Научная статья на тему 'ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)'

ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
991
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА / КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ / ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / СТОРОНА / КОМПЛЕКС ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цывкин В.В.

Статья посвящена договору франчайзинга, рассмотрено его понятие, форма, стороны, особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2020. № 1-5 (100)

УДК 347.44

В.В. Цывкин

ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)

Статья посвящена договору франчайзинга, рассмотрено его понятие, форма, стороны, особенности.

Ключевые слова: договор франчайзинга, коммерческая концессия, правообладатель, пользователь, сторона, комплекс исключительных прав.

Договор франчайзинга возник в начале ХХ столетия как правовой механизм сбыта товаров и услуг. Предмет договора франчайзинга составляет комплекс исключительных прав на любые объекты промышленной собственности. Несмотря на законодательное закрепление договора в главе 54 ГК, легальное определение «коммерческой концессии» отсутствует. Наука гражданского права не пришла к единому мнению, что понимать под данной правовой категорией. Термин «концессия» является заимствованным из иностранного языка. В переводе на русский язык с латыни «concessю» - разрешение, уступка.

Проанализировав определение договора коммерческой концессии, которое содержится в законодательстве, в главе 54 ГК, можно определить, исходя из ст. 1027, предмет договора коммерческой концессии. Предмет данного договора заключается в предоставлении правообладателем пользователю за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в определенном объеме в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение правообладателя, секрет производства (ноу-хау).

Таким образом, предметом договора являются исключительные права, принадлежащие правообладателю. К таким правам законодатель относит: право на товарный знак, знак обслуживания; право на коммерческое обозначение; право на фирменное наименование правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию и т. д. Таким образом, в этом договоре передаются исключительные права на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности, чаще всего на результаты такой деятельности, которые индивидуализируют какую-либо продукцию или же работу, услугу.

Субъектный состав договора коммерческой концессии тоже обладает спецификой. В соответствии с пунктом 3 статьи 1027 ГК стороны договора коммерческой концессии могут быть представлены только коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. Особенность субъектного состава вызвана тем, что контрагенты - правообладатель и пользователь должны осуществлять предпринимательскую деятельность, а соответственно и иметь предпринимательский статус [1].

Форма рассматриваемого договора также имеет свои особенности: договор коммерческой концессии обязательно заключается в письменной форме, а также должен быть зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Регистрировать также необходимо и внесение изменений в договор.

По аналогии с субарендой законодатель наделил пользователя возможностью разрешать другим лицам пользоваться предоставленным комплексом исключительных прав или же частью комплекса таких прав. Но такая возможность может быть реализована, если условия пользования иными лицами были согласованы пользователем с правообладателем.

Правообладатель предает пользователю комплекс исключительных прав за вознаграждение. Согласно ст. 1030 ГК правообладатель может получить вознаграждение по договору в следующем виде: первое и самое распространенное - это вознаграждение, выраженное в форме фиксированных разовых и периодических платежей, также может быть выбран один из этих вариантов; следующий вариант - вознаграждение может быть выражено в форме отчислений от выручки; третий вариант возможен в форме наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи; также законодатель указал, что стороны в договоре могут предусмотреть иную форму вознаграждения.

Договор коммерческой концессии обладает специфичным содержанием, которое выражено во взаимосвязанных правах и обязанностях сторон договора. Правообладатель передает пользователю право на использование в предпринимательской деятельности последнего комплекса исключительных прав, также должен передать техническую, коммерческую, иную документацию и информацию, которая будет необходима пользователю для реализации предоставленных ему по договору прав. Правообладатель должен

© В.В. Цывкин, 2020.

Вестник магистратуры. 2020. № 1-5 (100)

ISSN 2223-4047

оказывать техническое, консультативное содействие пользователю, обучать работников пользователя, а также контролировать качество производимых пользователем товаров, работ или же услуг. Одновременно с этим пользователь становится обязанным обеспечивать соответствие качества производимых им товаров, работ и услуг, качеству, которое присутствует у правообладателя при производстве им таких же товаров, работ и услуг. Пользователь также обязан следовать указаниям и инструкциям правообладателя, которые должны быть направлены на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав уровню их использования правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, эксплуатируемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав. Пользователь также не вправе разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию.

Ст.1031 ГК посвящена ограничениям в правах сторон по соответствующему договору. Согласно данным положениям может быть предусмотрено, что правообладатель не может предоставлять иным лицам схожий комплекс исключительных прав на территории, закрепленной за пользователем, или даже не может сам осуществлять аналогичную деятельность на данной территории. Для пользователя может быть предусмотрена обязанность не вступать в конкуренцию с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии. Данные нормы показывают, что и правообладатель и пользовать могут самостоятельно наиболее полно защитить свои права и интересы при заключении договора коммерческой концессии.

Коммерческая концессия как вид сотрудничества хозяйствующих субъектов имеет следующие преимущества: 1) ориентирование коммерческой концессии на успешность хозяйственной деятельности;

2) дает возможность вести успешную хозяйственную деятельность, которая уже отработана франчайзером, при отсутствии необходимости жертвовать правом собственности;

3) быстрое расширение собственного бизнеса без необходимости получать кредиты;

4) минимальный риск, связанный с началом ведения новой предпринимательской деятельности;

5) использование чужого опыта, который уже отработан на практике, сбережения на рекламе;

6) наличие постоянных потребителей, которые уже пользуются результатами этой хозяйственной деятельности;

7) отработанная система ведения бизнеса уже с момента ее приобретения приносит прибыль, в то время как создание новой системы ведения бизнеса требует определенного срока для окупаемости;

8) бизнес уже существует на рынке, успел заработать себе имя, в отличие от нового, которому нужно для этого определенное время;

9) наличие эффективного контроля со стороны производителя за реализацией своей продукции по сравнению с другими способами.

Библиографический список

1 Дюкарева А.А. Договор коммерческой концессии: исторический анализ развития российского законодательства, пробелы законодательства // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 2. С. 90.

ЦЫВКИН ВЯЧЕСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ - магистрант, Современная гуманитарная академия, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.