УДК [82.09:821.552.3]:28(470.621)
ББК 83.3 Кав Ч - 18
Чамокова Сусанна Туркубиевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, т.:(8772)525128
ДОИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ АДЫГОВ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
(рецензирована)
Историографический обзор литературы XIXв. имеет большое значение для характеристики религиозных взглядов адыгов. Изучение процесса формирования духовной культуры народа невозможно без исследования религиозной истории. Характеристика религиозных представлений адыгов, выявление основных черт религиозности, влияние внешних политических, экономических и культурных процессов на духовную жизнь народа занимает основное место в исторической литературе.
Ключевые слова: адыги, религия, культура, язычество, христианство.
Chamokova Susanna Turkubievna, Candidate of History, associate professor of the Department of History of State and Law of the Faculty of Information Systems in Economics and Law, Maikop State Technological University, tel: (8772) 525128.
PRE-ISLAMIC PERIOD OF THE RELIGIOUS LIFE OF THE ADYGHS IN THE HISTORICAL LITERATURE OF XIX CENTURY
(reviewed)
Historiographical review of the literature of XIX cent. is of great importance for the characterization of the religious belief of the Circassians. The study of the formation of spiritual culture is impossible without the study of religious history. Characteristics of religious beliefs of the Circassians, identifying the main features of religion, the influence of external political, economic and cultural processes in the spiritual life of the people takes important place in the historical literature.
Keywords: Circassians, religion, culture, paganism, Christianity.
Рассматривая проблему религиозности адыгов в исторической литературе, следует отметить ее специфическую особенность. Очень трудно провести грань между историческими и историографическими источниками: раннесредневековые описания, содержащие богатый этнографический материал, носят в большей степени источниковый, нежели историографический характер.
В историографии проблемы можно выделить два основных периода: первый условно охватывает литературу XIX в., второй - исследования ученых XX в.
Необходимо акцентировать внимание на рассмотрении вопроса освещения в исторической литературе XIX в. религиозной жизни адыгского общества доисламского периода.
С начала XIX в. возрастает интерес русских и европейских авторов к народам Северного Кавказа вообще и к адыгам, в частности, обусловленный Кавказской войной и политикой царской России. В этот период многие авторы обращаются к проблеме верований адыгов и пытаются проанализировать сложную систему сложившихся у них религиозных представлений.
В исследованиях Л.Я. Люлье особое внимание уделяется языческим божествам и обрядам, проблемам существования у адыгов двоеверия, сохранения пережитков древнейших религиозных представлений и христианских верований.
В записках о Черкесии С. Хан-Гирей не только описывает религиозную жизнь адыгов первой половины XIX в., но и рассматривает процесс развития религиозных верований народа с древнейших времен, роль христианства и мусульманства в религиозной жизни адыгов. Основное внимание уделяется традиционным адыгским культам, обрядам, наиболее почитаемым божествам (Мезитха, Ахыну, Созерышу, Тлепшу).
Ш. Ногмов, рассматривая историю адыгов, постоянно акцентирует свое внимание на религиозных верованиях, причем специфической особенностью можно считать использование автором в качестве источника богатейшего фольклорного материала. В опубликованном им исследовании содержатся ценные сведения и выводы по проблемам проникновения раннего христианства к адыгам, христианского богослужения и миссионерства.
Ш. Ногмовым была предпринята попытка определения хронологических границ существования у адыгов христианства (с VI в. до 1717 г.).
В трудах этих авторов имеются наиболее достоверные и полные сведения о религиозной жизни адыгского народа, предпринимаются попытки систематизации адыгских верований.
К проблеме религиозных верований постоянно обращались и археологи. В их работах содержатся интересные выводы о древнейших адыгских культах, в первую очередь, родовых, погребальных, земледельческих. Археологами описаны раннесредневековые кресты христианского характера: нательные - из металла и
каменные, предназначенные, скорее всего, для религиозных празднеств. Изученный ими погребальный инвентарь позволяет говорить о смешении, особенно в период позднего средневековья, языческих, христианских и мусульманских представлений. Археологические исследования содержат богатые сведения о духовной жизни предков адыгов, позволяют судить об основных языческих и христианских культах, являясь нередко единственным свидетельством той далекой эпохи.
Язычество у адыгов оказалось необыкновенно жизнестойким. Ф. Торнау, разделивший и описавший горцев по племенам, отмечает, что часть горских племен шапсуги, абедзехи и абадзины идолопоклонники «народ не имеет никакой религии, но полон суеверия и предрассудков, обнаруживающих смесь магометанства с идолослужением» (Торнау Ф.Ф. Секретная миссия в Черкессию русского разведчика Ф.Ф. Торнау. Нальчик, 1999. С. 457).Ф. Торнау подчеркивал неравномерное распространение религиозных представлений у разных социальных слоев общества: дворянские фамилии исповедовали магометанство, простой народ, в своей массе оставался язычником. Горцы не строили языческих храмов. Роль общественных святилищ играли: места со «священными» деревьями, возвышенности, источники и пещеры. Народ в случае беды, обращал свои молитвы к «святым» деревьям и некоторым скалам, жертвовал ветрам.
Позже, уже в XX в., обращаясь к этой проблеме, А. Шортанов подчеркивает, что в отличие от мировых религий (христианство и ислам) язычество было наиболее устойчивым. Именно поэтому адыгские племена, знакомые с христианством еще в V веке н.э., остались носителями языческой культуры, а в XVI - XVII веках уже восприняв ислам, они продолжали почитать священные рощи.
А. Шортанов отмечает, что поклонение языческим богам у черкесов не было фанатичным. «Адыг поклонялся божеству в необходимых случаях» (Шортанов А.Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982. С. 360). Например, тогда когда они могли сослужить ему пользу или уберечь от опасности.
Ф. Торнау достаточно подробно описывает жертвоприношения духу, покровителю гор, участником которого он был. Во время одного из своих переходов Ф. Торнау и его спутники подошли к гранитной скале по своему внешнему виду напоминавшей жертвенник. На вершине этой горы находилась площадка с круглым
углублением в центре. «Мои абхазцы - писал Ф. Торнау - поднялись на нее и каждый из них положил в углубление какую-нибудь вещь: ножик, огниво или пулю. И меня заставили принести в жертву несколько мелких монет». Абхазцы объяснили, что это для того, чтобы умилостивить горного духа, иначе он зароет Ф. Торнау и его спутников под снегом во время спуска с горы и не пошлет дичи или отдаст в руки врагов. Ф. Торнау обратил внимание на то, что углубление было наполовину наполнено древними монетами, железками от стрел, ржавыми кинжалами, пистолетными стволами, пулями и женскими застежками и кольцами. Ни один горец не проходит в этом месте через перевал, не принеся жертву горному духу. Никогда и никто не осмеливался коснуться того, что принадлежит богам и духам. Влияние природного ландшафта на религиозное представление горцев было очень велико.
К базовым явлениям, непосредственно влияющим на развитие человеческого общества, принято относить природу страны. Почти всеми авторами признается зависимость человека от географической среды.
Описания природной среды, как известно, тоже являются предметом исторического исследования. «Непосредственно на человеческий организм и на любой человеческий коллектив - писал Л. Гумелев - влияет не просто земля, а определенный ландшафт» (Гумелев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993. С. 238). Этнос приспосабливается к определенному ландшафту в момент своего сложения. Большинство племен и народностей приспосабливались к ландшафту, не пытаясь его изменить. Зависимость человека от окружающей его природы, то есть от географической среды неоспорима. Хотя, степень этой зависимости расценивается различно. Взаимодействие человека с природой особенно видно на ранних этапах развития, когда главную роль играло натуральное простое товарное хозяйство. Род занятий подсказывался ландшафтом, его экономическими возможностями. Так, постепенно определялся образ жизни этнической целостности.
Ф. Торнау удалось заметить интересную особенность: не каждая гора считалась местопребыванием духов. В первом случае он зафиксировал, что это была гранитная скала, похожая на жертвенник: с одной стороны, наверх вели ступени, высеченные в граните, а с другой стороны, она была ровной, гладкой и очень крутой. Во втором случае, гора (Диц), мимо которой они проходили, была также необычна. Она была опоясана тремя рядами скал, в которых виднелись несколько глубоких пещер. На
самом верху горы находилось черное отверстие. Вид этой горы был чрезвычайно пасмурен. «Имам Хази - писал Ф. Торнау - с неподдельным ужасом указал мне на черное отверстие... прибавив: «Худое тут место для каждого живого человека» (Торнау Ф.Ф. Секретная миссия ... С. 217). По преданию горцев, это был выход из огромной пещеры, спускающейся до основания горы. В глубине лежит ее Дашкал, прикованный семью цепями к горе, который должен был появиться перед разрушением мира и восстановит брата против брата, сына против отца. Возле него лежит меч, который он пытается достать рукой, но безрезультатно, так как время его еще не пришло. Когда он с досады начинает потрясать цепи, то дрожат горы и земля колеблется от одного моря до другого. Когда же наступит его время, Дашкал схватит меч, разрубит оковы и явится губить человеческий род. Говорили, что один абазинский пастух по глупости спустился в пещеру, увидел Дашкала и от испуга сошел с ума. Ф. Торнау отмечал, что горцы действительно боятся горы Диц и даже близко не подходят к ней.
Наблюдение Ф. Торнау о том, что не все скалы и горы, а только необычные, отличающиеся от других, являлись местом обитания духов и божеств находят подтверждение у современных историков. В частности, Л. Лавров отмечал веру кавказцев в горных духов. Он писал, что следы культа гор сохранились в почитании горных духов. Им приносили жертвы на перевалах, где до сих пор шапсуги находят пули и наконечники стрел. Такой же точки зрения придерживается и А. Шортанов отмечающий, что не каждая гора и не каждый курган нарекались местожительством божеств и злых духов. Выбирались горы и курганы исключительно по своей конфигурации, высоте ландшафта и труднодоступности.
Ф. Торнау подчеркивает, что наряду с язычеством у горцев существовали христианство и ислам. Переплетаясь между собой, религиозные воззрения кавказцев по-разному проявлялись в различных племенах. Особый интерес для Ф. Торнау представило то, что нередко встречались ситуации, когда в одной семье были христиане и магометане. Но это нисколько не вредило их согласию между собой. Чаще других эти ситуации встречались у абхазцев. Ф. Торнау зафиксировал, что христианство исповедовалось у абхазцев с VI по XVI век. Церковью управлял католический священник, имевший пребывание в Пицундском монастыре; в Драндах находилось епископство и, кроме того, вся Абхазия была усыпана церквами
развалины, которых встречались на каждом шагу. А позже, приняв ислам, абхазские магометане не отказывались ни от вина, ни от мяса нечистых животных, имели одну жену и позволяли себе ее менять. «Христиане и магометане - пишет Ф. Торнау -праздновали вместе Рождество Христово, Св. Пасху, Духов день, Джуму и Байрам и постились в Рамазан и в Великий пост для того, чтобы не давать друг другу соблазна» (Торнау Ф.Ф. Секретная миссия ... С. 84-85). И при этом они продолжали чтить священные леса и приносили небольшие жертвоприношения духам.
Свидетельство того, что следы христианства с некоторыми языческими пережитками были еще очень сильны мы находим и у других авторов XIX века. «Они чтут и субботу, и воскресенье, и пятницу - писал Ксаверио Главани - празднуют Пасху с христианами и Байрам с турками, утверждая, что все хорошо» (Главани Ксаверио. Описание Черкесии // АБКИЕА. Нальчик, 1974. С. 161). И при этом каждый округ Черкесии имеет свое священное место. Он подчеркивал, что верование у адыгов было смешанным. Это мы находим и у Т. де Мариньи отмечавшего, что самым торжественным праздником у черкессов является Пасха, но одновременно присутствовали языческие оттенки, так как празник проводиться в Священном лесу. «Великий Пост, Пасха (с ее крашением яиц), масленица находит отражение в примитивных обрядах, - Дж. Белл, - совершаемых в то время, на которое падают данные христианские обычаи и празднества» (Белл Дж. Дневник пребывания в Черокесии ... // АБКИЕА. Нальчик, 1974. С. 501).
Пережитки христианства Ф. Торнау встречал и у других племен. Он отмечал, что некоторые из шапсугских обществ утратили учение христианской веры, но продолжали поклоняться кресту и сохранили память о некоторых христианских праздниках. При этом он подчеркивал, что географическая плотность распространения религии не была одинакова. Особенно активно шло внедрение новых монотеистических верований на побережье Черного моря.
В целом для исторической литературы XIX в. характерно описание религиозных представлений народа, их традиций и обрядов; выявление основных черт религиозности; рассмотрение влияния соседних государств и внешних политических, экономических и культурных процессов на изменение религиозной и, в целом, духовной культуры адыгов.
Оценивая степень утверждения православия, можно сделать вывод, что география распространения этой веры не была однозначной. В качестве наиболее благоприятного региона выделялось Причерноморье. Религия не нашла глубокого проникновения и народом была воспринята лишь внешняя форма, то есть не укоренилась идеология, а распространилась, в основном, обрядовая система.
У адыгов не было соответствующих общественных, экономических отношений и в целом комплекса необходимых условий, что не позволило процессу распространению христианской веры принять массовый характер. Хотя, все же некоторые круги адыгского общества, в частности знать, всегда быстро воспринимали новые монотеистические взгляды, в том числе православие и католицизм. Судя по тому, на сколько живучи оказались некоторые пережитки христианства, можно сделать вывод о том, что эта религия оставила определенный след в культурной жизни адыгов.
Следовательно, и языческие, и христианские представления адыгов на базе языческих верований, на протяжении многих веков мирно сосуществовали, смешиваясь и сливаясь между собой, а после проникновения ислама сохранились в обрядовых формах. Скорее всего, вытеснению христианства и утверждению ислама на Северном Кавказе способствовало усиление политического влияния Турции и Крымского ханства.
Литература:
1. Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838 и 1839 гг. /
Дж. Белл // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов (АБКИЕА).- Нальчик, 1974.
2. Главани Ксаверио. Описание Черкесии / Ксаверио Главани // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов (АБКИЕА).-Нальчик, 1974.
3. Гумелев Л.Н. Ритмы Евразии / Л.Н. Гумилев.- М., 1993.
4. Карлгоф Н.О. политическом устройстве черкесских племен / Н.О. Карлгоф // Русский вестник.-1860.- Т. 28, кн. 2.
5. Кулаковский Ю. Керченская христианская катакомба 491 г. / Ю. Кулаковский // Материалы по археологии Кавказа.- СПб., 1891.- № 6.
6. Латышев В.В. Кавказские памятники в Москве / В.В. Латышев // ЗРАО. Новая серия.- СПб., 1887.- Т. 2.
7.Люлье Л.Я. Верования, религиозные обряды, предрассудки у черкесов / Л.Я. Люлье // ЗКОРГО.- СПб.,1862.- Кн. 5.
8.Люлье Л.Я. Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами, называемые черкесами (адыге) и прочее / Л.Я. Люлье // Записки кавказского русского географического общества (ЗКОРГО).- СПб.,1857.- Кн. 4.
9. Люлье Л.Я. Обычаи шапсугов и натухаевцев / Л.Я. Люлье // ЗКОРГО. -СПб.,1866.- Кн.7.
10. Люлье Л.Я. Черкессия (историко-этнографические статьи) / Л.Я. Люлье.-Краснодар, 1927.
11. Де Мариньи Т. Путешествия в Черкесию / Де Мариньи Т. // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов (АБКИЕА).-Нальчик, 1974.
12. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа / Ш.Б. Ногмов.- Тифлис,1861.
13. Торнау Ф.Ф. Секретная миссия в черкессию русского разведчика Ф.Ф.
Торнау / Торнау Ф.Ф.- Нальчик, 1999.
14. Уварова П.С. Христианские памятники / П.С. Уварова // Материалы по археологии Кавказа.- М., 1894.- Вып. IV.
15. Фелицын Е.Д. Некоторые сведения о средневековых генуэзских колониях на Западном Кавказе в XIII и XV вв. / Е.Д. Фелицын // Кубанский сборник.-Екатеринодар, 1899.- Т. 5.
16. Фиркович А. Археологические разведки на Кавказе / А. Фиркович // Записки Императорского русского археологического общества ( ЗРАО).- СПб., 1857.- Т. IX.
17. Хан-Гирей С. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов / С. Хан-Гирей // Русский вестник. -1842.- №1.
18. Хан-Гирей С. Записки о Черкесии / С. Хан-Гирей.- Нальчик, 1978.
19. Шортанов А.Т. Адыгская мифология / А.Т. Шортанов.- Нальчик, 1982.
20. Шортанов А.Т. И камни, и скалы, и горы ... / А.Т. Шортанов // Религиозные верования адыгов. - Майкоп, 2001.
References:
1. Bell J. Journal of stay in Circassia in 1837, 1838, 1839/ J. Bell // ABKPEA. -Nalchik, 1974.
2. Glavani Xavier. Description of Circassia. / / The Adyghs, Balkars, Karachais in the Proceedings of European authors (hereinafter ABKPEA). Nalchik, 1974.
3. Gumelev L.N. The rhythms of Eurasia. M.: 1993.
4. Karlgoff N.O. On the political structure of Circassian tribes / / Russian bulletin.-1860.- V. 28, B. 2.
5. Kulakovsky J. Kerch Christian catacombs of the year 491 / / Materials on the Archaeology of the Caucasus. -St Petersburg, 1891.- № 6.
6. LatyshevV.V. Caucasian monuments in Moscow / / PRAS. New series. - SPB., 1887.- V. 2.
7. Lyulje L.Y. Beliefs, religious practices, prejudices of the Circassians / / PCRGS.-SPB, -1862.- B.5.
8. Lyulje L. Y. General view on the countries occupied by the mountain peoples, known as Circassians (Adygs), etc. / / Proceedings of the Caucasian Russian Geographical Society (hereinafter PCRGS). - St Pt.,-1857.-B.4.
9. Lyulje L. Y. Customs of Shapsugs andNatukhais //PCRGS. SPB., 1866. B.7.
10. Lyulje L.Y. Circassia (historical and ethnographic article).- Krasnodar. 1927.
11. De Marigny T. Travels in Circassia. // ABKPEA. - Nalchik, 1974.
12. Nogmov Sh.B. The history of the Circassian people. Tiflis. 1861.
13. Tornau F.F. Secret Mission to Circassia of the Russian spy F.F. Tornau.-Nalchik. 1999.
14. Uvarova P.S. Christian Monuments / / Materials on the Archaeology of the Caucasus.- M.; 1894. - No. IV.
15. Felitsyn E.D. Some information about the medieval Genoese colonies in the West Caucasus in the XIII andXV centuries. // Kuban collection. - Ekaterinodar, 1899. - V. 5.
16. Firkovich A. Archaeological exploration in the Caucasus / / Proceedings of the Imperial Russian Archaeological Society.- SPB., 1857. - V. IX.
17. Khan- Giray S. Belief, customs, habits, lifestyle of the Circassians / / Russian Journal. -1842.- № 1.
18. Khan- Giray S. Notes on the Circassia.- Nalchik, 1978.
19. Shortanov A.T. Circassian mythology.- Nalchik, 1982.
20. Shortanov A.T. And the stones and rocks, and mountains ... / / The religious beliefs of the Circassians. - Maikop, 2001.