УДК 332.146(574)
М.В. Куликова, С.В. Иванилова
ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ
Уточняются способы построения бюджетов денежных средств через соотношение понятий «виды инноваций», «виды инновационной деятельности», «стадии инновационного процесса». Это соотношение позволило по-новому определить подход к рассмотрению финансирования инновационной деятельности в долгосрочном периоде с помощью построения общего бюджета.
M.V. Kulikova, S.V. Ivanilova
LONG-TERM FINANCIAL PLANNING OF AN INNOVATION ACTIVITY ON THE BASE OF FUNDS FLOW BUDGETING
This article presents different ways of budgets funds formation. The methods of investigation of this problem are to compare and to examine the following definitions: «types of innovation», «types of innovation activity», «stages of innovation process». It allows defining the new approach to the investigation of financing the innovation activity for a long-term. It is possible to do through the use of budget formation.
В управлении инновационной деятельностью как промышленных предприятий, так и вузов важную роль играет выбор оптимальной системы финансирования, построенной на более точном прогнозировании денежного потока инновационной деятельности в зависимости от стадий инновационного процесса.
Прогнозирование денежного потока сводят к построению бюджетов денежных средств в планируемом периоде, учитывая лишь основные составляющие потока: объем реализации, долю выручки за наличный расчет, прогноз кредиторской задолженности и др. Прогноз осуществляется на некоторый период в разрезе подпериодов: год в разрезе кварталов, год в разрезе месяцев, квартал в разрезе месяцев и т.п.
Для более успешного планирования финансирования инновационной деятельности авторами разработана система долгосрочного планирования финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий на основе бюджетирования денежных потоков. Особенность предложенной системы заключается в том, что происходит деление бюджетов в зависимости от вида инноваций [3, 4]. Авторы выделяют два основополагающих вида инноваций - базисные инновации и улучшающие. Операционный бюджет базисной инновации составляется с бюджета НИОКР, так как базисные инновации основаны на фундаментальных разработках, и бюджет продаж разбит на бюджеты пробных и массовых
продаж через бюджеты коммерческих и управленческих расходов. Инвестиционный бюджет базисной инновации должен включать планы единовременных и текущих капитальных затрат, для улучшающей инновации - план первоначальных (единовременных) (рис. 1).
Рис. 1. Этапы разработки плана базисных инноваций [4]
В процессе управленческого планирования инновационной деятельности предприятий очень важную роль играет установление сроков бюджетного периода. Продолжительность бюджетного периода достаточно жестко определяется отраслевой и индивидуальной спецификой инноваций, а также особенностями макроэкономической среды, в которой она функционирует. Обычно текущая деятельность инновационного предприятия определяется стратегическими целями его развития, а не наоборот [2].
Бюджет денежных средств является главным инструментом управления денежными средствами. Вся информация, полученная в результате прогнозирования и планирования, обобщается в бюджете денежных средств, который показывает предполагаемые денежные поступления и выплаты за рассматриваемый период. В основном используют бюджет денежных средств на один предстоящий год с разбивкой по месяцам; кроме того, используют более детальные бюджеты с разбивкой по дням или неделям на предстоящий месяц. Бюджет с разбивкой по месяцам используется для планирования, а с разбивкой по дням или неделям - для текущего контроля денежных средств.
Методика прогнозирования и планирования финансирования инновационной деятельности выполняется в следующей последовательности:
- прогнозирование денежных поступлений по подпериодам;
- прогнозирование оттока денежных средств по подпериодам;
- расчет чистого денежного потока (излишек/недостаток) по подпериодам;
- определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании в разрезе подпериодов.
Для составления бюджета инновационной деятельности необходимо рассмотреть модель разработки планов базисных и улучшающих инноваций.
Как было замечено выше, бюджет для базисных инноваций долгосрочный, для улучшающих - краткосрочный или среднесрочный.
Сводный бюджет инновационной деятельности, независимо от вида инноваций, состоит из трех бюджетов первого уровня - операционного, инвестиционного и финансового.
Операционный бюджет базисных инноваций состоит из ряда бюджетов (или подбюджетов) второго уровня, которые авторы предлагают разбить на составные части по стадиям жизненного цикла базисных инноваций [1].
Таким образом, переходим от долгосрочного планирования инновационной деятельности к краткосрочному, т. е. биногодичный бюджет базисных инноваций представляем в виде годового бюджета развития в сочетании с индикативным скользящим бюджетом.
Рис. 2. Этапы разработки плана улучшающих инноваций [4]
Бюджет НИОКР:
Стадия фундаментальных исследований (ФИ):
- бюджет затрат на анализ и прогнозирование продуктовых и технологических инноваций;
- бюджет затрат на сканирование венчурных технологий;
- бюджет мониторинга новых технологических открытий и достижений;
- бюджет прямых затрат труда.
Стадия прикладных исследований (ПИ):
- бюджет затрат на формирование группы по разработке технологических инноваций;
- бюджет затрат на лабораторные исследования;
- бюджет прямых затрат труда на ПИ;
- бюджет общепроизводственных расходов на ПИ.
Стадия опытно-конструкторских разработок (ОКР):
- бюджет затрат на моделирование целевого рынка;
- бюджет прямых материальных затрат на ОКР:
• бюджет производственных затрат на ОКР;
• бюджет закупок для ОКР;
- бюджет прямых затрат труда на ОКР;
- бюджет общепроизводственных расходов на ОКР.
Бюджет опытного производства:
Стадия опытного производства (ОП):
- бюджет прямых материальных затрат на ОП:
• бюджет производственных затрат на ОП;
• бюджет закупок для ОП:
- бюджет прямых затрат труда на ОП;
- бюджет общепроизводственных расходов на ОП;
- бюджет пробного производства.
Бюджет массового производства:
Стадия массового производства (МП):
- бюджет прямых материальных затрат на МП:
• бюджет производственных затрат на МП;
• бюджет закупок для МП;
- бюджет прямых затрат труда на МП;
- бюджет общепроизводственных расходов на МП.
Бюджет продаж:
Стадия реализации:
- бюджет мелкосерийных продаж;
- бюджет крупносерийных продаж.
Инвестиционный бюджет базисных инноваций будет включать план текущих капитальных затрат и содержать следующие составляющие сметы текущих капитальных затрат:
- нематериальные активы;
- долгосрочные финансовые вложения;
- капитальное строительство (если этого требует специфика базисных инноваций);
- текущие закупки нового оборудования.
Рис. 3. Общий бюджет базисной инновации
Рис.4. Общий бюджет улучшающей инновации
Инвестиционный бюджет улучшающих инноваций будет существенно отличаться от инвестиционного бюджета базисных инноваций, содержать план первоначальных капитальных затрат и состоять из следующей примерной сметы:
- краткосрочных финансовых вложений;
- текущей закупки оборудования.
Финансовый бюджет инновационной деятельности:
- бюджет движения денежных средств;
- бюджет доходов и расходов;
- расчетный баланс.
Сочетание долгосрочного сводного бюджета и нескольких краткосрочных позволяет проводить управленческую политику инновационной деятельности, в которой сбалансированы и взаимоувязаны стратегические и текущие цели предприятия. Такой подход целесообразно использовать в инновационной деятельности крупных промышленных предприятий и, с незначительными изменениями, крупных технических вузов, где дополнительные издержки по ведению планово-аналитической работы оправданы в контексте повышения качества принятия управленческих решений.
Таким образом, формирование бюджета инновационной деятельности промышленных предприятий, а также вузов можно разбить по видам внедряемых инноваций -
базисным и улучшающим. Бюджет улучшающих инноваций начинается с бюджета продаж, так как для улучшающих инноваций стадии фундаментальных и прикладных исследований отсутствуют (для некоторых улучшающих инноваций отсутствует и стадия ОКР), поэтому бюджеты для этих стадий будут отсутствовать (см. операционный бюджет базисных инноваций), для базисных инноваций на начальных стадиях инновационного процесса бюджет продаж отсутствует, но присутствует бюджет НИОКР (рис. 3, 4) и бюджет продаж представлен в виде бюджета пробных мелкосерийных продаж и бюджета массовых продаж.
ЛИТЕРАТУРА
1. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России / К.В. Щиборщ; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2004. 592 с.
2. Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по
постановке финансового планирования / В.Е. Хруцкий, В.В. Гамаюнов, Т.В. Сизова. М.: Финансы и статистика, 2002. 400 с.
3. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Н.Ю. Круглова; 2-е изд., доп. М.: Изд-во РДЛ, 2001. 352 с.
4. Ермасов С.В. Инновационный менеджмент: конспект лекций / С.В. Ермасов. М.: Высшее образование, 2007. 182 с.
Куликова Мария Владимировна -
аспирант кафедры «Экономика и управление в строительстве»
Саратовского государственного технического университета
Иванилова Светлана Владимировна -
ассистент кафедры «Менеджмент, маркетинг и логистика»
Института бизнеса и делового администрирования Саратовского государственного технического университета
Статья поступила в редакцию 19.09.06, принята к опубликованию 21.11.06