УДК 303.446.4(571.120) Гурулев Илья Анатольевич
аспирант кафедры документоведения и документационного обеспечения управления Тюменского государственного университета
ДОКУМЕНТЫ ТЮМЕНСКОГО ОКРУЖНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА 1923-1930 ГГ. В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Gurulev Ilya Anatolyevich
PhD student, Department for Scientific Discipline of Documentation and Document Support of Management, Tyumen State University
DOCUMENTS OF THE TYUMEN DISTRICT EXECUTIVE COMMITTEE OF 1923-1930 IN WORKS OF DOMESTIC RESEARCHERS
Аннотация:
В статье анализируются исследования по проблеме деятельности органов местного самоуправления в 1923-1930 гг., а также степень изученности в отечественной историографии документов Тюменского окружного исполнительного комитета. Анализ трудов историков показал, что наиболее изученными являются вопросы организации районирования и местного хозяйства, попытки соединить принципы рынка и плана в реализации территориальной экономической политики.
Ключевые слова:
органы местного самоуправления, Тюменский окружной исполнительный комитет, архив, съезд Советов, исполком.
Summary:
The article deals with the researches concerned with local governments' activities in 1920-1930, and considers the previous study of documents of the Tyumen district executive committee in the domestic historiography. The analysis of historians' works has showed that the questions of organization of zoning and local economy, attempts to connect the principles of market and planning in realization of the territorial economic policy are the most thoroughly studied.
Keywords:
local governments, Tyumen district executive committee, archive, congress of councils, executive committee.
История создания Советского государства неразрывно связана с формированием института местного самоуправления и системы Советов разных уровней. На протяжении всего периода развития советской историографии отечественные исследователи подвергались влиянию существовавших в обществе социально-политических установок, а изучение темы осложнялось отсутствием доступа к документальным данным. Издание обобщающих работ по истории Тюменской области в 1960-1980-е гг., местной партийной организации, очерков истории и энциклопедии Тюменской области создало серьезную базу для исследования проблем местного управления и хозяйства, но данный процесс сдерживала нехватка рассекреченной документации, а также идеологические установки, мешавшие раскрыть противоречивые тенденции в региональном управлении. Сегодня возможности исследования проблем местного управления значительно расширились за счет рассекречивания архивных фондов, что создало базу для изучения работы низовых Советов, без чего невозможно дать объективную оценку системы Советов 1920 гг.
Изучением деятельности аппарата местных Советов стали активно заниматься в 1990-2000 гг. В.П. Петрова, В.М. Кружинов, И.В. Скипина, И.В. Хажеева. Историки обратились к анализу документов, касающихся административно-хозяйственной сферы деятельности. Особенно активно изучались вопросы районирования. Значительное внимание данной проблеме уделила В.П. Петрова. Она отметила, что в 1923 г. в связи с изменением административно-территориального деления была упразднена Тюменская губерния, и ее территория вошла в состав Уральской области: «Предпосылками для этого послужило то, что Тюменский уезд был слишком мал и беден, слаб в финансовом отношении, а сфера культуры была совсем неразвита» [1]. В.В. Коновалов подчеркнул, что в период нэпа Тюменский округ характеризовался многоукладным хозяйством, поэтому власти стремились приблизить систему управления к городским и сельским жителям, прежде всего с целью контроля хозяйственной и общественной жизни [2]. Вопросы территориального деления широко обсуждались и в центре, и на местном уровне. На этой почве нередко возникали противоречия и конфликты, имевшие политический оттенок, но центральное руководство жестко сдерживало местную инициативу [3].
Ученые отмечают, что власти преследовали и еще одну цель - нужна была мощная финансовая и хозяйственная единица, имевшая больше культурных и технических сил, чем нынешний уезд, но в то же время объединявшая однородный с точки зрения именно местного хозяйства район. Отчеты исполкомов со всей очевидностью подтверждают то, что появилась необходимость
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 20)
создания совершенно новой территориальной единицы, которая по величине своей представляла бы собою нечто среднее между уездом и губернией. Округ был призван осуществлять ту же политическую роль, пользоваться теми же правами, что и губерния, но быть гораздо ближе к населению и к низовому аппарату по сравнению с прежним руководством [4]. В соответствии с указанными доводами Госпланом была выдвинута идея организации нескольких округов вместо существующей Тюменской губернии. Руководители, подводя итоги районирования, в своих отчетах констатировали, что оно дало целый ряд положительных результатов. Главнейшим из них являлось уменьшение количества исполкомов и сельских Советов, что значительно упростило структуру советского аппарата и облегчило управление округом. В.П. Петрова справедливо отметила, что с проведением районирования границы в них полностью совпадали с границами вновь созданных районов и их деятельность стала контролироваться районными исполкомами [5]. Вскоре это привело к значительному улучшению работы, о чем свидетельствуют документы исполкомов.
В настоящее время продолжают оставаться актуальными как проблемы достижений, так и просчетов, имевшие место в начале 1920-х гг. в сфере местного управления и хозяйства. Документация исполкомов Тюменского округа подтверждает, что создание райисполкомов - более сильных и авторитетных, чем волисполкомы, значительно укрепляло органы советской власти на местах [6]. Это позволило эффективнее разрешить задачу создания самостоятельного районного и волостного хозяйства, в частности по организации местного бюджета. Лишь после районирования стало возможным уверенно говорить, что на местах, в том числе и в сельских местностях, появились сильные и активные органы советской власти, способные успешнее, чем ранее проводить в жизнь все распоряжения и постановления вышестоящих органов рабоче-крестьянского государства. В качестве положительной тенденции можно отметить и то, что власти стремились соединить рыночные и плановые методы ведения хозяйства, добиваясь наибольшей эффективности, особенно в первые годы нэпа [7]. При этом попытки использования служебного положения в личных целях строго пресекались, а о фактах коррупции речь вообще не шла. Документы свидетельствуют, что власть постоянно стремилась к удешевлению содержания советского аппарата, а районирование позволило сократить и несколько удешевить аппарат управления, кроме того, улучшить его с качественной стороны.
Несмотря на активную разработку поставленной проблемы, она остается одной из самых актуальных в ряду вопросов, связанных с государственным управлением первых лет диктатуры пролетариата, и нуждается в дальнейшем анализе. В публикациях практически без внимания остаются документы исполкомов местных советов низовых уровней - уездных, волостных. Часть фондов этих учреждений до начала 1990-х гг. была закрыта для исследователей, но в настоящее время находится в свободном доступе. Значительная доля информации по проблемам истории местного управления и хозяйства содержится в материалах делопроизводства Тюменского окружкома. В этих документах имеются сведения о формировании структуры регионального управления, в основе которого лежал принцип централизации и строительства системы Советов по иерархическому принципу. Данные материалы хранятся в фондах Государственного архива Тюменской области за период 1923-1930 гг. В указанных документах содержатся сведения о разных сторонах жизни Тюменского округа: борьбе с голодом; организации работы в сфере сельского хозяйства, промышленности, торговли, общественного питания; решении квартирного вопроса и наведении порядка в жилищно-коммунальном секторе; охране материнства и детства; развитии просвещения и здравоохранения [8].
Дальнейшее изучение документации Тюменского окружного исполкома позволит установить, как решались основные проблемы местного значения, насколько региональные власти зависели от вышестоящего руководства, какие вопросы могли решать самостоятельно. Документация Тюменского исполнительного комитета и подведомственных ему учреждений активно исследуется историками, однако резервы данных материалов не являются исчерпанными. Так, дальнейшее исследование материалов Тюменского окружного исполнительного комитета, хранящихся в Государственном архиве Тюменской области (ГБУТО ГАТО) и Государственном архиве социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО), могло бы помочь решить многие вопросы истории, касающиеся местного управления и хозяйства начала 1920-х гг. в Тюменском округе.
Ссылки:
1. Петрова В.П. Введение // Административно-территориальное деление Тюменской области (ХУ11-ХХ вв.) / под ред. В.П. Петровой. Тюмень, 2003. С. 3-11.
2. Коновалов В.В. Мелкие промышленники Сибири и большевистская диктатура. Новосибирск, 1995. 220 с.
3. Кружинов В.М. Политические конфликты в первое десятилетие советской власти (на материалах Урала). Тюмень, 2000. 230 с.
4. Гурулев И.А. Отчеты исполнительных комитетов Советов Тюменского округа 1923-1929 гг. как исторический источник // Вестник Ишимского педагогического института имени П.П. Ершова. 2013. № 2 (8). С. 23-30.
5. Петрова В.П. Указ. соч.
6. Скипина И.В. Материалы делопроизводства Тюменского губернского экономического совещания (1921-1923 гг.) как исторический источник // Документ в контексте универсальных практик. Тюмень, 2012. С. 160-170.
7. Скипин Д.Л. Опыт синтеза рынка и плана в деятельности Тюменского губернского экономического совещания 19211923 гг. // Вестник Ишимского педагогического института имени П.П. Ершова. 2013. № 2 (8). С. 118-124.
8. Хажеева И.В., Марченко А.В. Делопроизводство Тюменского губернского бюро жалоб в 1920-1922 годах // Вестник Челябинского государственного университета. История. 2013. № 3б. С. 48-53.