Научная статья на тему 'Долгая жизнь парохода «Камсудзавод»'

Долгая жизнь парохода «Камсудзавод» Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
55
144
Поделиться

Текст научной работы на тему «Долгая жизнь парохода «Камсудзавод»»

Лапшин Р.В.,Митюков Н.В. Долгая жизнь парохода «Камсудзавод»

Первая Мировая. Восстание. Гражданская война. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 7 (24). 2014, С.160-167 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

Лапшин Роман Витальевич г.Запорожье (Украина) Митюков Николай Витальевич ИжГТУ, Ижевск

ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ ПАРОХОДА «КАМСУДЗАВОД»

Стальной колесный однопалубный одномачтовый буксирно-пассажирский пароход «Камский судостроительный завод» (Камсудзавод), был построен Воткинским заводом для своих нужд в 1903 г. Он мог буксировать баржи с грузом до 150 тыс. пудов. Назван он был в честь судостроительного завода в прикамском селе Г алёво, который работал несколько лет.

После нескольких навигаций пароход был выставлен заводом на продажу со стартовой ценой, назначенной в соответствии с расходами на строительство в размере 56593 руб. [1]. В связи с явным завышением цены, судно продать так и не смогли: потенциальные покупатели осматривали судно, но были готовы выложить за него сумму меньшую, чем просил завод, а поскольку предприятие самостоятельно было не вправе снижать цену, стороны расходились ни с чем. В результате, после многих попыток «Камский судостроительный завод» продать не смогли. До 1906 г. он ходил в основном по Каме, а позднее работал на рейсах Астрахань - Пермь - Москва. В мае 1913 г. прошел освидетельствование Русским регистром в Симбирске. Затем работал в районе Рыбинск - Астрахань - Левшино.

После начала Мировой войны, поскольку пароход отапливался жидким топливом, рейсы по заводским нуждам стали экономически невыгодными и судно снова выставили на продажу. В 1915 г. его приобрел купец В.И. Малышев с условием рассрочки платежа, однако ввиду низкой рентабельности вскоре перепродал его акционерному обществу «Русь». Несмотря на то, что общество имело неплохой доход в навигацию 1915 г., проект с пароходом оказался убыточным. Судебная тяжба о страховании судна и о взыскании

160

Лапшин Р.В.,Митюков Н.В. Долгая жизнь парохода «Камсудзавод»

Первая Мировая. Восстание. Гражданская война. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 7 (24). 2014, С.160-167 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

задолженности по платежам в пользу завода продолжалась до августа 1918 г. и кончилась безрезультатно [3].

В 1916 г. пароход был разобран и по железной дороге увезен на Амур. Тут собран на филиале Воткинской судоверфи в пос. Кокуй близ Сретенска на Шилке и, после ввода в строй, как буксирно-товаро-пассажирский «Амур» весной 1917 г. вошел в строй для обслуживания нужд предприятия Кам-ско-Воткинского горного округа (№ МПС 13 / 20). Затем работал между Хабаровском и Благовещенском. С 20 марта 1918 г., после национализации, числился у «Национал-флота». С 31 марта был подчинен Дальневосточному водному комиссариату. К середине сентября 1918 г. взят японцами в районе Хабаровска и вскоре сдан хозяевам. В ходе гражданской войны был в отстое.

Пароход «Камский судостроительный завод» вскоре после ввода в строй

В 1916 г. пароход был разобран и по железной дороге увезен на Амур. Тут его собрали в филиале Воткинской судоверфи в пос. Кокуй близ Сре-тенска на реке Шилке. Весной 1917 г. он вошел в строй как буксирно-товаро-пассажирский, стал называться «Амур» и использовался для нужд Камско-Воткинского горного округа (№ МПС 13 / 20). Затем работал между

161

Лапшин Р.В.,Митюков Н.В. Долгая жизнь парохода «Камсудзавод»

Первая Мировая. Восстание. Гражданская война. / Иднакар: методы историко-культурной

реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 7 (24). 2014, С.160-167 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

Хабаровском и Благовещенском. С 20 марта 1918 г. после национализации числился у «Национал-флота». С 31 марта подчинен Дальневосточному водному комиссариату. К середине сентября 1918 г. был взят японцами в районе Хабаровска и вскоре сдан хозяевам. В ходе гражданской войны был в отстое.

В середине февраля 1920 года отбит красными и затем сдан Амурскому Обводу НКПС. 22 апреля 1920 г. постановлением Отдела водного транспорта Дальневосточного Совнархоза зачислен в Амурский государственный речной флот. После вхождения Дальневосточной республики в РСФСР 25 ноября 1922 г. с государственным речным флотом подчинен его НКПС. С 31 декабря 1922 г. после создания СССР в подчинении его НКПС. Постановлением СТО СССР от 30 января 1923 г. вошел в создаваемое Амурское государственное речное пароходство в группе отстойных судов. В январе 1930 г. сдан, стоя на зимовке, Амурскому управлению государственного речного транспорта и в начале марта 1930 г. включен в его состав. По постановлению ЦИК и СНК СССР от 1 января 1931 г. вошел в Амурское речное пароходство. 30 января подчинен Наркомводу. 5 февраля вошел в Управление речного транспорта Амурского государственного речного флота. Приказом НКВТ от 11 февраля 1931 г. № 3 подчинен Амурскому управлению речного транспорта. После капитального ремонта в начале 30-х гг. начал работу как буксир. 15 марта 1934 г. сдан и в начале апреля 1934 г. начал работу у управления Амурского речного пароходства. По постановлению Совнаркома СССР от 16 ноября 1936 г. при разделении АГРП, 21 декабря 1936 г. сдан в Нижне-Амурское речное пароходство. Постановлением СНК от 26 февраля 1937 г. и приказом НКВТ СССР от 23 марта 1937 г. подчинен Центральному управлению речных путей НКВТ. С 9 апреля 1939 г. включен с пароходством в НКРФ.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, осенью 1941 года «Амур» был мобилизован и включён в состав Краснознаменной Амурской военной флотилии на роль штабного корабля. В 1942 г. на заводе № 369 в поселке Кокуй (позднее Сретенский судостроительный завод), он был перестроен, вооружен и легко бронирован для этой роли. Затем базировался в

162

Лапшин Р.В.,Митюков Н.В. Долгая жизнь парохода «Камсудзавод»

Первая Мировая. Восстание. Гражданская война. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 7 (24). 2014, С.160-167 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

Осиповском затоне. К августу 1945 г. на нем находился командующий и Военный совет флотилии. В ходе советско-японской войны, рано утром 9 августа 1945 г. вместе с боевыми кораблями флотилии он вышел к устью Сунгари и с его борта новый командующий флотилии капитан 1 ранга Н.А. Антонов управлял действиями боевых кораблей 1 и 3-й бригад флотилии.

«Амур» во время войны

После взятия 18 августа с боями Сяньсиня 19 августа командующий перешел на бронекатер и убыл вверх по реке к Харбину, прибыв на рейд города около 8 утра 20 августа. Вслед за ним, в полдень 20 августа на рейд Харбина прибыли мониторы 1-й бригады «Ленин», «Сунь Ятсен», «Красный Восток» и штабной корабль «Амур» с основным составом штаба и под флагом командира флотилии. Последний участок суда прошли чуть ли не торжественным маршем - народ приветствовал освободителей и даже японцы старались сдаться в плен - приказ императора о выходе из войны создал для них угрозу быть уничтоженными населением. В тот день, кроме боевых кораблей маньчжурской Сунгарийской флотилии, в городе и окрестностях трофеями амурцев стали более 30 буксиров, свыше 20 грузовых, грузопас-

163

Лапшин Р.В.,Митюков Н.В. Долгая жизнь парохода «Камсудзавод»

Первая Мировая. Восстание. Гражданская война. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 7 (24). 2014, С.160-167 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

сажирских и пассажирских пароходов, более 100 барж, дебаркадеров и прочих судов. Многие из них когда-то были русскими и теперь их вернули Родине (большинство вскоре в роли трофеев увели в Хабаровск). С основной массой кораблей и катеров флотилии «Амур» вскоре вернулся в Хабаровск и участвовал в местном параде Победы. Официально участие в боевых действиях закончилось 3 сентября 1945 г., однако и после войны корабль не демобилизовали, решив оставить в роли штабного у военных.

Получив в конце 40-х гг., после победы в китайской Гражданской войне дружественный коммунистический режим, советские партийные и военные власти ослабили внимание к дальневосточным границам и 23 августа 1955 г. флотилию на Амуре расформировали, превратив её в Краснознаменную Амурскую военно-речную базу Тихоокеанского флота. Вскоре пошла на слом и большая часть ее боевых кораблей и катеров-ветеранов как гражданской, так и Отечественной войн. Штабного «Амура» эта судьба не коснулась, и он продолжал выполнять свои функции, ежегодно принимая участие в парадах по случаю дня Победы и дня ВМФ в Хабаровске.

♦ ж*

«Амур» во время военно-морского парада в Хабаровске, 1965 г. (фото В. Мороза)

164

Лапшин Р.В.,Митюков Н.В. Долгая жизнь парохода «Камсудзавод»

Первая Мировая. Восстание. Гражданская война. / Иднакар: методы историко-культурной

реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 7 (24). 2014, С.160-167 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

С началом 1960-х гг. отношения СССР и Китая начали ухудшаться, и руководство СССР было вынуждено возрождать военно-речные силы на Дальнем Востоке. С 1961 г. на реке Амур существовала бригада строящихся и ремонтирующихся кораблей, а 1 октября 1964 г. была сформирована 49-я дивизия речных кораблей ТОФ в составе трех бригад и четырех дивизионов боевых и вспомогательных кораблей и судов. Штаб находился в Хабаровске, и так же на Осиповский затон базировался 385-й дивизион судов обеспечения, в который кроме штабного корабля «Амур» входили плавказарма, транспорты и разъездные катера. До крупных боестолкновений с участием кораблей флотилии к счастью не дошло, хотя в ходе известных боев на остров Даманский в 1969 г. моряки готовились к боям серьезно.

После распада СССР и резкого сокращения финансирования армии и флота в начале 1990-х гг. началась реорганизация и массовое списание боевых кораблей и судов. Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 100 от 7 февраля 1995 г. была создана Амурская пограничная речная флотилия с подчинением погранвойскам Российской Федерации. Однако спустя три с небольшим года, его же указом № 662 от 7 июня 1998 г. Амурская пограничная речная флотилия была расформирована, и соединение разделили на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров с подчинением Федеральной пограничной службе. В 90-е гг. «Амур» в походы уже почти не выходил, отстаиваясь в затоне с сокращенным экипажем, но по-прежнему числясь штабным кораблем. Его очередь на списание пришла лишь в 2001 г., когда на слом пошла даже большая часть его соплавателей постройки 1950-х и 1960-х гг. К тому времени он был самым старым из действующих самоходных судов России за Уралом.

«Ветерана» тогда просто бросили, и еще несколько лет он простоял у стенки ожидая разборки. Местные «любители» металла постепенно снимали с него дельные вещи и однажды добрались до днища. Кто именно «постарался» открутить запорную арматуру (кингстон) мы, вероятно никогда не узнаем, однако в середине 2000-х гг. пароход пошёл ко дну в затоне. Его останки вначале возвышались над водой, постепенно все больше уходя в ил. Летом 2011 г. их еще можно было наблюдать над поверхностью.

165

Лапшин Р.В.,Митюков Н.В. Долгая жизнь парохода «Камсудзавод»

Первая Мировая. Восстание. Гражданская война. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 7 (24). 2014, С.160-167 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

«Амур» на своей последней стоянке (1990-е гг., фото А. Киселева)

Останки «Амура» в Осиповском затоне

Шансов на подъем и приведения ветерана в порядок в роли музея, судя по всему, нет. А жаль - у него была очень интересная и насыщенная судьба. Более ста лет в работе в строю гражданского и военного флотов на двух от-

166

Лапшин Р.В.,Митюков Н.В. Долгая жизнь парохода «Камсудзавод»

Первая Мировая. Восстание. Гражданская война. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 7 (24). 2014, С.160-167 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

деленных тысячами километров крупнейших русских речных бассейнах стоили того, чтобы прикамский «Амур» стал памятником на реке Амуре.

Источники и библиография

1. Дело о продаже и сдаче в аренду пароходов, построенных на заводе 18 июля 1909 - 18 июня 1910 гг. // ЦТ А УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 10885.

2. Дело о продаже парохода «Воткинский завод» купцу С. Вейнерману 9 января 1911 - 13 февраля 1916 г. // ЦТА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 11023.

3. Коробейников А.В. Воткинское судостроение и гражданская война. М.: Директ-Медиа, 2014. 191 с.

4. Павлов А.С. Пароходы Сибири 1844-1918. Якутск, 2014. 168 с.

5. Митюков Н.В., Лапшин Р.В. Удмуртские названия в морском и речном флоте России. - Ижевск: Иднакар: методы историко-культурной реконструкции, 2010. 96 с.

167