Научная статья на тему 'Доходы бюджета в системе финансового регулирования'

Доходы бюджета в системе финансового регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1354
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ПЕРСПЕКТИВНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ / BUDGET SYSTEM / BUDGET / BUDGET REVENUES / TAX REVENUES / NON-TAX REVENUES / TAX SYSTEM / PROMISING BUDGET FORECASTING AND PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боголиб Татьяна Максимовна

В статье раскрыто архитектонику формирования доходов бюджета как составляющую финансового регулирования. Обосновано финансовый механизм взаимовлияния макроэкономической среды и доходной части бюджета. Усовершенствованы положения по повышению эффективности формирования дохода бюджета; подходы к формированию доходной части бюджета в части усиления взаимосвязи между институциональными составляющими бюджетной системы, методологические основы перспективного прогнозирования и планирования доходов бюджета. Раскрыто подходы к определению приоритетных направлений бюджетной политики в области доходов с учетом устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, положения о целесообразности институциональных изменений системы формирования доходов бюджета на основе активизации финансового регуляторного потенциала государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budget revenues in the financial regulation

In the article the architectonic formation of budget revenues as a component of financial regulation. Justified by the financial mechanism of interference in the macroeconomic environment and the revenue side. Improved provisions to improve the efficiency of formation of budget revenue; Approaches to the revenue side of the budget in terms of strengthening the relationship between the institutional components of the budget system, the methodological basis of forecasting and planning long-term revenues. Disclosed approaches to identifying priority areas of fiscal policy in the field of income, taking into account the stability and balance of the budget system, the provisions of the appropriateness of institutional changes of formation of budget revenues through increased financial capacity of the regulatory state.

Текст научной работы на тему «Доходы бюджета в системе финансового регулирования»

Section 16. Economics and management

nars and trainings to improve awareness of women entrepreneurs about the legislation on business regulation.

Finally, the key condition for success in women’s entrepreneurship and overcoming gender stereotypes is to increase self-esteem among women entrepreneurs. In this connection it is necessary to:

— Carry out broad information campaigns aimed at the overcoming of gender stereotypes that impede women’s progress;

— Provide targeted psychological support to women with an inferiority complex and women affected by gender stereotypes (that were revealed in the course of the survey).

A comprehensive state programme of activities, supported by necessary resources, is needed to increase women’s participation in private entrepreneurship, support of their economic initiatives and to broaden their economic possibilities.

Bogolib Tatiana Maksimovna, doctor of economic sciences, professor, academician of the Academy of Economic Sciences of Ukraine, Head of the Department of Finance, monetary circulation and credit, Dean of Financial and Economic Department SHEE "Pereyaslav-Khmelnitskiy

SPU named after Grygoriy Skovoroda" E-mail: Bogolib60@mail.ru

Budget revenues in the financial regulation

Abstract: In the article the architectonic formation ofbudget revenues as a component offinancial regulation. Justified by the financial mechanism of interference in the macroeconomic environment and the revenue side. Improved provisions to improve the efficiency of formation of budget revenue; Approaches to the revenue side of the budget in terms of strengthening the relationship between the institutional components of the budget system, the methodological basis of forecasting and planning long-term revenues.

Disclosed approaches to identifying priority areas of fiscal policy in the field of income, taking into account the stability and balance of the budget system, the provisions of the appropriateness of institutional changes of formation ofbudget revenues through increased financial capacity of the regulatory state.

Keywords: budget system, budget, budget revenues, tax revenues, non-tax revenues, tax system, promising budget forecasting and planning.

Боголиб Татьяна Максимовна, доктор экономических наук, профессор, декан финансово-экономического факультета, заведующая кафедрой финансов, денежного оборота и кредита ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды»,

академик Академии экономических наук Украины E-mail: Bogolib60@mail.ru

Доходы бюджета в системе финансового регулирования

Аннотация: В статье раскрыто архитектонику формирования доходов бюджета как составляющую финансового регулирования. Обосновано финансовый механизм взаимовлияния макроэкономической среды

for lowering costs and strengthening cooperation and collaboration;

— The introduction of a ban on the dissemination of traditional and religious views in state mass media.

One of the important conditions for strengthening the institutional basis for women’s entrepreneurship would be to increase women entrepreneurs’ involvement in associations and professional organisations by disseminating information on their activity among women. The key function ofbusiness associations in this area may include:

— Constructive dialogue with the government on improving the business environment;

— The drafting and publication of brochures, booklets and posters containing information on what should be done to start a business, how business is regulated by the state, and the stages of enterprise foundation, and the dissemination of these publications among women;

— Training of women on the basics of entrepreneurship activity: organisation of informational semi-

176

Секция 16. Экономика и управление

и доходной части бюджета. Усовершенствованы положения по повышению эффективности формирования дохода бюджета; подходы к формированию доходной части бюджета в части усиления взаимосвязи между институциональными составляющими бюджетной системы, методологические основы перспективного прогнозирования и планирования доходов бюджета.

Раскрыто подходы к определению приоритетных направлений бюджетной политики в области доходов с учетом устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, положения о целесообразности институциональных изменений системы формирования доходов бюджета на основе активизации финансового регуляторного потенциала государства.

Ключевые слова: бюджетная система, бюджет, доходы бюджета, налоговые поступления, неналоговые поступления, налоговая система, перспективное бюджетное прогнозирование и планирование.

Актуальность проблемы. Доходы бюджета являются весомой составной системы финансовых отношений. Полнота и своевременность их формирования определяет возможность исполнения расходных обязательств для обеспечения активного социально-экономического развития страны. Цикличность развития экономики в условиях усиления процессов глобализации обуславливает трансформации состава и объема доходной части бюджета.

Перспективное прогнозирование и планирование доходов бюджета влияет на обоснованность показателей социально-экономического развития страны. Важное значение приобретают вопросы внедрения эффективных механизмов, которые предусматривают системность реализации бюджетной политики в сфере доходов, взаимосогласование инструментов формирования доходов бюджета в системе финансового регулирования.

Среди весомых научных исследований зарубежных ученых в сфере формирования доходов бюджета как составной финансового планирования можно назвать труды Е. Балацкого, М. Бунге, Дж. Бьюкенена, С. Витте, А. Илларионова, Дж. Кейнса, Г. Кругмана, А. Лаффера, В. Лебедева, И. Майбурова, Дж. Миля, И. Озерова, А. Смита, Дж. Стиглица.

Вопросам формирования доходов бюджета в системе экономического регулирования посвящены исследования украинских ученых: О. Василика, В. Гей-ца, И. Запатриной, Ю. Иванова, И. Луниной, С. Юрия и других.

Вместе с этим, на данном этапе важным является определение соответствующих интеллектуальных основ формирования доходов бюджета в системе финансового регулирования, усовершенствования механизма формирования доходов бюджета с учетом необходимости обеспечения надлежащего уровня социальных стандартов и экономического роста страны.

Формирование доходов бюджета должно осуществляться с учетом цикличности экономического

развития, использования действенных бюджетных методов и инструментов, интеграции в бюджетный процесс среднесрочного бюджетного планирования и прогнозирования, усовершенствования налоговой системы. Вышесказаное определяет актуальность данной проблемы.

Целью исследования данной проблемы является раскрытие и усовершенствование теоретико-методологических основ формирования доходов бюджета в системе финансового регулирования.

В статье впервые раскрыто архитектонику формирования доходов бюджета как составную финансового регулирования, которая основывается на определении соответствующих экономических взаимосвязей, фискального потенциала налоговой системы с учетом циклов экономического развития и адаптационных возможностей бюджетных отношений к институциональным преобразованиям экономики, что будет содействовать повышению эффективности стимулирующего влияния бюджета на экономическое развитие страны.

Бюджетная политика в сфере формирования доходной части бюджета является действенным инструментом регулирования социально-экономических процессов. Доходы бюджета должны определятся как экономическая, правовая и материальная категория, а также с позиций социального и исторического аспектов. Способность доходов бюджета как важного инструмента бюджетной политики влиять на социально-экономические процессы в стране обеспечивается прежде всего уровнем развития экономики. Формирование доходов бюджета раскрывается в разрезе моделей финансового регулирования: латиноамериканской, американояпонской, европейской и скандинавской социально ориентированной. На действенность бюджетного механизма существенно влияет структура доходов бюджета, которая играет весомую роль в достижении общественного развития.

177

Section 16. Economics and management

Мы раскрыли архитектонику формирования доходов бюджета как составную финансового регулирования, которая основывается на определении соответствующих экономических взаимосвязей, фискального потенциала налоговой системы с учетом циклов экономического развития и адаптационных возможностей бюджетных отношений к институциональным преобразованиям экономики, что содействует повышению эффективности стимулирующего влияния бюджета на экономическое развитие страны. Важным является определение направлений регулирования в сфере бюджетных доходов исходя из основных задач и целей экономического развития на среднесрочную перспективу.

Налоговая политика должна быть направлена на расширение объемов внутреннего спроса и стимулирования деловой активности субъектов предпринимательской деятельности.

Доходы сектора государственного управления ЕС напротяжении 1995-2012 годов в среднем составили 44,7% валового внутреннего продукта [4]. Анализ эластичности налоговых поступлений развитых стран свидетельствует о их разной налогоспособности, которая корректирует с уровнем развития производительных сил, безработицы и сальдо платежного баланса. Основными приоритетами определено дальнейшее расширение и укрепление налоговой базы, усовершенствование налогового администрирования, обеспечение условий инновационного развития экономики. Существенные изменения произошли в системе налогового контроля путем усовершенствования и обновления его принципов, форм и методов. Финансово-экономическая рецессия позначилась обострением дисбалансов в сфере государственных финансов, которые определяют приоритеты бюджетной политики в сфере доходов в среднесрочной перспективе.

Формирование и осуществление бюджетной политики в сфере доходов должно основываться на подходах, направленных на достижение финансовой сбалансированности и действенности экономических преобразований. Доходы бюджета формируют финансовые возможности государства, которые определяют в дальнейшем потенциал системы финансового регулирования. Архитектоника процесса формирования доходов бюджета является основой бюджетно-налоговой политики и должна рассматриваться из позиции двух подходов — системности и процессуальности.

Использование доходов бюджета как инструмента регулирования социально-экономического разви-

тия страны имеют определенные особенности в период трансформационных изменений экономики, которые состоят в обеспечении макроэкономического равновесия, создании благоприятной финансовой среды для развития стратегических отраслей. Важным направлением регулирующей роли доходов бюджета является влияние на экономический рост страны. Формирование доходов бюджета должно осуществляться с учетом направлений социальноэкономического развития страны, направленных на обеспечение благоприятной макроэкономической среды, стабилизацию системы государственных финансов.

Особенности формирования доходов бюджета в системе экономического регулирования выявляются в их составе и структуре, эффективность их прогнозирования определяет уровень результативности осуществления органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций. Прогнозирование доходов бюджета является важной составной системы бюджетного регулирования, которая обеспечивает формирование бюджетных показателей путем определения целей как на следующий бюджетный период так и на среднесрочную перспективу с целью повышения прозрачности, эффективности и действенности бюджетного процесса.

С началом рецессии повысилась роль финансового регулирования, наблюдается активное использование бюджетно-налоговых инструментов. Динамика налоговых поступлений и доходов бюджета в целом связана с реализацией стимулирующей финансовой политики [5].

Возможности использования доходов бюджета в макроэкономическом регулировании связаны с условиями и результатами производства, уровнем развития экономических отношений. Доходы бюджета являются адаптивным механизмом в системе финансового регулирования, направленным на обеспечение адекватности регулятивных мероприятий экзогенным и эндогенным изменениям экономической среды с целью социально-экономического развития страны и административно-территориальных единиц. Среднесрочное бюджетное планирование является необходимым условием повышения эффективности процесса бюджетного планирования, усиления влияния системы формирования доходов бюджета на социально-экономическое развитие страны.

Становление рыночных отношений в Украине сопровождалось стабилизацией налогового коэф-

178

Секция 16. Экономика и управление

фициента, который напротяжении 1998-2012 годов находился в рамках 17,98-25,70 процентов валового внутреннего продукта [3].

Удельный вес доходов сводного бюджета Украины в валовом внутреннем продукте за период 1998-

2012 годы в среднем составил 29,09 процента в том числе налоговые поступления — 21,54 процентов; неналоговые поступления — 6,16; целевые фонды — 0,92; доходы от операций с капиталом — 0,43; официальные трансферты — 0,05% (табл. 1) [3].

Таблица 1. - Удельный вес доходов сводного бюджета Украины в валовом внутреннем продукте за период 1998-2012 годы,%

1 а Всего в том числе: Налоговые поступления Налог на доходы физических лиц Налог на прибыль предприятий Налог на добавляемую стоимость Не налоговые поступления Доходы от операций с капиталом Целевые фонды

1998 28,19 21,30 3,48 5,55 7,27 2,53 0.06 4,3

1999 25,20 19,26 3,40 4,87 6,45 2,61 0,33 3,00

2000 28,88 18,41 3,75 4,53 5,5 7,44 0,04 2,99

2001 26,90 17,98 4,30 4,06 5,07 8,05 0,22 0,54

2002 27,44 20,10 4,79 4,16 5,97 6,51 0,49 0,21

2003 28,16 20,32 5,06 4,95 4,71 6,82 0,67 0,27

2004 26,52 18,30 3,83 4,68 4,85 7,12 0,73 0,25

2005 30,40 22,21 3,92 5,32 7,66 7,20 0,64 0,31

2006 31,57 23,11 4,19 4,81 9,26 7,45 0,59 0,39

2007 30,52 22,38 4,77 8,24 6,74 0,88 0,51

2008 31,42 23,96 4,84 5,05 9,71 6,39 0,71 0,35

2009 29,89 22,78 4,87 3,62 9,26 6,40 0.40 0,24

2010 29,05 21,66 4,71 3,73 7,97 6,82 0,29 0,25

2011 30,61 25,70 4,63 4,23 9,,99 4,61 0,18 0,08

2012 31,57 25,55 4,83 3,95 9,84 5,73 0,21 0,06

^Составлено автором по данным Министерства финансов Украины

Среди налоговых поступлений наибольший удельный вес приходится на налог на добавленную стоимость — в среднем 7,45 процента; налог на прибыль предприятий — 4,55 процента; налог на доходы физических лиц — 4,36 процента.

Наибольший удельный вес в структуре неналоговых поступлений приходится на собственные поступления бюджетных учреждений и доходы от собственности в валовом внутреннем продукте за период 1998-2012 годов в среднем составил 6,16 процента, в том числе и собственные поступления бюджетных учреждения 2,61 процента; доходы от собственности с предпринимательской деятельности 1,89% [3].

Финансово-экономическая рецессия привела к замедлению темпов роста макроэкономических показателей, что позначилось на динамике доходов бюджетов всех уровней, прежде всего в части налоговых поступлений.

Удельный вес межбюджетных трансфертов в структуре доходов местных бюджетов увеличился с 45,49% в 2007 году до 55,25% в 2012 году [3].

В современных условиях важным является определение влияния налоговой нагрузки на доходную часть сводного бюджета, рост реального валового продукта. При увеличении удельного веса доходов сводного бюджета Украины в валовом внутреннем продукте на один процент за период 1998-2012 годов прирост реального валового внутреннего продукта уменьшился на 0,59%, соответствующего показателя налоговых поступлений на 0,91%, соответственного показателя от целевых фондов на 0,9%; соответствующего показателя налоговых поступлений увеличивается на 1,57%; соответствующего показателя доходов от операций с капиталом на 7,41% [3].

Важной в современных условиях является разработка долгосрочной бюджетной стратегии, которая будет содействовать повышению результативности структурных преобразований экономики и социальной сферы. Формирование основных направлений бюджетной политики в сфере доходов бюджета должно быть направлено на создание соответствующих условий для обеспечения долгосрочного экономического роста.

179

Section 16. Economics and management

Система формирования доходов бюджета должна быть сбалансированной в среднесрочном и долгосрочном периодах, что прежде всего касается задолженности субъектов предпринимательской деятельности относительно платы налогов и сборов, уровня выполнения запланированных бюджетных показателей.

Доходы бюджета являются весомым инструментом обеспечения социально-экономического развития страны. Экономическая сущность бюджета раскрывается как совокупность финансовых отношений в процесс аккумуляции удельного веса валового внутреннего продукта к централизованным фондам под влиянием мероприятий государственного регулирования. Формирования доходов бюджета исполняет акумулюющую и распределительно-регулирующую функции вместе с реализацией основных финансовых и социальных принципов [1].

Система формирования доходов бюджета как динамическая система, которая развивается в зависимости от экономических преобразований, должна задействовать соответствующие регулирующие механизмы. Доходы бюджета являются весомым инструментом бюджетного регулирования, инструментов и рычагов для их достижения с целью обеспечения развития макроэкономической среды, осуществления последовательных и эффективных мероприятий в налогово-бюджетной

сфере. В условиях трансформационных преобразований бюджетная политика должна реализовать адаптационно-регуляторный потенциал с целью обеспечения стабильности государственных финансов.

Упорядочение регулирующих целей бюджетной политики в сфере доходов позволяет обеспечить сбалансированность процесса перераспределения финансовых ресурсов, повышения стандартов жизни граждан. Необходимым является обеспечение преобразование системы формирование доходов бюджета в эффективный инструмент реализации социальноэкономической политики на основе проведения модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности. Регуляторные мероприятия требуют повышения качественного уровня финансовой политики с учетом цикличности развития экономики.

В современных условиях развития экономики целесообразным является определение соответствующих институциональных основ формирования доходов бюджета, усовершенствование системы бюджетного планирования с учетом необходимости обеспечения надлежащего уровня социальных стандартов и экономического роста страны, создания финансовых возможностей для возобновления инвестиционной активности, в том числе путем дальнейшего проведения налоговых преобразований с учетом динамики макроэкономических показателей.

Список литературы:

1. Бюджетный Кодекс Украины. К.: Аттика, 2013-124 с.

2. Закон Украины «О государственном бюджете Украины». К.: Верховная Рада, 2013-136 с.

3. Звгг Мшстерства фшанав Украши «Про виконання державного бюджету Украши за 2013 рж» - [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://www.minfin.gov_ua/control/uk/publish/article?art_id=3974571cat_id=53608.

4. Державна служба статистики Украши - [Електронний ресурс] - Режим доступу: URL http://www.ukrstat. gov.ua.

5. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора/Дж. Стиглиц; пер. с англ. - М.: МГУ 1997 - с. 73.

Schukina Alla Yakovlevna, Doctor of Economic sciences, professor «Volzhsky University after V. N. Tatishchev» E-mail: shukinaai@rambler.ru Vasilyev Alexander Nikolaevich, «Volzhsky University after V. N. Tatishchev», Postgraduate, the Faculty of Theoretical, applied and world economy

Mechanism of the analysis of economic stability of the organization

Annotation: on the basis of regularly counted balance sheet of the enterprise the methodology of the forecast of possibility of development of the crisis situations connected with decline in demand for made production which will allow to make timely and more reasonable administrative decisions is offered.

Keywords: crisis situations, mathematical methods, it is sold, economic stability, the analysis mechanism, the forecast, profit.

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.