Научная статья на тему 'Долгосрочное прогнозирование и планирование развития логистических систем транспорта России в условиях цифровизации экономики'

Долгосрочное прогнозирование и планирование развития логистических систем транспорта России в условиях цифровизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова А.А., Малахов А.А.

Логистическая система транспорта является неотъемлемым элементом для стабильного функционирования предприятия в современных рыночных условиях Российской Федерации. В статье рассматривается проблематика формирования процессов долгосрочного планирования и прогнозирования развития логистических транспортных систем на территории Российской Федерации в период становления цифровой экономики. Описаны основные принципы, задачи и направления развития логистических систем на основе «Транспортной стратегии России до 2030 года». В статье делается вывод, что текущий уровень развития логистических систем транспорта предприятий России стоит считать неудовлетворительным, чему доказательства в виде высокого уровня издержек по отношению к конечной цене продукта. Более того, при анализе основных проблем транспортной логистики России стоит заметить, что ключевой характер их возникновения это дефицит инвестиционных ресурсов, которые не направляются на обновление парка, системы управления и программного обеспечения логистики. В связи с этим, необходимо принятие стимулирующих мер по совершенствованию процесса долгосрочного прогнозирования и планирования развития логистических систем транспорта предприятий России при помощи которых возможно снижение себестоимости реализации продукции и увеличение эффективности операционного/производственного процесса. В статье предложены рекомендации по решению проблемы совершенствования долгосрочного планирования развития логистических систем транспорта России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенова А.А., Малахов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Долгосрочное прогнозирование и планирование развития логистических систем транспорта России в условиях цифровизации экономики»

Долгосрочное прогнозирование и планирование развития логистических систем транспорта России в условиях цифровизации экономики

Семенова Алла Анатольевна,

д.э.н., проф. Российский новый университет (РосНОУ), начальник отдела ФГУП ГосНИИ ГА

Малахов Андрей Александрович

магистрант, Российский университет транспорта (МИИТ),

Логистическая система транспорта является неотъемлемым элементом для стабильного функционирования предприятия в современных рыночных условиях Российской Федерации. В статье рассматривается проблематика формирования процессов долгосрочного планирования и прогнозирования развития логистических транспортных систем на территории Российской Федерации в период становления цифровой экономики. Описаны основные принципы, задачи и направления развития логистических систем на основе «Транспортной стратегии России до 2030 года». В статье делается вывод, что текущий уровень развития логистических систем транспорта предприятий России стоит считать неудовлетворительным, чему доказательства в виде высокого уровня издержек по отношению к конечной цене продукта. Более того, при анализе основных проблем транспортной логистики России стоит заметить, что ключевой характер их возникновения - это дефицит инвестиционных ресурсов, которые не направляются на обновление парка, системы управления и программного обеспечения логистики.

В связи с этим, необходимо принятие стимулирующих мер по совершенствованию процесса долгосрочного прогнозирования и планирования развития логистических систем транспорта предприятий России при помощи которых возможно снижение себестоимости реализации продукции и увеличение эффективности операционно-

го/производственного процесса.

В статье предложены рекомендации по решению проблемы совершенствования долгосрочного планирования развития логистических систем транспорта России. Ключевые слова: планирование; логистика; транспорт; логистическая система; транспортная логистика; цифровизация экономики; цифровая экономика; транспортная стратегия.

Логистическая система - это сложная по организационной структуре экономическая система, которая состоит из подсистем, взаимосвязанных в едином процессе управления финансовыми, кадровыми, материальными, информационными, сервисными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и внешними целями [1].

Сущность и задачи формирования логистической системы транспорта предприятий России можно отобразить на рисунке 1.

Рисунок - 1 - Принципиальная схема логистической транспортной системы предприятия России [6].

Таким образом, ключевым этапом формирования и функционирования логистической системы транспорта является процесс прогнозирования и планирования развития, целью чего является достижение прибыли при коммерческой деятельности.

Однако, в условиях развития современной экономики важными вопросами является адаптация отечественных предприятий и их логистических систем под условия цифровизации бизнес-процессов и реализации продукции производителями.

Данный аспект проблематики настолько актуальный, что побуждает и государственный аппарат управления формировать стратегию

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю 5

М О

О)

о

см

ш

О!

О Ш

т х

<

т о х

X

развития транспортного комплекса России в условиях развития и становления цифровизации экономики. Среди таких инструментов - принятие программы «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».

Данная стратегия определяет цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы - удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.

Приоритетами развития транспортной системы Российской Федерации являются [9; 10]:

- формирование единого транспортного пространства России на основе сбалансированного развития рыночной инфраструктуры логистических систем предприятий страны;

- обеспечение доступности, объемов и конкурентоспособности логистических систем транспорта предприятий России, которые необходимы для стратегического развития в условиях цифровизации экономики;

- обеспечение доступности и высокого уровня качества транспортных услуг для населения страны;

- обеспечение доступности и высокого уровня качества грузовых перевозок для предприятий страны;

- реализация национальной транспортной системы России путем ее интеграции к международной логистической системе;

- повышение уровня безопасности, надежности транспортной системы страны;

- снижение уровня негативного воздействия деятельности транспортной логистики на окружающую среду и экологию путем применения новейших технологий по снижению выбросов углекислого газа;

- создание интеллектуальных транспортных систем с использованием глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и современных инфо-телекоммуникационных технологий;

- развитие и рост технологического оснащения логистических систем транспорта и предприятий России путем интенсивного и научного развития.

Реализация Транспортной стратегии России на период до 2030 года предполагает осуществление двух этапов:

- первый этап, (до 2015 года) - модернизация транспортного комплекса страны;

- второй этап, (до 2030 года) - использование инновационных технологий, научных разработок и новых механизмов для формирования логистических систем транспорта будущего, которые адаптированы под условия развития цифрови-зации бизнеса предприятий и экономики.

Цифровая экономика - это деятельность, в рамках которой ключевыми факторами произ-

водства являются данные, представленные в цифровом виде, а их обработка и использование в больших объемах, позволяет повысить эффективность, качество и производительность в различных видах производства, технологий, оборудования, при хранении, продаже, доставке и потреблении товаров и услуг [13].

Развитие цифровой экономики связано не только с прогрессом отрасли информационных технологий и инноваций, но и с совершенствованием рынка труда, где создаются новые рабочие специальности, профессии и кадры. В связи с этим, происходит стремительный процесс устоя общества, где одна работа становится низкооплачиваемой, а новые профессии позволяют получать личный доход на уровне ТОП-менеджеров малых и средних предприятий.

Развитие цифровой экономики наблюдается практически во всех странах мира, включая и в России. Для примера, согласно государственным программам развития национальной экономики РФ в рамках перехода к цифровой экономики, ставятся следующие стратегические цели [11; 12]:

- рост вовлеченности общества в деятельности цифровой экономики;

- создание рыночной инфраструктуры, при которой будет развитие информационных технологий и взаимодействия субъектов цифровой экономики;

- снижение издержек при взаимодействии следующих субъектов «граждан - государства -бизнеса»;

- повышение уровня конкурентоспособности экономики.

В российской экономике цифровая трансформация будет оказывать возрастающее влияние на разные отрасли. ВВП до 2025 года согласно всем расчетам должен увеличиться от 0,4% до 0,9% в связи с внедрением цифровой экономики. Сравнение этого роста с темпами роста прогнозов российской экономики позволяет сделать вывод, что цифровизация приведет к росту ВВП с 2015-2025 годах от 19% до 34% [14].

В связи с развитием цифровой экономики происходят изменения не только в рамках национальной экономики, рынков и отраслей, но и в рамках предпринимательских структур, которые приобрели следующую характеристику:

- появление информационного фактора при производстве, ставшего необходимым видом ресурса;

- увеличение затрат на производство товаров и услуг, рост себестоимости производства, поскольку информация и технологии имеют тенденцию возрастания своей цены и стоимости;

- снижение размера транзакционных издержек за счет использования информационных технологий;

- рост уровня значения трудовых и интеллектуальных ресурсов, необходимых при производстве и потреблении информационных ресурсов и технологий;

- снижение уровня неопределенности и вероятности отсутствия верного прогноза/плана, поскольку при применение информационных ресурсов увеличивается точность статистического и фундаментального анализа производственной деятельности предприятия.

Однако, наиболее весомым влиянием при развитии цифровой экономики является цифро-визации всех бизнес-процессов предприятия, что отражается и на развитии логистических систем транспорта России, которые становятся интеллектуально ориентированными.

Проблемы развития транспортных логистических систем в России

При анализе отечественных работ исследователей, а также представителей логистического бизнеса были выявлены следующие проблемы логистических систем транспорта на российских предприятиях [2; 3; 4; 5]:

- изношенность подвижного состава транспортного комплекса;

- низкий уровень информационной поддержки процесса транспортировки;

- сложности при построении маршрутов перевозки груза;

- недогруз подвижного состава, что приводит к высокой себестоимости;

- страхование груза и транспортных средств;

- сложности в организации взаимодействия различного вида транспорта;

- недостаток программных продуктов автоматизации процесса транспортной логистики;

- потери от простоя в ожидании загрузки/выгрузки;

- динамика роста цен на горюче-топливные материалы и запчасти/комплектующие;

- наличие уязвимой законодательной системы.

В результате, логистические системы транспорта в российской экономике становятся неэффективным инструментом развития бизнеса, что связано и с высокими издержками данного процесса. Так, для российских предприятий затраты на транспортную логистику составляют около 20% от общей выручки продукции. При этом, если взять страны Западной Европы и США, то средние издержки на логистику составляют от 7 до 11 процентов, что в разы меньше, чем у отечественных предприятий [4].

Совершенствование долгосрочного прогнозирования и планирования развития логистических систем на предприятиях России

При анализе основных проблем развития транспортных логистических систем в России можно установить, что ключевыми причинами их

формирования является отсутствие эффективного процесса долгосрочного планирования развития отрасли.

В связи с этим, каждому предприятию страны необходимо акцентирование внимания на следующие вопросы, а также рекомендации по совершенствованию данного процесса:

- увеличение внимания к анализу материальных потоков, с целью получения своевременной информации, необходимой для формирования логистической системы предприятия;

- применение концепции «точно срок» (за пример можно взять логистическую систему компании «JTI», суть применения к транспорту которой состоит в том, что если в основном производстве используется технология «строго по графику» без информации о содержании существенных объемов запасов необходимых материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, то в закупочной и сбытовой логистике перевозки осуществляются строго определенное время. По указанной технологии подача грузов клиентуре в необходимых случаях ведется с точностью до минут [7];

- использование программного обеспечения SDP, при помощи которой происходит совершенствование системы планирования потребностей в материалах, что значительно повышает точность транспортной поставки продукции;

- введение системного аутсорсинга, что эффективный инструмент для малого и среднего бизнеса, и целесообразный как метод совершенствования долгосрочного прогнозирования и планирования развития логистических систем.

Помимо этого, необходимо осуществлять действия по развитию эффективности транспортных логистических систем на предприятиях России:

- увеличение финансирования для обновления парка подвижного состава;

- обновление программное обеспечения для автоматизации системы управления транспортной логистики и информационной коммуникации (в частности, нами была упомянута такая программа, как SDP);

- внедрение системы GPS, Escape Cat и ГЛОНАСС для оптимизации маршрутных путей доставки груза/продукции до конечного потребителя.

Таким образом можно сделать вывод, что основные причины возрастания интереса к транспортной логистике и логистическим системам обусловлены потребностями развития бизнеса и национальной экономики Российской Федерации. Изначально усилия предприятий в производстве продукции направлялись, в основном, на снижение себестоимости продукции [8]. В настоящее время предложение начинает превышать спрос, поэтому предприниматели

х

X

о го А с.

X

го m

о

ю 5

М О

to

О)

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CS

ю

Ol

О Ш

m х

<

m о х

X

все больше начинают признавать важность применения в деятельности логистических принципов и подходов.

К тому же, в современный период развития транспортной логистики России преобладает государственное регулирование путем реализации Транспортной стратегии до 2030 года. Согласно ее содержанию, ставятся следующие задачи, среди которых формирование интеллектуальной логистической системы, модернизация транспортного комплекса путем реализации новых технологий и адаптация грузоперевозок под требования цифровизации экономики.

Однако, текущий уровень развития логистических систем транспорта предприятий России стоит считать неудовлетворительным, чему доказательства в виде высокого уровня издержек по отношению к конечной цене продукта. Более того, при анализе основных проблем транспортной логистики России стоит заметить, что ключевой характер их возникновения - это дефицит инвестиционных ресурсов, которые не направляются на обновление парка, системы управления и программного обеспечения логистики. Лишь с использованием ресурсов для внедрения инноваций и обновления системы транспортной логистики, отечественный рынок получит стимул для своего развития.

В связи с этим, необходимо принятие стимулирующих мер по совершенствованию процесса долгосрочного прогнозирования и планирования развития логистических систем транспорта предприятий России при помощи которых возможно снижение себестоимости реализации продукции и увеличение эффективности операционного/производственного процесса.

Литература

1. Осипов А.Э., Трошина Е.В. Логистическая система как неотъемлемый элемент для стабильного функционирования предприятия // Современные проблемы науки и образования. -2014. - №3.

2. Основные проблемы транспортной логистики. URL: http://www.asteko.ru/osnovnyie-problemyi-transportnoy-logistiki.html (дата обращения 25.04.2019).

3. Голубев П.В. Анализ недостатков транспортной логистики в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2016. - № 12-2. - С.35-39.

4. Карамин В.М. Проблемы транспортной логистики в России // Экономические науки. - 2016. - № 57-3.

5. Проблемы развития логистики в России. URL: http://www.xcomp.biz/problemy-razvitiya-logistiki-v-rossii.html (дата обращения 25.04.2019).

6. Аникин Б.А. Логистика: учебное пособие / под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. - М.: Вел-би; Проспект, 2007. - 408 с.

7. Логистические системы на транспорте. URL: http://эллалесная.рф/besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2016-09-20/logisticheskie-sistemy-na-transporte (дата обращения 25.04.2019).

8. Аркадьев К. Г. Логистические системы и их роль в современной экономике // Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). -Краснодар: Новация, 2015.

9. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://government.ru/docs/22047/ (дата обращения 25.04.2019).

10. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. URL: http://трансавтоцистерна.рф/press-centr/stati/2792/39142/ (дата обращения 25.04.2019).

11. Проект программы цифровой экономики будет представлен на ПМЭФ. URL: http://fond83.ru/novosti/federalnye-novosti/637-proekt-programmy-tsifrovoj-ekonomiki-rf-budet-predstavlen-na-pmef (дата обращения: 08.04.2019).

12. Андиева Е.Ю., Фильчакова В.Д. Цифровая экономика будущего. Индустрия 4.0 // Прикладная математика и фундаментальная информатика. - 2016. - № 3. - С. 214-218.

13. Перпеляк А.И. Цифровая экономика: новые возможности для бизнеса // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(51).

14. Авдеева И.Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом // Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы. Труды научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 19-25.

Long-term forecasting and planning of the development of logistics systems of Russian transport in the conditions of digitalization of the economy Semenova A.A., Malakhov A.A.

Russian New University (RosNOU), Russian University of

Transport (MIIT), The logistic system of transport is an integral element for stable functioning of the enterprise in modern market conditions of the Russian Federation. The article deals with the problems of formation of the processes of long-term planning and forecasting of the development of logistics transport systems in the Russian Federation during the formation of the digital economy. The basic principles, objectives and directions of development of logistics systems on the basis of the "Transport strategy of Russia until 2030"are described. The article concludes that the current level of development of transport logistics systems of Russian enterprises should be considered unsatisfactory, which is proved by the high level

of costs in relation to the final price of the product. Moreover, when analyzing the main problems of transport logistics in Russia, it should be noted that the key nature of their occurrence is the lack of investment resources that are not directed to the renewal of the fleet, management system and logistics software.

In this regard, it is necessary to take stimulating measures to improve the process of long-term forecasting and planning of the development of logistics systems of transport of Russian enterprises with the help of which it is possible to reduce the cost of sales and increase the efficiency of the operational/production process.

The article offers recommendations for solving the problem of improving the long-term planning of the development of logistics systems of transport in Russia.

Keywords: planning; logistics; transport; logistics system; transport logistics; digitalization of the economy; digital economy; transport strategy.

References

1. Osipov A.E., Troshina E.V. Logistics system as an integral

element for the stable functioning of the enterprise // Modern problems of science and education. - 2014. - №3.

2. The main problems of transport logistics. URL: http://www.asteko.ru/osnovnyie-problemyi-transportnoy-logistiki.html (appeal date 04/25/2019).

3. Golubev P.V. Analysis of the shortcomings of transport logistics in Russia // Actual problems of the humanities and natural sciences. - 2016. - № 12-2. - P.35-39.

4. Karamin V.M. Problems of transport logistics in Russia // Economic Sciences. - 2016. - № 57-3.

5. Problems of logistics development in Russia. URL: http://www.xcomp.biz/problemy-razvitiya-logistiki-v-rossii.html (appeal date 04/25/2019).

6. Anikin B.A. Logistics: a tutorial / ed. B.A. Anikina, T.A. Rodkina. - M .: Velbi; Prospectus, 2007. - 408 p.

7. Transportation logistics systems. URL: http: //ell.A./f./besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2016-09-20/logisticheskie-sistemy-na-transporte (appeal date 04/25/2019).

8. Arkadyev K.G. Logistics systems and their role in the modern

economy // Economy, management, finance: materials of the V Intern. scientific conf. (Krasnodar, August 2015). -Krasnodar: Novation, 2015.

9. On approval of the Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030. URL: http://government.ru/docs/22047/ (appeal date 04/25/2019).

10. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030. URL: http: //TpaHcaBTO^UTepHa.p$/press-centr/stati/2792/39142/ (appeal date 25.04.2019).

11. A draft digital economy program will be presented at SPIEF. URL: http://fond83.ru/novosti/federalnye-novosti/637-proekt-programmy-tsifrovoj-ekonomiki-rf-budet-predstavlen-na-pmef (appeal date: 04/08/2019).

12. Andieva E.Yu., Filchakova V.D. Digital economy of the future. Industry 4.0 // Applied Mathematics and Fundamental Informatics. - 2016. - № 3. - p. 214-218.

13. Perpelyak A.I. Digital economy: new business opportunities // Scientific community of students of the XXI century. Engineering science: Sat. Art. according to mat. LII int. stud scientific-practical conf. No. 4 (51).

14. Avdeeva I.L. Analysis of the prospects for the development of the digital economy in Russia and abroad // Digital Economy and Industry 4.0: Problems and Prospects. Proceedings of the scientific-practical conference with international participation. 2017. p. 19-25.

X X О го А С.

X

го m

о

ю 5

М О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.