Научная статья на тему 'ДОИСПАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА В КОЛУМБИИ'

ДОИСПАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА В КОЛУМБИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / ПОСЕЛЕНИЯ / БАМБУК / ГЛИНА / КУЛЬТУРА / АМАЗОНКА / ЭТНИЧЕСКИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анжи Ванеса Гомес Лопес

Традиционная архитектура занимает особое место в истории архитектуры. Она отражает характер географической среды, социально-экономические особенности общества, вкусы и бытовые привычки населения. Дом выглядит как живой и гибкий организм, он постоянно изменяется в соответствии с жизнью семьи. В мире существует большой регион, охватывающий несколько стран с тропическим климатом, которые имеют множество древних культур и традиционную архитектуру, которые веками сосуществовали в гармонии с джунглями, приспосабливаясь к климату и географическому положению, используя местные материалы, разрабатывая конструктивные методы, характерные для окружающей среды, добиваясь устойчивого развития. Однако принято считать, что их знания противоположны прогрессу и модернизации. И теперь все больше идей современности и глобализации охватывают различные сообщества, отталкивая их от традиционных знаний. В данной статье были рассмотрены вопросы применения доиспанской архитектуры в Колумбии. По итогам статьи был сделан вывод о том, что дом является средой обитания, кроме того, рассматривается в географии человека как пространство наиболее важное, где человек является тем, кто разработал историческую логику, которая переводится в память предков, мировоззрение и космогонию коренных общин, но еще более важным является отражением чувства места.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-HISPANIC ARCHITECTURE IN COLOMBIA

Traditional architecture occupies a special place in the history of architecture. It reflects the nature of the geographical environment, socio-economic characteristics of society, tastes, and everyday habits of the population. The house looks like a living and flexible organism, it is constantly changing in accordance with the life of the family. There is a large region in the world, covering several countries with a tropical climate, which have many ancient cultures and traditional architecture, which have coexisted for centuries in harmony with the jungle, adapting to the climate and geographical location, using local materials, developing constructive methods characteristic of the environment, achieving sustainable development. However, it is generally believed that their knowledge is the opposite of progress and modernization. And now more and more ideas of modernity and globalization are embracing various communities, pushing them away from traditional knowledge. This article examined the application of pre-Hispanic architecture in Colombia. Based on the results of the article, it was concluded that the house is a habitat, in addition, it is considered in human geography as the most important space, where a person is the one who developed the historical logic, which is translated into the memory of ancestors, the worldview and cosmogony of indigenous communities, but even more important is the reflection of a sense of place.

Текст научной работы на тему «ДОИСПАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА В КОЛУМБИИ»

Доиспанская архитектура в Колумбии

Анжи Ванеса Гомес Лопес

аспирант, РУДН «Российский университет дружбы народов», 1042205102@pfur.ru

Традиционная архитектура занимает особое место в истории архитектуры. Она отражает характер географической среды, социально-экономические особенности общества, вкусы и бытовые привычки населения. Дом выглядит как живой и гибкий организм, он постоянно изменяется в соответствии с жизнью семьи.

В мире существует большой регион, охватывающий несколько стран с тропическим климатом, которые имеют множество древних культур и традиционную архитектуру, которые веками сосуществовали в гармонии с джунглями, приспосабливаясь к климату и географическому положению, используя местные материалы, разрабатывая конструктивные методы, характерные для окружающей среды, добиваясь устойчивого развития. Однако принято считать, что их знания противоположны прогрессу и модернизации. И теперь все больше идей современности и глобализации охватывают различные сообщества, отталкивая их от традиционных знаний.

В данной статье были рассмотрены вопросы применения доис-панской архитектуры в Колумбии. По итогам статьи был сделан вывод о том, что дом является средой обитания, кроме того, рассматривается в географии человека как пространство наиболее важное, где человек является тем, кто разработал историческую логику, которая переводится в память предков, мировоззрение и космогонию коренных общин, но еще более важным является отражением чувства места. Ключевые слова: традиционная архитектура, коренные народы, поселения, бамбук, глина, культура, амазонка, этнический

см см о см

сч

О!

^

н

О Ш

т

X

<

т о х

X

Определение сельского жилья.

Сельский дом включает в себя комнаты и производственные площади, так как бывают мероприятия, в которых участвует часть или все члены семьи. Расположение в сельских поселениях связано с доступностью и небольшим расстоянием до сельскохозяйственных угодий. Это также культурное пространство для ритуалов, потому что они занимают центральное место для церемониальной деятельности, общения и меж общинных отношений. Это занятие земледелием и распределение функций крестьянского труда представляет собой основную стратегию пространственной организации жилья во внутренние и наружные среды, которые составляют основной этап жизни семья и 90% групповых мероприятий.

Каждое пространство необходимо для нужд жителя и его строительство требует минимальных элементов. Дом созвучен образу Своего Создателя, он существует соответствие между его элементами: материал - внешний вид, форма - функция, форма - история, и природная среда. Данная эстетика необходима для удобства его обитателей, она также содержит природные элементы, гармоничные и приятные для глаз; она социальна, потому что является представлением культуры, совокупностью индивидов. Из всего вышесказанного автор считает сельское жилье архитектурной ценностью.

Наиболее распространенным видом населения сельского жилья являются крестьяне и коренные жители, которые, как правило, изолированы и разбросаны, неизвестны и только статистически идентифицируемые после стихийных бедствий. Эти особенности являются образцом коренных обществ, возникших как стратегия выживания и защиты от испанской колонизации. В фольклорном описании появляются идеи, связанные с присутствием животных, сельского хозяйства, деревенских элементов [1].

Историческое исследование архитектуры жилого сельского дома Колумбии

История архитектуры в Колумбии разграничена в ее происхождении населения, где жили только аборигены и коренные жители, после процесса колонизации большое влияние наблюдается испанской колониальной архитектурой, что оставило отпечаток как в сельской местности, так и в городах, где в настоящее время 80% Колумбийского населения проживает в городских районах и 20 % в сельских районах.

Архитектура в доиспанском перидии

Продолжительность этого периода неопределенна. Самые старые следы заселения колумбийской территории находятся в районе Текендама, недалеко от Боготы, и относятся к XI веку до нашей эры. Конец периода номинально является временем испанской оккупации территории, в начале XVI века.

Согласно различным историческим исследованиям, группы коренных народов, населявшие колумбийскую территорию до прибытия испанцев, были расположены главным образом в горных районах Центрального Анд-ского региона и на карибском побережье. В конце XV века, до прихода испанских конкистадоров, наибольшая плотность коренного населения находилась на склоне реки Каука. Тихоокеанские низменности, восточные равнины и Амазонка, имели скудное и рассеянное население. Территориальность в доиспанскую эпоху была напрямую связана с политической, религиозной и экономической структурой организации коренных народов. Наиболее сложные из них, названные" конфедерациями деревень", были характерны для групп муисков и Тайрона и занимали обширные участки Восточного хребта и Сьерра-Невады Санта-Марта. Меньшие "вожди" были распределены по горной территории, проходящей через страну с юга на север, где с дореволюционных времен поселилось наибольшее количество населения. Другие группы рассеялись по остальной части того, что в настоящее время составляет колумбийскую территорию, и занимали джунгли и равнины, окружающие горные хребты[1].

Зеленые пятна, которые видны на карте, являются изображением первых коренных жилых поселений на территории Колумбии (Сан-Агустине, Тиррадентро, Ви-чада, Муискас и Тумако) (см. рисунок 1).

чИПКЯ

* .{ТА

■ I. ■-£ ^ I. :; I.

ра.г\/

■V 1

г

П.' н ■

а г- ■ Л

I ^

КЛАН.

исследованиями и частично отражали характер населения, которые их занимали. Общеизвестно, что конструкции для проживания были сделаны из гуадуа (бамбук) или пышной древесины, иногда покрытые грязью, соломой или пальмой. Каменная архитектура, на манер инков, майя и ацтеков, не развивалась на колумбийской территории.

Сан-Агустин

Сан-Агустин - это топоним (см. рисунок 2), относящийся к XVII веку и обозначающий горный регион Южной Колумбии, где процветала тысячелетняя культура. Это была культура с высокой сложностью мышления, которая придавала большее значение жилищам мертвых, чем живым, и исчезла за 800 лет до прибытия за-воевателей"[2].

ннпшни

Рисунок 2 Пещеры и гробницы

Г

Рисунок 1 первые поселения в Колумбии

От архитектуры, построенной коренными группами, существовавшими на момент прибытия испанцев, осталось мало спасенных материальных останков, в том числе уже упомянутых в Сан-Агустине, Тиррадентро, Та-ирона и потерянном городе. В керамике культуры Тумако встречаются фигуры зданий, похожих на дома и храмы. Кроме того, есть и другие останки поселений и домов, которые едва были спасены археологическими

Туземцы, несомненно, хотели сделать этот регион настоящим церемониальным центром похоронных практик под председательством великих монолитов, в которых они выражали свой символический стиль, не мешая им отражать формы великого натурализма. Как и в период формирования других культур андской зоны и Ме-зоамерики, религиозные культы тесно связаны с экономической базой - сельским хозяйством, а также охотой и рыболовством.

Тиррадентро

Население Тиррадентро отсчитывалось с 1000 года до нашей эры. Были сделаны важные археологические находки, которые обычно включаются в число архитектурных достопримечательностей, построенных на территории, которые сегодня являются частью Колумбии. После доиспанской оккупации Тиррадентро был включен в Корону в начале XVII века.

Интерьер состоит из двух основных элементов: колодца с лестницей, иногда похожей на спиральную лестницу, и боковой камеры, содержащей гроб. План боковой камеры обычно следует эллиптическому рисунку, оси которого достигают 3 и 8 м. Камера варьируется между одним пространством и большим корпусом с различными боковыми нишами, в которых были сложены останки и погребальные покои [2].

Склеп.

Некоторые из свод использовались как хапогеи, с героглифами, которые вызывали представленные семьи. Это коллективные гробницы, вырытые из вулканической породы, глубина которых колеблется от 2 до 6 м. Они расположены в основном на краю четырех гор в бассейне ущелья Сан-Андрес (см. рисунок 3) [3].

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

Рисунок 3 Таирона

Затерянный город состоял из более чем 250 террас, распределенных по восьми кварталам, пространство которых служило для жизни, работы и проведения религиозных церемоний (см. рисунок 4). Секторы города были связаны сетью мощеных дорог и лестниц, расположенных на склонах, которые обеспечивали доступ к полям сельскохозяйственных культур[4].

сч о сч

сч

О!

0 ш со

1

<

СО

0

1

Рисунок 4

этого коренные жители Тайроны построили стены высотой двенадцать метров, которые поддерживали многочисленные дороги, проходящие через город (см. рисунок 5) [6].

Концепция жилья аборигенов и этнических групп

Аборигены, исконные жители региона, занимали географические пространства на тысячи лет. Они объединились с пейзажем, научились выживать в этой среде, используя свои ресурсы в творческой форме. Их происхождение теряется в ночи времен. Мудрость предков передавалась из поколения в поколение. Считают, что их стандарты, кодексы и законы были дарованы матерью-природой^]. Мать-земля должна быть защищенной своими детьми. Аборигены считают себя детьми земли. Это понимание предков было обусловлено тем, что все сделано из одного и того же: горы, реки, звезды, люди, камни и великий дух. Для аборигенов «верхнее» и «нижнее» - не более чем два аспекты космического цикла. Поколения культивировала тайная мудрость, которая является неотъемлемой частью любой культуры, и эта культура проявлялась во всем: в отношении друг к другу, в манере охоты, культивирования, одеваться и строительства. Из культур аборигенов, будь то из Америки или других частей мира, они получают уроки в управлении биоклиматом, в пригодности к окружающей среде и в структурной логике зданий[9].

Основные типы Сельского жилища: этническое колумбийское жилище

Гуайское Жилье

Рисунок 6

В верхней Амазонке находятся гуайские общины, которые обитают в круглых цитаделях, около 50-70 м. в диаметре. Одноводная крыша, обращенная к периферии, образует большой круг, оставляя церемониальный двор в центре (см. рисунок 6).

Колонны, лежащие в основе структуры, отмечают пространство, которое будет занимать каждая семья, на них висят тканые пальмовые листья. Что уникально в этих жилищах, так это то, что они защищены по периферии колючими растениями и, в некоторых случаях, ядовитыми змеями, привязанными к палубе. Это препятствует проникновению врагов [10].

Жилье Гуахиба

Рисунок 5

Успех архитектуры Тайрона заключался в предотвращении эрозии, вызванной дождями на склонах склонов, благодаря сети распределения дождей, которая обеспечивала эффективный контроль над водами. Для

Рисунок 1

Дом для отдыха Guahiba расположен в Лос-Льянос-дель-Араука Колумбии. Это возвышенное, палафитское жилище. Дом четырехводный, построенный из бамбука, дерева и пальмовых конструкций (см. рисунок 7).

Жилье Гуахиба

Его можно было бы описать как дом двух периодов. В дождливую погоду он находится под водой, и вы добираетесь до него на каноэ. Спальни находятся на деревянном мезонине. Второй тайм происходит, когда вода опускается и наступает лето; жилая площадь опускается на землю, выше помещаются сельскохозяйственные продукты. Конструкция очень адаптирована к физическому биоклимату [11].

Мезонин не касается периферии крыши, все это обеспечивает высокую вентиляцию. Дым изнутри отвечает за отталкивание комаров. Его структура включает в себя крышу, состоящую из внутреннего тетраэдра из деревянных стержней, который полностью жесток.

Зулианское коренное жилье

Рисунок 8

Этнические общины wayús, goajiros, и panaujanos обитают на берегах озера Маракайбо. Их жилища построены на воде. Это палафиты. Они сделаны из манговых деревьев и пальмы, с деревянными мостками, соединяющими дома между собой (см. рисунок 8).

Эти дома все еще существуют в Колумбии. Важно отметить, что испанский конкистадор Алонсо де Охеда, при открытии озера Маракайбо общины палафиты, которые существовали в то время, вызвали у него ассоциации с итальянским городом Венеция[12].

Жилье Piaroa

Чуруата - название жилища этнической ПиаОно имеет приблизительный размер 12 м. В нем проживает около восьми семей. Аборигены строили эти жилища с длинными ветвями, которые прибивали к полу, добиваясь круглого ограждения (см. рисунок 9). Ранее они сжигали кору погребенной части, чтобы предотвратить гниение древесины, после чего пользовались эластичностью палочек. Они объединяли их верхние концы, образуя "S", связывая лианами, из коры деревьев, которая затем покрывалась ветвями горизонтали, на которых установлена изогнутая пальмовая крыша [13].

Рисунок 9 Жилье Piaroa Жилье Майя

Это уникальное жилище Майя, унаследованное от одного из самых сильные культуры предков Центральной Америки. Оно было представлено центральным квадратом, состоящим из четырех брусков. Имело две изогнутые полукруглые стены с каждой стороны, построенные в бахареке, с крышей, состоящей из двух пальмовых конусов и остроконечной центральной области, особенностью которой являлась структура конусов: консольные, опираются на балки, выполненные из кривой коры деревьев, чтобы придать дому кривизну. Жилье вмещало две семьи, по одной под каждым конусом. Огонь расположен в центре площади для использования обеих групп. Об этом типе строительства имеются чертежи, оставленные в стенах ритуальных храмов Майя. Этот дизайн использовался в Центральной Америке.

Выводы

Можно утверждать, что дом является средой обитания, кроме того, рассматривается в географии человека как пространство наиболее важное, где человек является тем, кто разработал историческую логику, которая переводится в память предков, мировоззрение и космогонию коренных общин, но еще более важным является отражением чувства места.

В рамках этого понимания необходимо определить задачи, которые откроют концептуальный путь исследования.

Пейзаж: Является результатом коллективной трансформации природы; это культурная проекция общества в данном пространстве.

Жилье: Является наиболее важным физическим выражением искусства проживания, на территории коренных народов, таких как Гуахибо. Среда обитания является символическая система общения, основанная на мировоззрении и памяти предков, погруженных в их образ жизни, практики и, благодаря этим практикам, коренной народ придает этому месту смысл. Подход к тому, как строить, позволяет нам понимать символику и сущность архитектуры.

Символизм: Коренной народ всегда интерпретировал естественные и физические факторы, которые наблюдал вокруг себя в рамках духовного видения, где все имеет смысл, порядок и равновесие; начиная с мифа о происхождении от дерева до маленьких повседневных историй.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Культурно-историческое наследие: Многие виды практик, существующих у коренных народов, являются практикой предков, то, что поручено передавать из поколения в поколение, чтобы сохранить свою культуру. Этот способ интерпретации истории заключается в создании предметов и ремесел с использованием растений и древесных волокон, признание из визуального измерения этих практик важным эстетическое восприятие и интерпретацию; на практике отражают в инструментах, которые облегчали защиту, например стрелы.

Изобретение этих объектов имеет смысл, и именно через повествование мы можем приблизиться к происхождению и творческой деятельности коренного населения. Распознавание объектов в основном для функционального (стрела) и символического использования (ткани) позволит нам понять то, как коренные жители эффективно справлялись со своим окружением, как создавали опыт на своей территории через объекты.

О 00 А

00 m

о

2 О ГО

го

Литература

1. Gandreau D., Delboy L. Patrimoine mondial: inventaire de l'architecture de terre. - 7 изд. - Paris: UNESCO, 2012. - 280 с.

2. Ueda M. A Preliminary Environmental Assessment for the Preservation and Restoration of Fujian Hakka Tulou Complexes // sustainability. - 2012. - №4. - С. 2803-28017.

3. Савицкий Н. В. Эффективная технология производства самана // Вюник Приднтровсько'Т державно! ака-деми будiвництва та архтектури. - 2014. - № 4. - С. 1115. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vpabia_2014_4_4.

4. Моисеева В.И.,Пирогова Я.В.,Тюменцев М.Е.,Паньков П.А. Технико-экономические обоснования применения глины в энергоэффективном строительстве // Инновации и Инвестиции. - 2019. - №10. - С. 272-274.

5. Guerrero Baca L.F. Potencial ecológico de la edificación con adobe // UAM. - 2014. - №1. - С. 23-35.

6. Cabrera S., Gonzalez A., Rotondaro R. Resistencia a compresión en Bloques de Tierra Comprimida. Comparación entre diferentes métodos de ensayo // Informes De La Construcción. - 2020. - №560. - С. 1-12.

7. Patel A. Stabilization of rammed earth // IJRET: International Journal of Research in Engineering and Technology. - 2014. - №3. - С. 1298-303.

8. Peng Lu., Yan Tian., Storozum M.,Chen P., Wang H., Wang X., Xu J., Jing L., jie L., Zhang L., Duowen M. Shifting Patterns of House Structures during the Neolithic-Bronze Age in the Yellow River Basin: An Environmental Perspective // LAND . - 2021. - №10. - С. 1-16.

9. Рахимов, Р., & Рахимова, Н. К развитию и расширению глинобитного строительства // Academia. Архитектура и строительство. - 2021. - №1. - С. 170-175.

10. Petralla S. Arches and Ribbed Vaults of the Iranian Tradition // MASONS AT WORK-University of Pennsylvania, Phialdelphia, PA. - 2012. - №1. - С. 1-14.

11. Ahmadkhani Maleki b. Wind catcher: passive and low energy cooling system in iranian vernacular architecture // ijtpe Journal. - 2011. - №3. - С. 130-137.

12. Catro J., Cruz T., Puig T., Vilanova, Martinez R., Baez H., Castañeda C., Ortega J., Perez S., Aguila F., Vila-nova de Allende R. Architecture of earth: adobe as construction material in the Prehispanic epoch // boletin de la sociedad geologica mexicana. - 2017. - №2. - С. 177-188.

es es о es

Pre-hispanic architecture in Colombia Angie Vanesa Gomez Lopez

Peoples' Friendship University of Russia

Traditional architecture occupies a special place in the history of architecture. It reflects the nature of the geographical environment, socio-economic characteristics of society, tastes, and everyday habits of the population. The house looks like a living and flexible organism, it is constantly changing in accordance with the life of the family. There is a large region in the world, covering several countries with a tropical climate, which have many ancient cultures and traditional architecture, which have coexisted for centuries in harmony with the jungle, adapting to the climate and geographical location, using local materials, developing constructive methods characteristic of the environment, achieving sustainable development. However, it is generally believed that their knowledge is the opposite of progress and modernization. And now more and more ideas of modernity and globalization are embracing various communities, pushing them away from traditional knowledge. This article examined the application of pre-Hispanic architecture in Colombia. Based on the results of the article, it was concluded that the house is a habitat, in addition, it is considered in human geography as the most important space, where a person is the one who developed the historical logic, which is translated into the memory of ancestors, the worldview and cosmogony of indigenous communities, but even more important is the reflection of a sense of place. Keywords: traditional architecture, indigenous, settlements, bamboo, clay,

culture, Amazon, ethnic References

1. Gandreau D., Delboy L. Patrimoine mondial: inventaire de l'architecture de

terre. - 7th ed. - Paris: UNESCO, 2012. - 280 p.

2. Ueda M. A Preliminary Environmental Assessment for the Preservation and

Restoration of Fujian Hakka Tulou Complexes // sustainability. - 2012. -No. 4. - S. 2803-28017.

3. Savitsky N. V. Efficient technology for the production of adobe // Bulletin of

the Prydniprovska State Academy of Life and Architecture. - 2014. - No. 4. - S. 11-15. - Access mode:

http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vpabia_2014_4_4.

4. Moiseeva V.I., Pirogova Ya.V., Tyumentsev M.E., Pankov P.A. Feasibility

studies for the use of clay in energy efficient construction // Innovations and Investments. - 2019. - No. 10. - S. 272-274.

5. Guerrero Baca L.F. Potencial ecológico de la edificación con adobe // UAM.

- 2014. - No. 1. - S. 23-35.

6. Cabrera S., Gonzalez A., Rotondaro R. Resistencia a compresión en

Bloques de Tierra Comprimida. Comparación entre diferentes métodos de ensayo // Informes De La Construcción. - 2020. - No. 560. - S. 1-12.

7. Patel A. Stabilization of rammed earth // IJRET: International Journal of

Research in Engineering and Technology. - 2014. - No. 3. - S. 1298-303.

8. Peng Lu., Yan Tian., Storozum M., Chen P., Wang H., Wang X., Xu J., Jing

L., jie L., Zhang L., Duowen M. Shifting Patterns of House Structures during the Neolithic-Bronze Age in the Yellow River Basin: An Environmental Perspective // LAND . - 2021. - No. 10. - S. 1-16.

9. Rakhimov, R., & Rakhimova, N. Towards the development and expansion

of adobe construction // Academia. Architecture and construction. - 2021.

- No. 1. - S. 170-175.

10. Petralla S. Arches and Ribbed Vaults of the Iranian Tradition // MASONS AT WORK-University of Pennsylvania, Phialdelphia, PA. - 2012. - No. 1.

- S. 1-14.

11. Ahmadkhani Maleki b. Wind catcher: passive and low energy cooling sys-

tem in iranian vernacular architecture // ijtpe Journal. - 2011. - No. 3. - S. 130-137.

12. Catro J., Cruz T., Puig T., Vilanova, Martinez R., Baez H., Castañeda C., Ortega J., Perez S., Aguila F., Vilanova de Allende R. Architecture of earth: adobe as construction material in the Prehispanic epoch // boletin de la sociedad geologica mexicana. - 2017. - No. 2. - S. 177-188.

О Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.