Доходы в бюджете современного российского студента
Матюшина Юлия Борисовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета, [email protected]
Петров Денис Сергеевич,
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета, [email protected]
Петрова Валерия Денисовна,
студент, Центрального филиала Российского государственного университета правосудия, [email protected]
В статье рассматриваются доходы студентов на примере молодых людей, получающих высшее образование в Воронежском государственном университете. Выявляются основные источники дохода и то, как на них влияют социально-демографические признаки. Производится сравнительный анализ доходов студентов разных курсов и факультетов. Изучается характер подработки студентов. Анализируется доход, формирующийся от помощи родителей. Предлагаются примеры оптимизации бюджетных расходов российских студентов.
Ключевые слова: доходы, бюджет, студент, источники дохода
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года 26833946 [1] человек имеют высшее образование, а это значит, что все они когда-то были в числе студенческой молодёжи. Официальное издание Росстата «Россия в Цифрах 2018» говорит о том, что ежегодно на программы бакалавриата, магистратуры и специалитета поступает больше миллиона человек. В 2017 году было принято на обучение 1142 тысяч человек [2]. Студенты -значимый слой населения, который по-настоящему можно назвать будущим нашей страны. Изучение студенчества является необходимым, потому что именно во время обучения в высших учебных заведениях происходит активная социальная адаптация.
Школьник принимает новую для себя социальную роль - роль первокурсника. «Человек вынужден приспосабливаться к изменению условий хозяйственной деятельности, в основе чего лежит правильно выбранный тип экономического поведения как системы навыков, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, соответствующих сложившимся социально-экономическим условиям» [3]. В процессе социальной адаптации студент сталкивается с рядом проблем, одной из которых является неумение вести быт, начиная с малого и заканчивая жизненно необходимым - приготовлением пищи. Отсюда возникает и
ряд других сложностей, например, отсутствие навыков правильного ведения бюджета. Проблема заключается в том, что зачастую студентам не хватает денег на необходимые товары и нужды, а даже если они и есть, то тратятся нерационально.
В сознании людей все еще жив стереотип «бедный студент». Так ли это? Актуально узнать, все ли студенты обладают хотя бы минимальным количеством денежных средств для существования. Также важно разобраться, какие источники доходов являются для учащихся высших учебных заведений основными, зависит ли их распределение от социально-демографических показателей. Студенты - это люди, которые находятся в одном шаге от настоящей взрослой жизни. Умение грамотно вести бюджет является одним из основных навыков для стабильной жизни. Изучение доходов позволит выявить основные источники поступления средств существования, узнать, насколько самостоятельны студенты и как они сами оценивают своё материальное положение.
Прежде чем перейти к описанию результатов исследования, необходимо разобраться с его теоретическими основами. Так, бюджет - это план регулирования доходов и расходов, составляемый, как правило, на один месяц или иной срок. Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Доход -поток денежных и иных поступлений в единицу времени. Выделяют четыре основных вида дохода: заработная плата, прибыль, процент,
рента. Всё то, что приносит прибыль может считаться источником дохода [4].
Все доходы в общем смысле можно разделить на три группы:
Личный (индивидуальный) доход - это суммарный капитал, который получает физическое лицо из различных источников в процессе жизнедеятельности за определенный промежуток времени.
Доходы семьи включают следующие статьи: заработная плата, предпринимательский доход, доходы от собственности (рента, процент, арендные платежи, дивиденды), государственные трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия, бесплатные услуги в области здравоохранения, образования), доходы из прочих источников (наследство и т.д.).
Доходы, получаемые через финансово-кредитную систему: выплаты по государственному страхованию; банковские ссуды на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодыми семьями (например, на садовое строительство); проценты по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года; доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам; выигрыши по лотереям; временно свободные средства, образующихся в результате покупки товаров в кредит; выплаты различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
При изучении доходов студента ВГУ особый интерес представляет именно личный доход учащегося в высшем учебном заведении.
В исследовании были выделены следующие источники доходов студента: стипендия, заработанная
плата, социальные выплаты, помощь родителей и льготы от профсоюзной организации.
Стипендия впервые была учреждена в России при Петре I. На сегодняшний день стипендия - это «регулярно выплачиваемое денежное пособие, предоставляемое обычно аспирантам и хорошо успевающим студентам очной формы обучения государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также лицам, проходящим специальный курс обучения с отрывом от производства» [5]. В Российской Федерации устанав-лены следующие виды стипендий для студентов: государственная академическая; государственная социальная; Президента РФ и Правительства РФ; именные; обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение.
В рамках исследования проводится изучение доходов современного российского студента на примере студентов Воронежского государственного университета. Выявляются основные источники доходов современного студента, определяется, обладают ли студенты финансовой самостоятельностью и изучается, как сами студенты оценивают своё материальное положение
Объектом изучения являются студенты ВГУ, а предметом исследования выступают доходы студентов Воронежского государственного университета.
Проверяется гипотеза о том, что основными источниками доходов студентов являются: дополнитель-
ный заработок, родительская помощь, социальные выплаты, студенческие стипендии. На формирование дохода влияют такие факторы как пол, возраст, место проживания, а также курс и факультет обучения.
Исследование доходов студентов ВГУ проводилось среди студентов 2 и 4 курсов. Применялся многоступенчатый тип выборки, включающий несколько этапов: первый -квотная выборка, а второй - гнездовой отбор. Чтобы определить наиболее значимые характеристик генеральной совокупности для формирования квотной выборки, следует ответить на вопрос: мнение каких категорий студенческой молодежи могут различаться по указанной проблеме?
- во-первых, могут различаться мнения студентов естественнонаучных и гуманитарных специальностей;
- во-вторых, мнение студентов «бюджетников» и «договорников»;
- в-третьих, мнение студентов разных курсов.
Генеральная совокупность, на которую распространяются результаты данного исследования, составляет 17810 человек. Объём выборки включил в себя 400 респондентов. Анализ и обработка полученных данных проводились с помощью программы SPSS Statistics Base 22.0.
Для того, чтобы раскрыть тему доходов, получаемых студентами ВГУ, целесообразно будет изначально определить их материальное положение. Так, из таблицы 1 можно увидеть, что наиболее высокий уровень материального положения отмечают студенты таких фа-
культетов, как: юридический, экономический, ПММ, ФКН. Среди этих факультетов есть студенты, доходы которых позволяют приобретать абсолютно все. Около половины опрошенных респондентов всех факультетов соотносят свое материальное положение с категорией: «Доходы позволяют оплачивать счета, покупать продукты, недорогую одежду и бытовую технику».
Интересным является то, что самым «бедным» среди факультетов является физический факультет: практически у 4 % студентов этого факультета денег не хватает даже на еду. Это может быть связано с тем, что на данном факультете достаточно большое количество бюджетных мест. В 2019 году их количество было равно 187 единицам [6]. Следовательно, конкурс при поступлении для будущего первокурсника будет ниже и люди, чьё материальное положение не позволяет оплатить договорное обучение в ВУЗе, с большей вероятностью пройдут конкурсный отбор на бюджет именно на эти специальности.
Например, количество бюджетных мест на юридическом факультете всего 32, а на филологическом 20. Следовательно, и конкурс среди людей, желающих поступить, будет существенно выше. Конечно, в идеале будущую специальность следует выбирать исходя из предпочтений и того, что интересно. Но, к сожалению, не всегда есть такая возможность.
Если сопоставить формы обучения (бюджет/договор) с материальным положением, то можно выявить, что студенты, обучающиеся на коммерческой основе, имеют более высокое материальное положение, нежели студенты бюджетной
формы обучения. Однако, студенты, материальное положение которых относится к категории: «Доходы позволяют оплачивать счета, покупать продукты, недорогую одежду и бытовую технику» почти в равной степени обучаются на платной и бесплатной основе. Стоимость года на 1 курсе очной формы обучения варьируется от 94 800 рублей в год до 156 960 за два учебных семестра. Для людей с высоким уровнем материального положения будет проще найти эту сумму для получения желаемой специальности.
Таблица 1
Уровень материального положения студентов различных факультетов, в %
Юрид. | Истор. Экон. Хим. ФКН Физ. ПММ Фил
Денег не хватает даже на еду 2 0 0 2 2 4 2 0
Доходы позволяют только оплачивать счета и покупать дешевые продукты 12 26 12 11 14 26 15 50
Доходы позволяют оплачивать счета, покупать продукты, недорогую одежду и бытовую технику 40 46 58 63 50 55 44 18
Доходы достаточно высокие, можем оплачивать все, приобретать бытовую технику 13 26 24 18 22 13 27 23
Доходы позволяют не только оплачивать счета, покупать продукты и одежду высокого качества 27 0 2 4 4 2 12 7
Доходы позволяют приобретать абсолютно все 6 2 4 2 8 0 0 2
Тогда как люди, чьи доходы позволяют лишь оплачивать счета, покупать продукты, недорогую одежду и бытовую технику, могут пойти на договорную форму обучения, надеясь, что полученные знания, умения и диплом, станут социальным лифтом и помогут изменить социальное положение и материальный достаток в лучшую сторону.
Стипендия - важный показатель успешной учебы на бюджетной форме обучения. Из всего количества опрошенных респондентов около 40% получают стипендию. Лишь четверть студентов различных факультетов получают академическую стипендию. Повышенную стипендию получает 13 % опрошенных студентов, ведь только те, кто закрыл сессию на пятёрки, имеют возможность её получить. Далее следует социальная (11 %), стимулирующая (7 %) и оксфордская (3 %) стипендии. Их доля ниже, вероятнее всего, из-за того, что для их начисления недостаточно только лишь хорошей учёбы. Существует ряд требований, которым должен соответствовать студент, для их начисления.
Немаловажной является оценка студентами, получаемой стипендии. Большая часть опрошенных респондентов недовольны размером стипендии, так как ее «ни на что не хватает», либо же «хватает на часть необходимых покупок». Ответ, характеризующий стипендию, как «хватает на все и есть возможность делать сбережения» отметили лишь три процента опрошенных студентов. Возможно, эти студенты получают несколько видов различных стипендий, что в сумме дает хороший доход. Таким образом, исходя из полученных ответов,
можно сказать, что в целом студенты недовольны размером получаемой стипендии и даже не ощущают ее наличие.
Таблица 2
Оценка студентами размера стипендии, в %
Стипендии хватает на все и есть возможность делать сбережения 2
Стипендии достаточно, чтобы приобретать необходимые вещи и организовывать досуг 9
На стипендию можно купить необходимый минимум товаров 10
Стипендии хватает на часть необходимых покупок 28
Стипендии ни на что не хватает 51
Стоит отметить, что студенты второго курса чаще считают, что стипендии ни на что не хватает. Четвёртый курс настроен более оптимистично и чаще, чем второкурсники, выбирает такие ответы как «стипендии хватает на часть необходимых покупок» и «на стипендию можно купить необходимый минимум товаров». Однако лидерами по ответам «стипендии достаточно, чтобы приобретать необходимые вещи и организовывать досуг» и «стипендии хватает на все и есть возможность делать сбережения» являются второкурсники. Эту тенденцию можно объяснить тем, что старшие студенты уже научились так или иначе распределять свой бюджет и осознают, что с помощью стипендии можно удовлетворить минимум потребностей. Также с третьего курса появляется возможность получать ранее недоступный вид стипендии - стимулирующую, что способствует увеличению значимости этого источника дохода. Второй курс ещё не до конца разбирается в финансовых вопросах, из-
за этого чаще, чем у 4 курса, встречаются крайние варианты: не хватает ни на что или же, наоборот, на абсолютно всё хватает.
Социальные выплаты - ещё один из возможных доходов студентов во время прохождения обучения. Их наличие облегчает жизнь студента. Лишь у небольшого количества опрошенных (14%), имеется этот вид дохода.
В таблице 5 представлено распределение различных социальных выплат среди студентов. Так, большинство опрошенных респондентов получают пенсии (9%). Вероятно, это студенты, имеющие жизненные трудности и нуждающиеся в дополнительном доходе. Помимо этого, треть респондентов получают трудовые и социальные пособия, а также региональные выплаты. Остальные виды социальных выплат незначительный процент опрошенных студентов. Возможно, это связано с трудностями в получении данного вида выплат.
Важной частью доходов студента является наличие работы. Многие студенты начинают работать уже с поступлением в высшее учебное заведение, кто-то наоборот лишь после окончания ВУЗа. Полученные данные (табл. 4) свидетель-
ствуют, что на первых годах обучения в университете студенты, как правило, еще не адаптированы, и, как следствие, лишь малый процент имеет постоянную работу, однако кое-кто (23% опрошенных) уже подрабатывает. Ближе к концу обучения уже больший процент студентов старается найти себе работу (12%) или хотя бы подработку (33%) для увеличения собственного дохода.
Таблица 4
Зависимость наличия работы от курса обучения студента, в %__
Второй Четвертый
курс курс
Да, я имею постоян- 8 12
ную работу
Да, я подрабатываю 23 33
Нет, не работаю и не подрабатываю 69 55
Студенты, как правило, стараются найти работу в зависимости от занятости в учебное время. Поэтому наличие работы во многом зависит от факультета, на котором обучается студент. Большинство, независимо от факультета не имеет постоянной работы или подработки. Однако стоит отметить, что студенты экономического факультета, а также ФКН и ПММ чуть в большем процентном соотношении имеют постоянную работу, либо подработку. Наиболее несамостоятельными в плане наличия работы являются студенты юридического факультета, так как лишь 4 процента опрошенных студентов отметили наличие постоянной работы.
Также следует отметить, что наличие или отсутствие работы у студентов зависит от пола. Так, постоянную работу имеют 14% мужчин и только 6% женщин. Подрабатывают 33% лиц мужского пола и
Таблица 3
Виды социальных выплат, получаемых студентами, в %_
Да Нет
Пенсии 9 91
Трудовые и социальные пособия 3 97
Пособия для молодых специали- 1 99
стов
Выплаты для беременных и при рождении ребенка 1 99
Региональные выплаты 2 98
Помощь благотворительных фон- 0 100
дов
25% - женского. Чуть больше половины студентов (53%) не имеют никакой работы, а число студенток без работы значительно выше и составляет 69%. Возможно, молодые люди больше стремятся к независимости, самостоятельности в финансовых вопросах, а также хотят, как можно быстрее построить свою карьеру.
Таблица 5
Наличие работы у студентов в зависимости от факультета, в %
Юри Ис- Эко Хим ФК Фи- ПМ Фил
д. тор. н. Н зич. М
Да, я 4 7 12 6 13 9 14 11
имею
посто-
янную работу
Да, я 20 27 22 39 35 28 30 26
подрабаты-
ваю
Нет, не 76 66 66 55 52 63 56 63
рабо-
таю и
не под-
раба-
тываю
Фактором, который заставляет студентов находить себе работу или подработку, часто является место проживания. Те, кто снимают квартиру, чаще остальных имеют постоянную работу (15%), меньше всего работают на постоянной основе те, кто проживают дома с родителями (6%). Подработки есть у 39% респондентов, снимающих квартиры, а также у 26% живущих с родителями и в общежитии. Студенты, снимающие квартиру или комнату, больше нуждаются в постоянной работе или же подработке, потому что им необходимо не только покупать продукты, одежду и как-то организовывать свой досуг,
но и за аренду жилья. Однако собственные денежные средства хочется иметь всем, поэтому больше четверти опрошенных, которые живут с родителями, также находят себе подработки.
Опрос показал, что большинство респондентов имеет свободный график работы, в силу удобства совмещения. Помимо этого, многие студенты дневного отделения работают в свободное от учебы время, а именно в вечернее. Также около 20 % опрошенных респондентов работают в ночные смены, что является довольно сложно физически. Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что, несмотря на довольно плотную занятость из-за обучения, студенты стараются найти возможность дополнительного заработка в свободное от учебы время.
Помимо этого, индекс удовлетворенности оплатой труда, что почти в равном соотношении студенты и удовлетворены, и не удовлетворены своей заработной платой. Небольшое количество опрошенных респондентов полностью удовлетворены и чуть больше не удовлетворены совсем. Это может говорить о том, что у каждого студента свои ожидания о сумме вознаграждения за труд. Также для кого-то работа является одновременно и увлечением, из-за этого может и достаточно невысокая заработная плата быть удовлетворительной, так как положительные эмоции от процесса дают гораздо больше. Люди могут быть удовлетворены оплатой и в связи с тем, что они на своей работе получают не только материальные ресурсы, но и бесценный опыт. И вполне возможно, что у кого-то есть занятость,
ц Гп::а 1
которая, на самом деле, приносит им хороший доход. Отсутствие удовлетворённости объясняется тем, что работодатели часто не берут на высокооплачиваемые должности людей без высшего образования, а студенты находятся только в самом начале своего карьерного пути. На 4 курсе больше студентов, полностью удовлетворенных размером своей заработной платы, тогда как на 2 респонденты чаще выбирали вариант ответа «совсем не удовлетворён». Вероятно, за 2 года человек успевает приобрести опыт и необходимые навыки для того, чтобы доход стал несколько выше, а, следовательно, увеличилась и степень удовлетворённости им.
Были рассмотрены такие переменные как причина выбора именно той работы, на которой находится респондент, и на каком факультете он обучается. У различных факультетов разный уровень сложности и занятости студента, однако в ходе исследования было выявлено, что, несмотря на различия факультетов, основными причинами работы студентов были: необходимость в денежных средствах, а также интерес к выбранной работе. К тому же, было отмечено, что в меньше степени причинами выступали: «она соответствует моей специальности в университете», «на ней я получаю новые знания».
Таким образом, можно предположить, что, так как респондент является студентом, то есть находится в процессе обучения, то не может полноценно работать, следовательно, основной целью его подработки является заработок денежных средств. К тому же, такая причина как «соответствие моей специальности в университете» представлена в меньшей
степени, возможно, это связанно с тем, что для полноценной работы часто требуется полный рабочий день и наличие законченного высшего образования. И так как студент не может предоставить все вышеупомянутые требования, то ему приходится подрабатывать в других сферах и для других причин.
Таблица 6
Причины работы/подработки студентов в зависимости от факультета их обучения, в %
При- Факультет
чина
работы Ю Ис Э Х Ф Ф П Ф
р то ко и К из М ил
и р- н м- Н - М ол
д- ий о и и ог-
и м- й й ий
й и
й
Она со- 8 19 0 0 4 0 1 26
ответ- 6
ствует
моей
специ-
ально-
сти в
универ-
ситете
На ней 0 25 1 1 9 5 0 13
я полу- 1 4
чаю но-
вые
знания
Мне не 5 31 3 5 5 5 4 48
обхо- 4 9 9 2 5 7
димы
денеж-
ные
сред-
ства
Эта ра- 3 25 3 2 3 2 2 4
бота 1 9 7 0 0 6
мне ин-
тересна
Другое 8 0 1 0 4 2 1 8
1 0 0
Родители для любого человека являются одними из самых близких людей. Они любят своих детей всегда и в любом возрасте стараются им помочь. Неудивительно, что студенты получают помощь от родителей в том или ином виде. Её тоже можно причислить к доходам. Так, практически все студенты, независимо от курса и факультета получают родительскую помощь. Возможно, это связано с тем, что студент не может зарабатывать то количество денежных средств, чтобы самостоятельно прокормить себя и обеспечить всеми необходимыми вещами. (Табл. 7)
Таблица 7
Помощь родителей в зависимости от курса и факультета респондента, в %
Курс Факультеты
2 4 Ю И Э Х Ф Ф П Ф
- - р ст к и К и М ил
о ы и о о м Н з- М ол
й й д- р- н - и ог
и и о и й -
й й м й ий
и
й
Да, 9 9 9 9 9 9 9 9 9 91
по- 6 4 4 5 8 6 8 1 5
мо-
гаю
т
Нет 4 6 6 5 2 4 2 9 5 9
, не
по-
мо-
гаю
т
Респондентам был задан вопрос: «Если родители помогают Вам, то, как часто?». 42% студентов родители обеспечивают полностью, 35% родители помогают достаточно
часто, 14% иногда помогают, а иногда нет и, наконец, 7% очень редко помогают родители.
Для данного исследования необходимо выявить зависимость между наличием работы и помощью со стороны родителей респонденту. Благодаря полученным данным можно говорить о том, что студенты, которых полностью обеспечивают родители, а именно 85% от общей массы, не имеют постоянной работы и подработки. Студенты родители, которых помогают достаточно часто, разделились на две категории: 43 % респондентов имеют подработку и 47% - не работают вовсе. Если говорить о той категории студентов, которым родители помогают иногда, то они также, как и предыдущие делятся на подрабатывающих и не работающих. Студенты, которым приходится очень редко получать помощь со стороны родителей, по большей части, не работаю, но стоит заметить, что 27% из них все, же имеют постоянную работу в отличие от других категорий студентов.
Таким образом, совершенно понятно, что у студентов, которых полностью обеспечивают родители, нет необходимости в работе и подработке. Выше отмечено, что половина студентов, родители которых помогают очень редко, также не имеют работы или подработки, возможно, это связано с тем, что у них есть различные социальные выплаты и дополнительные стипендии, которые и позволяют обеспечить респондентов более или менее всем необходимым.
Следует отметить, что родители часто помогают студентам покупкой телевизора (61%), бытовой техники
для дома (61%), ноутбуков и компьютерной техники (60%), техники для кухни (59%), смартфонов и гадже-тов (44%). Это объясняется тем, что данные товары достаточно дорогостоящие, но в то же время необходимые для полноценной и комфортной жизни современного студента. Родители заботятся о своих детях и, следовательно, хотят обеспечить их всем необходимым. Как и ранее, основным источником дохода для большинства студенческой молодежи по-прежнему остаются родители [7, С.509].
Таблица 8
Частота работающих/подрабатывающих студентов в зависимости от родительской помощи, в %
Полно- Роди- Родители Роди-
стью тели ча- иногда по- тели
меня сто мне могают очень
обеспе- помо- мне, а редко
чивают гают иногда -нет мне помогают
Да, я 2 10 20 27
имею по-
стоянную работу
Да, я под- 12 43 40 23
рабаты-
ваю
Нет, не 86 47 40 50
работаю и
не подрабатываю
Респондентам был задан вопрос, «Вы что-нибудь берете в профсоюзной организации?». Благодаря таблице сопряженности нам удалось выявить, что большинство студентов либо не знают о таких льготах, либо не пользуются ими. За исключение физического, химического факультета и ПММ. Таким образом, можно предположить два варианта, почему льготами профсо-
юза не пользуются. Во-первых, многие студенты не знают о существовании данных льгот, что выяснилось при анализе открытых вопросов. Это может быть связано с некорректной работой профорга факультета. Во-вторых, при анализе открытых вопросов было сказано о неудобстве расположения корпусов, времени и выдачи льгот. И, в-третьих, нежелание пользоваться данными привилегиями.
Стоит отметить, что использование профсоюзных льгот не зависит от курса, на котором обучается студент. Лица мужского пола чаще берут билеты на спортивные матчи и в кино, тогда как девушки больше заинтересованы в абонементах в бассейн. Равное количество студентов и студенток получают через профсоюзную организацию путёвки на море (13%).
Также интересным моментом является тот факт, что лица, которые получают социальные выплаты, гораздо чаще используют возможности профсоюзной организации. Так, 15% тех, кто получает социальные выплаты, берут билеты на матчи, и только 9% неполучающих. Билеты в кино от профсоюзной организации получают 27% студентов, у которых есть социальные выплаты и только 12% студентов, у которых их нет. Достаточно большая разница наблюдается среди тех, кто берёт абонементы в бассейн: 20% против 5%. Отличие соотношения студентов, получающих путёвки на море, оказалась ниже, но всё-таки достаточно значительной: их получают 20% студентов, которые также имеют и социальные выплаты и 12%, у которых их нет. Объяснить данный факт можно тем, что в большинстве случаев социальные выплаты полагаются людям, у
которых возникла сложная жизненная ситуация.
Таблица 9
Использование профсоюзных льгот в зависимости от факультета, в %_
Бер у
билет ы на мат чи
Бер у
билет ы в кин о/те атр
Бер у
або
не-
мен
ты в
бас-
сей
н
Полу-чаю путев ки на отдых
Ни-чег о не
бер у
Дру гое
Факультет
Ю р.
14
15
31
Ис т.
12
15
Эк
18
Хи м.
24
12
22
29
11
Ф КН
15
15
Фи з.
30
29
22
10
15
11
17
18
20
15
Фи л.
11
12
22
20
14
Таким образом, основными источниками доходов студентов являются: дополнительный заработок, родительская помощь, социальные выплаты и студенческие стипендии. На формирование дохода влияют такие факторы как пол, возраст, место проживания, а также курс и факультет обучения.
Однако бюджет современного студента часто не позволяет ему даже полностью удовлетворять первичные потребности человека. В этом случае ему можно рекомендовать увеличить свой доход. Для этого следует привлекать разные источники. Так, если студент обучается на бюджетной основе, то разумным будет прикладывать максимум усилий для отличной учёбы и получения шанса стать обладателем других видов стипендий.
Если же вариант со стипендией не подходит или же её суммы всё равно оказывается мало, то по мере возможности студент может устроиться на подработку. Воронеж является городом с большим количеством студенческой молодёжи, именно этим можно объяснить наличие разнообразных контактных центров, в которые человек может пойти без законченного высшего образования и опыта работы. Часто в этой сфере работодатели рады видеть студентов и стараются сделать гибкий график, который сможет подойти максимально большому числу желающих. При устройстве на работу для обучающегося в высшем учебном заведении главное, чтобы рабочая деятельность не мешала учёбе, ведь на данном этапе жизни основным занятием должно быть получение знаний, умений и навыков, которые пригодятся в будущей профессии.
8
0
3
3
8
3
4
4
4
4
8
8
2
4
8
8
8
0
8
8
Также, на сегодняшний день очень распространён фриланс, студент в свободное от учёбы время может попробовать себя в этом поле. С помощью такой подработки он увеличит свой доход, выполняя несложные задания. Можно выделить следующие преимущества фриланса: удаленное рабочее место, гибкий график, возможность выбора проектов для работы, отсутствие начальства и офисной политики. Для студентов же огромным плюсом будет ненормированный рабочий день. Однако есть и минусы, к ним чаще всего относят высокую конкуренцию, необходимость самодисциплины и низкий доход.
Особенностью бюджета современного студента является нерациональное использование доступных средств. Современные условия таковы, что пропорциональность бюджетных средств и эффективность их расходования равна практически нулю [8, С.267].
Студенты - это социальная группа, которая обладает высокой мобильностью. Очевидно, что любому студенту необходимо как можно раньше научиться планировать и вести свой студенческий бюджет [9, С.88]. Они способны быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Именно поэтому проблема доходов и их увеличения не должна стать для них критической, ведь главное - это найти желание изменить свою жизнь к лучшему, а после этого найдутся и возможности, которые можно будет реализовать.
Литература
1.ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1621 «Итоги переписи-2010». // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&ui d=1824
2.Россия в цифрах, 2018: крат. стат. сб. / Федер. служба гос. статистики.- М.: Федер. служба гос. статистики, 2018 - 525 с.
3.Ургалкин Ю.А., Бондарев С.И., Чеджемов Г.А. Экономическое поведение человека в условиях становления рыночной экономики в современной России // Экономика и социология - 2014 - №4(24) - 138 с.
4.Нечаев В. И., Михайлушкин П.
B. Экономический словарь. - Краснодар: Изд-во Антри, 2009 - 464 с.
5.Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. -538 с.
6.Общее количество бюджетных мест в рамках контрольных цифр для приема на обучение в Воронежский государственный университет в 2019 году //
URL:http://www.abitur.vsu.ru/sites/def аиЮТ^/ admission2019/ kcp.pdf
7.Петров Д.С. Смена жизненных позиций современной российской молодежи в экономическом аспекте ее социокультурной адаптации // Жизненный мир научно-технической и социально-гуманитарной интеллигенции: общее и особенное / РГГУ, Социолог.фак-т, Центр социолог. исследований. Под общей ред. Ж.Т. Тощенко - М.:РГГУ,2015.-
C.506-512
8.Иванова Т.Н., Петров Д.С., Левина А.П., Горбачева Н.Б. Рынок труда выпускников вузов как локальный сегмент социально-экономической системы территориального образования // Азимут научных исследований: экономика и управление -2018 -Т.7 - №2(23) - С.266-268.
9.Матюшина Ю.Б., Петров Д.С. Факторы, влияющие на формирова-
ние бюджета современного студента. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. - 2019. - № 3. - С. 84-88.
Revenues in the budget of a modern Russian student
Matushina J.B., Petrov D.S., Petrova V.D.,
Voronezh State University, Russian state
University of justice The article discusses the income of students by the example of people who receive higher education in the Voronezh State University. The main sources of income and how they are affected by socio-demographic signs are identified. A comparative analysis of incomes of students from different courses and faculties is made. The nature of parttime work of students is studied. The income generated from the help of parents is analyzed. Examples of optimization of budget expenditures of Russian students are offered.
Keywords: income, budget, student, sources of
income References
1. VTslOM. Press release No. 1621 "Census 2010 Results". // URL:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=18 24
2.Russia in numbers, 2018: multiple. stat. Sat / Feder. state service statistics.- M .: Feder. state service statistics, 2018 - 525 s.
3. Urgalkin Yu.A., Bondarev S.I., Chejemov G.A.
Human Economic Behavior in the Formation of a Market Economy in Modern Russia // Economics and Sociology - 2014 - No. 4 (24) - 138 p.
4. Nechaev V.l., Mikhailushkin P.V. Economic
Dictionary. - Krasnodar: Antri Publishing House, 2009 - 464 p.
5.Vishnyakova S.M. Vocational education: Dictionary. Key concepts, terms, relevant vocabulary. - M.: NMTS SPO, 1999. -538 p.
6. The total number of budget places within the
control figures for admission to study at Voronezh State University in 2019 // URL: http: //www.abitur.vsu.ru/sites/default/files/ admission2019 / kcp.pdf
7.Petrov D.S. Change of life positions of modern Russian youth in the economic aspect of its sociocultural adaptation // Life world of scientific, technical and socio-humanitarian intelligentsia: general and special / RSUH, Sociologist. Faculty of Sociology. research. Under the general ed. J.T. Toshchenko - M.: RSUH, 2015.- S.506-512
8.lvanova T.N., Petrov D.S., Levina A.P., Gorbacheva N.B. The labor market of university graduates as a local segment of the socio-economic system of territorial education // Azimuth of Scientific Research: Economics and Management - 2018 -T.7 -No. 2 (23) - S.266-268. 9.Matyushina Yu.B., Petrov D.S. Factors affecting the budgeting of a modern student. // Bulletin of Voronezh State University. Series: History. Political science. Sociology. - 2019. - No. 3. - S. 84-88.