Научная статья на тему 'Доклад Федерального Советника, министра экономики Швейцарии г-на Йозефа Дайса'

Доклад Федерального Советника, министра экономики Швейцарии г-на Йозефа Дайса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
117
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доклад Федерального Советника, министра экономики Швейцарии г-на Йозефа Дайса»

Ф ВИЗИТ ПОЧЕТНОГО гостя

К чиТаТелю

В конце минувшего года во время визита в Россию делегации экономистов и представителей деловых кругов Швейцарии Федеральный Советник, министр экономики Иозеф Дайс посетил Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации. На расширенном заседании Ученого совета Академии г-н Федеральный Советник выступил с докладом на тему «Швейцария и Европейский Союз».

Представляем вниманию читателей приветственное слово ректора Финансовой акаде мии в адрес почетного гостя и текст его выступления.

Приветственное слово Ректора Финансовой академии проф. А.Г. Грязновой

Глубокоуважаемый господин Федеральный Советник!

Уважаемые дамы и господа!

Прежде всего разрешите мне от имени профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов, сотрудников Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации сердечно приветствовать вас, г-н Федеральный Советник, и выразить благодарность за ту честь, которую вы нам оказали своим визитом. Мне доставляет большое удовольствие приветствовать также прибывших на эту встречу швейцарских коллег.

Позвольте представить вам, дамы и господа, нашего высокого гостя.

с?

Иозеф Дайс родился в городе Фрибур. Там же окончил университет и получил степень доктора экономических и социальных наук. На протяжении ряда лет был профессором политической экономии и экономической политики, а также деканом факультета Экономической и социальной политики Университета Фрибура.

Профессор Дайс — крупный ученый, автор многих научных трудов, прежде всего по проблемам экономики и международных экономических отношений.

Научно-педагогическую деятельность г-н Дайс успешно сочетал с общественно-политической. Являясь членом Демократическо-христианской партии, он на протяжении десяти лет был депутатом парламента кантона Фрибур, а в 1991 г. был избран в Национальный совет, нижнюю палату парламента Швейцарии.

с?

С 1999 г. Иозеф Дайс входит в состав Федерального Совета (правительства) Швейцарии.

В 1999—2002 гг. являлся министром иностранных дел.

С января 2003 г. — министр экономики.

В 2004 г. г-н Дайс стал президентом Швейцарской Конфедерации.

Он женат, имеет трех взрослых сыновей и пять внуков. Мы сожалеем, что его супруга Элизабет не смогла в этот раз приехать в Москву. Г-н Дайс всегда находится в отличной спортивной форме, он увлекается альпинизмом, любит совершать горные прогулки.

Нас радует поступательное развитие отношений между Швейцарией и Россией в различных областях, в том числе — что представляется нам особенно важным — в сфере образования. Финансовая академия, поддерживающая деловые связи с высшими учебными заведениями, а также партнерскими учреждениями более 50 стран, заинтересована в плодотворном сотрудничестве с университетами и другими образовательными центрами Швейцарии. Это несомненно способствовало бы расширению общего и профессионального кругозора студентов наших стран, их более эффективной подготовке к практической деятельности. Это способствовало бы и взаимному ознакомлению с историческими традициями и культурой, с современной действительностью наших стран.

Будущее принадлежит молодежи, и очень важно, чтобы мы лучше знали интересы и устремления молодого поколения. Поэтому закономерен интерес государственных деятелей к встречам со студенчеством. Мы горды тем, что выбор нашего высокого гостя — г-на Феде-

рального Советника пал на наше высшее учебное заведение, которое нередко называют кузницей кадров экономистов-финансистов. И в самом деле, в числе питомцев этой «кузницы» — министры финансов нашей страны, губернаторы, председатель Центрального банка, президенты многих коммерческих структур и банков, а также руководители крупных промышленных, финансовых, страховых, аудиторских компаний.

В современных условиях возрастающее значение приобретает изучение опыта развития финансово-экономических систем различных стран. В этой связи особый интерес представляет практика развития финансового сектора экономики Швейцарии, ее банковской системы, традиционно отличающейся высокой степенью организованности и контроля.

С удовлетворением хотелось бы отметить укрепление и расширение взаимных экономических связей России и Швейцарии. Это находит проявление не только в целом ряде двусторонних соглашений в экономической сфере, которые были заключены между нашими странами в последние годы, но и в той активной роли, которую играет Швейцария в общеевропейском экономическом развитии. А Европа, как вы знаете, была и остается важнейшим экономическим партнером России.

В условиях развивающейся европейской экономической интеграции и продолжающегося расширения Европейского Союза для нас большой интерес представляет позиция Швейцарии в отношении данных процессов.

Мы благодарны Федеральному Советнику, министру экономики

с?

Швейцарии г-ну Иозефу Дайсу за проявленное им желание выступить на расширенном заседании Ученого совета нашей Академии с научным докладом.

Мне доставляет большое удовольствие предоставить ему слово.

Швейцария и Европейский Союз

Доклад Федерального Советника, министра экономики Швейцарии

о

г-на Иозефа Дайса*

Уважаемые дамы и господа!

Мне доставляет огромное удовольствие посетить вашу страну во главе делегации экономистов, в которую входят представители деловых кругов Швейцарии. Мы прибыли в Россию для встречи с вашим Правительством и для проведения «Делового российско-швейцарского саммита» в Москве.

Между Россией и Швейцарией существуют тесные связи. Деловые встречи лидеров двух стран, ряд экономических соглашений — Соглашение о защите и стимулировании инвестиций (1991 г.), Соглашение об избежании двойного налогообложения (1997 г.), Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве (1995 г.), а также важность самих торговых отношений являются хорошим подтверждением этих взаимоотношений.

Ф Поставки товаров в Россию — швейцарский экспорт включает в себя главным образом машины и оборудование, часы и фармацевтические товары — в прошедшем году дали нам прирост прибыли в 206 млн. швейцарских франков.

По данным Национального статистического бюро, прямые инвестиции Швейцарии составили в общей слож-

* Перевод с английского О.Д. Полушенковой.

ности 1,6 млрд. швейцарских франков в 2003 г., что позволило создать более 40 тыс. рабочих мест в России.

Сегодня около 150 швейцарских фирм ведут активный бизнес в вашей стране, среди них такие известные фирмы, как «Нестле», «АББ» или «Хольцим».

Расположенная в центре Европы Швейцария входит, как об этом говорится в опубликованном недавно докладе Всемирного экономического форума, в число ведущих конкурентоспособных стран мира. Согласно опубликованным ВЭФ исследованиям Швейцария занимает 8-е место среди 117 стран по индексу роста конкурентоспособности.

Экономический потенциал Швейцарии в значительной степени основывается на ее взаимодействии с экономикой других стран. Ключевым сектором нашей экономики при этом является банковская индустрия.

Учитывая важность финансового сектора, Швейцария с особой ответственностью относится к корректности операций на финансовых рынках. Страна является одним из наиболее стабильных и урегулированных финансовых центров в мире.

В настоящее время швейцарский финансовый сектор действует в современном правовом поле, что предполагает расширенные превентивные меры и меры по уголовному преследованию и наказанию в целях избежания возможных злоупотреблений.

Ф Европейский Союз является одним из важнейших партнеров Швейцарии в области политики, экономики и культуры. Как торговый партнер ЕС во много раз превосходит всех остальных партнеров — на его долю приходится 60% швейцарского экспорта и 80% швейцарского импорта (в 2004 г. — 62,6% экспорт, 83,4% — импорт).

После США Швейцария является вторым партнером ЕС по торговым операциям и намерена сохранить эти позиции в будущем.

При этом Швейцария не является членом Европейского Союза.

После второй мировой войны страна выбрала свою собственную стратегию в интеграционных процессах в Западной Европе и решила принимать участие в интеграции исключительно на экономическом уровне. Совместно с Великобританией, Данией, Норвегией, Швецией, Австрией и Португалией Швейцария выдвинула в 1960 г. предложение о создании Европейской зоны свободной торговли (ЕЗСТ). В связи с возрастающим значением Европейского экономического сооб-

щества в 1972 г. Швейцария подписала с ним Соглашение о свободной торговле, которое отменило тарифные торговые ограничения на промышленные товары между партнерами с обеих сторон.

В 1985 г. ЕЭС приняло Единый европейский акт, согласно которому был образован единый рынок, основывающийся на четырех принципах свободы — свободы передвижения граждан, товаров, услуг и капитала.

В конце 1980-х годов Швейцария наряду с другими странами начала переговоры с ЕЭС о создании Европейской экономической зоны (ЕЭЗ), основанной на тех же четырех принципах. Однако в 1990-х годах эти усилия по интеграции Швейцарии в единый европейский рынок потерпели неудачу, поскольку большинство населения страны высказалось против присоединения к Европейской экономической зоне.

«Нет» в отношении многосторонней экономической зоны вынудило наше Федеральное правительство вернуться к двусторонним соглашениям. Правительство пошло по пути проведения переговоров с Европейским Союзом в рамках отдельных секторов экономики.

Ф После длительных переговоров первая часть из семи подобных соглашений — так называемые Двусторонние соглашения 1 были подписаны с ЕС

в 1999 г. Они были одобрены большинством населения страны на референдуме в мае 2000 г. и спустя два года вступили в силу. Эти соглашения охватывают сферу свободного передвижения граждан, наземного и воздушного транспорта, а также сферу сельского хозяйства, технических барьеров в торговле и поставок по государственным заказам.

Как следствие расширения Европейского Союза в результате вступления в него десяти новых членов 1 мая 2004 г. Соглашение о свободной торговле и двусторонние соглашения между Швейцарией и ЕС, заключенные в 1999 г., должны были распространяться на новых членов. Шесть из семи договоренностей вступили в силу автоматически. Только Соглашение о свободном передвижении граждан потребовало новых переговоров и внесения изменений в действующие договоры. Эти изменения предусматривают постепенное введение свободного передвижения граждан в течение переходного периода до 2011 г. Голосованием 25 сентября 2005 г. швейцарцы большинством в 56% утвердили распространение Соглашения о свободе передвижения граждан на всех новых членов ЕС и соблюдение дополнительных мер по переходному периоду.

Вторая часть двусторонних соглашений с ЕС в девяти новых секторах экономики — так называемые

Двусторонние соглашения 2 были заключены на политическом уровне 19 мая 2004 г. После подписания этих соглашений они были утверждены парламентом в декабре 2004 г. Только по вопросу о присоединении Швейцарии к Шенгенскому/Дублинскому соглашению потребовалось проведение референдума. Население Швейцарии одобрило присоединение к этому соглашению 5 июня 2005 г. большинством в 54,6% голосов.

Нужно отметить, что, как и Двусторонние соглашения 1, некоторые Двусторонние соглашения 2 касаются экономических интересов в таких сферах, как пищевая промышленность, финансовый сектор и туризм. Двусторонние соглашения 2 предусматривают также расширение сотрудничества между Швейцарией и ЕС в столь важных областях, как культура, защита окружающей среды и, особенно, внутренняя безопасность и право политического убежища в соответствии с Шенгенским/Дублинским соглашением.

Рассмотрим более конкретно некоторые из наиболее значимых экономических интересов Швейцарии, которые являются предметом договоренности по Двусторонним соглашениям 2.

0 В этих соглашениях подчеркивается важность соблюдения интересов швейцарского финансового сектора, в частности в области борьбы против мо-

шенничества, а также соблюдения положений Шенгенского/Дублинского соглашения. Были установлены договорные отношения в области налогообложения сбережений, соответствующие действующим в стране положениям о банковской тайне.

0 Определенные преимущества получит туризм в связи с присоединением Швейцарии к Шенгенскому/ Дублинскому соглашению о визовом режиме. Туристам и деловым людям из России, а также Китая и Индии теперь понадобится только одна виза, если они захотят посетить Париж или Рим, а затем совершить краткую поездку в Швейцарию. Это упрощение визового режима придаст швейцарскому туризму большую конкурентоспособность по сравнению с другими европейскими странами.

0 Будучи частью соглашения о налогообложении сбережений, налогообложение источников выплаты дивидендов, процентов и лицензионных сборов между дочерними компаниями в Швейцарии и в странах-членах ЕС будет отменено. Это укрепит положение Швейцарии как наиболее стабильного финансового центра.

0 Соглашение о переработанных сельскохозяйственных продуктах снижает барьеры в торговле продуктами питания в пищевой отрасли. На эти продукты (шоколад, печенье, растворимый кофе, супы, мучные изделия) будет снижена пошлина и предоставлены экспортные субсидии. Это повысит

конкурентоспособность данного сектора при наличии экспорта в размере 1,34 млрд. швейцарских франков в год.

Ф Положительные результаты референдумов (по Шенгенскому/Дублинскому соглашению и правилам передвижения граждан) и консолидация пакета двусторонних соглашений создают прочную основу для отношений Швейцарии и ЕС. Правительство рассматривает результаты проведенных референдумов как поддержку своей европейской политики, политики соглашений по конкретным секторам экономики в сфере общих интересов. Данный подход отвечает интересам всех участвующих в этом процессе сторон.

Таково положение вещей на сегодняшний день. Несмотря на то, что членство в ЕС не получило поддержки большинства населения Швейцарии, это, однако, не исключается из планов Федерального правительства в долгосрочной перспективе.

На ближайшую и среднесрочную перспективу приоритетом европейской политики Швейцарии остается путь двусторонних переговоров. Он заключается в прагматическом подходе к остающимся вопросам в наших отношениях с ЕС посредством ориентированных на решение проблем в отдельных секторах экономики переговоров и соглашений.

Следующими целями в этой области является полное выполнение Двусторонних соглашений 1 и последующая ратификация и практическая реализация Двусторонних соглашений 2. Одновременно с выполнением этих соглашений Швейцария и ЕС будут продолжать консультации по различным вопросам, представляющим взаимный интерес, которые и станут предметом переговоров в будущем. В перспективе перед нами встают такие вопросы, как электроэнергетика, здоровье нации, а также признание участия страны в проекте «Галилей», который предусматривает создание в Европе системы спутниковой навигации.

В долгосрочном аспекте Федеральное правительство к концу действия срока его полномочий представит отчет о возможных вариантах европейской политики. В нем будут показаны и положительные, и негативные стороны членства в Европейском Союзе. Отчет послужит основой для подробного обсуждения вопросов европейской политики в целом. Как отмечается в документах Федерального правительства по вопросам международной политики, условием для начала переговоров о присоединении Швейцарии к ЕС должна быть широкая поддержка этой идеи населением страны.

Ф Кроме наших отношений с ЕС Европейская ассоциация свободной

торговли (ЕАСТ) остается главным приоритетом европейской политики Швейцарии. Четыре страны-участницы ЕАСТ - Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн — намерены способствовать расширению зоны свободной торговли в Европе, а также в Средиземноморье и во всем мире.

С этой точки зрения страны ЕАСТ заинтересованы в активизации своих отношений с Россией. Российская Федерация при общем объеме торгового оборота в 2,8 млрд. евро в 2004 г. занимает 8-е место среди торговых партнеров стран ЕАСТ. Импорт составил 1,6 млрд. евро, экспорт — 1,2 млрд. евро. Среди стран-участниц Европейской ассоциации свободной торговли Швейцария является крупнейшим торговым партнером России (51% общего торгового оборота с РФ в 2004 г.), в то время как показатели оборота с Норвегией и Исландией составили соответственно 47% и 2%.

Расширение торговых и экономических отношений, например путем заключения рамочного соглашения между Российской Федерацией и странами ЕАСТ, могло бы явиться первым шагом на пути общего вклада наших стран в укрепление европейской экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.