Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Хасанов А. — Добрые услуги Швейцарии в свете захвата американских заложников в Иране (1979-1981) // Genesis: исторические исследования. - 2023. - № 6. DOI: 10.25136/2409-868X.2023.6.37216 EDN: GEOMHU URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=37216
Добрые услуги Швейцарии в свете захвата американских заложников в Иране (1979-1981)
Хасанов Азат
/Аспирант, кафедра Теории и истории международных отношений, Санкт-Петербургский
государственный университет
191124, Россия, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, ул. Ул. Смольного, Д.1/3, ул. Смольного, д.1/3,
И st027367@student.spbu.ru
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.25136/2409-868X.2023.6.37216
EDN:
GEOMHU
Дата направления статьи в редакцию:
27-12-2021
Дата публикации:
23-06-2023
Аннотация: Нейтралитет Швейцарии в период холодной войны позволил ей, не присоединяясь ни к одному из противостоящих блоков, принимать активное участие в международной политике. Это, в частности, выразилось в так называемых добрых услугах и серии защитных мандатов Швейцарии в Иране. В статье представлен краткий исторический экскурс в процесс развития дипломатических отношений между Швейцарией и Ираном. Целью статьи является определение роли швейцарской дипломатии в переговорах по освобождению американских заложников в Иране (19791981). Исследование осуществлено на основе рассекреченных архивных документов, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот (документы Госдепартамента США и Федерального департамента иностранных дел Швейцарии, посвященные урегулированию кризиса с американскими заложниками). Этим была определена научная новизна исследования. Применение историко-генетического метода позволило изучить генезис двусторонних отношений между Швейцарии и Ираном до Исламской революции 1979 г. Для описания дипломатических услуг Швейцарии для США
в Иране после Исламской революции 1979 г. был применен нарративный (описательно-повествовательный) метод. Посредством структурно-функционального метода удалось выявить механизмы швейцарской дипломатией при проведении тайных встреч между американским и иранским сторонами и исполнения защитного мандата по представлению интересов США в Иране. Историко-ретроспективный метод помог оценить с позиции временной дистанции результаты «добрых услуг» Швейцарии в Иране.
Ключевые слова:
Добрые услуги Швейцарии, швейцарская дипломатия, кризис с заложниками, Эрик-Роджер Ланг, Эдуард Бруннер, Абольхасан Банисадр, Исламская революция, Швейцария, Иран, США
Отношения Швейцарии и Ирана до 1979 г.
Первыми швейцарцами, появившимися в Персии еще в XVII в. были часовые мастера, некоторым из которых удалось сблизиться с шахской семьей. В 1829 - 1837 гг. в стране безуспешно пыталась закрепиться христианское миссионерское общество «Базельская
Миссия» (1815-2001) [63, Б- 259]. В середине XIX в. в Персии начали обосновываться швейцарские фирмы. Налаживанию культурных связей в конце XIX в. - начале XX вв. помогла и деятельность швейцарского археолога Гюстава Жекье (1868-1946), который был одним из первых ученых, участвовавших в раскопках древнеперсидских городов
В 1857 г. между Персией и Швейцарией было подписано торговое соглашение. Его ратификация состоялась в 1866 г., после пересмотра швейцарской конституции, ранее ограничивавшей нехристиан в праве свободного избрания места жительства на территории Альпийской конфедерации. Вскоре данное соглашение было обновлено в ходе государственного визита шаха Насер ад-Дина (1848-1896) в Швейцарию. Швейцарцы, которые в Персии в основном трудились инженерами, архитекторами, геологами и отельерами, сумели извлечь для себя выгоду благодаря режиму Капитуляции [1, с' 3591, действовавшему в стране до 1928 г. 1321.
В 1919 г. в Тегеране свои двери распахнуло швейцарское консульство (с 1936 г. -посольство). В 1934 г. был подписан Договор о дружбе и торговых отношениях, который
позволил и впредь развиваться двусторонним отношениям151.
Персов же привлекали в Швейцарии образовательные учреждения. В 1910-1914 гг. в университете Невшателя обучался будущий премьер-министр Ирана Мохаммед Моссадык (1951-1953), защитивший в нем докторскую диссертацию по праву и став первым среди своих соотечественников, кто получил степень доктора в европейском университете. О высоком престиже Швейцарии в Персии и о степени развитий двусторонних отношений свидетельствовало то, что детей на учебу в элитные школы-пансионы отправляли не только персидские аристократические семьи (Мусаддики, Давары и Теймурташи) Б,185-196], но и сам шах Реза (его сыновья Мохаммед и Али обучались в школе-пансионе в роля [28' Б- 211-2191 (кантон Во)).
В ходе учебы Мохамммед (будущий последний шах Ирана (1941-1979)) завязал крепкую дружбу с уроженцем Женевы Эрнестом Перроном. По окончании пансиона Мохаммед
пригласил швейцарского друга работать к себе в страну. Мохаммед назначил Эрнеста Перрона своим личным секретарем, тот пребывал на этом посту с 1954 по 1961 гг. В
1948 г. Мохаммед Реза побывал в Швейцарии с полуофициальным визитом [28, ^220-224"", а вскоре эта страна превратилась в излюбленное место отдыха членов династии Пехлеви Г28. s. 235-2421
Во второй половине прошлого столетия наблюдается рост численности швейцарцев, проживающих в средневосточной стране (см. табл.1).
Табл. 1. Численность швейцарцев в Иране (1873-1978) [301.
Год 1873 1940 1960 1978
Численность 3 182 300 800
Численность иранцев в Швейцарии в 1960-х гг. была примерно равной числу швейцарцев, проживавших в Иране. Для их мобильности Берн и Тегеран в 1954 г. подписали Соглашение о воздушном транспорте (обновлено в 1972г.), позволившее швейцарскому национальному авиаперевозчику «SwissAir» совершать регулярные рейсы в Иран
Табл.2. Товарооборот между Швейцарией и Ираном (в млн. швейцарских франков)^28 s.72-951
Год 1963 1973 1977
Товарооборот 322 455 670
Эрик-Роджер Ланг - связной между Вашингтоном и Тегераном
В январе 1979 г. шах Мохаммед Реза на фоне массовых беспорядков в Иране уехал в Египет, а затем направился на лечение в США. Больше он никогда не вернется на родину. Зато в феврале того же года на родину после почти 16 лет ссылки в Париже вернулся яростный политический противник монарха аятолла Рухолла Хомейни (19021989). В стране произошла исламская революция.
Революция не наложила негативного отпечатка на отношения ирано-швейцарские отношения. В силу безупречной репутации Швейцария стала четвертой страной, куда
новое иранское правительство назначило своего дипломатического представителя
^52-53"|. Им оказался временный поверенный в делах Махмуд Лавасани. На наш взгляд, иранцы не хотели ухудшения отношений со Швейцарией, чтобы попробовать национализировать шахские активы, хранящиеся в швейцарских банках.
Новоиспеченные власти в Тегеране планировали осуществить суд над бывшим шахом, требуя от США его выдачи. Не добившись желаемого, иранские студенты 4 ноября 1979 г. взяли штурмом посольство США в Тегеране и захватили в заложники 63 сотрудников дипломатической миссии; шестеро сотрудников сумели скрыться в доме канадского посла в Тегеране Кена Тэйлора (1977-1980). Еще три американских дипломата были захвачены непосредственно в здании МИД Ирана. Так началась история их 444-дневного заточения.
К 8 ноября 1979 г. швейцарцы уведомили американцев о готовности оказать свою помощь. Судя по телеграмме посольства Альпийской конфедерации в Тегеране, швейцары изложили три варианта возможного участия
•содействие в освобождении заложников;
•доставка гуманитарного продовольствия заложникам;
•эвакуация заложников в Цюрих (в случае их освобождения).
Стоит отметить, что посольство Швейцарии в своем отчете указывало о преувеличении состоянии ксенофобских настроений в Иране, и поэтому швейцарская дипмиссия вела себя спокойнее, чем другие европейские посольства, рекомендовавшие своим гражданам покинуть Иран1121.
Поражает дальнозоркость швейцарцев. Они уже 13 ноября предполагали1211, что американская администрация будет использовать экономические рычаги давления, установив эмбарго на покупку иранской нефти. Уже на следующий день американцы запретили покупать иранскую нефть, заморозили активы страны в американских банках, прекратили поставку запчастей для военного снаряжения.
Также швейцарцы выразили свои опасения по поводу силового разрешения кризиса, что могло вызвать непредсказуемую реакцию СССР. Урегулирование проблемы виделось официальному Берну исключительно путем дипломатических переговоров. В качестве подтверждения своих аргументов швейцарцы приводили пример инцидента с
американским разведывательным кораблем «Пуэбло» в январе 1968 г.1211, когда в руки властей КН ДР попали 82 членов экипажа (включая шестерых гражданских лиц, включая двух океанографов), впоследствии отпущенные после 11 месяцев непростых переговоров между официальными Пхеньяном и Вашингтоном.
Тем не менее, в аналитических записках, подготовленных в Берне 13 ноября, большая ставка в разрешении кризиса делалась на нового главу МИД Ирана Абольхасана Банисадра (одновременно он исполнял обязанности министра экономики и финансов
Ирана), назначенного на должность лишь за день до этого 1211. Интересно и то, что резиденция иранского министра располагалась рядом с резиденцией швейцарского посла Э.-Р. Ланга Г22, б.91-921.
В тот же день заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Дэвид Ньюсом
(1978-1981) направил телеграмму 171 дипломатическому советнику Федерального департамента иностранных дел Швейцарии Эдуарду Бруннеру (1978-1980), выразив признательность швейцарской стороне за оказываемые ею услуги. Из этого документа мы знаем, что на тот момент ни американцы, ни иранцы не думали разрывать дипломатические отношения друг с другом.
В этот же день свои усилия к разрешению кризиса применили и дипломаты государств-членов Европейского экономического сообщества, которых на 1979 г. было девять*. 13 ноября датские дипломаты изложили американцам итоги встречи девяти послов стран ЕЭС (далее ЕЭС-9) с А. Банисадром. Датчане предположили, что ведущую роль в
представлении коллективных взглядов ЕАС-9 с иранцами будут играть ирландцы -13211.
Судя по документам Госдепартамента США, 10 ноября в Вашингтоне оценили предложение швейцарского посла Эрика-Роджера Ланга в Иране (1979-1981) министерству иностранных дел Ирана освободить женщин-заложниц в качестве акта
доброй воли 1311. С учетом того, что 19 ноября по приказу аятоллы Рухоллы Хомейни были отпущены афроамериканцы и женщины (в общей сложности 13 человек), можно сделать вывод, что предложение Э.-Р. Ланга не остались неуслышанными в высших иранских кругах. Для репатриации отпущенных заложников американская сторона
хотела выслать в Тегеран военно-транспортный самолет. С этим не согласились иранские власти, опасавшиеся возможности прибытия на таком самолете военнослужащих,
предназначенных для освобождения заложников 122, б-64-671. с учетом предпринятой в будущем попытки (хоть провальной) операции американского спецназа по освобождению заложников под кодовым названием «Орлиный коготь», имевшим место в апреле 1980 г., опасения иранской стороны стоит признать не напрасными.
С этого момента американцы начали рассматривать кандидатуры потенциальных посредников для эвакуации отпущенных заложников. В итоге Вашингтон решил прибегнуть к услугам швейцарцев, которые предложили вывести вольноотпущенников
посредством авиакомпании «SwissAir» ¿З^1.
Выбор американской стороны был не случаен. Швейцария являлась одним из основных коммуникаторов США для общения с иранскими властями191. Послу Швейцарии в Иране Э.- Р. Лангу пришлось неоднократно обращаться к местным властям с просьбой разрешить врачам и христианскому духовенству посещать троих американских заложников, содержащихся в МИД. Кроме того, швейцарскому послу пришлось выполнять курьерские функции: доставлять письма и посылки американским
заложникам, переданные их родственниками 122 б-691.
Заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Дэвид Ньюсом (1978-1981) отметил три важные роли, которые выполнял швейцарский дипломатический корпус в
ситуации с заложниками и т.п. 122 71-72"Ъ 1. служил каналом связи для Вашингтона в Иране;
2. являлся одним из источников информации
3 . посол Альпийской конфедерации в США Госдепа США.
о реальной обстановке,
Р. Пробст являлся ценным советником для
Судя по телеграммам, направленным из швейцарского посольства в Тегеране в Берн, революционные власти Ирана также высоко оценивали работу швейцарского дипломатического корпуса. Преимуществом для альпийских дипломатов стали
нейтралитет их страны и огромный опыт в деле оказания «добрых услуг» 110, 111. Однако, по признанию самого Э. - Р. Ланга в Иране у них же оказалось слабое место -отсутствие контакта с духовными лидерами иранской революции 126, б-1171.
Хоть у швейцарского посла сложились доверительные отношения с А. Банисадром, тот являлся светским государственным деятелем, высшее же духовное руководство Ирана было настроено весьма радикально. Несмотря на это, Э.-Р. Ланг через А. Банисадра добился аудиенции высшего духовного лидера аятоллы Рухоллы Хомейни в священном для шиитов городе Кум. Но лидер революции был непреклонен, настойчиво требуя экстрадиции шаха из США. На все его вопросы относительно освобождения заложников аятолла Хомейни лаконично отвечал: «Читай Коран, сын мой, и ты получишь ответ! 126. Б.117-1181».
В этой связи американцы стали активно искать новое пристанище для шаха. В качестве одного из вариантов сам шах рассматривал и Швейцарию, с который он был тесно связан с самого детства и где он вместе со своей третьей женой Фарах в 1968 г. году приобрел виллу в Санкт-Морице (кантон Граубюнден), регулярно проводя там свой зимний отдых вплоть до 1975 г. 128, б-235-2421. Сам шах признавался, что чувствовал бы
себя гораздо комфортнее либо в Швейцарии, либо в Австрии [25, p 92]. Но вскоре он отказался от этой идеи 1341.
Э.-Р. Ланг и Э. Бруннер прекрасно понимали, что предоставление убежища шаху на территории альпийской конфедерации будет чревато как для самой Швейцарии, так и для США. В этом случае посольство Швейцарии в Тегеране и его сотрудников могла ждать та же учесть, что и их американских коллег. Более того, швейцарский посол помнил уроки из прошлого, а именно убийство в 1829 г. разъярённой толпой персов
знаменитого русского дипломата А.С. Грибоедова126, s-118"l.
К тому же под удар мог быть поставлен швейцарский канал связи для американцев, который на тот момент являлся для Вашингтона весьма надежным и важным. С другой стороны, по гуманным соображениям Швейцария должна была принять шаха, учитывая его тесные связи с конфедерацией. Швейцарские власти нашли «соломоново решение», заявив, что официального запроса предоставление убежища от бывшего монарха не
поступало [25, p 92].
А. Банисадру приходилось нелегко и из-за того, что помимо руководства внешнеполитическим ведомством (с 12 ноября 1979 г.), он одновременно возглавлял министерство экономики и финансов (с 6 ноября 1979 г.). На посту главы иранского МИД его заменил Садек Готбзаде (1979-1980), с которым швейцарские дипломаты в Тегеране
также нашли общий язык-361. Благодаря этому у американцев сохранялся швейцарский
канал связи с официальными лицами Ирана-37, 38, 41, 42].
Чтобы показать значимость Э.-Р. Ланга в глазах американской администрации, обратимся к истории шестерых заложников, скрывавшихся в доме канадского посла в Тегеране. Они были вывезены из Ирана 27 января 1980 г.благодаря тайной спецоперации ЦРУ «Арго» / «Канадская хитрость». Стоит отметить, что шестеро заложников вылетели по поддельным канадским паспортам из Тегерана в Цюрих рейсом «SwissAir». К тому же, более чем месяц до этого - 15 декабря 1979 г., Директор Бюро разведки и исследований Государственного департамента США Уильям Боудлер доложил госсекретарю Сайрусу Вэнсу (1977-1980) о нервозности канадцев по поводу дальнейшей судьбы шестерых дипломатов, на тот случай, если толпа революционеров решит ворваться на территорию зданий в Иране, принадлежавших Канаде. В этой связи американцы в качестве одного из вариантов рассматривали возможность передачи
шестерых заложников под опеку швейцарского посла в Иране-1351.
Швейцария в качестве места переговоров по судьбе американских заложников
К переговорам по освобождению заложников включился и сам Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм (1972-1981). 31 декабря 1979 г. он прибыл в Иран, однако
оказался бессильным в деле разрешения данного вопроса I391.
Теперь американцам пришлось выбрать нового переговорщика с официальным Тегераном --401 из числа своих контактов в Иране, среди которых значились I441:
■ так называемые «Панамские контакты» в лице Родригеса «Рори» Гонсалеса, помощника и доверенного лица Верховного лидера панамской революции Омара Торрихоса (19691981) и бывшего посла Панамы в США Габриэля Льюса (1977-1978), у которых имелся контакт с правозащитниками из Парижа - Кристианом Бурже и Эктором Вильялоном -связными с иранской стороны;
■ Ясир Арафат (1929-2004) - лидер Организация освобождения Палестины (ввиду имевшихся у него связей с аятоллой Р. Хомейни);
■ Ричард Коттам (1925-1997) - иранист, профессор Питтсбургского университета, который консультировал Госдеп США по поводу взглядов Готбзаде;
■ Мохаммед Хейкал (1923-2016) - египетский журналист, писавший книгу о Р. Хомейни;
■ Садык аль-Махди (1935-2000) - суданский политический и религиозный деятель, бывший премьер-министр Судана (1966 - 1967**), побывавший в Иране осенью 1979 г. и прекрасно знавший обстановку в стране;
■ Мансур Фарханг (1936 г.) - представитель ИРИ в ООН (1979-1980);
■ Организация исламского сотрудничества;
■ Эрик-Роджер Ланг (1930 г.) - посол Швейцарии в Иране.
Госдеп, высоко ценя посла Э.-Р. Ланга как канал связи с Тегераном, посчитал, что его привлечение могло поставить под угрозу полезность дипломата в доставке
гуманитарного канала для американских заложников в Иране-1441. Выбор пал на предложенный панамцами вариант - французского адвоката Кристиана Бурже и его аргентинского коллегу Эктора Вильялона,изгнанного из своей за свою правозащитную деятельность. По идейным взглядам они были близки к иранской оппозиционной группе в изгнании, действовавшая в пригороде Парижа Нофль-ле-Шато, и в которой состояли А.
Банисадр и С. Готбзаде-401. Немаловажным было и то, что А. Банисадр и С. Готбазде являлись кандидатами на первых выборах президента ИРИ (после принятия новой конституции в декабре 1979 г.), которые должны были состояться 25 января 1980 г.
В переговорный процесс правозащитники предлагали включить ирландского общественного и политического деятеля Шона Макбрайда, но его кандидатура была отклонена американской стороной-441.
Через панамские связи правозащитники сообщили американской стороне о желании Садека Готбзаде провести переговоры по поводу судьбы заложников. 19 января 1980 г. Глава аппарата Белого дома Гамильтон Джордан (1979-1980) и помощник государственного секретаря по делам Ближнего Востока Гарольд Сондерс (1978-1981) прибыли в Лондон. Вместо себя С. Готбзаде отправил К. Бурже и Э. Вильялон1401; 125 Р,114-118]. Следующая их встреча состоялась 25 января в Вашингтоне после обращения С. Готбзаде Г. Джордану через Ричарда Коттама с просьбой принять К. Бурже и Э. Вильялона [431; [25, Р—130-137]. С целью сохранения секретности переговоров было принято решение провести следующую встречу в другом месте1131. Третий раунд, прошедший 9-10 февраля в Берне, был организован уже швейцарской стороной -Ц41; МШ.
17 февраля на переговоры в Париж прибыл сам С. Готбзаде1461. Хоть переговоры о судьбе американских заложников с иранской стороны вели умеренные А. Банисадр и С. Готбзаде, окончательное решение по их судьбе должен был вынести аятолла Р. Хомейни.
С. Готбзаде, К. Бурже и Э. Вильялон принимали с 7 по 11 марта в Тегеране Комиссию ООН по расследованию событий в Иране под сопредседательством Мохаммеда Беджауи, постоянного представителя Алжира при ООН (1979-1982) и Андре Агилара, бывшего постоянного представителя Венесуэлы при ООН (1979-1982). В комиссию также вошли Адиб Дауди, советник президента Сирии по политическим вопросам, Гарри Джаявардена,
член подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств (ныне -подкомиссия по поощрению и защите прав человека) и Луи-Эдмон Петтити, французский
правозащитник 1471. Главной загвоздкой в переговорах являлось требование иранских властей об экстрадиции шаха Резы Пехлеви, который с декабря 1979 г. находился в Панаме. Однако 10 марта появилась надежда на разрешение конфликта, связанная с заявлением А. Банисадра об освобождении заложников в течение 15 дней. Вопросы передачи американских заложников было решено обсудить в Альпийской конфедерации
в двустороннем американо-иранском двустороннем формате 1481.
12-14 марта 1980 г. в Берне прошла встреча американской делегации в составе Главы аппарата Белого дома Г. Джордана, помощника госсекретаря по делам Ближнего Востока Г. Сондерса и глава иранского отдела госдепа США Генри Прехта (1978-1980) с
К. Бурже и Э. Вильялоном149, 501; 125, р 193-1941. в это же время в Иране проходил первый тур парламентских выборов. Объявленные результаты первого тура выборов показали, что в иранском правительстве все больший вес набирают исламисты, а умеренные силы в лице А. Банисадра и С. Готбзаде его теряли. Все еще был не решен вопрос с экстрадицией шаха, который 23 марта 1980 г. вылетел из Панамы в Египет.
К тому же истекал обещанный А. Банисадром 15-ти дневный срок освобождения
заложников 1511. В этой связи 27 и 29 марта Белый Дом через швейцарское посольство передал сообщение лидерам ИРИ с требованием до конца марта взять полностью, или частично под свою опеку американских заложников из рук удерживающих их радикальных студентов 152, 531. Не получив внятного ответа от иранских властей 154-561, а также учитывая незыблемость позиций по экстрадиции шаха и освобождения
американских заложников аятоллы Р. Хомейни157,581, трехмесячные переговоры при посредничестве К. Бурже и Э.Вильялона провалилась. У администрации Джимми Картера лопалось терпение. 3 апреля было направлено сообщение А. Банисадру и С. Готбзаде о введении санкций против Ирана, если иранские студенты не передадут американских
заложников в руки правительства страны В этих условиях К. Бурже и Э. Вильялон пытались спасти переговорный процесс, образовав комиссию, куда помимо себя они включили посла Швейцарии Э.-Р. Ланга а также сирийского католического епископа
Иллариона Капуччи1601. Однако А. Банисадру не удалось убедить аятоллу, и заложники оставались в руках студентов.
Защитный мандат Швейцарии по представлению интересов США в Иране
7 апреля 1980 г. Дж. Картер после совещания с членами Совета национальной безопасности США принимает решение разорвать дипломатических отношения с ИРИ и ввести против нее экономические санкции, включая запрет экспорта американских
товаров (в том числе и медикаменты) и денежных переводов в Иран1611. С учетом вышеописанного для Белого дома был очевидным выбор Швейцарии в качестве протежирующей силы в Иране. К тому же Вашингтон до этого не раз прибегал к дипломатическим услугам европейской страны. Стоит лишь отметить очень важный защитный мандат Швейцарии по представлению интересов в США на Кубе (1961-2015)
В Берне уже в ноябре 1979 г. готовились к принятию защитного мандата от США в Иране. По мнению Федерального Совета Швейцарии, швейцарцам было бы гораздо легче осуществлять американский защитный мандат в Иране, если бы в США швейцарцы представляли интересы Ирана 1121. Препятствием для Швейцарии в получении защитного
мандата от официального Тегерана была необходимость одобрения со стороны высшего духовенства страны181.
Однако среди швейцарских дипломатов были на этот счет разные взгляды. Так, посол в Тегеране Э.-Р. Ланг, понимая, что решение о возможности швейцарской стороне представлять американские интересы в Иране будет принимать лично аятолла Хомейни,
относился весьма насторожено к осуществлению защитного мандата1151. Совершенно иного мнения придерживался посол альпийской конфедерации в Вашингтоне Р. Пробст (1976-1980), считавший, что Швейцария обязана взять на себя американский мандат в
Иране1161. Аргументируя свою точку зрения, Пробст весьма справедливо отметил, что «добрые услуги» Швейцарии вовсе нечуждые новым революционным властям.
Уверенности альпийцам придавал и тот факт, что Исламская революция в Иране положила в швейцарскую копилку еще три защитных мандата. После революции в феврале 1979 г. новое иранское правительство начинает целенаправленно портить отношения с двумя африканскими государствами - Египтом и ЮАР.
Причиной разрыва дипломатических связей с Каиром было отказ египетских властей от выдачи беглого шаха новым иранских властям. Начиная с 9 мая 1979 г. и по сей день интересы ИРИ в Египте все еще представляют швейцарские дипломаты.
До Исламской революции шахский Иран поддерживал тесные связи с режимом Апартеида в ЮАР в сфере торговли, науки, обороны, медицины, энергетики и горнодобывающей промышленности. Новые революционные власти в Тегеране порвали отношения с Преторией, затем ввели против нее торгово-экономические санкции. Кроме того, новое иранское руководство стало активно бороться с режимом Апартеида. Все эти действия Ирана свели на нет прежние отношения между двумя странами 1231.
Поэтому обе страны обратились за помощью к своему проверенному партнеру по представлению интересов в иностранном государстве - Швейцарии. Берн в качестве протежирующей державы был хорошо известен Тегерану. Швейцарии уже доводилось представлять интересы Южной Африки в Иране в 1952-1953 гг. Берн представлял интересы официальной Претории с 8 октября 1979 г. по 9 августа 1995 г.; официального
Тегерана в ЮАР - с 17 октября 1979 г. по 10 мая 1994 г.1271
Официальные документы швейцарского внешнеполитического ведомства свидетельствуют о том 118,191, что после официального разрыва дипломатических отношений между Вашингтоном и Тегераном швейцарцы без колебаний готовы были приступить к исполнению защитного мандата для США. Однако официального запроса от Вашингтона не поступало, 24 апреля 1980 г. американцы при помощи своих сил специального назначения предприняли попытку военного освобождения заложников (операция «Орлиный коготь»). Из-за бури в пустыне вертолеты и самолеты ВВС США не смогли долететь и потерпели аварию в пустыне. Только после этого США были вынуждены обратиться к Швейцарии с официальным запросом о представлении интересов в Иране 129, ^1111. Чтобы облегчить задачу своим дипломатам в Тегеране,
официальный Берн направил туда дополнительно 10 сотрудников 122, ^1101. Начиная с 24 апреля 1980 г. по сей день альпийские дипломаты представляют американские интересы в Иране.
В ходе операции «Орлиный коготь» погибли 8 американских военнослужащих. Уже 25 апреля с просьбой помощи по организации репатриации их тел Вашингтон обратился к
Э.-Р. Лангу1621. Данная задача стала головной болью для него. В этом деле ему огромную помощь оказал священник Илларион Капуччи, уже принимавший участие в переговорах по освобождению заложников. К тому времени в исламском мире за И. Капуччи закрепилась репутация защитника прав палестинцев. Его антиизраильская и антиамериканская риторика вызвала лишь симпатию не только у революционных властей в Тегеране, но и религиозных авторитетов, что помогло ему получить тела погибших
бойцов американского спецназа1241. 4 мая 1980 г. гробы с телами спецназа США были отправлены самолетом в Цюрих.
Удивительным образом эти события совпали с днем смерти (4 мая 1980 г.) лидера Югославии Иосип Тито Броз. Для прощания с главой СФРЮ в Белград прибыли Начальник федерального департамента иностранных дел Швейцарии Пьер Обер (19781987), и министр иностранных дел Ирана С. Готбзаде. Таким образом, им удалось поговорить друг с другом. По словам Э. Бруннера, после прощания с югославским лидером руководитель иранского внешнеполитического ведомства не полетел в Иран, а вместе П. Обером прилетел в Цюрих. С. Готбзаде, во время беседы с П. Обером и Э.Бруннером признался, что теряет свое влияние в правительстве1201.
Одновременно со Швейцарией в этой сложной ситуации свою помощь попытались оказать еще две другие нейтральные европейские страны - Австрия и Швеция. Для обсуждения с иранским руководством вопроса об освобождении американцев, в мае 1980 г. в Иран прилетела делегация в составе бывшего премьер-министра Швеции*** и лидера Социал-демократической партии Улофа Пальме (1969-1976; 1982-1986), канцлера Австрии Бруно Крайского (1970-1983) и лидера испанских социалистов Фелипе Гонсалеса (будущего премьер-министра Испании в 1982-1996). Вытащить американских заложников им не удалось13, c-172l.
На пути к Алжирским соглашениям
Если американский мандат в Иране был в надежных руках швейцарских дипломатов, то представление иранских интересов в США оставался открытым. Возникает вопрос: если «добрые услуги» Швейцарии не были чужды новым иранским властям, то почему они не доверили защиту своих интересов в США Швейцарии? Дело в том, что в случае с США, новоиспеченные иранские власти, принципиально стремились подчеркнуть свою новую идентичность - очень важно было назначить в качестве своего представителя интересов исламскую страну с революционным прошлым. Таковой, по мнению новоиспеченного революционного руководства, являлся Алжир [22, s-11:4.
Возникает вопрос: почему официальный Тегеран в мае 1979 г. выбрал Швейцарию в качестве протежирующей силы в Египте и в ЮАР? Причина кроется в том, что из-за сближения с Израилем, арабские страны разорвали дипломатические отношения с Каиром. Мусульманские страны не имели официальных дипломатических связей с Преторией, из-за приводимого в Южной Африке политики расовой сегрегации. Поэтому Иран был вынужден прибегнуть к дипломатическим услугам Швейцарии в Египте и ЮАР.
Выбор иранцами Алжира в качестве протежирующей силы в США вызвал энтузиазм у швейцарского посла в Вашингтоне Р. Пробста. Причина крылась в том, что алжирским послом в США был Редха Малек, с которым Р. Пробст был знаком еще с франко-алжирских переговоров (1961-1962) проходившие в Швейцарии. К тому же сопредседателем комиссии ООН по расследованию событий в Иране был постоянный представитель Алжира при ООН Мохаммед Беджауи.
Свою лепту в развитии переговорного процесса с духовенством Ирана сумели внести и западногерманские дипломаты. Здесь тоже не обошлось без личных знакомств. Посол ФРГ в Иране Герхард Рицель (1977-1981) имел связи с заместителем министра иностранных дела Ирана Садеком Табатаи (1979-1980), который был женат на немке. К аятолле Р. Хомейни С. Табатаи был близок благодаря семейным узам, его сестра являлась невесткой духовного лидера. А вот крепкая дружба между Э.-Р. Лангом и Г. Рицелем объяснялась тем, что западногерманский посол был тесно связан со Швейцарией. После прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера семья Рицеля бежала в Швейцарию, где будущий дипломат получил не только образование, но и швейцарский паспорт126, в.118-1191.
Как нам кажется, причиной стремительного развития переговорного процесса с духовным руководством Ирана было ряд событий лета - осени 1980 г. Из-за ухудшающегося здоровья, 11 июля 1980 г. на свободу был отпущен один из заложников Ричард Куин, после чего он отправился на госпитализацию в Цюрих. Его освобождение расценивалось как шаг доброй воли со стороны Ирана. 27 июля 1980 г. скончался шах Реза Пехлеви - камень преткновения между американскими и иранскими властями. 22 сентября 1980 г. иракские войска без объявления войны вторглись на территорию Ирана. Началась долгая и кровопролитная ирано-иракская война (1980-1988). Начальный этап этой войны был крайне тяжелым для Тегерана, что сделало его более сговорчивым в дальнейших переговорах по поводу американских заложников.
2 ноября 1980 г. ноября заместитель госсекретаря США Уоррен Кристофер прибыл в Алжир. Начались активная фаза переговоров при посредничестве Алжира,
завершившихся 19 января 1981 г. подписанием Алжирских соглашений 111, по итогам
которых 52 американских заложников отпущены на свободу.
* * *
После захвата посольства США в Тегеране Швейцария де-факто стала представлять американские интересы в Иране (с 4 ноября 1979 г.; де-юре - с 24 апреля 1980 г.). Выбор США Швейцарии в качестве протежирующей силы был обусловлен не только нейтральным статусом Альпийской конфедерации и тем, что официальный Вашингтон не раз прибегал к дипломатическим услугам Берна. Швейцарские дипломаты, в частности, посол в Иране Э.-Р. Ланг обеспечили надежный канал связи между Вашингтоном и Тегераном. Кроме того, на плечи Э.-Р. Ланга с первых дней легли выполнение гуманитарных функций.
Также альпийцы сумели наладить тесные связи с революционными властями Ирана, придерживающиеся светских взглядов (А. Банисадр и С. Готбзаде). А вот наладить связь христианской Швейцарии с шиитским духовенством оказалось сложной миссией, из-за чего дальнейшие американо-иранские переговоры прошли при посредничестве мусульманского Алжира, который, как и Иран, имел революционное прошлое. Тем не менее, новое революционное руководство было вынуждено прибегнуть к дипломатическим услугам Швейцарии в Египте и ЮАР.
Как и Вашингтон, так и Тегеран высоко оценили роль Швейцарии в организации тайных переговоров, которые также прошли на территории самой альпийской страны. В знак признательности, в 1982 г. уже бывший президент Джимми Картер прибыл в Берн, где выразил свою глубокую признательность швейцарцам, внесшим свой вклад в освобождение американских заложников из иранского плена129-^-1131.
Нужно отметить, что Швейцария и сегодня продолжает представлять интересы США в Иране. ИРИ также не отказывается от дипломатических услуг нейтральной страны, поручив Швейцарии представительство своих интересов в Египте (с 1979 г.) и Саудовской Аравии (де-факто с 2016 г.; де-юре - с 2017 г.).
* В 1979 г. членами Европейского экономического союза являлись: Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ.
** Садык аль-Махди был премьер-министром Судана (1986-1989).
*** Улоф Пальме являлся премьер-министром Швеции в 1969-1976 гг. и 1982-1986 гг. Библиография
1. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1973.-Т.11. 608 с.
2. Хасанов А. История «защитного мандата» Швейцарии по обеспечению интересов США на Кубе (1961-2015гг.) // Латинская Америка.-2017.-№ 5.-С.35-48.
3. Швейцер В.Я., Жиряков И.Г. Бруно Крайский: политик и время.-М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. 310 с.
4. The Algiers Accords [Electronic resource] // Pars Times. URL: http://www.parstimes.com/history/algiers_accords.pdf
5. Bilaterale Beziehungen Schweiz-Iran [Elektronische Quelle] // Das Eidgenössische Departement für auswärtige Angelegenheiten der Schweizerischen Eidgenossenschaft. (24.02.2021). URL: https ://www.eda.admin.ch/eda/de/home/vertretungen-und-reisehinweise/iran/bilatereale-beziehungenschweiziran.html
6. CH-BAR [Elektronische Quelle] E2001E-01#1991/17#8253*. B.22.52.Iran.(Am.). No 457. Telegram (08.11.1979). URL: https://dodis.ch/56340
7. CH-BAR [Elektronische Quelle] E2001E-01#1991/17#8253*. B.22.52.Iran.(Am.). No 888. Iran. (13.11.1979). URL:https://dodis.ch/56341
8. CH-BAR [Elektronische Quelle] E2001E-01#1991/17#8253*. B.22.52.Iran. (Am.). Sitzung der Arbeitsgruppe Iran v. 14.11.1979, 14.30 Uhr. (19.11.1979). URL: https://dodis.ch/54843
9. CH-BAR [Elektronische Quelle] E2001E-01#1991/17#8253*. B.22.52.Iran.(Am.). Telegram Nr. 932 (23.11.1979). URL: https://dodis.ch/54844
10. CH-BAR [Elektronische Quelle] E2001E-01#1991/17#8253*. B.22.52.Iran. (Am.). Télégramme No 544. URL: https://dodis.ch/54845; CH-BAR [Elektronische Quelle] E2001E-01#1991/17#8253*.
11. CH-BAR [Elektronische Quelle] E2001E-01#1991/17#8253*. B.22.52.Iran.(Am.). Télégramme №941 (28.11.1979). URL: https://dodis.ch/54846
12. CH-BAR [Elektronische Quelle] E2001E-01#1991/17#8253*. B.22.52.Iran.(Am.). № 1989. Evénements d'Iran; éventualité d'un mandate (14.11.1979). URL: https://dodis.ch/54840
13. CH-BAR [Elektronische Quelle] E2001E-01#1991/17#8255*. B.22.52.Iran. (Am.). Télégramme № 130 (08.02.1980). URL: https://dodis.ch/56354
14. CH-BAR [Elektronische Quelle] E2001E-01#1991/17#8255*. B.22.52.Iran. (Am.). Télégramme № 5043 (11.02.1980). URL: https://dodis.ch/56356
15. CH-BAR [Elektronische Quelle] CH-BAR#E2001E-01#1991/17#8256* B.22.52.Iran. (Am.). Télégramme No 177. Divers concernant Iran. (29.02.1980). URL: https://dodis.ch/54550
16. CH-BAR [Elektronische Quelle] CH-BAR#E2001E-01#1991/17#8256*. B.22.52.Iran.
(Am.). Télégramme Nr. 218. Euer 180. Menaces contre Ambassadeur Lang. (03.03.1980). URL: https://dodis.ch/56357
17. CH-BAR [Elektronische Quelle] E2001E-01#1991/17#8256*. B.22.52.Iran. (Am.). Télégramme №5099 (14.03.1980). URL: https://dodis.ch/56359
18. CH-BAR [Elektronische Quelle] CH-BAR#E2001E-01#1991/17#8257* B.22.52.Iran. (Am.). Nr. 596. Frage der Übernahme der amerikanischen Interessen im Iran (Zwischenbericht) (16.04.1980). URL: https://dodis.ch/56364
19. CH-BAR [Elektronische Quelle] CH-BAR#E2001E-01#1991/17#8257* B.22.52.Iran. (Am.). Telegram Nr. 5133 (09.04.1980). URL: https://dodis.ch/56363
20. CH-BAR [Elektronische Quelle] CH-BAR#E2001E-01#1991/17#8258*. B.22.52.Iran. (Am.). Télégramme No 447. La Suisse et le différend irano-américain (05.05.1980). URL: https://dodis.ch/56365
21. CH-BAR [Elektronische Quelle] E2001E-01#1991/17#8360*. B.73.Iran.0. Perspectives iraniennes (13.11.1979). URL: https://dodis.ch/54842
22. Fischer T. Die Rolle der Schweiz in der Iran-Geiselkrise 1979-1981 // Forschungsstelle für Sicherheihtspolitik der ETH Zürich. Eine Studie zur Politik der Guten Dienste im Kalten Krieg. - 2004.-№73. 204 S.
23. Iran (Islamic Republic of) [Electronic resource] // Department of Foreign Affairs of Republic of South Africa: official website. URL: http://www.dfa.gov.za/foreign/bilateral/iran.html
24. Iran agrees to release GIs' bodies in a few days // The Chicago Tribune. - 1980.-4th May.-P. 3.
25. Jordan H. Crisis: The last year of the Carter presidency.-NY: G. P. Putnam's Sons6 1982. 431 p.
26. Lang E. Le rôle d'Edouard Brunner dans la crise des otages américains en Iran (19791981) / Zürcher Beiträge zur Sicherheitspolitik (ETH Zürich).-2010.-№82 (Edouard Brunner ou la diplomatie du possible: actes du colloque en son souvenir). S.115-120.
27. Liste des intérêts étrangers représentés par la Suisse depuis la fin de la Seconde Guerre mondiale // Politorbis. - 2006.-№40. - S. 53-56.
28. Meier D. Helvetias guter Draht zum Pfauenthron. Die Beziehungen der Schweiz zu Iran (1946-1978).-Zürich: Orell Füssli Verlag, 2002. 322 S.
29. Muheim F. Le rôle d'Edouard Brunner dans la crise des otages américains en Iran (novembre 1979 - janvier 1981) / Zürcher Beiträge zur Sicherheitspolitik (ETH Zürich).-2010.-№82 (Edouard Brunner ou la diplomatie du possible: actes du colloque en son souvenir). S.111-114.
30. Perrenoud M. Iran // Historisches Lexikon der Schweiz. (13.05.2008). URL: https://hls-dhs-dss.ch/de/articles/003410/2008-05-13/
31. The U.S. Department of State: Office of the Historian (aa^ee-USDS: OH) [Electronic resource] Foreign Relations of the United States(aa^ee-FRUS), 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc.19. Summary of Conclusions of a Special Coordination Committee Meeting (10.11.1979). URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d19
32. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 27. Memorandum for the Files (13.11.1979). URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d27
33. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc.35. Summary of Conclusions of a Special
Coordination Committee Meeting (17.11.1979). URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d35
34. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 92. Telegram From the Executive Assistant to the Deputy Secretary of State (Oxman) to the Executive Secretary of the Department of State (Tarnoff) (10.12.1979). URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d92
35. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 99. Memorandum From the Assistant Secretary of State for Near Eastern and South Asian Affairs (Saunders) and the Director of the Bureau of Intelligence and Research (Bowdler) to Secretary of State Vance
(15.12.1979). URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d99
36. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 101. Memorandum From the Assistant Secretary of State for Near Eastern and South Asian Affairs (Saunders) to Secretary of State Vance (16.12.1979). URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d101
37. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 126. Memorandum for the Record (29.12.1979). URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d126
38. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 131. Minutes of a National Security Council Meeting (02.01.1980). URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d131
39. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 132. Telegram From the U.S. Mission to the United Nations to the Department of State (06.01.1980). URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d132
40. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 157. Telegram From the Embassy in the United Kingdom to the Department of State and the White House (20.01.1980). URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d157
41. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 162. Memorandum From Gary Sick of the National Security Council Staff to the President's Assistant for National Security Affairs (Brzezinski) (24.01.1980). URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d162
42. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 163. Summary of a Special Meeting
(24.01.1980). URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d163
43. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 164. Memorandum of Conversation. URL: https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d164
44. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 168. Memorandum From Secretary of State Vance to President Carter. URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d168
45. USDS: 'OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis,
November 1979-September 1980. Doc. 180. Telegram From the Embassy in Switzerland to the Department of State (10.02.1980). URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d180
46. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 184. Handwritten Memorandum From the White House Chief of Staff (Jordan) to President Carter. URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d184
47. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 189. Editorial Note. URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d189
48. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 203. Editorial Note. URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d203
49. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 207. Telegram From the Embassy in Switzerland to the Department of State (13.03.1980). URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d207
50. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 208 Telegram From the Embassy in Switzerland to the Department of State (14.03.1980). URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d208
51. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 220. Message From the U.S. Government to Iranian President Bani-Sadr (24.03.1980). URL:
https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d220
52. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 225. Message From the Swiss Chargé d'Affaires in Iran (Kaiser) to the Department of State (27.03.1980). URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d225
53. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 227. Message From the U.S. Government to Iranian President Bani-Sadr (29.03.1980). URL:
https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d227
54. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 226. Message From the Swiss Chargé d'Affaires in Iran (Kaiser) to the Department of State (27.03.1980). URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d226
55. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 228. Message From the Swiss Ambassador to Iran (Lang) to the Department of State (30.03.1980). URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d228
56. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 230. Paper Prepared by the Swiss Ambassador to Iran (Lang) (31.03.1980). URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d230
57. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 231. Record of a National Security Council
Meeting (31.03.1980). URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d231
58. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 233. Record of an Oval Office Meeting (01.04.1980).URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d233
59. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 238. Draft Message From the U.S. Government to Iranian President Bani-Sadr and Iranian Foreign Minister Ghotbzadeh (03.04.1980). URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d238
60. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 243. Memorandum of Conversation (05.04.1980). URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d243
61. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 245. Minutes of a National Security Council Meeting (07.04.1980). URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d245
62. USDS: OH [Electronic resource] FRUS, 1977-1980, Vol. XI, Part 1, Iran: Hostage Crisis, November 1979-September 1980. Doc. 268. Telegram From the Department of State to the Embassy in Switzerland (25.04.1980). URL:
https ://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v11p1/d268
63. Waldburger A. Missionare und Moslems: die Basler Mission in Persien, 1833-1837.-Basel: Basileia-Verlag, 1983. 259 s.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Статья посвящена исследованию опыта Швейцарии в посредничестве между США и Ираном по вопросу освобождения захваченных 4 ноября 1979 г. в американском посольстве заложников. Учитывая высокую опасность терроризма в современном мире, а также необходимость посредничества нейтральных субъектов в процессе освобождения заложников, проанализированный в статье швейцарский опыт имеет непреходящую научную актуальность и практическую важность. В плане использованной в статье методологии автор не оригинален - он применяет традиционный для подобного рода исследований концептуально-аналитический метод изучения исторических документов, а также событийный подход, позволяющий выявить логику разворачивания исторических процессов и их результатов посредством сопоставления и детального анализа ключевых событий этих процессов. Статья изобилует фактическим материалом, что придаёт аргументам автора дополнительный вес и достоверность. Полученные в процессе исследования результаты не лишены и признаков научной новизны. В частности, автор показал, как и по каким причинам разворачивалась история делегирования Швейцарии со стороны США права представлять американские интересы в Иране, а также почему с этим согласились иранские власти. Особое значение имеет также описание процесса тайных переговоров между американской и иранской делегациями, организованных в марте 1980 г. в Берне, по вопросу освобождения
заложников. Как показал автор, выбор территории Швейцарии для проведения переговоров, стал признанием успехов этой страны в посредничестве между США и Ираном. Не менее интересен также авторский анализ причин, по которым официальный Тегеран выбрал Швейцарию в качестве протежирующей силы в Египте и ЮАР. Подводя итог, можно сказать следующее. По своему стилю и содержанию статья представляет собой добротное научное исследование. Выводы автора достоверны и имеют признаки научной новизны. В тексте встречаются некоторые стилистические и грамматические погрешности (например, несогласованное предложение «В 19101914 гг. <...> обучался <...>, защитивший... и став первым среди своих соотечественников...»; или «.В своём отчёте указывало о преувеличении состоянии ксенофобских настроений.»; или же избыточное выражение во фразе «Революция не наложила негативного отпечатка на отношения ирано-швейцарские отношения»), однако в целом текст написан достаточно грамотно и на хорошем научном языке. Статья хорошо структурирована, в тексте выделены отдельные блоки, посвящённые различным вопросам проведённого исследования. Использованная в статье библиография весьма обширна, включает 63 наименования (в том числе, публикации на иностранных языках) и в достаточной степени отражает состояние научного знания по исследуемой теме. Отдельного упоминания заслуживает активное обращение автора к документам, опубликованным в электронном формате в так называемом «Офисе историка (Office of the Historian)». Подборка этих документов составлялась профессиональными историками, специализирующимися в области истории внешней политики США и Госдепартамента, и работа автора с этими документами повышает степень достоверности сделанных выводов. Апелляция к оппонентам отсутствует, но в подобного рода исследованиях не является обязательной. Статья представляет научный интерес для специалистов в области международных отношений, проблем безопасности, миротворчества и посредничества в кризисных ситуациях.