Социально-политические науки
4'2015
3. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
3.1. ДОКТРИНА РАВЕНСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Крылова Елена Геннадьевна, д-р юрид. наук, профессор, академик ЕААН, профессор кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева
Место работы: ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
egkrylova@rane.ru
Аннотация: В представленной статье автор рассматривает один из ключевых вопросов, стоящих перед конституционным правом и самим обществом - доктринальный аспект равенства в конституционном законодательстве и проблемы практического применения равенства в праве и жизни. В попытке разобраться в таких близких понятиях как «равенство» и «равноправие», автор приходит к выводу о том, что равенство более широкое понятие, которое включает в себя понятие «равноправие», поэтому не случайно законодатель использует именно понятие «равенство», подчеркивая тем самым тождество прав, свобод и обязанностей субъектов перед законом и судом. Помимо теоретических вопросов, в статье анализируются те проблемные моменты, с которыми сталкивается общество в ходе реализации статьи 19 Конституции Российской Федерации. Сегодня, пожалуй, основной задачей современного конституционализма является соблюдение оптимального баланса между декларативностью юридического равенства и реальной правовой жизнью личности и общества в целом.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Всеобщая декларация прав человека, конституционное право, равенство перед законом и судом, равноправие, уровень защищенности, гарантии, правовой иммунитет, судебная защита, квалифицированная юридическая помощь, судебная система.
THE DOCTRINE OF EQUALITY IN CONSTITUTIONAL LAW: ISSUES OF IMPLEMENTATION
Krylova Elena G., Professor of Department of theory of state and law. G. V. Maltsev, D. Yu.N., Professor, academician EAN
Place of employment: FGBOU VPO "Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation"
egkrylova@rane.ru
Abstract: In the present article the author considers one of the key issues facing a constitutional right and by society - doctrinal aspect of equality in constitutional law and practical application of equality in law and life. In an attempt to understand such close concepts as "equality" and "equality", the author comes to the conclusion that equality is a broader concept that includes the concept of "equality", the legislator uses the concept of "equality", thus emphasizing the sameness of rights, freedoms and duties of subjects before the law and the courts. Besides theoretical issues, the article analyzes the problematic issues faced by the society in the implementation of article 19 of the Constitution of the Russian Federation. Today, perhaps, the main task of modern constitutionalism is the optimal balance between declarativeness of legal equality and the reality of legal life of the individual and society as a whole.
Keywords: Russian Constitution, the universal Declaration of human rights, constitutional law, equality before the law and the courts, equality, level of security, guarantees, legal immunity, judicial protection, qualified legal assistance, the judicial system.
Вопрос равенства один из самых сложных не только в обществе, но и в праве. Что считать равенством, всех ли можно уровнять по единому стандарту, возможно ли в мире, чтобы все были равны между собой, как того требует законодатель и в частности основной закон государства. Поднятая тема не только интересна в теории, но, что, наверное, самое главное она интересна с практической стороны. Как сделать так, чтобы принцип, утвержденный на бумаге, мог действительно реализоваться, без исключений. Наше общество не состоит из одинаковых людей не только с биологической точки зрения; мы имеем различные социальные возможности. Среди нас есть и инвалиды и люди вполне здоровые, и мужчины и женщины, граждане и иностранцы, посудомойки, министры, депутаты, государственные служащие и рядовые граждане и т.д. и т.п.
Обычно, когда речь заходит о равенстве в социальном мире, то равенство часто используют в значении равно-
правие. Равенство и равноправие здесь используют в тождественном значении. Однако Конституция РФ в статье 19 утверждает не равноправие, а равенство. В части
1 ст.19 Закон определяет равноправие как равенство любого индивида перед законом и судом: гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. В части
2 той же статьи устанавливается равенство людей через обладание ими прав и свобод, независимо ни от природных, ни от социальных свойств человека.
Идея равенства утвердилась благодаря Великой французской революции 1789 года и ее основополагающим актом - Декларацией прав человека и гражданина, которая в статье 1 установила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах1. Мирабо, Лафайет, Мунье и другие авторы декларации
1 Декларация прав человека и гражданина 1789 года// Конституция и законодательные акты. - М., 1989.- С. 26-29.
Крылова Е. Г.
ДОКТРИНА РАВЕНСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
положили начало нормативному закреплению «равенства» в международном праве. В дальнейшем Всемирная организация объединенных наций воплотила идеи Декларации 1789 года во Всеобщей декларации прав человека (1948 года)2, так статья 1 декларации 1948 года фактически повторила статью 1 декларации 1789 года. Причем во всех актах (Декларации прав человека и гражданина, Всеобщей декларации прав человека и в Конституции РФ) ни разу не используется слово «равноправие», а только слова «равны», «равенство», «равные возможности».
В словаре Ожегова равенство рассматривается как полное сходство, подобие (по величине, качеству, достоинству), а также как положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к закону, одинаковые политические и гражданские права, равноправие3 Не трудно заметить, что о равноправии говорится только тогда, когда делается ссылка на права и свободы (политические и гражданские). Но наряду с правами есть еще и обязанности перед законом и судом, государственные гарантии без которых невозможно говорить о действенном конституционализме, как утверждает статья 16 Декларации прав человека и гражданина. Законодатель использует слово «равенство», подчеркивая тем самым тождество положений субъектов перед законом и судом, а не только их равные права. Следовательно, понятие «равенство» является более широким по отношению к понятию «равноправие», поэтому в законодательных актах чаще используют понятие «равенство», тем самым подчеркивая тождественность прав, свобод и обязанностей субъектов права. Для нас стало уже обыденным то, что равенство и равноправие - идентичные понятия, но может пора совсем по-другому взглянуть на правильное понимание привычного нам уже принципа.
Еще одна особенность конституционного законодательства обращает на себя внимание. Так, в теории конституционного права равноправие рассматривается как главный принцип, характеризующий правовой статус человека и гражданина4 В подтверждении этому, можно сослаться на статью 19 находящейся в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Следовательно, субъектом данного принципа-права является физическое, а не юридическое лицо. Часть 3 ст. 19 еще раз подчеркивает это, закрепляя равенство физических лиц (мужчины и женщины), фактически воспроизводя статью 3 Международного пакта о гражданских и политических правах и свободах5. Для чего же законодатель в статье 19 в разных ее частях 2 и 3 устанавливает, по сути, тождественные положения? Так, в ч. 2 закреплено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в том числе и от пола, а в ч. 3 этой же статьи - то, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы. Думается, что такое «повторение» имеет основы международных актов: и те, которые были рассмотрены выше, и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 года), в преамбуле которой недвусмысленно при-
2 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета, 05.04.1995, Российская газета, 10.12.1998.
3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (ПР).: Издательство "Азъ", 1992.
4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник - М.: Юристъ, 1995г., С. 187
5 Международный пакт о гражданских и политических правах 19 де-
кабря 1966 г.)//Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., N
17(1831), Ст. 291
знается, что «по-прежнему имеет место значительная дискриминация в отношении женщин», и подчеркивается, что такая дискриминация «нарушает принципы равноправия и уважения человеческого достоинства»6 Международные стандарты, содержащиеся в Конвенции 1979 года, определяют особую опасность ограничения доступа именно женщины к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и росту и т.д. Подчеркивая саму возможность такой опасности и ее предотвращения, Конституция РФ вводит часть 3 ст. 19 и статью 38.
Еще одним подтверждением того, что субъектом данного принципа-права выступают только физические лица, служат также статьи 5 и 14 Конституции Российской Федерации. Статья 5 утверждает равноправие субъектов Российской Федерации, а часть 2 статьи 14 утверждается равенство религиозных объединений перед законом. Следовательно, законодатель по-разному рассматривает равенство физических и юридических лиц, более того деление происходит по полноте равенства: одни равны перед законом и судом, другие только перед законом.
Однако, надо сказать, что Всеобщая декларация прав человека (1948 года) в статье 7 также устанавливает равенство перед законом, а не перед судом, исходя из того тезиса, что суд должен действовать только во исполнение закона. И, если все равны перед законом, то, следовательно, равны и перед судом.
Конституция России этот тезис не только уточняет, но и дифференцировано подходит к нему.
Но, если вопросы теории конституционного права можно и нужно обсуждать, главным камнем преткновения без сомнения является реализация данного права на практике. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться при реализации принципа-права: это и неравные стартовые возможности, и вопросы правовых иммунитетов, и возможность получения судебного решения, основанного на законах, принципе равенства и справедливости.
Неравные стартовые возможности у людей. Эта проблема была и будет в любом обществе. Понятно, что преодолеть эту проблему можно только комплексно. Это и активная работа по выработке толерантного отношения ко всем людям независимо от того какими физическими недугами они обладают и какой деятельностью они занимаются (коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни); выработке терпимости, а где-то и сострадания к ним. А также установление уровня защищенности к таким группам лиц: предоставление дополнительных квот и преимуществ. В этом случае опять происходит неравенство (юридическое или фактическое), но за счет изначального различия происходит выравнивание в правовом обеспечении.
Однако здесь возникают другие немаловажные вопросы: какой уровень защищенности должен быть, сколько и каких квот и преимуществ достаточно, чтобы баланс для соблюдения равенства был соблюден, не нанося ущерб общегражданским правам общества, не давая прорастать иждивенческим желаниям. Ведь по прошествии времени и с постепенным повышением юридического и фактического уровня защищенности ранее уязвимых групп, может возникнуть другая проблема, а именно дискриминация в отношении условного «большинства», вследствие принятия такого рода защищенных мер. Для упразднения таких проблем в 2013 году были приняты
6 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 18 декабря 1979 г.//Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 341 - 355.
Социально-политические науки
4 '2015
основы социального обслуживания граждан7, которые вступили в силу с 1 января 2015 года.
Другая, острая проблема - это проблема правовых иммунитетов. Проблема активно и уже давно обсуждаема, как в средствах массовой информации, так и в научной среде, которая предлагает дальнейшую доктринальную проработку существования правовых иммунитетов, как своеобразных ограничителей конституционного равенства, установленного статьей 19. С одной стороны, неоправданное расширение лиц, обладающих правовым иммунитетом, таит в себе потенциальную угрозу снижения авторитета Конституции и ее принципов. С другой стороны, невозможность обойтись без этой категории граждан очевидна. Предоставление специального правового статуса обусловлено наличием особого характера властных полномочий для осуществления должностных обязанностей и как следствие повышение степени правовой защищенности этих лиц (Президента, депутатов, судей). Однако, не смотря на допустимость использования в публично-правовых интересах лиц, обладающих специальными правовыми статусами, необходима объективная правовая проверка тех государственных должностей, которые могут подпадать под данную категорию, как исключительную категорию. В этой связи надо понимать, что принципы, установленные Конституцией должны оставаться незыблемыми и более того они должны быть реальными, а не декларативными. Предложение о сокращение лиц, обладающих правовым иммунитетом абсолютно правильное, вопрос состоит только в том: по каким критериям проводить сокращение, каков механизм реализации.
Помимо граждан, которые обладают правовым иммунитетом, есть и те, кто легитимно (официально) таким иммунитетом не обладает, но за счет своего служебного статуса уходят от ответственности, ставя себя в превосходное положение перед другими гражданами. Государственный служащий лучше, чем простой гражданин знает, как уйти от ответственности, кому позвонить, с кем нужно переговорить, как прекратить дело и т.д. Это тоже пример неравных стартовых возможностей. Для соблюдения равенства всех (стать 19 Конституции РФ), следует ставить вопрос об усиление ответственности этих лиц, так как перед нами особый субъект (государственный служащий), в обязанности которого входит соблюдение и охрана закона и правопорядка. Следовательно, если преступление им было совершено, то он нарушил сразу несколько законов, в том числе и закон о государственной службе (правоохранительной, военной, гражданской).
Судебная защита и квалифицированная юридическая помощь - еще одна проблема, вытекающая из реализации принципа равенства перед законом и судом, предусматривающего меры юридической ответственности (в том числе конституционно-правовой, муниципально-правовой и административно-правовой8), а также возможность получения судебного решения, основанного на законах, принципе равенства и справедливости.
Одним из действенных механизмов и гарантией реализации принципа равенства перед законом и судом явля-
7 Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Феде-рации"//СЗ РФ, 2013, N 52 (часть I), Ст. 7007.
8 См. глава 22 Кодекс административного судопроизводства от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ. «Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
ется право субъектов Российской Федерации на создание собственных судов (конституционных (уставных) и мировых судей). Однако вопрос формирования ветви судебной власти субъектов РФ остается до сих пор открыт, поскольку на сегодняшний день конституционные (уставные) суды созданы лишь в части субъектов РФ, помимо этого они имею различные полномочия, устанавливаемые субъектами Российской Федерации.
Также недостаточный уровень гарантированности конституционного принципа-права равенства всех перед законом и судом, выражается в проблеме, связанной с получением квалифицированной юридической помощи. Конституция хотя и закрепила право граждан на получение квалифицированной юридической помощи в статье 48, но реализация этого права также является проблематичной. Хотя сегодня созданы две системы оказания юридической помощи (государственная и негосударственная), помощь могут оказывать и органы государственной власти, и местного самоуправления, и адвокаты, и нотариусы, и некоммерческие организации, и юридические клиники. Сегодня эта сфера деятельности урегулирована нормативно, приняты и действуют Федеральные законы по бесплатной юридической помощи9, по адвокатской деятельности10, в административных регламентах прописаны функции по оказанию консультаций, в том числе и правового характера. Нормативные правовые акты призваны создать гарантии каждого лица, обратившегося за юридической помощью.
Однако основной закон государства не просто гарантирует оказание юридической помощи, а делает упор на то, что эта помощь должна быть квалифицированной. Однако действующее законодательство не дает ответ, какую помощь считать квалифицированной, а какую нет. Не предусмотрена юридическая ответственность за предоставление не квалифицированной помощи, от которой «пострадало» лицо, обратившееся за ее оказанием. Исключение, правда, составляют сфера услуг возмездного характера и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, ответственность которых прямо предусмотрена законом за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи (п. 9 ст. 24 11).
Квалифицированной юридической помощью можно назвать такую помощь, содержание которой соответствует нормам и принципам права, действующим в момент ее оказания, направленной на реализацию или защиту прав, свобод и законных интересов лица, намеренного их реализовать или защитить. Также она должна быть оказана в разумный срок и при соблюдении норм профессиональной этики теми, кто ее оказывает.
Конечно, речь не идет о научных толкованиях данного понятия, основой является все тот же механизм реализации, а он может быть только при разработке и утверждении единых государственных стандартов, которые в свою очередь не должна привести к утрате уникальности методик и опыта, накопленных субъектами различных систем (государственными и муниципальными органами, юридическими клиниками, бюро, другими лицами негосударственной системы). Государственные стандарты должны иметь только общий, рамочный характер, так как
9 Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"// СЗ РФ. 2011, N 48, Ст. 6725.
10 Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"// СЗ РФ.2002, N 23. Ст. 2102.
11 СЗ РФ . 2011, N 48, ст. 6725.
Крылова Е. Г.
ДОКТРИНА РАВЕНСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
наличие стандартов гарантировало бы получателю юридической помощи, ее качественность независимо от того куда он обращается, а исполнителей предотвратит от ошибок, снижающих качество их работы.
Судебная защита - одна из самых острых проблем нашего времени. На протяжении уже довольно-таки большого периода времени идет масштабное реформирование судебной системы. Конституционно закреплен принцип разделения властей и выделение судебной системы в отдельную, самостоятельную ветвь власти. Суды номинально отделены от администрации и есть конституционные предпосылки для создания действительно независимой ветви власти. Законодательно закреплены основополагающие принципы - беспристрастность, независимость и несменяемость судей 2 Однако профессор, депутат Вороненков Д.Н. говоря о судебной системе общей юрисдикции, которая непосредственно «связана» с гражданами, утверждает, что она (система) «тяжело больна». «Выражение «басманное правосудие», «красногорское правосудие» практически вошли в обиход и наглядно иллюстрируют то, что судебная система является одной из самых проблемных структур в современной российской государственности»13 Согласно опросам общественного мнения, только 27% граждан России доверяют органам правосудия, при этом 38% органам правосудия не доверяют14.
Неравенство перед судом наблюдается довольно часто, когда за самые тяжкие преступления назначаются условные наказания. Так, по данным уполномоченного по правам ребенка П. Астахова, почти 70% насильников получают условные сроки. Иногда чиновник, совершивший значительное преступление, может продолжать занимать руководящий пост в крупной госкорпорации. Подобные примеры, ставят под сомнения такие принципы судебной системы, как независимость от сторон процесса, справедливость выносимых решений и конституционный принцип равенства всех перед законом и судом.
Равенство всех пред законом и судом является одним из главных конституционных положений, которое применительно к различным сферам жизни общества. Оно подтверждает важность для нашей страны как правового демократического государства - соблюдение требований правового равенства во всех сферах общественных отношений.
Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета, 05.04.1995, Российская газета, 10.12.1998.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах 19 декабря 1966 г.)//Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., N 17(1831), Ст. 291.
3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 18 декабря 1979 г.//Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 341 - 355.
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.06.2015)//СЗ РФ. 2015, N 10, Ст. 1391.
12 Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 06.04.2015, с изм. от 14.05.2015) "О статусе судей в Российской Федерации"//Ведомости СНД и ВС РФ", 30.07.1992, N 30, Ст. 1792.
13 Вороненков Д.Н. Фемида без повязки - М.: НПО «Типография Москва», 2013. С.181.
14 Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 (ред. от 18.08.2015) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"//СЗ РФ. 2013, N 1, Ст. 13.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от
21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"//СЗ РФ, 2013, N 52 (часть I), Ст. 7007.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-Ф3 (ред. от 28.12.2013) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"// СЗ РФ. 2011, N 48, Ст. 6725.
7. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-Ф3 (ред. от
02.07.2013) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"// СЗ РФ.2002, N 23. Ст. 2102.
8. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 06.04.2015, с изм. от 14.05.2015) "О статусе судей в Российской Федера-ции"//Ведомости СНД и ВС РФ", 30.07.1992, N 30, Ст. 1792.
9. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 (ред. от 18.08.2015) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 го-ды"//СЗ РФ. 2013, N 1, Ст. 13.
10. Декларация прав человека и гражданина 1789 года// Конституция и законодательные акты. - М., 1989.
11. Вороненков Д.Н. Фемида без повязки - М.: НПО «Типография Москва», 2013. - 288с.
12. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник - М.: Юристъ, 1995г. -480 с.
13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (П-Р): Издательство "Азъ", 1992. - 660 с.
Reference list:
1. The universal Declaration of human rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948)//Rossiyskaya Gazeta, 05.04.1995, Rossiyskaya Gazeta, running from 10.12.1998.
2. The international Covenant on civil and political rights of 19 December 1966)//Vedomosti of the USSR Supreme Soviet, 1976, N 17(1831), Art. 291.
3. The Convention on the elimination of all forms of discrimination against women, 18 December 1979/international protection of the rights and freedoms of the individual. The collection of documents.- M.: Legal literature, 1990. P. 341 - 355.
4. The code of administrative court procedure of the Russian Federation from 08.03.2015 N 21-FZ (ed. from on
29.06.2015)//Sz the Russian Federation. 2015, N 10, Art. 1391.
5. The Federal law from 28.12.2013 N 442-FZ (edition of
21.07.2014) "On fundamentals of social servicing of citizens in the Russian Federation"//Sz the Russian Federation, 2013, N 52 (part I), Art. 7007.
6. Federal law of 21.11.2011 N 324-FZ (edition of 28.12.2013) "On free legal aid in the Russian Federation"// Sz the Russian Federation. 2011, N 48, Art. 6725.
7. Federal law of 31.05.2002 N 63-FZ (as amended on 02.07.2013) "On advocate activity and advocacy in Russian Federation"// Sz the Russian Federation.2002, N 23. PT. 2102.
8. The law of the Russian Federation N 3132-1 from 26.06.1992 (as amended on 06.04.2015, with am. from
14.05.2015) "On the status of judges in the Russian Federa-tion"//sheets SND and VS the Russian Federation", 30.07.1992, N 30, Art. 1792.
9. The decree of the Government of the Russian Federation of 27.12.2012 N 1406 (edited on 18.08.2015) "About the Federal target program "Development of judicial system of Russia for 2013-2020"//Sz the Russian Federation. 2013, N 1, Art. 13.
10. The Declaration of the rights of man and citizen of 1789// the Constitution and legislative acts. - M., 1989.
11. The Voronenkov D. N. Femida with no bandage - M.: NGO "the Moscow Printing house", 2013. - S.
12. Kozlova E. I., Kutafin O. E. the Constitutional law of the Russian Federation: the Textbook - M.: Yurist, 1995. - 480 p. 13. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of Russian language (p-P): Publishing house "AZ", 1992. - 660 p.