях низких мировых цен из-за пандемии коронавируса 89,57 млрд долл. США, то есть свыше 25 % всей стоимости товарного экспорта страны. Из них на уголь, кокс и брикеты пришлось 43,37 млрд долл., на СПГ - 37,7 и на нефть и нефтепродукты 8,5 млрд долл. США [5].
Кроме того, Австралия является одним из ведущих мировых экспортёров различных руд, их концентратов и металлов (включая драгоценные), в том
3 По данным ВR в условном топливе, в эксаджоулях, Австралия по экспорту угля как такового с 2013 г. занимает первое место в мире, и в 2020 г. вывезла его 9,25 эксаджоулей. На первое место в 2020 г. она вышла и по экспорту СПГ - 106,2 млрд м3 против 106,1 млрд м3 у Катара [4].
числе крупнейшим в мире экспортёром железной руды и лития - одного из критически важных элементов для реализации концепции энергоперехода (производства аккумуляторов) и развития целого ряда отраслей промышленности. Суммарно на эти товары в 2020 г. пришлось, по данным портала World's Top Exports, почти 47,5 % всего австралийского экспорта (120,7 млрд долл.) [6]. Огромную роль в экспорте Австралии играет также продукция животноводства и земледелия страны.
Хорошо понимая роль этих отраслей для развития национальной экономики, Правительство Австралии, провозглашая курс на достижение страной углеродной нейтральности к 2050 г., стремится вписать их в «новую реальность». Так, в плане однозначно говорится, что «мы будем продолжать экспортировать наши традиционные энергоносители до тех пор, пока они будут востребованы нашими клиентами. Если бы мы прекратили поставки или сократили наш экспорт, другие страны восполнили бы пробел в поставках. Экспорт угля и газа из Австралии будет продолжаться до 2050 года и дольше,
поддерживая рабочие места и развитие регионов» [2, с. 19].
В то же время, понимая, что энергопереход снизит потребности мировых рынков в товарах традиционного австралийского экспорта, особенно угля, долгосрочным планом предусматривается создание новых отраслей промышленности, ориентированных на глобальный энергетический переход и разработку инновационных чистых технологий в других отраслях. Среди первых особый приоритет отдаётся производству важнейших минералов и металлов, используемых в «чистых» технологиях, «чистого» водорода, топлива с низким уровнем выбросов - СПГ и урана, а также стали и алюминия с низким углеродным следом. В этом же ряду и развитие низко эмиссионного сельского хозяйства, которое продолжает оставаться лидером в сокращении выбросов парниковых газов [7].
Правительство Австралии исходит из того, что страна может и должна использовать те возможности, которые открывает перед ней развернувшийся в мире процесс энергоперехода. Так, анализ, проведенный Министерством промышленности, науки, энергетики и ресурсов (DISER), показывает, что в условиях глобального энергоперехода австралийский экспорт лития может вырасти с 1 млрд долл. США в 2020 г. до 10 млрд в 2050 г. А если обеспечить на месте переработку всего добываемого в стране лития,
Переработка 1/5 текущей добычи железной руды и 1/2 текущей добычи бокситов в металлы с нулевым уровнем выбросов может принести Австралии экспортную выручку в 100 млрд долл.
то стоимость экспорта могла бы достигнуть 34 млрд долл. США в год. Спрос на аккумуляторные батареи также может увеличить экспорт никеля из Австралии с 4 млрд долл. США в 2020 г. до 31 млрд долл. США в 2050 г. Вырастет и мировой спрос на австралийскую медь - с7 до19 млрд долл. США за тот же период. В целом же только суммарный объём экспорта этих трёх видов ресурсов может вырасти к 2050 г. с12 до 84 млрд долларов США [2, с. 85].
Развитие новых отраслей и производств поможет, по мнению правительства, компенсировать долгосрочные последствия в таких секторах, как добыча энергетического угля и природного газа, на развитие которых повлияет падение мирового спроса и изменение выбора
_û Л
о
_Q I
О
сч сч
<
о
СЦ <
международных потребителей4, поэтому правительство и дальше будет оказывать им всяческую поддержку, в том числе и финансовую.
В полной мере сказанное относится и к производству и экспорту низкоэмиссионной продукции, прежде всего, стали, алюминия и других металлов. Так, по оценкам правительственных структур, потенциальные экономические возможности производства с низким уровнем выбросов весьма значительны. Например, переработка одной пятой текущей добычи железной руды и половины текущей добычи бокситов и марганца в металлы с нулевым уровнем выбросов может принести Австралии экспортную выручку в размере 100 млрд долл. и создать более 65 тыс. рабочих мест.
Новые рынки и возможности открывает глобальное стремление к углеродной нейтральности для австралийского сектора наукоёмких производств, их компетенций и технологий, особенно в области использования ВИЭ и формирования децентрализованных энергетических систем с низким уровнем выбросов.
Четвёртым направлением реализации долгосрочного плана Правительство Австралии считает содействие глобальному сотрудничеству в деле достижения углеродной нейтральности. В рамках этого направления основная цель - ускорение технологических преобразований, необходимых для обезуглероживания мировой экономики, поскольку расширение глобальных производственных и сбытовых цепочек позволит снизить затраты на внедрение технологий, необходимых всем странам, включая Австралию. Основными приоритетами в таком сотрудничестве являются активизация международного взаимодействия для привлечения инвестиций в совместные исследования и разработки, включая проекты в Австралии; создание международных партнёрств, которые помогают ускорить разработку технологий с низким уровнем выбросов5, и развитие Индо-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Приводятся в плане и оценки предлагаемых решений. Так,
по расчётам правительственных структур, создание водородной промышленности, развитие ВИЭ и добычи таких полезных ископаемых, как литий, могут создать в стране к 2050 г. более 100 тыс. новых рабочих мест. К этому же году австралийская водородная промышленность может стоить более 50 млрд долл., а расширение производства и переработки лития, никеля, объем экспорта меди и урана в совокупности может составить около 85 миллиардов долларов в 2050 году. Подобные партнёрства уже формируются с Германией, Японией, Сингапуром и Соединённым Королевством.
Ветряная электростанция в Австралии Источник: itpow / depositphotos.com
Вместо заключения
В уже упоминавшейся выше статье «Энергетический переход и достижение углеродной нейтральности в Австралии» [1], было отмечено, что разработанный и обнародованный правительством Скотта Д. Моррисона (англ.- Scott John Morrison) план по сокращению выбросов подвергся сильной критике не только со стороны экологической общественности, но и в самой правящей коалиции Австралии.
Основная критика связана, в первую очередь, с продолжением поддержки правительством угольной промышленности, включая такие меры, как одобрение проектов строительства новых шахт и расширения действующих, предоставление им налоговых субсидий и инвестиции в проекты «чистого» угля, поскольку применение тех-
нологий улавливания и хранения углерода некоторыми экологическими активистами считаются неэффективными [8].
Более того, Институт Австралии (англ. -The Australia Institute) - один из ведущих исследовательско-аналитических центров страны, на своём сайте даже начал собирать подписи под петицией премьер-министру под названием «Чистое нулевое мошенничество Моррисона». В ней, в частности, отмечается, что «любое обязательство по чистым нулевым выбросам к 2050 году является мошенничеством, если Австралия продолжит расширять свою газовую и угольную промышленность» [9].
Критикуется правительственный план и за то, что в нём основные сокращения выбросов намечаются ближе к 2050 г., причём, во многом за счёт неопределённых «дальнейших технологических прорывов» анев ближайшее время, когда выбросы будут сокращаться чуть более чем на 1 % в год. Это, по мнению таких критиков, ставит Австралию в один ряд с отстающими в этом плане Саудовской Аравией и Россией, а не развитыми государствами, такими как страны ЕС, Великобритания и Япония [10].
Как заявили в связи с этим представители аналитического центра Австралийского совета по климату, «объявление правительства Моррисона о чистом нуле
к 2050 году - это шутка без сильного сокращения выбросов в этом десятилетии» [11]. Кроме того, этот план - всего лишь политический документ, а не закон, что ставит Австралию в ряд с такими странами 0>20, как Италия и США. Ещё более критично высказался об этом плане лидер оппозиции Энтони Албанезе, заявив, что он не содержит новой политики: «слово «план» не является планом, независимо от того, как часто г-н Моррисон говорил это» [12].
Парируя подобные заявления, премьер-министр Австралии Скотт Д. Моррисон заявил, что «путь к чистому нулю также не является прямой линией». «Фактически, как утверждает Билл Гейтс, форсирование результатов к2030 году с нереалистичными целями может отвлечь ресурсы от технологий с более длительными сроками выполнения, которые будут иметь важное значение для достижения целей 2050 года. Поэтому мы будем продолжать брать на себя разумные обязательства и делать всё возможное, чтобы превзойти их», - сказал он [13].
В целом же, проведенный анализ показывает, что хотя экологические активисты и критикуют Правительство Австралии за недостаточность принимаемых им мер, в стране созданы условия, инструменты и механизмы для успешного продвижения её по пути углеродной нейтральности.
Использованные источники
МастепановА. М., СуминА. М. Энергетический переход и достижение углеродной нейтральности в Австралии // Энергетическая политика. № 1, 2022. С. Australia's long-term emissions reduction plan: Л whole-of-economy Plan to achieve net zero emissions by 2050. Australian Government Department of Industry, Science, Energy and Resources. 2021. - URL: https://www.industry.gov.au/sites/ default/fiies/0ctober%202021/document/australias-long-term-emissions-reduction-pian.pdf
Australia. National Energy Productivity Plan 2015-2030: Boosting Competitivness, Managing Costs and Reducing Emissions. - URL: https://policy.asiapacificenergy.org/ node/2626
BP Statistical Review of World Energy 2021. 70th edition. - URL: Full report - Statistical Review of World Energy 2021 (bp.com) Australian Bureau of Statistics. International trade. - URL: https://www.abs.gov.au/statistics/economy/international-trade World's Top Exports. Australia's Top 10 Exports. - URL: https://www.worldstopexports.com/australias-top-10-exports/ NFF calls for net carbon zero by 2050/ Beef Central, 20/08/2020. - URL: https://www.beefcentral.com/news/nff-calis-for-net-carbon-zero-by-2050/
8. Climate change: Why Australia refuses to give up coal By Frances Mao. BBC News, Sydney. 22 October 2021. - URL: https://www.bbc.com/news/world-australia-57925798
9. PETITION. Morrison's Net Zero Fraud. - URL: https://nb.australiainstitute.org.au/phase_out_gas_and_coal
10. Australia's net zero emissions 'plan': the five things you should know The Guardian. - URL: https://www.theguardian.com/ environment/2021/oct/27/australia-net-zero-2050-emissions-plan-five-things-you-need-to-know
11. Australia will be the rich world's weakest link at COP26 with hollow net-zero and emissions pledges. CNN, October 26, 2021,- URL: https://edition.cnn.com/2021/10/25/australia/ australia-climate-net-zero-intl/index.html
12. Government promises to cut emissions to reach net zero by 2050 under new climate change plan. By political reporter Georgia Hitch. Posted Tue 26 Oct 2021,- URL: https://www. abc.net.au/news/2021-10-26/government-commits-to-net-zero-by-2050-climate-deal/100565254
13. The Australian way. Opinion 26 Oct 2021. Prime Minister. - URL: https://www.pm.gov.au/media/australian-way