Бадретдинова А. Р.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА
6.3. ДОГОВОР О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА: ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТНОГО СОСТАВА
Бадретдинова А. Р., соискатель Казанский государственный университет
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В настоящей статье на основании действующего законодательства проанализирован элементный состав договора о предоставлении бюджетного кредита. В результате этого исследования автор пришел к выводу о том, что субъектный состава договора о предоставлении бюджетного кредита, а именно, участие публично-правовых образований, определяющим образом влияет на форму и на содержание обязательства.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ (далее -БК РФ)1 под бюджетным кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.
Как известно, любой договор состоит из трех элементов: субъектного состава, формы и содержания обязательства. Следует отметить, что «... сам по себе договор есть не просто набор тех или других элементов, а целостное структурное образование - система известных частей, находящихся друг с другом во взаимодействии и взаимозависимости. Таким образом, элементы договора (единого образования) представляют собой его структурные части. Отсюда необходимо сделать вывод о том, что договор имеет определенную структуру, состоит из набора известных элементов, находящихся между собой в тесном взаимодействии»2.
Особенность субъектного состава договора о предоставлении бюджетного кредита проявляется в участии в нем публично-правовых образований, поэтому именно последние будут рассматриваться в настоящей статье.
Публично-правовые образования в договоре о предоставлении бюджетного кредита могут участвовать одновременно и на стороне займодавца и на стороне заемщика (предоставление денежных средств бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации), так и на стороне только займодавца (предоставление денежных средств бюджетом юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу).
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 части первой Гражданского кодекса РФ (далее - часть первая ГК РФ)3 к публично-правовым образованиям относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федера-
1 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
2 Сайфутдинов А. А. Договор поручения в гражданском праве РФ: Дисс... к.ю.н. Казань, 2006. С. 43.
3 СЗ РФ. 994. № 32. Ст. 3301.
ции: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.
Пункт 1 и 2 статьи 125 части первой ГК РФ определяет, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленными актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 части первой ГК РФ).
Так, согласно статье 93.2 БК РФ, уполномоченные в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований органы государственной власти, органы власти, органы местного самоуправления представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.
В соответствии со статьей 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.
По нашему мнению, к форме договора о предоставлении бюджетного кредита применению подлежат нормы §1 главы 42 «Заем и кредит», регулирующего договор займа, а не нормы §2 главы 42 «Заем и кредит», регулирующие кредитный договор.
Наше утверждение обосновывается тем, что кредитный договор является видом договора займа, так как он, обладая общими признаками заемного обязательства как род (обязанность заемщика, получившего в собственность деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества), вместе с тем, отличается от него видовыми признаками (консенсуальный характер и участие на стороне займодавца банка или иной кредитной организации),
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
1’ 2008
которые позволяют рассматривать его как разновидность договора займа. Следует отметить, что данной точки зрения придерживается В. В. Витрянского4.
Договор о предоставления бюджетного кредита не обладает видовыми признаками кредитного договора, соответственно, нормы, регулирующие кредитный договор не подлежат применению в отношении договора о предоставлении бюджетного кредита.
Согласно статье 808 части второй Гражданского кодекса РФ (далее - часть вторая ГК РФ)5 договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, - независимо от суммы.
Из анализа статьи 6 БК РФ и статьи 808 части второй ГК РФ следует, что договор о предоставлении бюджетного кредита должен заключаться в письменной форме, так как круг субъектов договора о предоставлении бюджетного кредита исключает участие в нем граждан, а к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно статье 434 части первой ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
В науке гражданского права содержание договора понимается в двух смыслах: как договор-сделка, то есть совокупность его условий, и как договор-правоотношение, то есть права и обязанности сторон.
В соответствии со статьей 432 части первой ГК РФ к существенным условиям договора относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Первым существенным условием договора о предоставлении бюджетного кредита является его предмет, а именно, обязанность заемщика возвратить бюджетный кредит, а также уплатить проценты за пользование им, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете.
Вторым существенным условием договора о предоставлении бюджетного кредита являются условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. В частности, к таким условиям относятся срок действия договора (согласно статье 98 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации, куда входят и обязательства по бюджетным кредитам, привле-
ченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до 30 лет включительно); размер процентов за пользование бюджетным кредитом, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете; предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату бюджетного кредита, за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а также муниципальное образование в случаях, установленных бюджетным законодательством РФ, и т.д.
Третьим существенным условием может быть, например, предоставление обеспечения исполнения обязательства юридического лиц, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, только банковской гарантией.
Договор о предоставлении бюджетного кредита обладает сущностными чертами договор займа (обязанность заемщика, получившего в собственность деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества), поэтому основной обязанностью заемщика является обязанность по возврату бюджетного кредита, а также уплате процентов за пользование им, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете.
Таким образом, субъектный состава договора о предоставлении бюджетного кредита, а именно, участие публично-правовых образований, приводит к определяющему влиянию как и на форму, так и на содержание данного обязательства.
Рецензия
На практике договор о предоставлении бюджетного кредита является одним из наиболее часто заключаемых договоров займа в сфере действия бюджетного права, хотя в науке это обязательство слабо разработано. В связи с чем возникает необходимость более детального его исследования.
В настоящей статье автором проанализирован элементный состав договора о предоставлении бюджетного кредита: субъекты, форма и содержание обязательства.
В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о том, что субъектный состав, а именно, участие публично-правовых образований в обязательстве, определяющим образом влияет как на форму, так и на содержание договора о предоставление бюджетного кредита.
Предлагаемая к опубликованию статья является актуальной как в науке гражданского права, так и в науке бюджетного права, и рекомендуется к опубликованию.
Научный руководитель
к.ю.н., доцент
Челышев М. Ю.
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
4 Витрянский В. В. Понятие и квалификация кредитного договора // Гражданское право. 2004. № 1. С. 2б.
5 СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.