Научная статья на тему 'ДОКТРИНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

ДОКТРИНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: производство услуг / информационное общество / научно-технический прогресс / общество знаний / информационные знания / информационные технологии / компьютерная техника / процесс информатизации / Key-words: production of services / informational society / scientifico-technical progress / Association of knowledge / informational knowledge / informational technologies / computer technique / the process of informatization

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шокиров Гайбулло Абдуллоевич

Анализируется процесс информатизации и создания информационного общества и общества знаний, понятие, сущность, различные точки зрения специалистов изучаемой отрасли относительно создания и значения информационного общества и общества знаний, а также использование новейших информационно-телекоммуникационных технологий для его создания. Также исследованы основные характеристики данного общества, принципы формирования мирового информационного общества, изложены точки зрения специалистов по данной проблеме и проблемы правового обеспечения информационного общества. Отмечено, что в данном обществе такие понятия как «информация», «правовая информация», «информатизация», «информационное общество», «общество знаний» имеют непосредственное отношение друг к другу. Обоснован вывод, в результате принятия большого количества законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, в Республике Таджикистан было создано единое информационно-правовое пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOCTRINAL-LEGAL PROBLEMS OF CREATING INFORMATIONAL SOCIETY IN TAJIKISTAN REPUBLIC

The article presents an analysis of the process of informatization and creation of informational society and that one of knowledge; this process includes also notion, essence, various experts, viewpoints concerning a significance of the whole arrangement and utilization of the newest informational-telecommunicational technologies bound to be resorted to for the creation in question. The main characteristics of the given society principles of formation of world informational society are explored as well. Experts’ viewpoints on the problem are expounded including into the bargain legal insurance of the informational society. It is underscored such concepts as “information”, “legal information”, “informatization”, “informational society”, “society of knowledge” are directly related to one another. The author adduces a well-grounded inference that an adoption of a big number of legislative and sublegal normative-legal instruments entailed a creation of a unified informational-lawful space in the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «ДОКТРИНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

ДОКТРИНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

ПРОБЛЕМАМИ ИЛМЙ-ХУКУЩИ БУНЁДИ ЦОМЕАИ ИТТИЛООТЙ ДАР ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН

DOCTRINAL-LEGAL PROBLEMS OF CREATING INFORMATIONAL SOCIETY IN TAJIKISTAN REPUBLIC

УДК DOI

Шокиров Гайбулло Абдуллоевич, канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Таджикистан, Худжанд) Шокиров Гайбулло Абдуллоевич, номзади илмуои ууцуцшиносй, дотсенти кафедраи назария ва таърихи давлат ва ууцуци факултети ууцуцшиносии Донишгоуи давлатии ууцуц, бизнес ва сиёсати Тоцикистон (Тоцикистон, Хуцанд)

Shokirov Gaybullo Abdulloevich, candidate of juridical sciences, Associate Professor of theory and history of state and law department under the Tajik State University of Law Business and Politics (Republic of Tajikitan, Khujand) E-MAIL: Shga1959@mail.ru

Ключевые слова: производство услуг, информационное общество, научно-технический прогресс, общество знаний, информационные знания, информационные технологии, компьютерная техника, процесс информатизации

Анализируется процесс информатизации и создания информационного общества и общества знаний, понятие, сущность, различные точки зрения специалистов изучаемой отрасли относительно создания и значения информационного общества и общества знаний, а также использование новейших информационно-телекоммуникационных технологий для его создания. Также исследованы основные характеристики данного общества, принципы формирования мирового информационного общества, изложены точки зрения специалистов по данной проблеме и проблемы правового обеспечения информационного общества. Отмечено, что в данном обществе такие понятия как «информация», «правовая информация», «информатизация», «информационное общество», «общество знаний» имеют непосредственное отношение друг к другу. Обоснован вывод, в результате принятия большого количества законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, в Республике Таджикистан было создано единое информационно-правовое пространство.

Калидвожа^о: истеусоли хизмат, цомеаи иттилоотй, пешрафти илмй-техникй, цомеаи донишуо, донишуои иттилоотй, технологиями иттилоотй, техникаи компютерй, раванди иттилоотонй

Масъалауои раванди иттилоотонй ва бунёди цомеаи иттилоотй ва цомеаи донишуо, мафуум, моуият, ацидауои мухталифи мутахассисони соуа нисбат ба бунёд ва ауамияти цомеаи иттилоотй ва цомеаи донишуо, инчунин истифодаи технологиями навини иттилоотй-

телекоммуникатсионй барои бунёди цомеаи мазкур мавриди тацлил царор дода шудааст. Хрмчунин хусусиятуои асосии цомеаи мазкур принсищои ташаккули цомеаи иттилоотии цщонй барраси гардидаанд, ацидаи мутахассисони сощ оид ба масъалаи мазкур ва масъалаи таъмини ууцуции цомеаи иттилооти баён шудааст. Зикр гардидааст, ки дар ин цамъият кулли мафкумуо мисли "иттилоот ", "цомеаи иттилооти ", "цомеаи донишуо " ба уам муносибати бевосита доранд. Хулосае 55сохти сифатноки дар натица цабули мицдори зиёди санадуои цонунгузори ва зерцонунии меъёрии \уцуци дар Чумуурии Тоцикистон фазои ягонаи иттилооти-ууцуцй ба вуцуд оварда шудааст.

Key-words: production of services, informational society, scientifico-technical progress,

Association of knowledge, informational knowledge, informational technologies, computer

technique, the process of informatization

The article presents an analysis of the process of informatization and creation of informational society and that one of knowledge; this process includes also notion, essence, various experts, viewpoints concerning a significance of the whole arrangement and utilization of the newest informational-telecommunicational technologies bound to be resorted to for the creation in question. The main characteristics of the given society principles of formation of world informational society are explored as well.

Experts' viewpoints on the problem are expounded including into the bargain legal insurance of the informational society. It is underscored such concepts as "information", "legal information", "informatization", "informational society", "society of knowledge" are directly related to one another. The author adduces a well-grounded inference that an adoption of a big number of legislative and sublegal normative-legal instruments entailed a creation of a unified informational-lawful space in the Republic of Tajikistan.

Производство услуг и информации является основным рычагом в развитии нового общества под названием «информационное общество». Такое явление имеет непосредственную связь с ЭВМ, и в этой связи информация выступает в качестве одного из важнейших информационных ресурсов. Данное понятие берет свое начало в концепциях постиндустриального общества. Следует отметить, что начиная с 70-х годов XX века в большинстве стран мира началась информационная революция, которая постепенно создала условия для возникновения информационного общества. Информационный процесс осуществляется во всех сферах жизни. Сегодня мы называем результат этого процесса информационным обществом. Как подчеркивается в научной литературе, это конкретный тип развития социальной системы, основанный на фундаментальном понятии «информация» [1, с. 78].

Если вначале для распространения информации использовались условные звуки, сигналы (известия), символы, то с развитием компьютерной техники и технологий используются специальные технические средства. В 50-60-е годы XX века этот феномен вошел в науку как конкретное научное понятие. Под данным понятием понимался обмен информацией между людьми, людьми и современным компьютерным оборудованием и самих компьютеров с компьютерами.

А в «Философском словаре» феномен «информация» трактуется в широком смысле. Согласно упомянутому словарю, под этим определением (дефиницией) понимается результат отражения одного объекта в другом, и он используется в целях управления [23, с. 166].

В историческом аспекте понятие «информационное общество» появляется в 60-х гг. XX

века. Основанием для появления данной дефиниции является общественный научно-технический прогресс. В некоторых исследованиях подчеркивается, что именно с 60-х гг., с вступлением мировой цивилизации в постиндустриальную эпоху, данная проблема стала предметом научной дискуссии, так как научно-технический прогресс повлиял на эти процессы и информационные технологии были использованы обществом. Как подчеркивает М.В. Ищенко, именно в эти годы в исследованиях Д. Белла, З. Бжезинского, М. Кастельса и др. учёных по-разному описывались особенности понятия «информационное общество» [19, с. 47]. Такого же мнения придерживается А.О. Иншакова [18, с. 7].

А Ю.Г. Просвирнин понимает под информационным обществом развитую форму гражданского общества, признак его зрелости, инструмент для цивилизованного воздействия на власть путем прямой связи с государственными структурами и непосредственного ознакомления членов общества с разрабатываемыми законопроектами для внесения в них поправок и формирования общественного мнения и т.п. [21, с. 66].

Таким образом, Ю.Г. Просвирнин считает, что информационное общество является формой гражданского общества и что создание такого общества гарантирует его членам получение правовой информации и активное участие в правотворческом процессе.

По мнению коллектива авторов, информационно-телекоммуникационные технологии активно развиваются и проникают во все сферы деятельности - экономику, бизнес, образование. Также, по их мнению, бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества [17, с. 17].

Анализ точки зрения коллектива авторов выявил, что научно-технический прогресс и изобретение информационных технологий действительно являются продуктом интеллектуальной деятельности человечества.

В другом источнике также сообщается о том, что главным элементом понимания информационного общества как социального феномена является то, что оно является не новой формой общественного устройства, а новым состоянием производства и использования знаний об окружающей действительности, основанным на достижениях технического прогресса [16, с. 111].

И, по мнению коллектива авторов, данный социальный феномен, т.е. «информационное общество», основывается на достижениях новых технологий с использованием знаний. Но до настоящего времени понятие «информационное общество» не получило единого определения. Разными авторами выдвигаются различные определения этого феномена, которые дополняют друг друга.

Исследуя данную научную проблему, В.В. Долинская подчеркивает, что большинство стран мира вошло в эпоху постиндустриального информационного общества, понятие о котором введено в научный оборот во второй половине 1960-х годов. Автор также высказывает мнение, что одним из основных характеристик такого общества является соответствующее изменение национального законодательства стран, а также формирование нового международного информационного права [2, с. 30].

Согласно позиции В.В. Долинской, вхождение человечества в постиндустриальную эпоху приведет к изменениям в национальном законодательстве всех стран, а также в мировом масштабе. Это говорит о том, что во всех странах будут приниматься нормативные акты, которые должны регулировать эти новые информационные общественные отношения.

В научных исследованиях встречается анализ причин позднего вступления науки социалистической эпохи в обсуждение данной разновидности общества. Такое отставание связывается с идеологией, бытовавшей в то время, так как тогда считалось, что в термины «постиндустриальное», «информационное» заложена альтернатива формационным терминам «социалистическое», «коммунистическое» общество [19, с. 48-49].

Однако с инновационным развитием общества во всем мире, и особенно с активизацией правовой, демократической, суверенной государственности, а также с расширением правовой системы государств в этих государствах неизбежно формируется так называемое «информационное общество». Анализируя специфические черты этого нового общества, А.О. Иншакова выделяет его следующие основные характеристики:

- наличие соответствующей информационной инфраструктуры, состоящей из информационных и телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов;

- массовое применение персональных компьютеров и широкое распространение вычислительной техники;

- качественное изменение работы СМИ, их интеграция с различными информационными системами, создание единой среды распространения массовой информации;

- соответствующие изменения национального законодательства и формирование нового международного информационного права, учитывающего современные информационные реалии (прежде всего существование и развитие сети Интернет) [18, с. 8].

Как видно, в приведенном анализе А.О. Иншакова особо останавливается на наличии информационной инфраструктуры, массовом применении компьютеров, а также на появлении информационного законодательства в национальном законодательстве этих стран. Кроме того, с появлением информационного законодательства в каждом государстве и в мире формируется новое международное информационное право.

Такие же характеристики информационного общества перечислены в другой коллективной работе [17, с. 18-19].

Проблемы формирования информационного общества на мировом уровне были выдвинуты Окинавской хартией глобального информационного общества [24, с. 51-56].

Кроме того, в правовой науке отслеживается выдвижение точек зрения о появлении нового общества под названием «общество знаний». При этом появляется вопрос о соотношении понятий «информационное общество» и «общество знаний», их отличиях друг от друга.

А.В. Попова, исследуя существующие проблемы информационного общества и общества знаний, высказывает мнение о соотношении этих двух научных понятий. Автор пишет, что вступление России в эпоху постиндустриального общества является необходимой реальностью, обусловленной не только развитием интернет-пространства, распространением информации, скоростной передачей данных, но и развитием цифровых технологий, нейронных сетей, киберфизических систем и искусственного интеллекта. По ее мнению, относительно создания нового технологического общества, или общества знаний, теория права намного отстает в плане ее регулирования, т.е. научно-технический прогресс намного опережает теорию права, которая должна создавать правовые нормы, регулирующие эти общественные отношения. Для обобщения своих мыслей А.В. Попова останавливается на существовании двух «программных документов» в этой области, и также на двух типах постиндустриального общества. По ее мнению, в дальнейшем «информационное общество» выступит основой для формирования

другого нового общества, т.е. «общества знаний» [20, с. 15-16].

Анализируя наиболее влиятельные философские концепции, Т.А. Гудкова пишет о точках зрения, выдвинутых в начальный период формирования идеологии информационного общества. По ее мнению, основным признаком развития данного общества является его технологическое устройство, где прослеживается увеличение роли информации и знаний в жизни людей, возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает эффективное информационное взаимодействие людей, доступность к мировым информационным ресурсам [1, с. 78-79].

А Р.Ш. Сативалдыев, используя понятие «информационные знания», также пишет о том, что информатизация общества является одним из признаков информационного общества. По его мнению, в таком обществе наблюдается развитие информационных знаний, соответствующие информационные ресурсы, информационные услуги, формирование информационного пространства, возрастание роли информации в жизни общества и государства [22, с. 174].

Анализируя такие понятия, как «информация» [21, с. 22], «правовая информация» [21, с. 23-24] и «информатизация» [21, с. 26], Ю.Г. Просвирнин пишет, что в особенности понятие «информатизация» косвенно включается в орбиту действий по созданию оптимальных условий для удовлетворения потребностей и такой составляющей, как коммуникация. По его мнению, процесс информатизации можно воспринимать как совокупность действий и мер по формированию и реализации материальной основы развития информационного общества [21, с. 27].

Как видно, Ю.Г. Просвирнин ссылается на то, что создание и формирование информационного общества непосредственно зависит от процесса информатизации, т.е. данный процесс является материальной основой такого общества.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно прийти к выводу, что создание нового общества зависит от приобретения, обработки, хранения, передачи, распространения, использования информации и знаний. В создании данного общества большую роль играет научно-технический прогресс, т.е. внедрение в жизнь новых компьютерных технологий, информатизация общества и создание информационного общества и общества знаний. Также из проведенного анализа выявляется факт, что в данном обществе такие понятия как «информация», «правовая информация», «информатизация», «информационное общество», «общество знаний» имеют непосредственное отношение друг к другу.

Кроме того, процесс информатизации и создания информационного общества непосредственно связан с появлением в каждом государстве единого информационно-правового пространства. Данное понятие подразумевает информационные ресурсы, организационные структуры, средства информационного взаимодействия граждан и организаций.

На основании представленного анализа можно констатировать, что и в Республике Таджикистан в годы государственной независимости были созданы предпосылки создания информационного общества.

Начиная с 1998 года для создания информационного общества и регулирования общественных отношений, связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий, в Республике Таджикистан были приняты соответствующие

законы [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15], которые являются правовым обеспечением данной сферы. Кроме того, для формирования и проведения информационной политики с целью формирования и развития информационного общества, а также для дальнейшего развития и реализации основных норм законодательства, касающихся информатизации общества и деятельности государственных органов, был принят ряд подзаконных актов.

Таким образом, в результате принятия большого количества законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, в Республике Таджикистан было создано единое информационно-правовое пространство.

Список использованной литературы:

1. Гудкова Т.А. Информационное общество как фактор изменения требований к подготовке будущего специалиста // Ученые записи ЗабГГПУ. Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 77-82.

2. Долинская В.В. Информационное общество, информационные отношения и право // Юридический вестник Самарского университета. - 2017. Т. 3. - № 3. - С. 30-36.

3. Закон Республики Таджикистан «О национальном архивном фонде и архивных учреждениях» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 1998. - № 23-24. - Ст. 326. 2008. - № 12. - Ч. 2. - Ст. 1018; 2011. - № 7-8, Ст. 617.

4. Закон Республики Таджикистан «Об информатизации» от 6 августа 2001 г., № 40 //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2001. - № 7. - Ст. 502; 2005. - № 12. - Ст. 639.

5. Закон Республики Таджикистан «Об информации» от 10 апреля 2002 г., № 609 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2002. - № 4. - Ч. 2. - Ст. 320.

6. Закон Республики Таджикистан «Об электронном документе» от 10 мая 2002 г., № 51 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2002. - № 4. - Ч. 1. - Ст. 308. 2005. - № 12. - Ст. 637.

7. Закон Республики Таджикистан «Об электрической связи» //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2002. - № 4. Часть 2. - Ст. 323; 2006. - № 3. - Ст. 156; 2008. - № 3. - Ст. 198; № 12. - Часть 2. - Ст. 996; 2013 г, № 12, Ст. 891; 2015 г, № 1271; 2016г., № 1301.

8. Закон Республики Таджикистан «О защите информации» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2002. - № 11. - Ст. 696; 2005. - № 12. - Ст. 646.

9. Закон Республики Таджикистан «О библиотечной деятельности» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2003. - № 8. - Ст. 455; 2008. - № 12. - Ч. 2. - Ст. 1013.

10. Закон Республики Таджикистан «Об электронной цифровой подписи» от 30 июля 2007 г., № 320 //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2007. - № 7. - Ст. 682.

11. Закон Республики Таджикистан «О праве на доступ к информации» от 18 июня 2008 г., № 411 //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2008. - № 6. - Ст. 469.

12. Закон Республики Таджикистан «Об экологической информации» от 25 марта 2011 г., № 705 //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2011. - № 3. - Ч. 2. - Ст. 682.

13. Закон Республики Таджикистан «Об обязательном экземпляре документов» от 26 декабря 2011 г., № 792 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2011. -№ 12. - Ст. 856.

14. Закон Республики Таджикистан «О периодической печати и других средствах массовой информации» от 18 марта 2013 г., № 961 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2013. - № 3. - Ч. 2. - Ст. 200.

15. Закон Республики Таджиткистан «О криптографии» от 3 июля 2012 г. // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2012. - № 4. - ст. 689.

16. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров / Под общ. ред. П.У. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2017. - 325 с.

17. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие для вузов /Под ред. В.Д. Элькина. - М.: Юрайт, 2018. - 527 с.

18. Иншакова А.О. Реакция права на вызовы высоких технологий в инновационной России [Текст] / А.О. Иншакова //Legal Concept. Правовая парадигма. - 2018. Т. 17, № 4. - С. 6-15. DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2018.4.1.

19. Ищенко М.В. Информационное общество: подходы к определению сущности категорий // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2007. - № 1. - С. 47-54.

20. Попова А.В. Новые субъекты информационного общества и общества знания: к вопросу о нормативном правовом регулировании //Журнал российского права. - 2018. - № 11. - С. 14-24.

21. Просвирнин Ю.Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном российском государстве: дисс. ... д-ра юрид. наук. - Москва, 2002. - 357 с.

22. Сативалдыев Р.Ш. Деятельность государства в сфере обеспечения информационной безопасности // Вестник ТНУ. - 2017. - № 2/10. - С. 174-182.

23. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Политиздат, 1991. - 560 с.

24. Хартия глобального информационного общества (Окинава) // Дипломатический вестник. - 2000. - № 8. - С. 51-56.

Reference Literature:

1. Gudkova T.A. Informational Society as a Factor of Changing of Requirements for Future Specialists Training // Scientific Notes Zabaykalsk State Pedagogical University. Pedagogics. - 2012, №1.- pp. 77-82

2. Dolinskaya V.V. Informational Society, Informational Relations and Law // Juridical Bulletin of Samara University. - 2017. V.3, №3.-pp.30-36

3. Tajikistan Republic Law "On National Archival Fund and Archival Institutions " // Tidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli (Supreme Council). 1998 № №23-24.- Article 326. 2008, №12, - p. 2. - Article 1018; 2011.- № №7-8, article 617

4. Tajikistan Republic Law "On Informatization" from August 6, 2001 №40 // Tidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli. - 2001, №7. - Article 502; 2005, №12. - article 639.

5. Tajikistan Republic Law "On Information" from April 10, 2002, №609 // Tidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli. - 2002, №4. - Part 2. - Article 320

6. Tajikistan Republic Law "On Electronic Document" from May 10, 2002, №51 // Tidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli. - 2002, №4. - Part 1. - Article 308. 2005, №12. - p. 637

7. Tajikistan Republic Law "On Electronic Communication" // Fidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli. - 2002, №4. - Part 2. - Article 323; 2006, №3. - Article 156; 2008, №3. - Article 198, №12. -Part 2. - Article 996; 2013, №12, Article 891; 2015, №1271; 2016, №1301.

8. Tajikistan Republic Law "On Information Protection " // Tidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli. - 2002, №11. - Article 696; 2005, №12. - Article 646.

9. Tajikistan Republic Law "On Librarianship Activity" // Tidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli. - 2003, №8. - Article 455; 2008, №12.-Part 2. - Article 1013.

10. Tajikistan Republic Law "On Electric Digital Signature" from July 30, 2007, № 320 // Tidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli. - 2007, №7. - Article 682.

11. Tajikistan Republic Law "On the Right for Access to Information" from June 18, 2008, №411 // Tidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli. - 2008, №6. - Article 469.

12. Tajikistan Republic Law "On Ecology Information" from March 25, 2011, № 705 // Tidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli. - 2011, №3. - Part 2.-Article 682.

13. Tajikistan Republic Law "On Obligatory Copy of Documents" from December 26, 2011, № 792 // Tidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli. - 2011, №12. - Article 856.

14. Tajikistan Republic Law "On Periodical Press and other Media" from March 18, 2013, №961 // Tidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli. - 2013, №3. - Part 2. - Article 200.

15. Tajikistan Republic Law "On Criptography" from July 3, 2012 // Tidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli. - 2012, №9, - Article 689.

16. Informational Technologies in Juridical Activity: manual for bachelor' degree holders // under the general editorship of P. U. Kuznetsov. - The third edition, revised and enlarged. -M. : Jurayt, 2017. -325 pp.

17. Informational Technologies in Juridical Activity: educational text-book for higher schools // Under the editorship of V. D. Elkin.-M. : Jurayt, 2018.- 527pp.

18. Inshakova A.O. Reaction of the Right for Challenges of High Technologies in Innovational Russia [Text] // A.O. Inshakova // Legal Concept. Legal Paradigm. - 2018. V.17, №4. - pp. 6-15. DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2018.41

19. Ishchenko M. V. Informational Society: Approaches to Definition of the Essence of Categories // Bulletin of Omsk University Series "Economics". - 2007, №1.-pp. 47-54

20. Popova A.V. New Subjects of Informational Society and Society of Knowledge: to the Issue of Normative Legal Regulation // The Journal of Russia Law.-2018, №11.-pp. 14-24

21. Prosvirnin Ju.G. Theoretico-legal Aspects of Informatization in Contemporary Russian State. Doctoral dissertation in jurisprudence-Moscow, 2002.- 357pp.

22. Sativaldyev R.Sh. Activity of State in the Sphere of Informational Security Insurance // Bulletin of TNU (TajikNational University).-2017, №2 / 10.-pp. 174-182

23. Philosophical Dictionary // Under the editorship of I. T. Frolov. The 6-th edition revised and enlarged.-Moscow: Politizdat (publishing-house of political literature), 1991.- 560pp.

24. Charter of Global Informational Society (Okinava) // Diplomatic Bulletin.- 2000, №8. -pp.51-56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.