Научная статья на тему 'Доходы федерального бюджета, пути их роста'

Доходы федерального бюджета, пути их роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
927
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / КАЗНАЧЕЙСТВО / TREASURY / ДЕФИЦИТ / DEFICIT / РОССИЯ / RUSSIA / НЕФТЬ / САНКЦИИ / THE OIL SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вердиев Д.А.

В условиях уменьшения доходов федерального бюджета, вызванного в основном факторами внешнего порядка падение мировых цен на энергоресурсы, санкционная политика стран ЕС и США против России, сложная геополитическая обстановка, военный конфликт на Ближнем Востоке, поиск путей роста доходов за счет внутренних резервов приобретает особую актуальность. В статье проанализированы условия, которые привели к возникновению дефицита федерального бюджета в 2016 г. и определены пути, в соответствии с которыми доходная база федерального бюджета может быть увеличена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL BUDGET REVENUES, THE WAY OF THEIR GROWTH

In the conditions of reduction of incomes of the Federal budget caused by the OS mainly the external factors of the fall in world energy prices, the sanctions policy of the EU and the USA against Russia's complex geopolitical situation, military conflict in the middle East, the search for ways to increase revenues at the expense of internal reserves is of particular relevance. The article analyzes the conditions that led to the emergence of the Federal budget deficit in 2016 and the ways in which the revenue base of the Federal budget can be increased.

Текст научной работы на тему «Доходы федерального бюджета, пути их роста»

ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПУТИ ИХ РОСТА Д.А. Вердиев, студент

Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)

Аннотация. В условиях уменьшения доходов федерального бюджета, вызванного в основном факторами внешнего порядка - падение мировых цен на энергоресурсы, санкционная политика стран ЕС и США против России, сложная геополитическая обстановка, военный конфликт на Ближнем Востоке, поиск путей роста доходов за счет внутренних резервов приобретает особую актуальность. В статье проанализированы условия, которые привели к возникновению дефицита федерального бюджета в 2016 г. и определены пути, в соответствии с которыми доходная база федерального бюджета может быть увеличена.

Ключевые слова: бюджет, казначейство, дефицит, Россия, нефть, санкции.

Актуальность исследования путей роста доходов федерального бюджета связана с негативными макроэкономическими тенденциями 2014-2016 г., выраженными не только в падении цен на энергоресурсы, но и в высокой волатильности стоимости сырьевых активов на мировом рынке, а также ослаблении национальной российской валюты. Все эти негативные тенденции происходят на фоне сокращения международных резервов и падения объемов прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.

Современная геополитическая ситуация также вносит коррективы в развитие российской финансовой системы. Более того, с 2014 г. внешнеполитические и внешнеэкономические факторы начали играть значительную роль в процессе распределения бюджетных ресурсов. В 2015 г. Правительство РФ отказалось от составления трехлетнего бюджета и на рассмотрение Государственной Думы был внесен однолетний бюджет на 2016 г. Подобная ситуация уже наблюдалась в 2008 г. В качестве основных причин составления однолетнего бюджета на 2016 г. Министерством финансов РФ были озвучены стремление минимизировать вероятность возникновения ошибок при прогнозировании доходов в условиях высокой волатильности мировых рынков.

Следующей новацией в процессе исполнения бюджета на 2016 г. был отказ от бюджетного правила, которое действовало с момента создания Стабилизационного фонда и «по содержанию представляло собой отсечение и последующее накопление сверхдоходов от продажи нефти» [1; с. 224]. Несмотря на необходимость существования такого

бюджетного правила, его спешная отмена, делает бюджет 2016 г. похожим на экстраординарный. С другой стороны, 2016 г. оказался нелегок для российской экономики, поэтому повышенные риски требуют чрезвычайных и оперативных мер реагирования.

Основные характеристики бюджета на 2016 г. определены ФЗ РФ № 359-Ф3 от 14.12.2015 г. (в ред. 22.11.2016 г.) «О федеральном бюджете на 2016 г.»:

1. Доходы федерального бюджета -13 368,5 млрд. руб.

2. Расходы федерального бюджета -16 402,9 млрд. руб.

3. Дефицит федерального бюджета -3 034,4 млрд. руб.

Таким образом, проблема увеличения доходов федерального бюджета стоит наиболее остро. Однако, проблема роста доходной базы федерального бюджета заключается не просто в поиске путей увеличения отдельных направлений доходов, а в поиске путей диверсификации источников доходов. На сегодняшний момент, «доля нефтегазовых доходов в бюджете находится на уровне 46-49%, что говорит о критической зависимости от мировой конъюнктуры» [3; с. 110]. В условиях, когда чуть менее половины доходной базы федерального бюджета зависит от колебания мировых цен, то есть от внешней среды, необходимо обратить внимание на развитие доходной базы за счет внутренней среды, а для нефтегазовые доходы определять исходя из пессимистического сценария и при увеличение цен на мировых рынках воспринимать как сверхдоходы от продажи нефти и газа.

Соответственно, учитывая современные макроэкономические реалии, было бы ошиб-

кой пытаться спрогнозировать поведение мировых цен на энергоресурсы и предлагать это как один из путей увеличения доходов бюджета. Постоянно меняющаяся геополитическая ситуация, усиление роли России в мировом сообществе, ситуация на Ближнем Востоке, - все эти факторы оказывают влияние на мировые цены на энергоресурсы. Поэтому, если опираться только на математический аппарат (данные прошлых лет) и экономические показатели, то вероятность ошибки в прогнозах будет слишком большой, так как не проанализирована политическая составляющая современных макроэкономических процессов.

Таким образом, определять пути роста доходов федерального бюджета нужно, исходя из доходов, не связанных с поступлениями от газа и нефти. Поэтому мероприятия, связанные с увеличением доходной базы федерального бюджета должны лежать в следующих плоскостях:

- совершенствование системы налогообложения;

- совершенствование системы управления неналоговыми доходами.

Если совершенствование системы налогообложения предполагает построение такой налоговой системы, чтобы она отвечала интересам не только государства, но и среднего и малого бизнеса, стимулируя его развитие, то управление совершенствованием системы неналоговых доходов имеет гораздо больше объектов наблюдения, которые к тому же значительно дифференцированы и каждое из направлений неналоговых доходов имеет свою специфику.

К неналоговым доходам относятся доходы от продажи имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемыми казенными учреждениями, а также средства самообложения граждан; средства, полученные в результате применения мер юридической ответственности и иные неналоговые поступления.

Увеличение доходной базы за счет продажи государственного и муниципального имущества в период социально-экономического кризиса сталкивается не только различными рода трудностями, как в плане поиска покупателя, так и в плане определения цены. С экономической точки зре-

ния, действующий механизм продаж государственного и муниципального имущества на основе оценки чистых активов позволяет существенно занижать его стоимость. «При определении цены имущества на основе чистых активов оценка объектов недвижимости смешивается с результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия» [4; с. 28]. К правовым проблемам приватизации государственного и муниципального имущества относится отсутствие стройной системы законодательства, позволяющей четко регламентировать правила и порядок приватизации. Спорным вопросом приватизации является также и то, что продажа государственного и муниципального имущества может быть осуществлена через механизмы скрытого банкротства, когда у предприятия есть определенные долги перед кредиторами, в связи, с чем стоимость предприятия существенно занижается. Таким образом, несмотря на кризисные явления в российской экономике необходимо адекватно подходить к оценке стоимости предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, оценивая их доходным методом, опираясь на рыночные показатели стоимости предприятия, а не на оценку методом чистых активов. Более ответственно необходимо подходить к подбору покупателей государственной и муниципальной собственности, изучать их деятельность и цели приобретения объектов недвижимости. В таком случае, с одной стороны, произойдет замедление процесса продажи государственной и муниципальной собственности, но, с другой стороны, увеличится цена продаваемых объектов недвижимости. Кроме того, необязательно продавать государственную собственность. Объекты государственной собственности могут сдаваться в аренду, однако, для этого необходимы соответствующие инвестиции, чтобы потенциальные арендаторы начали воспринимать эту недвижимость с точки зрения получения выгоды, а не с точки зрения дополнительных расходов на обустройство инфраструктуры.

Что касается увеличения налоговых доходов федерального бюджета, то в период падения платежеспособности населения, необходимо, снижать налоговое бремя для предприятий малого и среднего бизнеса, вводить льготы, стимулирующие развитие малого

предпринимательства, активизировать работу Фондов поддержки малого и среднего бизнеса в регионах. Такие меры будут способствовать выходу из тени не только предприятий малого и среднего бизнеса, но лиц из сегмента неформальной занятости, которая представляет существенную проблему для формирования доходной базы федерального бюджета.

Увеличение инновационного потенциала российской экономики также положительным образом воздействует на увеличение налоговых доходов федерального бюджета, так как предприятия начинают реализовывать продукцию с высокой добавленной стоимостью, а за счет этого увеличиваются налоговые поступления в федеральный бюджет. В качестве стимулов инновационного экономического развития необходимо расширять перечень организаций, осуществляющих свою деятельность в области науки и образования, гранты (безвозмездная помощь) которым не подлежит налогообложению. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 г. №602 (в ред. от 28.10.2016) «Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в РФ, не подлежат налогообложе-

мент находится 16 организаций. В 2016 г. было добавлено Федеральное агентство по делам молодежи части грантов, которые предоставлены по итогам двух молодежных форумов. Соответственно, расширение данного перечня организаций позволит увеличивать инновационный потенциал российской экономики и стимулировать производство продукции с высокой добавленной стоимостью, что положительным образом скажется на росте доходов федерального бюджета за счет увеличения налоговых поступлений от этих предприятий.

Подводя итог данной статьи можно сказать, что увеличение доходной базы федерального бюджета должно происходить за счет институциональных преобразований в российской экономике, а не за счет поиска путей наилучшего прогнозирования мировых цен на энергоресурсы, как это происходит сейчас. Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, адекватные меры, направленные на снижение доли населения в сегменте неформальной занятости, разработка механизма поддержки инновационных предприятий, усиление контроля за эффективностью продажи предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности - все эти меры будут способствовать увеличению доходной базы федерального бюджета.

нию». В этом перечне на сегодняшний мо-

Библиографический список

1. Бехер В.В. Особенности федерального бюджета на 2016 г.: перспективы экономического и правового роста // Ленинградский юридический журнал. -2016. - №1 (43).

2. Федеральный Закон РФ № 359-Ф3 от 14.12.2015 г. (в ред. 22.11.2016 г.) «О федеральном бюджете на 2016 г.».

3. Понкратов В.В. Формирование и использование нефтегазовых доходов федерального бюджета в условиях низких цен на энергоресурсы и отсутствия бюджетного правила // Экономика. Налоги. Право,2016. - №2.

3. Бокарева Л.Г. Современные проблемы приватизации федерального имущества // Имущественные отношения в РФ. -2013. - №1 (136).

FEDERAL BUDGET REVENUES, THE WAY OF THEIR GROWTH D.A. Verdiev, student

Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. In the conditions of reduction of incomes of the Federal budget caused by the OS mainly the external factors of the fall in world energy prices, the sanctions policy of the EU and the USA against Russia's complex geopolitical situation, military conflict in the middle East, the search for ways to increase revenues at the expense of internal reserves is of particular relevance. The article analyzes the conditions that led to the emergence of the Federal budget deficit in 2016 and the ways in which the revenue base of the Federal budget can be increased.

Keywords: budget, treasury, the deficit, Russia, the oil sanctions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.