Научная статья на тему 'Доказательство бытия Бога в схоластике'

Доказательство бытия Бога в схоластике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13691
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петрова А. С.

В течение многих столетий и по сей день вопрос о существовании Бо­га является основополагающим, как в теологии, так и в философии. Доказательства Бытия Бога это классика теологии и, определённо, важный этап развития философии. В данной работе изложены доказательства бытия Бога ключевых ав­торов периода схоластики Фомы Аквинского и Ансельма Кентерберийского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доказательство бытия Бога в схоластике»

ды на атрибуты веры даже иконы, тексты молитв и нательные кресты могут выступать только в роли фетишей.Наличие некоторых мифических персонажей, которые в последствии были переименованы в христианские, наличие мифолгических обрядов, таких как евхрастие, крещния и тп., наличие празднеств, явно дохристианских, но перенесенных на христианский лад - Пасха, Рождество, день святого Валентина, День Всех Сятых, такие символы как крест, яйцо и т.п так же является еще одним доказательством мифологичности религии.

Христианство, как и любая религия, оказалось связанным с мифологией, вернее содержащим миф. Миф в христианстве играет важную роль, так как христианство основывается на мифологии вообще, в основе Ветхого и Нового Заветов лежит огромное количество мифов и поверий различных народов, складывается такое впечатление, что Заветы просто объединили эти мифы и построили на этом новый, глобализированный тип мировоззрения.

Список литературы:

1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Правда, 1990.

2. Фрейзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. - М., 1990.

3. Элиаде Мирча. Аспекты Мифа. - М., 2001.

4. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторения. -М., 2004.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА В СХОЛАСТИКЕ

© Петрова A.C.*

Самарская гуманитарная академия, г. Самара

В течение многих столетий и по сей день вопрос о существовании Бога является основополагающим, как в теологии, так и в философии. Доказательства Бытия Бога - это классика теологии и, определённо, важный этап развития философии.

В данной работе изложены доказательства бытия Бога ключевых авторов периода схоластики Фомы Аквинского и Ансельма Кентерберий-ского.

Термин «схоластика», имеющий буквальное значение «школьная наука», обозначает богословие, которое формировалось в западных университетах с середины XI века и достигло своего расцвета в XIII веке. Главной характеристикой схоластики является теоцентризм (философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершен-

* Кафедра Философии. Научный руководитель: М.А. Корецкая, доцент кафедры Философии, кандидат философских наук.

194 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

ного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.). В период схоластического мышления философия развивается в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную функцию, поэтому большинство авторов называют ее служанкой богословия. Богословские сочинения нацелены на рациональное обоснование догматов христианской веры, и философия играет роль методологической основы, не претендуя на отыскание истины, которая трактуется как откровение. Центральными проблемами средневековой философии, в рамках схоластики, можно назвать проблему соотношения веры и разума, которая легко интерпретируется как проблема соотношения философии и теологии. Метод схоластической философии заключается не в нахождении истины, которая уже дана в откровении, а в том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т.е. философии. Другими словами схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Историческое значение Фомы Аквинского заключается в том, что он был первым средневековым мыслителем, который показал, что вера и разум не различны, а образуют единство, гармонически согласуются между собой. По мнению Фомы, в этом случае ошибается разум, так как в божественном откровении ошибок нет. Но философия и религия имеют общие положения, поэтому существуют и истины разума, и лучше понимать, чем просто верить. В своих доказательствах бытия Бога, Фома пользуется главным образом категориями и терминами Аристотеля. Фома Аквинский цитирует Аристотеля не просто как одного из философов, а как наивысший авторитет, чтобы подкрепить свою аргументацию. Основные понятия Аристотеля, на которые опирается Фома - это возможность (материя) и действительность (форма, которую приняла материя). «Форма может существовать без материи, но для телесных вещей природного мира необходимо соединение формы и материи» [2]. Сущность и существование реально совпадают только в Боге. В остальных вещах сущность отличается от существования. Единство веры и разума у Фомы достигается доказательством бытия Бога. Таких доказательств (путей) пять: 1) доказательство через движение; 2) доказательство через производящую причину; 3) доказательство через необходимость; 4) доказательство от степеней бытия; 5) доказательство через целевую причину. Схемы рассуждения в этих доказательствах мы также узнаем в метафизике Аристотеля.

Еще одной ключевой фигурой среди философов схоластов средневековья является Ансельм Кентерберийский. По его мнению, у человека есть два источника знания - вера и разум. «Но само познание может начинаться только с веры, ибо все, что хочет человек понять с помощью разума, уже дано ему в Божественном Откровении» [4]. То есть он понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь» [4]. В противоположность умозаключе-

ниям к бытию Бога от бытия вещей Ансельм развил онтологическое доказательство (онтологический аргумент) бытия Бога, выводящее его бытие из самого понятия Бога как всесовершенной сущности, необходимо включающей бытийственность. Проявившееся в этом рассуждении понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к непосредственному интеллектуальному созерцанию Бога характерны для традиции августини-анства. Одной из главных задач, стоящих перед теологией, Ансельм считал необходимость разработки логических доказательств бытия Божия. Он считал так возможно потому, что во времена Ансельма общепринятой образцовой наукой была Логика. При таких условиях сама попытка достичь рационального понимания бытия Бога обязательно должна была привести к новому переводу Христианских верований в термины логического доказательства.

У самого Ансельма было два вида таких доказательств. Первое из них, изложенное в сочинении «Монологион», считается апостериорным, исходящим из опыта. Второе, изложенное в Прослогионе - априорное, исходящее из разума. На основе апостериорного вида у Ансельма существует два рода доказательств бытие Бога: первое - «Всё стремится к благу - но Бог и есть абсолютное благо» [4] и второе - «бытие и есть Бог» [4]. На основе априорного вида еще два рода доказательств: первое- « Бог ведь есть то, больше чего нельзя себе представить» [4], второе- «Бог как совершенство». Таким образом, всего у Ансельма Кентерберийского существует четыре доказательства бытия Бога.

Если же ставить вопрос о том, чьи доказательства приоритетней и подвержены наименьшей критике, то с полной очевидностью можно сказать, что это доказательства бытия Бога Фомы Аквинского. Именно поэтому, в данной работе фигура Фомы является первичной, нежели фигура Ансельма Кентерберийского.

Список литературы:

1. Аквинский Ф. Сумма теологии. Т. 1. - М.: Питер, 1996.

2. Аристотель. Метафизика. Соч.: в 4-х т. Т. 1. - М.: Высшее образование, 1976.

3. Боргош Ю. Фома Аквинский. - М.: Флинта, 1975.

4. Кентерберийский.А. Сочинения. - М.: Академия, 1995.

5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.