Научная статья на тему 'Добыча природного газа на ливанском шельфе (политические и международно-правовые аспекты)'

Добыча природного газа на ливанском шельфе (политические и международно-правовые аспекты) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
120
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ливан / Израиль / газовые месторождения / территориальные проблемы / «Новатэк» / рынок природного газа / Lebanon / Israel / gas field / territorial problems / “Novatec” / market of natural gas
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Добыча природного газа на ливанском шельфе (политические и международно-правовые аспекты)»

АНАЛИТИКА

УДК 339 А. КУЗНЕЦОВ,

кандидат политических наук, старший научный сотрудник отдела евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ e-mail: samarkand4@yandex.ru

Ключевые слова:

Ливан, Израиль, газовые месторождения, территориальные проблемы, «Новатэк», рынок природного газа

A. KUZNETSOV,

candidate of political Sciences, senior researcher of the Department of Eurasian integration and the development of the SCO of the Institute of CIS countries

Keywords:

Lebanon, Israel, gas field, territorial problems, "Novatec", market of natural gas

ДОБЫЧА ПРИРОДНОГО ГАЗА НА ЛИВАНСКОМ ШЕЛЬФЕ (ПОЛИТИЧЕСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)

Регион Ближнего Востока является важнейшим источником добычи нефти и газа в мире. Государствами Ближнего Востока, обладающими основными газовыми ресурсами, являются Иран (1183 трлн куб. м газа, или 18% мировых запасов), Катар (858,1 трлн куб. м, или 13% мировых запасов), Алжир (159,1 трлн куб. м, или 2,4% мировых резервов)1. Ситуация приобрела новый характер в конце 2009 г. после обнаружения значительных запасов газа на средиземноморском шельфе Израиля, где были обнаружены сразу три богатейших месторождения природного газа («Левиафан», «Тамар» и «Далит»), запасы кото-

1 British Petroleum Statistical Review of World Energy // URL: https://www.bp.com/content/dam/ bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statistical-review-2017/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf

рых оцениваются в более чем 240 млрд куб. м. Чуть позже было разведано ещё одно в 60 км от побережья израильского города Хадера2.

Месторождения «Тамар» и «Левиафан» в Израиле успешно эксплуатируются. Израильский природный газ экспортируется в Иорданию и Египет. 20 февраля с. г. подписано соглашение между Израилем и Арабской Республикой Египет (АРЕ) о поставках израильского газа в АРЕ на сумму 15 млрд долл. При этом израильские компании Noble Energy Inc. и Delek Drilling объявили о том, что планируют поставлять в Египет в течение десяти лет 64 млрд куб. м природного газа с израильских шельфовых месторождений «Тамар» и «Левиафан». С египетской стороны покупателем выступает компания Dolphinus Holding Ltd. Аналогичное соглашение о крупных закупках израильского газа было заключено в 2016 г. между Израилем и Иорданией3.

Вслед за тем предварительная геологоразведка выявила значительные запасы газа на шельфах Кипра (месторождение Афродита) и Ливана. Своё желание на разработку шельфовых месторождений нефти и газа так или иначе заявили также Греция, Египет, Сирия и Турция.

Совокупность нефтяных месторождений на шельфе Восточного Средиземноморья получила название Левантийского бассейна. В 2010 г. Геологическая служба США предварительно оценивала запасы этой нефтегазовой области, простирающейся от Египта на юге до Турции на севере, в 3,45 трлн куб. м газа и в 1,7 млрд баррелей нефти. Не исключено, что потенциал региона значительно выше — 6,42 трлн куб. м газа и 3,8 млрд баррелей нефти.

По экспертным оценкам, восточная часть Средиземного моря содержит примерно 3,5 трлн куб. м газа и около 850 млн баррелей нефти. При этом около 20% этих залежей предположительно находятся на территории Ливана4. Предварительная оценка запасов природного газа Ливана составляет 25 трлн куб. футов (850 млрд куб. м). Запасы нефти на шельфе Ливана оцениваются в 660 миллионов баррелей5. Даже если эту цифру разделить надвое с учётом участков, из-за которых ведётся территориальный спор с Израилем, получается внушительный объём. Несмотря на внушительные запасы нефти, внимание ливанского правительства сосредоточено главным образом на разработках газа.

2 Чернин В. Американское посредничество между Израилем и Ливаном в связи с разногласиями по поводу разграничения морской границы // URL: http://www.iimes.ru/?p=41550

3 Wainer D, Benmeleh Y. Israel-Egypt 15 billion gas deal boosts energy hub prospects // URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-02—19/noble-delek-sign-15-billion-deal-to-export-israel-gas-to-egypt

4 Касаев Э. О. О сотрудничестве России и Ливана в газовой сфере, 2018 // URL: http://www. iimes.ru/?p=41532

5 Shehab I. Is Lebanon really an oil and gas producing country? // URL: https://www.fransabank.com/ English/MediaCenter

Доходы от продажи ливанского природного газа, по оптимистическим прогнозам, могут дать 75 млрд долл. Для сравнения: годовой ВВП Ливана составляет 47,54 млрд долл., совокупный долг страны — 30,38 млрд долл6.

30 апреля 2013 г. Министерство энергетики и водных ресурсов Ливана пригласило нефтяные компании из ряда стран арств принять участие в предварительном квалификационном отборе на эксплуатацию месторождений. При этом Министерство энергетики представило свою стратегию развития с описанием карты добычи (морских блоков) и условиями тендера. Были утверждены 14 компаний, которые могли бы стать операторами при разработке газовых месторождений. В их число попали Anadarko, Chevron, Eni, Total, Exxon Mobil, Inpex, Maersk, Shell, Petronas, Petrobras, Statoil, «Новатэк», «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть»7.

Однако в дальнейшем дело застопорилось. В первую очередь это было связано с внутриполитическими проблемами самого Ливана. С мая 2013 г. по февраль 2014 г. Ливан жил фактически без правительства, так как после ухода в отставку кабинета Н. Микати министры оказались «временно исполняющими обязанности», а их полномочия сократились, а служебное рвение резко снизилось. В мае 2014 г. парламент Ливана не смог избрать президента страны, что привело к президентскому кризису, продолжавшемуся до осени 2016 г. Без утверждения главой государства принципиальные решения об эксплуатации природных богатств страны не могут быть проведены в жизнь.

Кроме того, на предполагаемую разработку газовых месторождений, как и на другие важные экономические вопросы, большое влияние оказывало противоборство различных конфессиональных общин. В ноябре 2012 г. была создана Ливанская нефтяная администрация (ЛНА) из шести человек, в состав которой вошли представители общин маронитов, православных, греко-като-ликов, суннитов, шиитов и друзов. Возглавил ЛНА маронит В. Шбат. На деле в новой администрации появились две группировки лоббистов и сторонников: группировка Д. Басиля (министр энергетики в 2011—2013 гг., зять М. Ауна и один из лидеров партии «Свободное патриотическое движение») и группировка спикера ливанского парламента и лидера движения «Амаль» Н. Берри. При этом Д. Басиля политические противники часто обвиняли в том, что он стремится к разработке прежде всего месторождений на шельфе вблизи его избирательного округа Джбейль и к распределению финансовых потоков в интересах маронит-ской общины8.

6 The World Factbook // URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ le.html

7 Road map for Lebanon first offshore licensing round // URL: http://www.lpa.gov.lb/road%20map.php

8 Sarkis N. Petrole et gaz au Liban: les potentialities, les chances et les risques // URL: https://www. lorientlejour.com/

Два важных фактора существенно затрудняют работу на газовых месторождениях в Ливане.

Во-первых, полное отсутствие у ливанских компаний и их технического персонала опыта разработки нефтяных и газовых месторождений и экспорта энергоносителей.

Во-вторых, территориальные споры с Израилем и возможные конфликты вокруг этих месторождений.

Исходя из этого, правительство Ливана установило льготные условия для иностранных компаний, занимающихся эксплуатацией скважин. Соглашение о разработке продукции (СРП) в соответствии с общемировой практикой предусматривает долю государства-хозяина недр в 50%, в то же время положения Ливанской нефтяной администрацией определяют долю иностранной компании в 65%9.

2 февраля 2018 г. министр энергетики Ливана С. Абу Халиль объявил о том, что консорциум в составе компаний «Новатэк» (Россия), Total (Франция) и Eni (Италия) подписали с правительством Ливана соглашения о разведке и добыче углеводородов в на 4-м и 9-м шельфовых блоках в восточной части Средиземного моря. Доля участия «Новатэка» — 20%, Total, — 40%, Eni — 40%. Оператором проекта является Total.

Создание консорциума по разработке ливанского шельфа является прорывом в освоении газовых месторождений, которое не реализовывалось, несмотря на план ливанского правительства, объявленный ещё в 2012 г.

Компания «Новатэк» является одним из крупнейших независимых производителей природного газа в России. Она занимается разведкой, добычей и переработкой газа и жидких углеводородов. Месторождения и лицензионные участки компании расположены преимущественно в Ямало-Ненецком автономном округе, на долю которого приходится 80% добычи газа в России (приблизительно 16% его мировой добычи).

На основании подписанных документов «Новатэк», Total и Eni получили право заниматься геологоразведкой в течение 5—10 лет. Если коммерческие запасы подтвердятся, то участники консорциума должны будут представить правительству Ливана план разработки месторождения. После утверждения плана ливанской стороной участники консорциума смогут получить право на добычу газа и нефти в течение 25 лет (с правом продления)10. По условиям контракта компании, входящие в консорциум, должны будут открыть офисы в Бейруте

9 ibid

10 Касаев Э. О. О сотрудничестве России и Ливана в газовой сфере // URL: http://www.nmes. ru/?p=41532

и нанять местных сотрудников. Как сообщил С. Абу Халил, не менее 80% специалистов и рабочих, занятых в этом проекте, должны быть гражданами Ливана.

Фактор соперничества с Израилем и взаимных территориальных претензий является на сегодняшний момент главным политическим препятствием для успешной разработки шельфового газа. Так как 9-й блок является спорным между Ливаном и Израилем, то предложения правительства Ливана иностранным нефтяным компаниям вызвали крайне негативную реакцию со стороны израильского руководства.

Необходимо напомнить, что после израильской военной агрессии против Ливана мир ними так и не был заключён. Между Бейрутом и Тель-Авивом отсутствуют дипломатические отношения. Морская граница не делимитирована. Логически она должна быть продолжением сухопутной границы, заканчивающейся в районе порта Накуры, но Израиль не признаёт этого. 31 января министр обороны Бейрута А. Либерман выступил с угрозами в адрес Ливана. По его мнению, «присвоение Ливаном 9-го блока, который по всем правовым нормам принадлежит нам (Израилю — Авт.) является очень провокационным поведением». Выступая на конференции по безопасности в институте ШББ при Тель-Авивском университете А. Либерман предостерёг иностранные компании, действующие на ливанском шельфе, отметив, что они «совершают большую ошибку»11.

Свои рассуждения о возможном военном конфликте с Ливаном А. Либерман продолжил в интервью газете «Гаарец», утверждая, что в случае военных действий возможно и вторжение израильских сухопутных войск в Ливан. По мнению А. Либермана, «наземные операции не являются самоцелью, но практика показывает, что без них в условиях Ближнего Востока очень трудно закончить конфликт. В то же время практика прежнего конфликта с Ливаном (2006 г.) недопустима. Тогда израильтяне отсиживались в убежищах, а жители Бейрута загорали на пляже. Пусть в этот раз и они посидят в убежищах»12.

Необходимо отметить, что американская дипломатия уж несколько лет является к посредником в разрешении ливано-израильского территориального спора. С 2012 г. спецпосланником Госдепартамента США по урегулированию ливано-израильских противоречий был Ф. Хофф, которого сменил А. Хохштейн. При этом Ф. Хофф предлагал ливанскому правительству уступку 500 из 860 спорных квадратных километров. Что касается оставшихся 360 кв. км, то американцы предложили Бейруту совместное с Израилем освоение имеющихся там место-

11 Karam M. Hydrocarbures offshore: tolle de responsables libanais contre Lieberman // URL: https:// www.lorientlejour.com/article/1097726

12 Israel, Lebanon argue over offshore energy reserves. Beirut slams "threat" // URL: https://www.haaretz. com/israel-news/israel-lebanon-argue-over-offshore-energy-reserves-1.5783865

рождений. В декабре 2017 г. американцы в очередной раз предложили Ливану начать прямые переговоры с участием представителей Ливанской Республики, Израиля и ООН о разделе продукции на спорных 8-м и 9-м блоках13.

В конце января с. г. Бейрут посетил новый спецпредставитель Госдепартамента США по Ближнему Востоку Д. Саттерфилд, предложивший ливанской стороне 40% продукции от спорных участков. Госсекретарь Соединённых Штатов Р. Тиллерсон, посетивший Ливан в ходе своего зарубежного турне, 17 февраля провёл безуспешные переговоры с президентом Ливана М. Ауном по данной проблеме. В переговорах приняли участие министр иностранных дел Ливана Д. Басиль и командующий ливанской армией генерал Ж. Аун.

Тиллерсон предложил ливанской стороне ещё более выгодные, по мнению американцев, условия: увеличение на 5% ливанской доли от раздела продукции (до 45%) и в дополнение обещал, что если ливанцы не будут упорствовать в вопросе по шельфовым месторождениям, то им будет возвращён небольшой участок на суше, всё еще оккупированный израильской армией (фермы Шебаа). В ответ он натолкнулся на категорическое «нет» со стороны ливанского президента. М. Аун подчеркнул, что ливанцы требуют полного суверенитета над 8-м и 9-м блоками, и заверил американского дипломата, что в этот раз ливанская армия не будет пассивным свидетелем израильской агрессии, как это было в 2006 г. Он сказал, что если израильская армия нарушит границы Ливана, будет открыт огонь на поражение14.

В то же время эксплуатация природных богатств Ливана наряду с рисками может принести российским компаниям, в частности компании «Новатэк», и явные преимущества.

Во-первых, это экономические преимущества, связанные с льготными условиями соглашения о разделе продукции.

Во-вторых, политические и геостратегические преимущества, которые получает Российская Федерация.

«Новатэк» является одной из российских компаний, обладающих передовыми технологиями производства сжиженного природного газа (СПГ). Ливан является очень удобным в геоэкономическом смысле пунктом для экспорта СПГ в Европу, на Ближний Восток и в страны Африки. Особенно важным направлением может стать Ближневосточный регион.

В начале 2018 г. компания Siemens опубликовала исследование о потребностях региона Ближнего Востока в электроэнергии и их удовлетворении к 2030 г В документе указывается, что регион будет нуждаться в 483 ГВт электроэнергии.

13 Haddad S. Face au secretaire d'Etat Liban campe sur ses positions de principe // URL: https://www. lorientlejour.com/article

14 ibid

Это означает, что к имеющимся генерирующим мощностям, исходя из их производительности в 2016 г., следует добавить по крайней мере 277 ГВт электроэнергии. Согласно выводам исполнительного директора Siemens по Ближнему Востоку Д. Зеерсдорфера, прирост производства электроэнергии в регионе будет обеспечиваться как за счёт солнечной энергии (доля возобновляемой энергии вырастет с 5% до 20%), так и за счет использования природного газа15. В этой связи привлекательность Ближнего Востока как рынка сбыта газа заметно увеличивается.

Например, большой интерес к возможным закупкам СПГ, в том числе в России, стало проявлять Королевство Саудовская Аравия (КСА). Это связано с заметным снижением доли нефти и ростом доли газа в энергопотреблении КСА.

В декабре 2017 г. министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Х. аль-Фалих присутствовал на церемонии открытия проекта «Ямал СПГ», который является интегрированным проектом по добыче, сжижению и поставкам природного газа. Ресурсная база проекта — Южно-Там-бейское месторождение. Акционеры проекта — «Новатэк» (50,1%), Total (20%), China National Petroleum Corporation (20%), Фонд «Шёлкового пути» (9,9%).

Проект предполагает запуск трёх технологических линий. Мощность каждой линии — 5,5 млн т СПГ в год. Производство на первой линии завода началось в декабре 2017 г. Ввод в эксплуатацию второй и третьей линий запланирован на 2018 и 2019 г. В дальнейшем планируется ещё одна дополнительная линия мощностью около 1 млн т СПГ в год16.

Не так давно «Новатэк», стратегия которого предполагает производство до 70 млн т сжиженного газа к 2030 г., объявил о намерении увеличить мощность своего будущего СПГ-завода на Ямале «Арктик СПГ-2» до 19,8 млн т17. При этом саудовское руководство рассматривает планы покупки доли акций в этом предприятии. В случае запуска мощностей по производству природного газа в Ливане импорт российского газа станет для Эр-Рияда более выгодным и экономически привлекательным.

Активно включаясь в разработку шельфовых месторождений Ливана, Россия получает возможность влиять на всех энергетических игроков Восточного Средиземноморья. Известно, например, что в качестве одного из вариантов сбыта своего природного газа, добываемого с месторождений «Левиафан» и ««Тамар»», Израиль рассматривает Турцию, к берегам которой может быть

15 Middle East Power: Outlook 2035 // URL: https://www.siemens.com/content/dam/webassetpool/ mam/tag-siemens-com/smdb/regions/mea/middle-east-power-outlook-2035.pdf

16 Касаев Э. О. Перспективы энергетического сектора Саудовской Аравии. 2 // URL: http:// www.iimes.ru/?p=41362

17 Там же

проложен трубопровод. Через Турцию по газопроводу ТЛЫЛР израильский газ может пойти и в страны Евросоюза, что нанесёт ощутимый вред позициям компании «Газпром» и других российских производителей на европейском рынке.

История последних нескольких лет показывает, что Израиль не проявлял интереса к сотрудничеству с российскими нефтяными и газовыми компаниями вплоть до их появления в территориальных водах Ливана. В 2006 г. израильская спецслужба Шабак наложила вето на приватизацию компанией «Роснефть» нефтеперерабатывающих заводов в Ашдоде и Хайфе18. В 2008—2009 гг. ПАО «Газпром» делало заявки на участие в разработке месторождения Левиафан, однако израильские компании «Рацио», «Авнер Хипусей нефт» и особенно «Делек Кидухим», контролируемая израильским миллиардером И. Тшувой, предпочли малоизвестную австралийскую компанию Woodside. После визита президента Российской Федерации В. В. Путина в Израиль (июль 2012 г.) компания «Газпром» выразила желание ежегодно покупать у израильских фирм 2—3 млн т СПГ в течение 15—20 лет начиная с 2017 г., но вновь получила отказ19.

Закрепившись на шельфе Ливана и Сирии, российские компании смогут влиять на распределение экспортных потоков из региона в выгодном для себя направлении. При этом Россия как государство, поддерживающее партнёрские отношения как с Израилем, так и с Ливаном и с учётом своего военного присутствия в регионе, может более эффективно, чем Соединённые Штаты осуществлять посредничество в территориальном споре.

Разработка ливанских месторождений представляет для Российской Федерации значительный интерес и в контексте геополитики. Участие в данном проекте предоставляет России стратегическую возможность влиять на проблемы, связанные как с российско-турецкими отношениями (в том числе учитывая положение Российской Федерации на газовом рынке Турции и продолжающийся конфликт в Сирии), так и с турецко-кипрскими отношениями (включая споры о морских газовых ресурсах и транзите израильского газа в Турцию). Участие в разработке газовых месторождений Восточного Средиземноморья также дополнительно легитимирует российское военное присутствие в регионе, необходимое как гарантия безопасности российских компаний.

Таким образом, экономические и политические дивиденды, которые могут получить российские компании от участия в данном проекте, превышают возможные риски. Ближайшее время покажет, каким образом будет развиваться ливанский газовый проект.

18 Бен Б. «Газпром» — Израиль: слова и дела // URL: http://www.iimes.ru/?p=15866

19 Там же

Список литературы

Бен Б. «Газпром» — Израиль: слова и дела // URL: http://www.iimes.ru/?p=15866 [Ben B. «Gazprom» — Izrail': slova i dela // URL: http://www.iimes.ru/?p=15866] Касаев Э. О. О сотрудничестве России и Ливана в газовой сфере // URL: http://www. iimes.ru/?p=41532

[Kasaev Je.O. O sotrudnichestve Rossii i Livana v gazovoj sfere // URL: http://www. iimes.ru/?p=41532]

Касаев Э. О. О сотрудничестве России и Ливана в газовой сфере, 2018 // URL: http://www.iimes.ru/?p=41532

[Kasaev Je.O. O sotrudnichestve Rossii i Livana v gazovoj sfere, 2018 // URL: http://www. iimes.ru/?p=41532]

Касаев Э. О. Перспективы энергетического сектора Саудовской Аравии. 2 // URL: http://www.iimes.ru/?p=41362

[Kasaev Je. O. Perspektivy jenergeticheskogo sektora Saudovskoj Aravii. 2 // URL: http://www.iimes.ru/?p=41362]

Чернин В. Американское посредничество между Израилем и Ливаном в связи с разногласиями по поводу разграничения морской границы // URL: http://www. iimes.ru/?p=41550

[Chernin V. Amerikanskoe posrednichestvo mezhdu Izrailem i Livanom v svjazi s raznoglasijami po povodu razgranichenija morskoj granicy // URL: http://www.nmes. ru/?p=41550]

British Petroleum Statistical Review of World Energy // URL: https://www.bp.com/ content/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statistical-review-2017/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf

Haddad S. Face au secretaire d'Etat Liban campe sur ses positions de principe // URL: https://www.lorientlejour.com/article

Israel, Lebanon argue over offshore energy reserves. Beirut slams "threat" // URL: https://www haaretz.com/israel-news/israel-lebanon-argue-over-offshore-energy-reserves-1.5783865

Karam M. Hydrocarbures offshore: tolle de responsables libanais contre Lieberman // URL: https://www.lorientlejour.com/article/1097726

Middle East Power: Outlook 2035 // URL: https://www.siemens.com/content/dam/ webassetpool/mam/tag-siemens-com/smdb/regions/mea/middle-east-power-outlook-2035. pdf

Road map for Lebanon first offshore licensing round // URL: http://www.lpa.gov.lb/ road%20map.php

Sarkis N. Petrole et gaz au Liban: les potentialities, les chances et les risques // URL: https://www.lorientlejour.com/

Shehab I. Is Lebanon really an oil and gas producing country? // URL: https://www. fransabank.com/English/MediaCenter

The World Factbook // URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/le.html

Wainer D., Benmeleh Y. Israel-Egypt 15 billion gas deal boosts energy hub prospects // URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-02-19/noble-delek-sign-15-billion-deal-to-export-israel-gas-to-egypt

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.