Научная статья на тему 'Доказательственное значение и порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования и в суд'

Доказательственное значение и порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования и в суд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / доказательство / доказывание / результаты оперативно-розыскной деятельности / органы дознания / operational investigative activity / proof / proving / results of operational investigative activity / bodies of inquiry

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адам Магомедзапирович Гасанов

В статье анализируется доказательственное значение результатов оперативно-розыскной деятельности, рассматривается процессуальный порядок их предоставления органам предварительного расследования и в суд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Адам Магомедзапирович Гасанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evidentiary value and procedure for providing the results of operational investigative activities to the preliminary investigation bodies and to the court

The article analyzes the evidentiary value of the results of operational Investigative activities and examines the procedural procedure for their provision to the preliminary investigation bodies and to the court.

Текст научной работы на тему «Доказательственное значение и порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования и в суд»

Закон и право. 2022. № 8. С. 135-137.

Law and legislation. 2022;(8):135-137.

Научная статья

УДК 343.123.1

https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_135 NIION: 1997-0063-8/22-463

EDN: https://elibrary.ru/OMCSOY MOSURED: 77/27-001-2022-8-663

Доказательственное значение и порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования и в суд

Адам Магомедзапирович Гасанов

Юридический институт Дагестанского государственного университета,

Махачкала, Россия, Gim38@bk.ru

Аннотация. В статье анализируется доказательственное значение результатов оперативно-розыскной деятельности, рассматривается процессуальный порядок их предоставления органам предварительного расследования и в суд.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, доказательство, доказывание, результаты оперативно-розыскной деятельности, органы дознания.

Для цитирования: Гасанов A.M. Доказательственное значение и порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования и в суд // Закон и право. 2022. № 8. С. 135—137. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_135 EDN: https://elibrary.ru/OMCSOY

Original article

Evidentiary value and procedure for providing the results of operational investigative activities to the preliminary investigation bodies and to the court

Adam M. Gasanov

Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Russia, Gim38@bk.ru

Abstract. The article analyzes the evidentiary value of the results of operational investigative activities and examines the procedural procedure for their provision to the preliminary investigation bodies and to the court.

Keywords: operational investigative activity, proof, proving, results of operational investigative activity, bodies of inquiry.

For citation: Gasanov A.M. Evidentiary value and procedure for providing the results of operational investigative activities to the bodies of preliminary investigation and to the court // Law and legislation. 2022; (8): 135— 137. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_135 EDN: https://elibrary.ru/OMCSOY

Г практической точки зрения оперативно-розыскная деятельность (ОРД) в Россий-'^»«'•Ской Федерации представляет собой гласную и негласную деятельность органов дознания в целях выполнения задач, установленных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (далее — ФЗ об ОРД).

Деятельность органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, неразрывно связана с деятельностью органов предварительного расследования. Информация и иные материалы, собранные органами дознания посредством проведения оперативно-розыскных

© Гасанов А.М. М., 2022.

LAW & LEGISLATION • 08-2022

мероприятий (ОРМ), передаются в органы предварительного расследования для проведения проверки в порядке статей 144—145 УПК РФ.

По результатам процессуальной проверки уполномоченным лицом (следователь, дознаватель, руководитель следственного органа) решается вопрос о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных оснований, указывающих на признаки преступления, либо об отказе в возбуждении уголовного дела при отсутствии таковых. В случае если по результатам процессуальной проверки, основанием для которой служили материалы ОРД, уполномоченным лицом будут установлены достаточные основания о наличии

признаков преступления, поводом для возбуждения уголовного дела будет рапорт должностного лица органа дознания, осуществлявшего ОРД.

Правовая регламентация ОРД в Российской Федерации осуществляется не только ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», но и ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.

УПК РФ почти не содержит норм, регулирующих порядок осуществления ОРД, ограничиваясь положением о допустимости использования результатов ОРД в процессе доказывания.

Согласно ст. 89 УПК РФ результаты ОРД могут использоваться в процессе доказывания, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела и использоваться в процессе доказывания.

Отсутствие надлежащего правового регулирования ОРД в УПК РФ, как нам представляется, связано со спецификой деятельности органов дознания при ее осуществлении, поскольку данная деятельность в ряде случаев носит неглас -ный характер. Тем не менее в научной литературе в вопросах правового регулирования ОРД предлагается перейти от подзаконного уровня на законодательный путем внесения в УПК РФ норм, регулирующих порядок использования материалов ОРД в процессе доказывания [4].

Результаты ОРД не могут быть использованы, если они не отвечают таким свойствам, как относимость, допустимость и достоверность. В ином случае ОРД теряет смысл, так как в проведении ОРМ, результаты которых невозможно использовать в процессе доказывания, нет необходимости. Пустая трата сил, средств и времени органов дознания и должностных лиц, осуществляющих ОРД, никому не нужна.

Анализ положений ст. 89 УПК РФ вызывает ряд вопросов, прежде всего, относительно места результатов ОРД в системе видов доказательств, перечисленных в ч. 2 ст. 74 УПК РФ.

Раз законодатель предъявляет к результатам ОРД такие же требования, как и к доказательствам вообще, то очевидно, что ч. 2 ст. 74 УПК РФ необходимо дополнить пунктом о признании материалов ОРД в качестве отдельного и самостоятельного вида доказательства. При действующей редакции Закона результаты ОРД относятся к самому обобщенному виду доказательств — иным документам (п. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ).

В связи с этим в практической деятельности нередко возникают проблемы при использовании материалов ОРД в процессе доказывания. Для того чтобы отнести материалы ОРД к како-

му-либо из видов доказательств, в следственной практике проводят осмотр этих материалов с составлением соответствующего протокола. На наш взгляд, подобная практика является ошибочной ввиду попытки искусственного причисления материалов ОРД к виду доказательств, к которому они никакого отношения не имеют.

УПК РФ также не содержит норм, регламентирующих порядок предоставления результатов ОРД органам предварительного расследования и в суд. В связи с этим возникла необходимость в ведомственном регулировании указанного вопроса. Порядок предоставления результатов ОРД органам предварительного расследования и в суд регулируется межведомственным приказом органов, осуществляющих предварительное расследование и органов дознания № 776/703/509/ 507/1820/42/535/398/68 от 27 сентября 2013 г. «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» (далее — Инструкция) [3].

Анализ положений Инструкции и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет выделить два основных этапа, через которые должны пройти материалы ОРД для их соответствия правилам о допустимости доказательств.

Первый этап — это соблюдение установленного порядка производства ОРМ. Поскольку оперативно-розыскные мероприятия, в большинстве своем, носят негласный характер, то их осуществление зачастую сопряжено с необходимостью нарушения либо ограничения конституционных прав граждан. Перечень ОРМ, которые могут проводить органы дознания, является исчерпывающим и содержится в ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД.

В целях недопущения злоупотребления предоставленными полномочиями и обеспечения защиты конституционных прав лиц, в отношении которых проводятся ОРМ, для проведения ОРМ, связанных с ограничением конституционных прав, требуется судебное решение. Условно порядок производства всех перечисленных ОРМ можно разделить на три группы, в зависимости от степени ограничения конституционных прав человека и гражданина:

1) ОРМ, которые проводятся по инициативе сотрудника, осуществляющего ОРМ, либо ведущего дело оперативного учета (опрос, наведение справок, отождествление личности и т.д.);

2) ОРМ, проведение которых требует санкции руководителя органа дознания либо его заместителя (проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение);

3) ОРМ, для проведения которых требуется санкция суда, по мотивированному постановле-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

нию руководителя органа дознания либо его заместителя (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров и т.д.).

Второй этап представляет собой порядок предоставления результатов ОРД органам предварительного расследования и в суд.

В соответствии с п. 6 Инструкции результаты ОРД предоставляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления, который составляется лицом, осуществляющим ОРД.

В соответствии с пунктами 9, 10, 12, 14 Инструкции предоставление результатов ОРД осуществляется на основании постановления руко -водителя органа дознания, осуществлявшего ОРД (далее — руководитель).

В случае если материалы ОРД содержат сведения, составляющие государственную тайну, к ним прилагается постановление руководителя о рассекречивании соответствующих материалов. При проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, к материалам также должно быть приобщено решение суда о разрешении проведения указанных ОРМ.

Таким образом, под запретом на использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям ст. 89 УПК РФ, понимается несоблюдение требований порядка производства и порядка предоставления результатов ОРД органам предварительного расследования и в суд. Соответствие результатов ОРД указанным требованиям обеспечивает их соответствие критериям, предъявляемым к доказательствам, и, соответственно, их использование в процессе доказывания в рамках возбужденного уголовного дела.

Вместе с тем вопрос о том, какое место материалы ОРД занимают в системе доказательств, остается актуальным.

Как было отмечено ранее, сегодня, в практической деятельности работников, осуществляющих предварительное расследование, ввиду пробелов в правовом регулировании материалы ОРД относят к наиболее обобщенному виду доказательств — иным документам.

На наш взгляд, следует рассмотреть вопрос о дополнении перечня видов доказательств, закрепленных в ч. 2 ст. 74 УПК РФ, отдельным пунк-

Информация об авторе

Гасанов А.М. — магистрант

Information about the author

Gasanov A.M. — master's student

Статья поступила в редакцию 13.05.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.

The article was submitted 1 3.05.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 14.07.2022.

том о материалах ОРД как об отдельном виде доказательств.

Список источников

1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022, с изм. от 19.04.2022) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (послед. ред.) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

3. Приказ МВД РФ, МО РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС, СВР РФ, ФСИН, ФСКН РФ, СК РФ от 27.09.2013 № 776/703/509/507/1820/42/535/ 398/68 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Рос. газ.. 2013. № 282 (6258).

4. Бегова Д.Я., Магомедов Н.М. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве // Закон и право. 2022. № 4. С. 113—115.

References

1. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation № 174-FZ of 18.12.2001 (ed. of25.03.2022, with amendments. from 04/19/2022) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Federal Law «On Operational Investigative activities» dated 12.08.1995 № 144-FZ (latest edition) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

3. Order of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, MO of the Russian Federation, FSB of the Russian Federation, FSO of the Russian Federation, FCS, SVR of the Russian Federation, FSIN, FSKN of the Russian Federation, IC of the Russian Federation dated 27.09.2013 № 776/703/ 509/507/1820/42/535/398/68 «On approval of Instructions on the procedure for providing the results of operational investigative activities to the body of inquiry, investigator or to the court» // Rossiyskaya Gazeta. 2013. № 282 (6258).

4. Begova D. Ya, Magomedov N.M. On the issue of using the results of operational investigative activities in criminal proceedings // Law and legislation. 2022. № 4. Pp. 113—115.

LAW & LEGISLATION • 08-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.