Научная статья на тему 'ДОКТРИНА "СМЕНА РЕЖИМОВ" В АМЕРИКАНСКОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ И ИДЕОЛОГИИ'

ДОКТРИНА "СМЕНА РЕЖИМОВ" В АМЕРИКАНСКОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ И ИДЕОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
386
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / "СМЕНА РЕЖИМОВ" / АМЕРИКАНСКАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ / МЕССИАНСТВО / ПРОЗЕЛИТИЗМ / "ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сидоров Андрей Юрьевич, Фрадкова Виктория Игоревна

В статье анализируются исторические и идеологические аспекты американской концепции «смена режимов». Рассмотрено её соотношение с курсом США на подготовку «цветных революцией» и «продвижение демократии», а также её основные идейные составляющие: «американская исключительность» и мессианство, внешнеполитический глобализм, чёрно-белое видение мира и двойные стандарты. Прослеживаются религиозные корни доктрины «смена режимов», позволяющие трактовать её как секулярную форму американского постпротестантского прозелитизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DOCTRINE OF “REGIME CHANGE” IN AMERICAN FOREIGN POLICY TRADITION AND IDEOLOGY

This article analyzes the historical and ideological aspects of the American concept of «regime change». Its correlation with the U.S. course on the preparation of «colored revolutions» and «promotion of democracy», as well as its main ideological components are considered: «American exceptionalism» and messianism, foreign policy globalism, black and white vision of the world and double standards. The religious roots of the doctrine of «regime change» are traced, allowing to interpret it as a secular form of American post-Protestant proselytism.

Текст научной работы на тему «ДОКТРИНА "СМЕНА РЕЖИМОВ" В АМЕРИКАНСКОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ И ИДЕОЛОГИИ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2023_1_17 УДК 327. (73)

Доктрина «смена режимов» в американской внешнеполитической традиции

и идеологии

Андрей СИДОРОВ Виктория ФРАДКОВА

Рассмотрение идейных предпосылок и концептуальных основ американской доктрины «смена режимов» весьма актуально, поскольку степень идеологизации американской внешней политики в XXI в. опасно возрастает. После националистического прагматического зигзага во внешней политике Вашингтона при президенте Д. Трампе пришедшая ему на смену демократическая администрация не только вернула идеологию на её прежнее место, но ещё более повысила её значимость. При Дж. Байдене она заиграла новыми красками: проведён «саммит демократий», новым краеугольным камнем провозглашена защита прав ЛГБТ+.

В России внешнеполитическая идеология США до сих пор нередко воспринимается как дежурная пропагандистская риторика, «фиговый листок», прикрывающий борьбу Вашингтона за реализацию собственных геополитических интересов. Однако эта идеология не является лишь пропагандист-

СИДОРОВ Андрей Юрьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. SPIN-код: 1114-3223, E-mail: asidorov333@ yandex.ru

ФРАДКОВА Виктория Игоревна - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. SPIN-код: 1506-1487, E-mail: vichkaru@yahoo.com

Ключевые слова: США, «смена режимов», американская исключительность, мессианство, прозелитизм, «цветные революции».

ским обрамлением. Она не только легитимирует интересы Америки, но и оказывает мощное влияние на определение практических путей и способов их реализации. В конечном счёте она призвана обеспечить сохранение глобальной гегемонии США, представляющей собой «систему международных связей, сформированную вокруг государства, которое обладает превосходством над остальными её участниками и оказывает определяющее влияние на их внешнеполитическое поведение» [1].

Поддержание американской гегемонии любой ценой является стержнем внешнеполитической программы администрации Дж. Байдена, которая выражена в лозунге «Америка должна вновь стать лидером» (America Must Lead Again) *.

«Смена режимов» во внешнеполитической традиции США

Доктрина «смена режимов», концепция «цветные революции» и в целом так называемая стратегия продвижения демократии глубоко укоренены в американской внешнеполитической истории и традиции, восходящих к отцам-основателям США и президенту В. Вильсону, идеологу американского глобального лидерства [2].

Первые опыты на этом поприще были предприняты Соединёнными Штатами ещё в начале ХХ в. в регионе Центральной Америки. Поправка Т. Рузвельта к доктрине Монро предусматривала, что США имеют право захватить и «привести в порядок» любое государство Западного полушария, которое может быть заподозрено в «хронических нарушениях» или нецивилизованном поведении, ослабляющем его способ-

ность сопротивляться «агрессорам из другого полушария».

Сам Т. Рузвельт так разъяснял суть этой новации в своей знаменитой поправке к доктрине Монро: «Всё, что желает наша страна, - это то, чтобы соседние страны были стабильными, спокойными и процветающими. Любая страна, люди которой ведут себя порядочно, может рассчитывать на нашу сердечную дружбу. Если нация демонстрирует способность действовать достаточно эффективно и справедливо в социальных и политических вопросах, поддерживать порядок и уплачивать долги, ей нет нужды беспокоиться о вмешательстве Соединённых Штатов. Хронические нарушения или неспособность, которые влекут за собой общее ослабление правил цивилизованного обще-

1 Алхименков М.А. Стратегия администрации Дж. Байдена по сохранению американской глобальной гегемонии // Проблемы национальной стратегии. 2021. № 3. С. 25.

2 Штоль В., Задохин А. США - истоки и пределы американского империализма // Обозре-ватель-Observer. 2018. № 7.

* Из текста программной предвыборной статьи Дж. Байдена: Biden J. R. Jr. Why America Must Lead Again: Rescuing US Foreign Policy After Trump // Foreign Affairs. Vol. 99. № 2. March/April 2020 // URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-01-23/why-america-must-lead-again

ства, могут, в конце концов, потребовать интервенции цивилизованной нации» [3].

Принятая в США после начала холодной войны стратегия сдерживания была направлена на смену режима в СССР - демонтаж его общественно-политического строя (хотя сам термин «смена режима» в то время ещё не был в ходу). Директива СНБ-68 (1950 г.) называла в качестве конечной цели этой стратегии «фундаментальное изменение советской системы», в которой должны были быть «посеяны семена разрушения». Для её достижения Вашингтон считал приемлемыми все средства, кроме лобового ядерного столкновения двух сверхдержав.

В годы холодной войны Соединённые Штаты неоднократно прибегали к силовым методам и иным подрывным действиям для смены правительств или политического строя в целом ряде государств мира. Тогда же они потерпели и первые серьёзные неудачи: полным провалом закончились война США во Вьетнаме, а также неоднократные попытки свергнуть правительство Ф. Кастро на Кубе, включая операцию в заливе Свиней (1961 г.). Вместе с тем триумфальным успехом Вашингтона стал распад советского блока и крушение социалистического строя в СССР с последующим самороспуском Советского Союза.

В современном виде доктрина «смена режимов» начала оформлять-

ся в годы президентства Дж. Буша-мл. Стратегия национальной безопасности, утверждённая в 2002 г., объявляла официальными врагами Соединённых Штатов «государства-изгои» и впервые открыто провозгласила право Америки на ведение «превентивных войн», включая возможность использования ядерного оружия против неядерных государств *.

Новизна доктрины «смена режимов» заключается прежде всего в новой мотивации американских интервенций.

Если в 90-е годы ХХ в. они оправдывались «гуманитарными соображениями», а во время холодной войны - необходимостью «сдерживания коммунизма», то теперь их главной мотивировкой открыто называются геополитические интересы США.

Очевидно, что доктрина «смена режимов» полностью противоречит принципу государственного суверенитета как основы международного права, позволяя США обосновать силовое устранение любого не устраивающего их правительства, причисленного к «изгоям» и неспособного себя защитить.

Разновидностью «смены режимов» стал курс Вашингтона на организацию «цветных революций» в ряде государств мира с помощью всех средств подрывного воздействия извне, кроме прямого применения военной силы. «Цветные революции»

3 История США в документах. 1900-1945 // URL: http://www.grinchevskiy.ru/1900-1945/ popravka-ruzvelta.php

* США считают возможным применить ядерное оружие в случае, если: 1) любое ОМП будет использовано против них самих; 2) есть необходимость уничтожить укреплённые либо подземные объекты, которые невозможно разрушить с помощью обычного оружия; 3) США столкнутся с «непредвиденными обстоятельствами военного характера» (Стоун О., Кузник П. Нерассказанная история США / пер. с англ. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2015. С. 707).

являются формой «смены режима» в государствах, в отношении которых прямая агрессия США признана либо невозможной, либо нецелесообразной. «Смена режимов» и «цветные революции» являются составными частями стратегии «продвижения демократии», нацеленной на распространение американских принципов и институтов на остальные народы, на цивилизационное переустройство мира по американским лекалам.

Идеологическими предпосылками политики «смены режимов» являются следующие:

- мессианство;

- вильсонианский глобализм;

- уверенность в «универсальности американских ценностей», «добродетельности и благости американской мощи»;

- чёрно-белое видение мира и отрицание его культурно-цивилизаци-онного разнообразия;

- убеждённость в особой цивилизаторской миссии Америки в отношении других стран и народов;

- двойные стандарты как образ мыслей и действий.

Эти идейные концепты, будучи устойчивыми генетическими характеристиками США как государства, претерпевают в XXI в. серьёзную и опасную эволюцию, приобретают радикальные и даже тоталитарные черты, как и вся внешнеполитическая стратегия Вашингтона. Это переустройство в троцкистском духе С. Хантингтон охарактеризовал так: «Америка становится миром. Мир становится Америкой. При этом Америка остаётся Америкой» [4].

«Смена режимов» в контексте американской идеологии

Каковы основные идеологемы, лежащие в основе доктрины «смена режимов»?

Во-первых, это радикальная версия американского мессианства, или американской «исключительности». Мессианство, постулирующее особую роль и предназначение Соединённые Штаты Америки в мире, и «исключительность» американцев как народа являются смысловым стержнем американской идеологии. В настоящее время США стали единственной мессианской державой в мире.

Идея «исключительности», как отмечают отечественные учёные В.А. Кременюк и Г.А Трофименко, представляет собой «концентрированное выражение убеждённости в национальном превосходстве американцев, уникальности их нации и универсальности её исторического опыта» [5].

По определению современного исследователя дипломатии США Ф. Логеваля, американский мессианизм постулирует, что Америка «представляет собой высшую форму цивилизации, светоч надежды для

4 Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / пер. с англ. М.: АСТ, Транзиткнига, 2004. С. 151.

5 Современная внешняя политика США. В 2 томах / отв. ред. Г.А. Трофименко. М.: Наука, 1984. Т. 1. С. 142.

всего человечества. Её политика уникально бескорыстна, а её институты заслуживают особого подражания. Поэтому любая враждебность к Соединённым Штатам по определению является враждебной прогрессу и правому делу, а следовательно (тоже по определению) - находится вне закона» [6].

Об «исключительности» США регулярно напоминает президент Дж. Байден. Само авторство этой идеи восходит к отцам-основателям США. Вот как, например, её выразил в 1813 г. второй президент США Д. Адамс в письме третьему президенту США Т. Джефферсону: «Наша непорочная, добродетельная, ориентированная на общественный интерес федеративная республика будет существовать вечно, будет править планетой и создаст идеального человека» [7, с. 118].

Смысловое наполнение американского мессианства в XXI в. заметно эволюционировало. Его изначальная трактовка нашла воплощение в знаменитой метафоре

*

«сияющего града на холме» , заимствованной из Нагорной проповеди Иисуса Христа («Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы». Мф. 5 : 14). Отцы-основатели США рассматривали исключительность как квинтэссенцию особого исторического пути Америки - «избранной страны» и «империи

свободы» (определения Т. Джеффер-сона), делая акцент в основном на притягательную силу американского примера и добровольное принятие другими народами американской модели.

В остаточном виде такая трактовка до сих пор изредка упоминается в доктринальных внешнеполитических документах Вашингтона: например, в Стратегии национальной безопасности 2010 г., принятой администрацией Б. Обамы, отмечалось, что «моральное лидерство США основано на силе нашего примера, а не на попытках навязывать нашу систему другим людям» [8].

Однако в действительности это декларируемое упование на «моральный авторитет Америки» уже в ХХ в. стало подменяться всё более напористыми и бесцеремонными усилиями по переформатированию других стран мира в духе «американских ценностей».

В современном виде «исключительность» США подаётся, как правило, уже не как «пример для подражания», а как их сущностное, онтологическое превосходство над всеми другими народами, наделяющее Вашингтон неограниченными правами во внешней политике, включая любые формы вмешательства во внутренние дела других государств и одностороннее применение военной силы.

6 Diplomatic History. September. 2004 // Время новостей. 2006. № 67. 18 апреля // URL: http://www.vremya.ru/2006/67/13/150087.html

7 Крашенинникова В.Ю. Россия - Америка. Холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. М.: Европа, 2007.

8 Цит. по: Покудов З.В. Концепция «американской исключительности» во внешней политике Б. Обамы // Общество: философия, история, культура. 2020. № 7. С. 86.

* В 1630 г. проповедник и первый губернатор колонии Массачусетс Джон Уинтроп заявил, выступая перед колонистами: «Мы должны понимать, что мы будем как град на холме. Взгляды всех народов направлены на нас».

Как заметила в конце 90-х годов в связи с разработкой планов удара по Ираку госсекретарь США М. Олбрайт, «если мы должны использовать силу, мы сделаем это, потому что мы - Америка... Мы стоим выше и видим дальше, чем другие страны».

Она же однажды заметила К. Пауэллу: «Зачем иметь такую огромную армию, если вы постоянно говорите, что её нельзя использовать?»

Х. Клинтон не раз утверждала, что «мир смотрит на Соединённые Штаты в поисках руководства». По её словам, «американцы всегда были на высоте, парируя возникавшие перед ними вызовы. Вот какие мы. Это заложено в наших генах» [9, с. 592-593].

Сегодня присягнуть идее «исключительности» считают своим долгом все ведущие американские политики, начиная с президента Дж. Бай-дена. Да и риторика его предшественника и, казалось бы, антипода Д. Трампа о «нежелании навязывать кому-либо американский образ жизни» отнюдь не противоречила его готовности использовать силовые механизмы в кризисных и конфликтных регионах, расширять своё военное присутствие там, где Вашингтон видел угрозу своим стратегическим интересам, в том числе в непосредственной близости от границ России [10].

Одной из ипостасей американского мессианства является вильсо-нианский глобализм, рассматрива-

ющий всю планету как зону жизненно важных интересов США.

Как отмечает Г. Киссинджер, «ещё в 1915 г. Вильсон выдвинул беспрецедентную доктрину, гласящую, что безопасность Америки неотделима от безопасности всего остального человечества. Из этого вытекало, что отныне долг Америки заключается в том, чтобы противостоять агрессии где бы то ни было» [11].

Любопытно отметить, что при этом в Вашингтоне всегда отвергали обвинения в империализме в его классическом понимании. Американская идеология не считает США империей, объясняя это тем, что империи стремятся к подчинению других народов, Америка же якобы несёт им свободу.

В 2003 г. министр обороны США Д. Рамсфелд заявил, выступая в оккупированном Багдаде перед американскими солдатами: «В отличие от многих армий мира вы пришли не завоёвывать, а освобождать, и иракцы это знают... Многие... вышли на улицы, чтобы приветствовать вас... и отпраздновать обретение свободы» [12]. Будучи одним из самых жёстких «ястребов-неоконов», он утверждал: «Мы не занимаемся империями. Мы не империалисты. Да и никогда ими не были» [13].

Американское мессианство базируется также на квазирелигиозной убеждённости в универсальности так называемых американских ценностей, которые якобы одновремен-

9 Цит. по: БрутенцК.Н. Великая геополитическая революция. М.: Международные отношения, 2014. С. 592-593.

10 Приходько О.В., Смирнов П.Е. Президентство Д. Трампа: новизна и преемственность в американской стратегии // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 6. С. 81.

11 Киссинджер Г. Дипломатия / пер. с англ. М.: Ладомир, 1997. С. 36.

12 Стоун О., Кузник П. Нерассказанная история США / пер. с англ. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2015. С. 691.

13 Алалыкин Д.С. Являются ли США империей? Плюсы и минусы // URL: http://samlib.ru/a/ alalykin_d_s/usimper.shtml

но являются и ценностями общечеловеческими. Дж. Кеннан заметил однажды, что «большинству американцев никогда не приходило в голову, что политические принципы, согласно которым они живут, могут быть исторически обусловлены в их стране и не иметь универсального применения». Самороспуск СССР доказал, по убеждению правящего класса США, безальтернативность западной модели развития («конец истории» по Ф. Фукуяме).

В XXI в. тезис об «универсальности американских ценностей» был включён в концепцию «смены режимов» и закреплён на законодательном уровне в Акте о распространении демократии. «Распространение американских ценностей за рубежом» было названо в этом законе «базовым компонентом внешней политики США» [14]. Соответственно, более радикальный характер приняло отрицание культурно-цивилиза-ционного разнообразия мира. Как заявил однажды Б. Обама, «каждый иностранец внутренне - это человек, стремящийся стать американцем» [9, с. 592].

Цивилизационные и политические отличия других народов всегда рассматривались в рамках внешнеполитической идеологии США как признак их некоей отсталости, вто-росортности.

Со времён администрации Дж. Буша-мл. они начали тракто-

ваться ещё и как потенциальная или реальная угроза безопасности США. Дж. Буш-мл. и Б. Обама не раз заявляли, что новая глобальная роль США заключается «в поддержке роста демократических движений и институтов во всех нациях и культурах с конечной целью - покончить с тиранией в мире» [15]. Согласно этой логике «недемократические», в понимании Вашингтона, государства, представляют собой угрозу США сами по себе, уже по факту своего существования, в силу своей «авторитарной природы». Одним из признаков «государств-изгоев» в Стратегиях национальной безопасности США, начиная со Стратегии 2010 г., принятой администрацией Б. Оба-мы, официально называется «антиамериканизм - ненависть к США и всему, за что они выступают» [16]. В Акте о распространении демократии «продолжающееся отсутствие демократии, свободы и игнорирование важнейших прав человека в ряде стран» прямо квалифицируется как «угроза национальной безопасности США» [17].

С этих позиций подлинными союзниками Вашингтона могут быть только государства, разделяющие «американские ценности». Те, кто их воспринимает частично, подлежат «перевоспитанию» и могут быть лишь ситуативными союзниками и партнёрами. Те же, кто ставит их под сомнение либо отвергает, нака-

14 Самуйлов С.М. Внешнеполитический механизм США: эволюция, реформирование, проблемы (1947-2008 гг.). Автореферат дис. ... д-ра ист. наук. М., 2010. С. 45.

15 Галстян А. Американская исключительность в меняющемся мире // URL: https:// globalaffairs.ru/artides/amerikanskaya-isklyuchitelnost-v-menyayushhemsya-mire/

16 Цит. по: Современные международные отношения. Учебник / Под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 314.

17 Самуйлов С.М. О роли стереотипов во внешней политике США // Свободная мысль. 2008. № 3. С. 27.

зываются или даже уничтожаются. Из этой логики американская элита исходила во времена Советского Союза, воспринимавшая не только внешнюю политику СССР, но и сам факт его существования как «явную и непосредственную опасность» для остального человечества.

Мессианство, придававшее идеологическое и моральное обоснование экспансии США на всём протяжении их истории, породило идею о «благости американской мощи» и представление об особой миссии Америки по «облагораживанию отстающих от них в развитии народов». Данный тезис тоже восходит к отцам-основателям США.

Б. Франклин говорил в 1782 г.: «Установление свобод в Америке не только принесёт счастье этому народу, но и будет способствовать уменьшению страданий людей, которые в других частях мира стонут от деспотизма» [7, с. 117].

США позиционируют себя не только как самая сильная, но и как самая «добродетельная» держава мира, которая всегда находится «на правильной стороне истории» (хотя и может порой «добросовестно ошибаться»). По утверждению Г. Киссинджера, Америка якобы «требует от самой себя морального совершенства в качестве критерия собственной внешней политики, ...мучает себя традиционным стремлением к моральному совершенству» [11, с. 424].

В XXI в. идеологема о «благости американской мощи» приобрела ещё более радикальную интерпретацию. «Благим» по определению объявлено любое, включая силовое действие

18 http://tsitaty.com/цитата/175187

Соединённых Штатов на окружающий мир. Поэтому американское вооружённое вмешательство в дела других народов тоже является для них «благом», даже если они сопротивляются этому, «не понимая своего счастья». Идеологический мес-седж Вашингтона странам, в которых он «продвигает демократию» или намерен «сменить режим», можно сформулировать примерно так: «Примите наши ценности, ибо мы выше вас. Без нас и наших ценностей вы останетесь варварами и дикарями. Покоритесь нам добровольно, или мы покорим вас силой для вашего же блага, потому что мы -Америка».

Более радикальным стало в XXI в. и чёрно-белое видение мира, традиционно свойственное американцам. «Смена режимов» идеологически обрамляется Вашингтоном не как реализация собственных геополитических интересов, а как «борьба добра и зла», миссионерский «крестовый поход за демократию во благо всего человечества». Идеологическое обоснование этой традиции также восходит к отцам-основателям.

«Древо свободы должно время от времени орошаться кровью патриотов и тиранов, - писал третий президент США Т. Джефферсон. - Это его естественное удобрение» [18].

Термин «империя зла» был впервые применён Р. Рейганом в отношении Советского Союза в 1983 г., однако руководство США воспринимало СССР в этой ипостаси фактически с самого начала холодной войны. Г. Киссинджер замечает, что уже в 1946 г. «Трумэн воспринимал над-

вигающуюся борьбу между США и СССР как схватку добра и зла, а не как имеющую отношение к сферам политического влияния» [11, с. 402].

Итоги холодной войны только усилили американское чёрно-белое восприятие мира. «Империю зла» в 2002 г. заменила «ось зла»: термин, введённый в оборот Дж. Бушем-мл. и подразумевавший Ирак, Иран и КНДР. После терактов 11 сентября 2001 г. когда, по словам Дж. Буша-мл., «в мире началась великая борьба добра и зла», демократический принцип «кто не против нас, тот за нас» был официально заменён радикальной максимой «кто не с нами, тот против нас».

В контексте чёрно-белого восприятия мира агрессивным акциям по смене режимов предшествуют информационные кампании по демо-низации неугодных правительств и их руководителей.

Так, например, во второй половине 40-х годов американская пропаганда довольно быстро трансформировала позитивный медийный образ Сталина на Западе времён Второй мировой войны («дядя Джо - славный союзник США», ведь у Америки не бывает «плохих союзников») в зловещий образ тирана, мечтающего о мировом господстве.

В конце XX - начале XXI в. такого рода кампании в отношении руководителей Югославии, Ирака и Ливии явились прелюдиями для агрессивных действий США и НАТО против этих государств.

Можно предположить, что и заказчики уничтожения малазийского «Боинга» над Донбассом (2014 г.) также рассчитывали, обвинив Россию в этом преступлении, попытаться перевести из разряда «партнёров»

в категорию «государства-изгоя», которое следует вначале изолировать, а затем провести смену его политического режима. После начала 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине кампания по демонизации президента В.В. Путина, России и её народа приняла в американских СМИ беспрецедентный размах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чёрно-белое видение мира определяет и новую американскую практику двойных стандартов, которые в XXI в. превратились в основополагающий принцип поведения США на международной арене. Двойные стандарты трансформировались в двойную мораль - для внутреннего и для внешнего пользования: «для своих» и «для чужих». Именно поэтому США уже на концептуальном уровне не считают себя связанными юридическими и нравственными нормами, обязательными для других народов.

Как отмечает в этой связи В.Ю. Крашенинникова, «обвинения в политике двойных стандартов... проходят мимо американского сознания, совершенно его не задевая, ибо для него очевидно, что с друзьями следует обращаться добрыми демократическими методами, а в отношении врагов должны применяться другие средства, сообразные их натуре, воплощающей зло» [7, с. 141].

В XXI в. вмешательство США в дела других стран мира приобрело новое качество, а их методы стали как никогда грубыми и бесцеремонными. Однако сама по себе эта практика не является чем-то принципиально новым для Америки, а напротив, представляет собой неотъемлемую часть её цивилизаци-онного кода.

«Смена режимов» и американская гражданская религия

Каковы же причины радикализации американского мессианства в XXI в.?

Очевидно, что они многообразны.

Укажем на одну из них. Как известно, американская идеология всегда питается религиозной энергетикой и представляет собой разновидность некоей политической гражданской религии.

По замечанию С. Хантингтона, американцы отождествляют себя не со страной, не с определённой территорией, а с политическими идеями и институтами. Для них идеология важнее географии [19].

США изначально создавались как образцовая модель протестантского общества и одновременно как некий идеальный социум, образец для подражания для других стран и народов. Тот же С. Хантингтон назвал эту страну «дитя протестантской Реформации».

Как отмечается, «существенной частью американской исключительности стал протестантизм, в частности пуританство, пустившее корни в Новой Англии и в разной степени распространившееся позже, в процессе континентальной экспансии, на большинство штатов и территорий. Пуритане отличались религиозным фанатизмом... а также убеждённостью в своей ис-

ключительности и даже богоизбранности» [20].

Всем деноминациям протестантизма, особенно пуританству, и сегодня свойственны уверенность в собственной праведности, прозелитизм, вера в то, что люди могут и должны построить рай на земле (а американские протестанты считают таким прообразом рая и земли обетованной Соединённые Штаты).

В XX - начале XXI в. траектория духовного развития Америки проделала сложный путь секуляризации и перехода от классического протестантизма к постпротестантским и неязыческим деноминациям и сектам. Современные США - это страна множества протестантских и постпротестантских сект *. Их приверженцы составляют в настоящее время, по разным оценкам, от 43 до 48% населения страны.

Вот классические признаки секты: «замкнутый круг, отрыв от внешнего мира, чёрно-белое восприятие действительности, чувство избранности и элитизм, чувство некоего спасительного знания, чувство миссии, которую они [члены секты] несут миру» [ 21].

Все эти идейные матрицы пронизывают американскую стратегию «смены режимов» и «продвижения демократии», которую можно рассматривать как секулярную форму

19 Немировская Л.З. Проблема социокультурной идентичности и идентификации // URL: http://vestnik-rosnou.ru/pdf/n1y2012/p20.pdf

20 Гарбузов В.Н. Свет и тени американской исключительности // США и Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 11. С. 9.

21 Дворкин А.Л. Сектоведение. Изд. 3-е. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2014. С. 59.

* В начале XXI в. в Америке действовало более 1 тыс. протестантских деноминаций и союзов

церквей.

американского постпротестантского прозелитизма.

Разрыв между американской внешнеполитической идеологией и реальностью становится всё более вопиющим, провоцирующим повсеместный рост антиамериканских настроений.

Дж. Буш-мл. однажды признался: «Я поражён тем, что существует такое глубокое непонимание нашей страны, что нас так ненавидят. Я,

как и большинство американцев, просто не могу поверить в это, потому что знаю, насколько мы хорошие люди» [7, с. 124].

Объяснение этого феномена, предложенное в своё время Б. Оба-мой («Мы - объект зависти всего мира»), неубедительно и лишний раз свидетельствует о неадекватности восприятия в Вашингтоне как самих себя, так и других народов, включая Россию.

Деструктивная идеология «американской исключительности», подпитывающая практику «смены режимов», является одной из главных угроз глобальной международной безопасности.

Пытаясь реализовать эту внешнеполитическую утопию, США испытывают растущие трудности. Это обстоятельство оставляет надежду на то, что они в конечном счёте будут вынуждены скорректировать её с учётом меняющегося не в пользу Вашингтона глобального баланса сил и не доведут дело до лобового военного столкновения с Россией и (или) Китаем. А государства, представляющие собой другие полюса силы, находящиеся за пределами коллективного Запада, должны будут, по словам С.В. Лаврова, «помочь США совершить "мягкую посадку" в многополярную реальность» [22].

Библиография • References

Алалыкин Д.С. Являются ли США империей? Плюсы и минусы // URL: http://

samlib.m/a/alalykin_d_s/usimper.shtml [AlalykinD.S. YAvlyayutsya li SSHA imperiej? Plyusy i minusy // URL: http://samlib.

ru/a/alalykin_d_s/usimper.shtml] Алхименков М.А. Стратегия администрации Дж. Байдена по сохранению американской глобальной гегемонии // Проблемы национальной стратегии. 2021. № 3. С. 25-41.

[Alhimenkov M.A. Strategiya administracii Dzh. Bajdena po sohraneniyu amerikanskoj

global'noj gegemonii // Problemy nacional'noj strategii. 2021. № 3. S. 25-41] Брутенц К.Н. Великая геополитическая революция. М.: Международные отношения, 2014. - 682 с.

[Brutenc K.N. Velikaya geopoliticheskaya revolyuciya. M.: Mezhdunarodnye

otnosheniya, 2014. - 682 s.] Галстян А. Американская исключительность в меняющемся мире // URL: https:// globalaffairs.ru/articles/amerikanskaya-isklyuchitelnost-v-menyayushhemsya-mire/

22 Лавров С.В. Глобальной политике нужны открытость и демократия // URL: http://www. mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/375448

[Galstyan A. Amerikanskaya isklyuchitel'nost' v menyayushchemsya mire // URL: https://globalaffairs.ru/articles/amerikanskaya-isklyuchitelnost-v-menyayushhemsya-mire/] rap6y3ae B.H. Свет и тени американской исключительности // США и Канада:

экономика, политика, культура. 2020. № 11. С. 5-21. [Garbuzov V.N. Svet i teni amerikanskoj isklyuchitel'nosti // SSHA i Kanada:

ekonomika, politika, kul'tura. 2020. № 11. S. 5-21] Двopкин А.Л. Сектоведение. Изд. 3-е. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2014. - 813 с.

[Dvorkin A.L. Sektovedenie. Izd. 3-e. N. Novgorod: Hristianskaya biblioteka, 2014. -813 s.]

История США в документах. 1900-1945 // URL: http://www.grinchevskiy.ru/1900-

1945/popravka-ruzvelta.php [Istoriya SSHA v dokumentah. 1900-1945 // URL: http://www.grinchevskiy.ru/1900-

1945/popravka-ruzvelta.php] Kиccинджep Г. Дипломатия / пер. с англ. М.: Ладомир, 1997. - 847 с. [Kissindzher G. Diplomatiya / per. s angl. M.: Ladomir, 1997. - 847 s.] KpашeнинникoваB.M. Россия - Америка. Холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. М.: Бвропа, 2007. - 388 с. [Krasheninnikova V.YU. Rossiya - Amerika. Holodnaya vojna kul'tur. Kak amerikanskie

cennosti prelomlyayut videnie Rossii. M.: Evropa, 2007. - 388 s.| Лавpoв C.B. Глобальной политике нужны открытость и демократия // URL: http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_ publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/375448 [Lavrov S.V. Global'noj politike nuzhny otkrytost' i demokratiya // URL: http://www. mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/ content/id/375448]

Нeмиpoвcкая Л.З. Проблема социокультурной идентичности и идентификации //

URL: http://vestnik-rosnou.ru/pdf/n1y2012/p20.pdf [Nemirovskaya L.Z. Problema sociokul'turnoj identichnosti i identifikacii // URL:

http://vestnik-rosnou.ru/pdf/n1y2012/p20.pdf] Покудов 3.B. Концепция «американской исключительности» во внешней политике Б. Обамы // Общество: философия, история, культура. 2020. № 7. С. 84-88. [Pokudov Z.V. Koncepciya «amerikanskoj isklyuchitel'nosti» vo vneshnej politike

B. Obamy // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2020. № 7. S. 84-88] npиходько O.B., См^нов П.Е. Президентство Д. Трампа: новизна и преемственность в американской стратегии // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 6.

C. 81-109.

[Prihod'ko O.V., Smirnov P.E. Prezidentstvo D. Trampa: novizna i preemstvennost' v

amerikanskoj strategii // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2018. № 6. S. 81-109] Самуйлов С.М. Внешнеполитический механизм США: эволюция, реформирование, проблемы (1947-2008 гг.). Автореферат дис. ... д-ра ист. наук. М., 2010. - 48 с. [Samujlov S.M. Vneshnepoliticheskij mekhanizm SSHA: evolyuciya, reformirovanie,

problemy (1947-2008 gg.). Avtoreferat dis. ... d-ra ist. nauk. M., 2010. - 48 s.| Самуйлов С.М. О роли стереотипов во внешней политике США // Свободная

мысль. 2008. № 3. С. 19-32. [Samujlov S.M. O roli stereotipov vo vneshnej politike SSHA // Svobodnaya mysl'. 2008. № 3. S. 19-32]

Современная внешняя политика США. В 2 томах / отв. ред. Г.А. Трофименко. М.:

Наука, 1984. Т. 1. - 466 с. [Sovremennaya vneshnyaya politika SSHA. V 2 tomah / otv. red. G.A. Trofimenko. M.:

Nauka, 1984. T. 1. - 466 s.] Современные международные отношения. Учебник / под ред. А.В. Торкунова,

А.В. Мальгина. М.: Аспект Пресс, 2012. - 687 с. [Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya. Uchebnlk / pod red. A.V. Torkunova,

A.V. Mal'gina. M.: Aspekt Press, 2012. - 687 s.] Стоун О., Кузник П. Нерассказанная история США / пер. с англ. М.: КоЛибри;

Азбука-Аттикус, 2015. - 191 с. [Stoun O, Kuznik P. Nerasskazannaya istoriya SSHA / per. s angl. M.: KoLibri; Azbuka-

Attikus, 2015. - 191 s.] Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности /

пер. с англ. М.: АСТ, Транзиткнига, 2004. - 635 с. [Hantington S. Kto my? Vyzovy amerikanskoj nacional'noj identichnosti / per. s angl.

M.: AST, Tranzitkniga, 2004. - 635 s.] Штоль В., ЗадохинА. США - истоки и пределы американского империализма //

Обозреватель-Observer. 2018. № 7. С. 5-16. [SHtoi' V., Zadohin A. SSHA - istoki i predely amerikanskogo imperializma //

Obozrevatel'-Observer. 2018. № 7. S. 5-16] Diplomatic History. September. 2004 // Время новостей. 2006. № 67. 18 апреля //

URL: http://www.vremya.ru/2006/67/13/150087.html [Diplomatic History. September. 2004 // Vremya novostej. 2006. № 67. 18 aprelya //

URL: http://www.vremya.ru/2006/67/13/150087.html] Biden J. R. Jr. Why America Must Lead Again: Rescuing US Foreign Policy After Trump // Foreign Affairs. Vol. 99. № 2. March/April 2020. Р. 64-76 // URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-01-23/why-america-must-lead-again http://tsitaty.com/цитата/175187

Статья поступила в редакцию 14 декабря 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.