Научная статья на тему '«Доброжелательность» городской среды к детям: экспертные оценки'

«Доброжелательность» городской среды к детям: экспертные оценки Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
442
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ / ИНИЦИАТИВА ЮНИСЕФ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМФОРТНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ НА РАЗВИТИЕ / ГОРОДСКИЕ ПРОСТРАНСТВА / ДВОР / ОСТАНОВКА ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА / URBAN ENVIRONMENT / FRIENDLINESS / CHILDREN / UNICEF INITIATIVE / EXPERT JUDGMENT / SAFETY / COMFORT / FOCUS ON DEVELOPMENT / URBAN SPACE / COURTYARD / PUBLIC TRANSPORT STOP

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ракитина Н.Э.

В современных городах вопросы благоустройства среды и ориентации на нужды семей с детьми выходят на первый план. Примером является инициатива ЮНИСЕФ по созданию городов, доброжелательных к детям. В статье представлены результаты опроса экспертов по поводу интерпретации ими городской «доброжелательности», ее индикаторов и рекомендаций по ее развитию. Экспертами выступили специалисты городских служб и общественных организаций городов Дальнего Востока России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ракитина Н.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Child-friendly urban environment: expert judgment

Improvement of urban environment and consideration of the needs of families with children come to the forefront in modern cities. It is exemplified by the initiative of UNICEF on creation of child-friendly cities. The article considers expert judgment of child-friendly urban environment, its features and the guidelines on its improvement. The experts of city services and public organizations have been interviewed for the research.

Текст научной работы на тему ««Доброжелательность» городской среды к детям: экспертные оценки»

УДК 316.334.56

Ракитина Наталья Эдуардовна

ведущий инженер учебно-методического управления Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета

«ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ» ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ К ДЕТЯМ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ [1]

Rakitina Natalya Eduardovna

Leading Engineer, Curriculum and Instruction Department, Komsomolsk-On-Amur State Technical University

CHILD-FRIENDLY URBAN ENVIRONMENT: EXPERT JUDGMENT [1]

Аннотация:

В современных городах вопросы благоустройства среды и ориентации на нужды семей с детьми выходят на первый план. Примером является инициатива ЮНИСЕФ по созданию городов, доброжелательных к детям. В статье представлены результаты опроса экспертов по поводу интерпретации ими городской «доброжелательности», ее индикаторов и рекомендаций по ее развитию. Экспертами выступили специалисты городских служб и общественных организаций городов Дальнего Востока России.

Ключевые слова:

городская среда, доброжелательность, дети, инициатива ЮНИСЕФ, экспертная оценка, безопасность, комфортность, направленность на развитие, городские пространства, двор, остановка общественного транспорта.

Summary:

Improvement of urban environment and consideration of the needs of families with children come to the forefront in modern cities. It is exemplified by the initiative of UNICEF on creation of child-friendly cities. The article considers expert judgment of child-friendly urban environment, its features and the guidelines on its improvement. The experts of city services and public organizations have been interviewed for the research.

Keywords:

urban environment, friendliness, children, UNICEF initiative, expert judgment, safety, comfort, focus on development, urban space, courtyard, public transport stop.

Отправной точкой развития городов, ориентированных на детей, а также началом географического поворота в социологических исследованиях детства стал проект, инициированный Кевином Линчем (Kevin Lynch), специалистом в области городского планирования в 1970-е гг., под названием «Взросление в городах» (Growing Up in Cities) [2]. Линч выступил координатором проведения исследований в четырех странах при поддержке ЮНИСЕФ.

В 1995 г. проект был «реанимирован» и запущен уже в восьми странах при поддержке программы ЮНЕСКО (Management of Social Transformation), Норвежского центра детских исследований и других организаций. Вторая фаза проекта была описана в работах Л. Чавлы (L. Chawla) [3] и Д. Дрискелла (D. Driskell) [4]. Проект «Взросление в городах» позволил собрать обширный материал о том, как дети используют и оценивают городские пространства. Детям и подросткам задавались вопросы, касающиеся описания района проживания, определения его достоинств и недостатков, перечисления опасных, комфортных и некомфортных мест в городе, характеристики городских изменений как в лучшую, так и в худшую сторону, размышлений о том, каким будет район проживания через 10 лет [5, p. 121]. Таким образом, в исследовании использовался язык ресурсов и рисков.

Концепт города, доброжелательного к детям (child-friendly cities), в российской общественной и научной риторике возник недавно, после присоединения ряда российских городов к международной инициативе ЮНИСЕФ. Цель ЮНИСЕФ заключается в уменьшении негативного влияния городской среды на ребенка, максимальном использовании тех возможностей и преимуществ, которые она дает. В 2010 г. 17 российских городов подписали меморандум о включении в реализацию данного проекта [6].

Обратимся к пространству городов российского Дальнего Востока для оценки степени их пригодности для жизни детей. В качестве основного метода исследования использован метод экспертного интервью. Экспертами выступили специалисты в области архитектуры и дизайна городской среды, проживающие в городах Дальнего Востока (Э1 - жен., 35 лет, управление архитектурой, специалист; Э2 - жен., 27 лет, дизайн-проектная компания, директор; Э3 - жен., 45 лет, высшее учебное заведение, преподаватель; Э4 - муж., 35 лет, Центр прикладной урбанистики, модератор; Э5 - муж., 31 год, Центр прикладной урбанистики, модератор; Э6 - жен., 21 год, высшее учебное заведение, студент).

Как и в вышеупомянутых международных проектах, но уже не детям, а взрослым людям -экспертам - задавались вопросы о рисках и ресурсах городской среды.

«Доброжелательность» города к детям эксперты определяют через безопасность и комфортность городской среды, обращая особое внимание на придомовые территории:

Доброжелательность прежде всего раскрывается в комфортности дворовых территорий, их разбиении на зоны комфорта для детей 1-5 лет, гуляющих с родителями, и для детей, гуляющих самостоятельно (Э2).

Другой эксперт справедливо замечает, что городская среда - это среда без границ (Э4), т. е. город должен быть доступен для разных категорий населения, в том числе маломобильных групп - инвалидов, пожилых людей, семей с детьми.

Важными атрибутами современной городской среды являются ее уют, гуманизация, наличие интерактивных общественных пространств, возможности для свободного и безопасного передвижения.

В целом эксперты соглашаются с тем, что за последние несколько лет городская среда претерпела изменения в лучшую сторону. Это не масштабные, а локальные изменения, связанные с благоустройством общественных пространств: «новые благоустроенные скверы и парки» (Э1), «организация детских игровых зон» (Э2). В процессе задействованы не только муниципальные власти, но также коммерческие структуры. Для них обустройство детских игровых площадок, установка развлекательных комплексов становятся не только способом извлечения прибыли, но и ресурсом обеспечения привлекательности торговых центров, ресторанов, кафе и пр. для посетителей с детьми.

Эксперты отмечают, что, несмотря на количественные изменения городской среды (увеличение числа детских площадок, игровых зон и пр.), качество общественных пространств оставляет желать лучшего: «Большая часть новых пространств в городе являются своего рода "музейными экспонатами" - в них не могут бегать дети, нельзя кататься на спортивном инвентаре, нельзя топтать газоны» (Э4); «безопасность и чистота остались на прежнем уровне» (Э6).

В результате ранжирования экспертами предложенных характеристик городской среды (от наиболее значимых для детей к менее значимым) получена следующая картина. На первом месте расположилась безопасность окружения детей, за ней следует комфортность городской среды, третье место занимает направленность на развитие (смысловое содержание городских объектов), далее - доступность городских пространств и возможность передвижения по городу, на последнем месте оказалась эстетическая привлекательность городских объектов. Предложенный перечень из пяти признаков эксперты дополнили «возможностью участия в ее [городской среды] формировании и изменении», а также влиянием среды на развитие у детей коммуникативных навыков. Для того чтобы городская среда была живой, развивающей, важно включать детей и родителей в создание различных объектов арт-культуры, интерактивов в городских парках и скверах.

Экспертами были даны некоторые рекомендации по улучшению городской среды.

Во-первых, это необходимость объединения усилий органов власти, общественности, ученых и коммерческих структур в деле благоустройства города. Это должен быть постоянный конструктивный диалог. Источником новых идей и нестандартных решений городских проблем могут стать городские, семейные форумы, а для активных действий по преобразованию городской среды полезным может стать ресурс молодежи. Так, в городе Хабаровске роль инициативной группы взяла на себя некоммерческая организация «Центр прикладной урбанистики» [7]. Данный центр модерирует множество внутригородских акций и мероприятий совместно с муниципалитетом и общественными организациями по выполнению социальных запросов на изменение городской среды к лучшему (к примеру, акции «Хабаровск.НАШ», «Зимняя набережная»).

В своих рекомендациях эксперты сосредоточили основное внимание на трех группах городских объектов - дворах (придомовых территориях), общественных пространствах (парки, скверы, площади), остановках общественного транспорта.

В отношении организации дворового пространства эксперты отмечают необходимость зонирования дворов, оборудования специальных навесов от солнца и дождя, использования новых технологий для изготовления покрытий, установления малых архитектурных форм. Игровые площадки должны насыщаться тактильными, визуальными, звуковыми интерактивами (использование специальных материалов, специальное оформление, текстурное покрытие). Что касается зонирования, то нужны маркеры для участков разных пользователей двора - автомобилистов, детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков, владельцев собак, пенсионеров и пр.

В общественных пространствах эксперты предлагают организовывать точечные зоны активности детей, равномерно распределенные по всему пространству парка или сквера: одиночные качели, карусели, канатные веревки с прилежащими лавочками, где можно спокойно посидеть в небольшой компании с детьми. Специалисты советуют заказывать постройку тематических игровых комплексов из безопасных, экологически чистых материалов с грамотным цветовым решением в специализированных фирмах. Общественные городские пространства должны быть

пригодны для занятия спортом, использования различных видов спортивного транспорта, в том числе для хаотичной активности детей.

Эксперты рекомендуют оснащать остановки маршрутного транспорта интерактивными полотнами-стенами, по возможности привлекая к созданию таких стендов самих пассажиров с детьми.

Итак, «доброжелательность» городской среды к детям трактуется экспертами как безопасность, комфортность, доступность, направленность на развитие детей. При этом важными характеристиками современной среды являются ее интерактивность, участие самих жителей в создании элементов среды, чуткость реагирования среды на изменение запросов потребителей. Интернет, а именно специализированные форумы, блоги, чаты, социальные сети, дают дополнительные возможности для «улавливания» информации о новых потребностях горожан, а также новых способах их удовлетворения в условиях города.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-36-50076, 2016 г.

2. Lynch K. Growing up in cities. Cambridge, 1977.

3. Chawla L. Growing up in cities: a report on research under way // Environment and Urbanization. 1997. № 2. P. 247-251.

4. Driskell D. Creating better cities with children and youth. Paris, 1998.

5. Chawla L., Malone K. Neighbourhood quality in children's eyes. Children in the city. Home, neighbourhood and community / ed. by P. Christensen, M. O'Brien. London ; New York, 2003.

6. Создание городов, доброжелательных к детям: Программа действий [Электронный ресурс]. URL: www.infoar-chives.ru/data/unicef/ru/booklet.pdf (дата обращения: 07.07.2016).

7. Центр прикладной урбанистики [Электронный ресурс]. URL: https://new.vk.com/cpukhabarovsk (дата обращения: 08.07.2016).

References:

Lynch, K 1977, Growing up in cities, Cambridge,

Chawla, L 1997, 'Growing up in cities: a report on research under way', Environment and Urbanization, no. 2, pp. 247-251. Driskell, D 1998, Creating better cities with children and youth, Paris.

Chawla, L & Malone, K. 2003, Neighbourhood quality in children's eyes. Children in the city. Home, neighbourhood and community, London, New York.

Creation of cities, child-friendly: Action Program 2016, viewed 07 July 2016, <www.infoarchives.ru/data/unicef/ru/booklet.pdf>. Center for Applied Urban 2016, viewed 08 July 2016, <https://new.vk.com/cpukhabarovsk>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.