ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ФИНАНСИРОВАНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© Лапасова В.В.*
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова,
г. Саяногорск
В данной статье рассматривается уровень взяточничества в стране и в здравоохранении как в одной из самых коррумпированных отраслей экономики страны. Анализируются причины коррупции в здравоохранении, а введение добровольного медицинского страхования предлагается как один из методов борьбы с коррупцией.
Существует определенная зависимость между ростом теневой экономики и ростом коррупции в стране. Уже не вызывает сомнения тот факт, что чем выше уровень коррупции в стране, тем большее развитие имеют нелегальные движения финансовых средств в экономике. Как отмечают И.М. Клямкин и Л.М. Тимофеев, главная и самая очевидная особенность теневых экономических отношений в России состоит в том, что они принципиально неотделимы от коррупции [1].
Одной их проблем здравоохранения является низкий уровень финансирования, нецелевое использование средств и увод средств из системы ОМС через взятки и «откаты». Сокращение сумм расходов является недопустимым при неуклонном росте потребности населения в получении медицинской помощи в больших объемах и более высокого качества, так как уровень заболеваемости населения растет. Спектр источников дополнительного финансирования является достаточно широким, но в качестве наиболее распространенных можно выделить: средства, полученные от пациентов напрямую, в оплату предоставляемых медицинских услуг; средства от предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения, более всего за счет имеющейся в распоряжении учреждения здравоохранения инфраструктуры [2]. В современных условиях довольно резко очерчена проблема увода бюджетных средств из ОМС, через проведение отката чиновниками аппарата фонда обязательного медицинского страхования. Сложившиеся правила работы для многих уже стали обычаем делового оборота, без которого не обходится ни одна сделка. Все чаще происходит «обеление» отката, т.е. проведение некоторых операций, по результатам которых, после выполнения требований поставщика, закупщики получают персональные «надбавки» в виде подарков, конвертов.
* Аспирант кафедры «Финансы и кредит»
Говоря о коррупции в здравоохранении, нельзя рассматривать ее оторвано от криминализации экономики страны в целом. Как отмечает Ю.А. Корчагин «задача перехода к экономической свободе не решена до сих пор. Оттого и международные рейтинги РФ по экономической свободе, элементам демократии, криминализации и другим показателям очень низкие. И не будет решена эта задача без решения проблемы декриминализации страны и экономики» [3]. Коррупция, прежде всего это система взяток и подношений, которые берутся чиновниками за выполнение своих должностных обязанностей. Динамика взяток за 2000-2007 годы в Российской Федерации характеризует такую ситуацию, в которой доля взяточничества в числе всех преступлений увеличивается с каждым годом (табл. 1), а это является свидетельством роста коррупции в стране.
Таблица 1
Динамика взяток в числе всех преступлений в РФ, 1990-2007 гг.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Зарегистрировано преступлений (тысяч), всего 2952,4 2952,4 2526,3 2756,4 2893,8 3554,7 3855,4 3582,5
Взяточничество (тысяч) 7 7,9 7,3 7,3 8,9 9,8 10,7 11,6
Доля взяток в общем числе преступлений, % 0,237 0,268 0,289 0,265 0,308 0,276 0,278 0,324
Примечание: таблица составлена автором по данным Федеральной службы государст-
венной статистики
Такой рост взяточничества в России вызван, прежде всего, тем, что многие предприниматели для получения высокой прибыли любой ценой уходят в теневую экономику, либо для совершения выгодных сделок вынуждены платить чиновнику за его благожелательность. Отсюда рост коррупции и откатов в различных министерствах и ведомствах.
Международная организация Transparency International (TI) оценила коррупцию в России: больше всего ее в правоохранительных органах, в образовании и здравоохранении. Готовность дать взятку у россиян снизилась с 74,7 % в 2001 году до 53,2 % в 2006 году. Высоким остался и уровень коррупции в здравоохранении (62 % в 2006 году против 80,4 % в 2001 году) [4]. Такое положение с высоким уровнем коррупции в здравоохранении можно объяснить жизненной необходимостью граждан. И именно этим с успехом пользуются коррумпированные чиновники, принимающие комиссионные вознаграждения от предпринимателей в виде «откатов».
Возникает вопрос, почему же так высока коррупция в здравоохранении. Среди причин высокой коррумпированности в здравоохранении можно выделить:
1. Асимметричность информации. Как правило, асимметрия связана с тем, что предпринимательские структуры, производящие лекарственные препараты, медицинское оборудование и другие материальные ценности для системы здравоохранения знают о своей продукции больше, чем чиновник, принимающие решения о расходовании средств на приобретение лекарственных препаратов, медицинского оборудования и т.д.;
2. Сложности в планировании расходовании ресурсов в здравоохранении вызванные случайным характером возникновения заболеваний. Совершенно неизвестно когда и сколько человек будут нуждаться в медицинской помощи и в каком объеме. Возможны только некоторые прогнозы, которые будут основаны на ретроспективном анализе. Но в периоды катастроф, войн, когда требуется быстрая и высококвалифицированная медицинская помощь ведет к тому, что часто обходятся имеющиеся механизмы надзора за распределением средств в отрасли;
3. Сложность в существующей системе финансирования здравоохранения. Большое количество промежуточных звеньев, принимающих решение о распределении средств, зачастую закрытость информации, повышает риск возникновения коррупции.
Недостатки существующих схем распределения финансовых ресурсов в системе ОМС, наличие существенных пробелов в регулировании порядка использования средств ОМС, а также ответственности за нарушения в использовании этих средств создают возможности для различных злоупотреблений со стороны должностных лиц и появлению коррупционных взаимосвязей между чиновниками наделенными полномочиями по распоряжению финансовыми средствами ОМС и лицами, получающими денежные средства на осуществление лечебной деятельности. Неурегулированные внутриструктурное перераспределение средств ОМС по регионам, по получателям денежных средств (которое в конечном итоге осуществляется самим фондом ОМС) становятся одной из предпосылок для появления коррупции и злоупотреблений со стороны должностных лиц. Кроме того, именно эта причина является одной из основных при возникновении и реализации сговора об использовании денежных средств ОМС (в личных целях обеих сторон) между должностными лицами фонда и руководителями коммерческих организаций, получающих денежные средства при реализации хозяйственных договоров.
Подкуп должностного лица или коррупция может быть отнесено к различным явлениям и использоваться в различном понимании. С одной стороны коррупция этот термин характеризует передачу взятки государственному служащему от заинтересованного лица, а с другой стороны
ситуация коррупции возможна и в частном секторе когда частный продавец регулирует предложение какого-либо редкого товара, вместо использования чистого «ценового» механизма. Доступ к товару получает тот, кто предлагает продавцу определенную сумму, т.е. «взятку».
При этом наиболее типичным является проявление коррупции при подкупе государственных служащих - взяточничество и «откаты» за предоставляемые блага или преимущества бизнес-структурам при заключении сделок на поставку лекарственных препаратов, медицинского оборудования и т.д.
Говоря о коррупции, следует отметить, что точно величину взяток и «откатов» назвать не может никто. Это обусловлено требованием секретности к осуществлению подобной операции. Кроме того, соблюдение тайны сумм «отката» ведет к тому, что средства могут быть перенаправлены не в самое необходимое направление, например из здравоохранения средства могут уйти на осуществление бесполезных для общества проектов.
Проблема, состоит в том, что органы государственной власти регионов передают в соответствии с законом ряд полномочий по размещению заказов на поставку товаров медицинского назначения (лекарственные средства, медицинское оборудование и т.д.) ряду учреждений здравоохранения, в том числе больницам, диспансерам и т.д. В основном средства на подобные закупки выделяются не из бюджета, а из средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования, которые поступают от налогоплательщиков. Эти суммы по величине несопоставимы с бюджетными, а львиная доля денег в больницы идет именно через фонд ОМС. Такая правовая ситуация дает возможность руководителям учреждений здравоохранения напрямую, без проведения конкурса и без участия органов власти, производить закупку необходимых товаров для нужд региона, что уводит средства из системы ОМС и ведет к их нецелевому использованию.
Возникает задача разработки такой схемы финансирования учреждений здравоохранения на федеральном и региональном уровне, которые будут адекватно отражать изменения подходов к уже имеющейся практике предоставления бюджетных средств и средств страховых фондов.
Однако финансирование через систему территориальных фондов ОМС как показала практика также не лишено недостатков, средства внебюджетного фонда уходят в карманы чиновников, за выполнение ими своих должностных функций. Поэтому, наверное, является целесообразным перевод финансирования здравоохранения на финансирование через систему не ОМС, а добровольного медицинского страхования.
Нередким проявлением коррупционности в распределении финансовых ресурсов через систему финансирования здравоохранения является лоббирование, направленное на извлечение собственной выгоды заинтересованными лицами, производимое в ущерб обществу. Типичным примером лоббирования в системе обязательного медицинского страхования является предоставление возможности поставок лекарственных препаратов определенным фирмам и компаниям, которые за полученное право «благодарят» конкретного чиновника или их группу. В этом случае чиновник присваивает себе дополнительный доход (ренту), возникающий в силу занятия им общественной позиции. При этом возникает и обратная связь - лоббирование сопровождается всплеском коррупции как инструмента борьбы за дополнительный доход от должности (ренту).
Считаем, что минимизировать уровень коррупционных проявлений можно в том случае, если соответствующие комплексные меры будут осуществляться в рамках государственной антикоррупционной политики. Для этого первоначально необходимо выделение тех отраслей, которые характеризуются наиболее высоким уровнем коррупции. Такой отраслью является здравоохранение.
На наш взгляд, развитие системы добровольного медицинского страхования должно обеспечить:
1. формирование стабильного потока финансовых ресурсов в медицинские учреждения при условии их строгого учета и контроля, что противодействует коррупции в отрасли;
2. приток пациентов в медицинские учреждения, гарантировав им необходимый объем и качество медицинской помощи, что решает социальные проблемы в стране и регионах;
3. развитие конкуренции на рынке медицинских услуг;
4. снижение уровня коррупции в системе финансирования здравоохранения.
Список литературы:
1. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. - М., 2000. - С. 11.
2. Аюшиев А.Д., Баженов А.М. Об актуальных вопросах финансирования здравоохранения. // Экономика здравоохранения. - 2005. - № 9. -С. 38.
3. Корчагин Ю.А. Три основные проблемы России, ее регионов и механизмы их решения / Ю.А. Корчагин: Монография. - Воронеж: ЦИРЭ, 2007. - С. 28.
4. www.rosim.ru.