Научная статья на тему 'Доктрина образования человека - основа профессиональной самореализации учителя'

Доктрина образования человека - основа профессиональной самореализации учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА / DOCTRINE OF HUMAN EDUCATION / ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / EDUCATIONAL PRODUCT / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яворская Е.Л.

Реализуя педагогическую деятельность на принципе человекосообразности образования, учитель может не только определить свою роль в реализации образовательных потребностей обучающихся, но и установить смыслы собственной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOCTRINE OF RIGHTS EDUCATION - THE BASIS OF PROFESSIONAL TEACHER''S SELF

Implementing pedagogical activity on the principle of education, teacher can not only define its role in the implementation of the educational needs of students, but also to establish a sense of ownership of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Доктрина образования человека - основа профессиональной самореализации учителя»

ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА - ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ

Е.Л. Яворская, сотрудник Центра дистанционного образования «Эйдос» (Россия, г. Москва-Ижевск)

Аннотация. Реализуя педагогическую деятельность на принципе человекосообразно-сти образования, учитель может не только определить свою роль в реализации образовательных потребностей обучающихся, но и установить смыслы собственной педагогической деятельности.

Ключевые слова: доктрина образования человека, человекосообразность образования, образовательный продукт, самореализация.

Работа учителя регламентируется большим количеством документов различного уровня. Каждый из них обустраивает педагогическую деятельность своими нормами и требованиями, в суете исполнения которых, учителю не всегда удается удержать смысловую и содержательную основу профессиональной самореализации.

С какой миссией я иду к детям? Что я привнесу в их жизнь, в становление их личностей? Каково мое место в системе педагогических координат? Думающий учитель всегда задавался подобными вопросами.

Ведущий ученый и педагог нашего времени Андрей Викторович Хуторской разработал «Доктрину образования человека в РФ». Доктрина представляет собой систему основополагающих положений и принципов, определяющих миссию, цели, задачи, содержание, систему организации обучения, воспитания, развития, контроля и оценки результатов образования человека в России и является нормативным воплощением результатов многолетних исследований научной школы А.В. Хуторского, проводимых на основе принципа человекосообразности образования [1].

Человекосообразность образования -основной вектор разработок научной школы. Он позволяет каждому учителю понять, что в центре педагогической деятельности находится человек образовывающийся (ученик, учащийся, обучающийся) и его образование. И если образование понимается как самореализация человека по отношению к себе и окружающему миру, то позиции учителя и ученика

при таком подходе субъектны, и потому активны и ответственны.

Кто же заказчик такого образования? И как трактуется термин «заказчик образования» в Доктрине?

В положениях Доктрины дано разделение и закрепление прав различных групп заказчиков образования: самого человека, его семьи, рода, народа (этноса), региона (социум, конфессии, работодатели), страны и мира. Человек одновременно принадлежит всем указанным группам заказчиков образования. Поэтому с их помощью, в том числе и самостоятельно, он определяет заказ на своё образование [2]. Несомненно, что технология определения доли каждой группы заказчиков в составлении данного заказа требует разработки, но ориентированность Доктрины на образовательные потребности ученика заслуживает внимания широкой педагогической общественности.

Сообразной образовательным потребностям ученика должна стать и деятельность учителя, основанная на реализации своей роли в проектировании и реализации индивидуальной образовательной траектории образовывающегося человека. И в этом учитель может основываться на принципах проектирования самой Доктрины образования человека:

1) принцип человекосообразности образования (образование - средство выявления и реализации возможностей человека

по отношению к себе и окружающему миру);

2) принцип участия в построении образования всех основных заказчиков и субъ-

ектов (сам ученик, его семья, школа, регион, страна, мир);

3) принцип соборности заказа на образование (взамен федеральным стандартам предлагается комплексный образовательный стандарт);

4) принцип метапредметных основ образования (в основе проектируемых учебных предметов лежат фундаментальные метапредметные объекты и соответствующие им метапредметные образовательные деятельности);

5) принцип равнозначности четырёх основных образовательных областей: основы жизнедеятельности человека; основы человеческой культуры; основы наук, техники, технологий; производство, труд и коммуникации в социуме;

6) принцип единства знаниево-предметной и деятельностно-компетентностной составляющих образования (знания и предметы познаются учеником в деятельности и имеют результатом сформированные компетентности);

7) принцип продуктивности образования и оценки его результатов (личностные качества ученика оцениваются по его плодам, а не по тестам) [3].

В положениях Доктрины также даны понятия персонального образовательного результата и образовательного продукта, который в свою очередь имеет две составляющих: внешнюю (материализованный продукт) и внутреннюю (личностные качества). Предложенный механизм диагностики внутренних приращений, сформированных компетентностей через оценку внешних образовательных продуктов, создаваемых учеником, выгодно отличает положения Доктрины от требований ФГОС к новым образовательным результатам. Не подкрепленные никакими механизмами для оценки этих результатов они остаются

не выполнимыми для учителя. Находясь же на позициях человекосообразного образования, учитель сможет оценивать качество образования конкретного ученика. В Доктрине для этого определены следующие показатели: степень выявления способностей ученика, уровень его образовательных приращений по каждому учебному предмету и метапредмету, развитие образовательных компетентностей, реализация его индивидуальной образовательной программы, соответствие образовательных результатов поставленным целям ученика, состав и содержание портфо-лио ученика и т.п. [3].

Основные принципы человекосообраз-ного образования, закрепленные в Доктрине, - образование должно быть продуктивным и деятельностным, то есть ученик образовывается тогда, когда в ходе спроектированной и организованной учителем образовательной деятельности создаёт свои продукты, по которым устанавливаются его личностные образовательные приращения.

Уже сегодня разработки Научной школы А.В. Хуторского помогают учителям быть не просто исполнителями законов и нормативных актов, а реализовывать себя в различных качествах: исследователя и проектировщика, новатора и экспериментатора, автора и наставника. Популярность курсов и практикумов, электронных и бумажных изданий, оргдеятельностных мероприятий для учеников и учителей, реализуемых Научной школой, свидетельствует о востребованности методологии че-ловекосообразного образования в учительском сообществе. Принятие же Доктрины на государственном уровне позволит каждому учителю сверять свою педагогическую работу с ее положениями, быть уверенным и успешным профессионалом.

Библиографический список

1. Хуторской А.В. Педагогические основания Доктрины образования человека в Российской Федерации: Доклад к заседанию Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 27 января 2015 года [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 19.01.2015 г. http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm

2. Свитова Т.В. Доктрина образования человека в РоссийскойФедерации: отклик на рецензии. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2016. N01. http://eidos-institute.ru/joumal/2016/100/. В надзаг: Института образования человека, е-mail:vestnik@eidos-institute.ru

3. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. - 24 с. (Серия «Научная школа»)

4. Вдовина И.А. Доктрина Хуторского - инструмент построения образования человека. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2016. N01. http://eidos-institute.ru/joumal/2016/100/. - В надзаг: Института образования человека, е-mail:vestnik@eidos-institute.ru

5. Хуторской А.В. Тезаурус человекосообразного образования: Научное издание.- М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. - 24 с. (Серия «Научная школа»).

DOCTRINE OF RIGHTS EDUCATION - THE BASIS OF PROFESSIONAL

TEACHER'S SELF

E.L. Yavorskaya, fellow distance education center «Eidos» (Russia, Moscow-Izhevsk)

Abstract. Implementing pedagogical activity on the principle of education, teacher can not only define its role in the implementation of the educational needs of students, but also to establish a sense of ownership of pedagogical activity.

Keywords: doctrine of human education, education, educational product, self-realization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.