Научная статья на тему 'Договоры купли-продажи у волжских болгар мусульманского периода (x-начало XIII вв. )'

Договоры купли-продажи у волжских болгар мусульманского периода (x-начало XIII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЖСКИЕ БОЛГАРЫ / ТОРГОВЛЯ / КУПЛЯ-ПРОДАЖА / ДОГОВОР / ТОВАР / VOLGA BULGARIANS / TRADE / CONTRACT / PURCHASE AND SALE / COMMODITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеев Р. М., Мухамадеев А. Р.

В статье рассматриваются торговые взаимоотношения волжских болгар, важным элементом которых являлись договоры купли-продажи. Расцвет торгово-экономических отношений повлиял и на качество, упорядочение договорных отношений. Договоры купли-продажи могли дополняться другими договорами охраны, сопровождения товаров и т.д. Оформленные письменно и закрепленные клятвами, печатями договоры имели особую силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Purchase and sale contracts of the Volga Bulgarians of Islamic period (X-XIII centuries)

The article deals with the trade relations of the Volga Bulgarians, the important element of which was purchase and sale contracts. The blossom of trade and economic relations influenced on quality, regulation of contractual relati-onships. Purchase and sale contracts could be complemented with other contracts the protection, accompaniment of goods, etc. Contracts which were legalized in writing and confirmed with oaths and stamps had a special power. Development of social relations caused Volga Bulgarians use contracts from private law governing relations ensuring the interests of individual proprietors and partnerships, as well as personal relationships in society. Similar treaties governing property, and related property relations were contracts of sale, barter agreements, loan agreements, partnership agreements, etc. With the development of feudalism, accompanied by the general rise in the economy of the Volga Bulgaria and expanding trade zones, the conclusion of all sorts of favorable contracts and agreements constituting liability law, it became commonplace. The most common of them the sales contract. If in the pagan period, similar agreements were concluded mainly orally, the period of the Volga Bulgaria trade and economic dawn, coinciding with the Muslim period of development, they are made ​​in writing in Arabic font.

Текст научной работы на тему «Договоры купли-продажи у волжских болгар мусульманского периода (x-начало XIII вв. )»

УДК 34(091) (470.41)

Р.М.Валеев, А.РМухамадеев

ДОГОВОРЫ КУПЛИ-ПРОДАЖИ У ВОЛЖСКИХ БОЛГАР МУСУЛЬМАНСКОГО ПЕРИОДА (X-НАЧАЛО XIII ВВ.)1

В статье рассматриваются торговые взаимоотношения волжских болгар, важным элементом которых являлись договоры купли-продажи. Расцвет торгово-экономических отношений повлиял и на качество, упорядочение договорных отношений. Договоры купли-продажи могли дополняться другими договорами - охраны, сопровождения товаров и т.д Оформленные письменно и закрепленные клятвами, печатями договоры имели особую силу.

Ключевые слова: волжские болгары, торговля, купля-продажа, договор, товар.

R.M.Valeev, A.R.Mukhamadeev PURCHASE AND SALE CONTRACTS OF THE VOLGA BULGARIANS OF ISLAMIC PERIOD (X-XIII CENTURIES).

The article deals with the trade relations of the Volga Bulgarians, the important element of which was purchase and sale contracts. The blossom of trade and economic relations influenced on quality, regulation of contractual relati-onships. Purchase and sale contracts could be complemented with other contracts - the protection, accompaniment of goods, etc. Contracts which were legalized in writing and confirmed with oaths and stamps had a special power.

Development of social relations caused Volga Bulgarians use contracts from private law governing relations ensuring the interests of individual proprietors and partnerships, as well as personal relationships in society. Similar treaties governing property, and related property relations were contracts of sale, barter agreements, loan agreements, partnership agreements, etc. With the development of feudalism, accompanied by the general rise in the economy of the Volga Bulgaria and expanding trade zones, the conclusion of all sorts of favorable contracts and agreements constituting liability law, it became commonplace. The most common of them - the sales contract. If in the pagan period, similar agreements were concluded mainly orally, the period of the Volga Bulgaria trade and economic dawn, coinciding with the Muslim period of development, they are made in writing in Arabic font.

Keywords: the Volga Bulgarians, trade, purchase and sale, contract, commodity.

Развитие общественных отношений обусловило применение волжскими болгарами договоров из области частного права, регулирующих отношения, обеспечивающих интересы отдельных собственников и товариществ, а также личные отношения членов общества. Подобными договорами, регулирующими имущественные, и связанные с ними неимущественные отношения являлись договоры купли-продажи, договоры мены, договоры займа, договоры о товариществе и т.д.

С развитием феодализма, сопровождающегося общим подъемом экономики Волжской Болгарии и расширением зон торговли, заключение всевозможных выгодных договоров и соглашений, составляющих обязательственное право, стало делом обычным. Самый распространенный из них - договор купли-продажи. Если в языческом периоде подобные договоры заключались в основном в устной форме, то в Волжской Болгарии периода торгово-экономического рассвета, совпадающего с мусульманским периодом развития, они оформлялись письменно на арабском шрифте.

Отсутствие исторических источников в виде конкретных договоров в деловой сфере волжских болгар не дают основания сомневаться в их существовании. Расцвет внешней и внутренней торговли, ее роль в развитии Булгарии, только подталкивает на мысль о повсеместности заключения договоров. Ярким примером договора купли-продажи можно считать эпизод продажи в рабство Йусуфа его братьями из памятника булгаро-татарской литературы начала XIII века - поэмы Кул Гали «Сказание о Йусуфе».

Фрагменты, отображенные в поэме «Кысса-и-Йусуф» о подписании договорных бумаг, которыми закреплялись факты купли-продажи, Р.М. Валеев справедливо считает важной формой торговли в Волжской Болгарии со времени появления денег как средства обращения [1, с.40]. Более того, в произведении Кул Гали имеется возможность проследить весь процесс деловых переговоров по купле-продаже и принципы торговых правоотношений волжских болгар. Поняв, что купец Малик имеет возможность купить обреченного на смерть Йусуфа, у сводных братьев возникает мысль его выгодно продать, а заодно навсегда избавиться от него:

«И братьями совет был скорый учинен:

Его мы как раба, мол, продадим теперь [2, с.63].

Стороны, определив свои намерения, начинают торг:

Сказали братья: «Мы Йусуфа продадим,

Чтоб ты купец, ушел отсюда дальше с ним.

Посмотрим, как тряхнешь ты кошельком своим, -

Другому мы продать можем его теперь»

Купец приценивается к «товару» и интересуется, действительно ли ему хотят продать раба, а не свободного человека, за что Йусуф стал рабом и причиной продажи «раба» [2, с.64]. Братья утверждают, что это не просто раб, а беглый раб, к тому же преступник: вор и лжец. Убедившись, что продавцы честны перед

1 Статья подготовлена при поддержке проекта РГНФ №13-11-16011

ним, Малик соглашается на сделку и интересуется ценой товара. Но, для купца это не запланированное приобретение, поэтому у него не имеется достаточно денег, но есть другие товары для обмена:

«Я злата в этот путь с собою не припас,

Но скот есть у меня, и шелк есть и атлас,

Да несколько монет дорогих. Я вас

Хочу спросить: как торг мы поведем теперь?» [2, с.65].

Однако братья отказались брать плату товарами, а попросили оплату теми малыми деньгами, которые купец имел при себе. Слишком малая цена товара и само поведение продавцов вызвало у купца серьезные сомнения в их честности. Он вынужден искать подтверждения у самого Йусуфа в том, что он является рабом. Йусуф, под страхом убийства со стороны братьев, был вынужден «признать» перед купцом, что является их рабом.

Купец соглашается купить раба, со всеми его «тремя грехами». Одним из основных его условий приобретения товара было письменное заключение договора купли-продажи. Малик настаивает: «бумагой бы скрепит нам договор теперь». Братья, заинтересованные в быстром избавлении от Йусуфа не стали отказываться от такой формы заключения договора и дали согласие составить «бумагу-договор» и «тот договор стали скреплять теперь». Текст договора собственноручно писал один из братьев - Шамгун [2, с.67].

В приведенных отрывках Кул Гали приводит практически весь процесс заключения договора купли-продажи булгарами. Далее братья раскаиваются в своем преступном намерении, но не хотят расторгать письменный договор купли-продажи, ссылаясь на силу и авторитет договора. Они внушают Йусуфу мысль о силе договора, который, будучи заключенным, не мог расторгаться желанием только одной их сторон [2, с.70-71].

В договоре купли-продажи, скрепленном письменно, предусматривалось выполнение сторонами многих пунктов и условий, а сам договор сохранялся многие годы. Силу и авторитет письменно заключенного договора среди волжских болгар, который не давал возможность отказаться и от самого факта существования соглашения спустя много лет мы видим в дальнейших строках «Кысса-и-Йусуф». Йусуф, уже воцарившийся правителем Египта, при встрече сказал братьям о существовании договора по его продаже в рабство. Йусуфу удалось заполучит и сохранить договор и он предъявил его братьям [2, с.220]. Существование письменно скрепленного бумажного документа, написанного рукой одного из них, вынуждает братьев признаться в заключении ими этого постыдного договора.

Как видно, процесс купли-продажи начинается с намерения сторон продать или купить товар. Продавец предлагает товар, покупатель интересуется его происхождением и качеством. Начинается торг, оговаривается цена товара. За товар покупатель мог расплачиваться не только деньгами, но и другими товарами. Сомнения в законности или претензии к качеству товара со стороны покупателя рассматриваются на месте. После соглашения решается вопрос о форме заключения договора купли-продажи: устно или письменно. Оформление договоров происходило в присутствии свидетелей. В «Сказании о Йусуфе» свидетелями продажи юноши выступили сводные братья. После того как покупателем за товар переданы деньги, он становится владельцем товара. Как правило, расторжение договора в одностороннем порядке не допускалось. Экземпляры письменного договора хранятся у сторон.

Волжская Болгария, стала важным мостом в торговле между Европой и Востоком, выгодно использовала свое географическое положение. Булгария, зачастую являлась не только конечным пунктом товаров, а была транзитной территорией для передвижения купеческих караванов. Это давало ей возможность обеспечивать и контролировать дальнейшее продвижение товаров. Далее товары двигались на судах и по суше. В этом отношении важную роль играли услуги волжских болгар по охране и сопровождению караванов и грузов, самих торговцев и отдельных лиц, заключаемые между заинтересованными сторонами. Эти соглашения условно можно назвать договорами экспедиции, охраны и сопровождения. Ал-Масуди по этому поводу сообщает: «Они (булгары) это сорт тюрок. Караваны отправляются от них в страну Хорезм, принадлежащую к земле Хорасана, а из Хорезма к ним. Но только это промежуток, занятый кочевниками из числа других тюрок, так что караваны бывают ими (булгарами) охраняемы» [3, с.29]. Булгары охотно предоставляли и сами пользовались этими видами услуг. В распоряжении булгар была прямая сухопутная дорога, минуя Хазарию, через Заволжье в Среднюю Азию, куда они легко могли сбыть товары. Препятствием здесь являлись башкиры, для защиты от которых требовалось вооруженное сопровождение. Купцы охотно заключали соглашения с булгарами.

Булгары налаживали дела не только в своем сообществе. Примеры регулирования возникших вопросов между волжскими болгарами и славянскими народами мы видим и в других сообщениях современников. Так, ал-Гарнати сообщает об уголовном преследовании за имущественные преступления у славян. Если кто-либо из них наносил ущерб невольнице другого человека, или его сыну, или его скоту, или нарушал законность каким-либо другим образом, то с нарушителя брали определенную сумму штрафа. Если у нарушителя не было денег, то, как плату за преступление продавали его жену, сыновей и дочерей. При отсутствии семьи и детей, виновного продавали самого. Он оставался рабом, служа тому, кому его продавали, пока не

расплачивался с собственным покупателем, или кто-либо не расплачивался за него. В противном случае, должник мог прослужить хозяину до самой смерти. За подобную службу нарушителю-должнику не полагалось никакой платы со стороны покупателя. Такие же строгие законы и правила действовали и во взаимоотношениях славян с иноземцами и иноверцами. «А страна их надежная. - говорил ал-Гарнати. - Когда мусульманин имеет дело с кем-нибудь из них, и славянин обанкротился, то продает он и детей своих и дом свой и отдает этому купцу долг» [4, с. 36-37]. Учитывая, что ближайшим мусульманским народом, постоянно проживающим рядом со славянами, были волжские болгары, с большей вероятностью можно сказать, что в данном случае идет речь о регулировании деловых и торговых взаимоотношений, происходивших именно между этими соседскими народами [5, с.147].

Особую роль в укреплении института частной собственности, развитии торговых и особенно договорных отношений играет наличие письменности. Как можно понять из «Кысса-и-Йусуф» для волжских болгар начала XIII века основным материалом для заключения договоров являлась бумага. В целом, бумага считается более удобной для письма на арабской графике. Наличие бумаги в Волжской Болгарии не вызывает сомнений. Уже в IX - X вв. в Средней Азии, с которой булгары имели тесные связи, производили бумагу из хлопка. Одним из центров производства и продажи бумаги был Самарканд. В Х в. бумажные «фабрики» имелись в Дамаске и Триполи. Обнаруживаемые в домонгольских материалах глиняные и бронзовые чернильницы также подтверждают употребление булгарами бумаги в качестве письменного материала [6, с.29].

Как отметил Г.Давлетшин, о развитии среди волжских булгар частной собственности, учетно-расписочной, документационной системы доказывает наличие среди булгарских археологических материалов печатей-пломб, перстней, служивших печатями с именами владельцев [6, с.28]. Так, рядом с селом Кузнечиха Спасского уезда (предположительное местонахождение Суварского городища), среди других находок был обнаружен медный молоточек, один конец которого служил печатью (с надписью) [7, с.220]. Упомянутые печати, или предметы, служившие печатями, находили, как на территории Волжской Болгарии, так и Древней Руси. Их активное применение говорит не только об успешных торговых взаимоотношениях между представителями этих государств, но и об официальном закреплении между ними каждой существенной деловой сделки.

Таким образом, мы можем констатировать, что договоры купли-продажи были у волжских болгар явлением распространенным. Они заключались с соблюдением всех норм и правил делооборота. С развитием общественных и торговых взаимоотношений постепенно осуществляется переход на письменное оформление договоров. При скреплении договоров применялись клятвы, печати-пломбы, перстни и т.д. Эти обстоятельства придавали договорам купли-продажи особую силу. Практиковалось заключение договоров и с иноземцами.

Литература

1. Валеев Р.М. Волжская Булгария: Торговля и денежно-весовые системы IX - начала XIII веков. - Казань: Изд-во «Фест», 1995. - 159 с.

2. Кул Гали. Сказание о Йусуфе (пер. С. Иванова). -Казань: Татарское книжное издательство, 1985. - 256 с.

3. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Статьи, переводы и комментарии. - Харьков: Изд-во ХГУ, 1956. - 348 с.

4. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную Европу и Центральную Европу (1131-1153). - М.: Главная редакция восточной литературы, 1971. - 135 с.

5. Мухамадеев А.Р. Мусульманское судопроизводство в Волжской Булгарии: постановка вопроса // Научный Татарстан. - 2011, №2. - С. 139-149.

6. Давлетшин Г. Булгарская письменность (раннебулгарский и домонгольский периоды) / / Эхо веков, №1, 2008. - С. 23-32.

7. Ахмеров Г. Н. Избранные труды. - Казань: Татарское книжное издательство, 1998. - 240 с.

1. Valeev R.M. Volzhskaja Bulgarija: Torgovlja i denezhno-vesovye sistemy IX - nachala XIII vekov. - Kazan': Izd-vo «Fest», 1995. - 159 c.

2. Kul Gali. Skazanie o Jusufe (per. S. Ivanova). - Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1985. - 256 s.

3. Kovalevskij AP. Kniga Ahmeda ibn-Fadlana o ego puteshestvii na Volgu v 921-922 gg. Stat'i, perevody i kommentarii. -Har'kov: Izd-vo HGU, 1956. - 348 s.

4. Puteshestvie Abu Hamida al-Garnati v Vostochnuju Evropu i Central'nuju Evropu (1131-1153). - M.: Glavnaja redakcija vostochnoj literatury, 1971. - 135 s.

5. Muhamadeev A.R. Musul'manskoe sudoproizvodstvo v Volzhskoj Bulgarii: postanovka voprosa / / Nauchnyj Tatarstan. - 2011, №2. - S. 139-149.

6. Davletshin G. Bulgarskaja pis'mennost' (rannebulgarskij i domongol'skij periody) / / Jeho vekov, №1, 2008. - S. 23-32.

7. Ahmerov G. N. Izbrannye trudy. - Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1998. - 240 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.