DOI 10.47643/1815-1337_2022_10_55 УДК 347.122
ДОГОВОРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВАМИ НА АККАУНТ
CONTRACTUAL FORMULATION OF THE DISPOSAL OF THE RIGHTS TO THE ACCOUNT
КОЗЛОВА Валерия Николаевна,
старший преподаватель кафедры гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Вяткина, 14. E-mail: kozlovavn@mail.ru;
Kozlova Valeriya Nikolaevna,
Senior Lecturer of the Department of Civil Law and Criminal Law Disciplines Institute of History and Law Khakass State University them. N.F. Katanova. 655017, Republic of Khakassia, Abakan, Vyatkina str., 14. E-mail: kozlovavn@mail.ru
Краткая аннотация. В статье рассматривается содержание прав пользователя на аккаунт в социальной сети и иных подобных сервисах и указывается на необходимость законодательного регулирования договоров о распоряжении правом пользования учетной записью пользователя (аккаунтом) в целях легализации сделок по передаче прав пользования и администрирования аккаунтов и коммерциализации аккаунтов ка объектов гражданских прав. Также подчеркивается смешанная правовая природа договоров между пользователями и владельцами информационных (компьютерных) систем, направленных на приобретение прав на учетные записи. Как отмечается, такие договоры являются смешанными и содержат элементы договоров аренды и лицензионных соглашений.
Abstract. The article discusses the content of the user's rights to an account in a social network and other similar services and points out the need for legislative regulation of agreements on the disposal of the right to use a user account (account) in order to legalize transactions for the transfer of rights to use and administer accounts and the commercialization of accounts as objects of civil rights . It also emphasizes the mixed legal nature of agreements between users and owners of information (computer) systems aimed at acquiring rights to accounts. As noted, such agreements are mixed and contain elements of lease agreements and license agreements.
Ключевые слова. Аккаунт, объекты гражданских прав, имущественное право, пользователь, пользовательское соглашение, лицензионный договор, договор о распоряжении правом пользования учетной записью пользователя (аккаунтом), договор аренды.
Keywords. Account, objects of civil rights, property law, user, user agreement, license agreement, agreement on the disposal of the right to use the user account (account), lease agreement.
Для цитирования: Козлова В.Н. Договорное оформление распоряжения правами на аккаунт // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 55-57. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_55.
For citation: Kozlova V.N. Contractual formulation of the disposal of the rights to the account // Law and state: theory and practice. 2022. No. 10(214). pp. 55-57. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_55.
Статья поступила в редакцию: 23.07.2022
Аккаунты (учетные записи пользователей) в социальных сетях, различных сервисах, мессенджерах и тому подобных программах представляют собой непоименованный объект гражданских прав. Неурегулированность правового режима аккаунтов, отсутствие четкого определения их места в системе объектов правоотношений (прежде всего, гражданских) порождает неопределённость в вопросе о том, можно ли и каким образом возможно ими распоряжаться, имеет ли право пользователь, создавший аккаунт, передать его другим лицам на возмездной или безвозмездной основе, завещать, распорядиться иным образом. При этом в судебной практике уже неоднократно возникали вопросы, связанные с передачей прав на аккаунты по различным договорам, в том числе среди других объектов гражданских прав, предоставлением права доступа к аккаунту наследникам пользователя учетной записи. Очевидна необходимость анализа правовой природы сделок с аккаунтами и ответа на вопрос, возможно ли вообще распоряжаться созданными учебными записями для определенных целей.
Сразу хотелось бы оговориться, что в самом общем виде все учетные записи пользователей можно разделить на две большие группы в зависимости от назначения и целей создания аккаунтов (личных профилей): 1) учетные записи в сервисах предоставления государственных и/или муниципальных услуг, личные кабинеты на маркетплейсах, иных торговых площадках и сервисах коммерческих и некоммерческих услуг; 2) личные профили и страницы в социальных сетях и мессенджерах. Очевидно, что предоставление доступа к аккаунтам первого типа, скорее всего, не только нецелесообразно, но и зачастую противоречит интересам самого пользователя, поскольку аккаунты подобного рода содержат личную информацию пользователя (в частности, его паспортные данные, номер банковского счета / банковской карты клиента, данные о детях и т.п.). передача аккаунта с такими данными не несет смысловой нагрузки, поскольку предоставление услуг в таких сервисах и площадках носит адресный характер и «привязано» к личности конкретного пользователя.
Что касается аккаунтов второго типа, именно в отношении них и возникает проблема передачи, распоряжения самим аккаунтом, информацией, содержащейся в профиле, поскольку такие учетные записи могут быть направлены на коммерческое использование, привлечение клиентов (подписчиков), размещение рекламы собственных товаров, работ или услуг или аналогичных объектов сторонних правообладателей и т.п. Именно этот вид аккаунтов зачастую фигурирует в судебной практике как один из предметов совершения сделок, в том числе между юридическими лицами.
Подпадая под понятие «иного имущества» как объекта гражданских прав (ст. 128 ГК РФ [1]), аккаунт представляет собой имущественное право пользования информационной системой (социальной сетью, сервисом, маркетплейсом и т.п.), в рамках которой создана соответству-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 10(214)
ющая учетная запись. Это не имущество в прямом смысле слова, предполагающее реализацию собственником всей триалы правомочий (владения, пользования, распоряжения). Аккаунт предоставляет своему обладателю лишь право пользования той площадкой, в рамках которой создан, соответственно правомерно говорить о таком субъекте, обладающем определенными правами на аккаунт, как пользователь. Анализ пользовательских (лицензионных) соглашений в функционирующих в настоящее время социальных сетях приводит к выводу о том, что сами разработчики социальных сетей являются правообладателями («собственниками») как на всю социальную сеть, так и на отдельные аккаунты пользователей, а создаваемые последними страницы и профили передают в пользование по лицензионным соглашениям как своеобразные результаты интеллектуальной деятельности.
При этом, например, пунктом 6.3.13 Правил пользования Сайтом ВКонтакте пользователю запрещается «воспроизводить, дублировать, копировать, продавать, осуществлять торговые операции и перепродавать доступ к использованию Сайта, в том числе его неактивированных данных и команд, для каких-либо целей, за исключением случаев, когда такие действия были прямо разрешены Пользователю в соответствии с условиями настоящих Правил или отдельного соглашения с Администрацией» [13].
Предметом Лицензионного соглашения Социальной сети Одноклассники [12] является предоставленное «Лицензиату на условиях простой неисключительной лицензии право использования Социальной сети, включая права использования активированных и неактивированных данных и команд, в пределах, определенных настоящим Соглашением» (п. 3.1 Соглашения); при этом лицензиату запрещено «передавать предоставленные Лицензиату права использования Социальной сети, другим Лицензиатам или третьим лицам посредством заключения сублицензионного договора или иным способом» (п. 4.2.4 Соглашения). Аналогичные (дословно повторяющие вышеприведенные) положения содержатся и в п.п. 3.1, 4.2.4 Лицензионного соглашения Социальной сети Мой мир [11]. Условия использования GOOGLE, написанные менее формальным языком, содержат указание на то, что компания разрешает пользоваться ее сервисами лицам, принявшим соответствующие условия [15].
Таким образом, разработчики (владельцы) информационных систем, в рамках которых создаются аккаунты, изначально предоставляют своим пользователям лишь право использования аккаунтов и всей информации, содержащейся в профиле / на соответствующей странице, без права передачи таких прав третьим лицам. Вместе с тем возникает вопрос о правомерности применения к аккаунтам положений о лицензионных договорах, которые заключаются в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Представляется, что аккаунт не отвечает признакам охраноспособности объектов интеллектуальной деятельности в силу того, что пользователь при создании и наполнении аккаунта ограничен функционалом архитектуры сайта, в рамках которого этот аккаунт развивается. Интеллектуальные права возникают у пользователя на отдельные материалы, которые он размещает на странице информационной системы, но не на аккаунт в целом. В отношении аккаунта, скорее, правомерно говорить о заключении между пользователем и владельцем сайта договора безвозмездного пользования или аренды, если пользователь оплачивает, например, дополнительный объем хранилища данных или получает дополнительные возможности, направленные на расширение в отношении него функционала сайта (например, при приобретении прав на преми-ум-аккаунты). Ю.А. Тясто отмечает, что аккаунт в силу своей природы может рассматриваться как предмет договоров и аренды, и лицензионного соглашения, причем автор отмечает, что аккаунт - это непосредственно сама лицензия, а арендные и лицензионные отношения тесно переплетены при создании использовании аккаунтов [14].
Несмотря на запрет передачи прав использования аккаунтов, содержащихся в правилах пользования различными информационными системами, соответствующие права в настоящее время достаточно активно выступают предметом сделок, причем правомерность подобных сделок не оспаривается в правоприменительной практике. Так, права пользования и администрирования соответствующих аккаунтов передаются в рамках договоров купли-продажи бизнеса [4; 7], возмездного оказания услуг [5], в том числе оказания комплекса информационных услуг по сопровождению аккаунта [6] и подобных. При этом, как отмечается в литературе, сами информационные системы, в рамках которых созданы и функционируют аккаунты, никаких санкций к лицам, распорядившимся своими правами пользования, не применяют, хотя, например, GOOGLE предполагает возможность «отката» всех изменений (смены логина, пароля и т.д.) в случае, возникнет подозрение, что аккаунт передан третьему лицу [8].
В интернет-пространстве в настоящее время распространены услуги по передаче прав на аккаунты и сообщества в социальных сетях через так называемого гаранта (соответствующий сервис [см., например: 9] или конкретное физическое лицо), действующего по при нципу эскроу-агента, проверяющего права «продавца» аккаунта, меняющего логины и пароли и передающего деньги «покупателя» в случае отсутствия претензий у обеих сторон.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что в настоящее время подобные сделки легализованы лишь в отношении Социальной сети ВКонтакте, разместившей типовой договор передачи права «администрирования Сообществом в статусе «Владелец Сообщества», которая осуществляется с использованием имеющейся во ВКонтакте технической функциональности права передачи администрирования сообществ либо путем обращения к Администрации социальной сети посредством отправки запроса через Поддержку» (п. 2.1 Договора) [10].
Складывающаяся практика передачи прав администрирования аккаунтом и/или сообществом требует адекватного правового регулирования сделок, предполагающих передачу права пользования учетной записью и всеми сервисами, привязанными к этой учетную запись.
Как представляется, возможно заключение договора о распоряжении правом пользования учетной записью пользователя (аккаунтом) - как на возмездной, так и на безвозмездной основе. В силу особой правовой природы аккаунта нормы о таком договоре следует включить не в часть четвертую ГК РФ [3] (по аналогии с лицензионными договорами), а в часть вторую [2], разместив соответствующие положения после дого-
воров аренды и безвозмездного пользования (ссуды). Подобное структурирование Гражданского кодекса РФ можно объяснить тем, что аккаунт относится к имущественным правам, не всегда связанным с интеллектуальными правами и объектами интеллектуальной деятельности, а договоры, касающиеся имущества, в том числе имущественных прав, размещены именно в части второй ГК РФ. При этом следует закрепить положение о том, что договор о распоряжении правом пользования учетной записью пользователя (аккаунтом) может быть заключен как на срок, так и без указания срока; по нему передаются логины, пароли и иная информация, необходимая для осуществления прав администрирования и пользования аккаунтом, а согласование предмета договора предусматривает указание количества подписчиков, наполнение аккаунта и его функционал с учетом прав первого пользователя.
Как представляется, подобная законодательная конструкция снимет ряд вопросов, возникающих в правоприменительной практике, и позволит пользователям распоряжаться своим имущественным правом на аккаунт для коммерциализации данного объекта.
Библиогра фия:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51 -ФЗ; в ред. Федер. закона от 25 февр. 2022 г. № 20-ФЗ // Рос. газ. 1994. 08 дек.; 2022. 01 марта.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ: в ред. Федер. закона от 01 июля 2021 г. № 295-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5. Ст. 410; 2021. № 37 (ч. 1). Ст. 5123.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая от 18 дек. 2006 г. № 230-Ф3: в ред. Федер. закона от 11 июня 2021 г. № 213-Ф3 // Рос. газ. 2006. 22 дек.; 2021. 17 июня.
4. Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09 дек. 2020 г. № 88-18815/2020 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - (дата обращения: 01.07.2022).
5. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03 дек. 2021 г. № 88-27643/2021 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - (дата обращения: 01.07.2022).
6. Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 янв. 2022 г. № 88-1039/2022 по делу № 2-1035/2021 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - (дата обращения: 01.07.2022).
7. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 июля 2020 г. № 33-14452/2020 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - (дата обращения: 01.07.2022).
8. Активы на честном слове: как работают раздел и продажа бизнеса в соцсетях [Электронный ресурс]. URL: https://legalacademy.ru/sphere/post/aktivy-na-chestnom-slove-kak-rabotaet-razdel-i-prodazha-biznesa-v-socsetyah. - (дата обращения: 01.07.2022).
9. Арбитраж (безопасная сделка) - официальный гарант-сервис [Электронный ресурс]. URL: https://trade-groups.ru/garant. - (дата обращения:
01.07.2022).
10. Договор передачи права администрирования Сообществом ВКонтакте [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/doc-59800369_507148353. -(дата обращения: 01.07.2022).
11. Лицензионное соглашение Социальной сети Мой мир [Электронный ресурс]. URL: https://help.mail.ru/legal/terms/mm/LA. - (дата обращения:
01.07.2022).
12. Лицензионное соглашение Социальной сети Одноклассники [Электронный ресурс]. URL: https://ok.ru/regulations. - (дата обращения: 01.07.2022).
13. Правила пользования Сайтом ВКонтакте [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/terms. - (дата обращения: 01.07.2022).
14. Тясто Ю.А. Правовая защита цифровых активов: страница социальной сети // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2021. № 3 (33). С. 84
- 101.
15. Условия использования GOOGLE: вступили в силу 05 февраля 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://policies.google.com/terms?hl=ru#toc-using. - (дата обращения: 01.07.2022).
References:
1. The Civil Code of the Russian Federation, Part One of November 30, 1994, No. 51-FZ; as amended. Feder. Law No. 20-FZ of February 25, 2022 // Russian Gas. 1994. 08 Dec.; 2022. 01 March.
2. The Civil Code of the Russian Federation, Part Two of January 26, 1996 No. 14-FZ: as amended. Feder. Law No. 295-FZ of July 01, 2021 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. 1996. No. 5. Article 410; 2021. No. 37 (part 1). Article 5123.
3. The Civil Code of the Russian Federation, Part Four of 18 Dec. 2006 No. 230-FZ: as amended. Feder. Law No. 213-FZ of June 11, 2021 // Russian Gas. 2006. 22 Dec.; 2021. 17 June.
4. The ruling of the Third Cassation Court of General Jurisdiction dated December 09, 2020 No. 88-18815/2020 [Electronic resource]. Access from the help.-legal system "ConsultantPlus". - (date of appeal: 01.07.2022).
5. Definition of the First Cassation Court of General jurisdiction of 03 Dec. 2021 № 88-27643/2021 [Electronic resource]. Access from the help.-legal system "ConsultantPlus". - (date of application: 01.07.2022).
6. Ruling of the Ninth Cassation Court of General Jurisdiction dated January 11, 2022 No. 88-1039/2022 in case No. 2-1035/2021 [Electronic resource]. Do-stupa from the help.-legal system "ConsultantPlus". - (date of appeal: 01.07.2022).
7. Appeal ruling of the St. Petersburg City Court of July 14, 2020 No. 33-14452/2020 [Electronic resource]. Access from help.-legal system "ConsultantPlus". - (date of application: 01.07.2022).
8. Assets on your word of honor: how the business section and sale in social networks work [Electronic resource]. URL: https://legalacademy.ru/sphere/post/aktivy-na-chestnom-slove-kak-rabotaet-razdel-i-prodazha-biznesa-v-socsetyah . - (date of application: 01.07.2022).
9. Arbitration (secure transaction) - official guarantor service [Electronic resource]. URL: https://trade-groups.ru/garant . - (date of application: 01.07.2022).
10. Contract for the transfer of the right of administration by the VKontakte Community [Electronic resource]. URL: https://vk.com/doc-59800369_507148353 . - (date of notification: 01.07.2022).
11. The license agreement of the Social network My world [Electronic resource]. URL: https://help.mail.ru/legal/terms/mm/LA . - (accessed: 01.07.2022).
12. License agreement of the Odnoklassniki Social network [Electronic resource]. URL: https://ok.ru/regulations . - (date of reference: 01.07.2022).
13. Rules for using the VKontakte Website [Electronic resource]. URL: https://vk.com/terms . - (accessed: 01.07.2022).
14. Tyasto Yu.A. Legal protection of digital assets: a social network page // Journal of the Intellectual Property Rights Court. 2021. No. 3 (33). pp. 84 - 101.
15. GOOGLE Terms of Use: entered into force on February 05, 2022 [Electronic resource]. URL: https://policies.google.com/terms?hl=ru#toc-using . - (accessed: 01.07.2022).