Научная статья на тему 'Долгосрочный инвестиционный прогноз основа разработки стратегии развития агропромышленного комплекса Северного региона (на примере республики Коми)'

Долгосрочный инвестиционный прогноз основа разработки стратегии развития агропромышленного комплекса Северного региона (на примере республики Коми) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мустафаев Азиз Агасалимович, Спирягин Василий Игоревич

В статье рассматривается прогнозирование инвестиций в стратегическое развитие АПК Северного региона на примере Республики Коми, анализируются состояние и особенности функционирования АПК на перспективу, определена многоуровневая классификационная характеристика долгосрочного стратегического развития. Приведена оценочная характеристика инвестиционного прогноза стратегического развития АПК с учетом неопределенности социально-экономических условий. Обосновано утверждение, что долгосрочный курс инвестиционной активности является гарантией решения комплексных проблем перспективного развития АПК региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мустафаев Азиз Агасалимович, Спирягин Василий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Долгосрочный инвестиционный прогноз основа разработки стратегии развития агропромышленного комплекса Северного региона (на примере республики Коми)»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А.А. Мустафаев, В.И. Спирягин

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ -ОСНОВА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА (на примере Республики Коми)

В статье рассматривается прогнозирование инвестиций в стратегическое развитие АПК Северного региона на примере Республики Коми, анализируются состояние и особенности функционирования АПК на перспективу, определена многоуровневая классификационная характеристика долгосрочного стратегического развития. Приведена оценочная характеристика инвестиционного прогноза стратегического развития АПК с учетом неопределенности социально-экономических условий. Обосновано утверждение, что долгосрочный курс инвестиционной активности является гарантией решения комплексных проблем перспективного развития АПК региона.

Современное состояние и особенности развития АПК в перспективе. Агропромышленный комплекс как территориально-производственная система представляет собой тесно взаимодействующие три разнокачественные подсистемы: экономическую (производство), социальную (население), природную (территория с ее природноклиматическими условиями и ресурсами). Дальнейшее развитие этой системы требует огромных финансовых вливаний. Необходимость расширения потенциальных возможностей функционирования АПК Республики Коми (РК), повышения эффективности различных его отношений (интеграционных, производственных, социальных, экологических и т.д.) требует комплексного подхода к долгосрочному инвестированию комплекса, разработки стратегии социально-экономического и территориального его развития. В связи с этим возрастает актуальность прогнозов, особенно реализации крупных отраслевых проектов, выработки оптимальных вариантов размещения сфер производства и производительных сил, улучшения качественных характеристик производственной, социальной и экологической структур АПК региона в целом [1].

Исследование показывает, что низкая конкурентоспособность региональной агропромышленной продукции, обусловленная использованием морально и физически устаревшего основного капитала, неблагоприятным состоянием трудового и земледельческого потенциалов, выдвигает на первый план инвестиционные факторы роста. Последние диктуют необходимость детального изучения источников финансирования, оценивания позитивного влияния финансовых рынков на процессы возобновления инвестиционной активности АПК региона, а в последующем их устойчивого развития [2, с. 63].

Подчеркнем, что прогнозы не только обозначают перспективу, но и обосновывают причинно-следственные связи долгосрочного развития, выявляют факторы позитивного на него воздействия. Вместе с тем процесс прогнозирования невозможен без более детальной проработки - учета отраслевых особенностей и анализа внутренних проблем развития, сопоставления расчетных показателей различных прогнозов: научнотехнических, воспроизводства основного капитала, демографических, трудовых ресурсов, доходов, расходов и т.п. Следовательно, для любой прогнозной разработки характерны формирование стратегии и перспективная оценка развития факторных составляющих производственной сферы. Главной задачей при этом является не только

разработка прогнозов по соответствующим видам деятельности, но и реализация их результатов в процессе принятия управленческих решений.

Современное состояние агропромышленной сферы во многом определяется позициями ее предприятий на рынках как продовольствия, так и материально-технического снабжения, финансовых ресурсов, труда, информации и др. Вместе с тем высокий уровень конкурентоспособности предприятий должен обеспечиваться не только за счет применяемых инновационных результатов, но и развитой рыночной инфраструктуры, масштабной государственной поддержки. Из-за отсутствия последних условия конкуренции отраслей АПК региона на внутреннем рынке продовольствия из года в год ухудшаются - сохраняется опережающий темп роста потребления импортных продуктов питания. При этом недостаточный совокупный потенциал развития региональных агропромышленных предприятий не позволяет им оказывать воздействие на конъюнктуру местных рынков продовольствия и адаптироваться к ним. Ограниченные финансовые возможности развития АПК республики не в состоянии удовлетворять растущий внутренний спрос на продовольствие, что сказывается на качестве жизни населения сельских территорий, устойчивом воспроизводстве в целом.

Сегодня решение текущих социально-экономических задач АПК республики находится в узком «коридоре» возможностей, что обусловлено объективными природными условиями, действующими финансово-инвестиционными факторами, а также состоянием и особенностями предшествующего развития его отраслей. Осуществление крупных инвестиционных решений затрудняется из-за высокой степени риска и неопределенности перспектив развития АПК региона. Пределы возможного финансирования очерчены довольно жестко - незначительная государственная поддержка. Это означает, что сложившаяся экономическая ситуация в АПК ограничивает условия перехода к прогрессивным методам долгосрочного развития, сужает рамки целесообразности большинства решений, особенно в аграрном секторе.

Согласно статистическим данным, роль агропромышленной сферы в экономике региона в целом невелика. Баланс продовольственной продукции по республике складывался с отрицательным сальдо по большинству ее видов. Главное звено АПК -сельское хозяйство - специализируется на растениеводстве, животноводстве, в частности, на молочном и мясном скотоводстве, свиноводстве, овцеводстве и птицеводстве, а также оленеводстве. В растениеводстве наибольший удельный вес занимает производство картофеля и овощей в закрытом грунте. В отраслевой структуре сельского хозяйства республики удельный вес растениеводства и животноводства формировался по-разному (табл. 1) [3, с. 27].

Таблица 1

Удельный вес продукции растениеводства и животноводства по категориям хозяйств в Республике Коми, % к общему объему продукции сельского хозяйства

Год Хозяйства всех категорий Сельскохозяйственные организации Хозяйства населения Крестьянские (фермерские) хозяйства

Растение- Животно- Растение- Животно- Растение- Животно- Растение- Животно-

водство водство водство водство водство водство водство водство

2000 47,6 52,4 26,3 73,7 68,2 31,8 39,4 60,6

2001 46,0 54,0 23,0 77,0 66,6 33,4 40,4 59,6

2002 44,3 55,7 21,2 78,8 66,0 34,0 26,5 73,5

2003 46,3 53,7 20,4 79,6 66,2 33,8 31,7 68,3

2004 43,1 56,9 17,9 82,1 63,6 36,4 14,7 85,3

2005 41,0 59,0 17,3 82,7 62,3 37,7 15,9 84,1

2006 38,9 61,1 15,5 84,5 62,6 37,4 16,8 83,2

2007 38,2 61,8 15,1 84,9 60,6 39,4 17,5 82,5

2008 32,1 67,9 13,2 86,8 60,7 39,3 16,9 83,1

* В фактически действующих ценах.

В среднем за последние годы доля сельского хозяйства в основных показателях экономики составляла: в валовой добавленной стоимости - 2,1%, в основных фондах - 0,8%, в среднегодовой численности работников организаций - 1,9%, в инвестициях в основной капитал - 0,6%. Объемы производства сельхозпредприятий в силу низкой производительности труда были невелики, а большая часть товарной продукции неконкурентоспособна. Отдельные элементы производственного потенциала данной отрасли не только не получили должного развития, но и заметно деградировали.

Если незначительный успех сельского хозяйства республики в основном связан с ростом общего объема продукции в отраслях птицеводства и свиноводства, то в пищевой промышленности - с увеличением выпуска колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, кондитерских изделий, безалкогольных напитков. Сокращение местного производства отдельных видов сельхозпродукции, ослабление государственного регулирования рынка продовольствия, конкуренция со стороны ввозимой продукции стали существенными причинами замедления темпа производства в пищевой промышленности. Вследствие этих причин и сужения рынков сбыта неудовлетворительно используется большинство производственных мощностей отрасли.

Как правило, при разработке перспектив развития регионального АПК основная задача состоит в описании классификационных характеристик его текущего состояния и дальнейшего развития. Современное состояние агропромышленного сектора региона характеризуется множеством серьезных структурных перекосов. Анализ подтверждает, что для устойчивого развития отраслей комплекса следует решить множество финансово-инвестиционных и организационно-хозяйственных задач, что невозможно без применения целостного и системного подхода, регулярного долгосрочного прогнозирования, обеспечивающего стабильный и сбалансированный рост производства.

В длительной перспективе в развитии сельского хозяйства региона одной из самых проблемных отраслей остается животноводство. Несмотря на некоторую бюджетную поддержку, отрасль по производству молока и выращиванию скота на мясо пока неэффективна. Растениеводство, хотя и имеет некоторую позитивную динамику, также не является устойчиво развивающейся отраслью. В целом сельское хозяйство региона сегодня не в состоянии стать эффективно функционирующим сектором экономики. Уровень рентабельности большинства предприятий отрасли не достигает 25-процентного порога, используемого большинством специалистов для оценки стабилизации расширенного воспроизводства.

Ухудшаются состояние кормового производства и качественная характеристика кормления животных, неуклонно снижается численность скота во всех категориях хозяйств, особенно в сельскохозяйственных организациях. Неудовлетворительное состояние кормовой базы является решающим фактором, сдерживающим рост конкурентоспособности продукции животноводства на внутреннем рынке. Вследствие сокращения производства кормовых ресурсов и повышения цен на концентрированные корма расход кормовых единиц в расчете на условную голову крупного рогатого скота (КРС) составлял менее 30 ц (в сельскохозяйственных организациях лишь 24 ц), что явно недостаточно для достижения высокой продуктивности животных.

Анализ использования кормов показывает, что при выращивании и откорме КРС необходима сбалансированная по питательным веществам структура кормовых рационов. Распределение предприятий региона по среднесуточному приросту живой массы КРС в зависимости от расхода кормов на 1 ц прироста подтвердило безусловную тенденцию: улучшение использования кормов ведет к увеличению продуктивности скота.

Стратегия развития животноводства в республике предполагает существенное увеличение капитальных вложений и повышение их эффективности в кормопроизводстве,

перелом негативной тенденции отставания темпов роста производства кормов от растущих потребностей животноводства. Важное значение имеет обеспечение рационального соотношения объема, структуры и эффективного использования средств труда (продуктивный скот) и предметов труда (кормов). Следовательно, в перспективе продуктивность КРС должна определяться не только количеством потребляемых кормов, но и их качеством, т.е. соответствием режиму рационального кормления животных.

Исследование показывает, что на протяжении последних лет основные показатели развития животноводства почти во всех категориях хозяйств региона, особенно в сельскохозяйственных организациях, имеют негативную тенденцию к снижению, что связано, в частности, с ухудшением качественной характеристики кормопроизводства. За 2000-2008 гг. производство мяса (скот на убой в живом весе) и молока на 100 га общей площади сельхозугодий уменьшилось соответственно в 1,9 и 1,6 раза. Если за этот период общее производство мяса на душу населения (скот и птица в живом весе) увеличилось с 22,9 до 29,9 кг (30%), то мяса КРС уменьшилось - с 6,2 до 3,8 кг, т.е. в 1,7 раза. Исходя из этих данных очевидно, что незначительное повышение уровня рентабельности животноводства обусловлено ростом рентабельности птицеводства (табл. 2) [3].

Из-за нестабильности существующей экономической обстановки в АПК республики, неопределенности условий хозяйствования сложно прогнозировать долгосрочное инвестирование предприятий и их стратегическое развитие или найти более приемлемую форму хозяйствования, сопряженную с наименьшими финансовыми затруднениями (рис. 1).

Современное состояние АПК республики определяется в большой степени существующим уровнем технического и технологического развития его отраслей и медленными темпами применения наукоемкой продукции. Это обусловливает высокие производственные издержки и низкую конкурентоспособность товарной продукции. Неэффективное использование имеющихся у предприятий основных факторов производства (капитал, труд, земля) приводит к значительному ухудшению состояния производственной сферы, ускорению процесса разрыва между товаропроизводителями и рынками различных уровней. В результате, техникотехнологическое отставание предприятий АПК нарастает ускоренными темпами, а объемы производства сохраняют негативную тенденцию к снижению.

Ретроспективный анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности АПК республики показывает существенное ослабление ее различных потенциалов, значительное уменьшение объема выпускаемой сельскохозяйственной продукции, ускорение разрыва интеграционных связей между аграрными и перерабатывающими предприятиями (табл. 3) [3].

Подчеркнем, что перспективы социально-экономического развития АПК региона во многом зависят от эффективности (и прозрачности) расходования выделяемых средств. В противном случае широко авансированные, но не реализованные проекты могут привести к негативным финансовым последствиям. При этом необходимо учитывать, что эффективность сельского хозяйства зависит не только от результатов финансирования, но и от множества независимых и слабо поддающихся планированию факторов, а также от особенностей предметов труда - «биологических объектов», процессы размножения, роста и развития которых, напротив, подчиняются строгим требованиям биологических законов, которыми нельзя пренебречь [4, с. 19]. Поэтому при разработке прогноза инвестирования данной отрасли должна приниматься во внимание вероятность изменения конкретных финансово-экономических показателей в зависимости от изменений существующих природно-биологических факторов.

Таблица 2

Основные результаты хозяйственной деятельности в животноводстве

АПК республики

Показатель 2000 г. .г о 0 2 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Производство мяса на душу населения (скот и птица в живом весе), всего, кг 22,9 24,1 26,3 23,9 24,2 24,0 26,4 26,3 29,9

КРС 6,2 6,6 7,1 6,0 5,4 4,3 3,7 3,3 3,8

птица 3,7 4,2 4,7 5,0 6,0 8,2 10,0 10,1 11,3

Расход кормов в расчете на одну условную голову КРС, всего, ц корм-ед. 29,8 30,2 30,1 30,3 30,2 31,4 30,5 30,1 32,1

концентриро- ванные 7,9 9,4 10,6 10,9 10,6 11,5 12,2 12,3 12,0

Расход кормов в расчете на одну условную голову КРС в сельхозорганиза-циях, всего, ц корм. ед. 23,5 24,3 23,9 24,1 24,7 25,6 24,3 23,3 23,4

концентриро- ванные 9,9 10,5 11,0 11,9 12,5 14,4 14,8 14,4 15,4

Заготовлено кормов в пересчете на кормовые единицы, всего, тыс. т 88,2 70,2 54,6 56,5 43,6 36,2 35,3 32,4 30,1

в расчете на одну условную голову КРС, ц корм. ед. 18,1 15,3 14,1 18,1 16,7 16,8 17,7 17,5 16,8

Уровень рентабельности (убыточности) реализованной продукции в животноводстве, всего (с учетом дотаций), % 0,5 -2,0 -12,1 -6,1 -2,3 3,5 12,2 10,2 15,5

КРС -34,1 -42,1 -50,7 -49,6 -41,1 -42,9 -30,6 -27,2 -37,2

птица 12,8 24,6 26,0 21,0 3,0 17,4 21,5 19,0 26,4

Себестоимость 1 ц реализованной продукции КРС, тыс. руб. 3,6 4,2 5,1 5,9 5,8 6,9 7,0 7,9 10,8

Себестоимость молока и молочной продукции, тыс. руб. 0,6 0,7 0,9 1,0 0,9 1,1 1,2 1,3 1,9

Дотации и компенсации из бюджета в животноводство, млн. руб. 200,6 187,3 153,1 199,3 186,2 182,4 210,1 248,5 302,7

Прибыль (убыток) от реализации продукции животноводства, млн. руб. -204,8 -207,9 -301,8 -275,3 -216,8 -128,5 -10,5 -36,1 47,4

Индекс физического объема, %

300

250 200 150 100 50 0

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Год

Рис. 1. Индексы основных показателей инвестиционной деятельности АПК республики:

□ инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве; ■ инвестиции в основной капитал в пищевой промышленности; -д- основные фонды сельскохозяйственного назначения; -О- основные фонды пищевой промышленности

Таблица 3

Основные экономические показатели АПК республики

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.: сельское хозяйство 110,8 131,8 215,4 311,9 203,6 276,4 293,2 348,6 588,0

пищевая промышленность 38,4 43,5 25,5 18,4 86,2 76,5 54,8 111,2 123,2

Основные фонды, млн. руб.: сельское хозяйство 4000,0 3744,0 3446,0 3026,1 2756,1 2466,7 2630,6 2569,6 2875,7

пищевая промышленность 525,0 451,0 512,0 500,3 545,0 671,5 787,0 661,8 759,6

Среднегодовая численность занятых, тыс. чел.: сельское хозяйство 24,0 23,7 20,9 18,5 15,6 19,6 18,6 18,5 18,2

пищевая промышленность 7,6 5,8 5,5 5,9 5,8 5,9 5,9 6,3 6,2

Земельный фонд, тыс. га: 419,2 418,7 419,1 418,3 418,5 418,5 418,4 418,3 418,2

в том числе пашня 104,4 103,9 103,9 102,7 102,9 102,5 102,5 102,5 102,4

Поголовье КРС, тыс. голов 83,3 80,1 69,0 57,5 49,7 45,3 44,0 43,7 41,5

коровы 41,7 39,5 34,5 29,8 26,4 23,5 21,8 21,0 20,1

свиньи 23,8 23,3 22,5 21,8 21,4 22,7 23,6 27,1 24,7

олени 110,1 105,9 105,9 85,3 84,4 89,5 83,7 83,5 86,7

Производство основных видов продукции растениеводства, тыс. т: картофель 218,9 179,8 214,3 135,3 132,2 116,9 111,1 70,5 92,7

овощи 34,2 45,9 34,1 29,0 25,4 24,5 21,4 20,1 20,2

Производство основных видов продукции животноводства (скот в живом весе), тыс. т 24,1 24,9 26,9 24,1 24,2 23,8 25,9 25,6 28,8

КРС 6,5 6,8 2,7 6,0 5,4 4,2 3,6 3,2 3,7

свиньи 2,4 2,3 1,7 1,7 1,9 1,7 1,9 1,6 2,3

птица 3,8 4,3 4,8 5,0 5,9 8,1 9,7 9,8 10,9

молоко 105,9 106,7 96,7 88,8 80,6 78,6 73,4 67,3 61,8

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб.: сельское хозяйство -8,9 -107,4 -76,8 -35,7 -40,3 93,6 143,1 184,7 422,5

пищевая промышленность 71,8 112,0 11,0 -482,1 67,8 65,4 76,5 156,0 216,1

В обобщенном виде сегодняшние проблемы стратегического развития АПК региона можно подразделить на три крупных класса:

- макроэкономические финансовые и правовые проблемы, связанные как с федеральным бюджетом и программами, так и с законодательными органами;

- мезоэкономические инвестиционно-интеграционные проблемы, связанные с различными региональными финансовыми структурами и межотраслевой интеграцией капиталов, т.е. объединение агропромышленных предприятий с финансовыми, природно-ресурсными, торговыми и др.;

- микроэкономические организационно-управленческие, связанные с обеспечением эффективных отношений конкретных предприятий (или их групп) на всех экономических уровнях (вертикальных и горизонтальных), т. е. развитие прогрессивных рыночных методов управления, или интеллектуальной деятельности.

Из основных нерешенных проблем первого класса можно выделить следующие: недостаточную финансовую поддержку региональной агропромышленной сферы со стороны федерального бюджета, невыполнение части взятых обязательств и слабое выполнение правовых норм; значительный рост объема задолженности предприятий перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами, рост просроченных долговых обязательств по кредитам банков; отсутствие крупных прямых инвестиций и механизмов долгосрочного финансирования отраслей АПК, связей с внешними (иностранными) финансовыми (в том числе фондовыми) рынками; нарушение межотраслевых распределительных отношений АПК.

Детализация проблем второго класса может быть сформулирована в следующем контексте: уменьшение доли отраслей АПК в общем финансировании экономики региона из бюджетных средств; ослабление региональных межотраслевых взаимоотношений, замедление процесса интеграции финансового, промышленного и торгового капиталов в АПК, способной концентрировать экономическую активность предприятий и мобилизацию трудовых ресурсов агропромышленной сферы; разрушение целостности АПК региона, дробление крупных предприятий на неэффективные мелкие, создающее колоссальные инвестиционно-интеграционные противоречия; отрыв агропромышленных предприятий от региональных финансовых и товарных рынков (отсутствие механизмов, методов и интереса в полноценном взаимодействии); ослабление взаимосвязей между социально-экономическими, демографическими и экологическими системами сбалансированного развития АПК.

К проблемам третьего класса следует отнести: высокую степень изношенности основного капитала предприятий АПК и отсутствие реальных источников их обновления; критическую нехватку оборотных средств и их несоответствие действующим объемам основных фондов, т.е. систематический дисбаланс между основными и оборотными средствами; значительное уменьшение ремонтных мощностей и объемов строительных работ, недостаток средств, необходимых для восстановления производственной и социальной инфраструктур АПК; колоссальные потери квалифицированных кадров аграрного сектора вследствие низкой и нерегулярно выплачиваемой заработной платы; уменьшение поголовья скота и снижение его продуктивности, сокращение удельного веса обрабатываемых земель и ухудшение их качественной характеристики; отсутствие прогнозного расчета и достоверной схемы хозяйствования, ослабление ритмичности кругооборота капитала и механизма активного инвестирования.

Исходя из вышеизложенной многоуровневой классификации, можно сделать вывод, что АПК республики находится в состоянии хронического недостатка финансовых ресурсов. При этом систематическое уменьшение доли бюджетных средств и ослабление государственного регулирования на рынке продовольствия не только ограничивает возможности его дальнейшего развития, но и не позволяют достичь доре-

форменного уровня. Подобное состояние АПК региона необратимо дестабилизирует его взаимосвязи с различными экономическими уровнями и контрагентами - участниками ранее единого процесса интеграции хозяйственной деятельности [5, с. 239].

Следовательно, мезо- и микроэкономические проблемы не позволяют построить соответствующие схемы перспективного развития АПК, а макроэкономические отношения не дают возможности синтезировать вертикальные и горизонтальные связи в единой системе, усиливающей инвестиционную активность на всех экономических уровнях. Существующее положение постепенно ведет к разрыву между как социальной и экономической, так и производственной и рыночной структурами АПК, к разрушению целостности комплекса и торможению системного развития хозяйствующих субъектов, рынков, сетевых структур и т. д.

Задачи обеспечения динамической сбалансированности совокупности взаимоотношений АПК неизмеримо сложнее, чем обеспечение эффективности отдельных его отраслей или предприятий. Большую сложность представляет, например, проблема несоответствия выделяемых инвестиций внедряемым инновациям. В целом обеспечение динамической сбалансированности АПК особенно затруднено в области синхронизации затрат и результатов, разделенных во времени вследствие длительности не только локальных инвестиционных циклов и сроков службы средств труда, но и в гораздо большей степени - всего агропромышленного хозяйственного оборота [6, с. 51].

Таким образом, основой разработки социально-экономической стратегии отраслей АПК региона должен стать научно обоснованный долгосрочный прогноз инвестирования, нацеленный на взаимоувязанное преобразование базовых условий хозяйствования. Обоснованный выбор важнейших для АПК региона приоритетов диктует необходимость значительного повышения объема инвестиционных расходов, формирования полноценных капитальных ресурсов предприятий, позволяющих добиться масштабного эффекта и прямой экономии издержек, существенного повышения уровня конкурентоспособности предприятий. При этом задачей государства является создание благоприятных экономических условий для тех предприятий, чья деятельность может обеспечивать устойчивый рост производства, занятости, доходов и налоговых поступлений на длительный период времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценочная характеристика инвестиционного прогноза стратегического развития АПК. Выход регионального АПК из сложившейся ситуации состоит в постепенном переводе его отраслей на интенсивно-инвестиционный путь развития и в формировании стратегических предпосылок повышения их эффективности. Активное внедрение инновационных результатов в долгосрочное развитие АПК является надежной гарантией ускорения оборота совокупных ресурсов, обеспечения высокой конкурентоспособности его предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Иными словами, важным свидетельством позитивных перемен в АПК региона может стать устойчивая динамика его инвестиционно-инновационных процессов - увеличение объема бюджетных и собственных средств, привлечение долгосрочных кредитов с целью расширения производства, реконструкции и модернизации действующих объектов.

Между тем современное прогнозирование инвестиций в стратегическое развитие АПК невозможно без освоения новых методов, позволяющих охватить широкий диапазон хозяйственных принципов и условий эффективного функционирования. Необходимость обеспечения устойчивого темпа воспроизводства предъявляет особые требования к разработке методических вариантов и нормативных материалов, использованию традиционных и сценарных методов в прогнозировании долгосрочного социально-экономичного развития. Для перехода к сбалансированному развитию АПК региона следует определить инвестиционные приоритеты функционирования отраслей с разной специализацией и концентрацией производства.

Отметим, что в настоящее время очень активно используется метод сценарного прогнозирования, который дает системное обоснование перспективных инвестиционных программ и проектов. Метод представляет собой словесное описание предлагаемого хода событий на тот или иной промежуток времени в будущем на основе знаний о настоящем (см. [7]).

Таким образом, в условиях существующей неопределенности и изменчивости социально-экономической ситуации необходимо разработать комплекс прогнозных сценариев развития АПК региона, а ключевыми задачами функционирования должны стать проводимые реформы, включающие взаимоувязанное преобразование базовых условий хозяйствования. Основная задача должна заключаться в повышении эффективности хозяйственной деятельности комплекса в зависимости от позитивных изменений количественных и качественных параметров инвестирования. При этом в инвестиционном прогнозе АПК следует учитывать конкретные условия производственной сферы: необходимую технико-технологическую оснащенность; степень обеспеченности оборотными средствами; организацию труда и управления; уровень интеллектуальной деятельности; обеспеченность сельхозугодьями, пашней и пастбищами; характеристики урожайности культур и продуктивности стада и т. д.

Расчетный прогноз инвестирования и развития АПК должен представлять собой совокупность оценочных показателей по трем периодам: ближнему ретроспективному, современному и перспективному. Оценки динамических и структурных изменений в долгосрочном развитии АПК дают представление о выборе возможных вариантов расширения сфер деятельности, повышения уровня концентрации капитала и производства. Иными словами, прогноз по третьему периоду должен содержать различные варианты не только развития АПК, но и диверсификации капитала в системе воспроизводства, возможные позитивные изменения в структуре ВВП, а также усиление рыночного влияния. Вышеуказанные изменения в той или иной форме отражаются на росте производства (рис. 2).

%

Рис.2. Индексы роста производства продукции в сельском хозяйстве (-♦-) и пищевой промышленности (-а-) Республики Коми за 1960-2015 гг. (средние по периодам):

□ продукция растениеводства; □ продукция животноводства

Известно, что основой устойчивого ведения сельского хозяйства являются разработка, производственное освоение и широкое распространение инновационных ре-

зультатов, применение новейших видов техники и технологии в процессах выращивания сельскохозяйственных культур и производстве животноводческой продукции. Достижению данной цели могло бы способствовать создание новых механизмов управления крупными инвестиционными проектами при наличии достаточного потенциала развития. При этом масштабы решения долгосрочных задач (на всех уровнях: от республики до конкретного предприятия) позволяют не только раскрыть объективные особенности и условия функционирования хозяйствующих субъектов, но и внести в проекты необходимые корректировки, в том числе в инвестиционные параметры.

Важно, чтобы долгосрочный прогноз давал представление о возможных изменениях не только в структуре и масштабах агропромышленного производства, но и в объеме ВВП, уровне технико-экономического обновления и других составляющих элементах производственного потенциала. Учитывая, что решающая роль в позитивной динамике стратегического развития АПК принадлежит инвестициям и инновациям, следует в большей степени ориентироваться на получение эффекта реализации крупных региональных агропромышленных проектов. Вместе с тем это не снимает ответственности за обеспечение условий для успешной реализации ряда локальных проектов, касающихся развития отдельных подотраслей комплекса [8].

Результаты сценарной разработки перспективного инвестирования (сопоставимости и эластичности роста инвестиций от динамики индексов объемов продукции) показывают реальную возможность улучшения хозяйственных результатов в аграрном секторе экономики региона в ближнем прогнозном периоде. Согласно сценарию динамики индексов и объемов продукции животноводства в сельском хозяйстве республики за 1960-2025 гг., наиболее положительные сдвиги ожидаются в производстве мяса и яиц, что тесно связано с интенсивным инвестированием в развитие птицеводства. Отрицательная динамика объемов производства молока обусловлена активным снижением поголовья коров и недостаточным обеспечением их необходимыми кормами, особенно концентрированными (табл. 4; рассчитана по [8]).

Таблица 4

Сценарий динамики выпуска продукции животноводства в сельском хозяйстве Республики Коми за 1960-2025 гг.

Год Мясо (скот и птица) Молоко Яйца

тыс. т раз тыс. т раз млн. шт. раз

1960 23,3 1,000 153,3 1,000 12,3 1,000

1965 23,7 1,017 163,3 1,065 29,1 2,366

1970 25,8 1,108 186,7 1,218 76,7 6,236

1975 32,5 1,395 209,1 1,364 151,1 12,285

1980 41,8 1,794 210,6 1,374 263,4 21,415

1985 50,7 2,176 211,4 1,379 303,0 24,634

1990 57,3 2,459 207,0 1,350 365,4 29,707

1995 36,1 1,549 142,4 0,929 194,5 15,813

2000 24,1 1,034 105,9 0,691 172,8 14,049

2005 23,8 1,021 78,6 0,513 176,2 14,325

2010 26,0 1,116 68,0 0,444 170,0 13,821

2015 40,91 1,756 152,08 0,992 255,03 20,734

2020 46,8 2,009 209,10 1,364 305,80 24,862

2025 55,0 2,361 233,40 1,522 421,00 34,117

Проведенные прогнозно-аналитические расчеты свидетельствуют о высокой вероятности повышения доли свинины и птицы в общем производстве и потреблении мяса в республике при сохранении современных тенденций развития других подотраслей животноводства. Существуют все предпосылки для модернизации и ре-

конструкции имеющихся свинокомплексов и птицефабрик региона, обеспечения конкурентоспособности животноводства за счет других «скороспелых» и высокодоходных его подотраслей. По наиболее оптимистическому сценарию производство свинины и птицы к 2020 г. может увеличиться почти вдвое, что придаст импульс развитию и других отраслей АПК региона и позволит значительно увеличить поголовье и повысить продуктивность КРС.

Анализ сценарных условий развития растениеводства АПК республики диктует необходимость сохранения тенденции высоких темпов роста спроса на картофель и овощи. Кроме того, растениеводство является важной отраслью для динамичного развития животноводства, формирования ее надежной кормовой базы. Обеспечение рационального развития данной отрасли создает благоприятные условия для перспективного развития сельского хозяйства и перерабатывающих сфер. Долгосрочная динамика индексов и объемов продукции растениеводства (на основе соотношений долей выпуска продукции и их эластичностей) в сельском хозяйстве республики показывает, что за исключением производства зерна все виды производства продукции имеют положительную тенденцию к росту (табл. 5; рассчитана по [8]). Это особенно заметно в личных подсобных хозяйствах граждан, которые имеют огромное значение в продовольственном обеспечении населения региона.

Следовательно, системное решение всего комплекса проблем долгосрочного развития АПК должно происходить на основе научно обоснованных моделей рационального построения производства продукции, их переработки, хранения и реализации. Каждый из этих комплексов представляет собой решение важнейших инвестиционных задач - технологических, технических, организационно-экономических, управленческих - направленных на формирование и эффективное использование капитальных, трудовых и земельных ресурсов. Подчеркнем еще раз, что для вывода АПК региона из затянувшегося кризиса необходим научно обоснованный системный подход к формированию полноценного производственного и потребительского потенциалов его предприятий, к ускорению процессов интеллектуальной деятельности.

Таблица 5

Динамика выпуска продукции растениеводства в сельском хозяйстве Республики Коми за 1960-2025 гг.

Год Зерно Картофель Овощи

тыс. т раз тыс. т раз тыс. т раз

1960 17,6 1,000 163,1 1,000 21,1 1,000

1965 9,5 0,540 178,0 1,091 19,3 0,915

1970 10,4 0,591 191,5 1,174 29,5 1,398

1975 7,2 0,409 204,8 1,256 32,8 1,555

1980 0,9 0,051 206,7 1,267 29,6 1,403

1985 0,5 0,028 172,9 1,060 29,8 1,412

1990 0,8 0,045 127,5 0,782 20,8 0,986

1995 2,1 0,119 235,9 1,446 32,3 1,531

2000 0,5 0,028 268,2 1,644 38,6 1,829

2005 0,5 0,028 190,0 1,165 38,1 1,806

2010 0,5 0,029 126,0 0,773 33,0 1,564

2015 1,9 0,106 253,0 1,509 45,31 2,148

2020 2,1 0,119 287,0 1,712 53,01 2,513

2025 2,4 0,136 316,3 1,887 61,55 2,918

Исследования показали, что ретроспективные разработки комплексного развития АПК региона не имели четкой и единой логики инвестирования агропромышленных предприятий. Между тем существующие межзональные диспропорции ин-

вестирования способны в долгосрочной перспективе оказать серьезное негативное воздействие на объем выпуска продукции и потребительский спрос. Поэтому значительное внимание следует уделить проблемам формирования рациональной схемы размещения производительных сил, а также предприятий по производству, переработке, хранению продукции и по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий, оптовых и розничных рынков продовольствия на всех уровнях. Целесообразно определить потребность различных типов предприятий в инвестициях с учетом надежных источников финансирования. Данная установка во многом способствует реализации основной цели разработки долгосрочного развития АПК, выявляя необходимый объем средств для повышения экономической эффективности производственной сферы.

Прогноз структурного инвестирования АПК должен включать следующие основные составляющие: концепцию развития агропромышленного производства региона в целом; оценку природных и производственных ресурсов и современного состояния ресурсного обеспечения, демографические, социально-экономические, экологические условия; анализ отраслевой и производственной структур с учетом возможностей рационального ресурсообеспечения; определение внутренних и внешних финансовых связей отраслей; состояние рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья; основные технико-экономические показатели развития системы земледелия, животноводства и кормопроизводства; мероприятия по развитию производственной и социальной инфраструктур АПК в целом.

Устойчивость стратегического развития АПК республики, способной выдерживать конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках, возможна только на основе накопленного материального и интеллектуального богатства. Это означает, что развитие АПК региона во многом зависит от оценки проводимых системных прогнозных расчетов по формированию экономического потенциала его отраслей и предприятий. Следовательно, более достоверные прогнозные расчетные показатели, более обоснованные механизмы и факторы улучшения основных параметров инвестиционной деятельности являются основополагающими в стратегическом развитии АПК региона (рис. 3).

Разработанная модель долгосрочного развития АПК региона должна содержать следующие пути и средства достижения цели: переориентацию выделяемых инвестиций на создание более совершенных техники и технологии; ускорение процесса привлечения заемных ресурсов с целью расширения масштабов применения продуктовых инноваций; увеличение доли собственных средств для стабилизации фонда накопления, повышение уровня капитализации производства; соблюдение принципа инвестиционной соизмеримости экономических, социальных и экологических составляющих долгосрочного развития, поддержание нормальных условий для их сбалансированности.

В обобщенном виде определить значения долгосрочных инвестиций в стратегическое развитие АПК можно с помощью анализа основных расчетных показателей производства: фондоотдачи, землеотдачи и производительности труда. Как правило, позитивная динамика этих факторов ведет к росту эффективности использования производственных мощностей, к переходу на интенсивно-инвестиционный тип развития. Рассмотрим индекс интегральной эффективности на основе оценки трех вышеуказанных основных показателей в сельском хозяйстве региона: индекса фондоотдачи (7Ф0); индекса землеотдачи (УЗ0); индекса производительности труда (7ПТ) (табл. 6; рассчитано по [8]).

Прогнозные расчеты показывают, что интенсивно-инвестиционный путь развития в 2008-2015 гг. позволит повысить значения индексов эффективности по сравнению со средними их значениями за 1990-2007 гг.: фондоотдачи - на 74%, землеотдачи - на 23%, производительности труда - на 30%, что ведет к росту индекса интегральной эффективности на 41%.

Рис. 3. Прогнозные показатели улучшения основных параметров инвестиционной деятельности, механизмы и факторы стратегического развития АПК

Следует отметить, что сегодня степень детерминированности перспективных процессов в сельском хозяйстве региона из-за негативных внешних воздействий (инфляция, высокий риск, процентная ставка и т.д.) ослаблена, но в небольшом диапазоне значений ресурсообеспечения скрыты потенциальные возможности для позитивного сдвига.

Проблематично, что слабое хозяйствование агропромышленных предприятий региона сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны товаропроизводителей как зарубежных, так и отечественных из отдельных регионов. При этом следует учесть, что высокий уровень конкурентоспособности определяется не только преимуществен-

ным применением инновационных результатов, но и всесторонней государственной поддержкой, упорядочением налогового, таможенного, ценового и других механизмов, обеспечением развитой рыночной инфраструктурой. Сохранение стабильности позитивных тенденций вышеуказанных мер позволит улучшить положение региональных производителей в важнейших сегментах внутреннего рынка продовольствия.

Таблица 6

Индексы фондоотдачи, землеотдачи, производительности труда и интегральной эффективности в сельском хозяйстве Республики Коми в среднем за 1960-2025 гг.

Период Jф0 ^З0 ^ПТ /иэ

1960 1,000 1,000 1,000 1,000

1961-1965 0,767 1,166 1,138 1,023

1966-1970 0,613 1,107 1,899 1,206

1971-1975 0,435 1,365 1,193 1,331

1976-1980 0,399 2,181 2,392 1,658

1981-1985 0,217 2,382 2,620 1,740

1986-1990 0,171 2,843 2,813 1,942

1991-1995 1,393 0,977 1,572 1,314

1996-2000 1,122 0,677 1,108 0,969

2001-2005 0,667 0,682 1,895 1,081

2006-2010 0,442-0,451 0,729-0,739 2,538-2,573 1,238-1,252

2011-2015 1,163 0,948 2,275 1,463

2016-2020 1,531 1,021 2,315 1,622

2021-2025 1,361 1,473 2,819 1,884

Исследование подтвердило, что систематическая нехватка финансовых ресурсов, высокий инвестиционный риск и неопределенность условий хозяйствования в современной экономической ситуации являются основными сдерживающими факторами долгосрочного стратегического развития АПК региона. При опережающем темпе выбытия и низком уровне обновления основного капитала аграрных предприятий невозможно обеспечить растущие потребности перерабатывающих отраслей, нормальное воспроизводство важнейших элементов их производственного потенциала. В свою очередь сохранение низкого уровня производственного и потребительского потенциалов АПК на протяжении достаточно длительного времени привело к устойчивым тенденциям ограничения закупок ресурсов производственного потребления, сужения рамок технологических изменений, падения объемов производства продукции.

Важный вывод состоит в том, что отмечается значительный разрыв соотношения ввода в действие основных фондов и инвестиций в основной капитал, высокое значение которого в отдельные годы связано с благоприятной внешней финансовой конъюнктурой, а самое низкое значение - с неблагоприятными внутренними и внешними инвестиционными условиями. Из этого следует, что рост потребительского спроса предприятий может поддерживать лишь текущую динамику производства, но устойчивый длительный рост производства возможен только путем расширения масштабов и объемов долгосрочных вложений.

Выявлено, что основными задачами стратегического развития сельского хозяйства в Республике Коми являются предоставление бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам, участие их в софинансировании федерального бюджета на устойчивое развитие сельских территорий. Важное значение имеет государственная поддержка следующих направлений: повышение плодородия почв, землеустройство и землепользование; развитие производства продукции растениеводства и животноводства - элитное семеноводство, племенное животноводство; доступность кредитных ресурсов для сельхозпроизводителей; развитие малых форм

хозяйствования на селе; воспроизводство и сохранение водных биологических ресурсов, развитие промышленного рыбоводства и рыболовства; модернизация основных средств; информационное обеспечение и консультации производителям сельхозпродукции, подготовка кадров; развитие системы страхования рисков; компенсации части затрат производителям сельхозпродукции; развитие инновационной деятельности и научных исследований в области сельского хозяйства; помощь крестьянским (фермерским) хозяйствам и личным подсобным хозяйствам граждан.

С 2008 г. установлен порядок предоставления государственной поддержки из республиканского бюджета. Для более эффективного использования средств бюджета и обеспечения стимула к развитию сельскохозяйственного производства территория республики подразделена на зоны с учетом природно-климатических условий и транспортной сети. Ставки субсидий на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие дифференцированы по зонам. Органам местного самоуправления рекомендовано в пределах их компетенции изыскать дополнительные материально-технические и финансовые ресурсы для стабилизации экономической ситуации на селе, предложено оказывать практическую помощь (субсидии) личным подсобным хозяйствам граждан.

Определенные средства республиканского бюджета уже направлены на мероприятия по совершенствованию кадрового и информационного обеспечения, техническому и технологическому перевооружению, помощи системе закупок продукции у личных подсобных хозяйств, погашению долга по привлеченным кредитам, строительству животноводческих помещений, созданию мощностей по переработке молока и повышению плодородия почв. Установлены перечни, направления, суммы и ставки субсидирования в зависимости от зонирования территории республики и дифференцированных ставок субсидий на продукцию, реализуемую в пределах указанных правительством республики лимитов.

* * *

Таким образом, разработка долгосрочной стратегии развития АПК республики представляет собой комплексный процесс, создающий необходимые предпосылки системной реализации целевых инвестиционных установок в следующих сопряженных аспектах:

- сочетание научно обоснованного прогноза долгосрочного инвестирования отраслей АПК с их перспективными программами стратегического развития;

- ускорение социально-экономического развития АПК, способствующее повышению конкурентоспособности его предприятий и как следствие - уровня жизни работников, обеспечению их занятости;

- развитие человеческого фактора, улучшение качественной характеристики обрабатываемых земель, соответствующей их реальному воспроизводству, удовлетворение растущих потребностей населения региона в продовольственных ресурсах (количестве и качестве);

- разработка и прогнозирование мероприятий по экологическому и инфраструктурному развитию АПК региона как эффективных факторов увеличения удельного веса производства органической продукции;

- расширение масштабов стейкхолдерских отношений АПК - важный фактор улучшения связей его предприятий с поставщиками, потребителями, а также государственными, общественными и другими структурами.

Резюмируя, отметим, что для решения поставленных задач необходимо повышение инвестиционной привлекательности АПК региона, активизация государственного регулирования различных ее отраслей. Долгосрочный курс инвестицион-

ной активности является надежной гарантией решения комплекса проблем развития АПК региона. При этом обеспечение эффективности функционирования технологической цепочки «инвестиция - наука - производство - рынок» порождает новые отношения не только в финансовых структурах, но и в науке, бизнесе и государстве с учетом распределения соответствующих полномочий, ответственности и риска на все периоды долгосрочного стратегического развития АПК. Более совершенные методы государственной поддержки могут стать важным фактором объединения множества перспективных программных мероприятий в четкую и скоординированную действенную систему долгосрочного развития АПК региона.

Литература

1. Ксенофонтов М.Ю., Поскачей МА. и др. Прогнозирование развития агропромышленного комплекса //В кн.: Прикладное прогнозирование национальной экономики / Под ред. В.В. Ивантера, А.Г. Коровкина, В.С. Сутягина. М.: Экономистъ, 2007.

2. Татаркин А.И., Львов Д.С. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности. Екатеринбург, 1999.

3. Сельское хозяйство в Республике Коми. Стат. сб. Сыктывкар, 2009.

4. Басалаева Е.В. Об эффективности государственного финансирования АПК/ Финансы. 2006. № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Смулов А.М. Проблемы взаимодействия банковских и промышленных структур //Д.С. Львов, В.Л. Макаров и др. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия. М.: Наука, 2001.

6. Кваша Я.Б. Факторы развития экономики //Избр. труды в 3-х томах. Т. 3. М.: Наука, 2003.

7. МиннихановР.Н., АлексеевВ.В., ФайзрахмановД.И., СагдиевМ.А. Инновационный менеджмент в АПК. М.: МСХА, 2003.

8. Система интенсивного животноводства / Ред. коллегия тома: Гагиев Г.И., Кочанов Н.Е., ЧувьюровМА., Давыдов А.П., Зиновьева З.Г., Лапшин М.А., Мартынов С.С., Сметанин Г.Ф., Шабловская Т.Н., Шкунов В.Н. Сыктывкар, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.