УДК 94(470)16/18
А. Е. Виденеева
Документы Спасо-Яковлевского монастыря в собрании музея «Ростовский кремль»
Ростовский музей располагает репрезентативным комплексом исторических источников Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря второй половины XVIII - начала XX в. В статье представлен обзор документальных материалов данного архивного собрания.
Ключевые слова: архив, архивный фонд, архивный документ, единица хранения, исторический источник, документальное свидетельство, обзор документов, указы, описи, ведомости, отчеты, приходо-расходные книги, переписка, монастырь, учреждения церковного ведомства.
А. Е. Videneeva
Documents of the Spaso-Jakovlevsky Monastery in the Museum Collection "the Rostov Kremlin"
The Rostov museum has a representative complex of historical sources of the Spaso-Jakovlevsky Dimitriev Monastery of the second half of XVIII - the beginning of XX century. In the article is represented the review of the documentary materials of the given archive collection.
Keywords: an archive, an archival fund, an archival document, a storage unit, a historical source, a documental certificate, the review of documents, decrees, inventories, sheets, reports, receipt-expenses books, correspondence, a monastery, institutions of the church department.
Документальное наследие Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря довольно представительно и, в совокупности, насчитывает около 2.500 единиц хранения, в большинстве относящихся ко времени с середины XVIII по начало XX столетия. Это период возвышения и рассвета обители, обусловленный канонизацией святителя Димитрия Ростовского.
Обширное и разнообразное собрание источников по истории Спасо-Яковлевского монастыря рассредоточено по различным архивам разных городов - столичных, региональных и провинциальных.
Наиболее значительная коллекция документов находится в Москве, в Российском государственном архиве древних актов - в прямом фонде Яковлевского монастыря [1] - более полутора тысяч единиц хранения, а также в составе фондов органов высших органов церковного управления, в ведомстве которых он состоял - Московская Синодальная контора, Монастырский приказ, Коллегия экономии и ряд других [2].
Второй по значимости и численности документальный комплекс хранится в Ростовском музее -как в прямом монастырском фонде, так и в составе музейной коллекции рукописей - в общей сложности около 450 единиц хранения.
Третий прямой фонд Яковлевского монастыря принадлежит Ростовскому филиалу государственного архива Ярославской области [3].
Документы, свидетельствующие о прошлом Спасо-Яковлевского монастыря, можно обнаружить в фонде Канцелярии Синода Российского Государственного исторического архива Петербурга [4]. Также монастырские источники осели в фондах региональных церковных учреждений Го -сударственного архива Ярославской области [5] и его Ростовского филиала [6].
В настоящей работе представлен обзор документальных материалов Спасо-Яковлевского монастыря, находящихся в архивном собрании музея-заповедника «Ростовский кремль» [7].
В фонде Спасо-Яковлевского монастыря (ГМЗРК. - Ф. 289. - Оп. 13.) - 390 единиц хранения. Одной единице архивного хранения может соответствовать один документ - если это, к примеру, приходо-расходная книга, отчет, или ведомость. В то же время, немало единиц хранения, таких как сборник указов или подборка писем, могут вмещать в себя множество отдельных и вполне самостоятельных источников. Комплектованием данного фонда и научной обработкой его документов занималась хранитель отдела редких книг, рукописей и архивных материалов Н. Г. Резанова.
© Виденеева А. Е., 2011
Между тем в прямой фонд Спасо-Яковлевского монастыря оказались включены не все документальные материалы по истории этой обители. Задолго до целенаправленной архивной обработки яковлевских документов, в результате чего и появился прямой фонд этого монастыря, ряд монастырских делопроизводственных бумаг вошли в состав музейного собрания рукописей. Таких единиц хранения - около 30.
Еще одно важное замечание - к истории Спа-со-Яковлевского монастыря прямое отношение имеют источники, связанные с жизнью и творчеством митрополита Димитрия и посмертным почитанием святителя. В большинстве своем, они также находятся в составе музейной коллекции рукописей.
Рассмотрим отдельные виды монастырских документов.
В первую группу мы выделяем указы и распоряжения из вышестоящих органов, осуществлявших управление Спасо-Яковлевским монастырем. В первой половине XVIII в. он был приписан к Ростовскому архиерейскому дому, с 1765 г. стал ставропигиальным, а в конце XIX столетия возвращен в епархиальное ведомство. Следовательно, в соответствующие периоды монастырем управляли Ростовский архиерейский дом, Ростовская консистория, Монастырский приказ, Синод, Московская Синодальная контора, Коллегия экономии, Экономическая канцелярия, Ярославский архиерейский дом, Ярославская консистория и другие учреждения. В собрании музея - около 50 единиц хранения указов, охватывающих полтора столетия - с 1750 по 1900 г. Это годовые подборки указов, соединенные в массивные тома в холщовом переплете. Таких годовых книг - 40, в среднем, в каждой из них около 200-250 листов. В большинстве своем, это распоряжения, исходящие из Московской Синодальной конторы. Примерно % их объема - это указы общего характера, одновременно предназначавшиеся многим учреждениям церковного ведомства, а оставшаяся четверть -указы, адресованные непосредственно в Спасо-Яковлевский монастырь.
Они-то и представляют особую ценность, поскольку, во-первых, касаются именно этой обители, а во-вторых, имеют отношение к самым разным аспектам ее существования - как к первостепенным и жизненно важным, так и к рядовым и обыденным. Собственно, указы, адресованные в монастырь, - это ключевой источник для воссоздания его событийной истории. Здесь можно найти если не все, то очень многое: сведения о назна-
чении, перемещении и кончине настоятелей, о любых подвижках в составе братии, будь то определение или увольнение, поощрение или наказание монахов и послушников, о пострижении в монашество и рукоположении в сан, о приеме в штат, обучении и увольнении служителей. Указы свидетельствуют о материальном обеспечении обители, о пожертвованиях, выплатах штатных денег и получении неокладных доходов, об осуществлении строительных и ремонтных работ, производстве закупок, сдаче в аренду земель, получении неокладных доходов и многом другом.
Ко второму разделу отнесем рапорты и доно-шения настоятелей монастыря, направляемые в вышестоящие учреждения. Источников подобного рода немного (около 10 единиц хранения), как правило, они представлены в списках и копиях. В сущности, это закономерно, поскольку документы, исходящие из монастыря, оседали в архивах тех учреждений, куда они направлялись. Правда, порой черновики отчетных доношений можно обнаружить в подшивках монастырских указов, рядом с теми документами, в ответ на которые они составлялись. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляют ранние и, следовательно, особенно ценные исходящие документы - доно-шения игумена Киприана в архиерейский дом и консисторию середины 1750-х гг. - времени подготовки канонизации свт. Димитрия, а также рапорты монастырских властей в Синод и Синодальную контору последней четверти XVIII в. -периода проведения широкомасштабных строительных работ, итогом которых стало сооружение нового архитектурного монастырского ансамбля.
В количественном отношении самую значительную группу источников составляют финансовые документы - порядка 250 единиц хранения -более % общей массы документальных материалов. В первую очередь, это разнообразные приходо-расходные книги, использующиеся для фиксации штатных, неокладных, церковных, трапезных и прочих денежных сумм. Также к этой категории источников относятся финансовые отчеты и ведомости, сметы, счета и записи расхода денег.
Приходо-расходные книги, в зависимости от их назначения и содержания, распределяются по следующим типам.
Книги штатных сумм предоставляют сведения о денежных выплатах из государственной казны, которое монастыри получали в соответствии с занимаемой ими степенью. Изначально Спасо-Яковлевский монастырь относился к монастырям II класса, а с 1834 г. был возведен в I класс. Следо-
вательно, он был обеспечен достойной государственной поддержкой. Для первоклассных монастырей она составляла 4.200 руб. в год [8].
Книги неокладных сумм фиксировали приход и расход денег, зарабатываемых монастырем, то есть получаемых сверх штата, или вне оклада. Это могли быть книги неокладных церковных сумм -средств, получаемых от продажи свеч и икон, за служение молебнов и треб, собираемых в церковные кружки, и, наконец, пожертвованных. Также это могли быть неокладные монастырские книги, где записывались сугубо хозяйственные доходы -поступление денег от «доходных статей» - сдачи в аренду земельных участков, рыбных ловель и мельницы, продажи скота, излишков продуктов или вышедших из употребления вещей.
Штатные и неокладные книги представляют собой традиционный вид монастырской финансовой отчетности синодального времени. Впрочем, существовали и другие.
Так, в период активного монастырского строительства, а для Яковлевского монастыря это последняя четверть XVIII в., заводились особые книги для записи расходов на производство строительных работ.
С середины XIX в. в монастыре появляются расходные книги трапезных сумм, в которых учитывались траты на закупку продовольствия для братской трапезы.
К сравнительно редким видам приходо-расходной документации относятся книги для записи денег, получаемых от богомольцев, проживающих в гостином доме, сборные книги денежных сумм «в пользу палестинских паломников» и др.
В целом же приходо-расходные книги, наряду с другими документами денежной отчетности, предоставляют широкие возможности для исследования материальных основ существования монастыря, принципов организации его хозяйственной деятельности и производимых им финансовых операций, что позволяет составить представление о товарно-денежных отношениях обители с окружающим миром.
Значительную ценность для изучения истории монастыря имеют описи, которые, с большей или меньшей подробностью, фиксируют наличие и строений и имущества обители и, в той или иной мере, характеризуют их состояние. В музейном собрании самая ранняя из них датирована 1757 г. -годом канонизации свт. Димитрия, самая поздняя - 1928 г. - временем упразднения обители. В этом ряду следует выделить опись 1919 г., составленную епископом Иосифом, которая содержит дос-
таточно подробное описание двух соборов и пяти храмов, имевшихся в обители в то время, ризницы, библиотеки и жилых помещений, а также -список монашеской братии.
Изменения, происходящие в монастыре, позволяют отследить ежегодные монастырские ведомости, относящиеся к концу XIX - началу XX в.
Достаточно представительный раздел источников составляют документальные свидетельства о составе братии - штатное расписание, ведомости и послужные списки монахов, послушников и служителей, метрические книги и богослужебные журналы [9]. Кроме того, как уже упоминалось, информацию о настоятелях и насельниках монастыря и различные сведения об изменениях в их судьбе можно обнаружить в монастырских указах.
Особую группу исторических документов составляют письма, адресованные насельникам монастыря. Их немало - 30 единиц хранения объемом от 2 до 140 листов. Судя по ним, самую обширную переписку вели архимандрит Иннокентий, наместник иеромонах Флавиан и наместник архимандрит Пахомий. Это вполне закономерно, поскольку двое из названных лиц - архимандриты Иннокентий и Пахомий являлись известными и почитаемыми монастырским старцами, имеющими множество духовных чад. Примечательно, что архимандрит Пахомий состоял в переписке с афонскими монахами - в число его корреспондентов входили настоятель и братия Благовещенского монастыря на Афоне. Наместник иеромонах Фла-виан по роду своей деятельности вел обширную хозяйственную переписку, а также имел немало почитателей, дороживших его духовным наставничеством.
Специфической разновидностью монастырской документации являются синодики. Два яков-левских синодика следует выделить особо: это большой иллюминированный синодик, употреблявшийся в монастыре в XIX столетии, и личный помянник старца Пахомия, вместивший более двух тысяч имен его духовных детей.
Небольшой, но самостоятельный раздел документов образуют контракты и договоры на производство строительных и ремонтных работ, а также на отдачу в аренду доходных статей: земельных владений, мельницы и пр. Сюда же возможно отнести межевые книги отдельных участков земли, принадлежащих обители.
В отдельный тематический комплекс мы выделяем документы, имеющие отношение к обретению мощей и канонизации митрополита Димитрия в 1750-х гг., а также почитанию святителя в
последующее время. Особую ценность имеют документальные свидетельства об исцелениях, происходивших при гробе святителя Димитрия [10].
Особый раздел письменных источников составят документы исторического характера - фрагменты монастырской хроники и описание отдельных событий, значимых для истории монастыря, таких, как посещение обители членами царствующего дома или кончина настоятеля, однако их совсем немного [11].
Еще один важный вид документальных свидетельств - графический, представлен планами монастыря и его отдельных строений. В собрании музея, в общей сложности, около 20 графических листов, отражающих состояние обители в XIX -начале ХХ в. Также в музее хранятся старинные фотографии и открытки с изображением общих видов, отдельных монастырских памятников и храмовых интерьеров.
Итак, Ростовский музей располагает представительным комплексом документальных материалов, имеющих отношение к истории Спасо-Яковлевского монастыря второй половины XVIII - начала XX столетия. В количественном отношении преобладают документы финансовой отчетности - многочисленные и разнообразные приходо-расходные книги, что в целом характерно для состава монастырских архивов синодального периода. Особую ценность ростовскому собранию придают многочисленные годовые подборки указов и обширная переписка монастырских старцев.
Примечания
1. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1-1533 (Спасо-Яковлевский монастырь).
2. РГАДА. - Ф. 1183 (Московская Синодальная контора), Ф. 237. (Монастырский приказ), Ф. 280 (Коллегия экономии), Ф. 390 (Канцелярия Синодального экономического правления) и др. В этих случаях документы Спасо-Яковлевского монастыря представляют собой отдельные включения в фонды названных церковных ведомств.
Тематические обзоры документов Яковлевского монастыря в собрании отдельных фондов РГАДА см. : Павлович М. К. Документы Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря XIX в. в фонде Синодальной конторы РГАДА [Текст] / М. К. Павлович // ИКРЗ. 1995. - Ростов, 1996. - С. 194-201; Павлович М. К. Следственное дело об архимандрите Спасо-Яковлевского монастыря Павле 1769-1774 гг. [Текст] / М. К. Павлович // ИКРЗ. 1997. - Ростов, 1998. - С. 186191; Павлович М. К. Документы РГАДА о праздновании 200-летия кончины св. Димитрия Ростовского [Текст] / М. К. Павлович // ИКРЗ. 2000. - Ростов, 2001. - С. 51-55; Павлович М. К. Документы о ревизии
Спасо-Яковлевского монастыря в начале XX века [Текст] / М. К. Павлович // ИКРЗ. 2004. - Ростов, 2005. - С. 205-209; Павлович М. К. Документы РГАДА по истории Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря в начале XX в. [Текст] / М. К. Павлович // Святитель Димитрий Ростовский. Исследования и материалы. - Ростов, 2008. - С. 367-376.
3. Виденеева А. Е. Документы Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в собрании РФ ГАЯО [Текст] / А. Е. Виденеева // ИКРЗ. 2009. - Ростов, 2010. - С. 130143.
4. РГИА. - Ф. 796 (Канцелярия Синода).
5. ГАЯО. - Ф. 232. - Оп. 12-13. (Ярославская духовная консистория).
6. РФ ГАЯО. - Ф. 196 (Ростовское духовное правление).
7. ГМЗРК. - Ф. 289. - Оп. 13. - Д. 1-390 (Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь).
8. [Селецкий Д. С.] Описание Ростовскаго ставро-пигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго-Димитриева монастыря и приписнаго к нему Спасска-го, что на Песках [Текст] / Д. С. Селецкий. - СПб. , 1849. - С. 7, 73-74.
9. В качестве примера примечательного и редкого источника подобного рода приведем один документ, процитировав его полное название: «Журнал для записывания ежедневных служб, совершаемых в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре, совершителей богослужения и всех, участвовавших в оном и не участвовавших, и по какой причине, и вообще о поведении всех, состоявших в монастыре во время богослужения».
10. Обретение мощей митрополита Димитрия произошло в 1752 г., а его канонизация состоялась спустя пять лет. Первый зафиксированный случай исцеления у его гроба относится к осени 1753 г., когда в Яковлевском монастыре излечилась от слепоты крестьянская вдова Марья Варфоломеева из села Лазарцево Ростовского уезда. В течение пяти последующих лет было письменно зафиксировано около 250 фактов подобных событий. В конечном итоге, именно массовый характер чудесных исцелений, совершающихся при гробе митрополита Димитрия, явился одним из главных оснований причисления его к лику святых.
11. 1819-1822 гг. Фрагменты летописных сообщений, относящихся к истории монастыря (2 л.); 1836 г. Краткое описание истории монастыря до первой половины XIX в. (1 л.); 1847 г. Описание кончины и погребения настоятеля монастыря архимандрита Иннокентия и наместника обители иеромонаха Флавиана (7 л.); [1863 г.] Документ, относящийся к истории посещений монастыря представителями императорской фамилии (4 л.); 1887 г. Запись о посещении Ростова московским митрополитом и совершении им литургии в Спасо-Яковлевском монастыре 31 мая 1887 г. (2 л.).